Епископ Тихон (Зайцев) |
Тихон (Зайцев)
(род. 1967), архиепископ Рузский, викарий патриарха Московского и всея Руси, управляющий Берлинско-Германской епархией, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви В миру Зайцев Александр Викторович, родился 13 апреля 1967 года в Москве.
После окончания средней школы поступил в профессионально-техническое училище, которое закончил в 1985 году.
С июня 1985 по май 1987 года проходил воинскую службу в армии.
В 1987 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1991 году. В том же году был принят в Московскую духовную академию, которую окончил в 1995 году, защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия по кафедре Патрологии на тему «Преподобный Феодор Студит — учитель иночества»
.
После завершения обучения в академии был оставлен преподавателем Московской духовной семинарии, где преподавал литургику, гомилетику и древнегреческий язык.
25 марта 1993 года был пострижен в монашество с именем в честь святителя Тихона, патриарха Всероссийского. Постриг совершен архимандритом Венедиктом, первым проректором Московских духовных школ.
7 апреля 1993 года рукоположен в сан диакона в Покровском академическом храме епископом Дмитровским Филаретом, ректором Московских духовных академии и семинарии.
Проходил послушание старшего диакона в академии. В августе 1995 года назначен благочинным Покровского академического храма.
6 января 1996 года рукоположен в сан пресвитера в Покровском академическом храме епископом Верейским Евгением, ректором Московских духовных школ.
Ко дню Святой Пасхи 1999 года возведен в сан игумена.
С 2002 года в Московских духовных академии и семинарии отвечал за подготовку кандидатов к принятию священного сана, одновременно принимая допрос ставленников перед рукоположением.
С 24 декабря 2004 года — член Русской духовной миссии в Иерусалиме, а с 6 октября 2006 года — ее начальник.
8 октября 2006 года был возведен в сан архимандрита патриархом Алексием II в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры.
31 марта 2009 года назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии с освобождением от должности начальника Руской духовной миссии в Иерусалиме. Синод также определил архимандриту Тихону (Зайцеву) быть епископом Подольским, патриаршим викарием.
Еп. Подольский, Тихон (Зайцев) 26.04.2009. |
9 апреля того же года назначен настоятелем храма святителя Николая в Хамовниках.
25 апреля 2009 года был наречен во епископа, а на следующий день, 26 апреля, был хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии. Хиротонию в Храме Христа Спасителя возглавил патриарх Кирилл (Гундяев), ему сослужили митрополит Вашингтонский и Нью-Йоркский Иона (Паффхаузен) (Православная Церковь в Америке), архиепископы Волоколамский Иларион (Алфеев), Оттавский и Канадский Серафим (Сторгейм) (Православная Церковь в Америке), Верейский Евгений (Решетников), Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), Бориспольский Антоний (Паканич), епископы Красногорский Савва (Волков), Дмитровский Александр (Агриков), Люберецкий Вениамин (Зарицкий), Гатчинский Амвросий (Ермаков), Бронницкий Игнатий (Пунин), Сурожский Елисей (Ганаба), Солнечногорский Сергий (Чашин).
С 27 июля 2009 года — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
22 марта 2011 года вошёл в состав вновь образованного Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви [1] по должности.
С 2011 года окормлял приходские храмы на территории Северо-Восточного административного округа города Москвы (Троицкое благочиние).
31 декабря 2011 года назначен управляющим Северо-восточным викариатством города Москвы и включен в состав Епархиального совета г. Москвы по должности [2].
25 июля 2014 года освобождён от должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата согласно поданному прошению [3]. Соответственно был освобожден и от членства в Высшем Церковном Совете.
22 октября 2015 года был назначен управляющим Венско-Австрийской и Будапештско-Венгерской епархиями [4].
Архиеп. Подольский, управляющий Берлинско-Германской епархией Тихон. Литургия в Свято-Троицком храме г. Дортмунда 28 мая 2018 г. |
28 декабря 2021 года назначен управляющим Берлинско-Германской епархией, с освобождением от управления Венско-Австрийской и Будапештско-Венгерской епархиями, с временным сохранением титула «Подольский» [5].
