Духовные семинарии в Москве и России — список 2021


Духовные семинарии Москвы и Московской области

В столице есть несколько учебных заведений, где можно получить религиозное образование. Согласно правилам приема, поступление в духовную семинарию в Москве возможно только для мужчин определенного возраста (18-35 лет). Это относится и к другим семинариям страны.

Московская духовная семинария (Сергиев Посад)

Входит в состав Московской духовной академии. Позволяет получить образование на уровне бакалавриата и магистратуры по следующим направлениям:

  1. Теология.
  2. Подготовка служителей и религиозного персонала.

В академии также действует аспирантура.

Коломенская духовная семинария

Один из ведущих духовных вузов РФ, ведет свою историю с 1723 года. Благодаря строительству новых корпусов может принять достаточно большое число студентов: до 150 слушателей очного отделения и 700 — заочного.

Кроме обучения по основным специальностям, в семинарии можно также получить профильную подготовку на:

  • курсах повышения квалификации священнослужителей;
  • библейско-богословских курсах;
  • миссионерско-катехизаторских курсах.

Также семинария знаменита своим хором: он входит в хор духовенства Московской епархии.

Сретенская духовная семинария

Была открыта относительно недавно (в 1999 году) и находится на территории Сретенского монастыря. Одна из первых среди духовных семинарий в Москве перешла на Болонскую систему образования. Кроме основных направлений бакалавриата, здесь также действует магистратура по трем специальностям:

  1. Пастырское богословие.
  2. Христианское учение о государстве и обществе.
  3. Церковнославянский язык.

Здесь особое внимание уделяют встречам студентам с руководством семинарии: регулярно проходят пастырские беседы с ректором и духовниками, которые рассказывают семинаристам о пастырской жизни.

Перервинская духовная семинария

В семинарии действует:

  • богословско-пастырский факультет;
  • катехизаторское отделение.

Преподаватели и семинаристы участвуют в научной жизни РПЦ, а также занимаются социальной и просветительской деятельностью.

Руководство семинарии активно использует информационные технологии: помимо удобного и информативного сайта с виртуальным 3D-туром у вуза также есть канал на YouTube.

Николо-Угрешская духовная семинария

Семинария, расположенная в Дзержинске, начала свою работу в 1999 году: до этого момента на базе монастыря действовало духовное училище. Действует бакалавриат (теология и подготовка служителей) и магистратура:

  1. Богословие.
  2. История Русской Церкви.

Также организованы духовно-просветительские курсы «Сокровенный мир Православия», где преподаватели и студенты помогают светским людям открывать для себя Священное писание, традиции и законы духовной жизни.

«Мы только в самом начале пути»

13 апреля решением Священного Синода Русской Православной Церкви в России появилась третья Духовная академия. Семинария выросла до уровня Академии впервые в современной истории России. Новой Духовной академией стала Сретенская семинария — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, основанное в Сретенском монастыре в 1999 году. Об историческом событии, новой аспирантуре, планах на будущее и совмещении руководящих должностей — в интервью с исполняющим обязанности ректора Сретенской духовной академии, председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиереем Максимом Козловым.

Отец Максим, полтора месяца назад Священный Синод благословил открыть в Сретенской семинарии аспирантуру, в связи с чем семинария была преобразована в Духовную академию. Появление третьей Духовной академии в России, преобразование семинарии в Академию стало уникальным событием в истории постсоветской России. Как вообще возникла идея открыть в Сретенской семинарии, теперь Академии, аспирантуру?

Идея, как и всё самое главное в Сретенской духовной академии, выросла из самой жизни. И это меня радует, потому что порядок действий здесь был не от административного решения к созданию аспирантуры, а от развития учебного заведения к появлению в нем высшей ступени образования.

