28 августа — Успение Пресвятой Богородицы
28 августа 2021 года православные отмечают один из двенадцати главных церковных праздников — Успение Пресвятой Богородицы.
УНИАН расскажет Вам, когда Успение Богородицы 2021, как его отмечает, зачем молиться у иконы Успения Пресвятой Богородицы.
История праздника Успения Пресвятой Богородицы
28 августа православная церковь воспоминает кончину (Успение) Божией Матери. Но этот праздник не только печальный из-за окончания жизненного пути Богородицы, но и радостный – ведь она воссоединилась со своим сыном Иисусом Христом.
За три дня до смерти Марии явился архангел Гавриил и известил ее о близкой кончине. В этот день апостолы оставили места своей проповеди и собрались в Иерусалиме, чтобы проститься с Пресвятой Богородицей и осуществить погребение ее пречистого тела.
Находясь вокруг ее ложа, они были ослеплены ярким светом, в котором явился сам Христос в окружении ангелов и архангелов. В этот момент чистая душа Девы Марии без страданий, будто во сне, отошла к Господу.
Апостол Фома не успел на погребение Богородицы, поэтому ему после ее успения разрешили войти в пещеру-гробницу. Но там он не обнаружил тела Богородицы. Это объяснили тем, что Господь забрал тело Марии на небо.
Появление священной картины
История создания картин, изображающих Успение Божией Матери, начинается с IX столетия. Этот период известен в истории как время, когда христианская Церковь сумела преодолеть еретические тенденции, отстоять право на почитание икон и закрепить многие важные положения. Когда эпоха иконоборчества завершилась, праздник Успения был окончательно сформирован и стал активно отображаться художниками.
Поначалу священные картины выглядели достаточно просто и лаконично. Ранние полотна отличались незатейливостью, наличием небольшого количества фигур и деталей. К самым первым изображениям Успения относят рельефные композиции и книжные миниатюры. Появившиеся позже переносные иконы и храмовые росписи позволили мастерам значительно обогатить религиозный сюжет, сделать его более выразительным и насыщенным.
В XIII в. иконография Успения достигла своего пикового развития. В этот период был полностью оформлен образ, ставший впоследствии каноничным. С тех пор в него практически не вносили никаких изменений, за исключением мелких деталей.
Одной из самых знаменитых работ является композиция Феофана Грека, созданная около 1390 г. Такая картина, представляющая собой двустороннее полотно, породила в дальнейшем традицию создавать иконы с изображением на обеих поверхностях.
Успение Пресвятой Богородицы: традиции
Праздник Успения Богородицы совпадает с окончанием строгогоУспенского поста. В этот день можно начинать питаться разнообразной пищей, но только если 28 августа не приходится на среду или пятницу. Если этот так, следует подождать еще один день.
По традиции, в этот день верующие идут в церковь, чтобы почтить память о Пресвятой Богородице, и молятся у ее иконы.
С Успения начинается заготовка различных припасов на зиму. С этого дня в лесах начинали собирать грибы и орехи на зиму.
Также доброй традицией у наших предков было на Успение заниматься засолением на зиму капусты, огурцов, помидоров и других овощей.
Описание композиции
Большинство икон Успения имеют значительное сходство друг с другом.
- В центральной части композиции всегда изображается Божия Матерь, лежащая на смертном одре с безмятежным выражением лица и прикрытыми глазами, облаченная в одежды приглушенных тонов. Ее тело нередко выглядит немного эфемерным – такой прием используется для того, чтобы подчеркнуть неземную природу происходящих событий.
- У изголовья одра присутствуют апостолы, явившиеся для прощания с Богородицей. На картине всегда изображается Иоанн Богослов, которому Христос, будучи распятым на кресте, указал на Деву Марию и сказал: «Се мать твоя». При этом Спаситель подразумевал духовное родство и почитание Богородицы как самого близкого человека. Рядом с Иоанном изображается Петр, окуривающий ложе фимиамом. Также картина содержит образы Луки, Варфоломея, Марка, Матфея.
