Старообрядческий крест для одних людей — религиозный раритет, для других — символ веры, неотъемлемый атрибут богослужений. Форма, вид креста непривычны современному христианину. Вместе с тем сторонники старой веры свято чтут избранную сотни лет назад символику. Дело не только во внешнем антураже. Для понимания значения изображённых на кресте символов, надписей разберёмся — кто же такие старообрядцы, или староверы.
История
Термин «старообрядцы» сформировался в начале пятидесятых годов семнадцатого века. В этот период московский патриарх Никон, при поддержке царя Алексея Михайловича, начал проводить реформу Русской Православной Церкви. Изменения начались переходом с русского на греческий церковный устав — церковные книги начали приводить в соответствие с греческими канонами. Стали меняться порядок богослужений. Были внесены «поправки» в обрядовые действия. Такие новшества вызвали протест у значительной части общества, состоявшей из духовенства, боярства, простого народа.
Сторонников старых обрядов возглавил протопоп Аввакум. Протестующие отказывались принимать реформы, призывали вернуться к исконно русским, православным порядкам. Власти устроили на них гонения, что привело к гибели большого количества людей — публичные расправы, казни. Кроме физического насилия старообрядцы претерпели моральные притеснения. Указами царя для них вводились непосильные налоги, запрещалось заниматься земледелием и скотоводством. Власти закрывали глаза на преступные действия в отношении староверов со стороны «согласного» населения — им уничтожали запасы продовольствия, сжигали избы, лишали жизни.
Подобные действия вынуждали старообрядцев покидать родные края, селиться в отдалённых местностях. Так появились старообрядческие поселения, где преданные своей вере люди жили в соответствие с её правилами.
Ситуация изменилась с приходом ко власти Петра Первого — он отменил жестокие указы, гонения прекратились. Однако жизнь, права старообрядцев носили полулегальный характер:
- старообрядцам запрещали занимать высокие должности;
- крещение по старой верой не признавалось действующей церковью;
- заключаемые староверами браки считались вне закона;
- появившиеся на свет в таких браках дети признавались незаконнорожденными.
Лишь к концу XVIII века «высшее руководство» осознало, что ставшие причиной раскола Русской Православной Церкви обрядовые разногласия — ничтожны. Так появилось Единоверие.
В современной России живут почти два миллиона людей старой веры. Понятно, что сейчас их не притесняют, они вольны проживать где пожелают, имеют равные с другими гражданами права.
Кому и когда можно носить славянский Крес
Обереги с крестом встарь носили взрослые люди. Вот ещё одно отличие от христианского крестика, который часто надевают на шею ребёнку, который ещё не осознаёт смысл этого действия. Потому и сейчас обереги с крестами мы советуем носить людям взрослым.
А как быть с вопросом, с которого началась эта статья? Можно ли носить древнеславянские обереги с крестиком? Думаем, теперь вы и сами можете ответить на этот вопрос. Христианский крестик несовместим со славянским оберегом. Однако, славянский Крес и есть наш, родной, оберег! Носите его с радостью да знайте, что вы под защитой Богов!
Старообрядческий крест
В православии крест — это символ веры, неотъемлемый атрибут богослужений и церковных обрядов. Верующие люди почитают его как святыню.
Непосредственно крест в старообрядчестве и современном православии выглядит одинаково. Горизонтальная и вертикальные перекладины — символизируют распятие, которое нёс на плечах Иисус к месту своей казни. Различия наблюдаются в формах нательных крестов. Иначе их называют — тельники.
Вид
Внешний вид креста староверов несколько отличается от современного символа веры. В четырёхконечную крестообразную форму заключён восьмиконечный крест. Как ни удивительно, но многие современные православные кресты выполнены в традициях католицизма — состоят из двух поперечных перекладин, содержат изображение распятого Христа. Такие кресты называют четырёхконечными — просто и лаконично.
Староверы подобную форму не приемлют. Их символ полностью соответствует Голгофскому изображению, описанному в Библии. Причём лицевая сторона креста не имеет изображения Спасителя. Оборотная сторона креста старообрядцев обязательно содержит молитву о вере в воскресение Бога.
