Иконы считаются одним из самых древних способов почитания Господа. Однако молитва святыне – это уже поклонение идолу. Для верующего важен не предмет, а то, что на нем изображено. Издревле люди молятся образам святых, запечатленных на полотнах. Особой силой обладает икона с изображением Иисуса Христа. Фактически, Бога-Сына можно приравнять к святым, так как запечатлен он в своем человеческом обличье.
К сожалению, человечество не сразу пришло к мысли о том, что поклонение образам не есть идолопоклонничество. В период с VIII по IX век нашей эры, была организована процессия, которая выступала за уничтожение вех икон. К ним приравнивались также фрески, мозаики с изображением святых.
Вероятно, что оригинальный образ Иисуса Христа не дошел до наших дней. По указанию Вселенских Соборов в 787 и 843 годах, борьба за уничтожение икон была прекращена. С этого времени, религиозные идеи на полотнах стали оправданными, и большая часть дошла до наших дней.
О чем рассказывает икона
Верующий должен понимать, что полотно с ликом святого, в том числе с ликом Христа, не является доподлинно божественным. Человек не может изобразить всю святость и божественность образа, используя земные инструменты. Изображаются только те моменты, что имели земное воплощение.
Древние историки, которым посчастливилось увидеть Спасителя, дали ему подробное описание. Иконам в этом плане верить сложно. Изображения пишутся не «под копирку», но явные черты личности вполне узнаваемы. Главным правилом, которому следовали при написании икон с Сыном Божьим, называется золотым сечением. В качестве примера может послужить Новгородский спас. Золотое сечение будет соблюдено, если иконописец делает акцент на таких деталях:
- Крестообразный нимб (имеет 9 перекладин, по количеству чинов ангельского воинства).
- Глаза. Обязательно должны быть выразительными и смотреть, будто в душу.
- Имя Господа на греческом языке.
- Имя Христа разрешено сокращать славянским письмом до И.Х.
В качестве дополнения используют элементы плат (ткань), молитвословие, дополнительные персонажи в виде святых и ангелов.
Что означает икона Иисуса
Данный святой лик существует еще с древних времен. Раньше этот образ имел разные изображения. Спустя некоторое время церковные иконописцы взяли под контроль этот процесс и установила специальные некоторые правила, которые должны обязательно соблюдаться при написании образа. Так как икона – это такой себе посредник между духовным и физическим миром. Благодаря существованию святых ликов молитвы, вознесенные к святым будет услышана намного быстрее.
Каждый элемент изображен на святом лике имеет свое огромное значение. В каждом изображении заложен определенный код, который раскрывает суть церкви, человека и глубокой веры. Как уже упоминалось выше икона Иисуса Христа Спасителя несет в себе очень большое значение для православной церкви. Крест изображен на лике символизирует мучение, которое пережил Всевышний во время его распятия. На некоторых старинных образах можно увидеть лик Спасителя с лозой и виноградом. Этот символ является знаком церкви. Таким образом каждый элемент на образе несет в себе тайное значение, которое может понять только по истине верующий человек.
У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа: t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!
В иконописи существует не только символический язык, но также и каждый жест имеет свое значение. Это сделано специально для того, чтобы искоренить возможность двойственного значения различных икон.
Редкие иконы Христа
Как было сказано в начале, не все иконы с ликом Спасителя дошли до наших дней. Оригинальные варианты погибли во время иконоборчества. Сегодня остается ориентироваться на относительно древние варианты написания.
Храм Христа Спасителя содержит у себя изображение Богочеловека, под авторством Евграфа Сорокина. Спас обладает большим количеством индивидуальных черт: у Христа длинные волосы, которые опускаются до плеч, глаза низко посажены. Такой прием позволяет сделать акцент на глазах, которые кажутся печальными. Этот стиль не нашел широкого распространения. Другие храмы предпочитают использовать Спас византийского образца.
Prev
Next
Иконография богата на сюжеты. Например, икону Христа и Богоматери в момент его погребения. Изображение не может не привлекать к себе внимание. Иисус наполовину в гробу, а мать прижимает бездыханное тело к своей груди. Этот сюжет описывает события до Воскрешения. Мало, кто верил, что Христос воскреснет из мертвых, для большинства все было кончено. Композиция имеет предостаточно общих черт с аналогичными изображениями события, хотя положение тела Спасителя может меняться.
Еще одной редкой иконой можно назвать образ «Иисус во гробе». Богочеловек находится в каменном гробу, на теле имеются раны от истязаний. У сюжета одна единственная цель – напоминать, какой ценой были искуплены все грехи человечества, о том, как за род людской страдал Господь.
Значение и символика образов Иисуса Христа
Икона Господу Иисусу Христу – своего рода посредник между миром Божественным и миром мирских людей. Пред Ликом Господа молятся об исцелении тяжелых болезней, просят помощи в беде любой, просят Господа об указании пути верного, для принятия важного решения, даже такого, от которого может зависеть судьба. Благодаря образу Иисуса, любая молитва донесется к небесам гораздо быстрее.
На сегодняшний день есть два типа изображения Христа Спасителя:
Образ Иисуса Вседержителя и Судьи Божественного.Образ Иисуса в том облике, в котором он совершал свою службу среди людей.Так же Христа изображают в облике отрока или младенца ( данное изображение Господа не относят к отдельному типу).
