10 самых известных картин с изображением Иисуса Христа

Иисус Христос, центральная фигура христианства, много раз изображался на картинах в течение западного искусства. Возрождение было движением в Европе с 14 по 17 век, которое ознаменовалось возобновлением интереса к древней греко-римской культуре. Религиозные картины были очень распространены в эпоху Возрождения и несколько картин этой эпохи фигурируют в нашем списке. Многие случаи из жизни Иисуса были изображены многочисленными художниками из разных художественных эпох. В «Тайной вечере» да Винчи запечатлен момент, когда Иисус говорит своим ученикам, что один из них предаст его; «Ужин в Эммаусе» Караваджо изображает момент, когда воскресший Иисус впервые явился двум своим ученикам. Христос на кресте также был излюбленной темой художников и он присутствует на трех картинах из нашего списка: «Христос, распятый» Диего Веласкеса; «Желтый Христос» Поля Гогена; и «Христос Святого Иоанна Креста» Сальвадора Дали. Вот 10 самых известных картин с изображением Иисуса Христа.

Распятый Христос

Художник : Диего Веласкес

Год: 1632


Распятый Христос, Диего Веласкес

Диего Веласкес был испанским художником, работавшим в 17 веке, который считается выдающейся фигурой испанского Золотого века. Он высоко ценится за портретную живопись. Веласкес был официальным художником короля Филиппа IV. На этой картине, написанной Веласкесом в середине его жизни, изображен Иисус на кресте сразу после его смерти. Примечательным моментом в картине является то, что в ней отсутствуют какие-либо повествовательные элементы, кроме креста. Произведение невероятной оригинальности. Мастерское сочетание безмятежности, достоинства и благородства, картины «Распятый Христос» сделали ее поворотным моментом в художественном развитии Веласкеса. Это самая известная картина художника на религиозную тематику, которая послужила источником вдохновения для создания многих произведений литературы, в частности поэмы Мигеля де Унамуно «Эль-Кристо де Веласкес».

Желтый Христос

Художник: Поль Гоген

Год: 1889


Желтый Христос (1889) — Поль Гоген

Активный в основном в течение 19-го века, Поль Гоген был французским художником, который в настоящее время считается одним из самых важных художников художественного движения пост-импрессионизма, продлившего импрессионизм, отвергая ограничения. Наряду с другой картиной Гогена под названием «Зеленый Христос», эта картина является одним из первых и самых важных произведений символизма в живописи. Желтый Христос показывает распятие Христа, которое происходит в девятнадцатом веке на севере Франции, при этом женщины собрались в молитве. Композиция отличается разнообразной символикой, как и человек, бегущий на заднем плане, отражает желание 19 века убежать от городской суеты и вернуться к «примитивной» и гораздо более простой жизни, которая была раньше. Помимо символики, Желтый Христос является кульминацией «синтетического» стиля Гогена. Он был создан с использованием плоскостей, ярких цветов и жирных очертаний.

«Распятие» Фра Анджелико

«Распятие» ок. 1420, Фра Анджелико

Маленькая панель Фра Анджелико 1420 года на первый взгляд включает в себя множество элементов и фигур, но помещает их в более методично построенное пространство. Эта трансформация в живописи отражает целый сдвиг и также наполняет сцену повышенной реальностью. Вдобавок Фра Анджелико усиливает эмоциональные отклики фигур вокруг единственного креста Христа. Вот Дева Мария падает на землю, Святой Иоанн крепко сжимает руки, а ангелы оплакивают золотую землю и небо. Полукруг зрителей отражает позы безразличия, жалости или удивления.

Ужин в Эммаусе

Художник: Караваджо

Год выпуска: 1601


Ужин в Эммаусе (1601 г.) — Караваджо

Караваджо был итальянским художником, картины которого сочетают в себе реалистичное наблюдение за человеческим состоянием, как физическим, так и эмоциональным, с драматическим использованием освещения. Он считается одним из самых влиятельных художников западного искусства и его работы оказали определяющее влияние на школу живописи в стиле барокко. Одна из самых известных религиозных картин, созданных Караваджо, «Ужин в Эммаусе» изображает момент, когда воскресший Иисус Христос впервые явился двум своим ученикам; скорее всего Луке и Клеопе; в городе Эммаус. Картина на самом деле фиксирует точный момент, когда два апостола осознают, что они стали свидетелями невообразимого чуда. Христос показан без бороды, и его развевающиеся одежды скрывают все признаки ран, полученных во время распятия.

