Митрополит Тихон (Шевкунов) |
Тихон (Шевкунов)
(род. 1958), митрополит Псковский и Порховский, глава Псковской митрополии, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре Русской Православной Церкви, член Высшего Церковного Совета РПЦ, член президиума Межсоборного присутствия РПЦ, исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии, священноархимандрит и игумен Успенского Псково-Печерского монастыря г. Печоры и священноархимандрит Благовещенского Никандровского монастыря с. Любовец Дубровенской волости Порховского района Псковской области В миру Шевкунов Георгий Александрович, родился 2 июля 1958 года в городе Москве в семье медиков.
В 1982 году окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности «литературная работа».
После окончания института в 1982 принял св. крещение и сразу после этого приехал в Псково-Печерский монастырь, монахи которого, и в первую очередь духовник монастыря архим. Иоанн (Крестьянкин), оказали на его жизнь решающее влияние. Послушник.
С августа 1986 года внештатно (в статусе послушника Псково-Печерского монастыря) работал в Издательском отделе Московской Патриархии, возглавляемом митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом.
2 июля 1991 года пострижен в монашество в Донском монастыре с именем Тихон в честь святителя Тихона, патриарха Московского и всея России. В июле того же года рукоположен в иеродиакона, в августе — во иеромонаха; служил в Донском монастыре города Москвы.
В 1993 году назначен настоятелем Московского подворья Псково-Печерского монастыря, в которое был преобразован приход Владмирского собора бывшего Сретенского монастыря. Первая служба была совершена им в соборе в праздник Сретения Господня 1994 года — совместно с самочинно продолжавшим занимать собор братством «Сретение».
6 июня 1995 года назначен наместником Московского Сретенского монастыря с возведением в сан игумена.
Архим. Тихон (Шевкунов). Фото М. Родионова |
8 сентября 1998 года возведён в сан архимандрита патриархом Московским и всея Руси Алексием II в московском Сретенском монастыре.
С 1999 — академик РАЕН.
С марта 2001 года — председатель сельскохозяйственного производственного кооператива «Воскресение» в Михайловском районе Рязанской области (бывший разоренный колхоз, восстанавливаемый силами монастыря).
17 июля 2001 года назначен ректором Сретенского высшего православного монастырского училища, преобразованного 26 декабря 2002 года в Сретенскую духовную семинарию.
Автор фильма «Псково-Печерская обитель», получившего в ноябре 2007 года гран-при на XII Международном фестивале православного кино и телепрограмм «Радонеж» (Ярославль). Автор показанного 30 января 2008 года на канале «Россия» фильма «Гибель империи. Византийский урок».
27 июля 2009 года вошёл в состав президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
С 29 января 2010 года — член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства, член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной миссии (до 23 октября 2014 года [1]), член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, член комиссии по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности (до 16 декабря 2010 года [2]), член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам информационной деятельности церкви и отношений со СМИ (до 16 декабря 2010 года) [3].
5 марта 2010 года назначен ответственным секретарём новообразованного Патриаршего совета по культуре [4]. В том же году назначен руководителем Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом.
С 16 декабря 2010 по 24 декабря 2015 года [5] — секретарь комиссии Межсоборного присутствия по вопросам церковного права [2].
22 марта 2011 года вошёл в состав вновь образованного Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви [6].
Еп. Тихон (Шевкунов) в день хиротонии, 24 октября 2015 года |
29 февраля 2012 года поставлен во игумена Сретенского монастыря с вручением игуменского посоха в соборном храме Сретенского ставропигиального мужского монастыря города Москвы патриархом Московским и всея Руси Кириллом [7].
В 2012 году назначен председателем приходского совета храмов Живоначальной Троицы и Введения во храм Пресвятой Богородицы у Салтыкова моста города Москвы [8].
Епископ Тихон (Шевкунов) |
22 октября 2015 года избран [9], 23 октября — наречён [10], а 24 октября того же года — хиротонисан во епископа Егорьевского, викария Московской епархии. Хиротонию в соборе в честь Казанской иконы Божией Матери Казанской Амвросиевской пустыни в Шамордине возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ему сослужили: митрополиты Волоколамский Иларион (Алфеев), Калужский и Боровский Климент (Капалин), Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин); архиепископы Песоченский и Юхновский Максимилиан (Лазаренко), Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков); епископы Солнечногорский Сергий (Чашин), Козельский и Людиновский Никита (Ананьев) [11].
