6-й тропарный глас
Молитва Святому Духу, глас 6:
Царю́ Небе́сный,/ Уте́шителю, Ду́ше истины,/ Иже везде́ сый/ и вся исполня́яй,/ Сокро́вище благи́х/ и жи́зни Пода́телю,/ прииди́ и всели́ся в ны,/ и очи́сти ны от вся́кия скве́рны,// и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
(загрузить)
Ноты для 6-го гласа: (см. также пояснения к нотам).
Тропарь воскресный, глас 6:
А́нгельския Си́лы на гpо́бе Твое́м/ и стpегу́щии омеpтве́ша,/ и стоя́ше Маpи́я во гpо́бе,/ и́щущи Пpечи́стаго Те́ла Твоего́./ Плени́л еси́ ад, не искуси́вся от него́;/ сpе́тил еси́ Де́ву, да́pуяй живо́т.// Воскpесы́й из ме́pтвых, Го́споди, сла́ва Тебе́.
(загрузить)
Богородичен, глас 6:
Благослове́нную нареки́й Твою́ Ма́терь,/ прише́л еси́ на страсть во́льным хоте́нием,/ возсия́в на Кресте́, взыска́ти хотя́ Ада́ма,/ глаго́ля А́нгелом:/ сра́дуйтеся Мне, я́ко обре́теся поги́бшая дра́хма.// Вся му́дре устро́ивый, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Кондак воскресный, глас 6:
Живонача́льною дла́нию/ уме́ршия от мра́чных уд́олий/ Жизнода́вец воскреси́в всех Христо́с Бог,/ воскресе́ние подаде́ челове́ческому ро́ду:/ есть бо всех Спаси́тель,// Воскресе́ние и Живо́т, и Бог всех.
Кондак перед начатком всякаго добраго дела, глас 6:
Ско́рый в заступле́ние и кре́пкий в по́мощь,/ предста́ни благода́тию си́лы Твоея́ ны́не/ и, благослови́в, укрепи́,/ и в соверше́ние наме́рения блага́го де́ла рабо́в Твои́х произведи́;/ вся бо, ели́ка хо́щеши,// я́ко Всеси́льный Бог, твори́ти мо́жеши.
Кондак в Неделю Ваий, глас 6:
На Престо́ле на Небеси́,/ на жребя́ти на земли́ носи́мый, Христе́ Бо́же,/ А́нгелов хвале́ние и дете́й воспева́ние/ прия́л еси́ зову́щих Ти:// благослове́н еси́, гряды́й Ада́ма воззва́ти.
Кондак Вознесению Господню, глас 6:
Е́же о нас испо́лнив смотре́ние,/ и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным,/ возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ника́коже отлуча́яся,/ но пребыва́я неотсту́пный,/ и вопия́ лю́бящим Тя:// Аз есмь с ва́ми и никто́же на вы.
Кондак во Святую и Великую Субботу, глас 6:
Бе́здну Заключи́вый, мертв зри́тся,/ и сми́рною и плащани́цею обви́вся,/ во гро́бе полага́ется, я́ко сме́ртный, Безсме́ртный;/ жены́ же приидо́ша пома́зати Его́ ми́ром,/ пла́чущия го́рько и вопию́щия:/ сия́ Суббо́та есть Преблагослове́нная,// в не́йже Христо́с усну́в, воскре́снет тридне́вен.
Кондак Стефану, первомученику и архидиакону, глас 6:
Пе́рвый се́ялся еси́ на земли́ Небе́сным Де́лателем,/ всехва́льне Стефа́не,/ пе́рвый на земли́ за Христа́ кровь излия́л еси́, блаже́нне,/ пе́рвый от Него́ побе́ды венце́м увя́злся еси́ на Небесе́х,/ страда́льцев нача́ло,// вене́чниче, му́чеников первострада́льне.
Кондак Игорю Черниговскому и Киевскому, страстотерпцу, глас 6:
Измени́л еси́ земна́го княже́ния сла́ву / во и́ночества о́браз смире́нный / и страда́льчески земно́е житие́ сконча́в, / ны́не на Небесе́х ра́дуешися, / усе́рдне моля́ся о чту́щих тя,// И́горе, страда́льцев похвало́.