- Возле умирающей Богоматери видны фигуры Дионисия Ареопагита и Игнатия Богоносца. Эти святители присутствуют на большей части икон Успения, поскольку именно им принадлежат письменные свидетельства о великом событии.
- За ложем находится Иисус Христос, удерживающий в руках небольшую фигурку новорожденного с нимбом. Такая деталь символизирует чистейшую душу Божией Матери, за которой пришел Ее Сын. Спасителя часто рисуют в сфере синего цвета. Вместе с ним в этом символе Небесного Царства видны херувимы.
Все события происходят в комнате, в которой имеются арки, колонны, окна. Иногда на картине изображен более скромный интерьер – два столба и висящая на них ткань. Перед одром часто располагается горящая свеча, символизирующая догорание земной жизни Божией Матери.
О чем молятся у иконы Успения Пресвятой Богородицы
Икона «Успение Пресвятой Богородицы» считается очень сильной – перед ней просят о защите детей и взрослых от болезней и сглаза, о помощи в принятии правильного решения, в сложных проблемных вопросах. Также именно этот образ помогает достойно пройти свой земной путь и преодолеть страх перед смертью.
Икона «Успение Пресвятой Богородицы» считается очень сильной / grekomania.ru
Перед этим образом молятся о:
— ее защите и покровительстве;
— излечении от различных недугов;
— избавлении страха перед смертью;
— укреплении христианской веры.
История появления образа
Первое, что важно знать, говоря об иконе Успения, это то, что она довольно поздняя, а ее каноническая композиция датируется примерно IX веком – эпохой, когда Церковь преодолела основные ереси и окончательно зафиксировала самые важные богословские положения. Именно во времена после иконоборчества окончательно сформировались и сам праздник Успения, и его отображение в христианской живописи.
Успение Пресвятой Богородицы. Константинополь. Мозаика монастыря Хора
Ранние изображения были, как правило, лаконичными и малофигурными. В центре композиции располагается укрытое пурпурной тканью ложе, на котором покоится пречистое тело Богоматери.
Перед ложем стоят апостолы, их позы и жесты печальны и передают общую скорбность запечатленного момента.
За ложем находится фигура Христа, который склонился над телом Матери и держит в руках Ее святую душу (она всегда изображается в виде новорожденного младенца, завернутого в пелены).
Над Спасителем и Богородицей летают ангелы – небесные свидетели этого славного и грустного момента.
Вот так незатейливо и просто изображалось Успение в далекие времена. Примером первых икон могут служить плоские рельефные изображения на тонких пластиках из камня или слоновой кости, а также книжные миниатюры – сам размер этих изделий не позволял наносить на них много элементов. А вот храмовые росписи и переносные иконы почти сразу стали своеобразным пространством, на котором древние мастера могли значительно обогащать ранее сформировавшуюся композицию.
Примерно к XIII веку сложилось окончательное сюжетное решение иконы. С тех пор оно практически не менялось. Разве что на Западе светские художники пытались предложить свои собственные варианты видения Успения, но в канонической иконописи они не прижились, и до сих пор, как православные, так и многие католические храмы украшают иконы, восходящие к древним прототипам IX века. Рассмотрим каноническое изображение более детально.
Какие молитвы читают перед иконой Успения
Православные христиане молятся у иконы Успения, чтобы получить от Пречистой Девы помощь при болезнях, душевных терзаниях, несправедливости, клевете. Молитва к Царице Небесной через Ее светлый образ придает сил в борьбе с пагубными пристрастиями, позволяет находить выход из запутанных ситуаций, противостоять козням недругов, получить защиту для дома и семьи от злых людей, темных магических чар. Божия Матерь оказывает поддержку матерям, прибегающим к Ней с просьбами о благополучии своих детей, наставлении их на праведный путь.
Икона Успения используется священнослужителями для напутствия тяжелобольным и умирающим. Вместе с чтением особых молитв, она помогает очистить душу человека, готовящегося вскоре оставить земной мир и войти после смерти физического тела в Царство Господне.