«Распятие» Пьетро Лоренцетти

Пьетро Лоренцетти «Распятие» фреска. 1320 г. Церковь Сан Франческо, Ассизи

Кульминационным моментом истории Страстей является само Распятие. Картины на эту тему предназначались для того, чтобы стимулировать размышления о самопожертвовании Христа. Сюжет демонстрирует всю силу страданий. Фигура Христа редко искажается, а его обнаженное тело часто идеализируется и основывается больше на классических концепциях. Крест может окружать множество других фигур, которые часто отличаются своей выразительностью. На маленьком алтаре Пьетро Лоренцетти Христос распят между двумя другими персонажами. Дева Мария на переднем плане теряет сознание, а множество фигур (одни в восточных одеждах, другие в римских доспехах), пристально и бесчувственно смотрят на Христа.

Спаситель мира

Художник: Леонардо да Винчи

Год: 1519


Спаситель мира (1500) — Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи был итальянским художником, которого сейчас считают гением со множеством талантов. Но в течение четырех столетий после смерти его слава в первую очередь почивалась на лаврах художника, и даже сегодня он считается одним из величайших художников в истории западного искусства. Первым зарегистрированным владельцем этой картины был король Карл I из Англии. Картина была продана с аукциона сыном герцога Бекингемского в 1763 году и приобретена в 1900 году британским коллекционером произведений искусства сэром Фрэнсисом Куком, потомки которого продали её на аукционе всего за 45 фунтов стерлингов. Только в первом десятилетии 21 века работа была восстановлена и признана как произведение да Винчи, тем самым придав себе всеобщее внимание. Картина изображает Иисуса Христа как Salvator Mundi (Спасителя мира). На картине он в одежде эпохи Возрождения дает благословение поднятой правой рукой; а его левая рука держит хрустальный шар.

Преображение

Художник: Рафаэль

Год: 1520


Преображение (1520) — Рафаэль

Рафаэль был одним из трех великих мастеров искусства Высокого Возрождения наряду с Микеланджело и Леонардо да Винчи. Преображение — последняя картина, созданная им. Она разделена на две отдельные части. В верхней половине картины изображено преображение Христа с пророками Ильей и Моисеем по обе стороны от него. В нижней части апостолы безуспешно пытаются избавить одержимого мальчика от демонов. Картина может быть интерпретирована как изображающая контраст между богом и человеком; причем верхняя часть чистая и симметричная, а нижняя темная и хаотичная. Для Наполеона Рафаэль был просто величайшим из итальянских художников, а «Преображение» — его величайшей работой, а историк искусства Джорджио Вазари называет картину Рафаэля «самой красивой и самой божественной» работой.

Христос Святого Иоанна Креста

Художник: Сальвадор Дали

Год: 1951


Христос Святого Иоанна Креста (1951) — Сальвадор Дали

Сальвадор Дали считается самым влиятельным художником направления сюрреализм. Эта картина известна как Христос святого Иоанна Креста, потому что ее дизайн основан на рисунке испанского монаха 16-го века Иоанна Креста. Композиция состоит из треугольника, который образован руками Христа и горизонталью креста и круга, образованного главой Христа. Треугольник можно рассматривать как ссылку на Святую Троицу, в то время как круг может представлять единство, то есть все сущее существует в трех. Хотя картина изображает распятие, на ней нет гвоздей и крови. По словам Дали, вдохновение для картины пришло к нему через космический сон, в котором он был убежден, что изображение гвоздей и крови испортит его изображение Христа. Христос Святого Иоанна Креста был признан самой любимой картиной в Шотландии в опросе 2006 года. Это одно из самых известных произведений одного из ведущих современных художников и многие считают картину величайшей религиозной живописью 20 века.

Фобии и пристрастия Сальвадора Дали в его картинах

В творчестве великий сюрреалист согласовывал свои сильные фобии с глубокими увлечениями. Дали был одержим эротикой, мастурбацией и снами.

Он изображал головы, яйца, слонов, ракообразных, бабочек. Появление каждого элемента на его холсте можно обосновать по Фрейду.

Сюрреалистические образы Сальвадора Дали сохраняют свою эффектность десятилетия спустя, на них всегда стоит взглянуть ещё раз.


«Постоянство памяти», 1931.

Насекомые

Ползающие и роящиеся чёрные муравьи, яркие бабочки, пролетающие поодиночке или в группах, небольшой кузнечик, сидящий на деформированной голове – картины мастера наполнены насекомыми, которые приводили его самого в ужас. Муравьи символизируют тлен и страх смерти. Кузнечики, которые появляются с определенной регулярностью, вызывали у Дали страх с самого детства.


