ВИТАЛИЙ
(VII в.), прп. Александрийский (пам. 22 апр., пам. греч. 11 янв.), инок мон-ря прп. аввы Серида (пам. 13 авг.) в Газе. Пришел в Александрию в возрасте 60 лет во время Патриаршества свт. Иоанна V Милостивого (пам. 12 нояб.). В. нес необычный духовный подвиг. Нанимаясь на работу в городе, он брал за свой труд 12 медных монет, на одну из к-рых вечером покупал скудную пищу, весь день проводя в посте. Остальные деньги В. тратил в публичном доме: составив список всех блудниц Александрии, он поочередно обходил каждую,
Прп. Виталий Александрийский. Икона. Нач. XIX в. (ЦАК МДА) Прп. Виталий Александрийский. Икона. Нач. XIX в. (ЦАК МДА) отдавая ей деньги с условием, что женщина в эту ночь воздержится от греха. Сам же В. проводил ночь в молитвах за блудницу, взяв с нее клятву не разглашать его поступок. Однажды некая женщина попыталась рассказать о подвиге старца, но по Божию попущению подверглась беснованию. Мн. падшие женщины, вняв увещеваниям старца, раскаивались и оставляли постыдное занятие. Однако горожане, уверенные в том, что В. еженощно предается греху, обвиняли его в том, что он позорит монашеский чин. Святой же, стремясь любой ценой скрыть свое богоугодное делание, отвечал, что и монахи имеют плотские слабости. Однажды, повстречав В. на пороге публичного дома, некий юноша ударил его по щеке, обличая в мнимом грехе. В. предсказал ему, что юноша получит в ответ такой удар, что весь город услышит его крик. Вскоре юноше явился бес и ударил его по щеке так сильно, что на крик сбежалось огромное количество народа. Придя в себя, юноша привел людей к келье подвижника, где они нашли коленопреклоненного В., скончавшегося во время молитвы. Тогда бывшие в толпе блудницы рассказали о его подвиге, и горожане раскаялись в своем осуждении, удивляясь необычайному смирению старца. От мощей В. происходили исцеления. В его погребении участвовал Патриарх, в свое время не поверивший доносу на святого. Юноша, получивший удар от беса, стал монахом, а мн. свидетели жизни В. взяли себе за правило никогда не осуждать ближнего.
Сказание о В. является частью Жития свт. Иоанна V Милостивого, Патриарха Александрийского, написанного в VII в. Леонтием, еп. Неаполитанским (Неаполь — средневек. название совр. г. Лимасол, Кипр) (BHG, N 886).
Память святого указывалась в нек-рых визант. стишных синаксарях (напр., Paris. gr. 1582, XIV в.), а затем была внесена в печатную Минею (Венеция, 1595). РПЦ празднует его память 22 апр., т. к. под этим числом краткое повествование о В., извлеченное из жития Иоанна Милостивого, было включено в раздел слов и поучений древнерус. Пролога, а в ВМЧ помещено «Слово о преподобнем мнисе Виталии, како оставль келию, иде во Александрию и спасе блудницу» (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 91, 99 (2-я паг.)).
Ист.: ActaSS. Ian. T. 2. P. 702-703; Leontius Neapolitanus. Leben des hl. Iohannes des Barmherzigen, Erzbischofs von Alexandrien / Hrsg. H. Gelzer. Freiburg i. Br., 1893. S. 69-75; SynCP. Col. 385-386; ЖСв. Апр. С. 352-357.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 152; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 914; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 82; Sauget J.-F. Vitale, monaco di Gaza // BiblSS. Vol. 12. Col. 1220.
О. Н. Афиногенова
Люблю бывать по временам, Где скрыта тайна жизни нашей, Где, может быть, сокроюсь сам, Вслед за испитой смертной чашей.
Здесь я минуты провожу, Томим уныньем неисцельно. И здесь отраду нахожу, Когда душа скорбит смертельно.
Смолкает тут житейский шум – И вместо мыслей горделивых, Приходит ряд суровых дум – Судей нелестных справедливых.
Передо мной убогий храм Наполнен мертвыми костями. Они свидетельствуют нам, Что мы такими ж будем сами.
Немного лет тому назад Как жили те земные гости, И вот ушли они в свой град, Оставив нам лишь эти кости.
Не в силах были и они Владеть собой в иную пору. И между ними, как людьми, Бывали ссоры из-за сору.
