Чем отличаются староверы от православных христиан?


Староверы в наши дни

В последние годы все большее количество наших сограждан интересуются вопросами здорового образа жизни, экологически чистых способов хозяйствования, выживания в экстремальных условиях, умения жить в гармонии с природой, духовного совершенствования. В этой связи многие обращаются к тысячелетнему опыту наших предков, сумевших освоить огромные территории нынешней России и создавших сельскохозяйственные, торговые и военные форпосты во всех отдаленных уголках нашей Родины.

Не в последнюю очередь в этом случае речь идет о староверах — людях, заселивших в свое время не только территории Российской империи, но и принесших русских язык, русскую культуру и русскую веру на берега Нила, в джунгли Боливии, пустоши Австралии и на заснеженные сопки Аляски. Опыт староверов поистине уникален: они смогли в самых сложных природных и политических условиях сохранить свою религиозную и культурную идентичность, не растерять язык и обычаи. Не случайно поэтому во всем мире так хорошо известна знаменитая отшельница Агафья Лыкова из семьи староверов Лыковых.

Однако о самих староверах известно не так много. Кто-то считает, что староверы —это люди с примитивным образованием, придерживающиеся устаревших способов хозяйства. Другие думают, что староверы —это люди, исповедующие язычество и поклоняющиеся древнерусским богам — Перуну, Велесу, Даждьбогу и другим. Третьи задаются вопросом: если есть староверы, то должна быть и какая-то старая вера? Ответ на эти и другие вопросы, касающиеся староверов, читайте в нашей статье.

Старообрядцы

К старообрядцам относятся люди, придерживающиеся старых христианских обрядов. Во времена правления А.М. Романова под руководством патриарха Никона была проведена религиозная реформа. Те кто отказался подчиняться новым правилам объединялись и их сразу же стали называть раскольниками, так как они как бы раскололи христианскую веру на старую и новую. В 1905 году их стали называть старообрядцами. Широкое распространение старообрядчество получило в Сибири.


К основным отличиям новых и старых обрядов относятся:

  • Имя Иисуса старообрядцы пишут, как и прежде с маленькой буквой и одной «и» (исус).
  • Введенное Никоном троеперстное знамение не признается ими и потому они по-прежнему крестятся двуперстно.
  • Крещение происходит по традиции старой Церкви – погружательно, ведь именно так и крестили на Руси.
  • Во время прочтения молитвы по старым обрядам используется специально предназначенная для этого одежда.

Староверы—поповцы

Староверыпоповцы, помимо прочих церковных установлений, признают трехчинную старообрядческую иерархию (священство) и все церковные таинства древней Церкви, среди которых наиболее известны: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Священство, Брак, Исповедь (Покаяние), Елеосвящение. Помимо этих семи таинств в староверии есть и другие, несколько менее известные таинства и священнодействия, а именно: пострижение в иноки (равночестное таинству Брака), большое и малое Освящение воды, освящение масла на Полиелеосе, священническое благословение.

Разница между староверами и старообрядцами

Итак, для начала надо разобраться, кто такие староверы, а кто – старообрядцы. Старообрядцами называют христиан, воспротивившихся принятию реформ патриарха Никона. В 50-х годах XVII века эти реформы повлекли за собой раскол Русской церкви, и тех, кто отказывался им подчиняться, объявляли раскольниками, предавали анафеме и всячески притесняли. Многие погибли, кому-то удалось бежать за границу, и там уже продолжать свой род. Только в прошлом веке отношение к ним смягчилось. Указ царя Николая II от 1905 г. предписывал слово «раскольник» заменить нейтральным «старообрядец».

А против чего же так восстали эти люди в те смутные времена, когда Никон расколол церковь? По их убеждению, большинство нововведений не соответствовали истине и оскверняли ее. Например:

  1. Согласно реформам, имя Бога стало писаться как Иисус. А книги старых обрядов предусматривали одну «и» в начале – Исус.
  2. Новый канон говорил креститься тремя пальцами, а не двумя, как ранее.
  3. Ходить вокруг церкви теперь можно было лишь противосолонь (против часовой стрелки).
  4. Серьезным правкам подверглись книги богослужений. В частности, слово «правоверный» заменили на «православный».