Кондак Севастийским мученикам сорока, глас 6:
Все во́инство ми́ра оста́вльше, / на Небесе́х Влады́це прилепи́стеся,/ страстоте́рпцы Госпо́дни четы́редесять, / сквозе́ огнь бо и во́ду проше́дше, блаже́ннии, / досто́йно восприя́сте сла́ву с Небе́с // и венце́в мно́жество.
Тропарь Мартину Туровскому, глас 6:
Тя́жким неду́гом стpа́ждущий и людьми́ забы́тый,/ моли́л еси́ жа́жду утоли́ти, пpеподо́бне Маpти́не,/ те́мже Хpисто́с посла́ с Небесе́ благове́pных Боpи́са и Гле́ба/ тебе́ послужи́ти и неду́г исцели́ти,/ моли́ся ны́не ко Го́споду// спасти́ся душа́м на́шим.
Мlтва с™0му д¦у, глaсъ ѕ7:
ЦRю2 нбcный,/ ўтёшителю, дш7е и4стины,/ и4же вездЁ сhй/ и3 вс‰ и3сполнszй,/ сокр0вище бlги1хъ/ и3 жи1зни подaтелю,/ пріиди2 и3 всели1сz въ ны2,/ и3 њчи1сти ны2 t всsкіz сквeрны,// и3 сп7си2 бlже дyшы нaшz.
Тропaрь воскrнъ, глaсъ ѕ7:
ЃгGльскіz си6лы на гр0бэ твоeмъ,/ и3 стрегyщіи њмертвёша:/ и3 стоsше мRjа во гр0бэ,/ и4щущи пречcтагw тёла твоегw2./ плэни1лъ є3си2 ѓдъ, не и3скуси1всz t негw2:/ срётилъ є3си2 дв7у дaруzй жив0тъ.// воскRсhй и3з8 мeртвыхъ, гDи слaва тебЁ.
БGор0диченъ, глaсъ ѕ7:
Бlгословeнную нарекjй твою2 м™рь,/ пришeлъ є3си2 на стrть в0льнымъ хотёніемъ,/ возсіsвъ на кrтЁ, взыскaти хотS ґдaма,/ глаг0лz ѓгGлwмъ:/ срaдуйтесz мнЁ, ћкw њбрётесz поги1бшаz дрaхма,// вс‰ мyдрэ ўстр0ивый б9е нaшъ, слaва тебЁ.
Кондaкъ воскrнъ, глaсъ ѕ7:
Живоначaльною длaнію,/ ўмeршыz t мрaчныхъ ўд0лій,/ жизнодaвецъ воскRси1въ всёхъ хrт0съ бGъ,/ воскrніе подадE человёческому р0ду:/ є4сть бо всёхъ сп7си1тель,// воскrніе и3 жив0тъ, и3 бGъ всёхъ.
Кондaкъ пред8 начaломъ всsкагw д0брагw дёла, глaсъ ѕ7:
Ск0рый въ заступлeніе и3 крёпкій въ п0мощь,/ предстaни бlгодaтію си1лы твоеS нhнэ,/ и3 бlгослови1въ ўкрэпи2,/ и3 въ совершeніе намёрєніz бlгaгw дёла рабHвъ твои1хъ произведи2:/ вс‰ бо є3ли6ка х0щеши,// ћкw всеси1льный бGъ, твори1ти м0жеши.
Кондaкъ въ недёлю вaій, глaсъ ѕ7:
На пrт0лэ на нб7си2,/ на жребsти на земли2 носи1мый хrтE б9е,/ ѓгGлwвъ хвалeніе, и3 дэтeй воспэвaніе/ пріsлъ є3си2 зовyщихъ ти2: //бlгословeнъ є3си2 грzдhй ґдaма воззвaти.
Кондaкъ во с™yю и3 вели1кую суббHту, глaсъ ѕ7:
Бeздну заключи1вый, мeртвъ зри1тсz,/ и3 смЂрною и3 плащани1цею њбви1всz,/ во гр0бэ полагaетсz ћкw смeртный безсмeртный:/ жєнh же пріид0ша помaзати є3го2 мЂромъ,/ плaчущыz г0рькw и3 вопію1щыz:/ сіS суббHта є4сть пребlгословeннаz,// въ нeйже хrт0съ ўснyвъ, воскрeснетъ триднeвенъ.