Сретенская духовная академия за 20 с лишним лет своей совокупной истории прошла путь от высшего монастырского училища к духовному училищу с циклом, соответствующим высшему образованию, потом к семинарии с бакалавриатом, потом появилась магистратура, была получена государственная аккредитация. И так складывалось, что большинство выпускников всегда хотели поступать на следующую образовательную ступень. Многие наши ученики шли и идут в магистратуру, и я думаю, что это естественно и правильно. Оканчивая центральное учебное заведение, имея возможность получить качественное образование, выпускник, естественно, хочет получить максимум от этого этапа своей жизни.

К тому же за эти годы сложился достаточно крепкий и квалифицированный преподавательский состав. Есть люди, которые преподают на протяжении всего существования Сретенской духовной школы. Есть объединение преподавательских кадров, одни представители которого вышли из духовной школы, совмещают преподавание в других высших духовных учебных заведениях, а другие — специалисты из светской высшей школы, кто занимается церковной наукой в самых разных областях.

Наконец, Сретенская духовная академия находится в центре Москвы, в одном из — патриотически скажу — лучших монастырей нашей Церкви, в одном из самых посещаемых московских монастырей. Мы должны были воспользоваться всеми этими намеками, которые посылал нам Господь через обстоятельства жизни. Не закрывать глаза на то, что можно сделать, ведь если можно сделать — значит, дóлжно.

Очень важно то обстоятельство, что Святейший Патриарх поставил задачу о создании в Москве, в нашей столице, в Патриаршем граде, значимого учебно-образовательного центра Русской Православной Церкви. И думается, что важной составляющей в этом проекте может стать Сретенская духовная академия. Святейший Патриарх, когда эта идея, эта возможность была озвучена, изначально поддержал и благословил, не устанавливая нам сроков, готовиться к тому, чтобы открыть аспирантуру.

Весь прошедший 2020/2021 учебный год был непосредственной подготовкой. Нужно было составить учебные планы, написать соответствующие программы дисциплин, создать большой комплекс учебно-методической, учебно-нормативной документации. Среди фотографий с последнего заседания Синода есть одна — с Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Воскресенским Дионисием, рядом с ним лежит толстая папка. В этой папке — массив документов, которые подала Сретенская духовная семинария на аккредитацию аспирантуры. Мы, конечно, надеялись на положительное решение Священного Синода: была проделана большая и добросовестная работа.

Усвоение нашей духовной школе именования «Академия» стало для нас неожиданностью. Поднимать вопрос о таком статусе никто из нас не дерзал, это было решение Святейшего Патриарха и членов Священного Синода, за которое мы очень благодарны. Это именование чрезвычайно обязывает: пусть пока только по наименованию, но мы поставлены в ряд с двумя другими центральными учреждениями высшего образования нашей Церкви на территории России и в ряд с четырьмя Академиями, которые есть в целом в Русской Церкви. Это большая ответственность. Темпами, не допускающими промедления и откладывания, мы начнем формировать то, без чего полноценная аспирантура не разовьется, — научную школу Сретенской духовной академии. И здесь уже есть заделы.

Первый задел был дан нынешним митрополитом Псковским и Порховским Тихоном — изучение разных сторон практического пастырского служения: и с точки зрения душепопечения, и литургики, и пастырской психологии. Открыт вопрос, как изучать практические дисциплины пастырского служения так, чтобы они усваивались студентами духовных школ. Здесь предстоит решить еще много непростых задач, в частности с преподаванием литургики, которая пока не усваивается так, как всем бы нам хотелось.

Второй задел — изучение древних языков. Может быть, до сегодняшнего дня акцент делался преимущественно на церковнославянском языке, памятниках славянской письменности. Филологический профиль есть в магистратуре и будет в аспирантуре. Не менее важным в СДА является изучение истории Церкви, особенно Церкви древней и средневековой, что, безусловно, предполагает знание древнегреческого и латинского языков. Еще многое в этой области предстоит сделать, но, имея квалифицированные преподавательские кадры, мы, я думаю, с этой задачей тоже справимся.

Сретенская духовная академия прошла длинный путь, прежде чем обрела свое нынешнее лицо. Кто, по-Вашему, сыграл важную роль в этом процессе?