Дополнительные детали и значение реликвии
Некоторые варианты иконы содержат изображения двух фигур, находящихся в нижней части полотна, под одром Пречистой Девы. Чаще всего это ангел с мечом и человек, изображающий молитвенный жест. Преимущественно их ассоциируют с эпизодом, произошедшим во время погребения Царицы Небесной. Молящийся человек – это тот самый священник Афония, который усомнился в святости Богородицы, намеревался осквернить похоронный обряд, за что и был покаран небесным посланником. На отдельных композициях его отрубленные запястья изображаются висящими на краю постели, а сам иудейский священник стоит в стороне от ложа.
Православные христиане утверждают, что в картине, посвященной событиям Успения Богородицы, заключена очень важная для всех верующих истина о жизни и смерти. Святыня напоминает, что физическая кончина не является окончательным финалом и состоянием небытия. Изображенное на иконе свидетельствует, что после завершения земной жизни человек продолжает свое существование в светлом Небесном мире. При этом следует помнить, что путь к нему подразумевает скорби и возможные гонения, однако в конце всех страданий верующего непременно ожидает вечное блаженство в Царстве Божием, в окружении праведников, святых и архангелов Господних.
Войти на сайт
Иконография Успения Божьей Матери
История появления образа
Первое, что важно знать, говоря об иконе Успения, это то, что она довольно поздняя, а ее каноническая композиция датируется примерно IX веком – эпохой, когда Церковь преодолела основные ереси и окончательно зафиксировала самые важные богословские положения. Именно во времена после иконоборчества окончательно сформировались и сам праздник Успения, и его отображение в христианской живописи.
Успение Пресвятой Богородицы. Константинополь. Мозаика монастыря Хора
Ранние изображения были, как правило, лаконичными и малофигурными.
В центре композиции располагается укрытое пурпурной тканью ложе, на котором покоится пречистое тело Богоматери.
Перед ложем стоят апостолы, их позы и жесты печальны и передают общую скорбность запечатленного момента.
За ложем находится фигура Христа, который склонился над телом Матери и держит в руках Ее святую душу (она всегда изображается в виде новорожденного младенца, завернутого в пелены).
Над Спасителем и Богородицей летают ангелы – небесные свидетели этого славного и грустного момента.
Вот так незатейливо и просто изображалось Успение в далекие времена.
Примером первых икон могут служить плоские рельефные изображения на тонких пластиках из камня или слоновой кости, а также книжные миниатюры – сам размер этих изделий не позволял наносить на них много элементов. А вот храмовые росписи и переносные иконы почти сразу стали своеобразным пространством, на котором древние мастера могли значительно обогащать ранее сформировавшуюся композицию.
Примерно к XIII веку сложилось окончательное сюжетное решение иконы. С тех пор оно практически не менялось. Разве что на Западе светские художники пытались предложить свои собственные варианты видения Успения, но в канонической иконописи они не прижились, и до сих пор, как православные, так и многие католические храмы украшают иконы, восходящие к древним прототипам IX века. Рассмотрим каноническое изображение более детально.
Событие Успения
Момент перехода Богородицы в Вечность в Евангелии не описан. Детали этого события известны нам из Предания и различных апокрифических источников. Вот, как оно произошло:
Богородица была предупреждена архангелом Гавриилом, что через три дня Сын заберет Ее к Себе. Пресвятая Дева ждала этой вести. Она была готова к переходу в вечность, и отведенные три дня использовала для того, чтобы проститься со всеми дорогими Ее сердцу людьми.
Сразу стало понятно, что некоторых Она не сможет увидеть – например, апостолов, которые разошлись по Римской империи на проповедь. Трех дней было мало, чтоб собрать их всех, и Богородица взмолилась Сыну о помощи.
На материнские молитвы Господь ответил чудом – во все края, где находились апостолы, были посланы ангелы, которые на облаках принесли их в Иерусалим к дому Пречистой.
13 век, мозаика, Санта Мария Маджоре, Рим
Настал день кончины. Мария мирно лежала на одре, сияющая тихой радостью. Вокруг нее собрались самые близкие люди. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас.
