Яблочный Спас: что за праздник, традиции и приметы, что нельзя делать 19 августа

Окончание летнего сезона является знаменательным для православных христиан и особенно для тех, кто собирает урожай со своих огородов и хозяйств. Именно конец лета характеризуется множеством православных праздников, издавна любимых всеми за их важность среди народа.

В первую очередь август знаменуется Медовым, Яблочным и Хлебным (он же Ореховый) Спасом. Спас – это спасение души, очищение от грехов, обретение покаяния и успокоения души перед лицом бога. Все эти три праздника отмечаются в августе каждого года (с небольшим интервалом). Православные готовятся к ним заранее, т. к. они знаменуют начало сбора урожая, который можно употреблять в пищу. Все, что собрали за лето, хранится всю осень и зиму до следующего сбора урожая. Важно, чтобы урожай был собран вовремя, не раньше, чем предписано православным календарем.

Медовый Спас – мед на стол выставляй!

Первый праздник приходится на 14 августа. В этот день отмечается Медовой Спас. Число выбрано неслучайно, т. к. к этому времени мед в сотах поспевает и можно собирать первый урожай. Спас — это когда в церкви принято освящать мед, после чего он становится не просто лечебным, а имеет исцеляющие свойства. Для человека, питающегося таким медом, не страшны никакие заболевания, недуги полностью проходят и появляются духовные и физические силы в организме. Считается, что такой мед способствует омоложению за счет обновления клеток всего тела, т. к. он насыщается святым духом.

Приметы на Яблочный Спас

По погоде на Яблочный Спас судили о предстоящей осени и зиме. Если Преображение сухое и теплое, значит осень будет мягкой и без дождей, а зима суровой. Дождливая погода на 19 августа сулила раннюю дождливую осень и «гнилую» зиму с частыми оттепелями.

Федеральное агентство новостей /

Полезная информация

В качестве традиционных советов можно использовать следующие рецепты.

Для улучшения обменных процессов в организме следует натощак каждое утро съедать кусочек хлеба, намазанный медом. Также рекомендуется растворять мед в стакане кипяченой воды и выпивать. Это позволит добавить в организм весь комплекс микроэлементов, а также улучшить состояние кроветворной системы. Именно поэтому принято считать, что с Медовым Спасом начинается праздник в доме, тепло на душе и здоровье всей семьи.

Какого числа Яблочный Спас?

После медового спаса начинается сразу пост, в который пекут маковые пироги, блины, едят мед и огурцы. В церковных календарях он именуется как Успенский, и связан он с Успением Богородицы Девы Марии. В этот пост отмечается еще один праздник — Яблочный Спас. Число 19 знаменует переход на осень, и этот великий праздник важен для прихожан и всех, кто выращивает яблоки, да и для простых мирян. Приятно угощать свежим урожаем бедных, больных и всех, кто встречается. Благодатный Яблочный Спас – это начало первых заморозков или просто понижения температуры на почве.

Яблоки созревают как раз к тому времени, когда отмечается этот праздник. Многие сорта спеют именно в августе, и поэтому считается, что пробовать их можно только с 19 августа.

В этот день, 19 августа, отмечается великий православный праздник – Преображение Господне, когда во все храмы несут плоды с деревьев для угощения и освещения. Все яблоки становятся волшебными и исполняют самые заветные желания.

Традиции на Яблочный Спас

Яблочный Спас связан с целым рядом примет и обрядов, которые в основном соотносились с Успенским постом и были посвящены проводам лета и чествованию нового урожая. Главная традиция — освящать на Яблочный Спас плоды нового урожая, в первую очередь яблоки, а также виноград и другие дары земли. Считалось, что освященные в Яблочный Спас плоды приобретают целебную силу и как нельзя лучше подходят для «спасения» в Успенский пост.

Освященные яблоки в этот день ели сырыми, из них делали всевозможные блюда, их запекали с медом (освященным раньше, в Медовый спас). Яблоки, другие фрукты и мед шли на изготовление постных пирогов и другой выпечки. Из яблок готовили напитки: компоты, взвары, сидры, также в этот день начинали заготавливать плоды нового урожая впрок — варили варенье, повидло и так далее.