Мужской крест староверов
Значение
Верхняя перекладина представляет табличку с начертанными словами: «Иисус Назарянин Царь Славы». Надпись может состоять из букв «ИНЦИ» — взамен «Славы» пишется «Иудейский». Это не изменяет сути, прописанной в Библии — над головой распятого Христа начертано Его имя.
Нижняя перекладина изображает опору для ног Спасителя. Скошенная форма напоминает библейскую историю распятых слева и справа от Христа разбойников. Первый (левый) конец направлен вниз. Означает проклявшего Иисуса разбойника, который после смерти отправился в ад. Второй конец устремлён вверх — что говорит о раскаявшемся разбойнике, отправившемся вместе со Спасителем в Рай.
Арочное подножие креста символизирует гору Голгофу — место казни. Изображённые слева и справа от креста, соответственно, копьё и трость — орудия казни. Копьём было проткнуто тело скончавшегося Христа с целью убедиться в его смерти. На трость насаживалась губка с уксусом, подносимая к губам ещё живого Спасителя вместо воды. Череп — изображает голову Адама, символизирующую падение человечества, поддавшегося духовным и физическим грехам. Буквы «Г» и «А» слева и справа от черепа означают «голова Адама». Внутренний смысл изображения — символ спасения — омытый кровью Христа череп очищает человека от греха, дарит возможность обрести вечную жизнь.
Кресты, распятия староверов могут иметь иные отличия, но они незначительны — не меняют суть передачи изложенной в Библии истории.
Жизненный Крест Славян и Ариев.
«Возьми крест свой, и следуй за мною…»
Лука (гл. 9, ст. 23),
Матф.(гл. 16, ст. 24),
Марк (гл. 8, ст. 34).
О каком кресте говорил Иисус своим ученикам?
Куда они должны были следовать со своим крестом?
Что такое крестный ход? Что означают выражения:
«Креста на тебе нет!» и «Поставить на нём крест!»
11 лет тому назад мной была написана статья «Несут ли свой крест Славяне и Арии»? Она была опубликована в журнале «Ведическая Культура» № 1.
Данная статья, которая написана для сайта «Родобожие», не является копией предыдущей. В неё внесены изменения и дополнения с учётом личного опыта автора, накопленного за прошедшее время.
Родобожие придаёт кресту огромное значение. Этот символ несёт в себе многообразный смысл. Самый простой таков: вертикальная линия символизирует нисхождение духа в материю и восхождение духа, который обрёл опыт материального преобразования мира. Горизонтальная – материю, которая принимает в себя Силу Духа и проявляет себя в своей высшей форме – Одухотворённой Природы.
В Ведическом Наследии Предков – Родобожии, крест символизирует безчисленное множество значений, явлений и образов во всех четырёх мирах, осознаваемых большинством представителей Славяно-Арийских народов: Нави, Яви, Слави и Прави.
Разнообразных изображений креста у Славян и Ариев насчитывается более 144-х. И это только – основных! Однако, в отличии от неподвижных крестов, используемых в религиозной символике, Славяно-Арийских крест, как и сама Жизнь, находится в постоянном движении! Почему? Потому, что древнее значение слова «Крес» — это сияние, свет, огонь, а буквица «Т» — «Твердо» несёт в себе значения «Творение», «Утверждение». Сложив эти образы воедино в слове «Крест» получим значения этого слова: «Сияющее Творение», «Утверждение Света» и т.п.
Изображение креста символизирует вращение электронов окрест (вокруг) ядра атома, спиралевидное движение планет, следующих за Ярилой-Солнцем в Его движении по Небесним Путям нашей Галактики. Крест олицетворяет движение видимой части звёздного неба (с точки зрения земного наблюдателя) окрест звезды Тары (Полярной звезды), движение Солнечной системы окрест центра нашей Галактики, движение нашей Галактики окрест центра нашей Метагалактики, движение нашей Метагалактики окрест центра Вселенной.
Крест – это образ одновременного единства и борьбы противоположностей, проявляющий себя в сражении Белобога и Чернобога, во взаимодействии Духа и Материи, Жизни и смерти, Света и тьмы, Правды и кривды…
Движущийся крест Славяне и Арии отображают богатым разнообразием графических форм и цветовых сочетаний. В письменных текстах его образ изображается четырьмя рунами:
Руна «Сва» | Руна «С» | две руны «Ти-Ка» |
— Руна «Сва» — означает Небеса (отсюда – Свадьба, точнее: СВА ДЕ БО – СВА (Небесное), ДЕ (Деяние) БО (Богов).