Изображение Иисуса всегда имеет крeстчaтый нимб. Нимб символизирует Божественный свет, который Иисус явил своим ученикам на горе Фaвoр. Через изображение нимба исповедуется два естества Господа – Божественное естество и мирское, человеческое.
На многих иконах Иисуса Христа, в его руках, изображена книга: раскрытая или закрытая – Священное писание, учение о спасении, с которым Господь пришел в наш мир.
Дорогие братья и сестры! Предлагаем вам посетить уникальный ресурс https://www.slovo-pomoshi.ru/. С его помощью вы можете передать ваши чаяния в Петербургские храмы, часовни, монастыри, также обратиться к праведникам на месте их захоронения. Мы сами напишем записку, отнесем её в храм и отправим вам на почту фотоотчёт. Обращение к Богу с помощью треб помогло многим людям пережить горе, вернуть здоровье и радость мирской жизни.
Полезные статьи:
«ЗА САШУ…» События, о которых пойдет речь, произошли зимой 1943–44 годов, когда фашисты приняли зверское решение: использовать воспитанников Полоцкого детского дома № 1 как доноров. Немецким раненным солдатам нужна была кровь. Где её взять? У детей.Первым встал на защиту мальчишек �… Читайте далее
Мы часто ропщем: — За что мне такие несчастия? Мы часто ропщем: — За что мне такие несчастия?А Богородице — за что семь ран (скорбей) таких? Если бы каждый день, хотя бы один поклон делать Богородице, она уже не отпустит, возьмёт под своё покров и приведёт в Царство Небесное.Если вы обидели мать и она вас прокляла или об�… Читайте далее
«МАМИН НАКАЗ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ» (обязательно прочти эту заметку) «Помолись обо мне дитя, когда я уже буду не с вами, Вы не пейте вина за меня, помолитесь своими словами.Отнесите Вы бедным все то, что собрали на помин шикарный, И не надо мне мертвых венков, Вы поставьте мне крест деревянный.В светлом Храме, любимом моем, где молилас… Читайте далее
ЧТО ДЛЯ НАС СДЕЛАЛ ХРИСТОС (ПРИМЕР) Шёл 1919 год. Возле старой графской усадьбы остановился полк красноармейцев. Поздно вечером в дверь дома постучались. Когда графиня открыла дверь, то увидела, что на пороге стояла девушка-санитарка.«Здравствуйте, сказала она, — я случайно увидела, как составлялись списки… Читайте далее
Икона Иисуса Христа Вседержителя – образ, который, непременно, находится в каждом храме православных верующих, как правило, он размещен в центральной части храма. Лик Господа отражает период проповедничества Христа: волосы гладкие и прямоспадающие на плечи, небoльшая борода и усы, правой своей рукой он благословляет, а левая рука держит Евангелие.Икона Иисуса Христа в терновом венце – это страдальческий лик Бога, в терновом венце, от которого идут следы крови. Терновый венец представляет собой образ страдания и грехов человечества, которые Господь, покорившись отцу своему, принял на себя.
Обязательно к прочтению: Святой праведный Симеон Верхотурский: житие, икона, мощи
Значение иконы Спасителя
Воскресение Господня не является досужим домыслом. Для христиан это подтверждение, что Господь жив и будет жить. Поэтому верующие не должны забывать о нем и всегда помнить, о том жертве, которую он принес в искуплении грехов. В суете дней, когда реальные истины, подменяются ложными, нельзя забывать о главном.
Первые люди – Адам и Ева – совершили первородный грех, за что были отправлены в Земное Царство в наказание себе и своим потомкам. Но Господь милостив и пока люди не осознают в полной мере свои прегрешения и откажутся от своей порочной натуры, путь на небеса до смерти им будет закрыт. Но поддержка есть. Это Иисус.
Будучи человеком, тот познал все горести жизни, стал лучше понимать людей не с позиций Бога, но с позиций человека. К Нему можно обратиться за помощью, поделиться сокровенным и тот обязательно поможет, какой бы трудной ни была ситуация. Пути Господа неисповедимы, но чтобы проникнуться Божественным Промыслом, необходимо читать Библию.
Молитва должна нести умиротворение и спокойствие. Но человек слаб. Если ощущения счастья нет, следует спросить совета у более опытного верующего. Кто знает, может он скажет вам то, что поможет приблизиться к Царству Божьему.
Как молиться иконе
Считается одним из главных и необходимых предметов мирского бытия православных верующих. Надо знать то, что этот святой лик обладает своим предназначением и у него есть определенные условия. Это все нужно иметь ввиду для того чтоб понять атрибутику иконы Всевышнего. Выбирая святые лики для своей квартиры вы должны основываться на том чего хочет ваше сердце. Икона воплощения Господа Бога считается главным и необходимым элементом праведного жития верующих людей. Можно выбрать, как и истинное божественное изображение, так и то, которое насыщенное атрибутикой.
По-гречески Вседержитель, переводится как Пантократор. Что обозначает способность делать чудесное явление, которое и считается привилегией Всевышнего.