/ Федеральное агентство новостей

На Руси на Яблочный Спас начиналась массовая торговля яблоками и другими фруктами, их продавали целыми возами, устраивая ярмарки и гуляния.

В этот день было принято одаривать яблоками друзей, родных, соседей, а также нищих; люди устраивали семейные чаепития, дарили друг другу яблочные пироги. Традиция одаривать в этот день близких яблоками и яблочной выпечкой жива и поныне.

История праздника

Начало данного праздника приходится на время жизни Иисуса Христа. Перед распятием Иисус так усердно молился на горе Фавор, что ученики, присутствующие при этом, заметили, как Господь преобразился, и его одежды засияли белым небесным светом. Это подтверждало факт того, что Иисус Христос является сыном Божьим, и поэтому праздник называется «Преображение Господне».

С данным праздником связаны события, которые помогают человеку найти пусть к Богу и через покаяние преобразиться духовно. Для этого необходимо вспомнить все свои плохие поступки и покаяться, тогда Господь поможет найти путь истинный и простит все грехи.

В сельском хозяйстве с началом Яблочного Спаса связывают посадку озимых культур. В давние времена православные земледельцы приглашали для получения благословления священников, которые молились о том, чтобы следующий урожай был таким же хорошим, и благодарили Бога за урожайный год. На Руси провожали день песнями, т. к. считалось, что с этого дня начинало светить первое осеннее солнце. После этого уже наступали первые холода, а значит, нужно было начинать подготовку к зиме.

Значение слова спас

Примеры употребления слова спас в литературе.

Объяснение- наше было недолго Я сказал ему, что спас его от двух неприятностей, и предложил мои услуги отстранить третью, а именно, примирить его с Ледрю-Ролленом.
Майора Харитонова в полете спас авиагоризонт, в котором засела пуля, шедшая точно в голову.

Этот поспешный приказ, в конечном счете, спас не только его погоны, но и весь авианосец в целом.

Затем Адепт сделал все, чтобы завоевать мою благосклонность, хотя я по праву принадлежала ему уже с того момента, как он спас меня.

К настоящему времени опубликованы работы Спаса 2 -7 по исследованию структуры алкалоида посредством его синтеза, а также несколько других методов.

В одной жаркой схватке оба сражались с отменным мужеством, но Алкивиад был ранен, и тогда Сократ прикрыл его своим телом, отразил нападавших и таким образом спас от врагов и самого Алкивиада и его оружие.

Впрочем, она получила возможность перевести дыхание, все-таки она избежала гибели, Антоновы планы рухнули, и Зоська с благодарностью вспомнила хозяина хутора, этого безропотного исполнителя воли жены, который не растерялся, спас хутор и Зоську.

Ты думаешь, что, если ты спас ей жизнь, это дает тебе право на вольности, но она аристократка и быстро позабудет о благодарности, стоит тебе нарушить установленные ею правила.

Голые люди, вообразив, что их спас ангел небесный в образе меткого аркебузира, пали на колени.

Иногда он тешил себя мыслью о том, что однажды уже спас Ахен, не дав его разрушить.

Эзе, где красиво и тепло и в доме не хватает только мужчины, письмо от парня, который во время войны летал с ним стрелком, пребывал в уверенности, что Барбер спас ему жизнь, когда его ранили в живот над Палермо, и, как ни странно, после демобилизации написал книгу.

Спас Бартольд, организовал побег вынес друга из лазарета погрузил на лодку поднялся по Волге до маленького городишки сдал своему родственнику, известному по тем временам хирургу тот не только залечил гангренозную культю, но и сделал вполне пристойный протез после этого Петрова вывезли за границу в Париж там встретили как героя еще бы и ногу потерял и бежал из-под виселицы, и границу пересек на протезе, хотя был объявлен во все розыскные листы империи как особо опасный преступник.

Поэт проворчал в ответ, что, помимо сочинений, за ним есть и другие добрые дела: однажды он, например, ссудил приятелю весь сбор с бенефисного спектакля и тем спас его самого и все семейство от верной смерти.