Староверами же называют тех, кто придерживается дохристианских взглядов на мир. Большим заблуждением будет считать их какими-то закостеневшими, погрязшими в далеком прошлом нелюдимами, которые презирают современную религию и уклад жизни в целом. Эти люди имеют намного более сильную связь с природой, их мировоззрение более широкое, чем у обычных христиан. Они чувствуют себя последователями древних славян, верят в Славянские Веды и особую неразрывную связь между человеком и природой. В этом коренное отличие между староверами и старообрядцами, которые проводят четкую грань между Создателем и тем, что он создал.


Вот так выглядит типичный старовер

Староверы убеждены, что, только уединившись с природой, человек способен познать свою истинную суть и смысл нахождения в этом мире. Староверское летоисчисление говорит, что сейчас человечество проходит через эпоху Ночь Сварога (Кали Юга), один из труднейших периодов в современной истории: экономические кризисы, военные конфликты, природные катаклизмы, торжество корпораций-гигантов. Согласно Ведам, все происходящее в мире можно объяснить, и ничего случайного нет.

Разберемся с терминологией

Разграничение таких понятий, как «православная церковь» и «старообрядчество», в действительности довольно условное. Старообрядцы уверены, что только их вера является истинно православной, а РПЦ относят к никонианам или нововерцам.

Даже в древней литературе старообрядцев в прошлые века не было термина «старообрядческий». Они чаще звались «древнеправославными христианами» или «староверами». Также часто употреблялись слова «правоверие» и, особенно, «истинное православие».

В избранных документах встречается словосочетание «истинно православная церковь». Лишь к концу уходящего столетия понятие «старообрядчество» достигло масштабного распространения. Но представители разных течений упорно продолжали отрицать принадлежность к православию друг друга.

В ритме времени

Православные староверы воспринимались властью как политическое движение, игравшее роль оппозиции для императорского двора. И действительно, как только Екатерина II дала им официальное разрешение на строительство храмов, этим течением за короткий период времени был основан и устроен собственный город. Сегодня он находится на территории Белоруссии. В XVIII веке там насчитывалось около 5000 старообрядцев.

Часть этих людей по приказу царицы убиты. Все, кто остались живы, были принудительно переселены на восток России. Там их потомки проживают и сейчас. Сегодня они известны под именем Семейские.

Следует отметить, что другие религиозные меньшинства, от протестантов до буддистов, получали государственную поддержку.

По официальным источникам, в XIX веке треть населения Российской империи еще жила по правилам предков, которые были крещены в Киевской Руси.

Позже власти начали лояльнее относиться к этому течению. Все чаще возникал вопрос: «Староверы — кто они?» Их обычаи и каноны не рассматривали как те, которые могут повредить целостности государству. Но им запрещалось строить храмы, печатать книги, распространять учение и даже занимать высокие должности. Даже брак для пар был незаконен.

В начале 1900 годов права этой конфессии приравнивались к другим религиозным меньшинствам.

Староверы и старообрядцы — в чем разница

Различия в вере Старообрядцев и Староверов

Очень часто старообрядцев путают со староверами, пририсывая им одинаковое мировозрение. Однако существуют большое количество отличий старообрядцев от староверов. Путаницу в в этих понятиях создают средства массовой информации, которые не зная русской терминологии трактают определения неверными понятиями.

Староверы являются хранителями старой веры предков — дохристианской веры, веры в Православные Веды. Старообрядцы же являются представителями старого христианского обряда и отказываются принимать нововведения Христианской церкви.

Также существует и вторая причина, по которой сейчас происходит путаница в понятии староверов и старообрядцев. В 1653 под руководстком царя Алексея Романова были начаты церковные реформы, которые встретили сильное сопротивление сторонников старых обрядов. Все старообрядцы были объявлены вероотступниками и отлучены от церкви.

Староверы приняли старообрядцев к себе и дали им приют, воспринимая приезд к ним Старообрядцев как волю Бога.

Старообрядцы ( их ещё называют раскольниками) образовались во время церковных реформа патриарха Никона. Отличия староверов от сегодняшних православных христиан состоит в ряде моментов служения и в написании некторых частей Библии.

Староверы считают, что нововведения православной церкви глубоко затрагивают внутреннюю духовную основу Христианства. Широко распространено старообрядчество в Сибири.

Вера староверов разительно отличается от веры Старообрядцев. Староверы свято верят в Славянские Веды, в древнюю славянскую веру .

По летоисчеслению староверов сейчас идет Ночь Сварого — тяжелейшее время согласно ведическому знанию, так называемая Кали Юга согласно индийским Ведам.

Староверы, в отличие от Старообрядцев, имели более масшабное системное мировозрение, охватывающее различные сферы жизни человека, ведь Веды — это не религия, а самое мудрое древнее знание обо всех сферах человеческой жизни.

