Один из самых спорных вопросов возникающих у людей, читающих Библию — это дети Адама и Евы, а также их количество. Откуда появилась жена для Каина, как все было устроено и т.д.
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно окунуться во всю историю Библии, а не брать только одну ее часть. Итак, для начала давайте разберем замысел Божий, он следует через всю Библию.
Представьте, что вы пришли в галерею, где выставлено превосходное полотно во всю стену.
На нем изображена история разных событий. Если вы встанете перед полотном, ваш взгляд уловит только тот фрагмент картины, который будет перед вами и сколько сможет охватить ваш взгляд.
Но если вам удастся отойти на расстояние, то вы увидите все полотно, вашему взору откроется вся картина происходящего — что хотел показать и рассказать художник.
И если мы сосредоточимся на одной истории событий, то возникнут вопросы. В этом не будет никакой последовательности и смысла. Так давайте будем смотреть на все полотно библейской картины в целом.
Не смотрите глазами настоящего в прошлое
И есть еще одно «но» — смотря в прошлое, мы смотрим через призму сегодняшних дней и думаем, что все законы, взгляды, тот образ жизни был таким же, как и сейчас. Это далеко не так. В наши дни продолжительность жизни значительно сократилась, количество рождаемых детей сведено к минимуму, по причине здоровья или материального достатка. На сегодняшний день есть законы, кодексы, различные правила, которые определяют рамки управления обществом.
В ветхозаветное время от Адама до Моисея у человека были только совесть и свободная воля. По причине отсутствия правил и законов — не было ни преступления, ни наказания. Так что не трудно представить события тех дней.
Где искать ответы
Ответы на вопрос происхождения человечества содержатся в древних христианских текстах, к которым относятся следующие тексты:
- Библия;
- евангелия;
- апокрифические тексты.
При сопоставлении всех этих источников можно составить полную историю происхождения человечества.
Интересно: в Ветхом Завете содержатся лишь краткие упоминания древних событий происхождения людей, поэтому дополнение главной христианской книги толкованием её текста Отцами Церкви и произведениями древних авторов.
Источник творения
Замысел Божий заключался в том, чтобы создать человека подобного Себе (как и дети, которые рождаются, похожи на своих родителей). Человек был создан для общения с Богом, вечной жизни без страданий и слез, болезней и зла.
Адам был один в саду (Быт 2:18). В Библии написано: «НЕ ХОРОШО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКУ ОДНОМУ».
И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. (Быт.2:20)
Далее Творец говорит о помощнике для человека, подобном ему, жене, сотворенной из части (ребра) Адама. Бог не творит другого человека, Он создает его из Адама.
После непослушания Богу произошло падение всего человечества. Так как, например, семя яблока содержит всю информацию о дереве (как оно выглядит, какова его высота и объем, размер дерева и плода и т.д.), так и Адам содержал всю информацию о человечестве внутри себя. Покинув Эдемский сад, Адам продолжал жить, но уже измененным — грех вошел в его жизнь, общение с Богом было потеряно, что изменило всю историю человечества. Человек познал, что такое зло и смерть.
Лилит, первая жена Адама, никак не описана в православии
Ещё один персонаж, мимо которого нельзя пройти, — это Лилит.
Если Адам — сын Божий, то Лилит вполне можно назвать Его дочерью (это никак не роль старшей сестры Евы, ибо у них разное происхождение). Она сотворена равной мужу — из глины.
В Библии упоминаний этого персонажа нет. Но ряд исследователей указывают на следующий стих:
Бытие 1:27
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
Картина Джона Кольера «Лилит», 1892, на которой изображена первая жена Адама согласно не православным источникам
Есть мнение, что речь в стихе не о Еве, так как сотворена она из ребра Адама, а здесь описывается некто равный мужчине.
Лилит — древний персонаж, она старше христианства и иудаизма. Она относится к временам, когда в мире ещё царил матриархат. Её имя уходит корнями куда-то в утраченные корни человеческой истории. Тем не менее, мы знаем о ней по некоторым источникам:
- Апокрифы;
- Каббалистические труды;
- Иудейские предания;
- Эзотерические трактаты.
