26 декабря 2016Искусство, История, Антропология
Как в разные эпохи выглядели главные персонажи этой истории, какие источники цитировали художники, что влияло на выбор деталей и как разные люди в разное время видели одно и то же событие: объясняем на примере шести работ
Автор Анна Киселева
Рождество — один из самых популярных сюжетов европейской живописи, менявшийся вместе с ней. На средневековых картинах художники подробно пересказывают неграмотным прихожанам истории из Писания. К XV веку внимание переходит на Марию, младенца и совершившееся чудо. Множество символических деталей помогают разгадать замысел автора. В живописи XVII века главное — свет и световые эффекты: пещера или хлев изображаются в полумраке, тогда как фигуры собравшихся у яслей предстают в лучах света. В более поздние эпохи художников меньше интересует традиционный религиозный сюжет. Они отходят от традиции и рисуют свой собственный образ Рождества.
Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов
XV век, Эрмитаж
Сцена поклонения трех восточных мудрецов только что родившемуся Младенцу изображена на центральной створке триптиха. На ее заднем плане — «Поклонение пастухов» и «Путешествие волхвов». На левой створке написан эпизод с обрезанием Христа, а на правой — «Избиение младенцев».
Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов. XV век, Эрмитаж
Псевдо Пьер Франческо Фьорентино. Поклонение Мадонны Младенцу Христу. 2-я половина XV века, ГМИИ
Рисунок карандашом распятие Иисуса Христа, схема рисунка поэтапно
Иисус Христос дает людям надежду, доверие и веру. Глядя на изображения с распятием Иисуса Христа действительно веришь, что он умер за наши грехи. Рисование подобных событий требует от автора понимания и преклонения перед действительно большой жертвой.
Вариант №1
Существует шесть определенных шагов, пройдя которые можно создать страдальческий рисунок Всевышнего.
- Для начала определяются с формой тела. Начинают с круга для головы и вытянутого туловища. После создания основы добавляют линии конечностей для шеи, рук и ног.
- Переходят к наброску длинных до плеч волос, эскиза бороды и тернового венца. Форму туловища и рук округляют.
- Когда верхняя часть тело Иисуса готова, можно прорисовать форму креста. Закончив очертания рук, приступают к талии, набедренной повязке и ногам.
- На следующем этапе рисуют вытянутые крылья. Добавляют на пояснице ткань с линиями сгиба. Затем опускаются вниз, где заканчивают рисование нижней части креста.
- На больших ангельских крыльях добавляют перья и стирают первоначальные линии, которые нарисовали на первом этапе.
- Эскиз рисунка готов, хотя можно добавить немного оттенков.
Вариант №2
Прежде чем приступить к рисованию Иисуса, определяются с размером фигуры. Соответственно, подбирают силуэт исходя из высоты листа. Это необходимо для поддержания пропорции между листом и фактическим рисунком.
- Первоначально рисуют крест. Он будет служить основой для тела. Нажим карандаша делают не большой, чтобы по окончанию работы легко стереть направляющие.
- Определяют пространство, которое займет рисунок вертикально и горизонтально. Руки Иисуса будут вытянуты в стороны. Следовательно, требуется хороший размер бумаги. Рисуют голову и руки. В верхней части вертикальной линии делают овал для головы.
- Рисуют большой прямоугольник, который будет служить торсом. Затем прорисовывают детали волос, глаз, носа, губ и бороды.
- Начинают детализировать рисунок с волос. Для этого изображают волнистые или прямые линии, начинающиеся в верхней части головы и спадающие на плечи.
- Не стоит беспокоиться, если пряди выглядят не ровно.
- Работают с лицом. Немного ниже лба рисуют брови, а под ними — глаза (обязательно со зрачком), добавив две растянутые изогнутые линии. Затем приступают к наброску носа и рта.
- Губы должны быть слегка изогнутыми вверх, так мастера показывают улыбку Иисуса. Вокруг них делают усы и бороду. Первую растительность заштриховывают вертикально, а вторую выполняют горизонтально. Борода начинается от губ и простирается до ушей. Она выглядит как треугольник, указывающий вниз.
- Затем делают два овала на конце рук. Позже из них прорисуют пальцы, которые будут изогнуты вверх.
- Длинными линиями изображают халат, не забывая делать лишние штрихи для складок на одежде. Затемняют или заштриховывают на линии сгибов, например, на складках. Формируют пальцы на руках и проходят еще раз по контуру рисунка. Убирают ластиком лишние детали.
