Бишкекская и Кыргызстанская епархия Русская православная церковь Среднеазиатский митрополичий округ | |
Воскресенский собор в г. Бишкеке | |
Основная информация | |
Страна | Киргизия |
Епархиальный центр | Бишкек |
Основана | 27 июля 2011 года |
Количество благочиний | 6 |
Количество храмов | 46 |
Кафедральный храм | Воскресенский собор (Бишкек) |
Сан правящего архиерея | Епископ |
Титул правящего архиерея | Бишкекский и Кыргызстанский |
Сайт | www.eparchia.kg/ |
Архиерей | |
Правящий архиерей | Даниил (Кузнецов) |
с | 25 июля 2014 года |
Бишке́кская и Кыргызста́нская епа́рхия
(кирг. Бишкек жана Кыргызстан епархия) — епархия Русской Православной Церкви в государственных границах Киргизской Республики. Входит в состав Среднеазиатского митрополичьего округа.
Кафедральный город — Бишкек. Кафедральный собор — Воскресенский (Бишкек).
История
Христианство стало проникать на территорию Кыргызстана с первых веков новой эры. По словам митрополита Среднеазиатского и Бишкекского Владимира (Икима), Апостол Фома или Фома-Близнец первым принес в Центральную Азию весть о Спасителе: «Дорога Апостола Фомы пролегала и по Киргизской земле, — пишет митрополит в своей книге, — через Ош и Узгент»[1].
Православие на территории Киргизии стало активно развиваться с началом массового переселения российских крестьян и казаков. Первыми были сибирские казаки, поселившиеся в северной части Семиречья. Около казачьих укреплений, в которых обустраивались походные военные церкви, как неотъемлемой части жизни общества, селилось мирное население — купцы и крестьяне[2].
4 мая 1871 года была образована выделением из Оренбургской епархии Туркестанская епархия с центром в городе Верном[3]. В новую епархию вошла в том числе и территория Киргизии[2].
Первые православные приходы Появились в Киригизии в 1870-х годах. Первоначально они были военными, но с появлением в Туркестане переселенческого населения, православные приходы утрачивали военный статус, а затем уже отстраивались постоянные церкви. Первая на территории республики церковь, была сооружена в селе Теплоключенка[2].
С 1926 по 1929 год существовало Пишпекское викариатство Ташкентской епархии.
Образована выделением из Ташкентской и Среднеазиатской епархии определением Священного синода от 27 июля 2011 года с включением в состав новобразованного Среднеазиатского митрополичьего округа[4][5].
18 июля 2012 года в Бишкеке был открыт Епархиальный исторический музей, ставший первым и единственным в Кыргызстане музеем православной культуры. В экспозиции музея коллекции икон, наград Российской империи, фотографий дореволюционных и современных храмов, архив материалов о первых русских переселенцах[6].
В июне 2014 года предпринята попытка вынудить епископа Феодосия (Гажу) покинуть страну[7].
Кафедральный собор города Бишкека — храм в честь Воскресения Христова
Бишкекский собор Воскресения Христова — центральная церковь в Бишкеке. Ее адрес: Бишкек, Жибек-Жолу проспект, 495/6. Освящен храм в честь великого праздника Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.
Храм Воскресения Христова в Бишкеке, относится к Бишкекской и Кыргызстанской епархии. В 1947 году его освятил епископ Ташкентский и Среднеазиатский — Гурий Егоров
Но после установления светской власти в Бишкеке, все храмы со временем начали закрываться. Например, Свято-Никольский храм был превращен после закрытия в музей искусств, а Свято-Серафимовский — в детский дом.
Вопрос о создании в Киргизии православного храма был поднят в 1943 году. В декабря 1944 года была предложена территория на строительство будущего храма, на постройку его благословил епископ Ташкентский и Среднеазиатский Кирилл Поспелов.
Пока шло строительство храма, службы проводили прямо под открытым небом. Реконструкция храма осуществлялась по проекту архитектора В. В. Верюжского.
Помимо храма была возведена шатровая колокольня. В храме было устроено 2 престола. Один — в честь Воскресения Господня, второй — в честь Святителя Алексия. В 1947 году его освятил епископ Ташкентский и Среднеазиатский — Гурий Егоров.
В 1947 году храм Воскресения Христова в Бишкеке освятил епископ Ташкентский и Среднеазиатский — Гурий Егоров
Иконы собирались из разных закрытых при советской власти церквей. Самые лучше относились к концу 19 века — началу 20 века. В 1995 году в церковной ограде Свято-Воскресенского кафедрального собора началось строительство епархиального духовно-административного центра по благословению архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Владимира Икима.