Они видели, что кровля горницы открыта, и сам Христос в окружении небесных сил приближался к своей Матери. Ее душа отделилась от тела и была принята на руки Спасителя, который забрал Ее с Собою. А на одре осталось тело, которое светилось благодатью, и казалось, будто Богородица не умерла, а лежит в мирной полуденной дремоте. На Ее лице застыла счастливая улыбка – наконец, после долгих лет ожидания Она ушла к своему Сыну.
Похоронили Богородицу в гробнице, где до этого почивали Ее родители Иоаким и Анна, а также – Её супруг Иосиф. Тело Девы Марии торжественной процессией пронесли через Иерусалим.
Об этом узнали иудейские первосвященники, которые решили разогнать шествие. Но случилось чудо – христиан, провожавших Богородицу в последний путь, окружило облако, и воины, посланные первосвященниками, не смогли причинить им никакого вреда.
Тогда иудейский священник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. Раскаявшись в своей дерзости он получил чудесное исцеление и исповедал себя христианином. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились.
В процессии не участвовал апостол Фома – Господь специально попустил ему опоздать. Он прибыл в Иерусалим на третий день после похорон. Опечалившись, что больше никогда не увидит Деву Марию, он стал просить апостолов, чтоб они ему дали возможность проститься с телом.
Они согласились, но когда открыли гроб, то пришли в ужас: тела в пещере не было – в нише лежали только погребальные пелены, от которых исходило райское благоухание. Апостолы были в смятении. Они вернулись домой, недоумевая и молясь Богу, чтобы Он указал им, где искать исчезнувшее тело.
В этот же день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! Ибо Я с вами во все дни».
Как Успение изображено на иконе?
Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва
На иконе мастера смогли изобразить почти все моменты, которые приводятся в рассказе об Успении.
Задача не из легких, но иконописцы справились с нею блестяще.
Посредине иконы изображен одр, на котором покоится тело Пресвятой Девы. Как правило, он покрыт тканью багряного цвета, и это неслучайно: багрянец всегда был атрибутом императорской власти, и применение этого оттенка в случае с Богородицей указывает на Ее царское достоинство как Владычицы и Царицы Небесной.
Эту же роль играют и пурпурные сандалии на ногах Девы – такую обувь могли носить только императоры Византии.
В Европе, где привыкли к иным атрибутам царской власти, Марию иногда изображали в венце и со скипетром, однако вне зависимости от места написания иконы, на ней всегда подчеркивалась идея того, что Богородица обладает честью несравненно высшей, чем у самых могущественных царей.
Успение Пресвятой Богородицы. Плакетка из слоновой кости. Конец X в. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Вокруг одра расположились апостолы. Если перед нами фреска или большая икона, то число предстоящих фигур велико, если же поле иконы небольшое, то и предстоящих немного.
Но в любом случае на всех изображениях присутствуют Петр и Иоанн. Петр держит в руках кадильницу и окуривает ложе Богородицы фимиамом. Иоанн же просто оплакивает Пречистую, склонившись над постелью. Вместе с апостолами иногда можно увидеть тех людей, которые так или иначе соприкоснулись с Богородицей. Например – Иоанна Дамаскина, воспевшего Пресвятую Деву в своих трудах.
Перед одром чаще всего стоит свеча, но встречается и такая композиция: на краю постели висят два отрубленных запястья, а возле самого ложа стоит человек с искалеченными руками.
Нетрудно догадаться, что это Афония, который пытался опрокинуть одр, но был остановлен ангельским мечом. Кстати, чаще всего возле Афонии стоит и сам ангел, поднимающий меч на нечестивого кощунника.
Назарий Истомин. Успение Пресвятой Богородицы. Россия. XVII в. Москва. Музей-заповедник Коломенское
За одром стоит Спаситель. Он окружен мандорлой – огромным нимбом, символизирующим собою божественную славу.
В руках у Него – упеленанный младенец. Это – душа Пресвятой Богородицы. Очень трогательный момент – когда-то Мария держала на руках маленького Иисуса, теперь Он прижимает к груди Ее пречистую душу.
