Псалом 3 Царя Давида (пророка) – читать текст на русском языке, слушать толкование онлайн бесплатно

Часто во время православного богослужения верующие слышат тексты псалмов. Это главы из книги Ветхого Завета, которые написаны в стихотворной форме. Для многих они являются прекрасным выражением их чувств к Богу. Также в псалмах отражаются множество переживаний, которые испытывает человек на протяжении жизни. А толкования, составленные святыми отцами, помогают глубже понять богословский смысл, заложенный в Писании.


Об авторе О книге

Рассмотрим Псалом 3 — его толкование и смысл.

Псалом Давида 3 – о чем он повествует

Псалмопевец в разные времена повествовал о различных событиях, поднимал в своих текстах множество тем. Среди них были и более радостные, полные надежд, но встречались исполненные печали. К последним относится песнь третья. Однако если читать ее, можно услышать и ободряющий глас, возвышающий и славящий Господа, обнадеживающий и вдохновляющий.

Авессалом – третий сын царя Давида. С ним связана семейная драма пророка. Авессалом был красивым настолько, что не было ни одного недостатка у него «от подошвы ног до верха головы». Кроме того, был он хвалим всеми, что вместе со внешней привлекательностью способствовало увеличению превосходства, гордыни, высокомерия. По современным меркам Авессалом был прекрасным человеком: красивым, успешным.

Однако с точки зрения богословия,

он имел множество пороков, низких качеств.

Авессалом стремился завладеть властью, данной Давиду Богом. Он шел на разные ухищрения, даже завоевал доверие и любовь израильтян, скрыв свою истинную сущность и намерения. Отец любил Авессалома, несмотря на злодеяния последнего. Тот восстал против Давида, из-за чего пророку пришлось бежать, взяв с собой лишь малое количество верных воинов. Авессалом же отправил своих подданных на поиски отца. Вместе с ними преследовали пророка и воины.

Когда Давид узнал об этом, то опечалился еще сильнее. Он отправил своих людей навстречу воинам Авессалома. Несмотря на то, что численностью войско царя было меньше, Давид одержал победу. Однако Авессалом и остатки его воинов бежали. При этом сын Давида погиб по случайности (зацепился волосами за ветвь, а предводитель войска царя умерщвил его). Пророк опечалился, он плакал и взывал «Сын мой! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя».

Считается, что Господь умерщвил Авессалома,

т. к. тот «злословил отца своего», а также творил множество других нечестивых дел.

Одновременно на Давида обрушилось множество бед: сам он принял болезнь, сын ополчился на него, пришлось встретить предательство друга, а верный народ страшился помогать беглому властителю, т. к. новый царь (при жизни им панировал стать Авессалом) может наказать за помощь беглецу. Все эти несчастия подкосили Давида, он испытывал глубокую скорбь. Однако пророк не отошел от Господа. Он продолжал веровать в могущество Всевышнего, знал, что Бог поможет преодолеть ему любые тяготы. Это помогло Давиду воспрянуть духом. Как результат, посыл священного текста ближе к концу изменяется – возносится хвала Богу.

История написания

Трудности встречаются в жизни каждого, но жизнь царя Давида за 1000 лет до Рождества Христова была полна смертельно опасных испытаний. Родного сына царя Авессалома переманили на свою сторону предатели и враги. Этот удар был для Давида неожиданным, подкосил и без того больного царя. Ему пришлось бежать из города с небольшим количество верных людей, в то время как сын, заручившись поддержкой большей части войска, преследовал царя. В подписи к тексту псалма 3 указано, что именно об этом периоде жизни и писал Давид.

Молитва пропитана тоской и унынием, страхом за жизнь и искренней надеждой в поддержку и защиту Господа. Третий псалом относится и к псалмам-плачам, и к хвалебным песням. Если вначале описываются страдания Давида, то к концу молитва преображается, наполняется силой и твердой верой в силу Господа, в светлое будущее, которое обреет праведник.

Текст «Псалом 3» на русском языке – читать с переводом и ударением онлайн, скачать бесплатно

Молитва Давида произносится искренне. Сначала текст подается в форме размышления вслух, царь озвучивает свои переживания. Параллельно пророк выказывает надежду на помощь Всевышнего. Он знает, что Отец Небесный встанет щитом перед молящимся, и страх да оставит его, ибо Господь защищает всегда (и днем, и ночью – в любое время суток пребывает в каждом верующем).

1 Псало́м Дави́ду, внегда́ отбега́ше от лица́ Авессало́ма, сы́на своего́

2 Го́споди, что ся умно́жиша стужа́ющии ми? Мно́зи востаю́т на мя,

3 мно́зи глаго́лют души́ мое́й: несть спасе́ния eму́ в Бо́зе eго́.

4 Ты же, Го́споди, Засту́пник мой еси́, сла́ва моя́ и вознося́й главу́ мою́.

5 Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, и услы́ша мя от горы́ святы́я Своея́. 6 Аз усну́х, и спах, воста́х, я́ко Госпо́дь засту́пит мя.

7 Не убою́ся от тем люде́й, о́крест напа́дающих на мя.