Если обратиться к истокам, то, прежде всего, это основатель и первый ректор митрополит Тихон — без его формирующей роли вообще ничего бы не получилось. Как лицо нынешнего Сретенского монастыря в значительной мере определено тем вкладом, который внес митрополит Тихон, так и духовная школа сформировалась благодаря притягательной силе его личности. Люди хотели работать с человеком, которому они доверяли, который вел за собой и который при этом не забывал о материальной составляющей жизни: чтобы студенты жили и учились в достойных условиях, а преподаватели получали вознаграждение за свои труды. И все ведь мы знаем, что в Сретенке красиво, что монастырь и Академия — это всё еще и эстетически выполнено прекрасно. Это важно, потому что церковная красота формирует сознание будущего пастыря.

Затем это люди, которые трудились и трудятся у нас уже много лет. Это Лариса Ивановна Маршева — бессменная глава филологического направления и, в добром смысле, мама для наших студентов. Я вижу, как Лариса Ивановна относится к своим дипломникам, выпускникам: не столько по-преподавательски, сколько даже по-матерински. Это один из столпов нашей учености, соединяющий традиционность, ортодоксальность вероучительных взглядов с высоким научным уровнем, — протоиерей Вадим Леонов, проректор по научно-богословской работе. Это нынешний наместник Сретенского монастыря иеромонах Иоанн (Лудищев), который на протяжении многих лет был первым проректором семинарии и осуществлял всю текущую работу на предыдущих этапах. Это многолетний секретарь Ученого совета СДА протоиерей Николай Скурат, который проводит беспрецедентную работу с нашими журналами: каждый из них — целый том. Иногда мы, администраторы, скорбим, как долго они готовятся, но ведь, с другой стороны, в будущем историки смогут по журналам реконструировать жизнь Сретенской духовной академии за все эти годы. Отмечу Дмитрия Владимировича Дементьева: он сначала учился здесь, теперь трудится в учебной части.

Значимый вклад вносили и вносят профессора, которые в свое время по приглашению митрополита Тихона пришли из Московской духовной академии, будучи уже сложившимися церковными учеными и задавая планку в своих лекциях, публикациях. Это Владимир Михайлович Кириллин, Алексей Константинович Светозарский, протоиерей Владислав Цыпин — ученые и профессора, известные всей Православной Церкви. Никак нельзя приуменьшить вклад людей, которые пришли позже, но которые представляют все специфику системы высшего образования в настоящий момент. Тут уже много для Академии сделали священник Стефан Домусчи, Андрей Юрьевич Виноградов, священник Михаил Желтов. Мне дорого присутствие в СДА моего ученика и коллеги священника Антония Борисова. Очень важную консультационную помощь мы получили в этом году от профессора Алексея Мстиславовича Пентковского.

Что касается минувшего года, то я бы хотел отметить еще двоих сотрудников, появившихся вместе с нынешней администрацией в стенах Сретенской духовной академии. Это проректор по контролю качества образования Наталья Валерьяновна Леонтьева, специалист высочайшего уровня, эксперт Рособрнадзора. У нее большой опыт работы в стенах разных высших духовных учебных заведений нашей Церкви. Ее организационный, учебно-методический и практический вклад в подготовку всего комплекса документов очень и очень значим. И все сотрудники учебной части, канцелярии, других подразделений трудились в полной мере, готовя открытие аспирантуры. И еще большой вклад в подготовку внес доктор культурологии Денис Владимирович Макаров, доцент МДА и сотрудник Учебного комитета. Он возглавит нашу аспирантуру со следующего учебного года как ее руководитель.

Каковы итоги прошедшего 2020/2021 учебного года в Сретенской духовной академии?