Здание было построено довольно быстро, за один год. В нем разместили зал для проведения пастырских собраний, канцелярию, а также приемную для архиерея и его покои.
Благочиннические округа
Список благочиннических округов епархии | |||
Название | Благочинный | Центральный храм | Территория |
Бишкекское | протоиерей | Воскресенский Собор | Бишкек |
Чуй-Токмокское | священник Александр Атаманов | Храм святого великомученика Георгия Победоносца | Токмак |
Беловодское | иерей Алексий Махров | Храм Святого Духа | село Беловодское |
Иссык-Кульское | протоиерей Сергий Чувичкин | Храм Святой Троицы | Иссык-Куль |
Ошское | протоиерей Виктор Реймген | Храм Архистратига Михаила | Ошская область |
Таласское | протоиерей Димитрий Шушпанов | Храм святого великомученика Димитрия Солунского | Талас |
Среди новостей епархии можно увидеть работу VII научно-богословских чтений
Совсем недавно 9 ноября 2021 года в конференц-зале духовно-просветительского центра Свято-Воскресенского кафедрального собора состоялось работа секции по теме «История Церкви в Центральной Азии».
В этот день, 9 ноября, прошли первые дни работы — VII научно-богословские чтения. Их возглавила православный историк Екатерина Евгеньевна Озмитель.
VII научно-богословские чтения в Бишкеке, которые возглавила православный историк Екатерина Евгеньевна Озмитель
Она подчеркнула то, настолько важны эти чтения. В этот момент идет объединение духовенства и православных историков. Были приглашены многие гости, которые представляли свои доклады.
С докладом выступил заведующий кафедрой исторических дисциплин Алматинской духовной семинарии, протоиерей Андрей. Он рассказал о жизнедеятельности священномученика Пимена Белоликова.
Все гости духовно-просветительского центра выслушали доклады выступающих. Завершилась работа секции докладом настоятеля храма протоиерея Вадима Алексеева о высоте и достоинстве Патриарха Московского в представлении митрополита Иосифа.
Также в этот день прошла конференция «Общества трезвости». Модератором мероприятия выступил руководитель Бишкекской и Кыргызстанской епархии, клирик храма диакон Андрей Тонких.
Конференция — «Общества трезвости». Модератором мероприятия выступил руководитель епархии — клирик храма диакон Андрей Тонких
28 декабря 2021 года деятельностью социального отдела епархии прошла акция «Почта Деда Мороза» в духовно-просветительском центре Воскресенского собора.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Храмы
На 2011 год в состав Бишкекской и Киригизской епархии входит 6 благочинных округов, 25 храмов, 20 молитвенных домов и 1 женский монастырь.[8]
- Свято-Воскресенский собор (Бишкек)
- Храм святого равноапостольного великого князя Владимира (Бишкек)
- Храм Рождества Пресвятой Богородицы (село Ленинское)
- Храм Покрова Божией Матери (Кант)
- Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» село Ново-Покровка
- Храм Покрова Божией Матери (село Таш-Тюбе)
- Храм Казанской иконы Божией Матери (село Васильевка)
- Храм святого великомученика Георгия Победоносца (Чуй-Токмок)
- Храм святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (село Ивановка)
- Храм Казанской иконы Божией Матери (село Орловка)
- Храм преподобного Серафима Саровского (село Красная Речка)
- Храм Покрова Божией Матери (село Кемин)
- Храм святой блаженной Ксении Петербургской (Балыкчи)
- Храм Пресвятой Троицы (Каракол)
- Храм священномученика Вениамина, митрополита Петроградского (Чолпон-Ата)
- Храм Покрова Божией Матери (Кызыл-Суу)
- Храм Святителя Николая Чудотворца (село Ананьево)
- Храм Казанской иконы Божией Матери (село Тюп)
- Храм святого великомученика Димитрия Солунского (село Теплоключенка)
- Храм Архистратига Божия Михаила (село Семеновка)
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы (село Григорьевка)
- Храм Архистратига Божия Михаила (Ош)
- Храм Успения Божией Матери (Джалал-Абад)
- Храм Пророка Божия Илии (Кызыл-Кия)
- Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Кок-Янгак)
- Храм Преподобного Серафима Саровского (Кара-Куль)
- Храм Владимирской иконы Божией Матери (Майлуу-Суу)
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Айдаркен)
В 1996 году отмечалось празднование 125-летия православной епархии во всей Средней Азии
В 1996 году происходило празднование 125-летия православной епархии во всей Средней Азии. В связи с этим приехал Патриарх Московский и всея Руси Алексий второй, чтобы поздравить с этим замечательным событием. По приказу президента Кыргызстана Аскара Акаева, было принято решение расширить территорию Воскресенского собора.