8 Воскресни́, Го́споди, спаси́ мя, Бо́же мой, я́ко Ты порази́л еси́ вся вражду́ющыя ми всу́е: зу́бы гре́шников сокруши́л еси́.

9 Госпо́дне есть спасе́ние, и на лю́дех Твои́х благослове́ние Твое́.

Отправьте эту молитву близким

Отправьте эту молитву близким

[Псалом 3 на старославянском языке распечатать

Отправьте эту молитву близким

1 Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.

2 Господи, почему умножились теснящие меня?

3 Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: нет спасения ему в Боге его.

4 Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, и Ты возносишь главу мою.

5 Гласом моим я ко Господу воззвал, и Он услышал меня со святой горы Своей.

6 Я уснул и спал; пробудился, ибо Господь защитит меня.

7 Не убоюсь множеств людей, кругом нападающих на меня.

8 Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой, ибо Ты поразил всех враждующих против меня тщетно, зубы грешников Ты сокрушил.

9 От Господа спасение и к народу Твоему – благословение Твоё.

Отправьте эту молитву близким

Отправьте эту молитву близким

Отправьте эту молитву близким

Слушать аудио-версию молитвы «Псалом 3» на русском языке, слушать 3 раза подряд

Псалом 3

В начале третьего псалма имеется такое надписание: Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома сына своего.

По попущению Божию, вера и терпение царя Давида были испытываемы многократными нападениями на него со стороны многочисленных врагов его. В число врагов его вступили Ахитофел, один из ближайших советников его, и даже Авессалом, один из сынов его. Последний задумал воцариться вместо Давида, отца своего, и для этой цели подготовил вооруженное против него восстание. Давид принужден был оставить Иерусалим, свою столицу, и бежать с некоторыми из приближенных людей от преследования Авессалома. Но Господь услышал молитву Давида и спас его от козней врагов его, которые все погибли лютой смертью. Пораженный страшною скорбью, Давид во время восстания на него Авессалома взывал ко Господу:

Пс.3:2 Господи, что ся умножиша стужающии ми; мнози востают на мя.

По переводу с еврейского: «Господи! как много у меня врагов!» или: «Как умножились враги мои!» Во Второй книге Царств повествуется, что с Авессаломом против Давида восстали очень многие, потому что Авессалом лестью и обманом «приусвои сердца сынов Израилевых»

, т.е. вкрался в сердца их (2Цар. 15:6,12). В смятении Давид говорил рабам своим:
«Востаните, и бежим, яко несть нам спасения от лица Авессаломля»
(2Цар.15:14).
«Мнози восстают на мя»
. Весь почти израильский народ, отложась от Давида, законного царя своего, пристал к Авессалому, решившемуся низвергнуть Давида и взойти на престол израильского царства. Посему в молитве к Богу Давид жалуется на множество врагов своих. Пророк Давид в этом случае предызобразил собою уничиженное состояние на земле Господа Иисуса Христа, Которого также окружало множество врагов. Давид любил сына своего Авессалома и просил военачальников своих сохранить жизнь его в случае поражения его войска, и горько потом плакал он о сыне своем, когда узнал о смерти его. Так и Иисус Христос плакал о погибели врагов Своих и молился за них. Ахитофел, искренний друг и советник Давида, изменил ему, предался на сторону Авессалома и потом сам удавился. Так Иуда, один из близких учеников Христа, предал Его и после того сам удавился.

Пс.3:3–4 Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою.

Небезосновательно можно предположить, что Давид, молитвенно жалуясь Господу Богу на множество врагов, разумеет не одних внешних, видимых врагов своих, стужающих ему

, т.е. постоянно беспокоящих, угнетающих его, но и врагов внутренних, каковы собственная плоть, постоянно воюющая против закона совести и разума, грешный мир, во зле лежащий, или люди нечестивые, вводящие в соблазн и искушения и постоянно преследующие ненавистью, и, наконец, исконный враг нашего спасения дьявол, постоянно искушающий и ищущий нашей погибели. Все эти враги Давида старались возбудить в душе его помыслы отчаяния в милости Божией, чтобы вернее погубить его. Потому он и говорит в молитве Богу: «Многие говорят душе моей: напрасно он надеется на помощь Божию; нет ему спасения от Бога». Так и нечестивые иудеи, ругаясь Христу, распятому на кресте, говорили:
«Упова на Бога: да избавит ныне Его, аще хощет Ему»
(Мф. 27:43).

Пс.3:4 Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою.

Никакие помыслы, никакие злобные внушения врагов Давида не могли поколебать твердости веры его в Бога и отвратить его от упования на милость Божию и Его заступление. Вся жизнь Давида, все обстоятельства этой жизни, скорбные и радостные, служат подтверждением того, что он всегда твердо исповедовал – и пред людьми, и пред лицем Всеведущего Бога, говоря как бы так: пусть враги мои говорят, что всуе, напрасно надеялся на Бога: все они прельщаются. Ты, Господи, не оставляешь никогда уповающих на Тя, – всегда это скажу; Ты заступник мой; Ты слава моя; Тобою одним хвалюсь я, и Ты не предашь меня поруганию врагов моих. Ты возносишь главу мою. Возношение главы

, поднятие ее кверху означает состояние радости и веселия духа, как и наоборот, наклонение главы и посупление лица есть знак печали и сетования.

