Уголок Афона среди тверских лесов: уникальный монастырь с чудотворной иконой

***

Монастырь в этом месте был основан в середине 16 века. Все постройки были деревянные, поэтому обитель неоднократно горела, а за всю историю существования монастырь трижды был разрушен полностью: сначала поляками в смутное время, затем во время крупного пожара в 1675 году и третий раз – во время Великой Отечественной войны, когда в 1941 году вражеская немецкая авиация разбомбила монастырские храмы до основания. Сейчас монастырь возрождается вновь, с 2008 года, под руководством и заботами игумена Бориса (Тулупова). А ведь ещё лет 15 назад, глядя на заросший пустырь и развалины единственной уцелевшей постройки, идея восстановления обители казалась утопичной.

Фото из архива монастыря.

Все строения на территории Николо-Малицкой обители, за исключением братского корпуса из белого камня 18 века, — новые. Но от этого красота и уникальность храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы нисколько не проигрывают. Он был построен на историческом месте, где ранее стоял порушенный Покровский храм (в западном стиле Петровского барокко), и даже повторяет его архитектурные границы. Но на этом сходство заканчивается.

Новый Покровский храм Малицкого монастыря строили в святогорском неовизантийском стиле. Это копия церкви Честного пояса Богородицы монастыря Ватопед на Афоне.

Храм совершенно особенный и удивительный. Он разделён на три части, в каждом из которых идут свои службы. Как только переступаешь порог и проходишь через инкрустированные витражами двери, сразу же попадаешь …нет, не в сказку и не в волшебный мир, а в Дом Божий, наполненный гармоничной красотой, благочестием. Ты отряхиваешь мирскую суету у порога, забываешься и чувствуешь особую благодать, даже если далёк от Церкви. Хотя есть здесь и небосвод с золотыми звёздами и солнцем, и живые огни, и чудеса. Недаром всё-таки все византийские крестово-купольные храмы, выстроенные по подобию Святой Софии в Константинополе, стали прообразами рая или царства Божия не земле.

В монастыре действует греческий церковный устав (разительно отличается от русского), он объединил в себе уставы двух обителей на Афоне – дореволюционного русского Пантеилемонова монастыря и сербского монастыря Хиландар. Службы идут на греческом и церковно-славянском языках, во время богослужений поёт византийский хор.

Содержание

  • 1 Нило-Столобенская мужская пустынь
  • 2 Благовещенский женский монастырь (Бежецк)
  • 3 Ольгин женский монастырь в Волговерховье
  • 4 Воронцовский Благовещенский женский монастырь
  • 5 Вышневолоцкий Казанский женский монастырь
  • 6 Дмитровский Кашинский мужской монастырь
  • 7 Николаевский Клобуков женский монастырь
  • 8 Вознесенский Оршин женский монастырь
  • 9 Житенный женский монастырь
  • 10 Краснохолмский Николаевский Антониев мужской монастырь
  • 11 Успенский мужской монастырь (Старица)
  • 12 Екатерининский женский монастырь (Тверь)
  • 13 Николо-Малицкий мужской монастырь
  • 14 Успенский Желтиков мужской монастырь
  • 15 Успенский Отроч мужской монастырь
  • 16 Христорождественский женский монастырь (Тверь)
  • 17 Борисоглебский мужской монастырь
  • 18 Тихоновский Торопецкий женский монастырь
  • 19 Николо-Теребенский женский монастырь
  • 20 Глебова пустынь (Глебово)
  • 21 Никольский Скит Житенного монастыря (Крапивня)
  • 22 Свято-Преображенский Оковецкий скит

Нило-Столобенская мужская пустынь[править]

Монастырь расположен на Столбенском острове озера Селигер, на месте отшельнического подвига преподобного Нила Столобенского, в 10 км от города Осташкова.

В 1528 году на острове Столобном озера Селигер поселился отшельник Нил Столобенский. До этого в течении тринадцати лет он жил в дремучем лесу на берегу реки Серемхи, но там не смог спрятаться от людской славы. В первый год жизни на острове он выкапывает в горе небольшую пещеру, где проводит зиму. В 1529 году он строит на острове хижину и часовню. 7 декабря 1554 года преподобный Нил скончался, в 1560 году над его могилой была возведена часовня.

В 1591 году на остров приходит иеромонах Герман, который течении нескольких лет и при помощи нескольких человек возводит на острове деревянную церковь в честь Богоявления Господня с пределом во имя святого Василия Блаженного.

В 1594 году «островитяне» получают благословенную грамоту патриарха Московского и всея Руси Иова на открытие монастыря Нилова пустынь, этот год становится годом основания монастыря.

Адрес:

172757, Тверская обл., Осташковский р-н, п/о Светлица.

