Кто понимает ваше одиночество
Вы когда-нибудь думали об Иисусе Христе как об человеке, испытывающем одиночество? Конечно, его моменты в Гефсиманском саду и на Голгофе были необычайно и ужасно одинокими, но как насчет остальной части его жизни?
В каком-то смысле он мог быть самым одиноким человеком в истории.
Одиночество — это то, что мы чувствуем, когда изолированы от других. Одиночество часто связано не столько с физическим отсутствием других, сколько с чувством разобщенности или отчужденности от них. Или с неправильным пониманием этих чувств. На самом деле, это гораздо более болезненно, чем простое отсутствие, потому что мы чувствуем изолированность от презрения и отвержения.
Именно так Исаия пророчески описал Иисуса: «Он был презрен и отвергнут людьми, человек скорбей и знакомый с горем» (см.Исайя 53: 3 ). Учитывая, кем был Иисус, этот опыт начался бы за десятилетия до того, как началось его общественное служение. Это означает, что Иисус может посочувствовать вашему одиночеству гораздо больше, чем вы думали ранее (Евреям 4:15).
Непревзойденная тоска по дому
Иисус смирил себя, чтобы «родиться подобным людям» ( Филиппийцам 2: 7 ). У нас мало возможностей понять, сколько это ему стоило. Он испытал и отсутствие своего Отца, и человеческое отвержение, которое мы даже не можем себе представить.
Когда я говорю, что Иисус испытал отсутствие своего Отца, я не имею в виду, что он не наслаждался духовным общением с Отцом через Духа на земле. Он делал это, и это было слаще всего, что вы или я когда-либо испытывали ( Матфея 3:17 ; Иоанна 1:32 ; 5:20 ).
Никто на земле не мог идентифицировать себя с Иисусом. Никто не мог сказать: «Я точно знаю, через что ты проходишь».
По христианской традиции тем не менее, чтобы воплотиться, Он в некотором смысле оставил явное и святое присутствие своего Отца и славу, которой он наслаждался там от вечности до существования мира ( Иоанна 17: 5 ). Ему пришлось нести жизнь в мире, находящемся под властью лукавого ( 1 Иоанна 5:19 ). Подумайте о том, как вы были вдали от самых близких, в уединенном, возможно, даже заброшенном месте. Говорить с ними по телефону, возможно, было приятно, но это не то же самое, что быть с ними. Это плохая аналогия, но в ней есть смысл. Как сказал апостол Павел, нет ничего лучше, чем быть лицом к лицу ( 1 Коринфянам 13:12 ). Мог ли Иисус испытывать «тоску по дому» по присутствию своего Отца гораздо более глубокую и мучительную, чем все, что мы испытывали.
Что делать?
В свете всего, что написано выше, хочу дать пару советов всем из нас, кто сейчас испытывает одиночество.
Во-первых, всегда напоминай себе о большой истории, частью которой ты являешься. Каждый день напоминай себе об истинах из Ефесянам 1 и Римлянам 8: во Христе ты усыновлен, и наделен наследием наравне с Сыном. Ты призван в общение с Триединым Богом: это должно быть источником совершенной радости для нас (Ин. 17:13)!
Напоминай себе о Христе, приучи себя радоваться о Евангелии каждый день. Именно в нем раскрылся весь план Бога – и кто мы такие, чтобы скучать и зевать при упоминании Благой Вести и искать другой источник удовлетворения?
Возрастай в восхищении этим Творцом и Спасителем и всем, что Он совершил, что совершает сейчас, и что совершит в отношении Своих детей в будущем.
Это означает постоянное пребывание и рост в Его слове. Читай, заучивай, размышляй над ним. Изучай его, делись им. Сделай его своим хлебом!
Во-вторых, открой глаза: наше одиночество часто обосновывается тем, что мы зациклены на каком-то человеке или группе людей и хотим стать частью их сообщества… в то время как рядом с нами находятся люди, готовые принять нас, которые нужны нам, и которым нужны мы. Что мы ищем?
В-третьих, помни, что вокруг тебя каждый человек сделан из того же теста. Каждый испытал одиночество, какими бы красивыми ни выглядели его фотографии в инстаграме. И для каждого человека настоящие отношения означают труд и усилия!
Будь другом сам (Пр. 18:24) – людям из разных поколений, с разным опытом. Открой свой дом одиноким. Будь страннолюбивым: для этого не обязателен большой дом и много еды. Страннолюбивый человек замечает людей, видит их нужды, готов принять каждого за своего. Мэтт Чандлер говорит: есть два типа людей: те, кто идут по жизни с расположением: «Вот я!», и те, кто всей своей жизнью говорит: «Вот ты где! Как ты? Кто ты?» Ищи как послужить людям. Научись задавать вопросы и интересоваться людьми.
Лидия Браунбэк, цитируя стих из Ин. 12:24 о зерне, упавшем на землю и не умершем, говорит: оно осталось одно. В этом – библейский принцип того, как найти счастье и удовлетворение, и заключается он в том, чтобы умереть для себя, забыть о себе. Только забыв о себе, человек может найти себя и может найти истинное удовлетворение.
Этот принцип идет вразрез с тем, что советует нам мир и что естественно для нашего «я»: отовсюду нас ободряют жить для себя и искать источник в самом себе. Но в этом-то и секрет хождения с Богом: Он зовет нас туда, где Его мысли не похожи на наши, и Его план – включая на то, как функционирует наша душа – выше наших планов (Ис. 55:8,9), и Он дает все необходимое для исполнения Его воли.
Один в мире
А теперь представьте, какой была для него жизнь в этом мире. Иисус был без греха ( Евреям 4:15 ). Нам может показаться, что это приятная проблема. Сомневаюсь, что это было только приятно. Я подозреваю, что это его мучило. Если Лот испытывал ежедневные мучения, живя в Содоме из-за «беззаконных дел, которые он видел и слышал» ( 2 Петра 2: 8 ), насколько хуже было для безгрешного Иисуса, постоянно окруженного грешниками и демоническими силами?