Кондaкъ первомyченику и3 ґрхідіaкону стефaну, глaсъ ѕ7:
Пeрвый сёzлсz є3си2 на земли2 нбcнымъ дёлателемъ,/ всехвaльне стефaне,/ пeрвый на земли2 за хrтA кр0въ и3зліsлъ є3си2, бlжeнне:/ пeрвый t негw2 побёды вэнцeмъ ўвsзлсz є3си2 на нб7сёхъ,/страдaльцєвъ начaло,// вэнeчниче м§никwвъ первострадaльне.
Кондaкъ и4горю черни1говскому и3 кjевскому, глaсъ ѕ7:
И#змэни1лъ є3си2 земнaгw кнzжeніz слaву/ во и4ночества w4бразъ смирeнный/ и3 страдaльчески земн0е житіE скончaвъ,/ нhнэ на нб7сёхъ рaдуешисz,/ ўсeрднэ молsсz њ чтyщихъ тS,// и4горе, страдaльцєвъ похвало2.
Кондaкъ севастjйскимъ м7 м§никамъ, глaсъ ѕ7:
ВсE в0инство мjра њстaвльше,/ на нб7сёхъ вLцэ прилэпи1стесz,/ страстотeрпцы гDни четhредесzть:/ сквозЁ џгнь бо и3 в0ду прошeдше, блажeнніи,/ дост0йнw воспріsсте слaву съ небeсъ// и3 вэнцє1въ мн0жество.
Тропaрь марти1ну тyровскому, глaсъ ѕ7:
Тsжкимъ недyгомъ стрaждущій и3 людьми2 забhтый,/ моли1лъ є3си жaжду ўтоли1ти, препод0бне марти1не,/ тёмже хrт0съ послA съ небесE бlговёрныхъ бори1са и3 глёба/ тебЁ послужи1ти и3 недyгъ и3сцэли1ти,/ моли1сz нhнэ ко гDу// сп7сти1сz душaмъ нaшымъ.
Автор: Администратор
Дата публикации: 15.04.2019
Отклики (375)
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отклики.
LiveInternetLiveInternet
Denis_DK
все записи автора
Богословие в гласах. Шестой Глас
В субботу вечером, в воскресенье утром
Богородичен Догматик:
«Кто Тебе не ублажит Пресвятая Дево, кто ли не воспоет Твоего пречистаго рождества, безлетно бо от Отца возсиявый Сын Единородный, тойже от Тебе Чистыя пройде, неизреченно воплощься, естеством Бог сый, и естеством быв человек нас ради, не во двою лицу разделяемый, но во двою естеству неслитно познаваемый. Того моли Чистая, Всеблаженная, помиловатися душам нашим». — Кто не ублажит Тебя, Пресвятая Дева, кто не воспоет Чуда рождения Тобою Сына, ибо воссиявший от Отца прежде всех времен Единородный Сын, произошел и от Тебя, неизреченно воплотился, Бог по существу, ставший человеком по существу, не разделяемый на два лица (но имеющий одно лицо), но познаваемый нами как имеющий две природы (существа) неслитно соединяющиеся. Того моли, Чистая, Всеблаженная, помиловать наши души!».
Тропарь воскресный
«Ангельския силы на гробе Твоем, и стрегущии омертвеша; и стояше Мария во гробе, ищущи пречистаго Тела Твоего. Пленил еси ад, не искусився от него, сретил еси Деву, даруяй живот. Воскресый из мертвых, Господи слава Тебе». — Ангелы явились на Твоем гробе и стражники омертвели (от ужаса), и Магдалина Мария стояла в гробе (гроб Христа — пещера, высеченная в скале), не находя Твоего пречистого Тела. Ты пленил ад, не быв уловлен им, Ты встретил Деву, дарующий жизнь. Воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе!»
Седален по первой кафисме на утрени:
«Господи, предстоя Твоему гробу Мария Магдалина плакала, и видя Тебя, и думая, что Ты — садовник, говорила: Где спрятал ты Вечную Жизнь? Где положил сидящего на херувимском престоле? Или Господа моего дайте мне, или со мной воскликните: бывший мертвым и воскресивший мертвые, слава Тебе!»
