Источник: | |
Рождественская ёлка в Яфо, 2021 г. Фото Александра Рафаилова. Арабы-христиане — одна из этническо-религиозных общин, составляющих население Израиля. Арабы-христиане (приблизительно 123,000 человек) живут, главным образом, в городах, включая Назарет, Шфарам и Хайфу. Хотя номинально они принадлежат к множеству конфессий, большинство относится к греко-католической, греко-православной и римско-католической церквям. |
Основные сведения
Христиане являются группой, далеко отстоящей от остального арабоязычного населения Израиля, сохраняющей свою эндогамность и избегающей браков с арабами-мусульманами.
Идентичность христиан Израиля многоступенчата:
- принадлежность к христианам,
- принадлежность к конкретной христианской деноминации,
- принадлежность к арабам,
- принадлежность к Государству Израиль.
Христиане составляют 2.1% населения Израиля и 9.1% его нееврейского населения. Христиане Израиля принадлежат к 35 различным течениям, связанным с четырьмя основными церквями: православной, католической, монофизитской и протестантской.
Среди православных церквей
в Израиле наиболее крупная греческая православная церковь; во главе ее стоит патриарх, занимающий ведущее положение среди христианского духовенства страны.
Основная статья
:
Иерусалимская православная церковь
В Израиле действуют основанная в 1874 г. русская духовная миссия Московской патриархии во главе с архимандритом (масштабы ее деятельности несоизмеримы с существовавшими до 1917 г.), миссия американской православной церкви (выделившаяся из состава русской церкви в 1970 г.) и миссия румынской православной церкви.
Католическая церковь
в Израиле насчитывает около 25,000 прихожан, а вместе с шестью униатскими церквями (восточные церкви, сохраняющие свою структуру и обряды, но признающие главенство папы: греко-католическая — около 46 тыс. прихожан, маронитская — около шести тысяч, армяно-католическая, сиро-католическая, халдейская и коптская — несколько сотен прихожан в каждой) объединяет около 2/3 всех христиан страны. Самой римско-католической церкви принадлежит разветвленная сеть религиозных, культурных и благотворительных учреждений. Греко-католическая церковь действует главным образом на севере страны (Хайфа, Назарет, Акко, Шфарам и села Галилеи).
Монофизитская церковь
представлена в Израиле армянской апостольской (григорианской) — около 1500 прихожан, из которых приблизительно половина живет в армянском квартале в Старом городе Иерусалима, коптской — около тысячи прихожан, сирийской (яковистской) — около тысячи прихожан, и эфиопской — около 100 прихожан.
Протестантизм
насчитывает в Израиле около 20 различных направлений (всего — около 3000 приверженцев). Наиболее крупные протестантские церкви в Израиле — арабская лютеранская (около 1000 прихожан) и отпочковавшаяся от англиканской — арабская евангелическая епископальная (2000 прихожан).
Внутренняя автономия христианских общин, признанная турецкими и подтвержденная британскими мандатными властями, а затем Израилем, распространяется на управление находящимися во владении общин святыми местами, назначение священнослужителей, школьное образование и судопроизводство. В силу так называемых «капитуляционных» соглашений, заключенных турецкими властями с европейскими державами и признанных последующими правительствами, церковное имущество освобождено от большей части государственных и муниципальных налогов, пошлин и других сборов.
Воскресные дни и христианские праздники официально признаны нерабочими днями для христиан Израиля. Христианские общины содержат свои начальные и средние школы. По просьбе греко-католической церкви и баптистской церкви Министерство образования и культуры официально признало их школы и приняло на себя выплату заработной платы преподавательскому составу.
В 1960–1990-х гг. было сооружено и реставрировано значительное число церквей, монастырей и религиозных школ. Многие святые места были реставрированы или отремонтированы, значительные строительные работы для обеспечения доступа к святым местам были осуществлены за государственный или муниципальный счет (в Старом городе Иерусалима, у озера Кинерет и в других местах).
По традиции представители высшей церковной иерархии участвуют в израильских общественных и гражданских церемониях (открытие сессий Кнесета, торжества по случаю Дня независимости Израиля и т. п.), а представители израильского правительства приглашаются на религиозные церемонии христианских общин (освящение церквей, возведение в сан высших иерархов и т. п.), а также на рождественскую и пасхальную службы.