Начать, я думаю, правильнее всего будет со статистики. Бакалавриат Академии окончило 37 человек, магистратуру — 26 человек. Это хороший показатель. Абсолютное большинство тех, кто дошел до последнего курса, вышли на итоговый экзамен и на защиту квалификационной работы бакалавра или магистерской работы. Это радует. Высокий процент отличных оценок, суммарное количество отличных и хороших оценок значительно больше половины, хотя и тройки тоже есть — всё это объективная картина, которая для нас очень важна. Мы знаем, что значительная часть наших выпускников хочет продолжить свое образование, особенно бакалавры, которые будут стремиться продолжить свое обучение в магистратуре. Немалая часть выпускников магистратуры стремится в аспирантуру, и это тоже радует, потому что тенденция к переходу на более высокий уровень образования должна естественно возникать у человека, получающего высшее образование, в том числе и высшее духовное образование. К тому же это дает дополнительный хронологический промежуток на становление как человека, так и церковнослужителя, что позволит подойти к принятию сана более зрелым по возрасту, с накопленным жизненным опытом. Ждем наших выпускников поступающими на следующие этапы высшего образования. Ждем выпускников других высших учебных заведений. Рады будем видеть и выпускников светских вузов, которые захотят получить образование в нашей магистратуре как церковные историки, как филологи. Будем рады магистрам, которые займутся темами по истории и филологии в аспирантуре. Врата открыты для всех, критерии поступления будут едиными: подтвердить свою научную квалификацию и свое церковное мировоззрение. От всей души желаю успехов всем, кто сейчас закончил учебный год и будет стремиться дальше продолжать учиться. А тем, кто выходит на приходское служение, особенно хочу пожелать помощи Божией, милости Божией, внутреннего горения к тому, чтобы начать самый важный и самый ответственный период в жизни. Вслед за учебой начинается этап, когда мы не столько получаем, а сколько уже начинаем отдавать — Богу, Церкви и людям.

Скажите несколько слов об открытой аспирантуре. Какие будут направления, каковы ближайшие задачи?

Мы готовились к открытию аспирантуры и думали, в каких направлениях будет вестись работа. Это церковно-историческое направление с акцентом на древней и общей церковной истории, поскольку история Русской Церкви в значительной мере охвачена в аспирантуре Московской духовной академии. Историческим профилем занимается Андрей Юрьевич Виноградов. Это церковно-филологический профиль, и здесь нашей задачей будет перейти от исключительно церковнославянского языка к другим древним языкам и в целом церковному взгляду на филологию. На этом направлении главой профиля остается Лариса Ивановна Маршева. Наконец, это профиль пастырского богословия, отец Стефан Домусчи возглавляет это направление. Есть возможность опереться на преподавательский состав магистратур, есть студенты, которые смогут продолжить исследования. Эти профили могут быть интересны выпускникам других высших учебных заведений. Мы хотим, чтобы у нас имели возможность учиться не только наши выпускники, но и выпускники других магистратур. А вышеперечисленные направления достаточно широко представлены в системе образования, можно продолжить получать высшую научную квалификацию в стенах Сретенской духовной академии.

Наша первая задача — провести полноценный набор. Мы не будем гнаться за количеством аспирантов. Важно, чтобы каждый, кто поступит, был уже человеком с очевидными научными интересами и заделами в церковной науке. В любом случае аспирантура не будет возможностью отсидеться еще три года до распределения и решить личные проблемы. С такими настроениями сюда точно не нужно идти.

Вторая — провести первый цикл обучения. С этим будет связана задача получить государственную аккредитацию — это одна из самых актуальных целей. У нас есть аккредитация на бакалавриат и магистратуру, мы планируем также получить аккредитацию на аспирантуру, как в Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях. Они тоже не сразу решили этот вопрос, даже не сразу подняли, довольно долго готовились и аккредитовали аспирантуру позже бакалавриата и магистратуры.

Задача чуть более поздняя, но естественно возникающая — формирование и учреждение Священноначалием кандидатского совета, чтобы в СДА могли защищаться диссертации. Состав кандидатского совета нужно будет сформировать, утвердить. Потом нужно организовать его работу. И я думаю, что раз мы преобразованы в Академию, то, естественно, надо будет поставить вопрос о том, чтобы в сформированный относительно недавно по благословению Святейшего Патриарха второй докторский совет в нашей Церкви на базе Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академий включить и наиболее квалифицированных представителей профессорской корпорации Сретенской духовной академии. Состоятся наши с председателем докторского совета, ректором Минской духовной академии архимандритом Сергием (Акимовым) переговоры, и, если мы достигнем понимания, на которое я надеюсь, мы будем почтительно поднимать этот вопрос перед Святейшим Патриархом.