Степенный антифон:
«На небо очи мои возвожу к Тебе, Слове: ущедри мя, да живу Тебе.
Помилуй нас уничиженных, устрояя благопотребныя Твоя сосуды, Слове.
Слава и ныне: Святому Духу всякая всеспасительная вина, аще коему сей по достоянию дхнет, скоро вземлет от земных: восперяет, возращает, устрояет горе». — На небо я возвожу мои глаза к Тебе, Слове, ущедри меня, чтобы я жил для Тебя. Помилуй нас униженных (грехом), сделай нас Твоими сосудами, пригодными для добра, Слове. Слава и ныне: Святой Дух — виновник спасения всех людей: если Он повеет Своим дыханием на достойного человека, то возвышает его над земным, окрыляет, взращивает и сохраняет небесное устремление.
Канон на утрени.
Ирмос 1-й песни: «Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим вопияше». — Как по суху шел Израиль (еврейский народ), стопами по дну моря, видя как тонули войска фараона и восклицал: Воспоем Богу победную песнь!»
Тропарь: «Смерть как рабыня по повелению приступила со страхом к Тебе, Владыке жизни, подающему нам бесконечную жизнь и воскресение».
Ирмос 3-й песни: «Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего». — Никто не свят, как Ты, Господь и Бог мой, вознесший рог Твоих верных, Блаже, и утвердивший нас на камне Твоего исповедания». (В древнем мире рог или рога были символом силы и власти).
Ирмос 4-й песни: «Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет взывающи, от смысла чиста о Господе празднующи. — Христос моя сила, Бог и Господь, святая Церковь боголепно поет взывая, чистой мыслью празднуя о Господе.
Ирмос 5-й песни: «Божиим светом Твоим Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа». — Озари Божиим светом, Благий, души тех, кто с раннего утра обращается к Тебе, молюсь, чтобы знать Тебя, Слове Божий, истинного Бога, взывающих из греховного мрака души.
Ирмос 6-й песни: «Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве». — Видя житейское море, волнуемое бурей напастей, я пришел к Тебе, Тихому Пристанищу взывая Тебе: выведи из тления мою жизнь, Многомилостивый!
Ирмос 7-й песни: «Росодательну убо пещь содела ангел преподобным отроком, халдеи ж опаляющее веление Божие мучителя увеща вопити: благословен еси Боже отец наших». — Ангел сделал печь, в которую были брошены преподобные юноши производящей росу, а опалившее вавилонян веление Божие убедило мучителя воскликнуть: благословен Бог наших отцов! (Книга пророка Даниила, 3-я глава).
Ирмос 8-й песни: «Из пламене преподобным росу источил еси, и праведнаго жертву водою попалил еси: вся бо твориши Христе, токмо еже хотети, Тя превозносим во вся веки». — Из огня Ты извел росу для преподобных (юношей), и жертву праведного, облитую водой, Ты сжег. Ты все делаешь все что захочешь, Христе, Тебя мы превозносим во все века! Помимо событий о чудесном спасении трех юношей в вавилонской печи, в этом ирмосе вспоминается чудо, которое Господь явил через пророка Илию, описанное в Третьей книге Царств в 18-й главе (3 Цар. 18, 30-38).
Ирмос 9-й песни: «Бога человеком не возможно видети, на негоже не смеют чини ангельстии взирати: Тобою же Всечистая, явися человеком Слово воплощено, Егоже величающе, с небесными вои Тя ублажаем». — Люди не могут увидеть Бога, на него не могут смотреть чины ангелов, но Тобой, Всечистая, людям явилось воплощенное Слово; величая Его, мы с небесными воинствами ангелов ублажаем Тебя!
В воскресенье вечером, в понедельник утром
Тропарь пятой песни канона ангелам на утрени: «На престоле херувимсте видев Тя пророк Всевидче, Зиждителя и Бога седяща; знаменьми Твоему научается владычеству и господьству». В этом тропаре вспоминается видение пророком Исайей Господа Вседержителя (Саваофа), описанное в 6-й главе книги пророка Исайи.
Тропарь восьмой песни покаянного канона: «Поревновах немилосердию богатаго нравом и презирая моего обнищавшаго ума, пред дверьми покаяния огноеннаго злобою Христе, да не во огнь послеши негасимый». — В этом тропаре вспоминается притча Спасителя о богаче и Лазаре (Лк. 16,19-31). — Я своим нравом похож на богача (из притчи), который презирал нищего Лазаря, а я презираю мой нищий ум, который гниет от моей злобы; Христе! Не отсылай меня в негаснущий огонь!