Телефон:

8(48235)5-08-04(канцелярия), (монастырская гостиница).

Благовещенский женский монастырь (Бежецк)[править]

Дата основания

: 1994

Статус

: действ.

Адрес

: Тверская обл., г. Бежецк, ул. Нечаева, 43

Телефон

: (231) 2-42-80

Назван в память прежде бывшего Благовещенского монастыря. В связи с невозможностью воссоздания на старом месте, сёстры были первоначально помещены в каменном 2-этажном доме 1890-х (быв. церковно-приходская школа), у Спасо-Кладбищенской церкви. Отдельного монастырского храма не имеется.

Ольгин женский монастырь в Волговерховье[править]

Дата основания

: 1649

Статус

: действ.

Адрес

: Тверская обл., Осташковский р-н, с. Волговерховье

Web

: https://svolgi.ru/

Первый монастырь у истока Волги был основан как мужской (Волговерховский Преображенский монастырь) в середине XVII в. по указу царя Алексея Михайловича. Он просуществовал до начала XVIII в., постепенно приходя в упадок. В 1724 после большого пожара был упразднен. Новое возрождение монастыря началось в 1907 в качестве женской общины в Волговерховье, которая была приписана к Вышневолоцкому Казанскому женскому монастырю. Вскоре (в этом же году) Ольгинская община получает статус монастыря и становится самостоятельной. В 1920-х монастырь закрывается. В 1960-х была попытка создать на его основе историко-культурный заповедник. В 1990-х монастырь был возвращен епархии и возобновлён как женский.

Воронцовский Благовещенский женский монастырь[править]

Дата основания

: 1898

Статус

: сохр.

Адрес

: Тверская обл., Торопецкий р-н, д. Воронцово

Женский монастырь образован в 1903 г. из общины в имении Софии Пфейфер и Клавдии Перепечиной, при участии Иоанна Кронштадтского. В 1925 г. закрыт, все постройки переданы сельскохозяйственной артели.

Вышневолоцкий Казанский женский монастырь[править]

Казанский монастырь

— православный женский монастырь Казанской иконы Божией Матери в Вышнем Волочке в Красном Городке на восточной окраине города.

Казанский общежительный монастырь был основан в 1881 году из существовавшей с 1872 года женской общины, основанной на средства князя Путятина. Здесь находилась греческая икона, представлявшая поясное изображение Божией Матери без Богомладенца. Эта святая икона сначала была домашней святыней императора Андроника III Палеолога, затем пожертвована им Монемвасийской обители в Морее (Греция); при нападении турок на эту обитель во время вторжения их в 1821 году в Грецию, святая икона была перенесена настоятелем Агапием в город Патрас; после смерти Агапия она, по его завещанию, досталась его родственнику, русскому генеральному консулу Н. И. Власопуло, сын которого в 1839 году пожертвововал ее императору Николаю I; в Санкт-Петербурге святая икона до 1868 года хранилась а Зимнем Дворце, а до 1877 года в Троицком соборе на Петербургской стороне, откуда 1 мая 1877 года она и была перенесена в Казанский монастырь.

Адрес

: Россия, Тверская область, г. Вышний Волочек, Красный городок

Дмитровский Кашинский мужской монастырь[править]

Дми́тровский монасты́рь

(Дими́триевский) — православный мужской монастырь в Кашине, возникнувший предположительно в конце XIV века.

Возник на реке Кашинка. Достоверные сведения о времени и основателях храма отсутствуют; при этом, согласно народным преданиям, его основал в XV веке преподобный Макарий Калязинский, принявший иночество в Николаевском Клобукове монастыре. О давности и значимости монастыря говорит то, что настоятели его известны с первой половины XVI века: в частности архимандрит Варсонофий (около 1521 года) и Мисаил (1544—1551 годы).

Название монастырю дал храм в честь Св. Великомученика Димитрия Солунского. В 1609 году Дмитровский монастырь сожжён и разграблен поляками, после чего его отстраивали заново. В XVII—XVIII веках, владея многочисленными деревнями, пашнями и лесами, обитель стала наиболее крупной и состоятельной в округе.

Дмитровский монастырь, окружённый высокими стенами, стал местом заключения для некоторых опальных лиц. Так, в здешней монастырской келье несколько лет пробыл в заточении принц Густав, герцог, сын шведского короля Эрика XIV, который, согласно летописи Бера, погребён был в монастыре. С 1764 года являлся заштатным монастырём.

Адрес

: Тверская область, Кашинский район, город Кашин, улица Инны Константиновой, территория Кашинского техникума

Николаевский Клобуков женский монастырь[править]

Дата основания

: не позже нач. XV в.

Статус

: действ.