Каковы условия поступления в аспирантуру?

Набор будет осуществляться по итогам вступительных испытаний. Вступительные экзамены будут предполагать профильные испытания, которые включат в себя испытания по общебогословской компетенции, с одной стороны, а с другой стороны — по тому направлению, на которое человек поступает. Прием документов будет осуществляться с 3 июня по 10 сентября 2021 года. Вступительные испытания пройдут с 13 по 20 сентября 2021 года. Зачисление будет произведено до 24 сентября 2021 года. Желающим поступить в аспирантуру будет необходимо пройти вступительное испытание по предмету «Теология» (портфолио и собеседование): рассказать о себе в формате собеседования и представить эссе или тезисы работы, над которой человек будет трудиться. То есть проект будущей кандидатской диссертации. Предполагается согласование с научным руководителем. Будет еще языковой экзамен и обязательная для любой аспирантуры философия.

Есть ли ограничения по полу?

Нет. Еще в 2021 году была резолюция Святейшего Патриарха на прошении предыдущего ректора, ныне митрополита Тверского и Кашинского Амвросия, разрешившая принимать в магистратуру девушек. Она касается филологического и церковно-исторического профилей, на пастырский профиль девушки не принимаются. Все поступающие должны иметь церковную рекомендацию и удовлетворять критериям вступительных экзаменов. Собственно, такая же практика установлена при поступлении, например, на регентский факультет МДА. Всё то же самое относится и к нашей аспирантуре. Нужно знать в полном объеме необходимые богословские дисциплины.

Когда планируется день открытых дверей?

Он пройдет 5 июня в очном и дистанционном форматах в Сретенской духовной академии.

Наконец, скажите, будучи председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви, как Вы оцениваете то, что в системе духовных учебных заведений появилась третья Академия?

Статус мой таков, что нужно самому шутить на эту тему. Не пошутишь сам — начнут шутить другие. Ясно, что совмещение должности председателя Учебного комитета и ректора одного из высших духовных учебных заведений, с административной точки зрения, ведет к некоторой коллизии обязанностей. Иногда приходится подавать документы самому себе: от ректора — председателю Учебного комитета. Совсем уж смешных положений мы стараемся избегать.

Пока что для Сретенской духовной академии всё сводится к тому, что с нее всё требуется жестче, чем с других. В других местах можно было бы подойти со снисхождением и пониманием, но здесь всё проверяется максимально строго — от преподавателей до студентов, от документации и сайта до вывесок на дверях и объявлений на стендах.

Конечно, логика в системе высшего духовного образования, тенденция его развития предполагала создание в городе Москве крупного, статусного, серьезного учебно-научно-образовательного центра. Потому что близость к библиотекам, архивам, научным центрам — естественная возможность привлечения самых квалифицированных кадров. Всё это дает Сретенской духовной академии много возможностей, которые, в частности, в несколько меньшей мере присутствуют даже в той же Московской духовной академии, просто в силу удаленности от Москвы. Но у МДА есть другой великий плюс — триста с лишним лет истории, то есть та основательность традиции, на которую она понятным и естественным образом опирается. Добрая соревновательность научных школ, разнообразие научных школ — это положительный фактор для развития и образования, и науки. Классический пример: всем известное многовековое противостояние недалеких друг от друга географически, но всегда самостоятельных Оксфорда и Кембриджа способствовало только развитию каждого из этих учебных заведений и науки на их базе. Так и тут, я надеюсь, что доброе сосуществование Московской духовной академии и Сретенской духовной академии — младенчика пока среди Академий — в перспективе имеет шанс принести добрые плоды. Взаимообогащая в честной академической дискуссии, при всей разности подходов духовные школы смогут принести больше пользы Православной Церкви.