Тропарь девятой песни покаянного канона: «Иосиф убо целомудрствовав, пшеницодавец познан бысть; аз же блудствуя, гладом одержим есмь добродетельных деяний». В этом тропаре вспоминается святой Иосиф Прекрасный, один из двенадцати сыновей ветхозаветного патриарха Иакова. Охранив свое целомудрие от нападок жены Потифара, начальника охраны фараона, Иосиф преуспел в своих делах и был поставлен фараоном правителем Египта. Когда повсюду наступил голод, египтяне, благодаря мудрости и запасливости Иосифа, не только не страдали от голода, но еще и кормили соседей, в том числе, пришедших братьев Иосифа, которые ранее продали его в рабство. (См. Бытие, главы 37-40).
В понедельник вечером, во вторник утром.
Тропарь четвертой песни канона святому Иоанну Крестителю: «Уврачуй, Предчтече, уязвленное на путех разбойнических сердце мое, молюся ти, детельною божественных твоих молитв цельбою». — Уврачуй, Предтеча, молюсь тебе, истинным исцелением твоих молитв мое сердце, израненное на путях преступлений.
Во вторник вечером, в среду утром
Тропарь пятой песни канона на утрени: «На Кресте распят бысть истинный виноград Христос, яко воистину сый сладость душам нашым, мсто искапая, прелести всякое пиянство борителя потребляя». — На Кресте был распят Христос — истинная виноградная Лоза, сладость для наших душ, дающий молодое вино, уничтожая этим опьянение от прелести диавола. — Виноградной лозой называл Сам Себя Господь Иисус Христос, а Своих учеников — ветвями лозы (Ин. 15,5).
В среду вечером, в четверг утром.
Тропарь четвертой песни канона святителю Николаю на утрени: «Сокрушил еси капища погибели, Христов угодниче; темже верою молю тя Николае, ума моего злобныя кумиры потреби». — Ты уничтожил (идольские) капища (кумиры), ведшие к духовной смерти, Христов угодник, поэтому и я молю тебя: уничтожь злых кумиров моего ума!
В четверг вечером, в пятницу утром
На утрени тропарь пятой песни канона Кресту: «Адама перваго пригвоздити хотя страстная любления, гвоздьми пригвождаешися, и копием прободься, пламенному оружию возбраняеши Христе, не возбранити рабом твоим входа». — Желая пригвоздить страсти первого Адама, Ты пригвождаешься (на Кресте), и прободаешься копьем, и этим повелеваешь пламенному оружию не препятствовать входить в Рай Твоим рабам. — «Пламенное оружие» — после грехопадения Адама и Евы, гсподь, изгнав людей из сада Едемского, «…поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт 3,24).
В пятницу вечером, в субботу утром
На утрене тропарь первой песни канона всем святым: «Жен всяко множество присвоившеся Христови, Еву лютым прельщением уморившаго попраша труды мужескими, ублажаются божественными песньми». — Великое множество святых жен (женщин, живших верою во Христа и за этой прославленных Церковью), мужским (духовным) трудом попрали (Диавола), который лютым прельщением умертвил Еву.
Тропарь третьей песни канона у умерших: «Наказав прежде многими чудесы и знаменьми мене заблуждшаго, напоследок Самого Себе истощил еси, яко сострадателен: и поискав обрел, и спасл еси». — Уча сначала многими чудесами и знамениями меня заблудшего, в конце Ты из сострадания ко мне опустошил Самого Себя, и искал меня, и нашел и спас.
Диакон Павел Бубнов, кандидат богословия
На «Хвалите» стихиры мученикам, гласа. Слава, самогласен за упокой. И ныне, Богородичен.
На стиховне заупокойные стихиры господина Феофана, случившегося гласа. Слава, и ныне, Богородичен.
В СУББОТУ ТРЕТИЮ НА ЛИТУРГИИ
Блаженны гласа, на 6.