- Вариант №3
Пошаговое видео руководство рисования распятия Иисуса. Автор снял его довольно подробно, поэтому вполне возможно повторить приведенную технику.
Филиппино Липпи. Поклонение Младенцу Христу
около 1480 года, Эрмитаж
Один из первых итальянских художников, который использовал пейзаж, созвучный настроению персонажей. Мадонна и слетевшие с небес ангелы поклоняются Младенцу на лужайке, усыпанной цветами, которая окружена оградой и символизирует рай — ведь у райского сада обязательно есть забор!
Филиппино Липпи. Поклонение Младенцу Христу. Около 1480 года, Эрмитаж
Ян Йост Калькар (последователь). Рождество (Святая ночь). Около 1520 года, ГМИИ
Рисунки про Иисуса Христа
Рисунки с изображением Иисуса Христа очень убедительные. Они не только дают визуальное представление о человеке, но и говорят о его сущности.
Казалось бы, портрет показывает что-то совершенно очевидно, но автор хитро «прячет» в нем глубокий смысл. Через определенное выражение или позу, дополнительный объект (терновый венок) или использование определенных цветов художник раскрывает душу великого человека.
Часто работа становится знаковой, представляя группу людей из определенного периода времени, которую объединяет нечто общее, например рождение Иисуса.
Даже одна колыбель с Вифлеемской звездой во главе говорит о рождении нашего Спасителя.
Иногда, кажется, что лик Христа имеет суровый или нахмуренный взгляд, но это ошибочное мнение. Христос есть наше спасение и его взор всегда любящий.
Важно при изображении Всевышнего правильно рисовать глаза — врата в человеческую душу.
Иногда изображают один глаз обращенный к зрителю, а второй отвернут немного в сторону. Говорят, что так Иисус смотрит на свою судьбу.
Именно через форму шеи авторы передают полное дыхание Бога и святого духа.
Всевышний пришел на нашу землю, чтобы спасти и защитить все человечество.
Питер Брейгель Младший. «Поклонение волхвов»
2-я половина XVI века, Эрмитаж
Копия картины великого Питера Брейгеля Старшего, тщательно выполненная его сыном. Евангельскую сцену в левом нижнем углу можно найти с трудом. Полотно в основном посвящено зимней повседневности Голландии — например, на льду изображена прорубь для воды, откуда горожане черпают воду.
Питер Брейгель Младший. Поклонение волхвов. 2-я половина XVI века, Эрмитаж
Рембрандт ван Рейн. Святое семейство. 1645, Эрмитаж
Паоло Веронезе. Поклонение волхвов
1570-е годы, Эрмитаж
Итальянский художник использует новозаветный сюжет, чтобы изобразить пышность и роскошь: дорогие ткани, перья, драпировки, античная архитектура. Рядом с коровой и ослом — истинными хозяевами яслей, где родился Иисус, написаны верблюды, на которых приехали волхвы. Морды не похожи на настоящие: автор писал не с натуры.
Паоло Веронезе. Поклонение волхвов. 1570-е годы, Эрмитаж
Матиас Стомер. Поклонение Младенцу. 2-я четверть XVII века, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Мозаики Палатинской капеллы в Палермо
Рождество. Мозаика Палатинской капеллы. 1160–1170 годыWikimedia Commons
Когда император Римской империи Август объявил всеобщую перепись населения, ее жители отправились в города, где они родились. Среди них были и Иосиф с Марией. Они пошли в Вифлеем, но мест в гостинице не было, поэтому заночевать пришлось в некоем помещении для скота. Там и родился Иисус. Мария спеленала младенца и положила в ясли. В это время ангелы явились пастухам, возвестив им Рождество Сына Божьего, а звезда показала волхвам путь к яслям Царя Иудейского. Так кратко описывают Рождество евангелисты Матфей и Лука. Но в раннехристианских и средневековых изображениях Рождества появляются персонажи, о которых в Евангелии ничего не сказано. Это две повитухи, Зелома и Саломея, и вол с ослом. О них рассказывают не вошедшие в Писание предания — апокрифы и основанные на них средневековые легенды.