Справедливости ради следует заметить, что к моменту окончания школы авторитет Беслана у односельчан был вполне сопоставим с авторитетом Ахмета Однако это был авторитет совершенно иного рода Будучи чрезвычайно ловким, сильным и безрассудно смелым ребенком от рождения, Беслан, поставленный в условия, в которых ему довелось расти, к этому добавил еще изрядную долю дерзости, хитрости, жестокости и удивительное умение стремительно принимать самые невероятные, но впоследствии оказывающиеся единственно верными решения В силу этих качеств, он был рано примечен теми жителями села, чей промысел уже в ту пору был далек от идиллического мирного труда сельских тружеников Его стали привлекать к участию в разного рода преступлениях — он ни разу никого не подвел и даже не вызвал нареканий — дальнейшая его карьера угадывалась легко Однако все сложилось несколько иначе и в определенном смысле — именно Ахмет в ту пору спас друга Он уезжал в Москву, поступать в институт, Беслан неожиданно для всех и быть может для себя самого ре

И внезапно я начинаю ощущать и себя самого памятником тем, кто спас тебя, когда маленький мальчик шел по мертвому блокадному Ленинграду, и несколько шагов отделяло его от тех, кто покоится ныне в братских могилах его родного города.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Ореховый Спас — начало осени!

Следующим событием августа является Ореховый Спас – это праздник, когда созревают орехи, хлеб, и поэтому его называют и Ореховым, и Хлебным одновременно. В Ореховый Спас принято посещать храм для получения благословения на следующий год и вознесения благодарности за полученный урожай в этом сезоне.

29 августа отмечается Ореховый Спас. Число это, так же как и предыдущие праздники, помогает людям объединиться для того, чтобы поблагодарить Господа Бога за урожай, ведь именно к этому дню поспевает хлеб на полях. В Ореховый, он же и Хлебный Спас, принято угощать орехами, употреблять их в пищу. Освящать орехи при этом необязательно.

Ореховый спас еще называют Нерукотворным, что означает, что образ Христа нерукотворен. Это название также пошло со времен жизни Иисуса Христа. История гласит, что Иисус, после того как умылся водой, вытер лицо полотенцем, на котором отобразился его лик. Затем с этого полотенца был написан образ Христа, который передавался от одного поколения императоров к другому, но в 12 веке был утерян и восстановлен только в копиях.

Три Спаса: традиции и приметы

В августе православные верующие отмечают три праздника в честь Спасителя (три Спаса) — медовый, яблочный и ореховый. В их праздновании тесно переплелись народные и христианские традиции.

Спас медовый

Первый Спас («на воде», медовый Спас) приходится на 14 августа и установлен по случаю двойной победы: русский князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами, а греческий император Мануил — над арабами в 1164 году. Русский князь и греческий император имели в войсках своих Святой Крест Господень. Они оба усердно молились ему о помощи и оба удостоились с войсками чудного видения: от взятых на войну икон Спасителя и Матери Божьей исходил свет и осенял войска. Храбро кинулись воины на неприятеля и победили.

В церковном календаре этот праздник отмечен как Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Он сопровождается выносом креста, крестным ходом и торжественным водосвятием рек, озер, водоемов. Поэтому первый Спас иногда называют мокрым Спасом («на воде»).

В народе первый Спас больше известен как медовый. Этот день — праздник пчеловодов, когда пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые соты. «На первый Спас заламывай соты», «На первый Спас и нищий медку покушает», — говорят в народе. Крестьяне полагали, что с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. Первые соты обычно несли в церковь: не только на освящение, но еще и «на помин родителей».

С первого Спаса начинался, как правило, посев озимых хлебов. «Первый Спас — первый посев», — говорили наши предки и непременно приносили в церковь семена, а священники перед севом окропляли поля святой водой. Освящали также и колодцы. Живы такие народные приметы: «С первого Спаса отцветают розы, падают хорошие росы», «На мокрый Спас лошадей купают, а пчелы перестают носить медовую взятку».

С праздником первого Спаса совпал день памяти ветхозаветных мучеников Маккавеев. Упоминание о них в народном календаре связано со временем собирания мака.