Пс.3:5 Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея.

Под горою святою

разумеет здесь псалмопевец те места особого невидимого присутствия Божия, какие в его время особенно свято чтились иудеями. Это, во-первых, храм, или тогдашняя скиния Божия, находившаяся на горе Сион, и, во-вторых, небо, «небесный Иерусалим» (Евр. 12:22). Таким образом, стих пятый псалма может быть выражен следующими словами: в тяжких скорбях, при нападениях врагов моих взывал я ко Господу, и Он милостиво принимал молитвенный вопль мой так же, как и во храме Своем святом, и в небесном Своем Сионе.

Пс.3:6–7 Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людий, окрест нападающих на мя.

Тмами в Священном Писании, на славянском языке, выражается многочисленное собрание, или великое множество людей, тмами собственно называются мириады, или десятки тысяч. Таким образом, смысл изречений 6-го и 7-го стихов может быть выражен так: «Господь слышит молитвенный вопль мой, и потому во время вражеских нападений, сплю ли я или бодрствую, я уверен, что Господь защищает и ограждает меня. Поэтому-то и не страшно для меня великое множество врагов, окружающих и ополчающихся на меня, хотя бы их были десятки тысяч, тмы».

Пс.3:8 Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой: яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе, зубы грешников сокрушил еси.

Слово «воскресни»

употреблено здесь не в прямом смысле воскресения из мертвых, а в переносном. Господь называется воскресающим, или восстающим от сна, когда приходит нам на помощь, и, наоборот, называется спящим, когда не приходит или не оказывает Своей помощи. Тот же псалмопевец говорит в другом месте:
«Востани, Вскую спиши, Господи»
(Пс.43:24). Под
зубами грешников
разумеется, по изъяснению св. отцов, крепость, или сила согрешающих против Давида, или злословие их и хулы. Поэтому сокрушать зубы грешников – значит лишать их крепости, силы, уничтожать их клеветы. Таким образом, выразив уверенность в Божественном покровительстве и заступлении от врагов, Давид и еще обращается с молитвою к Господу, чтобы Он опять восстал на защиту его и спас его от всех враждующих против него напрасно, безвинно, чтобы поразил и отнял у них силу и возможность вредить ему. «Восстань, – говорит, – Господи, в помощь мою и спаси меня, как и доселе Ты поражал всех враждовавших против меня и, как презренных, сокруши их десницею Твоею».

Пс.3:9 Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

В заключение псалма святой псалмопевец еще раз выражает глубокое признание, или исповедание того, что спасением своим от врагов и сам он, и находящиеся при нем люди обязаны Единому Господу, и что благословение Господне почивает на тех людях, которые надеются на Господа и ищут Его помощи. Он как бы так выражает эти мысли и чувства: не только я Тебе единому, Господи, обязан спасением, но и на всех исповедающих имя Твое Ты простираешь Свое благоволение.

«Воззовем и все мы, христиане, воззовем по примеру псалмопевца: к Тебе, Господи, взываю всем сердцем моим. Боже, Боже, услыши мя, упование всех концев земли и странствующих далече. Запрети всем нечистым духам, да бегут от лица раба Твоего, Приими оружие и щит и восстани в помощь мою. Рцы душе моей: спасение твое есмь Аз

. Да отступит от души моей дух боязни, дух уныния, дух гордыни и всякой злобы, да угаснет в ней всякое разжжение, производимое действием диавольским; да просветится дух мой, душа и тело светом видения Твоего, да пришедши в меру возраста, в век века, с ангелами и со всеми благоугодившими Тебе, прославлю всечестное и поклоняемое имя Твое, Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь» (Псалтирь св. Ефрема Сирина).

«Псалом 3» Царя Давида на старославянском языке с ударением

1 Псало́м Дави́ду, внегда́ отбега́ше от лица́ Авессало́ма, сы́на своего́

2 Го́споди, что ся умно́жиша стужа́ющии ми? Мно́зи востаю́т на мя,

3 мно́зи глаго́лют души́ мое́й: несть спасе́ния eму́ в Бо́зе eго́.

4 Ты же, Го́споди, Засту́пник мой еси́, сла́ва моя́ и вознося́й главу́ мою́.

5 Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, и услы́ша мя от горы́ святы́я Своея́.

6 Аз усну́х, и спах, воста́х, я́ко Госпо́дь засту́пит мя.

7 Не убою́ся от тем люде́й, о́крест напа́дающих на мя.

8 Воскресни́, Го́споди, спаси́ мя, Бо́же мой, я́ко Ты порази́л еси́ вся вражду́ющыя ми всу́е: зу́бы гре́шников сокруши́л еси́.

9 Госпо́дне есть спасе́ние, и на лю́дех Твои́х благослове́ние Твое́.

Отправьте эту молитву близким

Отправьте эту молитву близким

Отправьте эту молитву близким

Кафизма 1 на церковно-славянском в синодальном классическом переводе

Кафизма – это раздел Псалтири. Другое название – Стихословие. Всего насчитывается 20 кафизм. Каждая содержит разное количество псалмов. Песнь третья тоже входит в состав одного из разделов – кафизмы 1. Эти части Псалтири делятся на 3 фрагмента (Славы). Название происходит от славословия («Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу…»), его читают между разными частями текста, словами.