Разрешено ли староверу становиться крестным для православного христианина?


Фото: Flickr.com
Категорически отрицать такую возможность не следует, но возможной такая ситуация становится только в том случае, если старообрядец будет только одним из крестных родителей. Второй крестный обязательно должен быть представителем современной официальной православной церкви.

Также старообрядец должен при этом пообещать, что не будет предпринимать попыток воспитать крещеного ребенка в традициях, противоречащих официальной православной религии.

(29 оценок, среднее: 3,93 из 5)

Обычаи старообрядцев

У старообрядцев существовали следующие обычаи.

Крещение у поповцев

Старообрядцы-поповцы могут совершать таинство крещения, по желанию, в природном водоеме либо в купели. Проводить таинство должен священник. Исключение составляет ситуация, когда человек при смерти и боится уйти некрещеным, а старообрядческого священника в тот момент не найти в окрестностях. Тогда ритуал совершают миряне.

Человек трижды окунается в чистую воду. Священник при первом омовении произносит: «Крещается Раб Божий … во имя Отца, аминь», при втором: «и Сына, аминь», при третьем: «и Святого Духа, аминь». Омовение в воде символизирует очищение от греховности и соединение с Богом.

При крещении младенца необходимо прочесть молитвы родильнице и при наречении имени младенцу. Так делается, чтобы здоровье матери укрепилось после родов, а дитя прожило свою жизнь по совести и заслужило Царство Небесное. На 8-й день над окрещенным следует провести обряд Миропомазания.

Крещение у безпоповцев

У старообрядцев-безпоповцев таинство Крещения проходит похожим образом. Так же разрешается крещение как в природном водоеме, так и в купели.

Совершаются три окунания, во время которых священник произносит благословение. В течение 8 дней после крещения не рекомендуется мыть тело полностью и снимать рубаху, в которой окрестили. На 8-й день осуществляется Миропомазание.

Советуем изучить Откуда взялось выражение «Фома неверующий»?

Венчание

Ритуал венчания по старому обряду заметно отличается от того, что принят современным православием. Их разницу демонстрирует таблица.

Старый обрядНовый обряд
Чтение Апостола и ЕвангелияВ самом началеПосле возложения венцов
Пение 127 псалмаДобавились припевы, которых не было в старом обряде
Вопросы венчающимся о добровольности их намеренийНетЕсть
Регистрация в ЗАГСеПосле венчанияДо венчания
Повойник на голову невестыНадевается в конце обрученияНе используется


Бракосочетание старообрядческой пары

Похороны

У старообрядцев принято хоронить покойного на 3 день. Накануне погребения, утром того дня и перед захоронением проводятся панихиды. Чем дольше длится отпевание, тем более чистой душа предстанет перед Богом. Отпевания заслуживают только те, кто прожил жизнь достойно и праведно.

Голова покойного в гробу должна смотреть на запад, ноги – на восток. На похоронах проводится последняя служба, Лития. После нее символы веры достают из гроба, заколачивают и опускают его в землю. Поминки сразу после похорон у старообрядцев не заведены. Они проводятся на 3, 9 и 40 дни после смерти.

Интернет, ТВ и медицина

Нельзя сказать, что староверы полностью отмахнулись от достижений цивилизации, и сидят без газа, воды и света. Интернет и телевизор не в почёте — община ведёт изолированный образ жизни. Блага цивилизации вроде автомобиля или сельхозтехники, очень даже приветствуются. Другое дело, что без всех этих благ (при их отсутствии) старообрядцы достаточно легко обходятся, не впадая в уныние.

К традиционной медицине отношение у них скептическое, и возможно, вполне оправданно. Болеют старообрядцы значительно реже городских жителей и здоровье у них куда крепче. В ходу передающиеся из поколения в поколения секреты народной медицины. Институты также не в почёте, поскольку присутствует функциональный подход — зачем забивать себе голову тем, что в жизни вряд ли пригодится. Отношение к службе в армии традиционное — настоящий мужчина должен отдать долг родине.

Старообрядцы и староверы: отличия

Главным камнем преткновения между представителями двух конфессий станет разница в убеждениях. В чем разнятся данные религиозные группы рассмотрим далее.