Когда обращаются к иконе
Будучи земным существом, человек слаб. Его душа постоянно подвергается испытаниям, в которых он может пройти успешно или же погрузиться в пучину отчаяния от своей беспомощности. В такие моменты необходимо утешение. Облегчить душу позволит молитва, направленная к образу Божьего Сына. Чистое и праведное сердце всегда найдет в Его лице помощь, сможет очиститься и по-новому взглянуть на мир.
По каким причинам обращаются к Спасу:
- Помощь в трудностях. Бывают ситуации, когда жизнь несет лишь горе и разочарование. Попросите помощи у Христа, он поможет.
- В исцелении недугов. Какой бы совершенной медицина не была, иногда врачи разводят руками в стороны, не зная, как излечить тот или иной недуг. Когда вариантов больше не остается, человек обращается к последнему своему Защитнику, конечной опоре, что не дает впасть в уныние – Спасителю.
- Защита от темных сил. Ежедневно мы встречаем разных людей. Кто-то относится к нам благожелательно, другие же несут с собой тьму и злобу. Защититься от тьмы поможет чувственная молитва Спасу.
Тексты молитв перед иконой
Существует множество молитв Христу. Но самая распространенная, с которой он Сам советовал Апостолам обращаться к Небесному Отцу – молитва «Отче наш».
Первая
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Аминь.
Вторая
Владыко Господи Иисусе Христе Боже мой, иже неизреченнаго ради Твоего человеколюбия на конец веков во плоть оболкийся от Приснодевы Марии, славлю о мне Твое спасительное промышление, раб Твой, Владыко; песнословлю Тя, яко Тебе ради Отца познах; благословлю Тя, Егоже ради и Дух Святый в мир прииде; покланяюся Твоей по плоти Пречистей Матери, таковей страшней тайне послужившей; восхваляю Твоя Ангельская ликостояния, яко воспеватели и служители Твоего величествия; ублажаю Предтечу Иоанна, Тебе крестившаго, Господи; почитаю и провозвестившыя Тя пророки, прославляю апостолы Твоя святыя; торжествую же и мученики, священники же Твоя славлю; покланяюся преподобным Твоим, и вся Твоя праведники пестунствую. Таковаго и толикаго многаго и неизреченнаго лика Божественнаго в молитву привожду Тебе, всещедрому Богу, раб Твой, и сего ради прошу моим согрешением прощения, еже даруй ми всех Твоих ради святых, изряднее же святых Твоих щедрот, яко благословен еси во веки, аминь.
Как изображается лик
Существует огромное количество изображений – «Спас на престоле», «Спас в силах», «Спас Эммануил». Но общих правил написания никто не отменял. Иконописцы стараются следовать каноническим правилам изображения лика святых. Одно из них правило золотого сечения.
О нем мы упомянули в начале, но не дали полной его характеристики. В чем же заключается его смысл? Постараемся дать ответ в этом разделе.
Итак, основным элементом каждой иконы является не только образ святого, но и сопутствующие элементы. Например, нимб. С латинского переводится, как “облако”, “туман”, “ореол”. Христос впервые явил его на горе Фавор перед своими учениками, которые были поражены в первые секунды благолепием нерукотворного света. 9 черт, по количеству ангельских чинов, в пересечении образуют крест – главный символ христианства. Изображается поверх нимба.
Особое значение имеют надписи. Так традиционно пишутся три греческие буквы, которые вместе имеют перевод, как «Я есмь Сущий» – одно из имен Всевышнего. Так Творец представился перед Моисеем в первый раз.
В цветах заложена двойственная натура Христа. Красный цвет означает его жизнь, как человека, голубой – небесное существование. Сам Спаситель является проводником между Небесным и Земным царством. Его смерть и воскресение стало фактом обновления договора не с иудейским народом, а со всем человечеством. Теперь каждый может принять веру в Бога и получить шанс попасть в Небесное Царство, где вечное блаженство и покой.
Говорят, глаза – это душа человека. Так же считается и в иконописи. Взгляд Христа может быть печальным или же полным надежды на прощение рода человеческого. Подобный прием создает настоящий эффект присутствия. Верующий может ясно представить собственное общение не с полотном, но с Богом в его земном проявлении.
Кому и в чем помогает моление перед образом Христа?
Господь помогает всем людям, которые со смиренным сердцем и покаянием возносят Ему свои молитвы. Всем, кто искренне стремится спасти свою душу, помогает ближним, старается жить, соблюдая заповеди и Его святую волю, Иисус протягивает свою руку помощи и ведёт за собой в Царствие Небесное.
Его икона занимает центральное место в иконостасе храма и в молитвенном углу каждого православного христианина. Почему мы так Его почитаем? Потому что Он наш Бог, который очень всех нас любит и печется о нашем спасении. Он очень хочет чтобы каждый из нас попал в Царствие Небесное и радовался Вечной жизни вместе с Ним. Подробное жизнеописание Спасителя можно прочитать в Святом Евангелии.
Господь Иисус Христос — это первый, к кому мы возносим свои каждодневные моления, он является главным нашим помощником в любой жизненной ситуации, Ему мы молимся:
- При любой трудности, опасности и беде;
- О помощи нашим родным и близким;
- О прощении грехов и нашем исправлении;
- Об исцелении от различных недугов;
- Об избавлении от уныния, тревоги и печали;
- благодарим Его за радость, успех, счастье и здоровье.