Можно произносить третью песнь отдельно, как молитву, или произносить в составе целого раздела.

При прочтении используются те же правила,

что и при обращении ко Всевышнему через другие священные тексты.

Считается, что самый хороший (верный с точки зрения теологии) – не является самым доступным, хоть это и есть классический вариант. Синодальным он назван из-за связи с событием – собранием правления (Святейшего Синода). Этот орган управления утверждал окончательные версии переводов (XIX век). Молитвенное слово в более доступном для понимания формате предназначается для прочтения дома или во храме.

1 Псалом Давиду, Внегда́ отбегаше от лица́ Авессалома, Сы́на своего́

(Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.)

2 Го́споди, что ся умно́жиша стужа́ющии ми? Мно́зи востаю́т на мя,

(Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня)

3 мно́зи глаго́лют души́ мое́й: несть спасе́ния ему́ в Бо́зе его́.

(многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге».)

4 Ты же, Го́споди, Засту́пник мой еси́, сла́ва моя́ и вознося́й главу́ мою́.

(Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.)

5 Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, и услы́ша мя от горы́ святы́я Своея́.

(Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.)

6 Аз усну́х, и спах, воста́х, я́ко Госпо́дь засту́пит мя.

(Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.)

7 Не убою́ся от тем люде́й, о́крест напа́дающих на мя.

(Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.)

8 Воскресни́, Го́споди, спаси́ мя, Бо́же мой, я́ко Ты порази́л еси́ вся вражду́ющыя ми всу́е: зу́бы гре́шников сокруши́л еси́.

(Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых.)

9 Госпо́дне есть спасе́ние, и на лю́дех Твои́х благослове́ние Твое.

(От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.)

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху, и ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Алли­лу́иа, алли­лу́иа, алли­лу́иа, сла́­ва Те­бе́, Бо́­же. (три́жды)

Го́с­по­ди, по­ми́­луй (три́жды)

Сла́­ва Отцу́ и Сы́­ну и Свято́­му Ду́ху и ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Отправьте эту молитву близким

Отправьте эту молитву близким

Отправьте эту молитву близким

Толкование Псалтири. Псалом III

На церковно-славянском яз.На русском яз. (перевод П.Юнгерова)На русском яз. (синодальный перевод)
№. Pал0 мъ дв7ду, внегдA tбэгaше t лицA ґвессалHма сhна своегw2, G. в7. ГDи, чт0 сz ўмн0жиша стужaющіи ми2; мн0зи востаю1тъ на мS, G. Мн0зи глаг0лютъ души2 моeй: нёсть сп7сeніz є3 мY въ бз7э є3гw2. д7. Тh же, гDи, застyпникъ м0й є3си2, слaва моS, и3 возносsй главY мою2. є7. Глaсомъ мои1 мъ ко гDу воззвaхъ, и3 ўслhша мS t горы2 с™hz своеS. ѕ7. Ѓзъ ўснyхъ, и3 спaхъ, востaхъ, ћкw гDь застyпитъ мS. з7. Не ўбою1сz t тє1 мъ людeй, w4крестъ напaдающихъ на мS. }. Воскrни2, гDи, сп7си1 мz, б9е м0й: ћкw ты2 порази1лъ є3си2 вс‰ враждyющыz ми2 всyе, зyбы грёшникwвъ сокруши1лъ є3си2. f7. ГDне є4сть сп7сeніе, и3 на лю1дехъ твои1хъ бlгословeніе твоE.Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего. Господи! Как умножились гонители мои! Многие восстают на меня. Многие говорят душе моей: «нет спасения ему в Боге его». Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, и Ты возносишь голову мою. Гласом моим ко Господу я воззвал, и Он услышал меня от горы святой Своей. Я уснул, спал и восстал, ибо Господь защитит меня. Не убоюсь множества людей, кругом нападающих на меня. Восстань, Господи! Спаси меня, Боже мой! Ибо Ты поразил всех, напрасно враждующих против меня, зубы грешников сокрушил. От Господа спасение, и на народе Твоем благословение Твое.Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего. Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня; многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге». Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня. Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых. От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.

В толковании псалмов христианскими авторами ясно виден важнейший экзегетический принцип: прообразовательное значение священного текста. Так, будучи написаны в определенном историческом контексте, строки Библии пророчески возвещают новозаветные события и далее, уже более аллегорически, отражают различные состояния души человека. В псалмах, отражающих некую историческую действительность, христианские авторы усматривали пророчества о событиях Нового Завета, а в происходящем с Давидом могли видеть разные ситуации из жизни Иисуса Христа. Но истолкование не ограничивалось земной жизнью Спасителя. Даже более актуальным оказывался либо нравоучительный вывод из библейских строк, либо поиск вечного значения псалма, подходящего всем и всегда, отражающего важнейшие духовные движения человека. Третий псалом звучит на каждой Утрени в составе Шестопсалмия, отражая чувство брошенности и уязвимости человека, главная надежда которого может быть только на Бога: «Господне есть спасение». «Он приличествует не Давиду только одному, а и всякому подвергающемуся нападениям от врагов видимых и невидимых» (Евфимий Зигабен).