Картина «Постоянство памяти» на стене музея. Фото ©Кристина Уайтинг.

Крошечные вещи

Сальвадор Дали бесконечно очаровывался множеством крошечных вещей. Кроме насекомых, конечно. Ему нравились оливки, хлебные крошки, песчинки. Художник считал, что мелочи обладают мощью, позволяющей разрушать существа, в сто раз более крупные, чем они сами. И многие из его ранних картин очень миниатюрны.

Знаменитейшее полотно «Постоянство памяти» имеет громадное значение в истории современного искусства, но размеры произведения всего лишь 24×33 см.


Здесь омар, там омар, повсюду омары.

Ракообразные

В символизме Дали панцирь представлял броню, которая защищает скрытое в ней мягкое существо. Эта концепция тесно вязалась с самим художником-отшельником, который нуждался в твёрдой оболочке, способной защитить его от внешнего мира.

Омары стали центральным элементом не только в его живописи. Сотрудничая с эпатажным дизайнером Эльзой Скиапарелли, Дали нарисовал огромного красного омара на белом шелковом платье. А в 1936 году он создал сюрреалистическую скульптуру «Телефон-омар», которая состояла из дискового телефона и прикреплённого к нему гипсового омара, заменявшего традиционную трубку.


«Eggs on the Plate without the Plate», 1932 (Неплоские яйца на плоской тарелке). Жёсткость снаружи, мягкость и хлипкость внутри.

Яйца

Как и ракообразные, яйца обладают твёрдой оболочкой, защищающей мягкое содержимое. Яйца – зародышевая форма, поэтому они символизируют рождение, новую жизнь и надежду. Дали явно питал к ним пристрастие. Яйца появляются в целостном виде, например в картине «Метаморфозы Нарцисса», и в разбитом, как на изображении выше. И здание Театра-музея Дали увенчано гигантскими яйцами.


«Приспосабливаемость желаний», 1929 (The Accommodations of Desire).

Женская сексуальность

По некой иронии, невзирая на любовь к яйцам, Дали был в ужасе от их происхождения. Женская сексуальность и её составляющие приводили его в ужас. В картине «Кровоточащие розы» он буквально изобразил кровь, истекающую из органов женской брюшной полости. В «Приспосабливаемости желаний» (выше) львиные головы обозначают зубастые влагалища. Этот мощный образ представляет потенциал женщины травмировать или даже кастрировать мужчину во время полового акта – основной фобии Дали.


«Великий мастурбатор», 1929.

Мастурбация

Сальвадор Дали испытывал отвращение к сексу, но был одержим мастурбацией. Даже распространено мнение, что это была почти единственная форма его сексуальной активности. К этой увлечённости обнаруживаются ссылки в картинах «Великий мастурбатор» и «Гитлер мастурбирует». В сюрреалистической работе «Мрачная игра» также присутствует мотив руки в различных вариациях.


«Балерина в мёртвой голове» (1939) и «Череп Сурбарана» (1956).

Черепа

Сохраняя верность своей парадоксальной природе, Дали боялся смерти, но не отходил от этой темы. Черепа как представление человеческой смертности, регулярно появляются в его картинах. В произведении «Испарившийся череп содомизирует рояль на коде» (1934) череп деформирован и встревожен. В картине «Лицо войны» символ смерти приумножен многократным изображением черепов в отверстиях уродливой головы.

Самые колоссальные изображения черепов в творчестве Дали это те, что составлены с помощью других элементов, как в произведении «Балерина в голове Смерти», вдохновившем многих художников.


«Антропоморфный шкафчик», 1936.

Ящики

Книги Зигмунда Фрейда, особенно «Толкование сновидений», привели художника в восторг. Они даже встретились незадолго до смерти психоаналитика. Дали откликнулся на подход Фрейда к скрытым тайникам подсознания, источнику снов и движущей силы творчества художника. Картины «Антропоморфный шкафчик» и «Жираф в огне» стали примером использования ящиков, встроенных в человеческую фигуру, чтобы показать скрытые аспекты личности.


Став известным художником, Дали обратился к религиозной тематике в конце 1940-х годов. Фото © Getty Images.

Религия

В детстве Дали столкнулся с противоречием. Его мать была глубоко верующей католичкой, а отец выказывал отвращение к религии. В зрелые годы художник пережил обновление веры и заинтересовался традиционной иконографией христианства. Он увлёкся её метафизическими аспектами и возможностью интеграции религии и науки. С конца 1940-х и в 50-х годах художник создал серию откровенно религиозных картин, написав «Тайную вечерю», несколько версий распятого Христа и Мадонну, в которой угадываются черты его главной вдохновительницы – Галы.