Отец Максим, завершая наш разговор и обратившись к аналогии, которую Вы сейчас привели, про младенчика СДА, какие перспективы Вы видите у Сретенской духовной академии?

Знаете, в детях важна поэтапность развития. Когда слишком много ждут от трехлетнего или пятилетнего ребенка, он может вырасти умным, но неврастеником или психопатом. Когда родители перегружают тем, что он еще вместить не может. Сейчас самое важное — пройти этап становления, начать учебный процесс, подготовку диссертаций, утрясти состав тружеников аспирантуры. Студентам предстоит осознать переход из статуса магистров в статус аспирантов. Внешне будет куда как больше свободы, предполагающей уже не столько учебную, сколько научную деятельность, и нужно суметь с этой свободой справиться и правильно ее употребить. Не на досуг только или на подработку на стороне, а на то, ради чего студент поступил.

Важнейшая сейчас задача — организовать правильный уклад и верный настрой в самом начале. Вслед за этим будут появляться плоды нашей деятельности. Но не будем перескакивать через ступеньки: мы сейчас только в самом начале пути.

Духовные семинарии в России — перечень 2021

Помимо вузов столицы, высокие позиции в рейтинге духовных семинарий РФ занимают следующие учебные заведения.

Санкт-Петербургская духовная семинария

Одна из ведущих семинарий страны, на данный момент стала частью комплекса Санкт-Петербургские духовные школы. Ведет свою историю с 18-го столетия, богословские курсы в семинарии действовали даже во времена Советского Союза. Сегодня в структуру вуза входят:

  • бакалавриат;
  • магистратура;
  • аспирантура;
  • регентское и иконописное отделение;
  • факультет иностранных студентов.

В вузе есть собственное издательство, выпускается несколько академических журналов, преподаватели активно работают над учебными пособиями.

Саратовская духовная семинария

Организована в 1830 году, сегодня занимает ведущие позиции в рейтинге духовных семинарий России. Осуществляет обучение по направлениям «теология» и «подготовка служителей» на уровне бакалавриата. Для тех, кто не может обучаться стационарно, действует Сектор заочного обучения.

Особое внимание в учебном процессе вуза уделяется богослужебной практике: слушатели несут певческое и пономарское послушание в семинарском храме, произносят проповеди для прихожан.

Пензенская духовная семинария

Получить образование по основным духовным направления можно и в семинарии Пензенской Епархии РПЦ. Кроме обучения и общественного труда, педагоги и семинаристы занимаются научной деятельностью: вуз является организатором Международной научно-практической конференции «Христианство и педагогика».

Кроме этого в семинарии ежегодно проводятся Сретенский бал и Георгиевский фестиваль: такие мероприятия привлекают внимание молодежи региона к духовной жизни.

Екатеринбургская духовная семинария

Один из ведущих вузов в списке духовных семинарий России находится в Свято-Троицком Кафедральном Соборе Екатеринбурга. Здесь действует:

  1. Пастырско-богословское отделение.
  2. Регентское отделение.
  3. Певческие курсы.

Также в семинарии работает центр подготовки церковных специалистов с вечерней формой обучения. Туда принимаются и мужчины, и женщины православного исповедания.

Оренбургская духовная семинария

В семинарии Оренбурга можно получить не только высшее образование (уровень бакалавра, магистра), но и среднее профессиональное — образовательная программа «регент церковного хора».

В семинарии хорошая материально-техническая база: комфортное общежитие, библиотека православной литературы, мультимедийные аудитории, компьютерные классы. Вуз предоставляет семинаристам все необходимое для занятий спортом и творчеством.

Кроме приведенного списка духовных семинарий России, семинарии РПЦ есть также на Украине (Харьков, Одесса, Сумы), в Беларуси, Молдавии, Франции и США. Это дает возможность жителям других государств приобщиться к ценностям православной веры.