В канун нового года (по григорианскому календарю) президент Израиля дает прием в честь глав христианских церквей страны. Арабы-христиане в Израиле освобождены от воинской повинности.
Происхождение арабов-христиан
Большинство христиан Израиля являются потомками этнических групп, живших в Эрец-Исраэль до арабского мусульманского завоевания и сохранивших свою особую идентичность. В их среде есть группы, которые могут рассматривать в качестве особых, хотя и арабизированных в настоящее время этнических групп.
- Палестинские греки. Численность греков-православных в Израиле составляет порядка 30-40 тысяч (общая численность прихожан Иерусалимского греко-православного патриархата в Израиле, в Иудее и Самарии и в Иордании составляет, согласно официальным данным, 130 тыс. чел.).
Большая их часть сосредоточена в Галилее, нигде не составляя большинства. Помимо этого, палестинские греки проживают в Яффо, Лоде, Рамле, Иерусалиме, а также Бейт-Лехеме, Рамалле и некоторых других населенных пунктов Иудеи и Самарии.
Теоретически в качестве части греческого меньшинства в Израиле можно рассматривать и греко-католическую общину, численно превышающей греко-православную, которая также сосредоточена прежде всего в Галилее (основное население села Фассута). Однако, в отличие от греков-православных, арабизация греко-католической общины зашла очень далеко.
- Ассирийцы. Ассирийское национальное движение, известное под название ассирианизм, возникло в конце XIX века. Оно декларирует существование особой ассирийской нации, объединяющей ближневосточных христиан, говорящих на различных диалектах арамейского языка — последователей Ассирийской церкви Востока, Халдейской католической церкви, Яковитской церкви и Сиро-католической церкви.
Общая численность последователей этих христианских деноминаций в Израиле невелика и составляет лишь несколько тысяч человек. Несколько больше их в Иудее и Самарии (прежде всего, в Бейт-Лехеме). Несмотря на многовековое проживание в преимущественно арабоязычной среде, они сохраняют арамейский (сирийский) язык в качестве единственного языка богослужения. Часть из них (старшее поколение) сохраняет и разговорный арамейский язык. Арамееязычные христиане, как правило, не считают себя арабами. И с гордостью заявляют, что они сохранили «язык Христа».
Идеи ассирианизма пользуются определенной популярностью и среди маронитов, утративших разговорный арамейский язык еще в Средние Века, но сохранивших его в качестве языка богослужения. В Израиле проживает несколько тысяч маронитов. К их числу относится большинство жителей галилейского села Гуш-Халав и большинство беженцев из Ливана (бывших бойцов Южно-ливанской армии и членов их семей) дисперсно расселенных на севере страны.[1]
- Латинская (римско-католическая) община сложилась в результате массового переселения европейских (прежде всего французских) колонистов в Палестину во времена основанного крестоносцами Иерусалимского королевства.
В её состав влились представители других европейских народов, а также перешедшие в римское католичество восточные христиане. Сформировавшаяся в результате группа именовалась франками (по-арабски «франдж») и пользовалась в качестве разговорного языка старофранцузским.
После повторного мусульманского завоевания оставшиеся в стране франки постепенно перешли на французский язык. Часть из них перешла в ислам, но сохранила память о своем европейском происхождении. Латинская община представляет собой потомков «франджей», сохранивших католическую религию. Члены латинской общины в быту обычно говорят по-арабски, но культурно они ориентированы на Францию.
В «старом» Израиле и Иудее и Самарии проживает несколько десятков тысяч представителей латинской общины. Они составляют большинство населения в галилейском селе Меилия.
- В составе римско-католической общины Израиля выделяется особая группа, именуемая «ивритоязычными католиками» (католим доврей иврит). Они представляют собой группу численностью в несколько сот человек, которая организационно сложилась в 1950-е гг. и имеет автономию в рамках Иерусалимского Латинского Патриархата. Ивритские католики ведут богослужение на иврите, декларируют себя в качестве израильтян, «живущих на иврите».