По разным легендам, Лилит была наказана Богом и стала не то злым демоном, не то матерью разной нечисти. По другой версии, её наказали бесплодием, за что Лилит теперь мстит человечеству.
Ряд источников упоминает Лилит как жену или любовницу Каина. Православная традиция к этой женщине равнодушна и не исследует всерьёз её роль и возможность существования.
Дети Адама и Евы
Повеление Творца плодиться и размножаться человек исполняет и по сей день, создавая подобных себе.
У Адама родился первенец Каин, второй Авель (Быт. 4:1-2). Они оба работали: Каин занимался земледелием, а Авель скотоводством.
Однажды они принесли Богу дары. И один и другой хотели угодить Богу, но дар Авеля понравился Творцу больше. Это очень сильно огорчило Каина и грех проявил свою работу. Каином овладевает зависть, с которой он не смог справиться, и результатом этого было решение убить брата.
В ситуацию вмешивается Бог, говоря Каину, что грех хочет поработить его, и он должен господствовать над ним. Каин имел свободную волю и он выбрал идти по пути зла (Быт 4:7). Он убивает Авеля, своего брата, из-за зависти и обиды. Это было первым убийством в истории.
alquran.ru
Согласно некоторым преданиям и тафсирам, современный человеческий род происходит не от Каина или Авеля, а от другого сына Адама — Сифа. Что касается того, с кем они вступали в брак, то мусульманские богословы расходятся во мнениях по этому вопросу, и каждый из них приводит свои доводы из Корана и преданий. Приведем их по порядку.
1. Братья женились на сестрах. Потому что в то время не было запрета на такой вид брака, да и не было другого пути продолжения человеческого рода. Следовательно, в этом не было ничего предосудительного.
2. Детям Адама было запрещено вступать в брак друг с другом. Поэтому они создали семьи с людьми из другого человеческого рода, а когда у них появились дети, то двоюродные братья и сестры стали вступать в брак друг с другом. Это мнение подтверждают некоторые предания. Согласно им, Адам не был первым человеком на земле. До него жили люди иного рода.
Следует отметить, что, согласно внешнему смыслу Корана, первая версия кажется более правдоподобной. Табатабаи придерживался именно этой точки зрения.
Подробный ответ
Исламские ученые расходятся во мнениях относительно того, с кем дети Адама вступили в брак, и как человеческий род начал размножаться. Главная причина этого кроется в том, что многочисленные предания по этому поводу отчасти противоречат друг другу. Приведем несколько примеров.
Продолжение человеческого рода и супруги детей Адама согласно преданиям
1. Предание о том, что дети Адама сначала вступили в брак с райскими гуриями, а затем с джиннами. Имам Бакир сказал: «Адам породил четырех сыновей. И Аллах дал каждому из них по одной райской гурии. Они поженились и от этих браков родились дети. Затем Аллах забрал гурий и поженил сыновей Адама на четырех джиннах, которые также родили детей. Поэтому кротость и терпеливость достались потомкам Адама от него, красота и благолепие — от гурий, а скверный нрав и дурное поведение — от джиннов»[1].В другом, похожем по смыслу предании сказано, что один сын Адама женился на гурии, а другой — на джинне[2]. А третье предание немного отличается по форме, хотя по смыслу идентично первым двум[3].
2. Когда Имама Риду спросили о том, как род Адама стал размножаться, он ответил: «Сначала Ева родила Авеля вместе с одной девочкой, а потом Каина вместе с другой девочкой. Авель женился на той, которая родилась с Каином, а Каин — на той, которая родилась с Авелем. И после этого браки между братьями и сестрами стали запретными»[4].