Однажды Она стала Матерью Своего Творца, а сейчас Он возносит Ее в небесные чертоги. Также рядом со Христом стоят много ангелов, которые образуют как бы процессию, растянувшуюся с Земли на Небо и с ликованием встречающую Царя и Царицу вселенной.
На некоторых иконах изображена еще одна интересная деталь – все свободное поле иконы в ее верхней части покрыто облаками, на которых можно разглядеть фигурки людей и ангелов.
Таким необычным способом иконописцы изображают апостолов, которые не смогли вовремя прибыть в Иерусалим, и были в итоге чудесным образом доставлены на облаках ангелами.
Успение Пресвятой Богородицы. Монастырь Ставроникита. Афон (автор: Феофан Критский)
Все события, изображенные на иконе, происходят в комнате – об этом говорят схематичные силуэты колонн, окон, арок, карнизов и других архитектурных элементов.
Иногда вместо богатого интерьерного фона можно увидеть просто два столба и повисшую на них ткань, парусом натянутую над собравшимися.
В любом случае и ткань, и другие элементы могут быть символами как закрытого помещения, так и городских построек Иерусалима, через который проходила погребальная процессия.
Мануил Панселин. Фреска собора Протата в Карее. Афон. XIII в.
В целом же икона Успения являет собою очень важную истину – что смерть не есть тупик или бессмысленный финал для человека, что человек не прекращает свое бытие, а переходит из мира дольнего в мир Горний.
Нижняя часть иконы (наполненная печальной атмосферой) перекликается с верхней ее частью (исполненной небесной славы и ликования), показывая всем нам, что путь к Небу лежит через скорби, однако в конце этого пути нас ждет Вечность – та самая, куда первой из людей переселилась Пречистая Дева Мария.
Другие материалы о празднике Успения Пресвятой Богородицы на “Фоме”.
Двусторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде
Успение Пресвятой Богородицы. Сербия. Дечаны, XIV век
Успение Богородицы. Фреска. XIV век. Хора музей, Стамбул
Успение Пресвятой Богородицы, избранные святые в клеймах. Византия. XV в.
Успение Пресвятой Богородицы. XV в. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
Успение Пресвятой Богородицы. Балканы. Македония. XVI в. Франция. Париж. Городской музей изящных искусств
Успение Пресвятой Богородицы. Беларусь. XV в. Москва. ГТГ
Успение Пресвятой Богородицы. Византия, XV в.
Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XII в.
Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XIV в.
Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XV в. Греция. Патмос, монастырь Иоанна Богослова
Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XV в.
Успение Пресвятой Богородицы. Греция. Афон, монастырь Хиландар. XVII в.
Успение Пресвятой Богородицы. Греция. Каппадокия. XVIII в.
Успение Пресвятой Богородицы. Греция. XVII в. США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей
Успение Пресвятой Богородицы. XVII в. Оружейная палата. Вознесенский монастырь Московского Кремля
Успение Пресвятой Богородицы. Балканы. Сербия. Сопочаны_ XIII в._ местонахождение Сербия. Нови-Пазар. Монастырь Сопочаны
Успение Пресвятой Богородицы. Новгород. XIII в. Москва, ГТГ
Успение Пресвятой Богородицы. Праздничный ряд иконостаса. 1425-1427гг. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Троицкий собор
Успение Пресвятой Богородицы. Россия. Ростовская обл. XV в.
Успение Пресвятой Богородицы. Россия. Север. XVI в. СПб, ГРМ
Успение Пресвятой Богородицы. Россия. XVI в. Петрозаводск. Национальный музей республики Карелия
Успение Пресвятой Богородицы. Ростов. XVI в. Кириллов. Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Успение Пресвятой Богородицы. Тверь, XV в. Москва. ГТГ
Успение. Около 1392. Мастерская Феофана Грека. Оборот Донской иконы Богоматери. ГТГ
Успение. XVII в.
Успенский собор Московского Кремля. Ок. 1479
На заставке фрагмент иконы Успение Пресвятой Богородицы, XV в. Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
источник