Звонарей в русских церквях меняют на роботов. Электроника звонит «по уставу», но «бездуховно»
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Что это за сообщение и почему оно повсюду на «Медузе»?
Электронный звонарь в Казанском храме Тихвинской иконы Божией Матери, 11 апреля 2021 года
Наталия Васильева / «Вечерняя Казань»
По словам представителей Русской православной церкви, в России сейчас около 40 тысяч храмов — а через тридцать лет с нынешними темпами строительства их будет вдвое больше. На все эти церкви может не хватить профессионально обученных звонарей, но это, как выясняется, не проблема: их могут заменить «электрозвонари», то есть роботы. По словам производителей электрозвонарей, уже сейчас такие установлены в сотнях российских храмов — хотя профессиональные звонари новые технологии зачастую не одобряют. Спецкор «Медузы» Полина Еременко рассказывает, откуда взялись электрозвонари, как они работают, сколько стоят и что о них думают в РПЦ.
«Я прихожу на колокольную и вижу автозапчасти»
В 1995 году к радиоинженеру из московского Института проблем химической физики РАН обратился настоятель храма Благовещения в Туле Лев Глазнов, недавно вернувшийся в Россию из Америки. Как вспоминает Архипов, священник сказал ему: «У меня там было такое устройство электромеханическое, по большому счету шарманка, я ее заводил, и колокола сами звонили. Сделаешь такую?»
На разработку устройства Архипов потратил восемь лет. Подглядывать решения из готовых иностранных систем он не стал, потому что «русский колокольный звон устроен иначе, чем западный». До того Архипов уже работал с музыкой — он «делал баяны» для Московской экспериментальной музыкальной фабрики. Сделать электрозвонарь оказалось сложнее. «Электроника — это недолго. А вот разработать привод — самое сложное, — поясняет Архипов. — Делали разные варианты: наковаленки, смеси с электромеханическими устройствами — чего только не пробовали».
В итоге устройство, которое производит , работает так. К языкам обычных колоколов привязаны веревки (с их помощью можно звонить и вручную), к веревкам — тросы, ведущие к приводам и электромоторам. Все они соединены в одну цепь с аппаратом управления, который подает сигналы, когда и по какому колоколу нужно ударить.
Заказы Архипов, по его словам, начал получать почти сразу, как закончил разработку. Сегодня его электрозвонари установлены по всей России, в Таиланде, Греции, Израиле, Болгарии, Азербайджане. Среди российских заказчиков лидируют Москва, Московская область и Татарстан.
Система Архипова стоит 140 тысяч рублей «под ключ» для стандартного набора из семи колоколов. За каждую записанную мелодию он платит звонарю гонорар в 15 тысяч рублей. «Я неделями вшиваю звоны в электронику, в память устройства, — рассказывает Архипов. — Я не то что тело, я свою душу вкладываю в это, в то, чтобы эти звоны звучали как положено».
У конкурентов «Курантов из Черноголовки» — большой разброс цен. Самые дорогие электрозвонари продает — комплект итальянского оборудования стоит около 500 тысяч рублей.
Гендиректор «Техбюро» Андрей Новиков уверяет, что проблем с адаптацией импортных электрозвонарей к исконному русскому звону нет, а итальянская система имеет несомненные эстетические преимущества. «Она устанавливается внутрь колокола вместо языка. Да, ручной звон уже невозможен. Но в русских системах какие-то дополнительные тросы, веревки, провода тянутся по стенкам звонницы, — рассказывает Новиков. — Я прихожу на колокольню и вижу автозапчасти. А у нас — конкретно для колокола промышленно изготовленный механизм». Внешний вид звонницы важен многим клиентам, среди заказчиков «Техбюро» — музеи, расположенные в соборах, и Русский культурный центр в Париже.
У еще одного производителя — Международного центра колокольного искусства — те же семь колоколов «с веревками и проводами» стоят от 85 тысяч до 302 тысяч: все зависит от дальности доставки, сложности монтажа, наличия дистанционного управления, качества материалов, техобслуживания и количества мелодий — их в комплекте бывает до 50.