И представьте, каким должно было быть детство Иисуса. Вы помните, каково было хотеть друзей? Иисус был поистине человеком и тоже хотел бы человеческой дружбы. Но без греховной природы, присущей всем остальным, и с божественной природой, которой не было ни у кого другого, он был бы очень странным человеком. Святость побуждает грешников бежать. Иисус был бы морально стойким, как больной палец, никогда не понимаемый, часто презираемый и отвергнутый, даже в своей собственной семье.
Белая овца семьи
Его родители знали, кем Он был, и очень любили его. Но и они бы не поняли его полностью. А могли ли они? Также они не смогли бы защитить его от язвительных замечаний других или жестоких издевательств над его странностями.
Интересно, сколько из них пришло от его близких братьев и сестер. Его братья и сестры (от Матфея 13: 55–56 ) по мере старения становились все более застенчивыми вокруг него, осознавая свои собственные греховные, самовлюбленные мотивы и поведение, отмечая при этом, что Иисус, казалось, не проявлял никаких проявлений самого себя. И они не могли не заметить уникальное отношение к нему своих родителей. Какие обиды у братьев и сестер выросли? Мы знаем, что не все было гармонично, потому что собственные братья Иисуса не верили в Него ( Иоанна 7: 5 ), возможно, только после его воскресения ( Деяния 1:14 ).
«Никто не испытывал и не понимал одиночества так, как Иисус».
Иисус был безгрешным человеком, живущим с грешными родителями, грешными братьями и сестрами, грешными дальними родственниками, грешными соседями, грешными соотечественниками, грешными иностранцами и грешными учениками, не говоря уже о грешных духовных сущностях, о которых он имел бы беспрецедентное понимание и чувствительность. Никто на земле не мог полностью идентифицировать себя с Ним. Ни один человек не мог обнять Его, когда он сидел в слезах и сказать: «Я точно знаю, через что ты проходишь». Переживание отвержения и печали Иисуса началось бы, как только он стал бы достаточно взрослым, чтобы понимать и общаться.
И нам кажется, что мы устали. Как Он это перенес? Что для него значило петь псалмы вроде: «Моя душа очень обеспокоена. Но ты, Господи, как долго?»?
Одиноки, но едины
То, что сегодня многие люди фатально одиноки тем болезненным и не благим одиночеством, от которого сходят с ума, кончают жизнь самоубийством и погибают, — это не иллюзия. Мир стареет и так или иначе приближается к своему концу — близкому или не очень, — и естественно, что это движение наполнено всеми теми процессами, о которых Господь предупреждает в Евангелии: и умалением веры, и оскудением любви. Наше время характеризуется не просто расцветом самолюбия, а прямо-таки болезненной влюбленностью людей в самих себя. А чем больше любит человек себя, тем более он одинок. Нежелание никого вокруг замечать — реализация в жизни человека молитвы сатаны, можно сказать и так. Мы помним так называемую первосвященническую молитву Христа Спасителя, в которой Он говорит: Отче (…) да будут все едино (Ин. 17, 21). Воля Божия заключается в том, чтобы сотворенные Им люди, по естеству одинокие, были тем не менее едиными в любви, в своей вере в Него и составляли единое целое — Церковь. Но мы знаем, что сатана просил власти сеять этих людей, созданных для единства, как пшеницу (см.: Лк. 22, 31), то есть рассеивать нас в разные стороны, чтобы мы не пребывали друг с другом в Христовой любви. Поэтому тот, кто сам себя от единства отторгает, исполняет как раз это прошение и, безусловно, впадает в очень злое, гибельное состояние.
Почему та молитва, которую Господь дает нам, начинается со слов «Отче наш»? Множество толкователей обращали на это внимание — именно «наш». Не «мой» только лишь — нет, наш. Мы — семья. Только через это понимание, это ощущение человек встает на путь спасения, а пока «мой», «моё», «мне», «меня», он остается вне спасительного пути.
Фото из открытых Интернет-источников
Газета «Православная вера» № 9 (533)
Самый одинокий момент в истории
Но все это было предвестником. Это был величайший момент одиночества, такой темный и глубокий, который когда-либо испытывал только Иисус. Он был на кресте в тот момент, когда Он стал грехом за нас ( 2 Коринфянам 5:21 ). В этот непостижимо ужасный, непостижимо одинокий момент он чувствовал себя оставленным своим Отцом ( Матфея 27:46 ) и всеми, кого он любил. Он был опустошен физически и духовно «сверх человеческого подобия» ( Исайя 52:14 ). Проведя свою земную жизнь в отчуждении из-за своей безгрешности, теперь Иисус был отчужден грехом, который он добровольно понес — нашим грехом.
Никто не испытал и не осознал глубины одиночества так, как Иисус.
Конец всего одиночества
Но он может понять ваше одиночество. Он может посочувствовать этой слабости больше, чем вы думаете ( Евреям 4:15 ).
Иисус не просто понимает ваше одиночество; он его разрушает. Поскольку он понес грех, который отдалил и отделил вас от Бога и умер за вас, вы больше не чужие, но вы сограждане со всеми святыми и член Божьей семьи ( Ефесянам 2:19 ) ,
«Иисус, возможно, был самым одиноким человеком в истории».
Одиночество, как и любая другая форма страдания, проходит для тех, кто любит Бога. Впереди вас ждет общение с Богом и всеми Его искупленными святыми навеки. Приближается день, когда вы узнаете Его ( 1 Коринфянам 13:12 ).
Итак, «с уверенностью приступайте к престолу благодати, чтобы получить милость и найти благодать для помощи» во всех нуждах одиночества ( Евреям 4:16 ). И быть святым, который помогает другим испытать предвкушение Небес, распространяя превосходную любовь Иисуса.
Чувствовали ли вы временами в своей жизни, что вы одни? Я — да. И так хочется быть с другими и чувствовать теплоту общения. Это чувство описывает эмоцию одиночества. Другие слова, которые люди используют для описания одиночества, включают чувство пустоты, изолированности, ярлык изгоя или обделенности. Вы можете чувствовать себя одиноким, когда вы физически одиноки, и вы также можете чувствовать себя одиноким в присутствии других. Одиночество — это отражение того, чувствуете ли вы связь с другими.
