Кажется невероятным, что этот город, точнее, расположенная здесь могила святого Мины Котуанского, которая была одной из важнейших христианских святынь и крупным центром паломничества, была на тысячу с лишним лет забыта. Лишь в начале XX века Абу-Мина, находившийся примерно в 45 километрах от Александрии в Египте и разрушенный персидскими завоевателями в VII веке, был снова обнаружен немецкими археологами — при почти невероятных обстоятельствах. Об этом и о древнем городе Абу-Мина, возникшем на месте захоронения останков святого великомученика Мины Котуанского, рассказывает выставка в музее имени Боде (Bode-Museum) в Берлине. В экспозиции представлены фрагменты древних зданий, предметы быта и сувениры для паломников.
Предполагаемая могила святого мученика
О святом Мине Котуанском существует несколько противоречащих друг другу легенд. По самой распространенной версии, египетский солдат Мина Котуанский, исповедовавший христианскую веру, служил во Фригии в конце III — начале IV веков. Во времена преследования христиан он не отрекся от веры и принял мученическую смерть. Почитается, в первую очередь, коптскими, греческими и балканскими христианами. На их иконах его часто изображают на коне как воина. Это не случайно: он принадлежит к так называемым святым воинам наряду, например, с Георгием Победоносцем, Феодором Стратилатом, Дмитрием Солунским.
Контекст
Православные и католики: любовь возможна
Ахенские реликвии почитаются как в католическом, так и в православном мире. Поэтому в Высоком паломничестве в Ахене участвуют православные верующие из многих европейских стран. (27.06.2014)
Братья по вере Мины Котуанского перевезли его тело на корабле в Египет. Дальше останки мученика везли на верблюде. После очередной остановки верблюд никак не хотел идти дальше, и верующие, сопровождавшие тело, усмотрели в этом знак, указывающий на то, что тело Мины Котуанского должно быть захоронено именно здесь.
Завоевания и разрушения в античном центре паломничества
На месте, где, как предполагалось, находилась овеянная легендами могила святого Мины Котуанского, возникли культовые сооружения, потом вырос целый город, с религиозным центром и молельными домами, постоялыми дворами и жилыми постройками, торговыми лавками и мастерскими. Многочисленные верующие из всех уголков Римской империи совершали паломничество в этот город.
В начале седьмого века нашей эры Абу-Мину завоевали персы. Они пробыли на этой территории с 619 по 629 годы. В этот период город был разрушен. Позже этот центр паломничества перешел в попечение коптской, то есть египетской христианской церкви. Вновь застраивать город и восстанавливать разрушенную церковь, построенную на могиле святого, стали столетием позже, но былой красоты и значения он уже не обрел. А затем фактически был заброшен.
Летом 1905 года руины античного города были найдены археологом и теологом Карлом Марией Кауфманом (Carl Maria Kaufmann)и его двоюродным братом Эвальдом Фалльсом (Ewald Falls). Это произошло случайно, в последние дни археологической экспедиции, которая до момента обнаружения Абу-Мины не принесла никаких результатов.
Сосуд с изображением святого Мины Котуанского
Поиски ученых были сосредоточены в Киренаике, исторической области на территории современной Ливии. Сенсационную находку археологи сделали благодаря мальчику-бедуину, который принес им глиняный кувшинчик для хранения ароматных масел с изображением святого Мины Котуанского между двумя верблюдами. След этой находки привел братьев-археологов к печи для обжига изделий из глины, в которой они нашли еще несколько подобных керамических изделий. Теперь ученые уже не сомневались в том, что обнаружили древнюю христианскую святыню.