«Прежде чем заняться электронным звонарем, мы провели консультации с авторитетными богословами, — рассказывает руководитель центра Андрей Дьячков. — Ответ был один: конечно, настоящий звон лучше, чем электронный, но если совсем никакого звонаря нет, то тогда пусть будет хоть какой-то».
Электронный звонарь может существовать, но лишь до тех пор, пока не появится достаточно способных звонить людей, говорит Дьячков. Поэтому центр принципиально выпускает только устройства, которые позволяют звонить вручную, — на случай, если в приходе появится настоящий звонарь. Кроме того, центр не только делает роботов, но и обучает звону людей.
«Слава богу, что электронный звонарь есть»
В храме Николая Чудотворца в поселке Кимильтей в Иркутской области электрозвонарь установили два года назад — про новинку им рассказал младший брат настоятеля, священник из Новгородской области. Денег настоятель, отец Владимир, попросил у предпринимателя из своего прихода.
Пульт управления электрозвонаря в Казанском храме Тихвинской иконы Божией Матери, 11 апреля 2021 года
Наталия Васильева / «Вечерняя Казань»
Колокола за 600 тысяч в храме стояли уже давно, но не было звонарей. «Две тысячи человек населения — выбирать не из кого, — объясняет „Медузе“ отец Владимир. — Вера-то падает. До революции тут был постоянный звонарь. В церкви даже хранится фотография — маленький горбатый старичок. За мое время — я 19 лет настоятель — было два звонаря, но одна переехала в Иркутск, а другая стала многодетной матерью. Славу богу, что электронный звонарь есть. Люди приезжают — встречаешь их колокольным звоном». Когда недавно крестили ребенка, отец Владимир, как обычно, достал из кармана телефон — и выбрал одну из мелодий для колоколов. Его любимая — благовест.
Настоятель одного из недавно построенных храмов в Московской области, попросивший не называть его имя, рассказал «Медузе», что нехватка звонарей ощущается не только в отдаленных епархиях, но и в центре. Особенно — хороших звонарей, из-за чего автомат в большинстве случаев звонит лучше человека, а электрозвонарь теперь часто закладывается в стоимость церкви на этапе строительства.
Система в церкви собеседника «Медузы» играет 50 мелодий, хотя использует он лишь несколько. Главное, по его словам, это что «все звоны играют по уставу. Так даже лучше — не каждый звонарь-любитель вообще знает звоны по уставу». Прихожане, добавляет он, «вообще не замечают разницы».
«Душа поет от настоящего колокола, а не от записи»
Русская православная церковь распространение автоматов никак не ограничивает. Руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Александр Волков сказал «Медузе», что технология распространена в православных церквях не только в России, но и в Греции. «Это вполне нормальная практика, особенно в регионах, где нет возможности содержать настоящего звонаря», — говорит он, поясняя: дело не в деньгах, а в нехватке обученных кадров.
Настоящие звонари, впрочем, выступают резко против своих электронных заместителей. Руководитель Московской школы звонарей Илья Дроздихин уверен, что робот не cможет заменить человека. «Есть все-таки законы искусства. Как любое искусство, звон несет в себе смысловую нагрузку. Его главная функция не оповестить о начале служения, — объясняет он. — Колокольный звон — проповеднический, он должен зажечь в людях искорку веры. Механика всего этого лишена. Теряется живой звук. Душа поет от настоящего колокола, а не от записи». Дроздихин уверен, что спрос на живых звонарей не пропадет — не только потому, что электронные стоят дорого, но и потому, что все несколько тысяч выпускников его школы трудоустроены (окончить ее можно за два месяца). «У нас учатся совершенно разные люди, — добавляет звонарь. — Художники, предприниматели, судьи, сотрудники полиции».
Электронный звонарь в храме в городе Ревде в Свердловской области, 16 апреля 2021 года
АВАНТ
Руководитель колокольных звонов храма Христа Спасителя и храмов Московского кремля Игорь Коновалов, также не одобряющий использование электрозвонарей, уверен: проблема в том, что РПЦ последние тридцать лет переживает «расширение в ущерб качеству». «Пришло множество молодых священников, для которых история Церкви и вообще история духовности является тайной за семью печатями. Они не скрывают этого, вытаскивают из кармана телефон и радуются: „Смотрите, у меня все играет“», — рассуждает он.