29 октября 2015 года был назначен управляющим Западным викариатством города Москвы.
14 апреля 2021 года был назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста города Москвы с поручением подготовить храм к великому освящению в 2021 году в связи с 200-летним юбилеем [12].
14 мая 2021 года был назначен правящим архиереем Псковской епархии и главой Псковской митрополии с сохранением за ним должности председателя Патриаршего совета по культуре [13].
17 мая того же года был возведён в сан митрополита патриархом Московским и всея Руси Кириллом [14].
19 мая 2021 года освобожден от должности наместника Сретенского монастыря города Москвы и должности ректора Сретенской духовной семинарии [15].
14 июля 2021 года назначен священноархимандритом и игуменом Успенского Псково-Печерского монастыря г. Печоры и священноархимандритом Благовещенского Никандровского монастыря с. Любовец Дубровенской волости Порховского района Псковской области.
17 июня 2021 года назначен исполняющим обязанности ректора новообразованной Псково-Печерской духовной семинарии.
Член Общественного совета при Министерстве культуры РФ (с июля 2012 г.). Автор многих публикаций в церковной и светской печати.
Биография
Родился будущий монах в семье советской интеллигенции, в 1958 году. Его мать была медиком, уважаемым советскими гражданином и семья не была верующей и воцерковленной. Рос Георгий Шевкунов (так в миру звали будущего монаха) вполне обычным советским ребенком, не выказывая в детстве каких-либо особых духовных дарований или стремлений.
Митрополит Тихон Шевкунов
Когда пришло время выбора профессии, творческий юноша поступает в знаменитый ВГИК, на факультет сценографии. Именно студенческий возраст стал переломным для духовного состояния молодого человека. Он стал бунтовать против серых советских устоев, искать нечто большее, задумываться о смысле и цели человеческой жизни.
Окончание ВУЗа ознаменовалось еще одним важнейшим событием в жизни Георгия — он принимает Святое Крещение. Сразу после этого молодой человек уезжает послушником в Псково-Печерский мужской монастырь, где ему Промыслом Божиим посчастливилось стать духовным чадом известного старца Иоанна Крестьянкина.
Конечно же, знакомство и духовное окормление у отца Иоанна сыграло важнейшую роль в становлении веры Георгия Шевкунова. Человеку, который вырос среди советской интеллигенции, получил престижное мирское образование, да еще и в сфере культуры, нужно было очень многое преодолеть в себе, чтобы встать на путь следования за Господом.
Интересно! Имея необходимые навыки литературной работы, послушника берут трудится в издательский совет Московского патриархата. Тут очень пригодилось его умение писать тексты и работать со словом.
Тут же будущий монах знакомится с митрополитом Питиримом (Нечаевым), который поразил молодого человека своей самоотверженной работой на благо Церкви. И вот, пройдя некоторый путь простого послушничества и потрудившись для Церкви, в 1991 году Георгий Шевкунов сподобился пострижения в монахи.
Хиротония архимандрита Тихона во епископа Егорьевского
Это знаменательное событие произошло в Донском монастыре города Москвы, который только-только был восстановлен. Георгий Шевкунов был пострижен под именем Тихон, в честь святого патриарха Тихона. В скором времени правящим патриархом был рукоположен в более высшие монашеские чины — иеродиакона, а затем и иеромонаха. Остался служить в том же монастыре.
Известность в православных кругах приобрел в 1993 году, когда в Донском монастыре были обретены святые нетленные мощи патриарха Тихона. Через 2 года после этого события он был назначен главой подворья Псково-Печерского монастыря в Москве.
Поскольку в первые годы после развала Союза активно восстанавливались храмы и монастыри, внутри Церкви остро стоял вопрос кадровой иерархии. И отца Тихона в 1995 году назначают наместником Сретенского монастыря, где вскоре патриархом Алексием II он будет возведен в сан архимандрита.