Адрес

: Тверская обл., г. Кашин, ул. Смычка, 6

Телефон

: (48234) 2-35-00

E-mail

Web

: https://klobukov.ru/

Основан как мужской монастырь не позже нач. XV в. Известен как место иноческого пострига прп. Макария Калязинского. Закрыт в 1920-х. Вновь открыт в 1994 как женский.

Вознесенский Оршин женский монастырь[править]

Дата основания

: не позже 1-й пол. XVI в.

Статус

: действ.

Адрес

: Тверская обл., Калининский р-н, с. Орша

Оршин Вознесенский монастырь

— женский (бывший мужской) православный монастырь Тверской епархии в Тверской области при впадении реки Орши в Волгу, в 18 км от Твери.

Житенный женский монастырь[править]

Житенный (Житный) Смоленский монастырь

— православный женский монастырь Тверской епархии, расположенный, в полутора километрах от города Осташкова, на острове озера Селигера Житном.

Основан в 1716 году как мужской, на месте, где ранее находился город Кличень. Монастырь посвящён Смоленской иконе Пресвятой Богородицы.

С 1773 по 1930 годы на территории обители был создан Некрополь, куда погребались священнослужители, усердные вкладчики и представители известных дворянских фамилий. На средства наследников и родственников, погребенных на кладбище, было установлено много мемориальных памятников.

В 1920-е годы был закрыт советской властью. Некрополь был уничтожен. Многие плиты пошли на строительство городских домов и сооружений, а часть ушла в землю.

17 июня 2002 года по указу архиепископа Тверского и Кашинского Виктора и Священного Синода открылся как женская обитель.

Адрес

: Тверская обл., Осташковский р-н, г. Осташков, п-ов Житное, д. 3.

Краснохолмский Николаевский Антониев мужской монастырь[править]

Дата основания

: 1461

Адрес

: Тверская обл., Краснохолмский р-н, д. Слобода

Монастырь основан преп. Антонием Краснохолмским, пришедшим на реку Мологу из Белозерской стороны. В каменной трехъярусной колокольне(1668) размещались монастырская библиотека и архив. С 1809 г. в монастыре находилось Краснохолмское духовное училище. В советское время закрыт, почти полностью разрушен.

В монастыре под спудом хранились мощи основателя преп. Антония.

Архиепископом Тверским и Кашинским Виктором в 2010 году принято решение о подготовке к регистрации монастыря как действующей обители.

В августе 2013 года Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь зарегистрирован как Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье. Настоятелем подворья назначен иеромонах Силуан (Конев).

Успенский мужской монастырь (Старица)[править]

Дата основания

: нач. XII в.

Статус

: действ.

Адрес

: Тверская обл., Старицкий р-н, г. Старица, ул. Пушкина, 1

Телефон

: (48263) 2-36-35

Web

: https://www.fondumstar.ru/

Ста́рицкий Свя́то-Успе́нский монастырь — православный мужской монастырь в Тверской епархии. Расположен в городе Старице на реке Волга выше устья реки Верхней Старицы.

Екатерининский женский монастырь (Тверь)[править]

Свято-Екатерининский женский монастырь
Монастырь был учреждён в 1996 г. на основе церкви великомученицы Екатерины. Эта церковь в стиле барокко освящена в 1781 г.

Недавно появившаяся в монастыре икона Божией Матери «Не рыдай мене, Мати» обратила на себя внимание необычными явлениями. Когда реставратор работал над иконой, от лика Божией Матери вдруг изошёл свет, ярко осветивший всю комнату. Когда после этого икону пытались сфотографировать, фотоаппарат не срабатывал до тех пор, пока не догадались помолиться. Число сестёр нового монастыря – около 20. При монастыре действует богадельня.

Трудниц принимают.

Богослужения. Утреннее богослужение по будням в 7 ч, по субботам – в 8 ч., по воскресеньям и большим праздникам – в 9 ч. Вечернее – в 17 ч.

Тел.

Адрес:

ул. Кропоткина, 19/2

Николо-Малицкий мужской монастырь[править]

Монастырь основан между 1584-1598 гг. на пустоши Шевякова. Названа обитель по имени речки Малицы. Сначала обитель была очень бедная. После Смутного времени молитвами и трудами немногочисленной братии жизнь на Малице стала постепенно устраиваться. Сюда потянулись люди, рядом возникла слобода.

В 1675 г., от сильного пожара вся обитель сгорела. Среди пепла и песка была обнаружена икона святителя Николая Чудотворца, чудесным образом уцелевшая в столь сильном пожаре. В 1676 г. на пожертвования тверского дворянина, стольника Григория Дмитриевича Овцына вместо сгоревшей деревянной церкви был построен пятиглавый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса с двумя теплыми приделами: святителя Николая и иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия. Восстановлены братские келии и службы в монастыре. Во второй половине XVIII в. в монастыре началось капитальное каменное строительство.