Правила приема в духовные семинарии в России могут различаться. В предыдущей статье мы рассказывали том, как поступать в такие вузы. А если после поступления вам понадобится помощь с учебой, обращайтесь в студенческий сервис. Его эксперты объяснят сложную тему или расскажут, как правильно подготовить учебную работу.

Духовные Семинарии Русской Православной Церкви за пределами России в начале 20 века.

Факультеты: богословский (с годичным духовным училищем), экологический (имеет гослицензию). Высшие курсы катехизации и церковной педагогики (3 года, вечерние и заочные). Отделение церковного пения и дирижеров народного хора. 1-й проректор – проф. А.И.Половинкин. Тел..

Прочие православные учебные заведения

Свято-Димитриевское училище сестер милосердия Комитета здравоохранения г.Москвы. Дневное и вечернее бесплатные отделения по специальности «Медицинская сестра». Москва, Ленинский просп., д.8, корп.5, 1-я ГКБ, больничный храм. Тел..

Отделение сестер милосердия на базе медучилищ им.Сеченова и 4-го Главного управления Минздрава РФ под патронажем Марфо-Мариинской обители. «Медицинская сестра» (сестра милосердия) – очная и вечерняя, «мл. медработник» – вечерняя. Москва, ул.Большая Ордынка, 34. Марфо-Мариинская обитель милосердия. Тел., 951-11-39.

Кроме того, во многих епархиях существуют различные курсы по практической подготовке служителей церкви.

Например, при московском храме Трех святителей на Кулишках есть Московские православные регентские курсы (литургика, устав, история церковной музыки, дирижирование, гласовый обиход, сольфеджио, вокал). Руководитель Е.С. Кустовский. Тел..

Для справок по вопросам духовного образования вы можете также обратиться в Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата по адресу: 103051, Москва, ул. Петровка, 28/2. Высоко-Петровский монастырь. Тел, 921-53-18.

назад вперед

На глав. страницу. Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта

[email protected]

Об отделе по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви

Мир вам, уважаемые посетители!

Как и принято было издревле на Руси, при встрече с новыми людьми необходимо представляться. Не будем и мы оставлять этого обычая, и кратко расскажем о себе, а также о причинах побудивших нас создать этот сайт.

Сайт создается и поддерживается, в основном, сотрудниками епархиального отдела по религиозному образованию Казанской епархии Русской Православной Церкви. Специфика преподавания основ религии в нашей местности несколько отличается от многих других регионов России. Если в других епархиях нашей Церкви мы можем наблюдать определенные результаты взаимодействия органов власти и представителей религиозных организаций, выражающиеся в некотором одобрении церковных инициатив, позволении представителям епархии, хотя бы факультативно, преподавать основы православной культуры в стенах государственных учебных заведений, рассчитывать на помощь в становлении церковных образовательных структур и в их деятельности с подрастающим поколением, то мы, при отсутствии таких «тепличных условий», имеем возможность в полной мере преподавать желающим основы православной веры лишь в стенах наших храмов и церковно-приходских воскресных школ.

Есть определенные плюсы и минусы такого состояния религиозного образования мирян в нашей епархии. Так, к примеру, мы избавлены от «головных болей» по срочному поиску и подготовке достаточно-квалифицированных кадров, для преподавания, «внезапно навалившегося» на многие регионы, предмета «Основы православной культуры» (ОПК). Также, осуществляя преподавание на церковной территории, мы можем напрямую всем желающим говорить о Боге, не прикрывая и ограничивая свои слова т.н. «православной культурой». Находясь вне зависимости от жестких рамок светской школы, мы имеем большую свободу в выборе методик преподавания, можем сами устанавливать место, время, продолжительность занятий, применять на занятиях игры, песни и пр., использовать разнообразные наглядные пособия, рабочие тетради, заниматься творческой деятельностью и т.д. В отличии от светского ОПК, мы, преподавая в стенах церковной школы, меньше подвергаем себя и детей опасности превращения предмета церковных истин, Закона Божия в чисто школьный, академический предмет, ничем не отличающийся, например, от истории или этики. Нам легче заботиться о воцерковлении слушателей, находясь в стенах храма, чем в классах светских школ. Церковно-приходские школы помогают учащимся влиться, вживиться в церковный, приходской организм. Светские ОПК дают лишь мертвые знания, которые в лучшем случае, могут помочь человеку, в неопределенном будущем зайдя в храм, не чувствовать себя здесь посторонним, «неприкаянным»…