Бог — это Бог отношений и сообщества. Это очевидно в самой Его природе. Он есть Троица — три в одном; Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Во вступительных главах Библии Бог установил, что «человеку [Адаму] нехорошо быть одному …» (Бытие 2: 18а). Каково Его решение? Бог сказал: «… сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие 2: 18б). Он привел Еву к Адаму, и они «стали одной плотью» (Бытие 2: 24б). Мы созданы для общения с Богом и друг с другом. Возможно, именно поэтому одиночество поражает нас.
Библия может многое сказать о чувстве одиночества и его противоположности, чувстве связи. Но прежде, чем мы перейдем к этому, давайте подробнее рассмотрим одиночество и его влияние на нас.
Тело Христа.
Тело Христа является лучшим противоядием от одиночества. Все те, кто следует за Христом и крестился Духом Его являются Телом Христовым. В этом Теле мы становимся единым целым, несмотря на все наши различия. Мы получаем общение в Духе, даже когда находимся наедине. У нас одни помышления, один дух, одни намерения и одна цель. Если ты посвящаешь самого себя созиданию Тела Христова посредством личной верности, Бог позаботится о том, чтобы ты нашёл своё место и служение в Нём.
Римл. 12:5
“Так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.”
1 Коринф. 12:12
“Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос.”
1 Коринф. 12:26
“Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.”
Ефес. 2:19-22
“Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.”
Ефес. 4:11-13
“И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.”
С Богом на своей стороне и Его Духом, который руководит нами мы можем перемещаться по водам одиночества и достигнуть мира и покоя, которые мы получаем, когда отказываемся от любых попыток удовлетворить свои человеческие желания и предаем себя всецело Богу.
Признаки одиночества
Для вас может быть ясно, что вы чувствуете себя одиноким — вы жаждете чувствовать связь с другими, даже если вас отталкивают. Но что, если это не очевидно?
В зависимости от ситуации, признаки основного состояния одиночества могут включать следующее:
- Чувствую себя скучно и / или чрезмерно устал
- Чувство беспомощности и угрозы
- Плохо сплю
- Физическая слабость
Хотя время от времени бывает одиноко, но продолжающееся одиночество вызывает стресс, настолько сильный, что он влияет на повседневную жизнь. Человек может чувствовать себя усталым, вялым и менее психически бдительным. Он или она может испытывать проблемы с желудком и пищеварением, а также другие заболевания и недуги. Недавние исследования показали, что одиночество было связано с риском преждевременной смерти, который эквивалентен курению 15 сигарет в день, и что это было более смертельным, чем ожирение. Напротив, люди, которые сообщили, что имели больше социальных связей, были связаны с уменьшением риска ранней смерти на 50%.
Поскольку люди, которые испытывают постоянное одиночество, не чувствуют себя хорошо, они часто участвуют в девиантном поведении или принимают вещества, которые заставляют их временно чувствовать себя, лучше заглушая боль. Опасность заключается в том, что многие из этих веществ и поступков приводят к возникновению плохих привычек. Распространенные пристрастия включая алкоголь, наркотики, табак, чревоугодие, обожествление спорта, безмерное поглощение информации (включая телевидение, интернет и использование смартфонов), секс, покупки и трудоголизм. Исследования показали, что почти у половины американцев есть зависимость от одного или нескольких веществ или поведения, которые имеют серьезные негативные последствия для их здоровья. (Думаю о странах СНГ и говорить нечего. Где по статистике больше потребления алкоголя.)
Из одиночества часто вытекают скука и депрессия. Чувство скуки и одиночества тесно связаны между собой. В обоих случаях вы чувствуете себя оторванными от увлечений(скука) и / или от людей (одиночество). Депрессия, хотя и выраженная, часто следует и сопровождается одиночеством, поскольку человек, находящийся в депрессии, часто отказывается от общения с другими.
Мы полноценны во Христе
Одиночество – часть жизни каждого из нас. Мы не можем быть самодостаточными – это место Бога. Но во Христе мы имеем полноту и этой полнотой мы призваны наслаждаться и делиться. Пусть одиночество будет не врагом для нас, но пусть оно толкает нас на большее наслаждение общением с триединым Богом, и на любовь к людям вокруг нас – жертвенную, теплую, дружескую и нежную.
- 5
Майя Джонсон
Ученица Христа, жена пастора, мама четверых детей, преподаватель Библии в поместной церкви.
Примеры одиночества в Библии
Верующие люди тоже встречаются с болью одиночества. Давид был хорошо знаком с этим, и его взывания к Богу записаны в Псалмах. Читая Псалмы, вы увидите стремление Давида к Богу и его нужду в отношениях с Ним:
«Обратись ко мне и будь милостив, ведь я одинок и измучен. Скорби сердца моего умножились – спаси меня от моей беды. Посмотри на мое горе и муки и прости все мои грехи. Посмотри, как много моих врагов, какой лютой ненавистью ненавидят меня! Сбереги мою жизнь и избавь меня, от позора меня спаси, ведь я нашел в Тебе прибежище. Пусть хранят меня непорочность и праведность, ведь я на Тебя надеюсь.» (24 псалом – Псалтирь – Библия)
Божьи пророки часто чувствовали боль отвержения и одиночества. Посмотрите на пророка Иеремию. Господь сказал Иеремии не жениться. У него было мало друзей. Ученые называют Иеремию «плачущим пророком». Бог призвал его выступить против греховности Иудеи и предупредить о надвигающемся суде, если народ иудейский не покаялся и не изменил свой путь. Иеремия, глава 15, описывает пророка, говорящего с Богом о своем одиночестве, бесконечной боли и страданиях. Несмотря на свою боль, Иеремия доверял Господу и следовал за Божьим призывом к его жизни.
Писание говорит нам, что Иисус пережил одиночество. На кресте Он закричал: «Боже мой, Боже мой, почему ты оставил меня?» (Марк 15:34). И в Исаии 53: 3, пророчестве об Иисусе, мы читаем: «Он был презрен и отвергнут человечеством, страдающим человеком и знакомым с болью. Подобно тому, от которого люди скрывают свои лица, его презирали, а мы его уважали. Иисус может сочувствовать боли одиночества, потому что он испытал это.