В 1751-1760 на средства графини М. Г. Шуваловой монастырь почти полностью отстроен заново, руководил строительными работами арх. П. Я. Плюсков.

В 1829 по проекту И. Ф. Львова был перестроен братский корпус.

Адрес:

Тверская обл., Калининский р., д. Николо-Малица, ул. Школьная, д. 17.

Успенский Желтиков мужской монастырь[править]

Дата основания

: 1394

Архитектор

: Фёдоров А. П. (1912) — строительство по собств. проекту (монастырский корпус(корпуса))

Адрес

: Тверская обл., г. Тверь. ул. Борихинская (д. Борихино)

Мужской монастырь основан св. Арсением Тверским на берегу р. Тьмаки близ Твери, на месте под названием Желтиково. После смерти св. Арсений погребен в монастыре, в притворе Спасского придела Успенского монастыря. Обитель пользовалась покровительством Ивана Грозного и Петра I. В 1928 закрыта, в 1930 разрушены новая и старая колокольни, на территории располагались авиационные мастерские. В 1941, при отступлении советских войск из Калинина, взорваны все храмы и настоятельский корпус. После 1945 на территории устроен военный склад ГСМ. В 2011 здесь решено устроить подворье Николо-Малицкого монастыря, планируется восстановление обители.

Успенский Отроч мужской монастырь[править]

Дата основания

: 1265 год

Отроч Успенский монастырь — православный монастырь в Твери. Основан в середине XIII века. В 1930-е годы все монастырские постройки, за исключением собора Успения Пресвятой Богородицы, сохранившегося по настоящее время, были уничтожены.

Предание связывает основание монастыря с Григорием, отроком тверского князя Ярослава Ярославича. Он во время охоты увидел в окрестностях Твери красавицу Ксению и захотел жениться на ней. Родители были не против, но Ксения понравилась князю и стала его женой. Григорий после этого принял монашеский постриг. В летописи за 1265 год сообщается об основании монастыря:

«тщанием и рачением великого князя Ярослава Ярославича Тверского и великия княгини богомудрыя Ксении, по совокуплении их законного брака в четвертое лето по прошению и молению любимого его отрока Григория, а во иноческом чину Гурия»

.

Отроч монастырь стал одним из крупнейших тверских монастырей, в нём велось тверское летописание (Тверской летописный свод 1305 года), была написана «Повесть о Михаиле Тверском» и предположительно «Повесть о Тверском Отроче монастыре».

В 1531 году в монастырь был сослан преподобный Максим Грек, который провёл в его стенах 20 лет. Во время заключения им были написаны многочисленные богословские труды, в том числе «Слово о неизглаголанном Божьем промысле», «Слово душеполезно» и «Слово о покаянии».

Адрес

: Тверская область, г. Тверь, набережная Афанасия Никитина, 1

Христорождественский женский монастырь (Тверь)[править]

Точно неизвестно, кто и когда основал Христорождественский монастырь в Твери. Впервые упомянут в грамоте, датированной 1514 годом. Распространено предание, что обитель возникла в начале XV века по благословению святителя и чудотворца Арсения, епископа Тверского.

В Смутное время монастырь был разорён, долгое время находился в упадке. Но с конца XVII века стал благоустраиваться и достиг лучшего положения. Тем не менее до начала XIX века все постройки монастыря оставались деревянными. Главной святыней обители являлась чудотворная Тихвинская икона Богоматери, принесённая в монастырь в 1703 году.

Адрес

: г. Тверь, ул. Баррикадная, 1-1 А

Борисоглебский мужской монастырь[править]

Борисоглебский монастырь

— крупный мужской монастырь в городе Торжке; считается древнейшим в Тверской области.

Монастырь «не имеет клочка писанной истории вплоть до XVI века, и списки настоятелей открываются ставленниками Грозного». Из житийной литературы XVII века следует, что монастырь основал в 1038 году боярин Ефрем, бывший конюшим киевского князя Владимира I Святославича. Причиной, подвигшей боярина к основанию монастыря, было убийство Святополком Бориса и Глеба, после которого он решил удалиться от светской жизни и заложить монастырь на берегу реки Тверцы.

Изначально боярин Ефрем якобы основал обитель на возвышенности у реки, а в 1038 году был построен храм, получивший название Борисоглебского в честь Бориса и Глеба и давший название всему монастырю. В исторических источниках первые сведения о Торжке появляются в середине XII века.

Адрес

: Тверская обл., Торжок, ул. Старицкая, 7

Телефон

: 9-91-88

E-mail

Тихоновский Торопецкий женский монастырь[править]

Дата основания

: 2005

Статус

: действ.