Итак, работая по организации церковно-приходских воскресных школ, мы столкнулись с недостатком (в первую очередь количественным) православной литературы по данной тематике. До революции таковых школ, можно сказать, не было, в советское время — тем более. Подобная практика появилась в русской церкви лишь в эмиграции в 20-е годы, у греков — м.б. чуть пораньше. Церковные школы при российских общинах стали появляться только в 80-е годы минувшего века.

Духовные учебные заведения Русской Православной Церкви

4. Указать администрации духовных учебных заведений на необходимость при рассмотрении вопроса о зачислении студента, отчисленного ранее из какого-либо духовного учебного заведения, учитывать мнение того духовного учебного заведения, в которой этот студент ранее обучался, а при разногласии — обращаться в Учебный комитет, за которым закрепляется право окончательного решения относительно возможности дальнейшего обучения такого студента в духовных учебных заведениях.

[ad01]

Духовные институты и семинарии

Методик, пособий, издаваемых Издательским отделом практически нет. В некоторых случаях, могут выручить неправославные методики и пособия, например, католические и протестантские. Но уровень многих из них оставляет желать лучшего. Поэтому, для организации нормальной работы воскресных школ епархии, мы вынуждены были по крупицам собирать необходимый материал в помощь нашим педагогам.

Сталкиваясь на миссионерских съездах, съездах молодежи, Рождественских Чтениях, встречах Syndesmos с работниками воскресных школ других епархий, обсуждая с ними общие проблемы, обмениваясь накопленным опытом, мы пришли к необходимости, и насущной потребности в едином общем информационном ресурсе по данному вопросу. Пока же этот общецерковный ресурс будет создаваться (на базе сайтов синодальных отделов по образованию, или по делам молодежи, сайта учкома или чего-то другого), мы приступаем к представлению материалов, накопленных нами, на страницах этого сайта. В первую очередь они публикуются для педагогов Казанской епархии, не имеющих возможность получения печатных материалов нашего отдела. Также, мы приглашаем всех, интересующихся церковными школами, к обсуждению представленных материалов. Просим также присылать свои наработки, делиться приобретенным опытом, рассказывать об интересных мероприятиях вашей школы и т.д.

Мы не претендуем на знание истины «в последней инстанции». Материалы сборные: разных авторов, написанные в разное время, в разных условиях, разного духовного и профессионального уровня. Мнения, представленные на нашей страничке различны, опыт — разнообразен; естественно попадаются, даже в пределах одного раздела, разные взгляды на решение каких-либо задач. Знакомьтесь, выслушивайте всех — держитесь и применяйте лишь то, что наиболее близко и полезно Вам.

Бог же мира, да пребудет со всеми нами. Аминь.

руководитель отдела по образованию и катехизации Казанской епархии иерей Дмитрий Салков.

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

(FLV файл. Продолжительность 7 мин. Размер 56.7 Mb)

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет является высшим учебным заведением Русской Православной Церкви. Университет основан в 1992 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II как Богословский Институт. В том же году ему было присвоено имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. В 2004 г. вуз получил аккредитационный статус университета и был переименован в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

Протоиерей Максим Козлов: Все ли семинарии одинаково хороши?

  • Факультет иностранных студентов — подготовка студентов как по индивидуальным программам, предусматривающим, в том числе, углубленное изучение русского языка, так и по общим программам Академии, Семинарии, а также Регентского или Иконописного отделения. В настоящее время на Факультете обучаются студенты из Боснии и Герцеговины, Германии, Греции, Китая, Литвы, Македонии, Нидерландов, Польши, Сербии, Таиланда, Финляндии, Черногории, Швеции, Эстонии и учится один студент из Норвегии.
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]