В связи с празднование 125-летия православной епархии во всей Средней Азии приехал Патриарх Московский и всея Руси Алексий второй, чтобы поздравить жителей с этим замечательным событием
Весь комплекс церковных зданий был обнесен новой оградой и воротами. С 1999 года, придел в честь Святителя Алексия начали благоукрашать иконами и фресками. Многие иконы были написаны бишкекской иконописицей — Евгенией Поставничевой.
С 2000 года на территории храма не прекращалось строительство. Была увеличена алтарная часть собора, а также закончена постройка большого двухэтажного административного корпуса, в котором разместили конференц-зал, библиотеку и многое другое.
В 2021 году было совершено великое освящение Воскресенского кафедрального собора, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси — Кирилл Гундяев.
В 2021 году было совершено освящение Воскресенского кафедрального собора в Бишкеке, его совершил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси — Кирилл
Епархиальные отделы
- Отдел образования и катехизации во имя св. равноап. Вл. Кн. Владимира
- Информационно-издательский центр во имя свв. равноап. Кирилла и Мефодия
- Церковно-археологический отдел во имя св. схиархиепископа Антония (Абашидзе)
- Отдел социального служения во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского
- Молодёжный отдел во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова
- Архитектурно-строительный отдел во имя свт. Иоасафа Белгородского
- Отдел по тюремному служению
- Отдел по работе с вооруженными силами
- Сестричество милосердия во имя св. прпмч. Елисаветы Феодоровны
- Братство во имя свт. Николая Чудотворца.
Примечания
- [www.gumilev-center.su/khristianskaya-svyatynya-na-dne-issyk-kulya/ Христианская святыня на дне Иссык-Куля | Центр Льва Гумилева в Кыргызстане]
- ↑ 123
И. Ю. Бартенева [scjournal.ru/articles/issn_1993-5552_2010_7_02.pdf Православие в Кыргызстане (вторая половина xix — начало ХХ вв.)] - [planeta-imen.narod.ru/almaata/X.html История Туркестанской епархии. Общие сведения]
- [www.patriarchia.ru/db/text/1586149.html Журналы заседания Священного Синода от 27 июля 2011 года] (Журнал № 67). Патриархия.Ру.
- [www.pravmir.ru/obrazovan-sredneaziatskij-mitropolichij-okrug/ Образован Среднеазиатский митрополичий округ]. Православие и мир.
- [www.eparchia.kg/otdely/7 Музей — Отделы Бишкекской и Кыргызстанской епархии]
- [www.aif.kg/novosti/obschestvo/7594-bez-episkopa-ostalas-bishkekskaya-i-kyrgyzstanskaya-eparhiya.html Без епископа осталась Бишкекская и Кыргызстанская Епархия]
- [www.eparchy.kg/index.html Официальный сайт епархии]
В настоящее время управляющий епархией — епископ Бишкекский и Кыргызстанкий Даниил
В настоящее время управляющий епархией — епископ Бишкекский и Кыргызстанкий Даниил.
В епархии есть свой официальный сайт, где содержится множество информации о жизни епархии, архипастыря и всего духовенство. Также на сайте можно прочитать новости, которые выкладываются каждый день и расписание богослужений епископа Даниила.
Официальный сайт Бишкекской и Кыргызстанской епархии
В недавних новостях, 4 ноября в день празднования Казанской Божией Матери епископ Бишкекский совершил божественную литургию в храме Казанской иконы Божией Матери. Храм Казанской Божией Матери находится в селе Васильевка.
В день празднования Казанской Божией Матери епископ Бишкекский Даниил — совершил божественную литургию в храме Казанской иконы Божией Матери села Васильевка Бишкекской епархии
После литургии, епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил обратился к прихожанам с архипастырским словом. В день празднования Казанской иконы Божией Матери епископу сослужили протоиерей Валентин Никонов, архимандрит Петр, и настоятель храма Леонид Игнатов.