Теперь довольные судьбой, Лежат, друг другу не мешая, Они не спорят меж собой: Своя ли полка иль чужая.
Мы тоже гости на земле, И нам лежит туда дорога. Идем туда в какой-то мгле, Не видя вечности порога.
И святость любим, и грешим, Гонясь за счастием – страдаем, Куда-то всякий день спешим, И то, что важно, забываем.
Боимся смерти и суда, Желаем здесь пожить подольше, Стараясь избегать труда, И чтоб скопить всего побольше.
Не можем слова перенесть Иль чуть не ласкового взгляда, А скорбных испытаний крест Для нас мучительнее ада.
Других виним почти всегда, Хоть сами Бога прогневляем, Себя ж винить мы никогда И в самом малом не дерзаем.
Для личной прихоти своей Готовы потом обливаться, Не спать подряд и пять ночей, Во все опасности пускаться.
Кривить душой на всякий час, Безбожно совесть попирая. И все, что только тешит нас, К себе усердно загребая.
За честь всегда стоим горой, Ценим труды свои и знанья. И невниманье к ним порой Приносит нам души терзанье.
Таков есть страстный человек – Хвастливый бог земного рая! Он суетится весь свой век, Покоя день и ночь не зная.
И всем безумно дорожит, Пока здоровьем обладает. Когда ж болезнь его сразит, Совсем другой тогда бывает.
Ударит грозный смертный час – Душа греховная смутится. И все, что дорого для нас, — Со всем навек должны проститься.
Безсильны нежности друзей, Ничтожны ценности имений – Они не могут жизни сей Продлить хоть несколько мгновений.
Напрасно с помощью спешат, И врач искусство изощряет: Больному все трудней дышать – И он, конечно, умирает.
Хладеет грудь и тускнет взор, Все чувства рабски умолкают. И нас, как будто некий сор, Поспешно в землю зарывают.
Затем немного надо знать, Что с нами здесь потом бывает: Вот эти кости говорят… Им наша совесть доверяет.
Один момент – и жизнь — мечта! Зачем же столько треволнений? Зачем вся эта суета И масса горьких наслаждений?
Мы забываем тот урок, Который смерть нам повторяет, Что жизнь дана на краткий срок, И детство дважды не бывает.
О смерть, кому ты не страшна? Кому ты только вожделенна?! Блажен, кто ждет тебя, как сна, Кто помнит, что душа бессмертна.
И нет несчастнее того, Кто вспомнить о тебе страшится: Вся жизнь – мученье для него, И сей, однако, он лишится.
А там – для праведных покой И радость вечно со святыми: Для грешных – ад с кромешной тьмой, И участь их с бесами злыми.
Теперь, быть может, что иной Одежды всякий день меняет; Умрет – положат лишь в одной, И той случайно не бывает.
А тот, кто даром мудреца Владеет, Бога же не знает, Умрет – не более глупца, Напрасно только жизнь теряет.
Недалеко уж этот срок, И эта к вечности дорога, Припомни, мудрый, тот урок: Познай себя – познаешь Бога.
Познай, откуда ты и кто, Зачем пришел, куда идешь, Что ты велик и ты – ничто, Что ты безсмертен и – умрешь.
Поступок Иоанна Милостивого
И хотя преподобный скрывал свой подвиг, это не оправдывает тех, кто осуждал его или открыто поносил. Но в городе все же нашелся человек, который не осудил святого. Это был александрийский патриарх Иоанн Милостивый. Когда до него дошли слухи о поведении святого Виталия, Иоанн Милостивый отказался им верить и привел пример императора Константина Великого, который на Первом Вселенском Соборе, не читая, сжег письменные доносы на некоторых епископов и священников, сказав, что не его дело — судить священнослужителей. Еще император добавил, что если бы он своими глазами увидел священника или монаха с блудницей, то накрыл бы его собственным плащом, чтобы никто не смотрел.
Осуждение — это грех
Преподобный Виталий молился всю ночь за этих женщин, но рассказывать о себе строго им запрещал. С каждой из них он брал клятву, что она не расскажет правды о нем. Преподобный просто следовал словам Спасителя о том, чтобы левая рука не знала, что делает правая. Господь завещал добрые дела совершать в тайне, чтобы через них не тщеславиться. Св. Виталий до конца выполнил эту заповедь, он не только остался в тайне, но еще и терпел неправедные поношения от людей грешных. Святой Виталий (икона которого есть в любом православном храме) помогает всем, кто к нему обращается с просьбой уберечь от порока близкого человека или же молится о себе грешном.