Роль иконы в православии
Православие пришло на Русь в далеком 988 году. И по сей день люди ходят в храм, чтобы получить помощь от Господа. Икона Христа играет в этом процессе не последнюю роль. Какое же значение она имеет в рамках православия и для простого верующего?
Посредством образа, изображенного на иконе, происходит почитание Всевышнего во всех Его проявлениях. Икона Христа считается не идолом, а вратами в Небесное Царство. А молитва ключом. Таким образом, верующие люди изо дня в день становятся ближе к Христу, получить долгожданное исцеление или же напутствие на решение личных проблем.
Православие издревле считается ревностной ветвью христианства. Но, Господь милостив к православным, так как видит их благочестие и силу веры. Икона Христа лишь проводник, а не предмет веры. Каждый верующий знает, что Бог не в иконе, он в сердце. Изображение лишь помогает ощутить связь со своим внутренним Богом, стать ближе к нему. После искупления Христа это стало возможно. Человек обрел шанс вернуться в Царство Божие. А Спаситель поможет ему в этом.
ИНТЕРЕСНО: Благодарственные молитвы Господу и всем святым.
О некоторых особенностях иконографии Распятия
Ил. 1. Эль Греко. Распятие. 1588 г. |
До недавнего времени бытовало мнение, что образ Распятия не встречался в христианском искусстве, пока существовала крестная казнь[1]. И только якобы с V века, когда цивилизованное человечество окончательно оставило ее в прошлом и воспоминания о ней стали преданием, тогда и появляются первые изображения страданий Христа, причем сначала весьма условные, как бы намеками, а не в виде реальных сцен. Однако не так давно в местечке Ирунья Велея на севере Испании был обнаружен глиняный осколок с изображением Распятия, предположительно датируемый III веком от Р.Х.[2]. А вскоре последовала еще более удивительная находка – на Святой Земле, о которой поспешила сообщить пресса: на Елеонской горе археологическая экспедиция обнаружила якобы раннюю христианскую могилу, в которой был найден и крест. Открытия эти, правда, еще не получили надежных оценок специалистов, но и до них некоторые исследователи считали, что первые изображения Распятия восходят к I–III векам.
Дошедшие до нас наиболее известные памятники относятся лишь к V веку. Назовем здесь два из них: Распятие на рельефе двери в церкви Санта-Сабина в Риме и на таблетке Британского музея. Выразительно изображение на британском авории, представляющее собой рельеф того же времени, с уже развитой иконографической программой Распятия. На римской же двери – просто три человеческие фигуры с крестообразно распростертыми руками, одна из которых – центральная – крупней двух других. Поэтому совершенно неосновательно утверждение Ю.Г. Боброва: «Изображение исторического распятия с фигурой Христа стало распространяться лишь после решений Вселенского Собора 692 года, отменившего символические замены образа Христа»[3]. Сами памятники опровергают подобные мнения.
Так преподобный Анастасий, игумен Синайской горы, (ок. 600–695), написал полемическое сочинение против монофизитов «Путеводитель», проиллюстрировав его изображением Распятия. При этом Анастасий впервые применил греческий круцификс, то есть восьмиконечный крест.
Можно ли согласиться с В.Н. Топоровым в том, что крест – это знак смерти, похорон (отчего его якобы устанавливают на могиле как иероглиф смерти, как знак вычеркивания, упразднения, отмены и т. п.)?[4] Во всяком случае, «Настольная книга священнослужителя» говорит об обратном: «Крест над могилою православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения; водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастет для жизни вечной в Царстве Божием»[5]. По всей видимости, светские люди воспринимают крест как знак смерти в силу того, что внутри Голгофской пещеры с IX века стали изображать череп – по мнению Н.В. Покровского, символ смерти, а не Адамову главу, как думал Г.Д. Филимонов. «Крест с Адамовой головой в подножии утратил бы всякое значение креста как символа победы и спасения и получил бы совершенно обратное значение, – пишет Н.В. Покровский. – В самом деле, какое значение могла иметь голова спасенного Адама, попираемая крестом – символом спасения. Ясно, что позднейший символ смерти, заменив под влиянием смягчения понятий древнейший символ, под тем же влиянием получил и совершенно чуждое натуре своей толкование головы Адамовой»[6]. Однако мнение Филимонова подтверждается в писаниях еще раннехристианских авторов. Предание о погребении Адама на Голгофе известно с III века от Р.Х. Ориген, например, видел Божественный Промысл в совпадении мест погребения прародителя и распятия Господа. Основной причиной такого умозаключения для знаменитого александрийского богослова являлись слова апостола Павла: «Как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15: 21–22)[7]. Аналогично думал и Тертуллиан[8]. Святитель Василий Великий, объясняя термин «лобное место», поведал нам о неписанном предании, по которому череп Адама погребен был на Голгофе[9]. О том же рассказывают и многие апокрифы, с той лишь разницей, что по одним из них Адам был похоронен на Голгофе ангелами, а по другим – Сифом, который перенес туда тело родителя уже после потопа, по третьим – голова оказалась на Голгофе вместе с водами потопа. В связи с этим следует вспомнить и красноречивые сказания о крестном древе, выросшем из зерна, – из того семени, что было положено Сифом в рот умершего Адама. Древо потом люди вырвали с корнем и привезли в Иерусалим для строительства храма. Тогда и обнаружилось: корни насквозь пронизали череп неизвестного человека. Голову отделили от корней и выбросили. Но ее во время охоты нашел царь Соломон, решивший перенести свою находку обратно в Иерусалим. Так и сделали, благочестиво завалив при этом череп камнями (они почти натуралистически теперь воспроизводятся церковными умельцами в подножиях многочисленных «голгоф»). А из дерева позже изготовили Крест, на котором был распят Иисус Христос. Кровь, хлынувшая из ран Господа, оросила главу Адама и омыла прародительский грех. Жертвенник для проскомидии символизирует в храме лобное место, где принял крестные муки Христос и где погребен череп виновника грехопадения. Поэтому так ли уж ошибался Г.Д. Филимонов?