Под впечатлением от атомной бомбы Сальвадор Дали написал картину «Взрывающаяся голова Рафаэля», 1951.

Наука / Физика

Дали с горячностью относился к религии и вместе с тем увлекался наукой, в частности, квантовой и ядерной физикой. Он зачитывался выпусками научно-популярного журнала «Scientific American» и любил обсудить его содержание. Это был атомный век. Создание ядерного оружия впечатлило художника, после чего он создал картины «Распятие или Гиперкубическое тело» и «Взрывающаяся голова Рафаэля».

Все изображения: Фонд «Гала-Сальвадор Дали».

17 ноября, 2015

Сикстинская Мадонна

Художник: Рафаэль

Год: 1512


Сикстинская Мадонна (1512) — Рафаэль

Искусство Рафаэля известно сладостью и ясностью формы, безмятежностью, гармонией, совершенством и визуальным блеском. Его популярность была в первую очередь связана с многочисленными картинами Мадонны с младенцем Христом. Сикстинская Мадонна изображает Мадонну с младенцем Христом; между святыми Сикстом и святой Варварой. Кроме того, под Марией есть два крылатых херувима, которые, возможно, являются самыми известными херувимами, изображенными на любой картине. Их популярность настолько велика, что существует множество легенд о том, как их рисовал Рафаэль. Они были воспроизведены на всем, от бумажных салфеток до зонтиков. Сикстинская Мадонна считается одной из лучших картин многих известных критиков, особенно популярна в Германии, где была провозглашена «высшей среди картин мира» и получила эпитет «божественная».

Страшный суд

Художник: Микеланджело Буонарроти

Художник: 1541


Страшный суд (1541) — Микеланджело

Микеланджело оказал беспрецедентное влияние на развитие искусства на Западе. Его широко считают величайшим скульптором всех времен и, хотя он невысокого мнения о живописи, он также считается одним из величайших художников. Страшный суд — одна из самых влиятельных фресковых работ в истории западного искусства. Нарисованный на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане, он изображает Второе пришествие Христа (будущее возвращение Иисуса на землю) и окончательный и вечный суд Бога над всем человечеством. Иисус изображен в центре картины в окружении выдающихся святых; в то время как Воскрешение мертвых и сошествие проклятых в ад показаны в зоне ниже. Хотя «Страшный суд» — одна из самых известных религиозных картин, она вызвала много споров. Среди прочего, Микеланджело обвиняли в смешении фигур из языческой мифологии с изображением христианского сюжета и в стремлении к художественному эффекту, а не следованию библейскому описанию события.

МРАК И СВЕТ
рецензия Александра Меня

«Христос св. Иоанна на кресте» — одна из самых известных картин Сальвадора Дали. В 1951 году художник перешел на позиции католического сюрреализма, и устрашающие образы, рожденные сумраком подсознания, сменились в его творчестве новой интерпретацией христианских символов. Как и многое другое в искусстве Дали, это полотно связано с испанской духовной традицией.

Святой Иоанн картины Дали — это Хуан де ла Крус (1542 — 1591), знаменитый поэт-мистик, живший в эпоху Католической Реформы. Он родился в обнищавшей дворянской семье и в молодые годы вступил в Кармелитский монашеский орден, который привлек его своим суровым уставом.

Уже будучи монахом, Хуан учился в Саламанкском университете. Огромное влияние на его внутреннюю жизнь оказала дружба с Терезой Авильской, аббатиссой женской ветви Кармеля, писательницей, поборницей преобразования церковной жизни. Она вела трудную борьбу с клерикальными консерваторами, и Хуан, вовлеченный в эту борьбу, оказался в тюрьме. С помощью Терезы он бежал из нее в 1578 году. Но в заключении Хуан написал «Духовные песни», вошедшие в золотой фонд испанской поэзии. В них, используя образы из библейской Песни Песней, Хуан де ла Крус показал тернистый путь человека к постижению Вечности.

Мистицизм Хуана проникнут жаждой единения с божественной Тайной Бытия. Внутренний опыт говорил ему, что душу, восходящую по ступеням созерцания, ждут тяжкие испытания, «темная ночь», которую не каждый может преодолеть. Абсолютное и земное разделено бездной. Переживание «темной ночи» подобно смерти. Выдержать ее помогает убежденность, что Абсолют сам идет навстречу людям. Крестные муки Иисуса Хуан осознает как страдание Неба, сходящего на землю. На крутых ступенях духовного пути в человеке выжигается все земное, тогда как Крест Христов — это уничижение Божественного.