9 января 2021 года освобождён от должностей управляющего Московским Северо-Восточным викариатством [6] и настоятеля и председателя приходского совета Московского Никольского храма в Хамовниках [7].
1 февраля того же года был возведён в сан архиепископа патриархом Московским и всея Руси Кириллом на литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве [8].
С 13 апреля 2021 года именуется архиепископом Рузским, в связи с образованием самостоятельной Подольской епархии.
Русская Православная Церковь
Родился 13 апреля 1967 г. в Москве. Окончил среднюю школу и профессионально-техническое училище, в 1985-1987 гг. проходил службу в рядах Вооруженных сил.
В 1987 г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1991 г. В том же году был принят в Московскую духовную академию, которую окончил в 1995 г., защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия по кафедре Патрологии на тему «Преподобный Феодор Студит — учитель иночества».
После завершения обучения в академии был оставлен преподавателем МДС, где преподавал литургику, гомилетику и древнегреческий язык.
25 марта 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II архимандритом Венедиктом (Князевым), первым проректором МДАиС, пострижен в монашество с именем Тихон в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.
7 апреля 1993 г. в Покровском академическом храме ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Филаретом рукоположен во диакона. Проходил послушание старшего диакона в академии. В августе 1995 г. назначен благочинным Покровского академического храма.
6 января 1996 г. в Покровском академическом храме ректором МДАиС епископом Верейским Евгением рукоположен в сан пресвитера.
Ко дню Святой Пасхи 1999 г. возведен в сан игумена.
С 2002 г. в МДАиС отвечал за подготовку кандидатов к принятию священного сана, одновременно принимая допрос ставленников перед рукоположением.
24 декабря 2004 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме.
6 октября 2006 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме.
8 октября 2006 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Святейшим Патриархом Алексием II возведен в сан архимандрита.
С 2008 г. — член Совета Императорского православного палестинского общества, с 2009 г. — почетный член Фонда Андрея Первозванного.
Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 18) назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата с освобождением от должности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. Избран епископом Подольским, викарием Патриарха Московского и всея Руси.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен настоятелем храма святителя Николая Чудотворца в Хамовниках г. Москвы.
25 апреля 2009 г. наречен во епископа Подольского. 26 апреля за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве, которую совершили Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Митрополит всея Америки и Канады Иона, хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии.
С 2011 г. окормлял приходские храмы на территории Северо-Восточного административного округа г. Москвы (Троицкое благочиние).
С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 31 декабря 2011 г. назначен управляющим Северо-Восточным викариатством в границах Северо-Восточного административного округа г. Москвы и включен в состав Епархиального совета г. Москвы по должности.
Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. (журнал № 64) освобожден от должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата.
Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. (журнал № 62) назначен управляющим Венско-Австрийской и Венгерской епархиями.
Решением Священного Синода от 28 декабря 2021 г. (журнал № 116) назначен управляющим Берлинско-Германской епархией с освобождением от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и временным сохранением титула «Подольский».
Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 9 января 2021 г. освобожден от управления Северо-Восточным викариатством г. Москвы. Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 9 января освобожден от должности настоятеля храма свт. Николая Чудотворца в Хамовниках г. Москвы.
1 февраля 2021 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архиепископа.
Решением Священного Синода от 13 апреля 2021 г. (журнал № 4) определено именоваться архиепископом Рузским.