Обратимся к другим деталям Распятия. В древности и западноевропейские и византийские художники писали его с одинаковым числом гвоздей – четыре, то есть каждая рука и нога Спасителя были прибиты отдельным гвоздем. Но с XII века на Западе стопы все чаще стали изображать сложенными одна на другую и пробитыми только одним гвоздем. Эта подробность быстро превратилась в одно из существенных отличий православного и католического Распятия. Так, великий князь Василий Васильевич в 1441 году сообщал Константинопольскому патриарху Митрофану, обвиняя митрополита Московского Исидора, подписанта унии с Римом, что тот, возвратившись в Москву, во время шествия в Успенский собор велел нести перед собой латинское Распятие, ноги Господа на котором были пробиты одним гвоздем[10]. Греческий иконописец Теотокопули, с 1576 года переселившийся в Испанию и, несомненно, принявший там католичество, ставший прославленным художником Эль Греко, каждый раз «смущался», работая именно над Распятием. Почти на всех его картинах в этом сюжете вторая нога Христа так уведена в тень, что трудно понять – один или два гвоздя вонзились в ноги Распятого (ил. 1).
Ил. 2. Неизвестный художник. Крест из храма Сан-Дамиано. XII в. Ассизи |
Закономерен вопрос: по какой же причине разошлись восточная и западная традиции в изображении данной иконографической детали? Православные объясняют свои особенности изображения верностью историческому преданию: Крест, привезенный царицей Еленой из Иерусалима в Константинополь, имел следы от четырех гвоздей, стало быть, ноги Христа были прибиты каждая отдельно. Для католиков основанием служат три гвоздя Распятия, хранящиеся в Ватикане, а впоследствии и данные Туринской плащаницы, на отпечатках которой левая стопа так положена на правую, что вполне можно предположить их пробитие одним гвоздем.
Этим межконфессиональным иконографическим противоречиям находят объяснения научные исследования ХХ века. Авторитетный французский хирург Пьер Барбе (Barbet), внимательно изучавший плащаницу и разницу отпечатков правой и левой стоп, сделал вывод, что правая стопа различима вполне отчетливо, а у левой отпечаталась только пятка потому, что когда гвозди выдернули, а тело завернули в плащаницу, то кровь, стекая вниз, залила именно пяточную часть стопы. Барбе пришел к однозначному выводу: ноги Распятого были прибиты двумя гвоздями. Обычность именно такой казни подтвердили и археологические находки в Giv’at ha-Mivtar, пригороде Иерусалима, где в 1968 году при строительстве дороги бульдозер разворотил древнее захоронение с останками 35 тел, погребенных там в 50–70 года по Р.Х[11]. В числе прочего был найден и оссуарий с костями распятого человека. Его звали Johanan. Ученые достоверно установили: ноги страдальца пробивали тоже двумя разными гвоздями.
Таким образом, можно заключить: православная иконография имеет под собой твердую историческую основу, а следование церковному преданию снова посрамило самонадеянный рационализм при осмыслении фактов. Однако ради объективности необходимо отметить: католики не столь категоричны по отношению к изображениям Распятия. Например, крест из храма Сан-Дамиано в Ассизи (XII в.) – одна из главных реликвий францисканского ордена кисти неизвестного умбрийского художника – с четырьмя гвоздями[12] (ил. 2). Аналогичное Распятие можно видеть в киевском костеле Николая Мирликийского. Существуют и другие памятники. Значит, для католиков в те времена это было не так уж и принципиально. Оттого, видимо, Эль Греко, уводя в тень вторую ногу Спасителя, не испытывал особого страха быть обвиненным в греческой схизме перед всесильной тогда инквизицией, а Сурбаран вообще написал ноги Спасителя хотя и перекрещенными, но пробитыми двумя гвоздями.