  • Старообрядцы, как и обычные православные, почитают Христа, а староверы верны древним славянским богам: Перуну, Даждьбогу, Яриле и т.д.
  • Источником религиозной мудрости для первых является Библия, а для вторых – этнические и фольклорные исследования о язычестве древней Руси.
  • Родноверие более разобщено: существует множество направлений, каждое из которых почитает свою группу богов. Вторая группа, главным образом, сосредоточена вокруг Русской Православной Старообрядческой церкви.
  • Староверы считают, что после смерти души попадают в Навь к Велесу, где он решает, достоин ли человек перерождения или уничтожения. В третьем случае, достигнув просветления, родновер отправляется в Ирий, где находятся высшие боги. Древлеправославные придерживаются сходных с РПЦ понятий о Рае и Аде.
  • У родноверов существует два типа обрядов: внешние и внутренние. Первые проводятся большими группами, а вторые — лично человеком или несколькими близкими людьми. Они празднуют славянские религиозные торжества и ведут календарь от основания Словенска Великого в 2409 год до н. э. Старообрядцы отсчитывают года от сотворения мира и придерживаются обрядов, принятых до реформы патриарха Никона.

До указа Екатерины II православных раскольников именовали староверами. Только по желанию толерантной императрицы они получили название старообрядцев и некоторые послабления. В современном мире термин применяется в равной мере к неоязычникам и древнеправославным, из-за чего возникает путаница. Добавляет вопросов и то, что некоторые приверженцы славянских богов ошибочно утверждают, что слово «православие» имеет русские корни. Именуя себя таким образом, они подразумевают не поклонение Христу, а восхваление правильной веры. Существующие между старообрядцами и родноверами различия не оставляют возможности спутать эти два религиозных направления.

https://youtube.com/watch?v=TA3uIAxOV6k

Подытожим

  • В 17 веке российская православная церковь приняла много нововведений, касающихся обрядов, вида креста, икон. Людей, не принявших этих новшеств, стали называть старообрядцами.
  • У староверов и нововеров имеются различия в написании имени Христа (Исус и Иисус соответственно), способе крещения (двумя и тремя перстами), глубине обрядового поклона и так далее.
  • Староверы признают только 8-конечный крест, православные — шестиконечный и восьмиконечный.

А не получается ли, что православные старообрядцы отличаются от современной РПЦ больше, чем католическая церковь? Узнать об основных 12 различиях классической православной веры и католицизма можно из этого видео:
При использовании материалов thebestvideo.ru необходима ссылка на источник.

Внешний вид

У старообрядцев есть огромные отличия от православных во внешнем облике. Это проявляется в следующем:

  • Мужчины обязательно должны носить большие бороды. Сбривать их строго запрещено;
  • Стандартное одеяние мужчины – большая неопрятная рубаха навыпуск, как носили на Руси встарь;
  • Рубаху дополняет затянутый пояс. Его наделяют функцией разделения тела на верхнюю часть – духовную, стремящуюся к Творцу – и нижнюю, которая символизирует все земное и низменное;
  • Никаких ярких цветов в одежде! Только строгие, одноцветные вещи;
  • Галстук – недопустимый аксессуар для старообрядца. Он ассоциируется с Иудой, и оттого галстук называют Иудиной удавкой;
  • У православных женщина может приходить в храм, укрыв голову платком или косынкой, завязанной в узел. В храме же старообрядческом женщине разрешено находиться лишь в платке, который заколот булавкой под подбородком.


Так обычно выглядят старообрядцы

Почему староверов называли беспоповцами

Раскол старообрядчества образовал две отдельные ветви — поповщину и безпоповщину. В отличие от староверов-поповцев, которые после раскола признали церковную иерархию и все таинства, староверы-беспоповцы стали отрицать священство во всех его проявлениях и признали только два таинства — Крещение и Исповедь.

Есть старообрядческие течения, которые также не отрицают таинства Брака. По мнению беспоповцев, в мире воцарился антихрист, и все современное священнослужение — ересь, от которой нет толку.

Староверы: история раскола

На самом деле, староверы, их обычаи и традиции далеки от ложных представлений о том, что «староверы – это те, кто до сих пор приносит жертвы Зевсу и Перуну». Причиной раскола в свое время послужила реформа, которую решили провести царь Алексей Романов и патриарх Никон (Минин). Староверы и их отличие от православных началось с разницы в осенении крестным знамением. Реформа предлагала изменить двуперстие на трехперстие, упразднить земные поклоны, позднее реформа затронула все формы устава Церкви и порядка богослужения. Вплоть до эпохи правления Петра I в церковной жизни происходили изменения, которые староверы, ценившие старые обычаи и традиции восприняли как посягательство на традиционный и правильный, с их точки зрения, религиозный уклад.