Группа возникла в результате прибытия в Израиль с волной репатриации 1950-х годов католиков еврейского и смешанного происхождения из Центральной и Западной Европы. Со временем к ним примкнули иностранцы, натурализованные в Израиле и их дети, для которых иврит стал родным языком.
Мигранты из католических общин Галилеи, переселившиеся в города с преимущественно еврейским населением, не создают новых общин, а примыкают к общинам ивритоязычных католиков там, где они есть. Например, в Беер-Шеве именно выходцы из арабоязычных католических общин являются основной паствой общины ивритоязычных католиков.
Ивритоязычные католики открыто декларируют себя в качестве израильских патриотов, призывая проживающих в стране католиков служить в армии и быть органичной частью израильского еврейского общества, сохраняя при этом свою религиозную принадлежность.
История арабского народа
Арабы – это народ семитской группы, который населяет арабские страны Западной Азии и Северной Африки. Они также проживают в Иране, Турции, Афганистане, Эфиопии, Сомали, Занзибаре, Восточной Африке. Значительное количество арабов-эмигрантов проживает в Северной и Южной Америке, Западной Африке, а также во Франции. Впервые термин «арабы» начал использоваться для обозначения кочевников северной Аравии в IX в. до н.э.
Арабы разговаривают на арабском языке и используют арабское письмо. Арабский язык относится к семито-хамитской языковой группе и содержит множество территориальных диалектов. Во всех мусульманских странах население использует общий литературный язык (аль-лугат аль-фусха). Большую часть населения стран Востока составляют мусульмане-сунниты.
Первые сведения об арабах ученые выявили в ассирийских и вавилонских хрониках, но более конкретно о них рассказывает Библия. Именно библейские исторические предания информируют нас о появлении в XIV веке до н.э. в Заиорданье (а позже и в Палестине) арамейских пастушеских племен из южной аравийской земли. Изначально эти племена обозначались как ибри («заречные» или «перешедшие через реку»). По данным ученых аравийские племена сначала прошли в Месопотамию, а позже свернули на юг. Слово «ибри» ассоциируется с именем Авраама, библейского патриарха, от которого происходят евреи и арабы.
Родиной арабы считают Аравию – Джазират ал-араб («Остров арабов»). Центром арабского мира являются восточные районы Сирии и Иордании. Другая историко-этнографическая зона состоит из остальной территории Сирии, Иордании, а также Ливана и Палестины. Отдельной историко-этнографической зоной является Ирак. В одну зону входит Египет, Северный Судан и Ливия, а также магрибино-мавританская зона, которая включает страны Магриба: Тунис, Алжир, Марокко, Мавританию и Западную Сахару.
Современный арабский народ возник после завоеваний ими древних народов Передней Азии и Северной Африки: арамеев, финикийцев, египтян, ливийцев (берберов) и других народностей. Ученые предполагают, что древний арабский народ сложился из семитских племен, коренного населения Аравийского полуострова. С 3000 года до н.э. семиты Аравии расселились в Двуречье и Сирии. Они разговаривали на аккадском языке, названным в честь имени столицы государства, возникшего в 2300 году до н.э. Позже аккадцы захватили все аравийские племена, которые поселились в Двуречье в этот период. С 13 века до н.э. в Передней Азии начали расселяться арамейские племена аравийского происхождения, а в VII-VI вв. до н.э. арамейский язык был вытеснен аккадским.
Почти все древние народы Сирии и Двуречья были захвачены арамеями.
В этот период на территории Йемена возникло несколько первых арабских государств:
- по мнению ученых, в XII или VI-V вв. до н.э. в Южной Аравии возникли Минейское, Сабейское и Химьяритское царства;
- с VI в до н.э. на северной границе Аравии возникли Набатейское, а позже Пальмирское и Лихианское царства.
Все возникшие государства благодаря Химьяритскому царству объединились.
Черты общества Древнего Востока:
- Зарождение рабовладельческого строя.
- Строительство, ремонт крупных оросительных систем, земледелие за счет государства.