Как говорится в надписании третьего псалма (Псалом Давиду, внегда отбегаше от Авессалома сына своего), он был составлен в связи с бегством царя Давида во время захвата власти его сыном Авессаломом (2 Цар. 15–18)1. Будучи гоним со стороны самого близкого человека, зная о предательстве Ахитофела — одного из своих приближенных, Давид воззвал к Господу, одновременно прообразуя отвержение Христа Израилем (который в Библии именуется сыном Божиим), предательство Иуды, страдание и воскресение Иисуса Христа2.

Историческое объяснение псалма имеет вместе и нравственное приложение. Давид был наказан за свое преступление: он разбил чужую семью — отправил Урию на смерть, а сам женился на его жене Вирсавии. От IV—V вв. до нас дошел текст под именем свт. Иоанна Златоуста, приписываемый ныне Астерию (IV–V? вв.), в котором содержится сугубо нравственное толкование псалма и утверждается, что «домашние бедствия суть плоды грехов». «Блаженный Давид в настоящем псалме имел целью научить добродетельной и целомудренной жизни, никогда не делать зла и не презирать законов Божиих, чтобы согрешивший не потерпел того же, что потерпел он сам. Давид бежал от сына своего, потому что удалился от чистоты; бежал от сына, потому что нарушил целомудренное супружество; бежал от сына, потому что убежал от закона Божия, который говорит: Не убий, не прелюбы сотвори (Исх. 20:13)… Многие ведь и ныне ведут войну в домах своих: один встречает войну от жены, другой осаждается сыном, иной терпит неприятности от брата, иной от слуги, — и каждый мучится, досадует, сражается, при-чиняет войну и поражается войною; но никто не думает, рассуждая сам в себе, что если бы он не посеял грехов, то не возросли бы в доме его терния и волчцы, — если бы не под-ложил искр греховных, то не воспламенился бы дом его«3.

Блж. Иероним говорит, что псалом можно отнести к Давиду или ко Христу, а через Него ко всем святым4. Вообще западные толкователи чаще подчеркивают связь псалмов с жизнью Иисуса Христа. В особенности 6-й стих (Аз уснух и спах, востах) получил христологическое объяснение, как возвещающий смерть и воскресение Христа. Так, блж. Августин говорит: «Не умолчали пророчества псалмов и о воскресении Его. Ибо о чем другом поется в псалме третьем от лица Его: „Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня“ (Пс. 3:6)? Разве кто-нибудь окажется до такой степени потерявшим здравый смысл, что подумает, будто пророк хотел представить нам как нечто великое то, что он уснет и встанет, если под сном этим не разумелась смерть, а под пробуждением — воскресение, которое в таких выражениях надлежало предвозвестить о Христе?» (О граде Божием 17, 18). Среди восточных это место находит похожее понимание. Так, Давид «научает, чем решится общая тягота человеческих бедствий, и при внезапном озарении Духом наученный таинству страдания Господня, приемлет на себя самое лице Владыки и говорит: «Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя» (Пс. 3:6). (Свт. Григорий Нисский. О надписании псалмов. 2, 10.)

Однако более распространенным подходом к восприятию третьего псалма стал поиск духовного смысла, актуального вне временных событий библейской истории. Толкователей часто привлекало соотнесение псалмов с внутренней жизнью души, отражение в них многообразного духовного мира. Свт. Афанасий говорит, «что псалмы для поющего их служат как бы зеркалом; в них познает он движения души своей… И слушающий читающего принимает псалом за песнопение о нем самом… И всякий, когда поет третий псалом, взирая на собственные скорби, заключающиеся во псалме слова почитает как бы своими«5. «Если гоним ты своими и много восстающих на тебя, — то говори третий псалом«6. Такой подход делает псалом более универсальным, применимым в любое время, отражающим вечные законы духовной жизни. Так, борьба с врагом, невидимая духовная брань — неизменный спутник человека на протяжении всей жизни.

Восточные толкователи в поисках вечного смысла Священного Писания более склонны относить содержание псалмов к внутренним движениям души. В особенности это ярко видно в комментарии на третий псалом свт. Григория Нисского: „Так первый псалом удалил человека от сродства со злом, второй, предвозвестив явление Господа во плоти и показав, что блаженство наше — упование на Него, указал, к кому должны мы прилепиться. Третий псалом предвещает предстоящее тебе от врага искушение, так что тебя, помазанного уже на царство за веру и соцарствующего с истинным Помазанником, намеревается свергнуть с сего достоинства не кто-либо внешний, но тот, кто от тебя самого происходит. Ибо не со стороны заимствованную имеет над нами силу неприятель, и не бываем мы свергнуты с своего достоинства кем другим, если сами при тяжких муках не соделаемся отцами злого порождении…“ Такое духовное толкование далее переходит у свт. Григория в аллегорию, иносказание, загадку: поскольку в первых псалмах не укреплены еще наши силы к борьбе, чтобы при нападениях противника лицом к лицу вступить с ним в битву; то слово показало боримым, что не маловажно для безопасности избегать нашествия подобного врага, примером из надписания, научая тебя, что, когда родится у тебя Авессалом, власатый пороками братоубийца, вознеистовавший на честный твой брак и на ложе нескверное; тогда бегай, как говорит Господь, из города в город (Мф. 10:23). Ибо бегством от лица такого сына — Авессалома, тому, кто собрал свои силы при помощи древа, привязавшего к себе лукавые власы Авессаломовы, можно тремя стрелами умертвить врага… стрела сия есть живое Слово Господне, острее всякого меча обоюдоострого (Евр. 4:12), слово же есть Христос; и в сем имени исповедуется таинство Троицы. В Нем познаем и Помазанного, и Помазавшего, и Того, Кем помазан». (О надписании псалмов. 2, 11.) Так, в этом случае мы уже сталкиваемся с крайностями аллегорического метода, усвоенного свт. Григорием, вероятно, от Оригена.