Ил. 3. Эммануил Лампардос. Распятие. Критская школа. Вторая четверть XVII в. |
Скажем немного и о руках. На всех иконах отчетливо видно, как гвоздями прибиты ко Кресту кисти рук Спасителя. Сегодня общеизвестно, что человеку невозможно удержаться на кресте, если он прибит так, как Спаситель на иконах «Распятие». Мелкие кости ладоней, особенно в месте их соединения, не способны удержать на весу человеческое тело: оно сорвется с креста, что подтвердил Барбе многочисленными опытами, проведенными им в анатомическом театре. По следам крови на Туринской плащанице французский хирург доказал: в действительности распинатели вбивали гвозди между локтевой и лучевой костями предплечья, рядом с запястьем. Тем не менее, на православных иконах гвозди вбиты исключительно в ладони Иисуса. Это канон. Неужели византийцы были незнакомы с «технологией» такой казни? Нет, мы уже знаем, что и после правления императора Константина людей продолжали распинать на крестах. Стало быть, дело здесь не в отсутствии или наличии реального опыта и даже не в историческом реализме, а в насыщении образа символическим смыслом и значением. Обратим внимание на положение рук у разбойников. Что мы видим? На древних изображениях руки их часто уведены за спину и привязаны к вертикальному столбу креста или просто по обе стороны перекладины (ил. 3). Стало быть, иконописцы сознательно подчеркивают особенности изображения рук Спасителя[13]. В святоотеческом богословии существует термин кенозис
, означающий истощание, уничижение, умаление Бога[14]. Догматическое богословие считает верхней точкой кенозиса Голгофу. Логично предположить, что низшей точкой человеческого падения является распятие людьми Сына Божия. Человечество вбивало кованые гвозди в те самые руки, которые кормили и поили голодных, исцеляли безнадежных, подавали людям благодать и
«держат» само мироздание. Именно указанием, с одной стороны, на неизмеримую высоту смирения и кенозиса, а с другой – на безумную дерзость и неблагодарность гордыни человеческой служат пробитые кисти рук Спасителя. Пойди иконописцы по пути «правды жизни», сместив гвозди с ладоней на место, где они были вбиты реально, – данный смысл был бы смазан. Но он оказался настолько важен для Церкви, что она решила претворить его в канон иконы «Распятие».
Заметной отличительной деталью между католическим и православным Распятием можно назвать и терновый венец на голове Спасителя. В подавляющем большинстве русских и византийских икон всех веков венца нет. Как исключение можно указать на два образа: VIII столетия из Синайского монастыря святой Екатерины и XIV века из праздничного чина Софийского собора в Великом Новгороде. Но эти отступления от канона по причине их малого числа можно не принимать во внимание.
Н.В. Покровский считал, что приоритет в написании венца принадлежит католическим художникам; они стали его изображать «в XII–XIII веках с целью усилить страдальческий вид Распятого»[15]. Этот выдающий специалист по иконографии, очевидно, не знал о существовании упомянутой синайской иконы. Современный искусствовед и реставратор В.В. Филатов, напротив, предполагает, что «из Иерусалима эта особенность была занесена на католический Запад крестоносцами и там прочно вошла в иконографию»[16]. Но сами православные до XVII столетия венец на Распятии отвергали (исключения оставляем за скобками). Насколько нам известно, в XVII веке впервые он встречается лишь в Сийском Евангелии.
Ил. 4. Распятие. XII в. Музей византийского искусства. Афины |
Принципиально важным был и наклон головы Спасителя. На православных иконах мы видим ее склоненной к правому плечу (ил. 4), однако западные художники, следуя «реализму», часто изображали голову и без наклона, смотрящей прямо на зрителя, а если изображали склоненной, то нередко на грудь, но тоже прямо. В чем причина названной православной специфики, удовлетворительно объяснить пока не удается. Следует обратить внимание на два варианта изображения глаз Спасителя. В одном случае глаза закрыты, в другом (чаще в ранних памятниках) – открыты. Думается, здесь византийские иконописцы расставляли разные акценты: Спаситель с открытыми глазами напоминает о Своем Божественном бессмертии, а с закрытыми – полагает жизнь за «овец Своих».
Существует и связь Распятия с литургией. Довольно рано (с V–VI вв.) в иконографии данного образа по сторонам Креста появляются фигуры воинов[17]. Один из них подает Спасителю губку с уксусом, а другой прободает Его копьем (ил. 5). На подавляющем большинстве древних православных икон эта рана приходится в правый бок. Так и во время проскомидии из евхаристического агнца первая частица вынимается с правой стороны именно в связи с прободением у Господа правого ребра. Причем орудие, которым священник вынимает частицы, называется «копие» и по форме фактически повторяет наконечник этого оружия. «Толкование символического значения раны, нанесенной Христу Лонгином, и излившейся из нее крови и воды восходит к Августину, – сообщает А. Майкапар. – Святая кровь и вода – это символы святых таинств – евхаристии и крещения, и как Ева была сотворена из ребра, изъятого у Адама, так и два главных христианских таинства излились из пронзенного копьем ребра Христа, Этого Нового Адама»[18]. Иногда на древних иконах можно видеть ангела, собирающего в чашу кровь и воду, изливающиеся из раны Спасителя (ил. 5, 9). Это еще более наглядное подчеркивание евхаристической темы. Цепь реальное событие – литургия – икона
совершенно очевидна, и каждое звено в ней свидетельствует о ее неразрывности.