Спас яблочный

Второй Спас (Великий Спас, Спас «на горе», яблочный) отмечается 19 августа. В православной церкви в этот день празднуют Преображение Господне — описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками.

Евангелия рассказывают о том, что Иисус, взяв Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору, чтобы помолиться. Во время этой молитвы произошло Преображение — лицо Иисуса озарилось светом, а одежда его стала белее снега. После этого появились два пророка — Моисей и Илия — и беседовали с Иисусом. Ученики, ставшие свидетелями Преображения, были испуганы. Но Иисус успокоил их и запретил рассказывать о том, что произошло во время молитвы, пока Христос не воскреснет, как ему было предначертано. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения.

Великий Спас особо почитали в народе. В этот день в храмах освящали яблоки и другие плоды, после чего позволялось употреблять их в пищу. Отсюда и народное название праздника — яблочный. По традиции в этот день все верующие люди пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга.

Василий Селиванов в своей книге «Год русского земледельца» писал: «В этот же день после обеда толпы баб и ребятишек осаждают помещичьи сады, которые почти всегда сдаются купцам, и покупают у последних все то, что даже было бы выкинуто за негодностью, лишь бы называлось яблоком. Покупают на гроши, на кудели пеньки и льна, на яйца; например, за одно яйцо получают две или три пригоршни яблок, сколько широкие руки сидельца могут их вместить. В этот день в садах насыпают целые воза падалицы и непадалицы, хороших даже сортов яблок, и развозят по окрестным приходам к церквам, где по окончании обедни все раскупается».

Освящали на Спас и колосья нового урожая. В народе говорили «Спас — в достатке хлеба у нас».

Яблочный Спас еще называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. От Спаса, который являлся границей между летним и осенним циклом работ, в некоторых местах начинали сев озимых, копали ранний картофель. В этот день устраивали ярмарки.

В народе Спас считали днем отлета аистов. Было замечено, что если аисты начинали готовиться к вылету за неделю до Спаса, то зима будет ранней и морозной, а весна теплой; если же после Спаса — осень будет теплая, зима поздняя, а весна холодная. Отлет аистов свидетельствовал о приближении зимы, а пословицы напоминали «Пришел Спас — и лето от нас», «Спас — бери рукавицы в запас».

Спас ореховый

Третий Спас (Спас «на полотне», ореховый Спас) отмечают 29 августа. Празднество установлено в честь перенесения нерукотворного образа Господня в Константинополь.

Существует предание, что во время земной жизни Иисуса Христа князь Эдесский тяжело заболел. Узнав о чудесах Спасителя, князь послал к нему своего художника с письмом, прося исцелить его от тяжкой болезни. Когда художник увидел лик Спасителя, захотелось ему изобразить черты его на полотне, но все труды остались напрасны — никак не мог он уловить черты лица Господня.

Заметив это, Иисус Христос велел принести воды, умылся, вытер лицо свое платком, и к удивлению присутствующих на платке тотчас же получилось изображение Христа. Этот нерукотворный образ свой Иисус Христос послал князю вместе с письмом, в котором писал: «Блажен ты, что уверовал в меня, не видав меня. После вознесения моего придет к тебе ученик мой и совершенно исцелит тебя от недуга».

Князь, получив образ и поклонившись ему, почти совсем излечился от болезни. Сначала образ хранился в Эдессе, а впоследствии был перенесен в Константинополь. Перенесение это и было совершено 29 августа.

Третий Спас называется ореховым, потому что к этому дню, как правило, созревают орехи. В Беларуси орешник (лещина) считается священным растением, он символизирует жизнерадостность и плодовитость.

В народе ореховый Спас также прозвали хлебным, так как он означал окончание жатвы и озимого сева — с «дожинками», «досевками», а нередко и «засевками». И поговорки соответствующие были в народе: «Хорошо, если Спас на полотне, а хлебушко в гумне!», «Третий Спас хлеба припас», «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас». Бытовали приметы: «Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса», «Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно». В этот день пекли пироги и печенье из муки нового урожая.-0-

Подписывайтесь на нас в

Яндекс.Дзен, Telegram и Viber!