На базе монастыря появляется Сретенское духовное училище, которое уже в 2002 году получает статус духовной академии. Отец Тихон трудится тут на должности ректора. Будучи уже известной персоной, отец Тихон знакомится и с главой государства Владимиром Владимировичем Путиным.
Митрополит Тихон с Владимиром Путиным и патриархом Кириллом
Архимандрит сопровождает президента в его поездке в Псково-Печерский монастырь, а позже — и во время визита в США. Недоброжелатели окутали эти поездку большим количеством сплетен и слухов, отца Тихона стали называть агентом президента. Тем не менее, архимандрит продолжал свои труды на благо Церкви.
В 2004 году будущий епископ оканчивает Сретенскую духовную семинарию экстерном, официально получив документ о духовном образовании.
Активно участвует в движении по воссоединению единства Русской Православной Церкви Московского патриархата и Православной Церкви Запада. Именно его трудами мы сегодня имеем единство со многими нашими братьями по вере, живущими за рубежом.
Важно! В 2012 году в главном храме Сретенского монастыря, на величественной архиерейской службе, патриарх Кирилл торжественно возглашает отца Тихона игуменом монастыря и вручает ему специальный игуменский посох.
Отец Тихон активно занимается многими вопросами внутренней церковной жизни. Так, он становится секретарем совета по культуре при Патриархе, а также входит в состав высшего церковного совета РПЦ.
Награды
Церковные:
- орден прп. Сергия Радонежского II ст. (2008)
- орден св. равноап. кн. Владимира III ст. (2008, «во внимание к трудам в деле восстановления единства с Русской Зарубежной Церковью»)
- орден прп. Нестора Летописца (2010, УПЦ)
- орден св. блгв. кн. Даниила Московского I ст. (2017)
- орден прп. Сергия Радонежского III ст. (2019)
Светские:
- национальная премия им. П.А. Столыпина «Аграрная элита России» (2003, в номинации «Эффективный собственник земли» и особый знак «За духовное возрождение села»)
- премия «Лучшие книги и издательства года» (2006, «за издание религиозной литературы»)
- орден Дружбы (2007, «за заслуги в сохранении духовных и культурных традиций, большой вклад в развитие сельского хозяйства»)
- премия «Лучшая книга года-2007» (2008)
- премия газеты «Известия» (2008, «Известность»)
- лауреат национальной премии «Человек года» за 2008 и 2009 годы
Становление епископства
Продолжая служение на благо Русской Православной Церкви, отец Тихон в 2015 году в монастыре Оптина Пустынь нарекается епископом Егорьевским. В сан возводит его патриарх Кирилл. Соединяет эту должность отец Тихон со званием патриаршего викария.
Спустя год владыка Тихон назначается настоятелем храма Живоначальной Троицы в городе Москве, у Салтыкова моста.
Стремительная карьера в церковной иерархии владыки Тихона дала повод к распространению слухов, что он является наставником и преемником ныне действующего патриарха Кирилла. Эта тема неоднократно обсуждалась в СМИ, и, в частности, на радиостанции «Эхо Москвы».
Отец Тихон на богослужении в Свято-Троицком соборе Пскова
Сам отец Тихон никак не подтверждал подобные слухи, ссылаясь на то, что патриархом может быть выбран только тот епископ, который много лет (не менее 5) самостоятельно управлять целой епархией. Отец же Тихон является патриаршим викарием, поэтому полностью управлением вверенной ему епархии не занимался.
С 2021 года владыка Тихон является правящим архиереем в Псковской епархии. В этом же году он был снят с должности ректора и игумена Сретенского монастыря, где его заменили клирики из самой обители. На прощание отец Тихон отслужил последнюю торжественную Литургию, где простился со своей московской паствой, после чего уехал в Псков.
С лета 2021 года занимает должность игумена Псково-Печерского монастыря.
Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Жизнь христианина – самое высокое в мире творчество»
«Придуманные сюжеты неинтересны»
Архимандрит Тихон (Шевкунов) |
— Отец Тихон, мне довелось как-то встретиться с одним известным композитором, отцом Вашего однокурсника по ВГИКу. Увидев Ваше интервью в нашем журнале, он сказал: «Я знал когда-то отца Тихона в его студенческие годы. Он был очень интересный, живой человек. Но вот в чем вопрос: не зарыл ли он свой талант в землю, избрав, по его мнению, более высокий путь? религию?». А волновал ли этот вопрос Вас, когда вы собирались принять монашество?