— Руна «С» — означает направление движения,
— а две руны «Ти-Ка» — означают вращение, движение, изменение. До сих пор дети, играя, кричат: «Тикай!», т.е. быстро двигайся, уворачиваясь от столкновений с другими. Да и словлсочетание «часы тикают» означают то, что их механизм двигается, вращаясь, а звук «тик-так» — лишь сопровождает его вращательное движение.
Итак, вращающийся Крест Жизни, который несут в себе Славяне и Арии называется Сва-С-Ти-Ка. Есть много сходных образов, выраженных в других словах. Ярга: Яр – Ярила, Га – путь, движение, т.е. Ярга – движение Ярилы-Солнца. Коловрат: Коло – круг, вращение, В – веды, Ра – Изначальный Свет Прародителя, Т – твердо, т.е. Коловрат: утверждение Изначального Света Прародителя, Ведающего Круговорот (Жизни и смерти). Сваор: Сва – Небеса, Ор – сила, т.е. Сваор – Небесная Сила.
Что означает понятие «Жизненный Крест»? Что он из себя представляет? Как можно нести его в себе? Чтобы понять это, рассмотрим Образ и Подобие Божье или, в современной терминологии, духовно-энергетическую структуру Человека.
У Славян и Ариев она представляет собой сияющий 16-ти мерный энергоинформационный кокон, находящийся вне времени и пространства. Проекция его проявления в 4-х мерном (длина, ширина, высота и время) материальном мире (мире Яви) напоминает форму 9-ти светящихся разными цветами радуги духовно-энергетических матрёшек, вложенных одна в другую.
Проекция внутреннего (самого малого) энергоинформационного кокона-матрёшки для наблюдателя, находящегося в материальном мире, воспринимается в чёрном цвете. У Православных Староверов (их Патриарх даровал сведения о Кресте Жизни, на основе которых написана эта статья), этот цвет называется «чёрмным» и символизирует цвет «очень тёмно-синий». Они называют его «Цветом открытого космоса». Однако, обычные люди, не обладающие духовным зрением, видят этот цвет – чёрным.
Проекции внешних, самых больших энергоинформационных коконов, сияют серебристым и белым цветами. Все внутренние духовно-энергетические коконы (от меньшего к большему) воспринимаются в цветах: красном, оранжевом, жёлтом, зелёном, голубом, синем, фиолетовом.
Их свечение и форма – результат взаимодействия энергоинформационных потоков, пронизывающих миры Нави, Яви, Слави и Прави, собранных Волей Всевышнего Рода-Прародителя по Своему Образу и Подобию в духовно-энергетический крест, состоящий из 37-ми основных и 144-х вспомогательных вращающихся свастик. При этом, 9 из них являются наиболее крупными и сияют наиболее ярко. Это и есть Человек и его Жизненный Крест. Правда, узреть Крест Жизни возможно, лишь, духовными очами.
Глаза же телесные, воспринимающие лишь мир Яви, видят только грубо-материальную оболочку в виде «мешка» из костей и мышц, обтянутых кожей, хотя даже и эта оболочка, при хорошей осанке и горизонтально разведенных в стороны руках, напоминает форму креста. Это самая плотно-материальная энергоинформационная структура Человека.
Но даже этот «мешок» пронизан энергиями химического распада и синтеза, а также, электромагнитными полями и их силовыми потоками, управляющими через центральную нервную систему согласованной деятельностью внутренних органов. Вы и сами видели проекции этих потоков в виде кардиограмм и энцефалограмм (графических отображений электромагнитных импульсов сердца и мозга), а также, фотографий, сделанных по методу супругов Кирлиан.
Что же находится за пределом восприятия телесных глаз? Тот самый Жизненный Крест, о котором Иисус говорил своим ученикам! Кстати, самым первым из них (ещё до того, как Иисус призвал Андрея первозванного и других иудейских апостолов) был представитель Славяно-Арийского народа, жившего в Палёном Стане (Палестане) – апостол Арий. Народ Палёного Стана называл себя тогда «Се (это) мы Арьяне (Арийцы)». Иудеи их называли Самаряне. Иисус всегда приводил в пример Арийцев (Самарян), как милосердный и духовно зрелый народ.