3. Ряд преданий гласит, что дети Адама никогда не вступали в брак друг с другом. Все его сыновья женились на райских гуриях. Однажды Имама Садика спросили: «Каким образом у детей Адама появилось потомство? Некоторые говорят, что Аллах повелел Адама женить своих сыновей на своих дочерей, и что человеческий род пошел от этих браков братьев с сестрами». В ответ он сказал: «Аллах превыше того, что Ему приписывают. Разве Он стал бы создавать пророков и посланников, мусульман и мусульманок, верующих мужчин и женщин в результате запретного деяния? Разве Он не мог создать их дозволенным путем, если Сам взял с людей обет совершать только дозволенное?» Затем он стал рассказывать о том, как начал размножаться человеческий род: «Когда Каин убил Авеля, Адам взмолился Господу облегчить ему утрату. Тогда Аллах подарил ему третьего сына, Сифа, который родился без сестры. Сиф — значит «дар Божий». Он был первым человеком, который стал наместником и душеприказчиком пророка — своего отца. Затем Аллах подарил Адаму другого сына — Иафета, который также родился без близнеца. Когда они возмужали, Богу было угодно умножить род людской, что мы сейчас видим, а брак с сестрами был запретен. Поэтому в четверг, вечером Всевышний Господь отправил на землю райскую гурию по имени Назала, и повелел Адаму выдать ее замуж за Сифа. Затем вечером следующего дня Аллах отправил на землю другую райскую гурию по имени Манзила, чтобы Адам женил на ней Иафета. После этого у Сифа родился сын, а у Иафета — дочь. Когда они повзрослели, Господь повелел Адаму выдать дочь Иафета замуж за сына Сифа. Он исполнил повеление Всевышнего, и от этого брака в последующих поколениях родились пророки и посланники, Божьи избранники и их потомки»[5].
4. Беседуя с одним курайшитом, Имам Саджад сказал: «Авель женился на Лузе, сестре-близнеце Каина, а Каин — на Иклиме, сестре-близнеце Авеля». Его собеседник удивился: «Разве Каин и Авель женились на своих сестрах?» Имам ответил утвердительно. Тогда тот курайшит сказал, что так же поступают и огнепоклонники, на что Имам ответил: «Мы осуждаем их потому, что он так делают после того, как Господь запретил такие браки». И добавил: «Тебе не следует удивляться этому. Потому что дозволенность таких браков в то время и недозволенность в наше — Божья воля. Разве Он не создал жену Адама из него же самого? Но ведь Ева была ему дозволенна. Брак между братьями и сестрами был дозволен лишь детям Адама. Затем Всевышний Аллах запретил его»[6].
5. Согласно некоторым преданиям, человеческий род ведет свое начало от третьего сына Адама — Сифа, который был наместником и душеприказчиком своего отца. Потому что после убийства Авеля, у которого тогда не было детей, Кабил был изгнан. Он предавался грехам и порокам, а его потомки следовали ему. В итоге, все они были наказаны за свои деяния и умерли во время потопа пророка Нуха[7].
В общем, история женитьбы детей Адама доподлинно неизвестна, потому что предания по этому поводу очень противоречивы.
Мнения комментаторов Корана
Исходя из айата «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих»[8], некоторые комментаторы Корана утверждают, что человеческий род пошел от Адама и Евы, и что никакое другое создание не приняло в этом участия[9]. Это означает, что их сыновья женились на их же дочерях, так как если бы они женились на других созданиях, то в вышеприведенном айате не было бы сказано «от них обоих».
Эта мнение также основано на множестве преданий, и в этом нет ничего удивительного. Потому что в то время брак между братом и сестрой не был запрещен. Как известно, решение о дозволенности или недозволенности того или иного действия выносится только Богом, а Ему лучше знать, когда разрешать и когда запрещать что-либо. В самом деле, что плохого в том, чтобы в виду особых обстоятельств дозволить что-то на определенное время и потом запретить, как это сказано в вышеприведенном изречении Имама Саджада?
Однако другие комментаторы[10] считают, что дети Адама никогда не вступали в брак между собой. Его сыновья женились на райских гуриях, как об этом сказано в вышеприведенном изречении Имама Садика.