За какие грехи бог наказывает одиночеством
Преподобный Ефрем Сирин:
«Почему говорите: отцы ядоша терпкое, а зубом чад их оскомины быша? Неправда это. Душа, яже согрешит, та умрет. Человек же, иже есть праведен. человеку не насильствует, никому не делает вреда. хищением не восхитит. прибытка не возмет. той не умрет. Отец же его аще скорбию оскорбит и хищением восхитит. и умрет в неправдех своих». Поскольку Иудеи говорили: «Отцы наши грешили, а мы их грехи на себе несем», то Бог говорит им: «Это неправда, потому что терпите вы наказание за собственные свои грехи, и у всякого зобавшаго пародки зубы оскоминны будут» (Иез. 18, 2, 4-5, 7-8, 18, 21).
Святитель Иоанн Златоуст:
Блаж. Феофилакт архиепископ Болгарский:
Толкование Евангелия от Иоанна, составленное по древним святоотеческим толкованиям Византийским, XII-ого века, ученым монахом Евфимием Зигабеном:
Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление. (Втор. 24,16)
Книга пророка Иезекииля Глава 18:
Книга пророка Иеремии. Глава 31:
29 В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», 30 но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет.
Не отвечая за грехи родителей, дети, однако, могут наследовать их повреждённую тем или иным личным грехом природу. Бог не судит детей за грехи родителей, Он справедлив, и потому к таким детям Он особенно милостив . Господь не оставляет никого, и особенно печётся о тех, кто не может получить помощи от людей, кто обижен людьми и обделён из-за чужих грехов.
Старец Паисий Святогорец говорит об этом:
Источник: За какие грехи бог наказывает одиночеством Вера православная https://verapravoslavnaya.ru/?Bog_ne_sudit_detei_za_vinu_roditelei
Священные Писания об одиночестве
Во всей Библии и по истории церкви мы видим проявление братства. Давид писал: «Как хорошо и приятно, когда Божьи люди живут вместе в единстве! … Ибо там Господь дарует Своё благословение, даже жизнь навеки» (Псалом 133). Иисус заверил Своих учеников: «Ибо, где двое или более собраны во имя Мое, там Я с ними» (Матфея 18:20).
Говоря о влиянии на работу и радость жизни человека, когда мы не связаны с другими, царь Соломон заметил:
«Снова я увидел что-то бессмысленное под солнцем: был один человек; у него не было ни сына, ни брата. Не было конца его труду, но его глаза не были довольны его богатством.« Для кого я тружусь»? — спрашивал себя он. «Почему я лишаю себя удовольствия?» Это тоже бессмысленно — жалкое дело! Два лучше, чем один, потому что у них преимущество: если один из них падает, один может помочь другому подняться. Но жаль любого, кто падает и некому помочь. Кроме того, если двое ложатся вместе, они будут согреваться. Но как можно согреться в одиночестве? Хотя одного можно одолеть, двое могут защитить себя. Шнур из трех нитей не так просто разорвать» (Екклесиаст 4: 7 -12).
В Послании к Ефесянам 4: 25-27 Павел выразил срочную необходимость восстановления разрушенных отношений, чтобы мы не были одиноки и слабы. Иначе тем самым мы дадим сатане точку опоры для нападения на Церковь. В этих и во многих других стихах говорится, что вместе мы имеем большую поддержку и силу, чтобы противостоять искушениям и идолам, чтобы мы могли продолжать играть свою роль в Божьем плане по продвижению Его Царства.
Когда я почувствовал себя одиноко, я обнаружил, что чтение или прослушивание Писания, читаемого в одном из приложений Библии, было для меня источником утешения. Писание является сверхъестественным и может помочь любому, кто чувствует себя одиноким, включая одиноких в браке и тех, кто испытывает одиночество и депрессию. В качестве основания Слово Божье напоминает нам, что, несмотря на наше одиночество, говорящее нам, что мы одни, как Его возлюбленные дети, мы никогда не одиноки. Следующие стихи — хорошее место для начала:
— Даже если я иду по долине тени смерти, я не буду бояться зла, потому что Ты со мной (Псалом 22: 4; я рекомендую прочитать весь Псалом 22)
будьте тверды и мужественны, не бойтесь, и не страшитесь их, ибо Господь Бог твой Сам пойдет с тобою [и] не отступит от тебя и не оставит тебя. (Втор.31:6)
— Хотя отец и мать оставили меня, Господь примет меня (Псалом 27:10)
«Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим.8:38,39)
— Возложи все свои заботы на Него, потому что Он заботится о тебе (1 Петра 5: 7)
«Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицем Его. Отец сирот и судья(защитник) вдов Бог во святом Своем жилище.» (Пс.67:5,6)
— Посмотрите, какую великую любовь Отец на нас наделил, чтобы нас называли детьми Божьими! И это то, что мы есть! (1 Иоанна 3: 1а)
— Держите свою жизнь свободной от любви к деньгам и будьте довольны тем, что у вас есть, потому что Бог сказал: «Я никогда не оставлю тебя; Я никогда тебя не оставлю. (Евреям 13: 5)
Беседы с батюшкой. Одиночество – это крест, испытание или грех?
Аудио |
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Епархиальном социальном отделе протоиерей Максим Плетнев. (В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)
– Тема сегодняшнего обсуждения: «Одиночество – это крест, грех или испытание?» Одиночество для современного человека, к сожалению, очень знакомое понятие. Настолько знакомое, что, наверное, редкий человек никогда не сталкивался с ним. Для кого-то одиночество – повод задуматься, для кого-то повод для того, чтобы свою жизнь как-то разнообразить, а для кого-то оно действительно становится испытанием настолько серьезным, что человек не выдерживает и начинает впадать в страсти. Наверное, каждый, видя одинокого человека, ему сочувствует. Вы каждый день сталкиваетесь с людьми, которые нуждаются в христианской помощи. Сколько среди них одиноких людей?
– Вы совершенно правы, таких людей, конечно же, много, кто имеет необходимость в христианской любви, важно, чтобы эта любовь до них дошла. Мы работаем, стараемся помочь людям, страждущим от алкоголя, наркотиков, а также от особой болезни, которая называется «созависимость»; она есть у родственников болезных и страждущих людей.