Ссылки
Монастыри Монастырь Казанской иконы Божией Матери (женский) Храмы Бишкекское благочиние Кафедральный Воскресенский собор (Бишкек) • Храм святого равноапостольного князя Владимира (Бишкек) • Покровский (Кант) • Храм Рождества Пресвятой Богородицы (село Ленинское) • Скорбященский храм (село Ново-Покровка) • Покровский храм (село Таш-Дебе) • Борисоглебская церковь (село Военно-Антоновка) • Храм праведного Иоанна Кронштадтского (пос. Манас)
Чуй-Токмокское благочиние Храм Георгия Победоносца (Токмак) Беловодское благочиние Храм Святого Духа (село Сокулук) Иссык-Кулькское благочиние Храм Святой Троицы (Каракол) Ошское благочиние Храм Архистратига Михаила (Ош) Таласское благочиние Храм святого великомученика Димитрия Солунского (Таласк) * — недействующие.
Монастыри Троицкий Георгиевский мужской (Чирчик) • Троицкий Никольский женский (Ташкент) • Покровский женский (Дустабад) • Казанской иконы Божией Матери женский монастырь (Кыргызстан) Архиереи Викентий (Морарь) • Питирим (Творогов) • Даниил (Кузнецов) • Феофилакт (Курьянов) Другое Ташкентская духовная семинария —- другие страны Аргентинская • Бакинская • Берлинская • Брюссельская • Будапештская • Венская • Виленская • Гаагская • Корсунская • Сурожская Автономные церкви Китайская ПЦ Пекинская • Синьцзянская • Тяньцзиньская • Харбинская • Шанхайская Японская ПЦ Киотоская • Сендайская • Токийская Самоуправляемые церкви Украинская ПЦ Александрийская • Балтская • Белоцерковская • Бердянская • Бориспольская • Винницкая • Владимир-Волынская • Вознесенская • Волынская • Горловская • Джанкойская • Днепропетровская • Донецкая • Житомирская • Запорожская • Ивано-Франковская • Изюмская • Каменец-Подольская • Каменская • Киевская • Кировоградская • Конотопская • Кременчугская • Криворожская • Луганская • Львовская • Могилёв-Подольская • Мукачевская • Нежинская • Николаевская • Новокаховская • Овручская • Одесская • Полтавская • Ровенская • Ровеньковская • Роменская • Сарненская • Северодонецкая • Симферопольская • Сумская • Тернопольская • Тульчинская • Уманская • Феодосийская • Харьковская • Херсонская • Хмельницкая • Хустская • Черкасская • Черниговская • Черновицкая • Шепетовская
ПЦ Молдовы Бельцкая • Единецкая • Кагульская • Кишинёвская • Тираспольская • Унгенская
Латвийская ПЦ Даугавпилсская • Рижская Эстонская ПЦ Нарвская • Таллинская РПЦЗ Берлинская • Великобританская • Восточно-Американская • Женевская • Монреальская • Сан-Францисская • Сиднейская • Чикагская • Южно-Американская Экзархаты Белорусский экзархат Бобруйская • Борисовская • Брестская • Витебская • Гомельская • Гродненская • Лидская • Минская • Могилёвская • Молодечненская • Новогрудская • Пинская • Полоцкая • Слуцкая • Туровская
Митрополичьи округа Казахстанский Астанайская • Карагандинская • Кокшетауская • Костанайская • Павлодарская • Петропавловская • Уральская • Усть-Каменогорская • Чимкентская
Среднеазиатский Бишкекская • Душанбинская • Ташкентская • Патриаршие приходы в Туркмении
Патриаршие приходы Московского Патриархата Италия • Канада • США • Финляндия
Отрывок, характеризующий Бишкекская и Кыргызстанская епархия
Историки, отвечая на этот вопрос, излагают нам деяния и речи нескольких десятков людей в одном из зданий города Парижа, называя эти деяния и речи словом революция; потом дают подробную биографию Наполеона и некоторых сочувственных и враждебных ему лиц, рассказывают о влиянии одних из этих лиц на другие и говорят: вот отчего произошло это движение, и вот законы его. Но ум человеческий не только отказывается верить в это объяснение, но прямо говорит, что прием объяснения не верен, потому что при этом объяснении слабейшее явление принимается за причину сильнейшего. Сумма людских произволов сделала и революцию и Наполеона, и только сумма этих произволов терпела их и уничтожила. «Но всякий раз, когда были завоевания, были завоеватели; всякий раз, когда делались перевороты в государстве, были великие люди», – говорит история. Действительно, всякий раз, когда являлись завоеватели, были и войны, отвечает ум человеческий, но это не доказывает, чтобы завоеватели были причинами войн и чтобы возможно было найти законы войны в личной деятельности одного человека. Всякий раз, когда я, глядя на свои часы, вижу, что стрелка подошла к десяти, я слышу, что в соседней церкви начинается благовест, но из того, что всякий раз, что стрелка приходит на десять часов тогда, как начинается благовест, я не имею права заключить, что положение