Арианская церковь возникла одной из первых после завершения миссии Иисуса Христа в Иудее. Она давала своим последователям наиболее правильную картину мира и наиболее точно передавала суть Его Учения, основанного на Ведических Знаниях, за что и была подвергнута гонениям. Кстати, сомневающимся в том, что в Палёном Стане, помимо Иудеев, жили Арии, могу предложить осознать простую мысль о том, что ныне Самарянами вполне можно называть жителей г. Самары. Но это – тема другой статьи, которую можно будет написать в том случае, если она заинтересует читателей.
Итак, Славяно-Арийский духовно-энергетический Жизненный Крест состоит из 9-ти самых мощных свастичных энергоинформационных вихрей, связанных с деятельностью костного, спинного и головного мозгов.
Первый из них расположен на уровне копчика. В результате того, что он в наибольшей степени втягивает и в наименьшей степени излучает энергию и информацию, его цвет – чёрмный (тёмно-фиолетовый, но большинство видит как чёрный). Называется он Исток.
Второй – на уровне телесного лобка. Его цвет красный. Название – Зарод.
Третий энергетический вихрь находится на уровне пупка физического тела. Цвет его оранжевый. Зовётся он Живот (Жизнь).
Четвертый свастичный вихрь энергий вращается на уровне солнечного сплетения и первых (снизу) сросшихся рёбер. Цвет – золотой. Название – Перси (Грудь).
Пятый и шестой свастичные вихри расположены в области плечевых суставов и подмышечных впадин Десницы (правой руки) и Шуи (левой руки). Свастика Десницы сияет зелёным цветом и зовётся Ладо. Свастика Шуи имеет голубое сияние и называется Леля. Причем, направление вращения Ладо – коловрат (навстечу Солнцу), а Лели – посолонь (по Солнцу).
Седьмой вихрь находится на уровне соединения спинного и головного мозгов. Цвет-синий. Название Устье (Уста).
Восьмая свастика вращается в области головного мозга на уровне межбровья. Сияет фиолетовым цветом и зовётся Чело.
Девятый вихрь кружит над теменем, причём не в вертикальной, а в горизонтальной плоскости. Сияет серебристым цветом. Имя его – Родник.
Десятая свастика вращается над макушкой, также, как и Родник, в горизонтально плоскости. Она сияет белым цветом и зовётся Светоч.
Описанный выше Крест Жизни, наполняет наши тела: Явное (физическое), Жарье (энергетическое), Навье (чувственное), Клубье (умственное), Колобье (интеллектуальное), Дивье (душевное), и два духовных – Причинное (частица Инглии Всевышнего Рамхи) и Световое (духовный свет всех наших живатм).
Обладает всеми этими телами и управляет ими – наше Истинное «Я», Главная Живатма, имя которой – Жива. Она и два её духовных тела находятся вне времени и пространства – в мире Прави. Через Дивье тело, живущее в мире Слави и обладающее способностью взаимодействовать с миром Прави, Жива управляет всеми остальными телами, которые представляют собой проявления её ложного «Эго».
Более подробные сведения по данной теме вы можете узнать из книги Ведамана Ведагора «Кощуны Финиста – Ясного Сокола России».
Проекция Живы в мире Яви находится в месте пересечения вертикальных и горизонтальных духовно-энергетических потоков Жизненного Креста (восьми вертикально расположенных от Зарода до Светоча и двух горизонтально расположенных – Ладо и Леля вихрей Жизненной Силы).
Этот «перекрёсток» вертикальных и горизонтальных потоков Жизненного Креста является местом соприкосновения сознания человека с со-Знанием Всевышнего Прародителя. В Народной Традиции это «Средоточие» (Средняя Точка) зовётся «Камень Алатырь» или «Сердце». Понятие «Сердце» происходит от словосочетания: «Середина» и «Сие» (одно значение – это, другое значение – сияние). Также, правомерно и словосочетание: «Середина» и «Це», «Че» – Жизненная Сила Человека.
От образа «Сердце» происходит понятие «Сосредоточиться» — со-настроить себя со Средней Точкой, т.е. перенести своё внимание из ложного «Эго» в Живу – Истинное «Я». Прошу читателей не путать духовно-энергетическое понятие «Сердце», «Средоточие» с сердечной мышцей физического тела. Образами «Камня Алатыря», как проявления Средоточия земного и Небесного наполнены все Русские народные сказы и былины. Наиболее точные образы содержатся в «Песнях птицы Гамаюн», которые представлены на сайте «Родобожие» в текстовом и видео-формате.