— Вы знаете, к тому времени я понял, что жизнь священника, монаха, христианина (ведь монах — это христианин, в первую очередь) — это и есть самое настоящее, самое высокое в мире творчество, доступное человеку. Художник украшает холст и приносит его в дар людям. Композитор создает музыкальное произведение. А христианин пытается очистить, преобразить свою душу и принести ее Богу. Это самое потрясающее, самое интересное творчество из тех, что есть на земле. Поэтому мне кажется, что все христиане — удивительно творческие люди.
— Когда встречаешься с человеком высокой духовной жизни, согреваешься в его присутствии. И, с одной стороны, хочется буквально остановить мгновение, как-то уловить, сохранить его. С другой — понимаешь, что это практически невозможно. Фильм о старцах Псково-Печерского монастыря — редкий случай, когда, как мне кажется, это удалось.
Митрополит Питирим (Нечаев) за работой |
— Вы абсолютно правы: действительно, хочется ухватиться и сохранить это впечатление, состояние, ту память о человеке, которая постепенно ускользает. Когда меня перевели в Москву из Псково-Печерского монастыря, самым больным и обидным для меня казалось то, что я не увижу больше этих великих духоносных людей — старцев, о которых впоследствии я снял любительский фильм. У меня оказалась в руках видеокамера, что было тогда, в 1986 году, большой редкостью. Мне дал ее митрополит Питирим [1], у которого я тогда работал. И я понял для себя, что первое, что надо заснять, запечатлеть,— конечно же, старцы Псково-Печерской обители. Потом, гораздо позже, я собрал все эти разрозненные материалы в довольно длинный полуторачасовой фильм. Он был в два раза длиннее того, что потом увидели зрители. Я показывал его и своим друзьям, и в воскресной школе Сретенского монастыря, и в нашей семинарии. У нас даже была такая традиция, еще до того, как этот фильм стал широко известным,— братия монастыря смотрели его перед Великим постом, в Прощеное воскресенье. И это настолько умягчало сердца, подготавливало к посту, вдохновляло, что смотрели его в Прощеное воскресенье в течение многих лет.
Для меня большое счастье, что удалось запечатлеть этих людей — старцев, схимонахиню Маргариту, беседы с которой легли в основу фильма «Рассказы матушки Фроси о монастыре Дивеевском». Это действительно удивительные люди, они пережили уникальное время в истории христианства — XX век. Таких людей уже нет и не будет.
— А почему фильм, который вышел в широкий прокат, длится всего 40 минут?
— Этого потребовал телевизионный формат, когда фильм готовили к показу на РТР. Не думаю, что от сокращения он сильно пострадал. Хотя что-то интересное осталось за кадром, но основное, самое главное в сконцентрированном виде в 40-минутный фильм вошло.
— Чем для Вас интересен жанр документального кино? Возможностью сохранить прошлое, провести какие-то параллели с настоящим? И планируете ли Вы снимать что-то еще?
— Беллетристика в литературе, придуманные сюжеты в игровом кино мне не очень интересны. Самое удивительное, самое прекрасное, что есть в жизни,— это сама жизнь.
Что касается кино, то для меня это такое поделье — не дело, а именно поделье, потому что самое главное для меня — это священническое служение и исполнение своего церковного послушания. У нас большой монастырь, семинария, издательство, детский дом со ста детишками, интернет-сайт и еще немало других забот и дел, очень интересных и важных. Но все же недавно мы завершили большую работу в рамках церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, который был образован два года назад. Сделали десять фильмов и сорок роликов социальной рекламы, которые идут и по центральному телевидению, и, самое главное, в регионах. Этот проект, конечно, осуществляла целая группа людей, но, поверьте, десять полнометражных документальных фильмов — это большой объем работы.