стрелки есть причина движения колоколов. Всякий раз, как я вижу движение паровоза, я слышу звук свиста, вижу открытие клапана и движение колес; но из этого я не имею права заключить, что свист и движение колес суть причины движения паровоза. Крестьяне говорят, что поздней весной дует холодный ветер, потому что почка дуба развертывается, и действительно, всякую весну дует холодный ветер, когда развертывается дуб. Но хотя причина дующего при развертыванье дуба холодного ветра мне неизвестна, я не могу согласиться с крестьянами в том, что причина холодного ветра есть раэвертыванье почки дуба, потому только, что сила ветра находится вне влияний почки. Я вижу только совпадение тех условий, которые бывают во всяком жизненном явлении, и вижу, что, сколько бы и как бы подробно я ни наблюдал стрелку часов, клапан и колеса паровоза и почку дуба, я не узнаю причину благовеста, движения паровоза и весеннего ветра. Для этого я должен изменить совершенно свою точку наблюдения и изучать законы движения пара, колокола и ветра. То же должна сделать история. И попытки этого уже были сделаны. Для изучения законов истории мы должны изменить совершенно предмет наблюдения, оставить в покое царей, министров и генералов, а изучать однородные, бесконечно малые элементы, которые руководят массами. Никто не может сказать, насколько дано человеку достигнуть этим путем понимания законов истории; но очевидно, что на этом пути только лежит возможность уловления исторических законов и что на этом пути не положено еще умом человеческим одной миллионной доли тех усилий, которые положены историками на описание деяний различных царей, полководцев и министров и на изложение своих соображений по случаю этих деяний. Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию. Русское войско и население отступают, избегая столкновения, до Смоленска и от Смоленска до Бородина. Французское войско с постоянно увеличивающеюся силой стремительности несется к Москве, к цели своего движения. Сила стремительности его, приближаясь к цели, увеличивается подобно увеличению быстроты падающего тела по мере приближения его к земле. Назади тысяча верст голодной, враждебной страны; впереди десятки верст, отделяющие от цели. Это чувствует всякий солдат наполеоновской армии, и нашествие надвигается само собой, по одной силе стремительности. В русском войске по мере отступления все более и более разгорается дух озлобления против врага: отступая назад, оно сосредоточивается и нарастает. Под Бородиным происходит столкновение. Ни то, ни другое войско не распадаются, но русское войско непосредственно после столкновения отступает так же необходимо, как необходимо откатывается шар, столкнувшись с другим, с большей стремительностью несущимся на него шаром; и так же необходимо (хотя и потерявший всю свою силу в столкновении) стремительно разбежавшийся шар нашествия прокатывается еще некоторое пространство. Русские отступают за сто двадцать верст – за Москву, французы доходят до Москвы и там останавливаются. В продолжение пяти недель после этого нет ни одного сражения. Французы не двигаются. Подобно смертельно раненному зверю, который, истекая кровью, зализывает свои раны, они пять недель остаются в Москве, ничего не предпринимая, и вдруг, без всякой новой причины, бегут назад: бросаются на Калужскую дорогу (и после победы, так как опять поле сражения осталось за ними под Малоярославцем), не вступая ни в одно серьезное сражение, бегут еще быстрее назад в Смоленск, за Смоленск, за Вильну, за Березину и далее. В вечер 26 го августа и Кутузов, и вся русская армия были уверены, что Бородинское сражение выиграно. Кутузов так и писал государю. Кутузов приказал готовиться на новый бой, чтобы добить неприятеля не потому, чтобы он хотел кого нибудь обманывать, но потому, что он знал, что враг побежден, так же как знал это каждый из участников сражения. Но в тот же вечер и на другой день стали, одно за другим, приходить известия о потерях неслыханных, о потере половины армии, и новое сражение оказалось физически невозможным. Нельзя было давать сражения, когда еще не собраны были сведения, не убраны раненые, не пополнены снаряды, не сочтены убитые, не назначены новые начальники на места убитых, не наелись и не выспались люди. А вместе с тем сейчас же после сражения, на другое утро, французское войско (по той стремительной силе движения, увеличенного теперь как бы в обратном отношении квадратов расстояний) уже надвигалось