Современников, естественно, мистицизм Хуана пугал. Его считали еретиком и одержимым, потому что Хуан утверждал, что истинный путь к Христу — это крестный путь. «О, души, мечтающие о спокойных и утешительных духовных путях, если бы вы знали, как нужно вам страдать, чтобы достигнуть этого утешения и спокойствия; если бы вы знали, как это невозможно без страдания и как без него вы не искали бы никаких утешений ни в Боге, ни в твари, но предпочли бы им крест».

С суровым учением Хуана де ла Круса связан смысл картины Дали.

Мы видим на ней спокойное озеро с рыбачьей лодкой на берегу. Это и намек на евангельскую проповедь у Галилейского моря, и одновременно — символ просветленной жизни. Лучи восходящего рассвета озаряют мирную картину, но над ней — зарево и черные бездны космоса. Это те бездны, молчание которых страшило Паскаля. Это тот Христос, о котором писали философы и поэты. Темная бездна лишь слегка прикрыта золотистым «дневным покровом». «Вот почему нам ночь страшна» (Тютчев). Неведомое, непостижимое окружает мирное озеро жизни, островок в бескрайнем океане тьмы.

Однако, следуя концепции Хуана, Дали прозревает в черной бездне образ Христа, страдающего ради единения с миром, ради приобщения его к свету. Гигантское распятие простерлось над озером, оберегая его хрупкую земную нежность, напоминая, что жизнь хранима Крестом.

Дали знал трагичность жизни. Понимал, что Хаос скрыт не только в бездне, но и в человеке Безжалостно вскрывал он мир подсознания, показывая Хаос, который шевелится в его сумрачных закоулках. В картине «Христос св. Иоанна» он противопоставляет ему гармонию духа, гармонию, которая достигается через борьбу и страдание, через крест — крест человека и крест Бога, соединяющий их.

Призвание Святого Матфея

Художник: Караваджо

Год: 1600


Призвание святого Матфея (1600) — Караваджо

Святой Матфей был одним из двенадцати апостолов Иисуса и, согласно христианской традиции, одним из четырех евангелистов. Матфей изначально был сборщиком налогов, и Иисус Христос нашел его сидящим у будки сборщика налогов. «Следуй за мной», — сказал ему Иисус, и Матфей встал и последовал за ним. На этой картине изображен момент, когда Иисус вдохновляет Матфея последовать за ним. Караваджо — один из самых влиятельных художников в истории европейского искусства. Среди прочего; он рисовал с натуры, без рисунков и разработал технику под названием тенебризм, в которой использовались резкие контрасты света и тьмы. Это помогло ему создавать картины с высокой драматичностью и эмоциональным накалом. Призвание Матфея остается одним из самых известных произведений периода барокко.

Тайная вечеря

Художник: Леонардо д’А Винчи

Год: 1498


Тайная вечеря (1498) — Леонардо да Винчи

«Тайная вечеря» самое известное художественное достижение Леонарда да Винчи после Моны Лизы. Эта картина представляет сцену Тайной Вечери Иисуса со своими учениками. В ней Леонардо мастерски изображает замешательство, которое возникает среди учеников Иисуса, когда он объявляет, что один из них предаст его. Подробные знания Леонардо в области анатомии, света, ботаники и геологии; его интерес к тому, как люди передают эмоции в выражениях и жестах и его тонкая градация тона; все собралось вместе, чтобы сделать эту картину одной из самых почитаемых и известных религиозных картин всех времен. Некоторые люди считают, что человек справа от Иисуса на картине — не Апостол Иоанн, а женщина по имени Мария Магдалина. Эта вера играет центральную роль в фантастическом романе Дэна Брауна «Код да Винчи». Тайная вечеря является, по всей вероятности самой известной картины с участием Иисуса Христа.

«Предательство Христа» Бартоломео ди Томмазо

Бартоломео ди Томмазо «Предательство Христа» Италия, до 1425 года

«Предательство Христа» — один из самых драматических моментов в повествовании о Страстях. Версия, написанная Бартоломео ди Томмазо на панели пределлы демонстрирует тревожную смесь мягкости и жестокости эпизода, когда Иуда, ученик Иисуса, приветствует его поцелуем, а затем предает банде вооруженных людей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]