У нас работает программа «Фавор». Если говорить вообще, как это связано с одиночеством, то, конечно, мы приходим к такой ситуации, что многие люди, которые употребляют вещества, люди одинокие. Почему? Во-первых, часто и одиночество приводит к этому. Но если бы даже это было не так, в результате употребления этих веществ и всего того, что с этим связано, происходит разрушение жизни во всех ее аспектах: и духовном, и психологическом, и физическом (разрушается тело). И, конечно, разрушаются общественные, семейные, профессиональные, дружественные связи человека. Он часто оказывается один на один со своей бедой, горем. Это действительно так. Я сразу хотел бы призвать людей не отчаиваться, не впадать в уныние, а обращаться за помощью.
Мы слышим эту фразу: «Обратиться за помощью». Но это, к сожалению, умеет не каждый. Я бы сказал, что нам надо даже самим в себе воспитывать этот навык. Это надо уметь. Не каждый человек на это способен, как ни странно. Казалось бы, что тут сложного? Попроси о помощи. Но мы видим, так не всегда происходит. Даже можем по себе смотреть: мы сами не всегда, когда нам плохо, просим о помощи. А ведь это тоже помогает преодолеть одиночество.
Если я обращаюсь за помощью, то уже какую-то границу переступаю, и эту преграду, которая меня отделяет от мира, уже разрушаю. Я призываю всех не бояться обратиться за помощью. Можно к нам, в нашу организацию, в наш координационный центр. Мы осуществляем программу помощи «Фавор», наш телефон: +7-911-170-54-04. Это телефон для тех, кто нуждается в помощи психологов, священников в ситуации зависимости.
Вернемся к одиночеству. Вы спрашивали в самом начале: что это – крест, страдание? Для меня одиночество – это скорее вызов и вопрос. По сути, каждый человек одинок в той или иной мере. И вопрос одиночества является сущностным вопросом нашего бытия, как вопрос смерти, страданий. Это тот вопрос, на который человек вольно или невольно ищет ответ всей своей жизнью, и дай Бог, если находит.
Конечно, в самом большом и глубоком смысле на этот вопрос отвечает религия. В одиночестве есть мощный потенциал, даже мощный позитив, потому что оно требует исправления этой ситуации. И все-таки мы видим, что человек так создан Господом изначально. Это очень интересный знак, которому мы, может, не всегда придаем особое значение. Мы разделены на мужчин и женщин. В русском языке половую принадлежность мы даже обозначаем словом «половина». То есть это не целое существо, а половина. Это заранее ставит нас в ситуацию, что мы приходим в этот мир, нуждаясь в ком-то. И это прекрасно, потому что нас изначально так Господь создал: мы нуждаемся в любви. Должны любить и быть любимыми. Это такая заданность.
– Не хорошо человеку быть одному.
– Да-да. Это прямой призыв к каждому человеку – любить и быть любимым. И, конечно же, одиночество совершенно однозначно преодолевается любовью. А как еще его преодолеть? Любовь направлена в две стороны: меня любят, и я люблю. Другого пути преодоления одиночества и нет. Нельзя одиночество преодолеть количеством общения, количеством людей, с кем я сегодня поговорил, кого увидел, кому пожал руку. К сожалению, в огромном мегаполисе мы каждый день встречаем сотни людей и можем совершенно спокойно оставаться одинокими.
– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Молодой человек двадцати лет учится в престижном университете на втором курсе. Боится людей. Сам себе поставил диагноз – социофобия. Но это страшное дело. Врачи говорят, что это не лечится, клин клином вышибают. Он каждый раз приезжает оттуда весь на нервах, боится людей. Я успокаиваю его тем, что Господь все видит, значит, терпи. Что делать? Парень грамотный, но боится людей».
– К сожалению, мы не знаем человека. Я бы предложил Вам обратиться за помощью. Очень хорошо, что Вы обратились к нам, но мы здесь в формате передачи не сможем Вам помочь. Мы Вас слушали буквально одну минуту, но невозможно на основе этого создать даже хоть какие-то наметки, чтобы понять, что происходит в Вашей жизни и в жизни этого молодого человека. Наверное, это Ваш сын, насколько я понял.
Я предлагаю искать помощь. В Подмосковье наверняка эту помощь можно найти. Есть и православные психологи, есть мудрые и достойные священники. В Москве есть целая школа православной христианской психологии. Я бы направил Вас на этот путь. Потому что непонятно, насколько эта история духовная. Я думаю, не совсем. Обычно в таких ситуациях в основе лежит какая-то травма. Может быть, это посттравматический синдром. Мы не знаем, что происходит.
Мне кажется, когда человеку так тяжело, может, не стоит идти напролом? Если человеку тяжело, он не привык к конфликтным ситуациям, ему не надо идти, например, в правоохранительные органы работать, потому что там вполне реально придется кого-то ловить, с кем-то драться и так далее, а человек не любит этим заниматься, у него нет такого внутреннего порыва. Или, наоборот, если человек не любит читать и не склонен к научной работе, то, конечно, ему не стоит поступать в такие вузы, где без серьезного погружения в материал, в кропотливое изучение тех или иных аспектов предмета невозможно достичь успеха. Надо идти в какую-то другую сферу жизни.
Поэтому, может быть, все-таки попробовать разобраться, что же происходит, не настаивать на том, чтобы человек постоянно преодолевал себя с боем и со страхом и ужасом общался с другими людьми. Может, какую-то более мягкую форму общения продумать. Можно поискать подобные сообщества, людей, которые тоже как-то мучаются от этого. Думаю, Вам надо продолжать эту помощь искать и, конечно, укрепляться в церкви. Но здесь, наверное, все-таки какая-то психологическая история. Что именно – мы не знаем, но надо в этом разобраться.
– Телезрительница задела очень важную тему. В нашем современном обществе из-за того, что нам хочется искать некие другие духовные наслаждения, социальная связь бывает очень сложна. И в этом случае получается какое-то испытание. Можно заметить, что очень многие наши прихожане стараются даже в церкви обособиться, чтобы быть в стороне и одиночестве. В данном случае я хочу затронуть тему одиночества в обществе, особенно такой аспект, как одиночество в церкви.