Рассмотрим предназначение энергетических вихрей Креста Жизни:
Исток, Зарод и Живот черпают Жизненную Силу из мира Нави.
Исток вбирает Силу Стихии Земли, обеспечивая жизнедеятельность физического тела. В нём сокрыта Огненная Сила Прародителя, которая у большинства людей находится в непробужденном состоянии. Только те, кто здравомысленно занимаются духовным самосовершенствованием (йогой), постепенно пробуждают эту Силу, согласуя свои действия и получаемый опыт с Ведическими Трактатами по йоге и опытом ведающего человека. В йоге эта Сила зовётся Кундалини-Шакти.
Те, кто не проявляет здравомыслия в йоге (йогнутые), могут принести серьёзный вред своему физическому, энергетическому и душевному здоровью, поскольку Сила Кундалини-Шакти управляет жизнедеятельностью всей нашей Вселенной. По сравнению с Её мощью водородные и ядерные бомбы выглядят как новогодние петарды и хлопушки. Можно сказать, что это Сила Рода-Прародителя в образах Богинь Рожаны и Живы.
Зарод принимает энергию от Стихии Воды и других живых существ, а также, впитывает и излучает энергию размножения. Через этот вихревой поток в женщину входит мужская сила, необходимая для зачатия и вынашивания ребёнка, энергия мужского семени, энергия образов Духа (качеств Живы мужчины) и Крови (качеств Породы её мужа).
С этим потоком Жизненной Силы в женщину входят дары её мужа: Благословение мужнего Рода (она получает покровительство Рода её мужа, помимо покровительства Рода её отца), Дар Материнства, Женская Доля (дар любви к мужу и детям) и Родовая Память (интуитивное прозрение накопленного опыта своих воплощений и воплощений своих Предков по женской линии, необходимого для создания и подержания атмосферы Любви и Лада в семье и доме).
В мужчину через Зарод входит дар от жены – Дар Отцовства (способность воплотить полноценное потомство, талант обучения сыновей Жизненной Мудрости и своей профессии, талант воспитания в дочерях наилучших качеств будущих жён, талант духовного воспитания жены и детей для приведения их вслед за собой к Богу).
Живот (Жизнь) принимает и излучает Жизненную Силу и Мудрость Рода, а также, энергию Стихии Огня. Поначалу, в утробе матери, через пуповину, а затем, после рождения, от Всевышнего Прародителя в образах: Бога-покровителя Рода, Богини Живы и Звезды-Владыки.
Эта энергия управляет зарождением и развитием Жизни Человека сначала в семени его отца, затем в утробе его матери. Живот (Жизнь) управляет нижними энергетическими центрами, а также, всей Жизнью индивида, включая зачатие его детей, их рождение и воспитание. Если более высшие энергоинформационные центры не развиты и осознанно не используются им – это ещё не Человек, а только лишь Жить (Житель).
Следующие три вихря: Перси (Грудь), Ладо и Леля принимают и излучают Жизнь несущие энергии мира Яви.
Перси (Грудь) обеспечивает «Солнечное Дыхание» (способность принимать и излучать энергию Стихии Воздуха и Жизненную Силу Ярилы-Солнца), принимает и излучает информацию и энергию Творческого Созидания, раскрывающую способность сотворять предметы Явного мира.
Перси управляет также процессами обретения и передачи военных, производственных и административно-управленческих навыков, умением творчески упорядочивать Жизненное Пространство вокруг себя: в доме, в семье, в семейном хозяйстве, в трудовом коллективе, в селе (деревне). По мере освоения этих возможностей, люди обучаются упорядочивать Жизненное пространство вокруг себя в городе, Веси (области), в Державе, на Земле (планете).
Ладо принимает и излучает энергии Любви, Нежности, Счастья, Добра. В вихре Ладо преобладает энергия «Ха» – мужская Сила Рода-Прародителя, проявляющаяся в мире Яви, как энергия «Ян». Раньше на Руси о женщине говорили «моя Лада», а о мужчине – «мой Ладо».