«На одном из фронтонов Исаакиевского собора тоже установлено это безобразие, но не церковными властями, а бывшим директором музея, который, мягко говоря, набороздил больше лошади», — негодует Коновалов. На вопрос, возможна ли установка электронного звонаря в храме Христа Спасителя, он ответил эмоционально: «Вы что, с ума сошли? Ни там, ни в храмах Московского Кремля, ни в соборе Василия Блаженного их не будет никогда! Слава богу, к нам никто с таким предложением пока не приходил. Я думаю, что и не придет».
Слушайте музыку, помогайте «Медузе»
Дать денег
Полина Еременко
«Не просто звуки, а живой голос»
Центр находится при деревянном храме-звоннице в честь иконы Божией Матери «Прибавление ума» (Иоанно-Богословский храмовый комплекс). Внутри пахнет древесной смолой, все учебное пространство наполнено мягким светом. Здесь можно увидеть колокола разных эпох и размеров — все это экспонаты музея. Возраст некоторых из них превышает сто лет.
Юлия Романова, заведующая музеем и преподаватель центра, говорит, что на базе музея проходят занятия с будущими звонарями по теории и истории колокольного звона, а также экскурсии для всех желающих.
Алтайский центр звонарского мастерства.
Анна Зайкова, altapress.ru
По словам преподавателя, главная цель центра — восстановление и развитие традиций колокольного и звонарского искусства и привлечение внимания к истории русской традиционной культуры. Создателем и руководителем центра является настоятель Иоанно-Богословсого храмового комплекса протоиерей Георгий Крейдун.
Колокольный звон — прежде всего призыв верующих на службу. Он сопровождает человека всю жизнь, от самого рождения до смерти. Это не просто звуки, а живой голос, призывающий в храм на молитву и напоминающий о самых главных составляющих человеческой жизни — вере, надежде и любви, — рассказывает Юлия Романова.
Преподаватель вспоминает, что когда центр в 2021 году объявил о наборе на очередные звонарские курсы, то желающих оказалось очень много:
На курсы звонарей и экскурсии по музеям и храмам нашего комплекса приходят разные люди: практикующие звонари из городских и сельских церквей, прихожане, которые желают глубже узнать нашу русскую традиционную культуру, школьники и студенты учебных заведений Барнаула и их родители.
Алтайский центр звонарского мастерства.
Анна Зайкова, altapress.ru
Сейчас в центре проводят курсы только для тех, кто имеет направление от прихода.
Преподаватели подчеркивают, что важно, чтобы человек, который прошел обучение, продолжал заниматься звоном и совершенствовал свои навыки. Кроме того, некоторые выпускники впоследствии учат своему искусству других людей.
Как проходят занятия
Краткосрочные курсы длятся пять дней. За это время ученики посещают как теоретические, так и практические уроки. Например, до обеда они изучают историю возникновения церковного колокольного звона, его виды и многое другое.
Во второй половине дня ученики тренируются на специальных тренажерах: деревянных и металлических.
Алтайский центр звонарского мастерства.
Анна Зайкова, altapress.ru
На деревянном тренажере будущий звонарь доводит до автоматизма движение каждой руки. А на металлическом, трубном, идет работа со звуком.
Здесь, кроме рук, задействованы ноги — ими нажимают на педали, которые связаны с самыми большими колоколами — благовестниками. Спустя время ученики могут одновременно звонить двумя руками, ногами, а все движения объединяются воедино. На профессиональном языке это называется «собрать звон».
Обучение начинают с веревочного тренажера. На нем отрабатывают основные движения, совершаемые во время звона. Тренажер имитирует систему управления колоколами.
Через некоторое время, когда навык уже отточен, ученики переходят на трубный тренажер. Он представляет собой раму с закрепленными на ней звучащими колоколами-трубами. Этот тренажер также имитирует систему управления колоколами — все тяги, которые идут от колокольных языков, копируют настоящий звонарский пульт.