По входе тропари, глас 2
Апостолы, мученики и пророки, / святители, преподобные и праведные, / подвиг доблестно совершившие и веру сохранившие, / дерзновение пред Спасителем имея, / Его за нас, как благого, умолите, молимся, / во спасение душам нашим!
Усопшим:Помяни, Господи, как Благой, рабов Твоих / и всё, в чем они в жизни согрешили, прости: / ибо никто не безгрешен, кроме Тебя. / Ты можешь и преставившимся дать покой.
Слава, кондак, глас 8:
Со святыми упокой, Христе, / души рабов Твоих, / там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, / но жизнь бесконечная.
И ныне, Богородичен, глас тот же: В тебе имеем мы и стену, и прибежище, / и Заступницу, благоугодную Богу, / Которого родила Ты, Богородица, брака не познавшая, / верных спасение.
Прокимен, глас 8
Веселитесь о Господе, / и радуйтесь, праведные.
Стих: Блажены те, кому прощены беззакония и у кого покрыты грехи. Пс 31:11а, 1
И усопшим, прокимен, глас 6:Души их / среди благ водворятся.
Послание к Евреям, зачало 325
Братия, вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии; ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее. Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Праведный верою жив будет.
Евр 10:32–38а
И за упокой, Первое послание к Фессалоникийцам, зачало 270
Братья, мы не хотим вас оставить в неведении об усопших, дабы вам не скорбеть, как прочим, не имеющим надежды. Ведь если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и почивших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо это мы говорим вам словом Господним, что мы живые, остающиеся до пришествия Господня, ничуть не опередим почивших, потому что Сам Господь при слове повеления, при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде; затем мы живые, оставшиеся, вместе с ними восхищены будем на облаках для встречи Господа на воздух, и так всегда с Господом будем.
1 Фес 4:13–17
Аллилуия, глас 4
Стих: Воззвали праведные – и Господь услышал их, и от всех скорбе́й их избавил их.
Стих: Много скорбе́й у праведных – и от всех их избавит их Господь. Пс 33:18, 20
И успопшим:Блаже́н, кого избрал и приблизил Ты, Господи.
Ср. Пс 64:5; 44:18а
Евангелие от Марка, зачало 8
В то время Иисус, проходя, увидел Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним. Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав это, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
Мк 2:14–17
И за упокой, Евангелие от Иоанна, зачало 16
Сказал Господь пришедшим к Нему Иудеям: Истинно, истинно говорю вам: слово Мое слушающий и верующий Пославшему Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел из смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: приходит час, и ныне есть, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе, и дал Ему власть и суд творить, потому что Он – Сын Человеческий. Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, когда все, находящиеся в гробницах, услышат голос Его, и выйдут: сотворившие доброе – в воскресение жизни, а сделавшие злое – в воскресение суда. Не могу Я Сам от Себя творить ничего: как слышу, сужу, и суд Мой – праведен, ибо не ищу воли Моей, но воли Пославшего Меня Отца.
Ин 5:24–30
Причастен дня:Радуйтесь, праведные, о Господе – правым прилична хвала. И за упокой:Блаже́н, кого избрал и приблизил Ты, Господи, и память их в род и род. Аллилуия. (3)
НЕДЕЛЯ ТРЕТЬЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В СУББОТУ НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕ
На «Господи воззвах:» стихиры на 4, глас 6. Подобен: «Ангельские:»
Ныне ангельские воинства / сопровождают Древо многочтимое, / его
благоговейно окружая / и созывая всех верных к поклонению. / Придите же, постом осиянные, / припадем к нему с радостью и страхом, / преданно взывая: / «Радуйся, драгоценный Крест, мiра утверждение!»
(2)
Чтобы упразднить проклятие, постигшее
Адама, / Ты плоть нашу принимаешь непричастно скверне, / и распинаешься, и умираешь, Иисусе преблагой; / потому Крест Твой, и копье, и губку с тростью, /
и
гвозди с верою почитаем, / и Воскресение Твое увидеть просим.
В древности через дерево змий заключает Эдем, / древо же Креста его отверзает / всем желающим постом и слезами очиститься. / Давайте же, верные, его
пред
собою
лежащим видя, / припадем к нему со страхом взывая: / «Отвори, Крест, врата небесные любящим тебя!»