И еще я доделываю книгу. Вот это меня сейчас греет и занимает все то время, которое условно можно назвать свободным. Около двадцати рассказов уже готово, а всего их будет, может быть, пятьдесят. Некоторые из них уже были опубликованы на сайте «Православие.ру»…
— …и вызвали большой читательский отклик. Получается, что целиком книга пока не написана?
— Она готова у меня в голове. А для того, чтобы написать каждую историю, нужно время, которого практически нет. И все это пишется, в основном, только в дороге, на коленках.
Монастырь в центре мегаполиса
— Сретенский монастырь возрождался первоначально как подворье Псково-Печерского монастыря. Каким видели этот монастырь в центре Москвы печерские старцы, давали ли советы по его устроению?
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) |
— Конечно, в первую очередь, свои наставления нам давал отец Иоанн (Крестьянкин) [2], который и благословил создание московского подворья. Я вот недавно был в Печорах, поехал к нему на могилу, на один денечек. Потом мы с архимандритом Таврионом, нынешним монастырским духовником, стояли вместе в храме на службе, и во время кафизмы он вдруг говорит: «Слушай, ты помнишь, какой сегодня дань?» — «Какой?» — «Иверской иконы Божией Матери. В 1993 году отец Иоанн именно в этот день благословил создавать подворье Псково-Печерского монастыря». И от этого знаменательного совпадения, от этих слов стало мне очень тепло и радостно. Действительно, именно семнадцать лет назад отец Иоанн совершенно неожиданно для меня, да и для всех, вдруг сказал: «Ты будешь создавать подворье Псково-Печерского монастыря в Москве. Ничего не бойся!». Когда подворье стало расти, отец Иоанн благословил создавать монастырь, который все равно останется связанным с Псково-Печерским монастырем. Здесь у нас останавливаются братия из Печор, и мы часто туда ездим, и по-прежнему Псково-Печерский монастырь, его богослужебные традиции, духовные заветы его старцев во многом определяют нашу жизнь.
Отец Иоанн очень много писал об устройстве монастырской жизни, следил, особенно в первые годы, за тем, как монастырь развивается, следил за той непростой ситуацией, которая разворачивалась вокруг подворья в связи с известными событиями 1994–1995 годов в церковной жизни города Москвы[3]. И для нас его внимание, конечно, было просто бесценным. Отец Иоанн не говорил нам ничего принципиально отличавшегося от того, что написано в его письмах о монашестве. Но это были его сокровенные мысли, выстраданные и опытом проверенные пути устроения монашеской жизни.
— Жизнь монастыря в самом центре мегаполиса, вероятно, очень отличается от жизни монастыря более традиционного уклада. Можно ли сказать, что она сложнее?
— Конечно, она намного сложнее, хотя «сложно» здесь — не вполне правильное понятие. Монастырь находится не просто в центре Москвы, а в эпицентре. С другой стороны, по большому счету, не менее сложна, наверное, жизнь насельников Троице-Сергиевой Лавры — там невероятное количество даже не паломников, а туристов, у нас их всё же в разы меньше. Примерно в таком же положении Александро-Невская Лавра в Петербурге, московские Данилов, Ново-Спасский монастыри. Да и многие монастыри в России сейчас находятся в центре города. Но это Промысел Божий, иначе мы это и не воспринимаем: отсюда и проповедническая миссия монастырей, и духовническая, богослужебная, ведь монастырь — это место, где люди могут участвовать в литургической жизни, найти духовное руководство. Главная задача духовника — вместе с человеком, который к нему пришел, искать волю Божию в отношении той или иной жизненной ситуации, в решении духовных проблем, встающих перед человеком.
Современный монастырь в городе, в поселке обязан нести христианскую просветительскую миссию. И она тесно связана с тем путем личного спасения, который проходит здесь каждый насельник — так же, как путь спасения священника, духовника неразрывно связан с теми людьми, которые к нему приходят: Се, аз и дети, яже ми даде Бог
(Ис.
8,
18).
— И все же изначально смысл монашества — удаление от мира, и любая «внешняя деятельность» сопряжена для монаха с неизбежными трудностями. Что помогает насельникам Сретенского монастыря сохранять свое внутреннее устроение?