Отрывок, характеризующий Тихон (Зайцев)
После всего того, что сказал ему Наполеон, после этих взрывов гнева и после последних сухо сказанных слов: «Je ne vous retiens plus, general, vous recevrez ma lettre», Балашев был уверен, что Наполеон уже не только не пожелает его видеть, но постарается не видать его – оскорбленного посла и, главное, свидетеля его непристойной горячности. Но, к удивлению своему, Балашев через Дюрока получил в этот день приглашение к столу императора. На обеде были Бессьер, Коленкур и Бертье. Наполеон встретил Балашева с веселым и ласковым видом. Не только не было в нем выражения застенчивости или упрека себе за утреннюю вспышку, но он, напротив, старался ободрить Балашева. Видно было, что уже давно для Наполеона в его убеждении не существовало возможности ошибок и что в его понятии все то, что он делал, было хорошо не потому, что оно сходилось с представлением того, что хорошо и дурно, но потому, что он делал это. Император был очень весел после своей верховой прогулки по Вильне, в которой толпы народа с восторгом встречали и провожали его. Во всех окнах улиц, по которым он проезжал, были выставлены ковры, знамена, вензеля его, и польские дамы, приветствуя его, махали ему платками. За обедом, посадив подле себя Балашева, он обращался с ним не только ласково, но обращался так, как будто он и Балашева считал в числе своих придворных, в числе тех людей, которые сочувствовали его планам и должны были радоваться его успехам. Между прочим разговором он заговорил о Москве и стал спрашивать Балашева о русской столице, не только как спрашивает любознательный путешественник о новом месте, которое он намеревается посетить, но как бы с убеждением, что Балашев, как русский, должен быть польщен этой любознательностью. – Сколько жителей в Москве, сколько домов? Правда ли, что Moscou называют Moscou la sainte? [святая?] Сколько церквей в Moscou? – спрашивал он. И на ответ, что церквей более двухсот, он сказал: – К чему такая бездна церквей? – Русские очень набожны, – отвечал Балашев. – Впрочем, большое количество монастырей и церквей есть всегда признак отсталости народа, – сказал Наполеон, оглядываясь на Коленкура за оценкой этого суждения. Балашев почтительно позволил себе не согласиться с мнением французского императора. – У каждой страны свои нравы, – сказал он. – Но уже нигде в Европе нет ничего подобного, – сказал Наполеон. – Прошу извинения у вашего величества, – сказал Балашев, – кроме России, есть еще Испания, где также много церквей и монастырей. Этот ответ Балашева, намекавший на недавнее поражение французов в Испании, был высоко оценен впоследствии, по рассказам Балашева, при дворе императора Александра и очень мало был оценен теперь, за обедом Наполеона, и прошел незаметно. По равнодушным и недоумевающим лицам господ маршалов видно было, что они недоумевали, в чем тут состояла острота, на которую намекала интонация Балашева. «Ежели и была она, то мы не поняли ее или она вовсе не остроумна», – говорили выражения лиц маршалов. Так мало был оценен этот ответ, что Наполеон даже решительно не заметил его и наивно спросил Балашева о том, на какие города идет отсюда прямая дорога к Москве. Балашев, бывший все время обеда настороже, отвечал, что comme tout chemin mene a Rome, tout chemin mene a Moscou, [как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву,] что есть много дорог, и что в числе этих разных путей есть дорога на Полтаву, которую избрал Карл XII, сказал Балашев, невольно вспыхнув от удовольствия в удаче этого ответа. Не успел Балашев досказать последних слов: «Poltawa», как уже Коленкур заговорил о неудобствах дороги из Петербурга в Москву и о своих петербургских воспоминаниях. После обеда перешли пить кофе в кабинет Наполеона, четыре дня тому назад бывший кабинетом императора Александра. Наполеон сел, потрогивая кофе в севрской чашке, и указал на стул подло себя Балашеву. Есть в человеке известное послеобеденное расположение духа, которое сильнее всяких разумных причин заставляет человека быть довольным собой и считать всех своими друзьями. Наполеон находился в этом расположении. Ему казалось, что он окружен людьми, обожающими его. Он был убежден, что и Балашев после его обеда был его другом и обожателем. Наполеон обратился к нему с приятной и слегка насмешливой улыбкой. – Это та же комната, как мне говорили, в которой жил император