Слава, и ныне. Подобен: Когда Тебя
узрела ко Кресту пригвождаемым, Слово Божие, / без семени Тебя Родившая, / Она взывала, восклицая: / «Увы Мне, Дитя сладчайшее! / Что за смирение Твое, Боже Мой? / Как Ты, бесстрастный страдание переносишь по суду неправедному? / Воспеваю Твое повергающее в трепет [и] крайнее сниcхождение!»
Стихиры на стиховне. Глас 2. Подобен: «Дом Евфрафов:»
Освобожденные от уз древнего осуждения / древом Креста, / мы, верные, на нем пригвожденного Христа / будем славословить.
Стих: Возносите Господа, Бога нашего, / и поклоняйтесь подножию ног Его, ибо свято оно.
Пс 98:5
Приди же ныне, Давид, / бряца́й на лире, с нами воспевая: / «Верные, возносите Христа / [и] поклоняйтесь Его подножию!»
Стих: Бог же, Царь наш прежде века, / соделал спасение посреди земли.
Пс 73:12
Увидим, люди, / лежащее пред нами
Древо, / которым нам спасение Христос подает, / и с верою
его
облобызаем!
Слава, и ныне, глас и подобен тот же:
Крестобогородичен: Возносимым на Кресте за смертных, / видя Твоего Сына, Дева, / Ты взывала в скорбной песни: / «Слава милосердию Твоему!»
Затем, Ныне отпускаешь: Трисвятое. По Отче наш:
Тропарь, глас 1
Спаси, Господи, людей Твоих / и благослови наследие Твое, / победы православным христианам* над иноплеменными даруя / и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.
*греч.:царям
И бывает отпуст. После же отпуста священник с экклисиархом входят в сосудохранительницу и, взяв святое Древо, в предшествии светильника и кадила с пением тропаря: Спаси, Господи, людей Твоих: переносят его
на святой престол и и зажигают
пред ним
свечу на всю ночь.
В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ
После предначинательного псалма читаем всю первую кафизму. НаГосподи воззвах:стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных три и четыре из Триоди, святому Кресту:
Глас 5
Осияй, Господень Крест, / светозарными молниями Твоей благодати/ сердца Тебя чтущих / и с боговдохновенною любовью обнимающих, миру вожделенный! / Тобою исчезло слезное уныние, / и от сетей смерти мы избавились, / и перешли к непрестанной радости. / Покажи красоты́ Твоей благолепие, / воздаяние за
воздержание подавая рабам Твоим, / с верою просящим щедрого покровительства Твоего, / и великой милости
Радуйся, живоносный Крест, / Церкви прекрасный рай, древо нетления, / произрастившее нам вечной славы наслаждение; / Тобою бесовские полчища отгоняются, / и веселятся Ангелов воинства, / и собрания верных празднуют. / Оружие непобедимое, твердыня нерушимая, / царей победа, священников похвала, – / ныне даруй и нам достигнуть / Христовых страстей и воскресения.
Радуйся, живоносный Крест, / знамение неодолимое благочестия победы, / дверь рая, верных утверждение, Церкви ограждение, / которым уничтожено и упразднено проклятие, / и поглощена сила смерти, / и мы вознесены от земли к небесам, / оружие непобедимое, демонам противоборствующий, / слава мучеников, / преподобных истинное украшение, / пристанище спасения, / дарующий миру великую милость.
Иди, первозданных двоица, / отпавшая от хора горних Сил
по зависти человекоубийцы, / через вкушение в древности / горького услаждения от древа. / Вот, воистину всесвященное Древо пред
нами
является! / К нему прибегая, радостно
его
обнимите, / и возгласите к нему с верою: / «Ты наша помощь, Крест всесвященный, / древо богоблаженное, насаждение небесное! / Твоего плода вкусив, мы бессмертия достигли, / получив Эдем прежний непреложно / и великую милость.
Слава, глас 3: Христе Боже наш, / добровольное распятие ради общего воскресения рода человеческого принявший, / и Крестом и кровью, обагрившей персты Твои, / как
тростью и пурпуром освобождение нам по-царски подписать / человеколюбиво благоволивший! / Не пре́зри нас, бедствующих и вновь с Тобою разделенных, / но пожалей, Единый Долготерпеливый, / в напастях пребывающий Твой народ, / и восстань, сразись с воюющими против нас, / как всемогущий!