Протопоп Аввакум призывал сохранить старую веру, в том числе, старообрядческий крест, и пострадать за «старую веру», если потребуется. Не принимали реформу патриарха Никона и в Соловецком монастыре, насельники монастыря обратились к царю Алексею Романову с челобитной в защиту старой веры. Староверы в России сегодня — это последователи тех, кто в XVII веке не принял реформу.

Во что верят староверы?

Староверы, как наследники дораскольной, дореформенной Руси, стараются сохранять все догматы, канонические положения, чины и последования древнерусской Церкви.

В первую очередь, конечно, это касается главных церковных догматов: исповедания св. Троицы, воплощения Бога Слова, двух ипостасей Исуса Христа, искупительной его Крестной Жертвы и Воскресения. Главным же отличием исповедания староверов от других христианских исповеданий является употребление форм богопочитания и церковного благочестия, характерных для древней Церкви.

Среди них — двуперстное крестное знамение, погружательное крещение, унисонное пение, каноническая иконопись, специальная молитвенная одежда. Для Богослужения староверы используют старопечатные богослужебные книги, изданные до 1652 года (главным образом изданные при последнем благочестивом патриархе Иосифе. Староверы, однако, не представляют собой единого сообщества или церкви — в течение сотен лет они разделились на два основных направления: поповцы и безпоповцы.

А есть ли общее?

Старообрядцы и староверы, несмотря на различную Веру свою имеют и кое-что общее. Во-первых, их соединила сама история. Когда на старообрядцев, или как тогда говорили раскольников русской православной церкви, начались гонения, а было это как раз во времена Никона, те направились на Сибирское Беловодье и Поморье. Там жили староверы, давшие им приют. Безусловно, вер у них была разная, но тем не менее, по крови все они были русичи и старались не дать отнять у них это.

Во-вторых, объединяет их общая народность, национальные корни. Вмести, они верят в высокие идеалы жизни человеческой. Они не боялись гнева государственных деятелей, духовных лидеров и просто мнения толпы, они хранили то во что верили, не отрекаясь от этого даже под страхом смерти. Некогда принявшие разные веры они, тем не менее, сумели сохранить них, и потому им есть за что друг друга уважать.

Где живут староверы

Старообрядцы живут, как правило, общинами и выбирают для своих поселений места вдали от крупных городов. Подобная традиция сложилась не просто так, ведь после раскола они вынуждены были скрываться от гонений, а потому селились в глухих лесах, подальше от людских глаз. Это помогало им избежать стычек и конфликтов с представителями новой веры.

Сегодня старообрядческие поселения можно встретить в Приморском крае, Сибири и Поволжье. Староверы любят селиться у озер или рек, ближе к дикой природе. Такая отчужденность от цивилизации породила миф, что они поклоняются языческим богам, однако это не так.

Человек как теория раскола

Родился будущий патриарх в бедной крестьянской семье в мае 1605 года в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода. Мать мальчика умерла сразу после его появления на свет, и отец женился во второй раз. Мачеха недолюбливала ребенка. Она морила его голодом и всячески издевалась.

Есть свидетельства, что женщина неоднократно пыталась лишить названного сына жизни. Но каждый раз Никиту (такое имя Никон получил при рождении) спасала счастливая случайность. Позже воспоминания об удивительных, фантастических ситуациях, где он одолевал смерть, давали ему уверенность в своей божественной миссии.

Именно большие амбиции привели к образованию такого течения, как староверы. Кто они и какую роль в их формировании играет патриарх, материал расскажет далее.

Часто заступалась за внука и бабушка. С детства мальчик был благосклонен к религиозной литературе. Священник, который учил грамоте, был для ребенка идеалом. Иногда Никита не мог заснуть. Его постоянно тревожили кошмары, что он может забыть церковные тексты. Набожный мальчик убежал без разрешения родителей в монастырь.

В 1624 году под предлогом смертельного состояния любимой бабушки юношу вернули домой. Там его женили на незнакомке. Тем не менее религию мужчина не покинул. Молодой муж устроился священником в местную церковь. Тогда он даже не догадывался о том, что древнерусская церковь староверов, в которой Никон начал править, впоследствии возненавидит его.

Советуем изучить Чтецу богослужебной книги апостол

Начитанность, глубокая вера и чрезвычайное усердие сделали ему хорошую репутацию. Купцы, которые приезжали в город, заметили таланты молодого попа и предложили ему переехать работать в Москву.