– Вы имеете в виду сознательное одиночество?
– Да.
– Часто сознательное стремление достичь одиночества может быть тоже от страха перед другими людьми, перед какой-то непростой жизненной ситуацией. Это может быть не только гордыня, как мы порой думаем. Часто проявления какого-то гордого поведения – это тоже страх человека, неуверенность в себе. Человек пытается преодолеть неуверенность и тем самым ведет себя громко и вызывающе.
С одной стороны, мы спасаемся вместе, общиной, но в то же время у каждого все равно должны быть личные отношения с Богом. Хорошо, когда у человека есть возможность общения с близкими людьми в христианском мире, но когда эта общинность, близость верующих людей между собой не нарушает границы человека, когда он не попадает в какую-то секту, где жестко определяется весь регламент его жизни. Хорошо, когда есть свобода, но в то же время и единство.
И здесь свобода – это необязательно одиночество, не то, что я всех отталкиваю. Ведь одиночество прямо призывает нас к поиску тех, кого мы можем любить, и тех, кто может любить нас. Хорошо, когда в христианской общине есть любовь. Понятно, что мы люди немощные, и в полноте идеала христианского братолюбия, той любви, о которой говорит апостол Павел Коринфской Церкви (любовь милосердствует, долготерпит, не ищет своего, не радуется злу, а радуется истине и так далее), у нас нет.
Это здорово, красиво, но мы не совсем к этому способны на сегодня. А на что мы способны? На самые простые вещи. Быть добрее. Во-первых, способны об этом задуматься и поставить себе такую цель. Постараться быть добрее, просто сочувствовать другим людям.
Мне очень нравится слово «жалеть». Многие люди как-то смущаются, говорят, что их жалеть не надо.
– Была знаменитая фраза, что жалость унижает человека.
– Да, а я не против, чтобы и меня жалели хоть иногда. Совершенно здорово, когда люди жалеют других людей. Это прекрасно. Собственно говоря, это и есть сочувствие, милосердие, сопереживание другому человеку. Это очень русское слово. Много причин, почему людей надо жалеть и кому можно сочувствовать. В нашей жизни много горя, страданий. Но есть Господь, есть свет, есть любовь и доброта между людьми.
– Вопрос телезрительницы из Москвы: «Когда-то я задавала такой вопрос, но был обтекаемый ответ. Сейчас молодые люди не хотят жениться вообще никогда. Если женщина не может выйти замуж, то, чтобы не впадать в блуд, нужно принять на себя этот крест одиночества и сказать: буду одна. Как поступить? Лучше остаться в одиночестве, не впадая в блуд, или что сделать?»
– Задали вопрос на такую тему, о которой я рассуждаю в последние дни. В ходе нашей работы оказания помощи зависимым мы решили активно пойти в Instagram, начать там активную деятельность. Ведь соцсеть для некоммерческих организаций, религиозных проектов дает возможность рекламы, поиска финансирования, позволяет рассказать о себе, найти тех людей, которым необходима наша помощь.
Потому что одна из проблем сегодняшнего дня – часто человеку не удается найти ценную и нужную информацию из-за огромного ее потока. Эта огромная лавина информации обрушивается на человека, а ему надо немножечко, но ценной, той, что ему нужна…
В Instagram передо мной обозначилась проблема, что в нашем современном обществе тема жизни мужчины и женщины вне брака принята, является социальной нормой на сегодня. И это занимает огромную часть жизни людей, их помыслов, устремлений, разговоров, бесед. Это называется «отношения». Сейчас есть такое слово.
– «Мы находимся в отношениях».
– Да, и люди этим живут. В то же время в Церкви мы эту тему как бы вообще выносим за скобки. Это блуд, говорим мы, и отрезаем огромное поле жизни многих и многих людей. Мы сейчас не даем нравственную оценку. Есть очень тонкий момент, и я хотел бы его подчеркнуть. Когда в Церкви говорят о том, что что-то является грехом, это не значит, что говорят о том, что этот человек плохой. Для многих это одно и то же. Я говорю: все-таки ваши отношения – это не хорошо, это блуд. И люди думают, что я им говорю: вы плохие, развратники, блудники. Нет, я говорю о другом. Здесь очень важно понять, что человек не плохой, люди-то добрые, хорошие. Когда общаешься с людьми, понимаешь, что все люди хорошие. Я не встречал плохих людей.
– Счастливый Вы человек.
– Много несчастных людей – да. А вот плохих – нет, это не плохие люди, а люди, действительно хапнувшие горя в этой жизни. И проблема этих отношений сейчас непростая и острая, особенно для религиозных молодых людей. Потому что они пытаются сохранять чистоту до брака, но весь окружающий мир как бы вопиет об обратном. Я думаю, это подвиг: современному человеку сохранять чистоту не потому, что он вынужден это делать, у него нет вариантов, а потому, что есть возможности, но он сознательно, ради Христа преодолевает свою плоть, все соблазны и сохраняет чистоту до брака.
Раньше это было нормой. Сто лет назад, в двадцатые годы, уже начинал гореть огонь безобразий, эти коммунистические призывы: долой стыд. Поначалу они тоже продвигали тему разврата. А до революции добрачная чистота была нормой. А как иначе? Это было нормально, другое поведение осуждалось, было не принято социально. Сегодня мы живем в другом мире. Наше общество, к сожалению, другое. Этот переход был, когда мы вышли из советского строя, перешли в нынешний строй. Потому что в Советском Союзе все-таки официально жизнь вне брака осуждалась общественностью.
Когда на исповедь приходят люди, батюшки им говорят, что блуд − это нехорошо и неправильно, но насколько люди это слышат? Насколько современный человек вообще может это услышать? Это проблема. Я говорю людям, что блуд – это плохо, но люди не понимают. Не потому, что не понимают русского языка, а потому, что у нас существует дистанция между миром Церкви и миром вне Церкви. И в этом вопросе эта дистанция ярко проявляется. Человек говорит: «А почему это плохо, если мы любим друг друга?» И никак ему не объяснить: человек не понимает, не чувствует − все, закрыто. Как это преодолеть?