Следует отметить, что бытует и третье мнение по этому поводу. Дети Адама женились на представительницах предыдущего человеческого рода. Ведь некоторые предания гласят, что Адам не был первым человеком на земле, и что до него жили иные люди[11]. Современные исследования также допускают вероятность того, что много миллионов лет назад на земле жил иной человеческий род, а Адам, как известно, жил сравнительно не так давно. Исходя из этого, можно допустить мысль о том, что во времена Адама существовал иной род людей, который находился на грани исчезновения. Разве не было возможно, чтобы его дети вступили в брак с девушками того рода? Однако справедливости ради надо сказать, что эта версия не соответствует внешнему смыслу вышеприведенного айата[12].
В общем, первая версия комментаторов Корана, среди которых можно выделить Табатабаи, наиболее соответствует внешнему смыслу Корана[13].
[1] Маджлиси, Мухаммад Бакир. Бихар ал-анвар. Т. 11. С. 24. Бейрут. «Дар ихйа’ ат-турас ал-‘араби». Издание второе. 1403 г.л.х.
[2] Шейх Садук. Ман ла йахдуруху ал-факих. Т. 3. С. 382. Кум. Бюро исламских изданий. Издание второе. 1413 г.л.х.
[3] ‘Аййаши, Мухаммад ибн Мас‘уд. ат-Тафсир. Т. 1. С. 215. Тегеран. «ал-Матба‘ат ал-‘илмийа». Издание первое. 1380 г.л.х.
[4] Бихар ал-анвар. Т. 11. С. 226.
[5] Шейх Садук. ‘Илал аш-шара’и‘. Кум.
[6] Табраси, Ахман ибн ‘Али. ал-Ихтиджадж ‘ала ахл ал-ладжадж. Т. 2. С. 314-315. Мешхед. «Муртаза». Издание первое. 1403 г.л.х.
[7] Салим ибн Аби ал-Джа‘д сказал: «После того, как был убит Авель, Адам целый год был печален и ни разу не улыбнулся. Затем некто явился к нему и сказал: «Дай Аллах тебе долгую жизнь». То есть «Я подарю тебе улыбку». И когда Адаму минуло 130 лет, а это было через пять лет после убийства Авеля, Ева родила ему Сифа, что значит «Божий дар». Он заменил Авеля и стал душеприказчиком Адама и его наследником. Что касается Каина, то ему было сказано: «Уйди изгнанным, блуждающим, боязливым и охваченным страхом». Он ушел в Аден, что в Йемене. Там к нему явился Иблис и сказал: «Огонь стал пожирать принесенную Авелем жертву потому, что он поклонялся ей. Разведи и ты огонь, который будет принадлежать тебе и твоим потомкам». И тогда он воздвигнул храм огня и стал первым, кто поклонялся огню, а его дети взяли орудия развлечений — дудки, лютни, свирели, и стали развлекаться, распивать опьяняющие напитки, поклоняться огню и прелюбодействовать до тех пор, пока Аллах не потопил их во времена Нуха. И тогда остались только потомки Сифа». Бихар ал-анвар. Т. 11. С. 220.
[8] Коран, 4:1.
[9] Байдави, ‘Абд Аллах ибн ‘Умар. Анвар ат-танзил ва асрар ат-та’вил. Т. 2. С. 58. Бейрут. «Дар ихйа’ ат-турас ал-‘араби». Издание первое. 1418 г.л.х.; Файд Кашани, Мулла Мухсин. ал-Асфа фи тафсир ал-Кур’ан. Т. 1. С. 191. Кум. Издательский центр Бюро исламской агитации. Издание первое. 1418 г.лх.; Макарим Ширази, Насир. Намуна. Т. 3. С. 246. Тегеран. «Дар ал-кутуб ал-исламийа». Издание первое. 1374 г.с.х.