История зарождения и становления

Старообрядчество берёт своё начало ещё с крещения Руси князем Владимиром в 988 году, когда православная вера была перенята у греков. Русская поместная церковь вышла из подчинения Константинополю в 1448 году в результате неприятия русским духовенством положений Флорентийской унии (1439), просуществовавшей недолго и закончившейся провалом. Вскоре Константинополь пал под натиском турок-осман.

По результатам проведённого при Иване IV Грозном в 1551 году Стоглавого собора, была запрещена секуляризация, то есть отъём в пользу государства церковных земель и собственности, но были несколько ограничены привилегии духовенства.

Сравнение старообрядческой церкви и православной

В чем же разница между старообрядческой церковью и православной? В старообрядческой церкви принято двуперстное крестное знамение. Совершенная и единственно признанная форма изображения креста – восьмиконечная. В православии признаются также четырехконечные и шестиконечные кресты. Крестное знамение трехперстное. Также православные произносят «Аллилуйя» не дважды, как староверы, а трижды. В старообрядческой церкви сохраняются некоторые древние написания слов и старые названия. Например, инок вместо иеромонаха, Иеросалим вместо Иерусалима. Старообрядцы имя Христа пишут как Исус, а православные – Ии

сус. Также отличаются самые верхние начертания на кресте. У староверов это ЦРЬ СЛВЫ (Царь Славы) и IС ХС (Исус Христос). На православном восьмиконечном кресте написано ИНЦИ (Иисус Назорей Царь Иудейский и IИС ХС (И
и
сус Христос). Для Святых Даров в православной церкви используется агнец, специальный Литургический хлеб. Он приготовляется служащим священником во время проскомидии. Этот обычай возник примерно в IX веке, поэтому его нет в старообрядческой церкви. Иконы в старообрядческой церкви пишутся в традиционном византийском и древнерусском стиле. В православной церкви заметно влияние западноевропейской живописи. В РПЦ запрещено изготовление литых икон. Такого запрета в старообрядчестве нет. В православной церкви не приняты начальные и конечные поклоны на богослужении. Во время службы совершаются поясные поклоны, в исключительных случаях земные. В старообрядческой церкви в начале и в конце службы совершаются поклоны. Во время службы принято совершать земные поклоны. Все действия верующих синхронные, чего нет в православии. Церковное пение в старообрядческой церкви унисонное, монодическое. Не приветствуется принятое в православии хроматическое и партесное, так называемое, светское пение. В церковном чтении старообрядцев широко используются погласицы. В Символе Веры в православной церкви убрано принятое у староверов противопоставление понятий «рожденна, несотворенна». В древнем изложении, которое исповедуют староверы, это звучит как «рожденна, а несотворенна». Также у староверов существует несогласие с тем, что Дух Святой тоже должен исповедоваться, как истинный. В православном символе читаем всего лишь: «Бога истинна от Бога истинна» касаемо Отца и Сына. В православной церкви богослужения совершаются по Славянскому Типикону, сложившемуся на основе Иерусалимского устава. Старообрядческие службы проходят по Иерусалимскому древнему уставу. Крестный ход вокруг храма в старообрядческой церкви принято совершать по часовой стрелке, то есть по солнцу. В православной церкви крестный ход идет против часовой стрелки. В старообрядческой церкви не принято исполнять Акафисты, кроме Акафиста Похвалы Богородицы. Отвергаются и другие молитвенные сочинения, не имеющие древнего происхождения. В православной церкви много акафистов. Они служатся на молебнах и читаются дома. Вода, освященная в канун Богоявления считается Великой Агиасмой. В православной так называется вода, освященная в день самого праздника. Четыре раза в году, во второе, третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста в православной церкви совершается Пассия – особая служба, посвященная чтению текстов Евангелия, повествующих о страстях Христовых. В старообрядческой церкви Пассия не служится.