На мозаике Палатинской капеллы в Палермо вол с ослом заглядывают в ясли, а Зелома и Саломея купают новорожденного. Когда у Марии начались роды, Иосиф пошел за повитухами, но было поздно: к тому времени, как они пришли, Иисус уже родился. Пещера была залита ярким светом. Зелома осмотрела Марию и поняла, что та осталась девой, а Саломея не поверила ей. За сомнения она была наказана: у повитухи отсохла рука, и только молитва и прикосновение к пеленкам исцелили ее. Уже в IV веке эта легенда вызывала недовольство церкви, и все же повитух продолжали изображать.
Вола и осла в Вифлеем взял Иосиф: вола на продажу, а на осле ехала Мария. В отличие от повитух, этот сюжет не вызывал нареканий: сложно представить Рождество в хлеве без животных. Звери не только напоминали о скромности и простоте первых дней жизни Иисуса — их появление было подтверждением слов пророка Исайи: «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего, а Израиль не знает, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3).
Рутилио Манетти. Поклонение волхвов
начало 1620-х годов, Екатеринбургский музей изобразительных искусств)
В Библии не написано, сколько всего волхвов прибыло в Вифлеем, чтобы поклониться Младенцу Христу. Поэтому армянская и сирийская церковь, например, считают, что их было 12. А в католицизме их традиционно трое. Они олицетворяют три стадии человеческого возраста, поэтому на картинах обычно — старик, зрелый мужчина и юноша.
Рутилио Манетти «Поклонение волхвов» (начало 1620-х годов, Екатеринбургский музей изобразительных искусств)
Бартоломе Эстебан Мурильо «Поклонение пастухов» (1646–1650 годы, Эрмитаж)
Петрус Кристус. «Рождество»
Петрус Кристус. Рождество. Около 1450 годаNational Gallery of Art, Washington
Петрус Кристус делит композицию на три плана. На первом изображена арка со сценами из книги Бытия. На колоннах Адам и Ева откусывают плод древа познания. В архивольтах Архивольт — декоративный элемент, расположенный на полукруге завершения арки. В Средние века архивольты часто покрыты рельефами. — изгнание из рая, труды Адама и Евы Труды Адама и Евы — сюжет в религиозной живописи: «Пашущий землю Адам и Ева с прялкой, трудящиеся в поте лица своего» (Быт. 3:19). и убийство Авеля. В последней сцене уже немолодые Адам и Ева провожают в путь одного из своих сыновей. Имеется в виду либо изгнание Каина в страну Нод, либо история их третьего сына Сифа. Согласно апокрифическому Евангелию от Никодима, написанному около V века, Сиф отправился в рай за ветвью древа познания, чтобы исцелить стареющего Адама. После смерти отца он посадил ветвь на его могиле, а тысячелетия спустя там выросло дерево: из него был сделан крест, на котором распяли Христа. Эта история приводится и в «Золотой легенде» — самом известном в Средние века собрании христианских преданий, составленном в XIII веке. Если последний рельеф действительно посвящен Сифу, изображение напротив Изгнания из рая намекает на грядущее спасение.
Сцена собственно Рождества занимает средний план. Важно обратить внимание на две на первый взгляд незаметные детали: на башмаки, лежащие рядом с Иосифом, и торчащий из балки сук со свежими листочками. Они отсылают к двум ветхозаветным сюжетам, в которых в Средние века видели указания на непорочное зачатие и Рождество. Во-первых, это история жезла первосвященника Аарона, расцветшего в доказательство его права служить Богу, и о неопалимой купине — объятом пламенем, но не сгорающем кусте, из которого Бог говорил с Моисеем. Жезл, чудом пустивший побеги, и нетронутый огнем куст предвосхищали непорочное зачатие. Расположение ветви прямо над младенцем наталкивало зрителя на размышления о ее значении и напоминало о побегах, которые дал посох Аарона. На это же намекает созвучие двух латинских слов: virgo (дева) и virga (ветвь).
Башмаки Иосифа напоминают зрителю о Моисее, который разулся, подойдя к купине. В популярных иллюстрированных Библиях Рождество, жезл Аарона и Моисей перед пылающим кустом часто изображались рядом. Символизм Кристуса несколько сложнее: скорее всего, он рассчитывает на образованного и набожного зрителя.
Дальний план посвящен будущему — смерти и воскресению Христа. За хлевом виден город Брюгге, среди зданий выделяется Иерусалимская церковь, построенная в Брюгге в 1428 году. Таких церквей в Европе было довольно много, их план и посвящение напоминали о Гробе Господнем в Иерусалиме. Образом гробницы Кристус завершает свое повествование.