Адрес

: Тверская обл., Торопецкий р-н, г. Торопец, ул. Еременко, 7

Web

: https://toropetz.narod.ru/

Женский монастырь основан в год 140-летия со дня рождения Патриарха Тихона.

Монастырь устроен на месте упразднённого в 1764 Николаевского Особного монастыря.

Николо-Теребенский женский монастырь[править]

Николо-Теребенский женский монастырь — монастырь Русской православной церкви, находящийся в посёлке Труженик (прежнее название Теребени) Максатихинского района Тверской области. Основан во имя Николая Чудотворца во второй половине XVIII века как мужской. В 1930-х годах закрыт, с середины 1990-х годов возрождается как женский.

Адрес:

171935 Тверская обл, Максатихинский р-н , п. Труженик ул. Садовая 24.

Глебова пустынь (Глебово)[править]

В селе Глебово находится каменная церковь, построенная в 1824 году на средства прихожан. Первое упоминание о церкви относится к 1689 году, когда, согласно «ввозной» грамоте, на селе была построена деревянная церковь. Первая церковь в Глебово была деревянная, на ее месте находится каменный памятник. В 1734 году в Глебово была построена новая деревянная церковь. Новый каменный храм, построенный в 1824 году, имеет три престола: главный — во имя Богоявления Господня и приделы: правый – во имя пророка Ильи и левый — во имя святителя Николая. Колокольня выстроена в 1852 году и имеет со шпилем 18 сажень высоты. Приделы расширены в 1888 году.

В 2021 году Глебова женская пустынь была преобразована в подворье Успенского Старицкого мужского монастыря

Тверской и Кашинской епархии Указом от 8.04.2019 года за №69.

Адрес:

171380, Тверская область, Старицкий район, деревня Глебово, дом 8

Телефон:

Как добраться:

проезд автобусом от Старицы до Бабынина, далее пешком три версты

Никольский Скит Житенного монастыря (Крапивня)[править]

В русской глубинке, на берегу речки Крапивенка в одноименной деревне Тверской области Осташковского района, где живет всего пять семей, да и то преимущественно в летнее время, вырос небольшой, построенный и расписанный своими силами деревянный храм во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Это Никольский скит Богородицкого Житенного женского монастыря

.

С 2009 года в скиту живет несколько сестер — в большой аскетике и трудах. 19 декабря 2014 года, в престольный праздник скита в храме Николая Чудотворца была отслужена первая Литургия. Литургия в Храме совершается раз в неделю — по четвергам — в день, посвященный Николаю Чудотворцу — Небесному покровителю скита. Каждый день сестры в череду читают в храме псалтирь, акафисты.

Адрес:

172769, Тверская область, Осташковский район, деревня Крапивня

Телефон:

Электронная почта:

***

Нас встречает отец Никодим – человек очень скромный, приветливый, утончённый и эрудированный собеседник. Он художник, трудится ещё и в иконописной мастерской при монастыре. Отец Никодим с такой любовью и ласковым воодушевлением рассказывает о храме, словно это некое живое существо.

Сначала для разговора мы присели на высокие деревянные стулья с лакированными перильцами, стоящие вдоль стен для прихожан, — стасидии. Молодой священник, сам неоднократно бывавший на Афоне, просвещает на тему греческого устава и рассказывает историю самого Николо-Малицкого мужского монастыря. Но потом, говоря об особенном убранстве Покровского храма, не выдерживает – встаёт, вооружается длиннющим шестом, правда, без зажжённого фитиля, и показывает, как во время службы монахи раскачивают светильники и главное огромное паникадило в центре колеса — хороса. Паникадила низко свисают на толстых цепях практически до уровня человеческого роста. И вот уже весь купольный небосвод и видимое пространство вокруг меня раскачиваются в такт своему особенному ритму, всё плывёт, увлекает и завораживает.

— По Святогорской традиции мы не используем электрический свет во время богослужений. Братья возжигают свечи на паникадилах. На буднях молимся практически в темноте, горят всего пара маслёнок, но по двунадесятым праздникам, престольным, в воскресные дни свечи на светильниках зажигают, после чего в самый торжественный момент службы приводят светильники в движение. Чем величественнее праздник, тем большее число свечей зажигают. Есть такое предание. Одному из монахов на святой горе Афон во время молитвы было видение: небеса открылись и воссиял яркий свет, в храм спустились ангелы. Когда хор начал петь, ангелы стали летать по храму и своими крыльями задевали светильники. Существует много разных духовных смыслов этого обычая, но мне нравится толкование святителя Николая Кавасила – движение огней в храме символизирует движение звёзд во вселенной, которые славят своего Создателя, — рассказывает отец Никодим.

Храм спроектировал тверской архитектор Михаил Будкин. К несчастью, он погиб в ДТП 31 августа 2021 года: как это и бывает чаще всего, уснувший за рулём водитель выехал на встречную полосу, где и произошло столкновение – погиб невиновный человек. У Михаила осталось на тот момент пятеро детей и жена, беременная шестым. Главным детищем погибшего Михаила стал Покровский храм в Николо-Малицком монастыре, где его архитектор трудился также алтарником.

Специально приглашённый художник-иконописец из Румынии один расписывал весь храм в течение 7 лет – все настенные сюжеты, купола, алтарь, иконостас, притворы, исповедальня – сотни композиций, более тысячи фигур, изображённых в поствизантийском стиле Феофана Критского, копии фресок из афонских монастырей Ставроникиты и Дионисиат. И венчает храмовую роспись изображение Спаса Пантократора (Вседержителя) на своде центрального купола.

А на хоросе – подвески-медальоны в виде двуглавого орла – нынешний государственный символ России тоже когда-то был позаимствован из Византии. Кстати, подобные хоросы некогда освещали своды Святой Софии во время богослужения, оттуда и пошла традиция раскачивать светильники.

— Сама архитектура, своды и всё убранство храма, даже акустика, сосредоточены и направлены на центр. Таким образом храм уподобляется микрокосмосу. Всё это сделано для того, чтобы объединить верующих в единое целое, в некую единую сущность, чтобы все вместе молились, славя Бога в едином порыве. В западной церковной архитектуре (базилики) подчёркивается дистанция и отдалённость между клириками (священниками) и верующими. У нас же другая концепция. По свягогорскому чину священник на Литургии выносит Святые Дары в центр храма, к прихожанам. И византийская архитектура как раз выражает эту идею общности и единства.

Святыни

За стенами молодого монастыря хранятся две важные святыни:

  • выжившая в огне, чудотворная икона Николая Чудотворца;
  • рака с мощами Святого Арсения Тверского — Святитель Арсений, является покровителем города Тверь и монашеским заступником.


    Икона и ковчег с частицей мощей Арсения Тверского в Покровском храме Николо-малицкого монастыря

***

Главная святыня Покровского храма — чудотворная икона Святителя Николая. История обретения её удивительна, как, впрочем, и та роль, которую знаменитый образ сыграл для обители.

В 1675 году монастырь был полностью уничтожен огнём, при разборе пожарища монахи обнаружили среди пепла под обломками икону. В том пожаре не уцелело ничего – ни одна постройка, а образ остался нетронутым. После обретения иконы начали происходить чудеса – исцеления от болезней. Монахи всё равно остались на месте обители, люди потянулись, монастырь начали постепенно возрождать, икона стала главной святыней.

В 1742 году от иконы Свт. Николая исцелилась графиня Мавра Шувалова – фрейлина императрица Елизаветы Петровны. Женщина была беременна, ехала из Петербурга в Москву и сильно захворала, пришлось остановиться в монастыре. Мавре день ото дня становилось всё хуже, и когда надежды уже не оставалось, монахи принесли икону Святителя Николая, отслужили водосвятный молебен. Выпив святой воды, графиня заснула, а на утро вельможная госпожа была здорова. Прибыв в столицу, Мавра разродилась здоровым младенцем, имя которому ожидаемо дали Николай. В благодарность чета Шуваловых перестроила деревянный монастырь на каменный – вместе с трёхпрестольным Спасским собором появились 7 церквей, колокольня, трапезная, жилые корпуса, стены, башни. Здесь же на территории обители, впоследствии, появился родовой некрополь Шуваловых.

После революции 1917 года, братию разогнали, но удивительно, что сам монастырь не тронули, объявив памятником архитектуры. Во время Великой Отечественной мы знаем, что обитель фашисты разбомбили, остался только полуразрушенная Покровская церковь и братский корпус. Потом земля отошла колхозу «Нива», в храме даже стали проходить службы, но в хрущёвскую оттепель его взорвали. Не по идейным причинам, а из-за корысти.

Было и ещё одно «историческое чудо» — Тверь была дважды спасена от поветрия холеры: после того, как город обошли крестным ходом с иконой Святителя Николая, эпидемии стали сходить на нет. Шествия стали ежегодными, последний крестный ход состоялся в 1927 году. По словам отца Никодима, исцеления от иконы происходят и сейчас, даже выздоравливают иноверцы – мусульмане и католики. Так, среди даров святому образу в качестве благодарности можно увидеть браслет с монетками, на которых видна арабская вязь.

Свято-Преображенский Оковецкий скит[править]

Оковский лес – уникальное место, «Повесть временных лет» описывает Оковский лес как своего рода географический центр, откуда берут начало три великие реки: «… Днепр же вытекает из Оковского леса и течёт на юг… Двина из того же леса вытекает и течёт на север… Из того же леса вытекает Волга и течёт на восток». Так вот здесь, в глуши Оковского леса, в Селижаровском районе Тверской области, в старинном селе Оковцы, с глубины более 900 метров бьёт древний источник. Предание гласит, что именно на этом месте в лето 1539 года было явлено одно из двух Оковецких чудес – Животворящий Крест. После чего среди дремучих и непроходимых лесов, с невиданной силой забил целебный родник, “напоя всякое немощное естество живительными струями и подавая исцеление множеству слепых, хромых, глухих и других болящих”. Вскоре невдалеке была обретена и чудотворная икона Пресвятой Богородицы Одигитрии. Икону с той поры стали называть Оковецкой (Ржевской). По указу Царя Ивана Грозного на месте обретения икон, рядом с Источником, был возведен храм. Струи чистейшей воды Источника наполняют глубокий круглый водоём, одетый в тёсаный гранит еще в 1870 году, по приказу Царя Александра II.

Адрес:

172232. Тверская область, Селижаровский район, деревня Оковцы, Святой ключ

Телефон:

Как добраться:

автобус Тверь — Селижарово, далее до Оковец

***

На вопросы о самом себе отец Никодим отвечал скупо и скромно. Удалось узнать, что он родом из Эстонии, учился в Московской духовной академии в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, а в Твери оказался «Божиим помыслом». В Эстонии нет мужских монастырей, поэтому желающие монашеской жизни вынуждены оттуда уезжать.

— Мы создали здесь маленький византийский мир, афонский уголок последи тверских лесов. Конечно, мы живём по греческому уставу, есть различия и в службе, и в правилах иноческой жизни, и в убранстве храма…Но всё это только внешняя сторона, формальная, даже красота и изысканность в убранстве церкви, а главное – это молитва и внутренняя духовная жизнь.

***

Особую величественность и торжественность богослужениям в монастыре придаёт пение византийского хора «Аксион Естин», регент которого Серафим Ершов. Серафим все детство прожил на Афоне в греческом монастыре Дохиар, где впервые познакомился с афонским уставом и византийским пением, которому его обучали насельники монастыря. Далее он продолжил образование на материковой Греции.

Название хора переводится как «Достойно Есть» — это один из самых почитаемых во всем православном мире образов Пресвятой Богородицы, который находится на Святой Горе Афон. В основной состав хора входит пять человек. Художественный руководитель коллектива Всеволод Бабицкий рассказал об особенностях византийского пения.

Все певчие из России, но обучались в монастырях Греции, в том числе, на Афоне. Всеволод попал туда в 12-летнем возрасте, когда родители по совету духовника семьи решили отдать мальчика в церковную школу при Андреевском ските в административном центре Афона, где он жил и учился до совершеннолетия. Школа удивительна не только своей историей, местонахождением и преподаваемыми дисциплинами, но и своими интернациональными классами – на Афон едут учиться христиане из очень многих стран – Румынии, Сербии, Болгарии, Кении, России, Австралии… Всё обучение и общение происходит на греческом языке, также в программе, помимо общеобразовательных привычных предметов: латынь, древнегреческий, иконопись, византийское пение и др. В классе было всего 8 человек, но совсем не обязательно, что все выпускники избирают путь служения церкви – у каждого своя судьба. Например, один из одноклассников Всеволода стал…лётчиком.

Что же касается нашего певчего, то далее образование он продолжил в Богословском университете в Салониках, окончил бакалавриат и магистратуру. В 2010 году вернулся в Москву. Однажды на праздник попал в тверской монастырь, в обители очень понравилось, после чего игумен Борис предложил Всеволоду остаться в хоре.

— Афон стал моей второй родиной, я очень полюбил это место. Монахи монастыря Симонопетра были попечителями и духовными наставниками, окружали меня заботой. Каждые выходные я приезжал туда, монастырь очень красивый, построен на скале. Мне настолько там нравилось жить и учиться, что, возвращаясь в Россию на каникулах, тосковал и хотел как можно скорее вернуться обратно. Теперь каждый раз, когда приезжаем в Тверь (прим. ред. каждые выходные) и поём в Николаевском Малицком монастыре, я воспоминаю Афон и словно переношусь туда. И это чувство нас всех объединяет и вдохновляет.

Расписание Богослужений и престольные праздники

Богослужения в монастыре можно посетить ежедневно:

  • понедельник, среда, пятница — 6:00 Утреня, 8:00 Литургия, 17:00 Вечерняя молитва;
  • четверг — 6:00 Утреня, 8:00 Литургия, 14:00 Акафист Николаю Чудотворцу, 17:00 Вечерняя молитва;
  • суббота — 6:30 — Утреня, 9:00 Литургия, 16:00 Всенощное бдение;
  • воскресенье — 9:00 Утреня, 11:30 Акафист иконе «Неупиваемая чаша», 17:00 Вечерняя молитва.