- Население было представлено ремесленниками, которые изготавливали высококачественные изделия: сельскохозяйственный инвентарь, оружие, домашнюю утварь, кожевенные изделия, ткани, украшения из морских раковин.
- Добыча золота, ароматных смол: ладана и мирры.
- Осуществление транзитной торговли. Она стимулировала взаимообмен товаров между аравийскими арабами и христианским населением областей Ближнего Востока.
С конца 1 тыс. до н.э. и в первые века н.э. арабские племена активно заселяли Переднюю Азию. В результате расселения к V-VI вв. н.э. арабский народ составлял основную массу населения Палестины, Иордании, Южной Сирии и других регионов Двуречья. На землях Аравии распространились арабские племена амила, джузам, лахм, гассан, а также группы кудаа. В V в. были основаны арабские государства Гассан (в Южной Сирии) и Лахм (на Среднем Евфрате). Государство Гассан находилось в зависимости от Византии, а Лахм зависило от сасанидского Ирана. В IV-VI вв. н.э. на территории Аравии начала формироваться единая арабская народность. Процесс формирования завершился к 630-м годам.
Росту численности новых городов способствовало развитие торговли между кочевыми племенами и земледельческими поселениями, а также с соседними странами: Сирией, Двуречьем, Эфиопией, Ираном. Несмотря на войны между племенами по поводу пастбищ, территорий и угона стад, заключались большие политические союзы племен, например Кинда.
Отношения между еврейским ишувом и арабо-христианской общиной
Арабы-христиане, веками жившие под властью мусульман в Палестине и смирившиеся в своей массе с подчиненным положением «зимми», оказались связаны с арабами-мусульманами под влиянием трёх основных факторов:
- Влияние идеологии арабского национализма, пытавшегося уравнять всех «арабов» независимо от их религиозной принадлежности.
- Ошибочная политика израильских властей по отношению к арабоязычным христианам, вследствие которой они не были отделены от арабов-мусульман, как это произошло с друзами и черкесами.
- Неспособность или нежелание израильского государства продемонстрировать свою власть и реально защитить христиан от нападений соседей в нееврейских населенных пунктах Израиля, в которых христиане проживали рядом с мусульманами и друзами.
Положение христиан в качестве дискриминируемого мусульманами меньшинства на всём Ближнем Востоке изначально способствовало их терпимому (а в отдельных случая даже восторженному) отношению к еврейскому национально-освободительному движению.
Идеология панарабского национализма, пытавшаяся аннулировать значение религиозных отличий, позволила части арабоязычных христиан интегрироваться в арабское националистическое движение и даже занять в нем высокие посты. Но в наше время арабский национализм сдает свои позиции исламизму, что возвращает христиан в статус дискриминируемого меньшинства.
Государство Израиль является единственным на Ближнем Востоке (за исключением Ливана) государством, гарантирующим христианам реальное равноправие. В отличие от христианских общин Ирака, Сирии, Иордании, Палестинской автономии, христианская община Израиля численно не сокращается, а продолжает увеличиваться.
Благодаря упомянутым выше факторам, а также своему высокому образовательному уровню, представители элиты арабоязычных христиан выступали в роли своего рода посредников между еврейским государством и его арабскими гражданами. Их представительство в государственных органах Израиля было пропорционально намного выше, чем представительство арабов-мусульман.
Во многих случаях политики-христиане выступали по отношению к еврейским партиями в роли своего рода «подрядчиков», приносивших им арабские, в первую очередь мусульманские голоса. В ситуации, когда официальный Израиль, по сути, игнорирует особую идентичность христианского меньшинства и рассматривает его в качестве составной части арабского меньшинства, это привело к тому, что политики-христиане в неизмеримо большей степени зависят от голосов многочисленных мусульман, чем от голосов своих малочисленных единоверцев.
В погоне за голосами мусульман многие политики христианского происхождения встали на путь антиизраильской радикализации (самый яркий тому пример – бывший депутат Кнессета Азми Бшара). В среде израильских христиан раздаются жалобы на то, что у них нет своего представительства, потому что депутаты-христиане в Кнессете отстаивают интересы мусульман.