Теги
религиозный праздник

Благословленное время года!

С приходом Орехового Спаса начинается время для сбора в лесах грибов и ягод. Все праздники связаны именно с переходом из одного сезона года в другой. Так люди приучались соблюдать последовательность в уборке урожая, могли правильно употреблять в пищу созревшие продукты питания, запасать их на зиму и лечить различные болезни.

Во время Орехового Спаса заготавливали ветви орешника и пускали его в привычный обиход как оберег от злых сил и хвори. Также орешник используют для веников в банях. С их помощью излечиваются многие ревматические и простудные заболевания.

Сила природы дана человеку через плоды!

Орехи, так же как и мед, на Руси ценились особенно, поскольку в них содержится вся сила природы. Из кедровых делали настойки, которыми впоследствии исцеляли разного рода заболевания внутренних органов. В частности, настойка из кедровых орешков способна повысить иммунитет человека. Все дары природы человек использует с умом и благословлением Господним, поэтому праздники часто связывают с христианскими торжествами, чтобы еще больше укрепить веру и духовность. Многие целители соблюдают церковные посты для того, чтобы использовать в своих рецептах определенные ингредиенты, которые созревают в те или иные сезоны года.

Таким образом, дары природы способствуют укреплению здоровья человека, укреплению духа у православных, а кроме того, они являются символом объединения народа.

Древняя наука Белой Расы

Спас — древняя наука Белой Расы, переданная нам из глубины веков как раз для такого переломного времени, как наше. Жрецы прошлого понимали, что придет время, когда почти все будет потеряно, забыто, и важно будет вернуть науку, сделать её понятной современному человеку.

Спас в рассказах моего деда

1771 год август месяц (на Спаса).

Вот уже долгих семь дней и ночей, на тайном острове Гард, что на реке Южный Буг, шумел и спорил Малый круг казаков — характерников. Старейшины тринадцати казацких родов, владеющих древнеславянской системой знаний «Спас Великий», до хрипоты спорили, как жить дальше.

Все понимали, что «Катька» разгонит запорожское казачество, а Сечь уничтожит. Незачем ей оплот вольности и свободы в империи. Но не это было главным для собравшихся. Главное — что будет с теми знаниями, которыми владели роды. Это не обычные знания, в них заключена мудрость всего славянского рода. От деда-прадеда, к детям- внукам, передавалась Наука «СПАС».

В тяжкую годину битв и походов Спас всегда выручал. Предвидя гонения казачества и закрепощение Украины, старейшины созвали Малый круг. Все понимали, что если Наука попадёт в руки жадных и высокомерных бояр и их прихлебателей, то много горя случиться на Украине. Непоправимых бед могут натворить эти знания, попади они не в те руки. Ещё свежо в памяти отступничество старшины Донского казачества. Используя НАУКУ ради денег и привилегий, они проводили карательные экспедиции против своего народа, выполняя волю двора и сената. Много народу тогда полегло.

Как не было горько, но пришлось запорожским казакам — характерникам посылать на Дон специально обученные летучие отряды «Соколят», дабы наказать смертью отступников и «отобрать» знания боевого Спаса . Остались только — целительство, религиозные направления да разновидности рукопашного боя. Самые ярые противники «москалей» требовали уничтожить все знания; «Нехай все згине, але не дістанеться москалям! ” Хватались за сабли, кричали, доказывая друг другу свою правоту и наконец решили; «Каждый род в совершенстве владеет одним из видов СПАСА ВЕЛИКОГО и поэтому каждому роду хранить свои знания передавая их внутри рода. А когда Украина станет вольной, независимой, общими усилиями возродить НАУКУ.

Некоторые роды уничтожили свои знания и дали клятву никогда и никому не открывать Спас. Их не упрекали -время было смутное и каждый решает сам, как быть. Правда СПАС наказал эти роды – они вымерли за отказ хранить и передавать НАУКУ.