Леля обеспечивает интуитивное познание мира Яви и интуитивное творчество в нём (технические изобретения, научные открытия). В вихре Лели преобладает энергия «Тха» – женская Сила Рода-Прародителя, проявляющаяся в мире Яви, как энергия «Ин». Люди, осознающие жизнедеятельность своих энергетических вихрей Ладо (Ха) и Леля (Тха), могут приступать к осознанному упорядочиванию их взаимодействия с внутренним и внешним миром, занявшись Ха-Тха Йогой.
Если более высшие духовно-энергетические центры не развиты и осознанно не используются – это всё ещё не Человек, а только лишь Людь (Людина). Однако, даже если только эти центры сознания (от Истока до Лели) хорошо развиты, о таких людях говорят: «Гарна Людина!»
Следующие три вихря: Уста (Устье), Чело и Родник принимают и излучают Жизненные энергии Стихии Эфира (Пространства) и мира Слави (высших уровней Светлой Нави).
Уста (Устье) обеспечивает Человеку восприятие и передачу энергии Чувственных Образов. Все представители сферы искусств пользуются в своём творчестве этим духовно-энергетическим центром. Он помогает привносить в мир Яви Прекрасное из более высших миров.
Чело воспринимает и передает Мысленные образы, управляющие интеллектуальным и духовным развитием Человека, обеспечивает возможность Ясновидения и Яснослышания, т.е. зрительного и слухового восприятие многомерного (от 5 до 16-ти мерностей) мира Слави, а также, Прошлого и Будущего мира Яви и параллельных Явных миров.
Родник воспринимает и излучает энергию Воли и Высших Душевных образов мира Слави, а также, Духовных образов мира Прави. Родник – основной орган взаимодействия с вознесёнными Предками, Богами-Покровителями и Родомъ-Прародителемъ. Тот, кто развил в себе душевные и духовные способности осознанно воспринимать и управлять Жизненной Силой Устья, Чела и Родника по достоинству обретает звание Человека, несущего свой Жизненный Крест.
Светоч принимает и излучает энергии Высших Духовных образов мира Прави. При достижении Человеком уровня сознания Бога мира Слави, его Жива, увлекаемая Силой Вознесения к Роду (Кундалини-Шакти), поднимается к Светочу и, через него, попадает в мир Прави. Так она обретает Личностные взаимоотношения с Родомъ-Прародителемъ и его Надличностной Сутью – Рамхой. Таких Человеков называют Светыми Старцами и Старицами (Стара – означает 100 Ра, т.е. стократно излучающая Ра).
Надеюсь, теперь понятно, о чем говорил Иисус своим ученикам? Правильно, он предлагал им последовать его духовному опыту и стать, вслед за ним, Богами мира Слави.
Что же тогда «Крестный ход»? У христиан это хождение со свечами, церковной утварью и псалмами окрест (вокруг) поселения, поражённого эпидемией, с целью излечения хвори. Кроме того, они ходят окрест церкви на Пасху, что символизирует «хождение жён-мироносиц ко гробу Иисуса», в надежде увидеть его не мёртвым, а живым.
В Изначальной (Старой) Вере Славян и Ариев – Родобожии, это обряд Крамолы – ежедневной встречи, проводов и «Несения своего Жизненного Креста» вслед за своим старшим братом – Богом мира Прави Ярилой-Солнцем, который наполняет Ра-Светом Истины Всевышнего всю Солнечную систему и обитателей 27-ми её Земель (планет) во всех трёх мирах: Нави, Яви и Прави. Славяно-Арийская Крамола – это обряд со-настройки со старшим Братом Ярилой-Солнцем с целью следования Его путём и дальнейшего становления Богом, подобным Яриле-Тресветлому.
Выражение: «Креста на тебе нет!» — это уличение кого-то в том, что он ещё не Человек, поэтому не понимает человеческого уровня взаимоотношений и не может их поддерживать, либо деградировал с Человеческого уровня сознания на Людской, а то и того хуже – на Житейский.
«Поставить на ком-то крест» могут лишь Человеки, достигшие уровня сознания Бога или Богини мира Слави (Старец или Старица), которые взрастили свои Дивьи тела (Души), могут удерживать в них своё внимание и, под контролем своих Истинных «Я» — Жив, способны преодолевать морок своих ложных «Эго».