Его пример говорит о том, что нельзя никого осуждать. Сердце человека видит лишь Бог, и Он ему судья, а остальные люди рассуждают по собственной мере греховности. Грех одного человека перед другим — это ничто по сравнению с тем грехом, который человек совершает перед Господом.
Житие святых
С древних времен подвиги преподобных, мучеников, святителей записывались и свято хранились подвижниками благочестия. Постепенно набралось много сказаний, которые принято называть «Жития святых». В статье рассмотрим жизнь одного удивительного святого по имени Виталий.
Этот преподобный Виталий (святой) жил во второй половине шестого века. Его подвиг был единственным в своем роде, насколько известно, ни до него, ни после никто не осмелился повторить подобные действия, до того они были необычны. Но его пример духовной святости может научить многому любого человека, особенно это касается монахов.
Подвиг преподобного
Обычно люди в других видят те грехи, которые совершают сами, и им приятно, что не только они такие грешные. Сами жители Александрии были далеки от святости, и наверняка многие из них пользовались услугами жриц любви, но простить этот порок монаху, который до этого своей чистой жизнью укорял их совесть, они не могли. Этот случай очень показателен и для современных людей, которые с удовольствием обвиняют церковь и ее служителей, если в чем-то заметят несовершенство или порок.
Как потом узнали жители города, инок Виталий, святой жизни человек, запираясь с блудницами, давал этим несчастным женщинам хотя бы на одну ночь забыть о своей грязной работе, выспаться или же вместе с ним молиться Господу. Он никого из тех, с кем проводил время, не осуждал, не обличал, а только жалел. И многие проститутки стали на праведную дорогу. Одни из них покаялись, вышли замуж, родили детей и стали верными женами, другие ушли в монастырь и блюли чистоту до самой кончины.
Значение имени Виталий
Имя Виталий, как и многие другие, пришло к нам из древнего Рима, как производное от Vitalis, что в переводе с латинского означает «жизненный». Это мужское имя находится в календаре поминовения святых как католической, так и православной церкви.
В средневековой Руси оно появилось вместе с приходом и распространением христианства. У разных народов существуют разные формы имени, но все они похожи и узнаваемы, так как основа остаётся неизменной. В славянских языках существует и женская форма имени – Виталина.
Святой Виталий Римлянин
Святой мученик Виталий Римлянин жил во 2-веке от р.х. У него было шесть братьев. Их мать, богатая римская матрона Фелицата, была христианкой. Своих детей она тоже воспитала в христианской вере, с детства водя их с собой на тайные собрания и молитвы общины. За распространение веры Фелицату схватили и пытались заставить отречься от Христа.
Но она была тверда, и тогда подвергли мучениям её сыновей. И они были крепки в вере, несмотря на жестокие пытки. Не сумев добиться своего, палачи убили сыновей, а затем и саму Фелицату. Семья святых мучеников покоится там же, где они приняли свою смерть — в Риме. Их мощи были перенесены в церковь Святой Сусанны. Память св. Виталия Римлянина в православии отмечают 7 февраля.
Святой Виталий Керкирский
О св. Виталии Керкирском известно мало. В 63 году от р.х. апостолы Иасон и Сосипатр, сподвижники и близкие ученики апостола Павла, отправились из Палестины на запад, чтобы нести людям благую весть. На острове Керкира в Ионическом море недалеко от берегов Греции, апостолы построили церковь имени первомученика Стефана.
Многие местные жители вняли проповедям о Христе и приняли крещение. Когда до правителя острова дошло известие об этом, он пришёл в ярость и приказал схватить проповедников и заточить в темницу. Но и там они обращали в истинную веру даже разбойников и воров. Узнав это, правитель приказал жестоко казнить новообращённых, а святых апостолов бить кнутами.
Дочь правителя, видя такую злобу отца и мученическую гибель христиан, сама приняла христианскую веру. От этого правитель просто обезумел и приказал убить свою дочь, а после казнить всех христиан на острове. Так в числе других, крещёных апостолами, принял мученический венец св. Виталий. Его и ещё троих мучеников сожгли живьём на огне. День памяти святого празднуют 11 мая.