Александр. Странно, не правда ли, генерал? – сказал он, очевидно, не сомневаясь в том, что это обращение не могло не быть приятно его собеседнику, так как оно доказывало превосходство его, Наполеона, над Александром. Балашев ничего не мог отвечать на это и молча наклонил голову. – Да, в этой комнате, четыре дня тому назад, совещались Винцингероде и Штейн, – с той же насмешливой, уверенной улыбкой продолжал Наполеон. – Чего я не могу понять, – сказал он, – это того, что император Александр приблизил к себе всех личных моих неприятелей. Я этого не… понимаю. Он не подумал о том, что я могу сделать то же? – с вопросом обратился он к Балашеву, и, очевидно, это воспоминание втолкнуло его опять в тот след утреннего гнева, который еще был свеж в нем. – И пусть он знает, что я это сделаю, – сказал Наполеон, вставая и отталкивая рукой свою чашку. – Я выгоню из Германии всех его родных, Виртембергских, Баденских, Веймарских… да, я выгоню их. Пусть он готовит для них убежище в России! Балашев наклонил голову, видом своим показывая, что он желал бы откланяться и слушает только потому, что он не может не слушать того, что ему говорят. Наполеон не замечал этого выражения; он обращался к Балашеву не как к послу своего врага, а как к человеку, который теперь вполне предан ему и должен радоваться унижению своего бывшего господина. – И зачем император Александр принял начальство над войсками? К чему это? Война мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками. Зачем он взял на себя такую ответственность? Наполеон опять взял табакерку, молча прошелся несколько раз по комнате и вдруг неожиданно подошел к Балашеву и с легкой улыбкой так уверенно, быстро, просто, как будто он делал какое нибудь не только важное, но и приятное для Балашева дело, поднял руку к лицу сорокалетнего русского генерала и, взяв его за ухо, слегка дернул, улыбнувшись одними губами. – Avoir l’oreille tiree par l’Empereur [Быть выдранным за ухо императором] считалось величайшей честью и милостью при французском дворе. – Eh bien, vous ne dites rien, admirateur et courtisan de l’Empereur Alexandre? [Ну у, что ж вы ничего не говорите, обожатель и придворный императора Александра?] – сказал он, как будто смешно было быть в его присутствии чьим нибудь courtisan и admirateur [придворным и обожателем], кроме его, Наполеона. – Готовы ли лошади для генерала? – прибавил он, слегка наклоняя голову в ответ на поклон Балашева. – Дайте ему моих, ему далеко ехать… Письмо, привезенное Балашевым, было последнее письмо Наполеона к Александру. Все подробности разговора были переданы русскому императору, и война началась. После своего свидания в Москве с Пьером князь Андреи уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить. Курагина, о котором он осведомился, приехав в Петербург, уже там не было. Пьер дал знать своему шурину, что князь Андрей едет за ним. Анатоль Курагин тотчас получил назначение от военного министра и уехал в Молдавскую армию. В это же время в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию. Князь Андрей считал неудобным писать к Курагину и вызывать его. Не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов с своей стороны компрометирующим графиню Ростову, и потому он искал личной встречи с Курагиным, в которой он намерен был найти новый повод к дуэли. Но в Турецкой армии ему также не удалось встретить Курагина, который вскоре после приезда князя Андрея в Турецкую армию вернулся в Россию. В новой стране и в новых условиях жизни князю Андрею стало жить легче. После измены своей невесты, которая тем сильнее поразила его, чем старательнее он скрывал ото всех произведенное на него действие, для него были тяжелы те условия жизни, в которых он был счастлив, и еще тяжелее были свобода и независимость, которыми он так дорожил прежде. Он не только не думал тех прежних мыслей, которые в первый раз пришли ему, глядя на небо на Аустерлицком поле, которые он любил развивать с Пьером и которые наполняли его уединение в Богучарове, а потом в Швейцарии и Риме; но он даже боялся вспоминать об этих мыслях, раскрывавших бесконечные и светлые горизонты. Его интересовали теперь только самые ближайшие, не связанные с прежними, практические интересы, за которые он ухватывался с тем большей жадностью, чем закрытое были от него прежние. Как будто тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного.