Бессмертие души: к истории вопроса
Информация и даже целые учения на тему бессмертной человеческой души пришли к нам со времен глубокой древности. Ученые и исследователи находят их в культуре практически всех первобытных человеческих обществ. В той или иной степени присутствует эта тема и в контексте всех мировых религий. Не говоря уже о том, что ее исповедуют все эзотерические и спиритуалистические учения, согласно которым
душа или дух человеческий есть уникальное и самобытное начало всего и вся в этом одушевленном мире.
Ничто, пожалуй, в истории цивилизации не вызывало столько споров, разногласий и поисков, как понятие бессмертная душа человека.
Бессмертны ли мы, или же полностью гибнем, а, быть может, некоторая наша часть подлежит рассеиванию и уничтожению, другая же, та, которая и есть истинно мы, пребывает неизменной и вечной? Именно этот вопрос мы и попробуем исследовать…
— писал еще в античные времена основатель неоплатонизма, философ и идеалист Плотин о бессмертии души.
Интересно, что даже принадлежностью своего имени посредством эдакого лингвистического перевертыша Плотин — Платон, он словно бы получил от Вселенной некое право продолжить изыскания Платона, определив, в свою очередь, понятие Божества как неизъяснимой первичной сущности, стоящей превыше любого постижения…
Вечный покой или вечная жизнь?
В христианстве существуют убеждение, что каждая душа бессмертна и каждое «Я» живет вечно. Бессмертие души христиане понимают как существование сознания с памятью о себе как о личности. После испытаний православными мытарствами или искупления грехов в католическом Чистилище, душа попадает в Рай — говорят христиане, — где она покоится в вечном блаженстве.
Что правда, для души человека есть вариант и вечных мучений. Однако, как пишет Данте в «Божественной комедии» на последнем круге ада вмерзли в лед только самые последние грешники — «предатели тех, кто доверился». Другие же имеют шанс к с «спасению» и обретению «вечного покоя».
Картина Алессандро Боттичелли «Карта Ада » по Данте.
«Вечный покой» и есть бессмертие — не это ли противоречие? Покой — едва ли то состояние, которое может отождествляться с существованием. «Движение – это жизнь. А жизнь – это движение» — говорил Аристотель. И правда, ведь если это жизнь без движения, значит и без развития – не жизнь это вовсе, а застывшее мгновение, покой, смерть, небытие.
«Бог – разность, движение. Диавол – равность, покой. Сила, знамо – жизнь, Покой, вестимо – смерть. Сила – разность, Покой – равность. Кто стремится к равности, или равенству, — То приближается к Диаволу, покою, смерти. Кто стремится к разности или к неравенству, Тот приближается к Богу.»
Праведы
Не стоит забывать, что каждое понимание – лишь видение, но не Истина. И погружаясь в мистические представления через мифологию, религию и символику, можно понять, насколько многомерны другие миры и почему так непросто их описать человеческому разуму. Возможно, «вечный покой», о котором говорит христианство – покой лишь для нашей реальности, покой только в том субъективном определении, которое каждый из нас может дать этому слову.
Из описанного логично предположить, что бессмертие души — лишь абстрактное выражение. И нельзя дать четкого описания тому, что означает для сознания жизнь после смерти. В библейских писаниях нет и не может быть четкой конкретики. Ведь любое религиозное описание можно рассматривать сугубо как метафору или как символическое отражение духовной реальности без привязки к доказательной базе материи. Чтобы уметь дать трактовку метафоре, следует понимать символически ряд сознания в пределах той культуры, где оно созревало и росло. Впрочем, в традиций разных народов мысль о посмертном существовании имеет очень сходные черты. Колесо Сансары по теории реаинкарнации — верное подобие ада , за тем лишь отличием, что ад этот расположен прямо здесь, на земле.
Колесо Сансары
Бессмертная душа человека в эпоху возрождения
Она восторжествовала не только в научных трудах великих мыслителей-изыскателей, но и в материализованных образах, созданных уникальными художниками и скульпторами этой эпохи великого пробуждения человеческого духа.
Если же упоминать о мыслителях, то стоит сказать несколько слов о трактате «О бессмертии души» П. Помпанацци (1462-1525 гг). Он считал, что человек обладает «не простой, а множественной; не твердо установленной, а двойственной природой» и поэтому должен находиться по определению посередине: между смертными и бессмертными сущностями.
К сожалению, трактат этот был сожжен инквизиторами в Венеции и только благодаря помощи своих друзей этой же участи избежал его автор…
Что таке душа и бессмертна ли она?..
В переводе с греческого слово и понятие душа (psyche — psykhein: дуть, дышать) означает самую суть человеческой жизни и близко по значению к слову pneuma: дух, spirit или дыхание, дуновение.
Не углубляясь в более утонченные смыслы этих понятий, можно сказать, что тело, которое уже больше не дышит, — попросту мертво.
И тут возникает вопрос: а если тело мертво, то куда же девается душа, которая еще совсем недавно в нем пребывала?..
Что вам даёт знание о вечности Души:
Во — первых, это сильно снижает глубинный страх человека, из которого выходят все остальные его страхи: страх смерти;
Во — вторых, снижение страхов способствует творчеству;
В — третьих, меняется смысл жизни: из материалиста, нацеленного на потребление и наслаждение, желающего успеть получить все удовольствия, человек склоняется к личностному и духовному развитию, реализации своего потенциала, желанию служить, понимая, что все мы – вечные души, частицы Творца;
Происхождение души
Вопросы о природе появления человеческой души, о том — создана ли она Богом или это не вполне так, а также о том, — что происходит с нею после жизни человеческого тела — все эти вопросы являются, по сути, открытыми до сих пор. Тем не менее, — варианты ответов на них, конечно, существуют. И их немало.
По словам святого Кирилла Александрийского, происхождение души есть «тайна, ведомая одному Богу». И тут Кирилл прав. Хотя, надо полагать, что имел он это в виду в широком смысле. Ибо церковь и религия не дает человечеству какой-то строго определенной версии на тему происхождения наших душ, решительно отвергая при этом позицию последователя Платоновской философии Оригена, в соответствии с которой душа приходит к нам на Землю из некоего горнего мира. Церковь осудила такое его предположение на своем Пятом вселенском соборе.
Радостная весть
Пришествие Христа. Изображение: https://tayniymir.com/wp-content/uploads/2017/08/vtoroe-prishestvie-hrista.jpg
Евангелие, переводится, как радостная весть, говорит о главном:
Обещанное избавление от смерти, время пришло, хотя осталось дождаться возвращения Иисуса Христа, Который обещал прийти и взять с Собой всех, кто ожидал Его (Иоан.14:1-3).
И не важно, умер такой человек давным давно или жив будет, звук Его трубы голоса услышат все, потому что мертвые воскреснут. И уже оживленные в нетленных телах будут взяты на небо (1Фесс.4:16-18) .
А не через 40 дней, о которых нет ни слова в Библии. К стати, этого же – воскресения из мертвых, – дожидается и царь Давид (муж по сердцу Господу), который по словам апостола, лежит в могиле, а не на небесах (Деян.2:29, 34).
Библейское понимание души
В результате, одни священнослужители — а среди них такие имена, как Климент Александрийский, Ефрем Сирин, Феодорит и Иоанн Златоуст — считают, что каждая душа сотворяется Богом отдельно от остальных; другие же, такие как Тертуллиан, Григорий Богослов, Григорий Нисский, преподобный Макарий и Анастасий Пресвитер, — напротив: полагают, что и душа, и тело возникают от тела родителей одновременно, что называется, плоть от плоти. И в каждой плоти, таким образом, духовная субстанция (душа) уже потенциально присутствует.
Таким образом, бессмертие души, с точки зрения того, как трактует его Библия, — выглядит примерно таким образом: в момент телесной смерти человека его телесная составляющая, его низшее плотское начало, возвращается в бездуховную материю и переходит в лоно своей обладательницы, матери-земли. Там превращается в прах и, в конце-концов, совершенно исчезает.
Другая же составляющая, духовное начало или, собственно, душа, — напротив: неким бездушным веществом отнюдь не становится; никуда не исчезает и как дым не рассеивается. Она переходит, обновляясь, в новую человеческую жизнь: в этом и состоит суть ее бессмертия.
Однако, такая вполне себе логичная, на первый взгляд, трактовка, опять же, не дает ответа на вопрос о первооснове понятия: об источнике духовной энергии. А то, что речь, в данном случае, идет уже именно о ней, человечество узнало, хотя это и произошло, по историческим меркам, относительно недавно.
Учение об аде или коротко про ад
Итак: что же говорит об этом Библия?
Фактически точного происхождения слова hades — а именно от него и происходит русское «ад» — нет. Предположительно, оно основано от двух составляющих: отрицания «а» в значении «не» и слова iden «видеть».
Руководствуясь, таким образом, греческо-английской лексикой Нового Завета Тейера, это слово в окончательном его варианте обозначает нечто невидимое, неизведанное, непонятное и, соответственно, ужасное и ассоциируется с понятием преисподней, царства мертвых, Аида или некой зловещей бездны.
Можно встретить в Библии и слово “g enna”, — (греч.), которое также изображает ад. Отсюда и выражение геенна огненная. Примерно во втором столетии до Рождества Христова это слово начало появляться в литературе у иудеев в качестве символического обозначения места бесконечного наказания для нечестивцев.
Учение о вечных муках
В продолжение сказанного, надо отметить, что ад в представлении Библии — это есть место осознанного страдания, боли и мучений.
Так, Иоанн писал, что люди, последователи антипода Бога, так же, как и сам этот антипод, будут «оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою” (Отк. 19:20)
То есть, все эти мучения будут происходить с жертвами в их осознанном состоянии, а посему имеется и упоминание Христа об этом месте как о месте «плача и скрежета зубов» (Мат. 22:13).
Ад … закрыт для присутствия Бога, отсечен от всего хорошего и цельного. Он навсегда отсечен от всякой любви, всякого покоя и всякой радости. Иисус объясняет, что, когда люди осознают это, когда они осознают, что они упустили, это произведет на них опустошительное впечатление. — Бентон.
И происходить эти муки будут вечно.
Учение о чистилище
Католическое учение — Догмат о чистилище — сформировалось еще в XIII-XY веках в работах Фомы Аквинского. Надо сказать, что еще и до этого времени в разных сочинениях на эту тему представители церковных конфессий, признававших чистилище как таковое, пытались определить некую общую суть этого понятия: так, православные спорили с католиками об этом еще в 1231-м году.
Мы не будем сейчас рассматривать все перипетии этого процесса, отметим лишь то, что окончательно понятие чистилища закрепилось в богословии у католиков на Тридентском соборе в 1563 году. Суть его состоит в том, что если человек был крещен и совершил в своей жизни грех, который остался неотпущенным, такой человек как раз и попадает после своей смерти в чистилище, где будет подвержен временному наказанию.
Чтобы очистить умершего от его земных грехов, живущие могут приносить за таких грешников определенного рода жертву, которая может помочь тем очиститься пред взором Вечности. В ожидании такого очищения — в надежде на скорое избавление и возвращение на небеса к Богу — эти грешные души не находятся ни в раю, ни в аду.
В свою очередь, — продолжая тему межконфессиональных раздоров и конфликтов, — протестанты, например, в лице Лютера и Кальвина, и вовсе решительно отвергали концепцию чистилища как такового, ибо: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27)
Отрицает существование чистилища также и православие, не мешая, впрочем, живущим молиться за умерших. Здесь альтернативы не существует: либо вечное блаженство — либо вечное мучение. Вот и выбирайте сами…
В космологии ислама пространством между раем и адом является Араф (преграды, — в переводе с арабского).
О бессмертии человеческой души
Ни один вопрос так не волновал человеческие умы за все время существования человека, как вопрос о бессмертии души, о загробной жизни. Раньше, чем приступить к раскрытию этого вопроса, необходимо сказать, что и для нынешнего времени он является самым настоятельным вопросом, трудность которого сознают величайшие философы и мыслители. Но мы будем руководствоваться не только собственным разумом, а главным образом Священным Писанием.
Я знаю, что, избравши предметом сегодняшней беседы с вами такой вопрос, я столкнусь с предубеждениями и разными учениями настоящего времени и должен буду идти против течения современных философов. С тех пор как существует христианство, ни одна эпоха не была менее преисполнена сознанием о вечности, как настоящая. Мысли современных поколений, нас окружающих, направлены к настоящему часу, к области видимого мира. Вопрос, который будет служить предметом сегодняшней беседы, с первого взгляда не представляет ничего реального, действительного. Такой взгляд несколько смущает меня, руки как бы опускаются, чувствуется несостоятельность своих богословских и философских знаний, и готов, кажется, сойти с этой высокой церковной кафедры с немым молчанием, но и не теряя энергии. Мысли современных поколений, как я уже сказал, направлены к настоящему часу, к области видимого мира, но христианство не есть религия эпохи или часа, оно неизменно в своих догматических и нравоучительных истинах. Религия христианская касается души человека, а не вкусов времени, отдельных лиц или школ, веяний или направлений. Христианство создано на крепком фундаменте, основания которого непоколебимы, и оно не ищет себе опоры в господствующих мыслях дня, оно ищет ее и находит в страданиях и постоянных стремлениях человечества.
Будущая жизнь отрицалась многими во все времена, она многими отрицается и в наше время. Одни приходят ко гробу умершего для того только, чтобы взять его тело как ненужную и даже вредную вещь и похоронить на кладбище. Из уст их не выходит ни одной молитвы, ни одно божественное слово не освещает их печали, и на что им молитвы и божественные слова, когда они не веруют в Бога и в загробную жизнь. Другие – верующие – провожают умершего в надежде встретиться в загробном мире. Одни себе говорят: Станем есть и пить, ибо завтра умрем (1 Кор. 15: 32), а если иногда и признавали будущую жизнь, то делали это из-за практического материализма. Другие со страхом и трепетом совершают свое спасение. Одни утверждают, что со смертью все кончается для человека. По их собственному мнению, в человеке никакой души нет, и то, что мы называем душою, по их словам, умирает вместе с человеком. Это говорят только те, которые вместе с душою отрицают и бытие Бога. Главная характерная черта таких людей – беспечность: они живут, не задумываясь ни над чем, ничто их из области высшей, духовной не интересует, они живут большею частью беззаконно, стараясь только об одном: как бы прожить получше, повеселее и поудобнее, лишь бы жизнь их удовлетворяла, хотя бы она была исполнена всякой лжи, неправды, мерзости и лукавства. Вот почему существование Бога и бытие души для них одно только неприятное явление: они мешают их широкой жизни течь так, как она течет, и вот почему они отрицают Бога и душу. Они сознают, что за беззакония необходимо отвечать, и вот они успокаивают себя и говорят, что нет никакого Бога и нет никакой бессмертной души. Взгляд такой на Бога и душу льстит их греховной и испорченной природе, взгляд такой дает им смелость есть, пить и веселиться, ибо, по их мнению, завтра все равно умрут, а там, за гробом, жизни нет, души нет и отчета о своих деяниях некому давать.
Но пусть они говорят и утверждают так. Мы знаем, что душа есть и что она бессмертна. Это подтверждает нам Священное Писание. В книге Екклесиаста Ветхого Завета говорится: Отходит человек в вечный дом свой (то есть после телесной смерти)… И возвратится прах (то есть тело) в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12: 5, 7). То же самое и в книге Премудрости говорится: Праведники живут во веки; награда их – в Господе и попечение о них – у Вышнего (Прем. 5: 15).
В бессмертие человеческой души (следовательно, и в загробную жизнь) веровали и все ветхозаветные праведники. Но особенно ясно бессмертие души человека чувствуется в Новом Завете. Там прямо сказано: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геене (Мф. 10: 28); Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22: 32). Те из христиан, которые умерли и достигли воскресения из мертвых, умереть уже не могут, ибо они равны ангелам (Лк. 20: 35–36). Вот почему Господь наш Иисус Христос многократно повторял и говорил Своим ученикам и последователям: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Мф. 6: 19–20). Или прочтите 25-ю главу Евангелия от Матфея о десяти девах – о пяти мудрых и пяти юродивых, как Он предостерегает Своих последователей вместе с горящими свечами запастись и елеем, чтобы свечи не потухли и внезапно не пришел Жених. Здесь раскрыт момент Страшного суда. Если бы загробной жизни не было или, что то же, если бы душа человека не была бессмертна, то зачем было Христу Спасителю предупреждать Своих последователей о грядущем Суде.
Кроме слов Священного Писания Ветхого и Нового Заветов в бессмертии человеческой души нас убеждает еще и сношение душ людей умерших с людьми живыми. Сношение это происходило всегда и во все времена Ветхого и Нового Заветов. В этом можно убедиться из жизни Моисея, царя Саула, пророка Самуила и др. Но не будем приводить примеры из ветхозаветной жизни. Возьмем недавнее сравнительно прошлое. Двести лет тому назад Россия гордилась своим знаменитым ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Плывя (из Голландии) в Россию на корабле, он видел следующий сон. Взору его представляется бесконечное Ледовитое море, по которому он в детстве часто плавал, и на море заметил он лодку и сидящего в лодке своего отца-рыбака. Поднялся сильный ветер и буря, волны морские готовы были поглотить его любимого родителя. Ломоносов хочет броситься к своему отцу на помощь, но руки его онемели. Лодка, грянувшись о берега близ одного скалистого острова, разбилась в щепы. Ломоносову представляется страшная и ужасная картина. Отец его борется с высокими гигантскими волнами жестокого моря; на минуту погрузившись в воду, он опять появился на поверхности воды и вскрикнул: «Михайло!», но скоро снова погрузился в воду и исчез из глаз Михаила Ломоносова, своего сына, а спустя несколько минут был выброшен на берег. Ломоносов сейчас же проснулся. Сном, только что виденным, он был сильно обеспокоен и решил в душе, что отец его действительно утонул в море и, выброшенный волнами на берег, лежит непогребенным.
По прибытии в Петербург он с большим трудом нашел здесь своих земляков и спросил о судьбе своего отца. Те сказали ему, что в начале весны отец его со своими товарищами отправился в море, но прошло уже четыре месяца, а о них не было никаких известий. Не имея покоя в душе, Ломоносов сам хотел поехать на виденный им во сне остров, который был ему знаком с детства, но его не отпустили из Петербурга. Тогда он упросил местных рыбаков побывать на том острове и, если они найдут там тело отца его, предать погребению. Действительно, в указанном им месте рыбаки нашли тело отца Ломоносова и погребли его. Не ясно ли отсюда, что сыну во сне явилась сама душа его отца, чтобы сказать о своем предсмертном томлении и посмертной туге вследствие того, что тело оставалось без погребения и молитв? Так верил и сам знаменитый Михаил Васильевич Ломоносов.
Души умерших являются не только во сне, но еще и наяву. Бессмертие души человеческой тут является более точным и открывается еще яснее. Тут человек своими глазами видит умершего как живого, и так как до его смерти он хорошо знал покойника, то тут он безошибочно может сказать, что он видит вот именно того-то, такого-то своего знакомого или близкого.
Цели, по которым души умерших являются живым людям, бывают разные. Очень часто они являются для того, чтобы тем или другим способом улучшить свое положение в загробной жизни. Ибо, как всем нам, православным христианам, известно, молитва живых, особенно молитва Церкви, приносит большую пользу душам умерших: она облегчает тяжелую участь их, если умершие за свою греховную земную жизнь в загробной жизни терпят мучения. И вот души многих умерших и являются на землю просить о себе молитв. А иногда души умерших, по воле Божией, являются на землю для блага того или другого своего родственника, желая оказать ему какую-нибудь духовную пользу. Чаще всего они являются тем родственникам, которые начинают вести жизнь плохую – безбожную или развратную. В этом случае они тем или другим способом помогают своему родственнику исправиться, помогают ему встать снова на путь истины. Или они являются сделать то доброе для своего близкого родного, что они при жизни не успели сделать. Следовательно, душа без тела является на некоторое время как бы продолжательницей жизненных дел души в теле.
Иногда души умерших являются родственникам просто по чувству родства, как бы скучая по ним. Очевидно, душа по выходе своем из тела некоторое время не теряет той связи с ними, какую имела, будучи в теле, и вот, по воле Божией, так или иначе и показывает эту связь. При этом нередко своим явлением души умерших приносят родственникам и какую-нибудь житейскую прибыль, разъясняя то или другое недоразумение, не разъясненное при их земной жизни, или указывая им, что они должны сделать для получения себе какого-нибудь прибытка.
После близких родственников самый близкий человек каждому есть его друг и благодетель. К друзьям и благодетелям люди питают искреннюю привязанность и благодарность. Душа человека, никогда не умирающая, бессмертная, и после выхода своего из тела удерживает эти чувства и нередко из загробного мира является к своим живым друзьям и благодетелям, чтобы засвидетельствовать им дружбу или благодарность.
Если бы позволило время, можно бы рассказать много случаев о явлениях душ умерших живым людям. Из этих явлений, при свидетельствах еще о том слова Божия, ясно, что душа человека после выхода из тела не умирает, а живет и будет жить вечно, иначе сказать – душа человека бессмертна. А если душа бессмертна, то человек, имея веру в бессмертие ее, должен быть готовым к этому; свою жизнь на земле он должен располагать так, чтобы она была приготовлением к будущей его жизни. Земная жизнь может продолжаться только несколько десятков лет и есть только начало жизни человека; главная же, настоящая жизнь для человека будет после и продолжаться не какие-нибудь десятки, а бесчисленное число лет, вечно. Вот об этом-то и нужно подумать каждому христианину. Необходимо каждому верить, что смерть не конец, а только начало жизни, поэтому заранее, заблаговременно нужно готовиться к ней. Она может наступить во всякое время. Не сегодня-завтра завеса закроется, и каждый пойдет туда, откуда возврата нет. Там возмездие за все сделанное в сей кратковременной земной жизни.
Братья! Верьте в загробную жизнь, верьте в бессмертие человеческой души, верьте, что вы после смерти будете жить вечно. Если вы в это не верите, то вы не верите, что и Господь Христос воскрес, и тогда напрасна ваша вера. Берегитесь ложных учений и лжеучителей, которые проповедуют и видят в смерти полное уничтожение человеческой души. В особенности это замечается в наш век. Но пусть настоящий век волнуется, пытается именем разума основать веру в жизнь вечную; пусть он находит для защиты своего дела апологетов красноречивее Руссо или мыслителей глубже и проницательнее Платона, мы, христиане, без боязни можем ожидать их результатов. Я вам напомню только последнюю беседу самого великого из древних философов со своими учениками в его темнице в Афинах. Сократ умирал, яд тек в жилах великого мудреца, и уже леденели его члены. Ученики его, наклонившись к нему, спрашивали его беспокойным взглядом, что ему предносится за этим светом, а он, проницательный гений, возвышенная и искренняя душа, старался приподнять завесу, он пытался показать, что душа человека бессмертна, и напоминал своим ослабевающим голосом все доказательства этой великой истины! Но к чему привели его усилия? Не открыл ли он желанной истины? Увы! Он, величайший гений и философ, мог только сказать: «Может быть…» Ему его будущее представляется темным, неясным, а накануне перед своими судьями у него вырвались такие полные меланхолии слова: «Если уничтожение есть мой удел, все-таки его я предпочту жизни, ибо я испытал, что самый лучший из моих дней не стоит одной ночи спокойного сна». Вот чем кончились усилия величайшего философа и гения.
Но и новейшая философия, как и древняя, пошла ложным путем. Она думала своими собственными усилиями основать веру в бессмертие человеческой души. Достаточно вспомнить смерть таких, как Ролан, Валазе, Леба, Кондорсе[1] и др. Здесь не слышно было ни одного голоса о вечности.
Философии никогда не удастся основать веру в вечную жизнь. И человеческую душу не удовлетворит ни одна философская теория. Нужен голос с неба, который бы возвестил о вечной жизни, и Голос этот был, и мы уверовали Ему всей душой и всем своим сердцем. Голос этот ободрил нас и все здравомыслящее человечество. Спасителем нашим Иисусом Христом разрушена смерть и явлена жизнь и нетление через благовестие (ср.: 2 Тим. 1: 10). Начиная с Иисуса Христа здравомыслящее человечество исповедует свою веру в жизнь вечную. Начиная с Него вера эта овладела сердцами миллионов людей всех веков с такою чудодейственной силой, что шли на мучение, как на праздник, но не для того, чтобы избавиться от жизни, как убивающий себя индус, и не для того, чтобы вкусить наслаждение чувственного рая, как последователи Магомета, но для того, чтобы вступить в жизнь правды, святости и любви. Мы, верные Христу Богу, будем вместе с многострадальным Иовом говорить: Я знаю, что Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам, мои глаза, не глаза другого, увидят Его (Иов 19: 25–27).
Перечитывая Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа, я нашел в нем слова «вечная жизнь» 40 раз. И, не сомневаясь, могу утверждать, что Спаситель целью Своего учения поставил вечную жизнь. Ищите прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6: 33), – сказал Он. А как искать Царства Божия, если нет загробной жизни? Царство Божие и правда Его начинается здесь, внутри нас, но оно будет полным и вечным после смерти, ибо наше жительство на небесах (Флп. 3: 20), а здесь, на земле, мы чужеземцы, жизнь эта – это жизнь ожиданий, мы временные путешественники, стремящиеся к тихой вечной пристани неба. Я не понимаю состояние души таких людей, которые совершают свое земное течение со всеми его трудностями без Бога и Его помощи, без веры и надежды. В самые тяжелые минуты жизни, в самых ужасных страданиях у меня в сердце была и есть торжествующая надежда, которая укрепляет меня на тернистом пути. Я рассуждаю так: земле всецело я не принадлежу, моя земная жизнь временная, но я могу страдать, ибо знаю, что мои страдания имеют цель, которую объяснит мне вечность; знаю также, что кого Бог милует, того и наказывает. С таким убеждением я могу страдать. Страдайте и вы, братья мои, в надежде, что страдания ваши приведут вас к цели. Сейте везде за собой и кругом себя свои живые надежды, расточайте эту надежду в ночи сомнения, проповедуйте о будущей жизни, без которой настоящая земная жизнь была бы самой бестолковой, ненужной и бесцельной. Будем верить, что Христос, восста от мертвых, начаток умершим бысть (1 Кор. 15: 20). Аминь.
Сказано в Кишиневской митрополии 8 февраля 1910 г.
Как соотносятся в православии понятия душа, дух и тело?
Существует мнение о том, что в христианском понимании человек есть некий цельный, целостный организм, и душа — равно, как и тело в нем, — представляют собой единую и нераздельную энергосистему.
Вот что говорил об этом еще в VII веке святой Иоанн Лествичник:
Оно (тело) – мой союзник и мой враг, мой помощник и мой противник, защитник и изменник… Что за загадка такая во мне? По какому закону душа соединена с телом? Как можно быть одновременно и своим другом, и своим недругом?
Зная уже о том, какую службу сослужило человеку его пребывание в нашем грешном падшем мире, нарушившем изначальное гармоничное единство тела с душою, мы можем ответить на этот вопрос, опять же, повторением библейской идеи о том, что сможем-таки быть спасены Христом — если сами этого захотим и будем прилагать к этому соответствующие усилия. Так как, в конечном итоге, христианин должен понимать, что сотворен по образу и подобию Божьему… И по словам Григория Богослова,
каждый из нас является и земным, и в то же время небесным, временным, и в то же время вечным, видимым и невидимым, стоящим на середине пути между величием и ничтожностью.
Пытаясь пояснить заявленное выше различие между словами душа и дух, уместно будет привести также высказывание святого Григория Паламы, суть которого заключается в том, что когда тело перестает тянуть душу вниз, соблазняемое желаниями плоти, — оно воспаряет вместе с душой, и человек всецело становится духом.
Казалось бы, на этих вполне исчерпывающих суть вопроса свидетельствах можно было бы и закончить эту статью, но есть и кардинально другие взгляды на идею бессмертия души…
Немного о лжеучениях
В теософии существует также и вполне стройная система взглядов о том, что источником и вдохновителем самой идеи бессмертия души является не кто иной, как лукавый. Мы помним, что некогда он пообещал Адаму и Еве бессмертие, сказав, что они не умрут, даже если нарушат Божественный завет, вкушая добро и зло от древа познания.
Посеяв, таким образом, недоверие к Богу в сердцах наших прародителей, лукавый породил ложь во Вселенной и совратил разум первых людей сообщением о том, что никакой смерти нет.
Таким образом, прекрасная идея о бессмертии сыграла тут весьма неприглядную роль. И в результате, как одна ложь порождает другую, — так и жизнь продемонстрировала Адаму и Еве наличие-таки смерти — и тут, благодаря усилиям и изощренности антипода, у людей вновь появилось искушение принять факт своей смерти за явление лишь частичное и временное… ибо существует якобы, как было обещано, бессмертная душа — и это главное.
Лжеучение проникает в Израиль
Здесь оно навсегда отпечатывается в сознании народа Божьего после вавилонского пленения и еще больше укрепляется в годы 175-164, во времена Антиоха, когда Иудея была оккупирована греками, а также — в процессе последующей эллинизации жителей Палестины. Лжеучение проникает в христианство со времен III века после притока в него греков, римлян и прочих народностей…
Вот так, удивительным образом, превращая учение в лжеучение, можно истолковывать суть вещей… На протяжении всей человеческой истории многократно происходили и продолжают происходить смены парадигм, когда плюс превращался в минус — и наоборот. О чем же стоит помнить в такой ситуации людям?..
Видимо, о том, что любая трактовка, какой бы они ни представала перед нашим взором в тот или иной исторический момент, не должна застилать или затуманивать сути самого явления.
Смерть — не конец, а лишь новое начало
Проводя аналогию с системой 7-ми уровней реальности: испытания пороками или Чистилище – всего лишь 4 уровень на лестнице божественной иерархии, где посмертно душа действительно «упорядочивает» накопленный за земное существование опыт. А далее «по делам ее» получает она, как и утверждает христианство. Но при недостатке опыта отправляется, конечно не в ад — заключает индийская философия — а всего-то обратно, в мир людей, где она обречена на продолжение своей цепи перерождений, дабы недополученный опыт приобрести. В случае достижения необходимого уровня осознания душа восходит на следующую ступень иерархии, или отправляется в Рай, как это называет Церковь. Однако, ждет ее там вовсе не покой, а дальнейшая работа над задачами, только уже совсем другого масштаба, на другом, ангельском уровне.
Мистерии Востока не дают окончательно верного описания посмертного пути души. И даже сами взгляды на вечность бытия в разных школах Индуизма носят весьма противоречивый характер. Одно направление говорит о прекращении существования личности после выход из Сансары как самости и растворении ее в Абсолюте. Другое — отождествляет душу с этим самым Абсолютом, называя ее Атманом — бессмертным, индивидуальным и вечным.
Так что же такое бессмертие души? Бессмертие ли индивидуального сознания? А может, душа — просто шарик из космического теста, которое Великий Демиург то и дело переплавляет во все новые, и новые формы, каждая из которых едва ли помнит о своем прошлом, хотя и состоит из него.