Ил. 5. Распятие. 1535 г. Великая Лавра. Афон |
Средневековые художники помещают у Креста не только воинов. С III, а не с VI века, как принято думать, там изображают Матерь Божию и Иоанна, будущего Богослова, позже живописали Марию Магдалину, Марию Иаковлеву, Марию Клеопову и Саломию (у Креста стояли трое из них, хотя художники иногда писали и больше)[19]. Проникновенные образы их можно видеть на мозаике в нише наоса, что в монастыре Неа Мони (Хиос; ок. 1050 г.), на сербской фреске из храма Девы Марии в Студенице (1209 г.), на византийской иконе из реликвария кардинала Виссариона (середина XV в.). Выразительно представил тоже троих мироносиц Дионисий в Распятии для Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря (1500 г.) (ил. 6)[20]. И нигде, до времен упадка, нет почти что театральной мизансцены, с поддерживанием близкими изнемогающей Богородицы, как то сплошь встречается в католической живописи[21]. Везде Пречистая не умирает от горя, а «со-умирает с Сыном Своим», как выразился архимандрит Агафангел (Догадин)[22], мужественно перенося величайшую скорбь, когда «железо прошло душу Ее». Чувственная же сцена «умирания» принижает духовный подвиг Матери Божией, если ни лишает Ее этого подвига вовсе.
Ил. 6. Дионисий. Распятие. 1500 г. |
Несмотря на свою умную сущность, состраждут Христу и ангелы, которые обычно парят над Крестом и закрывают лики гиматием. Преподобный Иоанн Дамаскин подтверждает для них потенциальную возможность скорбеть: «Будучи выше нас, как бестелесные и свободные от всякой телесной страсти, они, однако, не бесстрастны, ибо бесстрастно одно только Божество»[23]. У Дионисия существует еще один регистр ангелов, но не скорбящих, а занятых утверждением Церкви в виде женской фигуры в красном и изгнанием Синагоги в виде оборачивающейся назад женщины в багровом мафории (ил. 7). И у Церкви, и у Синагоги – одинаковые нимбы. Призвание обеих – собирать людей во имя Божие. По мысли Дионисия, у Креста Церковь получает свои священные права, а Синагога их теряет. Однако не Дионисию принадлежит приоритет в разработке такой иконографии. Генезис ее связан с литературным творчеством раннехристианских писателей. У одного из них, Климента Александрийского, можно найти два сравнения: Церкви – с благочестивой многодетной женщиной и Синагоги – с матерью, растерявшей многочисленных чад из-за своего неверия[24]. Позже такая аллегоризация найдет опору в миниатюрах, а потом и в монументальной живописи[25]. Но на Руси она приобретет актуальность только в конце XV века, по случаю ереси жидовствующих.
Ил. 7. Дионисий. Распятие. Фрагмент |
Обратим внимание и на то, как иконописцы изображали на иконе «Распятие» реакцию природы. Основу для этого они находили, бесспорно, в текстах Писания. Как известно, евангелисты повествуют о тьме, разразившейся с шестого до девятого часа (Мф. 27: 45; Мк. 15: 33; Лк. 23: 44–45). Такая деталь, в отличие от имевшего место землетрясения, для выразительных средств живописи «удобней». Поэтому образы солнца и луны уже с VI века входят в обиход церковного искусства (см., например, Евангелие Раввулы, 586 г.), причем не в виде замысловатых античных аллегорических персонажей, скачущих на колесницах или повозках, подобных тем, что встречаются в западных памятниках, а в виде круглых ликов (ил. 8)[26]. Луна, оставаясь в круге, иной раз изображалась в профиль[27]. Прямой связи с античностью и ее мифологией солнце и луна на распятиях не имеют. Как в Евангелиях, так и в иконописи мы имеем дело с эсхатологическим характером изображения природы, и потому-то красной изображается часто луна, а не солнце. Это согласуется и со словами Откровения: «И вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь» (Откр. 6: 12). Аналогичное предсказание находим и в Деяниях святых апостолов: «Солнце превратится во тьму, и луна в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный» (Деян. 2: 20).
Ил. 8. Распятие. 1520 г. Кипр |
Рассказ евангелиста Матфея о восстании из гробов умерших, несомненно, перекликается с темой Судного дня. Развернутое продолжение он находит в апокрифическом Евангелии Никодима, повлиявшим непосредственно на иконографию, особенно в жанре книжной миниатюры[28]. Репрезентативна в данном отношении увлекательная история воскресших Карина и Левкия[29], которые там истолкованы как дети Симеона Богоприимца. Но в иконописи подобные образы довольно редки.
Ил. 9. Распятие. XV в. Греция |
Значительно чаще, начиная с V–VI веков, изографы писали разбойников, распятых по обе стороны от Христа (ил. 9). Их имена сохранились в древних источниках, но все они называют разбойников по-разному. В арабском Евангелии детства Спасителя это Тит и Думах; в Евангелии Никодима – Дисмас и Гестас; в Ерминии Дионисия Фурноаграфиота – Фесда-иерихонец и Дима-галилеянин; в рукописи XVI века из библиотеки новгородской Софии – Араг и Геста; в Слове о страданиях и крестной смерти Христа по рукописям XVI–XVII веков – Дизмас и Гевьста; в лицевых подлинниках, посвященных страстям Господним, – Дижмон и Эста[30]. На Руси благоразумный разбойник на северных алтарных дверях обозначался как Рах, но, по мнению Покровского, это имя не связано ни с какими литературными источниками. Происхождение его неизвестно. Чтобы подчеркнуть иерархическое значение центрального образа, большинство иконописцев стремилось иконографически выявить и показать различия между Спасителем и разбойниками даже в деталях. Так, основной одеждой, прикрывающей наготу несчастных, была не повязка, а перизома; ко крестам, как уже говорилось, разбойники чаще не пригвождались, а привязывались; на миниатюре Евангелия из университетской библиотеки в Афинах (XII в.) мы видим у Господа крест семиконечный, а у разбойников – четырехконечный. Скорее всего, существовал и ряд других отличий, здесь неучтенных. Дальше дифференциация шла непосредственно между разбойниками: в начале Средневековья с бородой изображался злонравный Гестас, позже – благоразумный Дисмас, ибо на заре христианства сказывались еще античные понятия о красоте, а с развитием христианского мировоззрения борода становилась одним из немаловажных признаков образа Христа в человеке (вспомним в связи с этим хотя бы сопротивление русских старообрядцев бритью бород).