Главные языческие Боги

В древнем язычестве существовало очень много богов, которым поклонялись русичи. Самыми главными божествами считались:

  • Перун – самый главный бог у восточных славянских селений. Он считался богом войны, а его главным символом стала секира, которая досталась Перуну от Сварога. Он был покровителем всех князей, а также их дружин.
  • Лель – божество, которое символизировало любовь. Лель был сыном богини Лады, и изображался в виде чудного младенца с крыльями. Он не только символизировал страсть и любовь, но и имел возможность разжигать чувства между людьми.
  • Ярило – бог солнца. Славяне очень почитали Ярила, ведь он помогал им в выращивании урожая. Кроме того, он мог успокоить самую сильную бурю, а также регулировать температуру.
  • Сварог – бог солнца и огня. Воины поклонялись ему, чтобы заручиться поддержкой в битве. Сварог выступал как источник всего земного огня.
  • Макошь – богиня и покровительница плодородия. Также помогала матерям в воспитании детей.
  • Велес – охранял старину и был покровителем всего живого на земле.
  • Мара – божество, олицетворяющее смерть. Способствовала легкому переходу покойного в загробный мир. Нередко ей молились разбойники, чтобы она поддержала их в темных делах.

Старая и новая вера

Одним из самых трагических событий в истории России XVII века стал раскол Русской Церкви. Царь Алексей Михайлович Романов и его ближайший духовный сподвижник патриарх Никон (Минин) решили провести глобальную церковную реформу. Начавшись с незначительных, на первый взгляд, изменений — перемены в сложении перстов при крестном знамении с двуперстия на трехперстие и отмены земных поклонов, реформа в скором времени затронула все стороны Богослужения и Устава. Продолжаясь и развиваясь в той или иной мере вплоть до царствования императора Петра I, эта реформа изменила многие канонические правила, духовные установления, обычаи церковного управления, писаные и неписаные традиции. Изменениям подверглись практически все стороны религиозной, а затем и культурно-бытовой жизни русского народа.

Картина В. Г. Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере»

Однако с началом реформ выяснилось, что значительное число русских христиан увидело в них попытку измены самого вероучения, разрушения религиозного и культурного уклада, который веками складывался на Руси после её Крещения. Против замыслов царя и патриарха выступило множество священников, иноков и мирян. Они писали челобитные, письма и воззвания, обличая нововведения и защищая веру, хранимую сотни лет. В своих сочинениях апологеты указывали, что реформы не просто насильно, под страхом казней и гонений, перекраивают традиции и предания, но и затрагивают самое главное — разрушают и меняют саму христианскую веру. О том, что реформа Никона является отступнической и изменяет саму веру, писали практически все защитники древлецерковного предания. Так, священномученик протопоп Аввакум указывал:

Заб­лудили и отступили от истинныя веры с Никоном отступником злокозненным пагубником еретиком. Огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить!

Он также призывал не бояться мучителей и пострадать за «старую христианскую Веру». В том же духе выражался известный писатель того времени, защитник Православия Спиридон Потёмкин:

Тщаться веру истинную повредит прилогами (прибавлениями) еретическими, чтобы не поняли верные христиане, но да прельстились на обман.

Потемкин осуждал Богослужение и обряды, совершаемые по новым книгам и новым чинам, которые называл «злой верой»:

Еретицы суть крещающии во злую свою веру, крестят хуляще Бога во Святой Троицы единаго.

О необходимости защиты отеческого предания и старой русской веры писал исповедник и священномученик диакон Феодор, приводя многочисленные примеры из истории Церкви:

Еретик, благочестивых людей, страждущих от него за старую веру, в ссылках морил гладом…И аще старую веру оправит Бог единым попом пред всем царством, всем властями срам бу­дет и поношение от всего мира.

Иноки-исповедники Соловецкого монастыря, отказавшиеся принять реформу патриарха Никона, писали царю Алексею Михайловичу в своей четвертой челобитной:

Повели, государь, нам быти в той же нашей Старой Вере, в которой отец твой государев и все благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались, и преподобные отцы Зосима и Саватий, и Герман, и Филипп митрополит и все святии отцы угодили Богу.

Так постепенно и стало говориться, что до реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, до церковного раскола была одна вера, а после раскола — уже другая вера. Дораскольное исповедание стали называть старой верой, а послераскольное реформированное исповедание — новой верой.

Такое мнение не отрицали и сами сторонники реформ патриарха Никона. Так, патриарх Иоаким на известном диспуте в Грановитой палате говорил:

Прежде мене заведена новая вера; по совету и благословению святейших вселенских патриархов.

Еще будучи архимандритом он утверждал:

Не знаю я ни старой веры, ни новой веры, но что начальники велят то и творю.

Советуем изучить Псалом 54

Так постепенно и появилось понятие «старая вера», а людей, исповедующих её, стали называть «староверы», «староверцы». Таким образом, староверами стали называть людей, отказавшихся принять церковные реформы патриарха Никона и придерживающихся церковных установлений древней Руси, то есть старой веры. Принявших же реформу стали называть «нововеры» или «новолюбцы». Впрочем, термин «нововеры» надолго не прижился, а термин «староверы» существует и поныне.