Теперь обратим внимание на некоторые детали.

Несколько неожиданным кажется надписание третьего псалма. Этот псалом — один из первых, а события, связанные с восстанием Авессалома, имели место далеко не в начале жизненного пути царя Давида и уж точно, например, после повода и написания псалма 50-го. В связи с этим рассмотрим один из общих вопросов псалтири, а именно последовательность псалмов, обратим внимание на их порядок. Они идут один за другим не в порядке исторических событий и, очевидно, не в порядке их написания. Но вряд ли можно говорить о случайном и беспорядочном расположении псалмов в этом древнем священном сборнике. На определенном порядке псалмов особо останавливается и свт. Григорий Нисский, он говорит о цели, которую преследует данный порядок: «иной основательно спросит и о том, почему порядок псалмопения не согласен с последовательностью истории. Ибо, если кто обратит вниманье на расстояние времени, в которое продолжалась жизнь Давида, и на последовательность событий, то не найдет, чтобы расположение псалмов согласовалось с порядком истории. Поэтому, обращаясь к первой цели нашего слова, скажем, что ни о чем этом не было заботы у нашего Учителя; а Учителем, думаю, должно наименовать Духа Святого, как говорит Господь: Тот научит вас всему (Ин. 14:26). Итак, Сим руководителем и наставником душ признается делом второстепенным все иное, попечение же у Него только о том, чтобы спасти блуждающих в суете жизни и привлечь к жизни истинной. Ибо для всякого дела, совершаемого с какою-либо целью, есть некий естественный и необходимый порядок, при котором последовательно с успехом исполняется желаемое… В первом отделе псалмопения отлучены мы от порочной жизни, а в следующих отделах непрерывною последовательностью уподобление доведено до совершенства. Поэтому порядок псалмов строен, потому что, как сказано, Духу желательно научить нас не простой истории, но души наши образовать добродетелью по Богу, как требует сего последовательное уразумение написанного в псалмах, а не какое нужно в исторической последовательности». (О надписании псалмов 2, 11.) Церковное употребление псалтири предполагает регулярное прочитывание всей книги подряд по порядку с известной периодичностью (один или два раза в неделю). Один ученый библеист так сформулировал мысль о важности последовательного чтения псалмов в данном в Библии порядке: «Полагаю, что Псалтырь действительно имеет определенный порядок, который сегодня вновь стараются открыть экзегеты, и этот порядок надо уважать. Имеется, как говорили отцы церкви, consequential между одним псалмом и другим, последовательное сцепление терминов и мотивов, которое обязывает и читателя к последовательности, к непрерывности чтения, становящегося некоей чередой (по-гречески аколуфиа). Через чтение сверху донизу всех давидовых псалмов в нас реализуется подлинный мессианский опыт, опыт следования за Мессией«7.

Характерной фигурой речи, отражающей особенности еврейского текста Библии, является следующий гебраизм в 5-м стихе: гласом моим ко Господу воззвах. Понятно, что взывать можно только гласом, но такое, вроде бы излишнее, повторение придает тексту особую поэтику, выразительность и усиление. Господь слышит Давида «от горы святыя Своея», т. е. Сиона, как места особенного благодатного Своего присутствия.

Примечательно по своей выразительности выражение: «зубы грешников сокрушил еси» (Пс. 3:8). В Объяснении на псалмы свт. Афанасия приводится следующее объяснение: «Зубами же грешников называет или крепость согрешающих против него, или злословие их и хулы». Затем там же следует другое объяснение, приписываемое ныне Евагрию Понтийскому: «зубы грешников — бессловесные (или неразумные) помыслы, приходящие к нам по природе, пользуясь которыми наши враги часто приближаются к нам, чтобы снести плоти наша (Пс. 26:2), то есть рождающееся из плоти: явлена же суть дела плотская (Гал. 5:19), как говорит божественный апостол»8. Блж. Феодорит в своем Объяснении Псалтири так поясняет образ зубов: «лишил их всей крепости; образ выражения заимствован от зверей, которые, если лишены зубов, нимало не опасны и удобно одолеваются».