Существует движение арабов-христиан за интеграцию в израильское общество. Многие арабы-христиане служат в армии и даже становятся офицерами.[1][2] Священник из Назарета Габриэль Надаф возглавляет организацию, поддерживающую молодых христиан, добровольно мобилизующихся в ЦАЃАЛ.[3]
Делаются попытки создания политической партии арабов-христиан, стоящей на лояльных Израилю позициях. По состоянию на начало 2019 г., такая партия пока не представлена в Кнесете.[2][4][5]
Религии арабского населения
Мусульмане
Мусульмане – это народ, исповедующий религию ислам. Раньше мусульман называли басурманами, в Российской империи – магометанами. Мусульмане следуют правилам священной книги – Корана, а также учению и практике Мухаммеда, записанных в сборниках хасидов (сунне). Ислам гласит, что Коран – это слово Божье, которое было передано через ангела Джибраиля (Гавриила) пророку Мухаммеду.
Мусульмане верят, что Бог (Аллах) вечный и не имеет сотоварищей. Они считают, что Аллах бесподобный, не рождает и не был рожден (Аль-Ихляс). Согласно верованиям мусульман, появление ислама являлось завершающей стадией авраамических религий. Она передавалась через пророков: Нуха (Ноя), Ибрахима (Авраама), Мусы (Моисея), Исы (Иисуса). Согласно исламу все предыдущие писания и откровения были немного изменены (такриф). Коран является окончательным откровением от Всевышнего. Последним пророком мусульмане признают Мухаммеда. По их мнению, после Мухаммеда не может быть других пророков («Печать пророков»).
На сегодняшний день число исповедующих мусульманство в мире составляет примерно 1,7 млрд человек. Среди религий ислам занимает второе место в мире после христианства. Мусульмане делятся на две группы: сунниты (90%) и шииты (10%).
Наибольшее количество мусульман проживает в Индонезии – 12,7%. На втором месте Пакистан – 11,0%. Далее Бангладеш (9,2%) и Египет (4,9%). Наименьшее количество мусульман проживает в таких странах, как Индия, Китай, Россия и Эфиопия.
Человек является мусульманином, если он произнесет формулу Единобожия (шахаду): «Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и еще свидетельствую, что Мухаммед является Посланником Аллаха».
Религиозные обязанности каждого правоверного мусульманина (пять столпов):
- Шахада;
- ежедневные пять молитв (намазы);
- пост во время Рамадана (ураза);
- милостыня (закят);
- паломничество в Мекку (хадж) хотя бы один раз за всю жизнь.
В религиозной практике мусульман существует также шесть столпов имана (веры). Если мусульманин не признает хотя бы одну из них, его вера считается недействительной.
Столпы имана (веры):
- вера в Аллаха;
- Вера в Ангелов (малаика);
- вера в Священные Писания;
- вера в пророков (наби) и посланников (расуль);
- вера в Судный день (киямат);
- вера в предопределение судьбы (кидар), в то, что все хорошее и плохое происходит по воле Аллаха.
Христиане
Христиане – это народ, крещенный и исповедующий религию Христа. Христианство — это авраамическая монотеистическая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанная в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета – это Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества.
Христианство – это самая крупная мировая религия. Число верующих в мире составляет 2,3 млрд. человек. В каждой стране существует хотя бы одна христианская община.
Первое употребление термина «христианин» можно найти в Новом Завете. Христианами впервые были названы последователи Иисуса Христа, потому что своим поведением, действиями и словами они были подобны Иисусу Христу.
Впервые термин «христианин» вне Библии был употреблен Тацитом, который отметил, что Нерон обвинил «христиан» в Большом пожаре Рима в 64 г. н.э.
Христианство возникло в I веке в Палестине, которая находилась в тот момент под властью Римской империи, сначала в среде арамеев Междуречья. Уже в первое десятилетие своего существования христианство распространилось и в других провинциях среди других этнических групп.
В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году. В период правления императора Константина I, который издал в 313 году эдикт о свободе вероисповедания, христианство получило статус государственной религии и в Римской империи.
В 1054 году произошел раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). В результате реформационного движения в Католической церкви в XVI веке возник протестантизм.