Это не в осуждение человека, просто у него не развита духовная часть, которая может ощутить понятие греха. Ему может быть стыдно, если он украдет у бабушки пенсию. Но в этом вопросе он не чувствует греха. И пока у него нет внутреннего чувства, ощущения падшести, грехопадения, скверны этого поступка, ему и не объяснить это. Когда человек возрастет до этого? Раньше это было нормой, а теперь, чтобы подойти к той норме столетней давности, человеку необходим какой-то духовный возраст, определенное духовное развитие. Тогда он поймет, что значат эти слова. А пока для основной массы наших сограждан эти слова остаются пустыми.
Есть еще такая проблема: в результате того, что я зарегистрирован в Instagram, я получаю обратную связь, которой раньше не было. Люди знали, что я есть, но не разговаривали со мной. А сейчас говорят. О чем? О том, что часто боятся священника: «Придешь к батюшке, какому-нибудь старичку, а он тебя просто отругает, поэтому я в храм не хожу». У людей есть какие-то грехи, люди осознают, что Церковь это осуждает, и это становится барьером для них. Люди сегодня не готовы выйти из греха, и в результате этого вообще не идут в храм. А вы бы пришли, перешагнули порог Церкви, сделали бы там один шажок, второй, третий − и в дальнейшем появился бы духовный багаж, который помог бы осознать грех и бороться с ним. А багажа этого нет вообще, и получается огромная проблема.
Этот вопрос очень важен, я действительно о нем думаю. Есть отдельная проблема с людьми, которые живут по 15 лет вне брака семьей, у них есть дети. Как к этому относиться? На сегодня я отношусь так: я говорю, что это тоже блуд, но есть огромная разница. Одно дело – случайные связи, другое дело – люди живут практически семьей, имеют детей, но вне официального брака. Эта проблема сейчас звучит, у нас есть такая сложность, и в ней есть канонические моменты. До революции брак фиксировался Церковью: было венчание и госрегистрация. После революции благословение Божие в Церкви и госрегистрация в загсе разошлись. Это уже не совсем те взаимоотношения, какие были раньше. Как они соотносятся друг с другом? Почему в храме − это брак и в загсе − тоже брак? Хотя по этому поводу есть разные мнения. Это новая ситуация для России и для христианства. Постепенно Церковь найдет верный ответ, чтобы и людей не отталкивать, и грех не легализовать, не принимать его как норму.
Мы видим сейчас целые сообщества христиан, которые многие греховные поступки (черным по белому в Библии определенные как грех) вводят в норму христианской жизни. Это трагедия. Одна из задач – не потворствовать греху; и в то же время проявлять любовь к людям. Нужно не отталкивать людей, а быть открытыми для них, чтобы они не боялись нас, пришли к нам и нашли любовь, а не только осуждение. Я прежде всего говорю про себя, а не про других батюшек. А люди приходят же в храм не просто так: они приходят с болью, им плохо. Они наконец собрались прийти, но у них нет духовного багажа, который давал бы им легко входить в храм. Для них это целое событие. Они приходят, а я им, бывает, что-то жестко скажу, и они могут уйти.
– Вопрос телезрителя: «Как пережить одиночество и перестать чувствовать себя ненужным человеком?»
– Мы сегодня говорили про любовь, что она проявляется через дела. Это очень важный момент, давайте его еще раз повторим (опять-таки я это говорю прежде всего для себя, потому что я тоже порой мало делаю добрых дел). Мы говорили, что одиночество преодолевается любовью, которая может быть направлена в разные стороны: и от меня, и ко мне. Хорошо, когда она идет в два потока. Соответственно, должны быть какие-то дела, в том числе дела добра, чтобы преодолеть свое одиночество. Я думаю, есть люди, которым можно, как мы порой в Церкви шутим, «причинить добро», потому что они нуждаются в нашем внимании и участии. Мы говорили, что нужно уметь обращаться за помощью. И здесь главное – некоторая открытость, а это пятьдесят процентов разрешения проблемы, когда я пытаюсь найти тех, кто мне может помочь. Так и здесь: если у Вас есть внутренняя открытость другим людям, то Вы можете найти общение, в том числе и в доброделании.
– Вы сегодня затронули очень важную тему. Мне кажется, она касается еще одного аспекта одиночества. Мы размышляли о греховности, о блуде, о том, что наше общество предлагает именно ту модель поведения, которая ведет ко греху. Человек, который не идет у нее на поводу, совершает в наше время практически подвиг. Но получается, что этот человек становится одиноким, если не грешит, пытается бежать от греха и не ведет себя как все. В этом случае его одиночество ведет, может быть, к самому главному – союзу с Богом.
– Мы с самого начала об этом говорили. Конечно, одиночество выступает как вопрос, как вызов. И однозначно, что главный ответ на этот вопрос – Господь Бог. Есть же монахи («монос» – «один») − это идеал одиночества в позитивном формате. Конечно, монах не один, он с Богом. Человек уходит от людей, чтобы быть с Богом.
– Мы часто слышим такие выражения: «я не святой, я не монах».
– Если говорить о христианстве, то вот каковы мои мысли на сегодняшний день (не знаю, насколько они правильные, но я готов с вами ими поделиться). В конце 80-х – начале 90-х годов много верующих людей пришло в Церковь (в том числе и я). Можно сказать, современная церковная жизнь основана как раз на этих людях. Мы были молодые, пришли в Церковь, и это был бунт против того мира, в котором мы тогда жили. Мне кажется, что христианство – это всегда бунт, всегда в каком-то смысле восстание против духа сего времени. К сожалению, для современных детей Церковь – это данность, что-то старое (хоть и прошло всего тридцать лет, как можно свободно веровать без каких-либо ограничений), а для нас Церковь была открытием, мы туда прорвались. И современные дети не осознают, что настоящая религиозность – это бунт, это протест в хорошем смысле, это восстание. Конечно, и молодой, и пожилой человек, который пытается быть настоящим христианином, воюет. Это брань, духовное восстание против погибели этого мира, против зла и греха. В этом восстании человека могут не поддержать другие люди, а могут и поддержать – единомышленники есть, их можно найти.