Нынешняя жизнь староверов и их традиции

Найденное поселение староверов в 1978 году взбудоражило все пространство тогда еще существовавшего Советского Союза. Миллионы людей буквально «прилипали» к телевизорам, чтобы увидеть уклад отшельников, который практически не изменился со времен дедов, прадедов.

В настоящее время в России насчитывается несколько сотен поселений староверов. Староверы сами учат своих детей, старики и родители находятся в особом почитании. Все поселение усиленно работает, для питания все овощи b фрукты выращиваются семейством, обязанности распределены очень строго.

Случайного захожего гостя примут с доброжелательностью, но кушать и пить он будет из отдельной посуды, чтобы не осквернить членов общины. Уборка в доме, стирка и мытье посуды осуществляется только колодезной или родниковой проточной водой.

Таинство крещения

Староверы стараются обряд крещения младенцев провести в течение первых 10 дней, перед этим очень тщательно выбирают имя новорожденному, оно обязательно должно быть в святцах. Все предметы для крещения несколько дней перед таинством очищают в проточной воде. Родители на крестинах не присутствуют.

Кстати, баня у отшельников — нечистое место, поэтому крестик, полученный при крещении, снимают и надевают только после омовения чистой водой.

Венчание и похороны

Староверческая церковь запрещает вступать в брак молодым людям, которые являются родными до восьмого колена или связанные «крестом». Венчание проводится в любой день, кроме вторника и четверга.


Венчание у староверов

Замужние женщины не выходят из дома без головного убора.

Похороны не являются особым событием, у староверов нет траура. Тело покойника омывают люди одного пола, специально выбранные в общине. В сколоченный гроб насыпается стружка, на нее кладется тело и накрывается простыней. Крышки у гроба нет. После похорон нет поминок, все вещи покойных раздаются в селении в качестве милостыни.

Староверческий крест и крестное знамение

Церковные ритуалы и богослужения происходят около восьмиконечного креста.

На заметку! В отличие от православных традиций, на нем нет изображения распятого Иисуса.

Помимо большой перекладины, к которой были прибиты руки Спасителя, есть еще две. Верхняя перекладина символизирует табличку, на ней обычно писался грех, за который осужденный распинался. Нижняя маленькая доска — символ весов для взвешивания людских грехов.

У староверцев используется восьмиконечный крестВажно! Нынешняя православная церковь признает право на существование староверческих церквей, а также кресты без Распятия, как знаки христианства. Православные верующие накладывают крестное знамение тремя пальцами, которые обозначают единство Святой Троицы

Именно эта традиция легла в основу конфликта между староверами и новым никоновским течением, староверческие христиане отказывались осенять себя, по их словам, кукишем. Староверы до сих пор крестятся двумя пальцами, указательным и средним, произнося при этом дважды «Аллилуйя»

Православные верующие накладывают крестное знамение тремя пальцами, которые обозначают единство Святой Троицы. Именно эта традиция легла в основу конфликта между староверами и новым никоновским течением, староверческие христиане отказывались осенять себя, по их словам, кукишем. Староверы до сих пор крестятся двумя пальцами, указательным и средним, произнося при этом дважды «Аллилуйя».

К богослужению отшельники относятся с особым почитанием. Мужчины обязательно надевают чистые рубахи, а женщины — сарафаны и платки. Во время службы все присутствующие в храме стоят со скрещенными на груди руками, демонстрируя смирение и покорность.

В староверческих церквях не признается современная Библия, а только дониконовское Писание, которое тщательно изучается всеми членами поселения.

Допускается ли старообрядцам посещать православную церковь?


Фото: Flickr.com
Старообрядцы могут беспрепятственно приходить в православный храм. Если они примут решение сами стать православными христианами, для этого потребуется принять таинство Миропомазание. Считается, что оно официально соединяет человек с его новым христианским верованием.

Более того, если старообрядец, не перешедший в православие, начнет в храме креститься двумя пальцами, ему никто не будет этого запрещать. В современном христианстве устоялось мнение, что не имеет принципиального значения креститься двумя или тремя перстами. Эти обряды официально признаны равночестными.

Единственный нюанс заключается в том, что, придя в православный храм и начав креститься двумя пальцами, когда все вокруг используют троеперстное знамение, для самого человека это будет не совсем красивым и нелепым.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]