Важно! Ознакомиться с более подробным расписанием и изменениями на время поста и праздников можно на официальном сайте монастыря.
22 мая — престольный праздник Николая Чудотворца.

***

В России пение во время богослужений партесное, отличающееся многоголосием. Эта западная культура, пришедшая к нам из Европы ещё во времена правления Петра I. Византийское пение – восточное, древнее, отличающееся своими собственными музыкальными фразами и колоритом, имеющее свою особенную нотную систему в виде «крючочков» — это невмы. Византийское пение монодийное. Но удивительное дело: разные по тембру голоса певчих создают иллюзию полифонии. К тому же при исполнении хором песнопения фоном к словам звучит ещё голосовой аккомпанемент, сопровождающий гибкие и узорчатые певучие фразы. Он чем-то напоминает некий духовой инструмент. И в целом ожившая спустя века древняя музыка — словно песнь из какой-то саги – величественная, светлая, воспаряющая ввысь.

Партитуры песнопений певчие берут из репертуара афонских монастырей, где хранятся древние нотные рукописи. Некоторые произведения были переложены на церковно-славянский язык, чтобы было понятно, о чём поёт хор. Впрочем, есть и болгарские, и сербские песнопения, потому что там в храмах тоже звучит византийская музыка.

Сейчас византийский хор тверского монастыря не только присутствует на богослужениях в родной обители, но бывает и в других храмах России и зарубежья; недавно хор записал свой первый альбом «Византийская литургия».

— Византийское пение обогащает нашу духовную культуру. Это здорово, когда есть выбор – человек может пойти в храм, где партесный хор, или в храм, где византийский хор. Но в общем духовные песнопения призваны помогать людям молиться, становиться ближе к Богу, преображать свой внутренний мир, — добавляет Всеволод.

Тверской речной вокзал

В 1938 году на месте разрушенного Отроч монастыря по проекту архитекторов Е.И.Гавриловой, П.П.Райского и инженера И.М.Тигранова был сооружен Речной вокзал. Он стал самым верхним портом на Волге. До строительства канала Москва-Волга (Канал имени Москвы) в межень Волга мелела настолько, что большие волжские суда до Твери дойти не могли. В 1969-75 годах около Речного вокзала были построены 400-метровые причалы.


Первоначальный проект речного вокзала в Твери

В пору своего расцвета Тверской речной вокзал принимал экскурсионные и прогулочные суда, и был рассчитан на одновременное обслуживание 550 человек.


Здание речного вокзала со стороны Тверцы

В лихие 1990-е годы значение Тверского речного вокзала стало падать. Все меньше и меньше судов заходило сюда, здание начало разрушаться. Несколько раз его пытались приспособить под музей: в разные годы здесь размещались Музей воинских традиций и Музей ужасов. В 2011 году здесь открылся центр современного искусства «Тверца», который возглавили известный российский коллекционер, галерист и публицист Марат Гельман и художник Андрей Бильжо. Увы, состояние здания к тому времени было таково, что к зиме экспозицию пришлось свернуть.


Свято-Екатерининский монастырь и Тверской речной вокзал, июнь 2016 года


Речной вокзал, июнь 2021 года


Окна, июнь 2016 года


Крыло речного вокзала и причал, июнь 2021 года


Причал и устье Тверцы, июнь 2021 года


Причал, Тверца и Тверецкий мост им. П.Ф.Богомолова


Ступени, июнь 2016 года


Центральный объем речного вокзала, июнь 2021 года

Так хотелось, чтобы здание Тверского речного вокзала наконец-то восстановили. Чтобы вновь здесь кипела жизнь, швартовались волжские суда. Но этим надеждам не суждено было сбыться…


Речной вокзал и церковь Успения Пресвятой Богородицы бывшего Отроч монастыря, июнь 2016 года

Вечером 7 августа 2021 года никому не нужный Речной вокзал в Твери начал разрушаться. Площадь обрушения составила более 400 кв. м. Произошло частичное обрушение крыши, перекрытий этажей и южной стены здания. Дальнейшая его судьба неизвестна. Сейчас бывший Речной вокзал обнесен строительным забором, но никаких работ внутри замечено не было. Ситуация усугубляется еще и тем, что эта территория в прошлом принадлежала Отроч монастырю.


Руины Тверского речного вокзала, август 2021 год


Руины Тверского речного вокзала, август 2021 года


Руины Тверского речного вокзала, август 2021 года

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]