Поэтому христианство подразделяется на три группы:
- православие;
- католицизм;
- протестантизм
С точки зрения неопротестантских общин, существует семь принципов, которые определяют, кто такой христианин:
- Это ученик или последователь Иисуса Христа.
- Это человек, который своей верой принял Иисуса Христа своим Богом и Спасителем, умершим за его грехи на Голгофском кресте.
- Это человек, в котором живет Святой Дух Божий.
- Это человек, который изучает Слово Божье и применяет его в своей жизни.
- Это человек, который лично общается с Творцом.
- Это человек, который посвятил свою жизнь служению Богу (независимо от рода своей деятельности).
- Это человек, который служит своими дарами Телу Христа – братьям и сестрам по вере.
Галерея
- Православная греческая церковь Архангела Гавриила и Святого источника в Назарете
- Католическая месса совершается около грота Благовещения в базиликеБлаговещения в Назарете
- Католическая базилика Благовещения в Назарете
- Источник Марии в Назарете
- Картина Василия Поленова, изображающая Источник Марии в первом веке
- Археологическая площадка во дворе базилики Благовещения в Назарете — остатки зданий начала н.э.
- Барельеф времён крестоносцев в Назарете
- Перед Церковью Георгия-победоносца в Лоде
- Греческая ортодоксальная церковь Благовещения
- Интерьер церкви св. Иосифа в Назарете
- Потолок церкви «Стелла Марис» в Хайфе.
- Монастырь кармелитов в Хайфе.
- Площадь Парижа в Хайфе.
- Церковь Гроба Господня в Иерусалиме.
- Церковь Латинского Патриархата в Старом городе Иерусалима.
Примечания
- ↑ 1,01,1 Арье Теппер Христиане Святой земли: «Не называйте нас арабами»
- ↑ 2,02,1 Новая партия арабов-христиан поддерживает еврейское демократическое государство NEWSru.co.il 10 июля 2013 г.
- Общественная организация арабов-христиан потребовала начать расследование против Раджа Заатрия NEWSru.co.il 17 декабря 2018 г.
- Партия «Арабский дом» объявила об участии в выборах в Кнессет, чтобы войти в коалицию NEWSru.co.il 28 декабря 2021 г.
- Регистратору партий подана заявка на создание Центристской арабской партии «Новый горизонт» NEWSru.co.il 26 декабря 2018 г.
Примечания[ | ]
- https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/sy.html (CIA: World Factbook)
- CIA — The World Factbook — Lebanon
- Republic of Iraq (неопр.)
. Operation World. Архивировано 24 августа 2011 года. - CIA — The World Factbook — Jordan
- The Canadian Arab Federation & Arab Community Centre of Toronto.
A Profile of Arabs in Canada
(неопр.)
.
Virtual Library
. Toronto Centre of Excellence (1999). - 2001 Census: Ancestry — Detailed paper (неопр.)
(PDF). Australian Bureau of Statistics. Архивировано 24 августа 2011 года. - Appendices to Isma (неопр.)
. Human Rights and Equal Opportunity Commission’s Publications Unit. Архивировано 24 августа 2011 года. - Министерство иностранных дел Израиля
- Марониты
- Панченко К. А., Арабы-христиане // Православная Энциклопедия Т. III. М., 2001, С. 152—155.
Источники и ссылки
- КЕЭ, том: 3. Кол.: 388–410.
- НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА — на сайте МИД Израиля
- Д-р Велвл Чернин Этническая ситуация в Израиле: история, проблемы и перспективы (сокращенный вариант)
- Jonas I.
A Free People in Our Land, 2005 (сайт МИД Израиля) - Гай Бехор Треснувшие стены монастыря: как христиане избрали Израиль
Уведомление
: Предварительной основой данной статьи была статья Государство Израиль. Население в ЭЕЭ
п·о·р Этнические группы в Израиле | |
Евреи | Ашкеназы • Сефарды • Мизрахи • Фалаша • Бней Менаше • Самаритяне • Караимы |
Мусульмане | Арабы • Бедуины • Черкесы • Цыгане • Турки |
Христиане | Израильские армяне • Арабы • Цыгане |
Остальные | Друзы • Китайцы • Африканцы |