В заключение необходимо особенно подчеркнуть важность иконографических деталей, хотя мы рассмотрели их далеко не все. Как учат святые отцы, в Церкви нет и не может быть ничего лишнего. Так и в иконе. Она есть следствие Боговоплощения, она источник постижения Божественной Премудрости, ибо в ней все возвещено небом и осмыслено соборным сознанием. В этом мы могли убедиться на примере одного из центральных живописных образов православного храма.
Спас Пантократор (Вседержитель)
На таких иконах Господь предстаёт мужчиной среднего возраста, с прямыми, спускающимися на плечи волосами, небольшими усами и короткой бородкой. Правая рука Иисуса возложена на Евангелие, а левая поднята в благословляющем жесте. Композиция реликвий различна – они могут показывать Спасителя в полный рост, поясно, оплечно (как «Спас Ярое Око», написанный в XIV ст.) либо сидящим на престоле.
Подобные фрески либо мозаики часто украшают купола и апсиды храмов. Они придают сводам собора сходство с небом, куда удалился Иисус и откуда Он должен явиться в день Страшного Суда. Есть у образа и другое толкование – он являет верующим Сына Божьего, который созерцает Вселенную, участвуя в судьбе каждого человека. Прекрасный пример таких святынь – роспись «Христос Вседержитель» во Владимирском соборе г. Киева, созданная В. М. Васнецовым.
Спас в Силах
Традиция этой реликвии возникла в XIV-XV ст. на основании книги пророка Иезекииля и откровения Иоанна Богослова. Восседающий на троне Иисус запечатлён на фоне красного квадрата – символа земли и синего круга – небесной сферы, где царят бесплотные силы и ангельские чины. Фигуру Господа также окружает алый ореол, олицетворяющий Его огненную природу и откровение, принесённое людям. Часто иконописцы добавляют к образу и другие детали, превращая его в настоящий богословский трактат.
К данному типу принадлежит икона А. Рублёва, написанная в 1408 г. В ней аллегорически показаны Земная и Небесная Церковь, а всем верующим обещано спасение в Царстве Небесном.
Самые распространенные образы
Первая икона, согласно преданию, была именно ликом Спасителя — он чудесным образом запечатлелся на полотенце, которым отерся Христос. Сегодня это изображение известно как Спас Нерукотворный. Неважно, какая именно икона Христа Спасителя будет находиться в доме. Главное, чтобы хозяева расположили ее на самом почетном месте среди остальных образов.
- В католичестве есть собственная версия происхождения первой иконы Спасителя Иисуса Христа. Во время крестного пути благочестивая женщина Вероника подала страдальцу платок, чтобы Он смог отереть кровь с лица. На ткани остался отпечаток. Так появился «Плат Вероники». В отличие от православной версии, на нем присутствует терновый венец. Сейчас реликвия хранится в Риме.
Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
Существует мнение, что оба варианта нерукотворной иконы восходят к Туринской плащанице, которая просто хранилась в свернутом виде, и так побывала в разных городах. В православной церкви распространены также следующие иконы:
- Спас Вседержитель — Христос изображен по пояс, в левой руке — Книга;
- Спас в силах — в белых одеждах восседает на троне;
- Эммануил — Спаситель в возрасте отрока (подростка);
- Архиерей Великий — Иисус в облачении архиерея;
- Благое Молчание — Спаситель в виде Ангела, до земного воплощения. Встречается редко, хотя существует с 15 в.
Все эти иконы — канонические, перед ними можно читать любые молитвы Господу, Святому Духу, Богу Отцу.
Спас Благое Молчание
Это очень редкий тип икон. Если, читая акафист Нерукотворному образу Господа нашего Иисуса Христа, Вы взираете на Его земной облик, то Спас Благое Молчание являет христианам облик Господа до Его прихода к людям. Это единственная святыня, где нимб Спасителя увенчан не крестом, а восьмиконечной звездой – знаком непостижимости Господа.
На таких образах Сын Божий предстаёт как Ангел Великого Совета – прекрасный юноша в белой мантии, за спиной которого белеют опущенные крылья.
Но, какую бы реликвию Иисуса Вы не выбрали для своего иконостаса, она в любом случае будет поддерживать Вас, ободрять и защищать от невзгод! А приобрести её поможет наш интернет-магазин «Янтарь Полесья» – здесь представлены уникальные иконы, высыпанные из янтаря и украшенные цельными самоцветами.