[10] Тайиб, Сайид ‘Абд ал-Хусайн. Атйаб ал-байан фи тафсир ал-Кур’ан. Т. 4. С. 342. Тегеран. «Ислам». Издание второе. 1378 г.с.х.; Мусави Сабзвари, Сайид ‘Абд ал-‘Али. Мавахиб ар-Рахман фи тафсир ал-Кур’ан. Т. 7. С. 249-250. Бейрут. «Ахл ал-байт». Издание второе. 1409 г.л.х.
[11] Шейх Садук. ат-Тавхид. С. 277. Кум. Бюро исламских изданий. Издание первое. 1398 г.л.х.
[12] Намуна. Т. 3. С. 247.
[13] Табатабаи, Сайид Мухаммад Хусайн. ал-Мизан фи тафсир ал-Кур’ан. Т. 4. С. 135. Кум. Бюро исламских изданий. Издание пятое. 1417 г.л.х.
Каин
Господь в наказание лишает Каина радости и удовольствия в работе, которой он занимался.
Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. (Быт.4:12)
Каин скитается много лет. В те дни люди жили по 900 лет и более, и у Адама и Евы рождается еще множество детей, которые населяют землю.
Поскольку не было никаких законов и постановлений, кроме как плодиться и размножаться, люди женились и выходили замуж без каких-либо проблем — это была норма.
После многочисленных лет скитаний Каин находит жену. Здесь начинается родословная Каина (Быт 4:17-22). Сколько точно детей у него было не указывается, только идет перечисление всех первенцев (Енох, Ирад, Махиаель, Мафусал, Ламех, Иавал, Тувал-Каин).
Потомки Сима
Старший сын Ноя Сим является родоначальником семитских народов. В возрасте ста лет он становится отцом Арфаксада (Быт. 11:10). Позже — Ассура, Елама, Луда, Арама. Но по линии Арфаксада происходит рождение Авраама. Его имя означает «отец множества». Новый Завет, уточняя родословие Спасителя, отсылает к Аврааму (Мф. 1:1).
И хотя Сарра, жена Авраама, была неплодна, Господь предрек ему благословение и великий народ в качестве потомков, многочисленный подобно песку, который невозможно сосчитать (Быт.12:2;13:16). От Бога Авраам знал и об угнетении своих потомков в течение 400 лет и небесном суде над поработителями.
По истечении лет Сарра оставалась бездетна. Первым сыном Авраама был Измаил, родившийся от служанки Агарь. Но Господь уверял, что появится сын от Сарры, «цари народов произойдут от нее» (Быт.17:16). Исаак родился у Сарры и Авраама уже в старости. Несмотря на долгое ожидание рождения сына, Авраам готов был принести Исаака в жертву по велению Господа. Необходимость жертвоприношения появилась, как пишет Иоанн Златоуст, «не для действительного заклания сына, а для обнаружения всей добродетели праведника».
Исаак с женой Ревеккой тоже долго молили о детях. Они дождались близнецов, нареченных Исав и Исаак.
Ослепший с годами Исаак, любивший сыну Исаву, поддался на обман Иакова. Выдав себя за старшего брата, Иаков получил предназначавшееся не ему благословение отца.
Иаков некоторым образом поплатился за свой поступок. Желая взять в жены Рахиль, он отслужил у ее отца Лавана несколько лет. Но тот, мечтая сначала выдать замуж старшую дочь, ввел к Иакову именно Лию. Когда подлог раскрылся, Иаков остался у Лавана еще на семь лет. Случилось, что Иаков получил новое имя. Выдалось ему вступить в схватку с «Некто» (Быт. 32:24). Оказалось, что Иаков упорством поразил самого Бога, а потому назвался им Израилем, способным многих победить: «…отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:28). Часто потомки Иакова определяются израильтянами.
12 сыновей имел Иаков. Матерями Рувима, Левия, Симеона, Иссахара, Завулона, Иуды, Вениамина, Иосифа были его жены Лия и Рахиль. Неффалима, Дана, Асира и Гада Иакову подарили служанки жен, имена которых Зелфа и Валла.