В этом случае они могут «поставить на ком-то крест», т.е. даровать ученику свой опыт и возможность наиболее быстро раскрыть свой духовный потенциал через ладование его чакровой активности, т.е. приведение всех свастичных вихрей ученика к слаженному взаимодействию с другими живыми существами, Природой, Родными Богами и Всевышним Прародителем.
Особенности старой веры
Глобальным отличием старообрядческого от православного креста является то, что первый не содержит изображение распятого Иисуса. Для староверов данный факт имеет большое значение.
Двойное распятие
Во-первых, нательный крест — не только символ веры, знак причастности к православию, но и ежесекундное напоминание человеку о мученической смерти Христа во благо спасения человечества. Сам по себе крест — это и есть распятие. Потому изображение на нём Спасителя фактически означает, что его распинают ещё раз. Что, по мнению старообрядцев, является глумлением над Иисусом.
Оскорбление святыни
Во-вторых, сторонники старой веры разделяют понятия «символ» и «образ». Так, нательный крест — это символ искренней веры в Бога, а изображение Христа — образ, соответствующий иконному изображению. Потому старообрядцы считают, что скрывая под одеждой икону с изображением Спасителя человек, в сущности, обращает её в языческий амулет. Что, безусловно, нельзя считать христианским поведением.
Мужской и женский крест
Ещё одной особенностью символа веры старообрядцев является то, что мужские и женские тельники отличаются по форме. Первые — имеют ровные боковые грани, строгую форму. Что символизирует силу, мужество, защиту семьи. Вторые — похожи на цветочные лепестки. Что символизирует зарождение новой жизни, гибкость, кротость.
Женский крест староверов
Вот такие древнеславянские обереги с крестами сохранились до наших дней:
Пример креста-ладанки XI-XII вв. Имеет две створки, внутри был вкладыш, имеющий магическое значение.
Пример славянского креста XII-XIII вв. со значением благополучия и богатства. На таком кресте символ «Засеянное поле» являлся часто встречающимся изображением.
Пример литого славянского креста оберега XII-XIII вв. Привеска прорезная в форме четырехконечного равностороннего креста, в который включен солярный знак в виде свастики, украшенной шариками ложной зерни. Оглавие имеет вид уплощенной бусины.
Пример славянского креста XII-XIII вв. Привеска круглая прорезная с включенным четырехконечным равносторонним крестом. Крест имеет ромбовидное средокрестие и криновидные концы. Оглавие имеет вид плоского ушка.
Пример славянского креста ХII-ХIII вв. Крестовидная равносторонняя ажурная петлеконечная привеска с ромбическим средокрестием и петлевидными концами. Лицевая сторона украшена рельефным изображением жгута с шариками ложной зерни. Оглавие выполнено в виде плоского ушка. В этом символе ясно угадывается звенчатый крест — Знак Бога Даждьбога.
Пример славянского креста вторая пол. XII в. Крестовидная равносторонняя круглоконечная привеска имеет квадратное средокрестие и четыре лопасти в виде полукругов. Лицевая сторона орнаментирована двумя рельефными 5-видными фигурами, пересекающимися в средокрестии и имеющими на концах спиральные завитки. Оглавие выполнено в виде бусины. Вероятно, использовался моряками, в честь Покровителя мореплавателей Бога Переплута.
Пример славянского креста ХIII-ХIV вв. Четырехконечный равносторонний крест с прямоугольным средокрестием и перекрещенными концами. Оглавие имеет вид плоского ушка.
Пример медного литого славянского креста ХIII-ХIV вв. Крест четырехконечный равносторонний с расширяющимися концами. В средокрестии — ромб с вписанным четырехконечным крестом. Оглавие имеет вид гранёной бусины.
Пример женского славянского креста ХI-ХIII вв. Равносторонняя привеска с круглыми лопастями, декорированными выемчатой эмалью (частично утрачена), и косым крестом в средокрестии. Оглавие имеет вид плоского ушка. Как видите, ясно просматривается косой крест.
Пример старообрядческого креста – ладанки ХI-ХII вв. Как видите, он сочетает в себе прямой мужской огненный крест и женский водный косой крест.
Пример северного нательного креста, распространённого в наших краях. Собственно, именно такой крест оберегал староверов в наших местах, сохранивших дохристианскую культуру.