Прошло более 200 лет. Выполняя наказ предков, хранители знаний о Спасе, родов казаков — характерников Скульских и Топоръ, стали передавать НАУКУ. В 1999 г была создана Николаевская областная общественная, правозащитная организация «Спас Причерноморья», где проходит обучение Спасу, словянским боевым искусствам и историческому фехтованию.

Моё видение спаса

Долго пытаясь подобрать слова, чтобы описать, что такое Спас, я понял, что словами Спас не выразить. Мог бы долго описывать историю, вспоминать далёкие подвиги Характерников владеющих спасом, но это было бы лишь очередным повторением красивых былин.

В отличие от новомодной восточной и прочей философии, Спас это живой и природный способ мыслить и творить. Он подобен горной реке, постоянно меняющийся. Не имея канонов и правил. Спас ограничен только вашей фантазией и совестью. В спасе нет разговоров и мудрствований о высоких материях, разных гуру и просвещенных учителей, потому что собственного опыта вам всё равно ничего не заменит.

Именно опыт многих поколений, привыкших к постоянному выживанию в условиях пограничья, и породил Спас. Вобрав в себя особый украинский характер, жизнерадостное, ироничное отношение к миру, и самое главное находчивость. Эти качества помогали сохранить детскость ума до самой глубокой старости. Человек проживал всю свою жизнь в гармонии с природой, оставаясь её любимым ребёнком, и под постоянной опекой всего окружающего мира. Для такого человека любая трудность на жизненном пути воспринимается как очередная интересная игра. Всё было легко, и предельно просто.

Многие, прочитав эти строки, не узнают в описании теперешнего Украинца. Человек превратился в раба собственной цивилизации. Долгие годы из нас вытравливали способность мыслить, и самостоятельно принимать решения. Попадая с детства под влияние жёсткой воспитательной машины — сад, школа, институт, работа… Современный человек живёт в постоянном страхе. Сначала перед воспитателями, потом перед учителями, профессорами начальниками, милицией даже перед дворником и продавцом в магазине. Не останавливаясь в вечной гонке за деньгами, которых ему всё равно не хватает. Сегодняшние условия жизни только усугубили моральное разложение, и закабаление. Нас заставляют самих впускать стресс в свою жизнь, всего лишь неправильным отношением к ней. Мы сами запрещаем себе, быть счастливыми.

Человек, живущий в Спасе, живёт в тех же бытовых условиях, что и все остальные, без ухода в монастыри, сектантства и отшельничества. Разница только в способе мыслить, и воспринимать окружающий мир. Для человека-спаса, стресс превращается в дистресс (полезный стресс). Всё воспринимается как игра. И то, что нас не убивает, делает нас только сильнее, и опытней. Мы снова умеем по- детски радоваться самым простым вещам. Смотря на мир широко открытыми глазами.

Обучение Спасу возвращает связь с природой. Развивая умение слушать самого себя, и весь окружающий мир. Обостряя для этого в первую очередь то, что всем нам дано от природы, базовые пять чувств (зрение, осязание, слух, обоняние, вкус). После этого само собой просыпается шестое чувство- интуиция. Человек снова становится дитём природы, и сыном божьим. Попадая под постоянную опеку высших сил, и работая с ними в тандеме. С таким человеком случаются только хорошие вещи, даже то, что раньше воспринялось бы как ужасное происшествие, становится просто полезным жизненным уроком, без урона психики и впадения в долгую депрессию.

Всё это не фантастика и заложено в каждом из нас. Единственное что нам мешает овладеть собственными способностями это наша лень. И внушенное восточными Гуру, и западным кинематографом убеждение, что такие возможности можно приобрести, только пройдя по показанному ими пути, долгих само истязаний, и лишений, что это доступно только избранным… На самом деле это доступно каждому, мы все рождаемся детьми божьими, рабами обстоятельств мы становимся позже. Хотя из сыновей и дочерей бога должны были вырасти подобные ему, как из львёнка вырастает лев, а из тигрёнка тигр.

Система мировосприятия Спас будет полезным толчком для духовного, энергетического и физического развития любого человека, не зависимо от пола, возраста и религиозных убеждений.

]]>Пётр Крыгин​]]> ]]>

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]