Израиль питал самые нежные чувства к Иосифу как к «сыну старости». Братья за одно это невзлюбили его. А когда Иосиф дерзнул рассказать еще сны о солнце, луне и 11 звёздах, поклонившихся ему, и о снопах братьев, кланяющихся снопу его, ненависть переполнила родных людей. Готовилось страшное братоубийство. Однако Иуда предложил продать «сновидца» в рабство, что и было сделано. Имя Иуды обращает внимания не только в этой истории. Оно играет важную роль в родословии Иисуса Христа.
Дети Сифа
Сиф — праотец целого поколения праведников, проживший 912 лет. Вот остальные первенцы: Каинан, Малелеил, Ирадет, Енох, Мафусал, Ламех.
Не о всех из них Библия говорит, что они отличались чем-то особенным. Но прослеживается путь поклонников, любящих Создателя, желающих служить Творцу, ходить в святости и чистоте мыслей.
Одна из выдающихся личностей Библии — это Ной (сын Ламеха). Потомки Ноя — его три сына: Сим, Хам, Иафет. Эта история открывает нам жизнь людей, способных сохранить верность Богу среди развращенного человеческого рода. Способных устоять давлению общественного мнения, быть не такими, как остальные.
Напомню, что все люди, кроме семьи Ноя (его жены, сыновей с их женами) погибли в величайшей катастрофе мира — всемирном потопе. Земля наполнилась злодеяниями, зло царствовало и процветало, и только один Ной нашел благоволение в глазах Бога.
И снова история повторяется. Человечество начинает снова развиваться, плодиться и размножаться, но уже от Ноя и его семьи. Жизнь продолжается…
Народы, пошедшие от сыновей Ноя
Ной с детьми восстанавливали на Земле жизнь. «От них распространились народы на Землепосле потопа» (Быт.10:32). Книга Деяний уточняет, что каждому народу были назначены «предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17: 26). Магог и Мадай, Гомер, Мешех, Иаван, Фуфал и Фирас называются сыновьями Иафета. Но на древнегреческом языке в Септуагинте упоминается восьмой сын — Елис.
Потомки Иафета
Потомки Иафета зовутся Яфетидами. Они расселились по Европе.
Потомки Хама
Хам, поведывавший братьям о наготе отца, поплатился за свой бесстыдный поступок. Ной наказал его сына Ханаана, определив ему быть рабом у последователей Иафета.
От сынов Хама, Хуша, Фута, Ханаана и Мицраима, начинается, как уточняет А.Лопухин в комментариях к Библии, заселение Азии, а точнее ее юга, и верховьев Нила. Хам выступает в роли родоначальником четырех рас, обитающих в упомянутых местах.
Потомки Хама были сильны. В частности, в 10-й главе Бытия утверждается о силе Нимрода, сыне Хуша. Ассур, вышедший из земель Нимрода, построилгорода. «И Рессен между Ниневией и Калахом; это город великий» (Быт.10:12).
Жена в земле Нод
После того как Каин из ревности и зависти убил среднего брата, он был изгнан из семьи. Какое-то время отверженный был вынужден скитаться, пока не нашел себе пристанища в мифической земле Нод. Именно в связи с этим событием впервые упоминается «вторая половинка» Каина. В Бытии 4:16-17 сказано, что братоубийца пришел в землю Нод, там «познал жену» и стал основателем большого рода.
С одной стороны, не вполне понятно, каким образом в этой местности появились люди. С другой, само слово «познал» не указывает на то, что Каин женился. «Познал» — это буквально вступил в интимную связь, после чего супруга зачала мальчика, названного Енохом.
Каин мог найти себе жену в земле Нод или мог поселиться в этом краю, будучи уже женатым человеком. Если верно первое предположение, значит, существовало какое-то другое поколение людей. Это противоречит Библии, но вызывает большой интерес у любознательных исследователей Священного Писания.