Столетние раскопки
Благодаря финансовой поддержке Франкфурта-на-Майне, родного города Карла Марии Кауфмана, а также Вильгельма фон Боде (Wilhelm von Bode), тогдашнего директора берлинского музея, который сегодня носит его имя, археологам удалось начать раскопки Абу-Мины уже осенью 1905 года. Первая экспедиция продолжались до 1907 года. Уже на этом этапе удалось обнаружить остатки крупной базилики, римские бани, позже — гостиницу для паломников, баптистерий и, конечно, множество артефактов. В 1950-1970-х годах здесь построили новый коптский монастырь Св. Мины. Сейчас он также является местом христианского паломничества. Из-за высокого уровня грунтовых вод в 2001 году город Абу-Мина был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, находящихся под угрозой уничтожения.
Смотрите также:
Сокровища древних этрусков
Золотая пряжка с изображением химеры. VII век до н. э. Этруски были очень религиозным и, судя по всему, очень суеверным народом. Во всяком случае, в химер они верили. Они обожествляли силы природы. Древняя Этрурия состояла из 12 городов-государств, которые объединяли их религия и общий язык, не похожий ни на один из известных языков и до сих пор не расшифрованный.
Сокровища древних этрусков
Капитолийская волчица. Этрусская бронзовая скульптура V века до н. э. Фигуры Ромула и Рема были добавлены уже в XV веке. Тогда же этот символ Рима — изображение волчицы, которая по преданию вскормила близнецов, основавших город, — перенесли в Капитолийский дворец.
Сокровища древних этрусков
Золотая застежка женского гребня. Вторая четверть VII века до н. э. Вглядитесь внимательней: с каким мастерством, как тонко и изящно сделано это украшение этрусским мастером более двух с половиной тысяч лет тому назад! Какая красавица его носила?..
Сокровища древних этрусков
Женский бюст из Черветери, города в провинции Лацио, в 55 км к северу от Рима. Когда-то это был самый богатый город Этрурии. Его население составляло в период расцвета 25 тысяч человек. Черветери (этруски называли его Цере) сдался римлянам, и поэтому какое-то время сохранял в Римской империи относительную автономию. Здесь находится один из самых крупных этрусских некрополей.
Сокровища древних этрусков
В одном из некрополей Черветери нашли и это покрытое золотом блюдо, изготовленное в VII веке до н. э. Сегодня оно хранится в одном из музеев Ватикана.
Сокровища древних этрусков
Золотые серьги в виде гроздей винограда (IV век до н. э.). Виноделие было одной из самых выгодных сельскохозяйственных отраслей древней Этрурии. Этруски и сами были не прочь как следует выпить, и экспортировали вино в другие города-государства.
Сокровища древних этрусков
Одно из этрусских захоронений в сегодняшней Тоскане. В таком сложенном из камней кургане хоронили богатых и знатных людей. Их гробницы могли состоять из нескольких комнат. Хоронили вместе с вещами, драгоценностями и даже рабами. Отдельные курганы соединялись между собой в города мертвых.
Сокровища древних этрусков
Крышка, которой закрывали саркофаг с телом или урну с пеплом умершего этруска (конец III века до н. э.). Великолепное пластическое изображение возлежащей на ложе пары! Чей именно прах был захоронен в этой урне — его или ее, установить не удалось.
Сокровища древних этрусков
Скульптура с одного из этрусских захоронений. Терракота, II век до н. э. У этрусков было особое отношение к смерти и загробному миру. Они богато украшали гробницы, часто изображая умерших, так сказать, в оптимистическом духе, — как и этого этруска с чашей в руке.
Сокровища древних этрусков
Амфора с изображением сражающихся воинов. Конец VI века до н. э. Этруски были хорошими воинами, знали толк в единоборстве с оружием или без него. Именно у них древние римляне переняли позже бои гладиаторов и гонки на колесницах.
Сокровища древних этрусков
Такой посудой из бронзы этруски пользовались не каждый день. Это праздничный сервиз, который использовался для банкетов в V веке до н. э. Этруски любили хорошо выпить и хорошо повеселиться, о чем говорят многочисленные фрески и барельефы с изображением пирующих и танцующих людей.
Сокровища древних этрусков
Музыканты и танцоры. Рельеф с гробницы VI — начала V века до н. э.
Сокровища древних этрусков
На снимке: бронзовая ручка от крышки давно сгнившего деревянного ящика (V век до н. э.). Что хранили в этом ящике, ручка которого изображает двух воинов, несущих тело своего убитого товарища? Какие-то целебные мази? Перевязочный материал? Оружие? Как и многое другое в истории этрусков, это так и осталось загадкой.
Великомученик Мина Котуанский
День памяти: 11 / 24 Ноября
Великомученик Мина |
Святой великомученик Мина (строго говоря, это – женский вариант данного греческого имени мужской вариант – Минас[59] – Μηνας, как, по правде говоря и мог называться мученик), родом египтянин, был воином и служил в городе Котуане под началом центуриона Фирмилиана во время царствования императоров Диоклетиана и Максимиана (284 — 305). Когда соправители начали жесточайшее в истории гонение на христиан, святой не пожелал служить гонителям и, оставив службу, удалился в горы, где подвизался в посте и молитве. Однажды во время языческого праздника святой пришел в город, в котором раньше служил. В разгар праздничных игрищ, смотреть которые сошелся весь город, раздался обличающий голос угодника Божия, проповедовавшего веру во Христа, Спасителя мира. Блаженный Мина, провидя Святым Духом об этом празднике, разжегся ревностью о Боге и оставив горы и пустыни пришел в город. Вошедши на средину того места, где происходили зрелища, мученик встал на возвышении так, чтобы его можно было видеть всем, и громким голосом воскликнул: «Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне» (Рим.10:20).
Когда святой Мина так воскликнул, все присутствующие на зрелище устремили свои взоры на него и замолчали, удивляясь его смелости, правитель города Пирр приказал взять «наглеца» и начал допрос.
Перед судом правителя Пирра святой мужественно исповедал свою веру и сказал, что пришел сюда, чтобы обличить всех в злочестии. Святой Мина отверг предложение принести жертву языческим богам, принял жесточайшие муки, после которых был обезглавлен в 304 году. Тело святого мученика приказано было сжечь. Христиане ночью собрали в погасшем костре уцелевшие останки мученика, которые положили в храме его имени, построенном после прекращения гонений на месте страданий и кончины великомученика Мины.
Тропарь Мине
Яко Безплотным собеседника /и страстотерпцем единовсельника, /сошедшеся верою, Мино, восхваляем тя, /мира мирови испроси /и душам нашим велия милости.
Виктор Дамасский | Стефанида мученица |
Мученики Виктор и Стефанида
День памяти: 11 / 24 Ноября
Святой мученик Виктор был воином родом из Италии во время царствования императора Марка Аврелия Философа (161 — 180) и служил в Сирии под началом командующего Севастиана. Когда император начал гонение на христиан, Виктор отказался принести жертву богам, когда командир легиона передал повеление императора воинам. Такое обязательное жертвоприношение являлось проверкой преданности воина богам, императору и отечеству. Святой предан был на мучения, но прошел сквозь все пытки невредимым. Ему вытягивали жилы, бросали в печь, кипящее масло, выламывали пальцы, но всякий раз сила Божия укрепляла его и он оставался цель и не колебался в своей вере. Силой молитвы он победил чародея, который намеревался отравить святого, но, съев отравленное мясо, святой по действию Божественной благодати остался жив и здоров и колдун с тех пор отказался от волхвований и стал христианином. По молитве святого прозрели внезапно ослепшие воины. Это произошло после того, как святого повесили вниз головой (предварительно выколов глаза) и держали так три дня, а на четвертый – решили снять, думая, что он мертв, но он оказался жив и во время порыва испуга-то они и ослепли и по молитвам святого были исцелены. Видя чудеса, явленные Господом через святого Виктора, молодая благочестивая супруга одного из мучителей, Стефанида, открыто прославила Христа, за что была предана лютой казни: ее привязали к двум согнутым пальмам, которые, распрямившись, разорвали мученицу. Святого мученика Виктора обезглавили. Мученики пострадали в Дамаске во II веке, где и преданы погребению их честные останки.