И Господь с нами: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Слава Богу, с нами Бог, поэтому все не так печально. Конечно, вопросов много. Современной молодежи всегда было непросто, но сегодня особенно, потому что много искушений и трудностей. Христианином быть непросто, зато как здорово… Мы с батюшками иногда в храме в алтаре, когда причастимся, говорим одну и ту же фразу: «Как здорово! Какие бедные люди, которые этого не знают. Как они вообще могут жить без этой благодатной радости, без церковного бытия?» Быть христианином – это подвиг, борьба, но это настолько радостно, что мы, христиане, не понимаем, ради чего и как жить, если этого не будет. Невозможно жить только миром, только материальным бытием. Слава Богу, что Господь нам открылся, что мы Его знаем. Нам дано это сокровище, дар Божий – знание Бога, знание, что Он есть, и стремление эту истину получить в полноте.
– Радость в церкви во время молитвы потом уже ни на что не променяешь, потому что невозможно найти в себе силы, которые выгнали бы тебя из Церкви.
Вопрос телезрителя: «В 1986 году у меня была такая история. В поисках работы я попал в так называемый Центр саентологии. В то время никто понятия не имел, что это секта. Я быстренько в этом разобрался и сбежал оттуда. И на протяжении тридцати лет мне два раза в неделю приходят письма, в которых саентологи приглашают меня на свои мероприятия. Я на них не отвечаю, так как я православный христианин, с детства хожу в церковь.
Хотелось бы в своей жизни поменять свой социум: я работаю на стройке, ребята там не против поматериться. Я много занимался спортом, там тоже ребята далекие от Церкви. Попытки прийти в приход у меня всегда оканчивались неудачей, отторжением. К примеру, я пытался устроиться на работу в православную организацию, и доходило до смешного: я звонил с вопросом, можно ли устроиться к ним на работу, а меня спрашивали: „Вы сожительствуете с кем-нибудь?“ Ну как можно на такой вопрос ответить по телефону незнакомому человеку? При всем этом по телевизору показывают, что Церковь выполняет миссионерские функции в других странах, а у нас практически невозможно просто прийти в Церковь и быть в церковном обществе. Например, я начал участвовать в субботниках, в очистке территории в Сокольниках. Три раза пришел, граблями помахал, у меня их забрали, вот и все. Такая ситуация».
– Я не очень хорошо знаю храмы Москвы и приходы, но те, что я знаю, – это прекрасные общины, там можно найти самореализацию. Но это тоже всегда непросто. Как человек может войти в сообщество? У нашего храма сложились хорошие отношения с храмом Николая Чудотворца на Трех Горах в Москве (настоятель отец Дмитрий Рощин). Там прекрасный приход, хорошая и открытая община и батюшки все удивительные. Я направляю туда тех наших прихожан, которые по тем или иным причинам уезжают в Москву. Дорогой брат из Москвы, я Вас тоже туда направляю: идите к отцу Дмитрию. Конечно, там большая община, поэтому Вам сразу не окажут внимание и не будут два раза в неделю присылать письма. У нас в православии как раз не так.
У нас есть миссионерское общество «Атриум», которое занимается проповедью среди протестантов и харизматов. Одна девушка, которая через «Атриум» вышла из протестантизма и обрела истинную православную веру, рассказывала: «Приходишь к протестантам – все тебя обнимают, ласково улыбаются…» А потом она, пока ехала с родителями на машине отдыхать в Крым, прочитала книгу какого-то православного миссионера, о которой узнала из Интернета (кто-то писал в чатах, чтобы ее прочитали). И когда приехала в Крым, она поняла, что не может уже быть протестанткой, − эта книга перевернула ее представления о вере. Но как попасть в Православную Церковь, она не понимала. Она пришла в храм и рассказала об этом батюшке. Потом она приехала в Санкт-Петербург, пришла к протестантам, но видит – уже все не то: какая-то очень наивная и неглубокая христианская жизнь. И вот она попала в «Атриум», пришла на собрание как раз для таких людей, а там ее никто особо не дергает, никто не обнимает со словами: «Наконец-то, слава Богу, что ты к нам пришла! Сейчас мы тебе всё расскажем». Нет, идет нормальная христианская беседа, разбирают Евангелие, все в очень спокойном формате. Она дальше ходила и стала одной из активных участниц этого движения.
Поэтому не бойтесь, если сразу нет теплоты, отдачи. Более того, в России люди не всегда нараспашку: мы более сдержанные в эмоциях, особенно в близких отношениях. Пустить к себе, в свою жизнь другого человека не каждый может. Я думаю, Вы найдете хороший приход. Попытайтесь, ничего страшного, что там не получилось. В Москве столько храмов, уж можно найти храм, который Вам подойдет. Можно даже найти храм для спортсменов. Наверняка есть батюшки, которые активно занимаются спортом.
– Я вспомнил храм Живоначальной Троицы и отца Алексея Уминского, который всех встречает доброй улыбкой.
– Это тоже прекрасный храм, прекрасная община.
– Хочется подвести итоги. Одиночество все-таки может быть очень полезно человеку, а может быть очень разрушительно. Но самое главное: когда одиночество нам в пользу, а когда во вред?
– Мне кажется, одиночество всегда существует в жизни человека. Когда на пользу? Мы сегодня говорили об одном и том же: если одиночество нас подведет к любви, то все во благо. Мы можем любую трудную ситуацию обернуть во благо. Получается, не бывает плохого одиночества, потому что и его можно развернуть во благо…
– …верующему человеку.
– Конечно. И все возможно Господу.
Дорогие братья, еще раз обращаюсь к зависимым и их родственникам. Если у вас есть проблемы: в вашей семье есть алкоголик, наркоман или вы сами испытываете проблемы с употреблением, обращайтесь в организацию «Фавор». Наш телефон: 8-911-170-54-04. Звоните нам, и мы постараемся вам помочь.
Ведущий Глеб Ильинский
Записали Елена Кузоро и Маргарита Попова