Конечно, собрать звон у того, кто впервые сел за пульт, получается не сразу. Это умение приходит с опытом. У начинающих звонарей на трубном тренажере часто звон не мелодичен, а напоминает бряканье — происходит залипание языка. Руки отказываются слушаться, но здесь необходимо проявить одну из важных христианских добродетелей — терпение. После длительных ежедневных тренировок постепенно начинает получаться, звон собирается, — комментируют Юлия Романова.
После обучения на тренажерах ученики пробуют звонить на церковной колокольне. Они закрепляют и развивают полученные навыки. Ученики отмечают, что звонить там намного сложнее, чем на тренажерах.
Чтобы развивать свои умения дальше, необходимо как можно чаще тренироваться именно на колокольне, привыкать к весу колоколов, их голосу, постепенно начинать дополнять свой звон новыми элементами.
Между теорией и практикой смотрят обучающие ролики.
Алтайский центр звонарского мастерства.
Анна Зайкова, altapress.ru
Эти видео уникальны, их не найти в интернете. Когда мы выезжаем на фестивали, колокольные звон-концерты, то обязательно снимаем на видео работу профессионалов. У каждого мастера есть свой оригинальный набор элементов, некоторые из которых потом заимствуют наши ученики. У нас налажено тесное взаимодействие с коллегами из других звонарских центров России, особенно с Сибирским центром колокольного искусства (Новосибирск). Мы обмениваемся видеозаписями и обучающими материалами. Первая ступень освоения этого искусства, как и в любом другом деле, это копирование мастера. Потом идет индивидуальное развитие. И время покажет, кто станет профессионалом своего дела, а кто вырастет до уровня мастера. Тут все будет зависеть от желания самого человека, — рассказывает Юлия Романова.
Отметим, что за время существования центра в нем обучилось около 50 человек. Многие из них несут звонарское послушание в разных приходах РПЦ.
Пройдя наши курсы, некоторые из тех, кто уже имел небольшой опыт, начинают по-другому относиться к колоколам и звону в целом. Один из учеников рассказал, что раньше старался звонить изо всех сил, считая, что чем сильнее удар, тем громче звук. Однако так можно разбить колокол, ведь он довольно хрупкий, — отмечает преподаватель.
Днем электрик, вечером — звонарь
Барнаулец Валерий Мосяков учился в центре осенью 2021 года. Он работает электриком на «Алтайском трансформаторном заводе». В свободное время Валерий часто посещает храм и сразу же записался на курсы звонарей, когда увидел объявление.
Алтайский центр звонарского мастерства.
Анна Зайкова, altapress.ru
Узнав о том, что я звоню в храме, меня три месяца подкалывали коллеги. Но больше всего своему желанию удивился я сам. Честно говоря, мне просто очень нравятся колокола. Часто прихожу на колокольню пораньше, пока никто не видит, поглаживаю их, любуюсь, — делится Валерий.
По словам мужчины, первое время обучение давалось ему непросто.
Сначала у меня левая рука была каменной. На работе я начал брать в нее инструменты и специально работать именно ей. Выходило криво, коллеги смеялись, но вскоре я стал уверенно работать и левой рукой. Конечно, это сразу же положительно отразилось на качестве звона», — говорит Валерий.
Валерий Мосяков признается, что когда у него хорошее настроение, то звон получается ярким, а когда нет, то будничным. Барнаулец совершенствует свои навыки и после завершения курсов, он часто приходит в храм, изучает и отрабатывает виды звонов, разучивает новые элементы.
Алтайский центр звонарского мастерства.
Анна Зайкова, altapress.ru
«Конечно, можно найти ролики в интернете, но ничего не поймешь, пока не попробуешь сам. Это как смотреть за чужой работой — со стороны все очень легко, а когда делаешь, то первое время кажется, что руки растут не из того места», — сказал звонарь.
Он также поделился, что всегда старается помочь ученикам, поддержать их, рассказать, как сам осваивал тот или иной вид звона. Валерий уверен, что при желании и должном усердии освоить это мастерство может каждый.