— Да, потребность в уединении, внутреннем и внешнем, есть у каждого монаха. Если бы с самого начала мне кто-нибудь сказал, что, убежав из столицы, придя в монастырь, я снова окажусь не просто в Москве, а в ее центре, я бы, наверное, ужаснулся. Думаю, точно так же все, кто мечтает о монашестве, даже не предполагают, где им придется оказаться со временем и какие нести послушания. Но Господь очень милосердно ведет нас Своими путями к тому, что нам необходимо исполнить.
Мы, конечно, стараемся каким-то образом сохранить внутреннее уединение — это необходимая часть духовной жизни. Большинство насельников городских монастырей, не только нашего, стараются жить сосредоточенно. У нас есть монахи, которые вообще не выходят из монастыря — живут и знают только келью и храм.
Раздача святой богоявленской воды. Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru |
У нас есть несколько выработанных нами правил, которые неукоснительно исполняются. Например, помимо того, что мы служим каждый день, по четвергам у нас совершается братская служба: причащается вся братия — и священники, и монахи, и послушники. Многие монашествующие живут очень насыщенной литургической жизнью и причащаются, в среднем, четыре раза в неделю. Это очень важно — и сама подготовка к Причастию, и само Святое Причащение. Невозможно даже переоценить эту часть духовной жизни. У нас часто проходят ночные службы, на которых, как правило, молятся и причащаются только монахи. Мы даже попросили у Святейшего Патриарха благословения сделать несколько домовых храмов внутри братских корпусов для того, чтобы три-четыре человека из братии могли ночью совершить Литургию и причаститься в полном уединении. Может быть, для монастырей, которые расположены вдали от городов, это не так актуально, но для нас — по-настоящему насущно.
— В Москве очень много храмов, и при каждом храме складывается приход, который имеет свое лицо. Мне приходилось слышать от москвичей, что приход Сретенского монастыря — это «мужской приход». У Вас есть такое ощущение?
— У нас и вправду много мужчин. Я не знаю, почему, может быть, потому что монастырь мужской? Вокруг нас практически нет жилых домов, в основном государственные учреждения, поэтому люди съезжаются к нам со всей Москвы. Народ у нас хорошо знает церковные правила и любит их: не разговаривают во время службы, справа стоят мужчины, слева — женщины. Видимо, вся эта когорта молодых людей и зрелых мужей, которые серьезно стоят и молятся, производит такое впечатление. У нас много молодежи: думаю, что больше половины наших прихожан — это люди моложе 45 лет. Я помню, когда у нас появились первые бабушки, это было большим событием! Мы над ними просто дрожали, уж не знали, как их ублажить — такая это была для нас великая радость.
— Видимо, это стало как бы подтверждением традиционности, близости храма московской традиции.
Рака с мощами священномученика Илариона (Троицкого). Фото: Виктор Корнюшин / Православие.Ru |
— Конечно, это было своеобразным признанием. Самая старая наша прихожанка была духовной дочерью священномученика Илариона [4], ей было 100 лет, когда она умерла, мы ее хоронили. А сейчас хоть и пореже, но приходит в храм Евгения Матвеевна, ей 98 лет. Вот уж бабушка так бабушка — ходит с двумя сумками, в каждой сумке по кирпичу, справа и слева, сумки перекидывает через шею на каком-то таком платке. Я говорю: «Зачем вам кирпичи-то?». Она говорит: «А чтобы меня не шатало, это мне для равновесия». Она приезжает на службы из Беляева, это самая окраина Москвы.
Вообще, прихожане у нас замечательные, мы их очень-очень любим. Некоторые, правда, сетуют: «У вас не протолкнуться». Да, у нас, к сожалению, очень небольшой храм, а народу так много, особенно на праздники и по воскресным дням, что хотя мы пристроили галерею к храму, все равно многим приходится молиться на улице. Наша мечта — построить новый большой храм, но пока с этим много проблем.
«Наше время не дает поводов к вдохновению»
— Вы упомянули проект «Общее дело». Понятно, что для формирования общественного мнения необходимо использовать современные средства массовой информации, и для того, чтобы достучаться до современного человека, достаточно непробиваемого, ко всему привыкшего, надо найти неординарный творческий ход. Что должно было стать «болевой точкой» для зрителя?