Священник Димитрий Румянцев, магистр богословия

  1. Блж. Феодорит Кирский замечает, что «по причине принесенного им теплого покаяния воздействовал в нем тогда Божий Дух».
  2. «В высшем пророческом смысле в псалме слышен глас Господа нашего Иисуса Христа к Богу Отцу во время Крестных страданий». Миллер Т. А. Комментарии // Учебная Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. М., 2011. С. 661.
  3. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. — М.: Спасское братство, 2013. С. 8.
  4. Psalms 1–50. Edited by Craig A. Blaising and Carmen S. Hardin. Ancient Christian commentary on Scripture. Old Testament VII. 2008. P. 19.
  5. Послание к Марцеллину, 12.
  6. Там же, 15.
  7. Мелло А. Божья любовь в псалмах. М.: ББИ, 2014. С. 4–5. Ср. строки Д.Бонхёфера: «нельзя выбирать отдельные псалмы по своему вкусу, этим мы бесчестим библейский молитвенник и ведем себя так, будто мы лучше Самого Бога знаем, о чем нам следует молиться» (Бонхёффер Д. Псалтирь — библейский молитвенник. О душепопечении. М., 2006. С. 28). Речь идет не о том, чтобы не использовать отдельные псалмы, а о том, чтобы не пренебрегать остальными, как бы к нам не относящимися.
  8. Scholia in Psalmos. См.: PG 12, 1132. В Патрологии Миня эти строки находятся в произведениях Оригена.

Православное детальное толкование пророка

Если взять для себя за основу текст на церковно-славянском языке, то понять смысл большинству верующих будет сложно, т. к. для этого нужно иметь расширенный объем знаний по богословию. Многие слова носят другое значение, а ошибочное суждение о смысле псалма даст неверное представление о догматах православия. Так будет увеличиваться неправильная картина мира. В свою очередь, она ляжет в основу представлений у потомков.

Можно избежать таких последствий, нужно лишь проявить терпение и внимательность при изучении священных текстов. Тем, кто только начал читать Псалтирь, нужно помнить, что на этом этапе не получится обойтись без толкований богословов, священнослужителей. Перевод помогает узнать значения слов церковнославянского языка, на котором написан Псалтирь. Однако не всегда он раскрывает смысл. Во многих переводах передается более узкий смысл написанного. Если понимать главную мысль буквально, теряется более глубокая сила псалмов.

Стих 1

В состав псалма 3 входит 9 стихов. Причем первый из них дает прямое указание на временной промежуток, когда творились события, о которых повествует Давид. Происходило это, когда Авессалом (сын пророка) возвысился над отцом своим и Господом, решил занять трон родителя своего. Точнее указать время (час в сутках) невозможно. Это события давно минувших дней, многие детали утеряны. Однако с уверенностью можно сказать, что псалом написан после бегства Давида из Иерусалима.

Псало́м Дави́ду, внегда́ отбега́ше от лица́ Авессало́ма, сы́на своего́

Отправьте эту молитву близким

Стих 2

Пророк повествует о событиях тех дней с момента, когда к нему пришло осознание, насколько много врагов собралось вокруг. За царем начал охоту собственный сын, подданные поддерживали его. В любой момент пророк мог погибнуть, что также печалило его. «Многие восстают на меня» – имеется в виду удивительная особенность человека: когда происходит изменение власти, у тех, кто ранее не имел возможности вслух заявить о себе, делают это в тени более сильного, часто – под покровом нападающего человека.

Го́споди, что ся умно́жиша стужа́ющии ми? Мно́зи востаю́т на мя,

Отправьте эту молитву близким

Стих 3

«Нет ему спасения в Боге» – нечестивые, неверующие отрицают всесилие Господа. Они восславляют себя и свои возможности, в худшем случае – поклоняются диаволу. Это не позволяет получить полное представление о мире, т. к. только люди, полные Божественного света, обладают способностью узреть всю картину, объединяя при этом противоположности.

На самом же деле Давид знает, что все они, нечестивые, ошибаются – Господь есть и он в каждом из нас, он промеж нас, оберегает, защищает, направляет, но и воспитывает, хулит. Однако же это все – Бог, он видит всех и вся, а спасение дарует тем, кто обратился к нему.

мно́зи глаго́лют души́ мое́й: несть спасе́ния eму́ в Бо́зе eго́.

Отправьте эту молитву близким

Стих 4

Давид обращается к Отцу Небесному, он восславляет его, говорит: «Но ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою». Эти слова показывают, насколько убежден в своей правоте Давид, т. к. он приобщился к Великой истине, а те, кто порицает его надежды на Отца Небесного, увидят реальность, но их это не спасет от забвения.

Ты же, Го́споди, Засту́пник мой еси́, сла́ва моя́ и вознося́й главу́ мою́.

Отправьте эту молитву близким

Стих 5

«Гласом моим взываю г Господу, и Он слышит меня со Святой горы Своей» – пророк уже знает, что Бог слышит каждую из молитв. Несмотря на кажущееся внешнее одиночество после того, как Царь покинул Иерусалим, внутренний мир Давида не оскудел. Пророк продолжал веровать во Всевышнего, обращаться к нему, будучи в бегах. Бог услышит мольбы отовсюду, даже «со своей горы».