само собой на русское войско. Кутузов хотел атаковать на другой день, и вся армия хотела этого. Но для того чтобы атаковать, недостаточно желания сделать это; нужно, чтоб была возможность это сделать, а возможности этой не было. Нельзя было не отступить на один переход, потом точно так же нельзя было не отступить на другой и на третий переход, и наконец 1 го сентября, – когда армия подошла к Москве, – несмотря на всю силу поднявшегося чувства в рядах войск, сила вещей требовала того, чтобы войска эти шли за Москву. И войска отступили ещо на один, на последний переход и отдали Москву неприятелю. Для тех людей, которые привыкли думать, что планы войн и сражений составляются полководцами таким же образом, как каждый из нас, сидя в своем кабинете над картой, делает соображения о том, как и как бы он распорядился в таком то и таком то сражении, представляются вопросы, почему Кутузов при отступлении не поступил так то и так то, почему он не занял позиции прежде Филей, почему он не отступил сразу на Калужскую дорогу, оставил Москву, и т. д. Люди, привыкшие так думать, забывают или не знают тех неизбежных условий, в которых всегда происходит деятельность всякого главнокомандующего. Деятельность полководца не имеет ни малейшего подобия с тою деятельностью, которую мы воображаем себе, сидя свободно в кабинете, разбирая какую нибудь кампанию на карте с известным количеством войска, с той и с другой стороны, и в известной местности, и начиная наши соображения с какого нибудь известного момента. Главнокомандующий никогда не бывает в тех условиях начала какого нибудь события, в которых мы всегда рассматриваем событие. Главнокомандующий всегда находится в средине движущегося ряда событий, и так, что никогда, ни в какую минуту, он не бывает в состоянии обдумать все значение совершающегося события. Событие незаметно, мгновение за мгновением, вырезается в свое значение, и в каждый момент этого последовательного, непрерывного вырезывания события главнокомандующий находится в центре сложнейшей игры, интриг, забот, зависимости, власти, проектов, советов, угроз, обманов, находится постоянно в необходимости отвечать на бесчисленное количество предлагаемых ему, всегда противоречащих один другому, вопросов. Нам пресерьезно говорят ученые военные, что Кутузов еще гораздо прежде Филей должен был двинуть войска на Калужскую дорогу, что даже кто то предлагал таковой проект. Но перед главнокомандующим, особенно в трудную минуту, бывает не один проект, а всегда десятки одновременно. И каждый из этих проектов, основанных на стратегии и тактике, противоречит один другому. Дело главнокомандующего, казалось бы, состоит только в том, чтобы выбрать один из этих проектов. Но и этого он не может сделать. События и время не ждут. Ему предлагают, положим, 28 го числа перейти на Калужскую дорогу, но в это время прискакивает адъютант от Милорадовича и спрашивает, завязывать ли сейчас дело с французами или отступить. Ему надо сейчас, сию минуту, отдать приказанье. А приказанье отступить сбивает нас с поворота на Калужскую дорогу. И вслед за адъютантом интендант спрашивает, куда везти провиант, а начальник госпиталей – куда везти раненых; а курьер из Петербурга привозит письмо государя, не допускающее возможности оставить Москву, а соперник главнокомандующего, тот, кто подкапывается под него (такие всегда есть, и не один, а несколько), предлагает новый проект, диаметрально противоположный плану выхода на Калужскую дорогу; а силы самого главнокомандующего требуют сна и подкрепления; а обойденный наградой почтенный генерал приходит жаловаться, а жители умоляют о защите; посланный офицер для осмотра местности приезжает и доносит совершенно противоположное тому, что говорил перед ним посланный офицер; а лазутчик, пленный и делавший рекогносцировку генерал – все описывают различно положение неприятельской армии. Люди, привыкшие не понимать или забывать эти необходимые условия деятельности всякого главнокомандующего, представляют нам, например, положение войск в Филях и при этом предполагают, что главнокомандующий мог 1 го сентября совершенно свободно разрешать вопрос об оставлении или защите Москвы, тогда как при положении русской армии в пяти верстах от Москвы вопроса этого не могло быть. Когда же решился этот вопрос? И под Дриссой, и под Смоленском, и ощутительнее всего 24 го под Шевардиным, и 26 го под Бородиным, и в каждый день, и час, и минуту отступления от Бородина до Филей.