— Самая естественная реакция зрителя — ужаснуться той деградации, той пропасти, в которую мы катимся. Мы ведь не собираемся посвятить жизнь борьбе с напитками — мы противостоим реально существующей проблеме. Цель проекта «Общее дело» и работы церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы — повлиять на молодое поколение, чтобы оно не ушло послушно в ту страшную пропасть, в которой погибает каждый год 700 тысяч наших сограждан. Последствия злоупотребления алкоголем — это народное безволие, деградация (будем называть вещи своими именами), потеря той высокой пассионарности, которая всегда была присуща русскому народу, безразличие. Потеря духовного лица, потеря культуры — потеря всего.
(FLV файл. Продолжительность 2 мин. Размер 4 Mb)
Никто не говорит о необходимости тотальной трезвости, это нереально и смешно, да простят меня наши коллеги-трезвенники, которые выступают за абсолютный отказ от алкоголя. В России вино всегда было средством, помогающим в общении, создающим некую общность. Я, например, могу иногда выпить немножко вина. Мы просто призываем людей к ответственному отношению. Критерий тут такой: если человек может посидеть с друзьями, разделить трапезу и потом останавливается, не становится проблемой ни для ближних, ни для самого себя, ни для спасения собственной души (а это главное) — то это ответственное, нормальное отношение. Если же человек, выпив, становится горем и страшной бедой для самых близких ему людей, если рюмка становится препятствием на пути его спасения, то в этом случае ответственным отношением станет полный отказ от алкоголя.
— За последние годы в церковно-общественных отношениях, в сфере культуры произошло много противоречивых событий, к примеру, прошли художественные выставки, содержание которых верующие люди сочли кощунственными. Их обсуждение было настолько резким по тону, что сложился устойчивый стереотип: Церковь — противница современного искусства. А как Вы, секретарь Патриаршего совета по культуре, относитесь к современному искусству?
— Я не очень представляю себе, что такое современное искусство. Не понимаю, что это такое. Причем чем больше я об этом думаю, тем больше осознаю, что я принципиально и не хочу этого понимать! Есть искусство — и не искусство. То, что не является искусством, им просто не является, и нечего его обсуждать. Как бы кто-то ни убеждал, что это искусство, какие бы ярлыки современности ни навешивал. То, что чаще всего сейчас называется современными шедеврами,— это поделки, которые кому-то выгодно назвать искусством по тем или иным причинам, и зачастую эти причины весьма скверные.
— Что Вы сами любите читать, смотреть?
— По-настоящему мне интересно церковное искусство, когда оно тонкое, благородное и высокое. К сожалению, из произведений художественной литературы, живописи, музыки ничего сравнимого хотя бы с выдающимися образцами настоящего искусства, созданными в советский период, я не встретил.
— Это общемировой процесс или он характерен для нашей страны?
— Отчасти это общемировой процесс, но нас-то интересует больше наша страна. Может быть, наше время такое — не дает поводов к вдохновению, созданию высоких образцов искусства? Есть интересные попытки, но хочется чего-то большего.
— Последний вопрос — немного личный. Что бы Вам хотелось поменять в своей жизни и за что Вы особенно благодарны Богу?
— Чем дольше живешь, тем больше понимаешь слова святителя Иоанна Златоуста: «Слава Богу за все!». И хотя мы не можем повторить это так, как сказал бы он — от всей души, от всего сердца, всею жизнью это засвидетельствовать,— но, во всяком случае, все больше понимаешь, что ничего случайного, ничего напрасного, кроме греха, в жизни нет. Да и наши грехи, наши слабости Господь претворяет нам во спасение. Если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста,
как сказал один пророк (Иер. 15, 19).
Поменять мне не хочется ничего. Как ведет Господь — так и слава Богу! И это не такой вот, знаете, безвольный фатализм, это действительно убежденность. Жить на свете радостно и интересно. Особенно православному человеку, потому что он глубже понимает многие вещи и ему больше открывается. Сама жизнь рядом со Христом, когда мы пытаемся быть настоящими христианами, с бо(!)льшим или меньшим успехом, когда мы пытаемся исполнять изо всех сил наш долг, наше призвание — это и есть самое высокое счастье.