5 Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, и услы́ша мя от горы́ святы́я Своея́.

Отправьте эту молитву близким

Стих 6

Пророк Давид верует в то, что Господь защищает денно и нощно: когда встает он и когда ложится спать. Это позволяет ощутить себя в безопасности вне зависимости от обстоятельств.

Аз усну́х, и спах, воста́х, я́ко Госпо́дь засту́пит мя.

Отправьте эту молитву близким

Стих 7

Этот стих является продолжением предыдущего. В нем Давид говорит о том, что «не убоится тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня». Так и случилось при побеге царя, когда он не мог довериться ни одному из окружающих его людей, ибо все они пребывали в страхе из-за вероятных доносов за помощь беглецу.

Давид, несмотря на эти опасности, оставался среди живых, ложился спать и вставал, хоть и был окружен врагами со всех сторон. Однако Господь защищал его. Видя это, пророк продолжал веровать в безграничное могущество Отца Небесного.

Не убою́ся от тем люде́й, о́крест напа́дающих на мя.

Отправьте эту молитву близким

Стих 8

Давид призывает Бога восстать. Он молит о каре врагам, наказании за совершенные злодеяния. Но Господь справедлив, он не оставит ни одного из нечестивых без ответа за свои злодеяния. Однако Давид уже давно переносил испытания, а потому взмолился сам Богу о помощи в освобождении от врагов.

Воскресни́, Го́споди, спаси́ мя, Бо́же мой, я́ко Ты порази́л еси́ вся вражду́ющыя ми всу́е: зу́бы гре́шников сокруши́л еси́.

Отправьте эту молитву близким

Стих 9

Спасение приходит от Господа, а народ израилев получает благословение Божие. Это развязка любой сложной ситуации – Отец Небесный Торжествует, а вместе с ним – верующие люди, которые не отреклись от Всевышнего.

Госпо́дне есть спасе́ние, и на лю́дех Твои́х благослове́ние Твое́.

Отправьте эту молитву близким

Содержание

Царь Давид был одним из самых известных израильских правителей. Но судьба его оказалась весьма непростой. Много ему довелось пережить, но в любых обстоятельствах он всегда полагался на Бога, Его милость. Об этом и текст псалма 3, который входит в Шестопсалмие (молитвы, которые являются частью вечернего православного богослужения).

  • Данная молитва была составлена в период, когда Давид скрывался от преследования. С ним остались лишь немногие преданные люди, казалось, что весь мир ополчился на царя.
  • Осознавая опасность, автор поначалу находит свое положение безвыходным. Однако уже в следующих строках настроение меняется.
  • Именно Господь даровал ему все предшествующие успехи, так почему в этот раз Он не может помочь? Согласно толкованию И. Лопухина, именно Всевышний становится для беглеца источником уверенности в том, что все будет хорошо.
  • Враги, желающие смерти Давиду, будут наказаны Богом. Именно он в Писании обещает защитить верных, поэтому псалмопевец больше не боится смерти. Слова молитвы полны уверенности, торжества, хвалы Господу.

Рубрика вопрос-ответ

Можно читать Псалом 3, слушать – результат моления будет одинаковым. У первого из способов есть преимущество – можно прерываться, когда это необходимо, чтобы уточнить неясные моменты у тексте-толковании. Вопросы по читаемому псалму задают и священнослужителю. Есть возможность обратиться к православному ресурсу, найти ответы здесь.

Псалом 3, для чего читают?

Мнение эксперта

Отец Иннокентий

«Псалом 3 – это источник мудрости, т. к. поведение Давида может дать пример того, что даже в глубочайшей скорби не следует отказываться от Бога, ненавидеть его за невзгоды, которые посылаются. Все испытания, которые даются Всевышним, призваны помочь развитию души, ее изменению, приближению к Отцу Небесному, а также показать, что любовь к Богу – есть высшее счастье на Земле, отречение от него подобно медленной смерти. Если прочесть или прослушать псалом, можно укрепить свою веру, получить поддержку в тяжелых ситуациях (когда подано исковое заявление, ведутся судебные тяжбы, соседи или родственники враждуют, нарушился сон у молящегося из-за этого)».

В чём сила молитвы Псалом Давида 3?

Третья песнь первой кафизмы Псалтири показывает силу Господню – защищает верующего, даже когда тот со всех сторон окружен множеством врагов, стремящихся погубить его. Псалом дает почувствовать, какой глубины вера должна быть у человека, чтобы войти в Царствие Небесное. При прочтении молитвы усиливается любовь, человек перестает зависеть от обстоятельств, окружающего мира, полагается на Бога, учится обращаться к нему при возникновении непреодолимых сложностей. В ответ на благости Всевышнего молящийся наущается отдавать благодарность, возносить Бога превыше всего.

Псалом Давида 3 – в какое время суток читать?

Эта песнь входит в состав утрени – молебного чтения, проводимого в ранние часы дня. Причем псалом 3 – важная его часть. Перед началом моления выполняется малое славословие. Затем читается третий псалом. Произносится шестипсалмие на каждой утрене. Исключение составляют дни Светлой Седмицы. Дома читают псалом 3 на русском языке.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]