История постройки
Брюсов переулок был построен на месте оврага между улицами Тверская и Никитинская в 16 столетии, около которого стояла Успенская церковь. Давно нет овражка и храма Успения Богородицы, но осталось название Успенского вражка, древнего место Белого города.
Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке
Уникальна предыстория появления в Брюсовом переулке церкви Воскресения Словущего. Святыней церкви является храм Воскресения Господня в Иерусалиме, возрожденный святыми императором Константином и его матерью Еленой в 355 году на месте распятия Христа, на горе Голгофа.
Более трех столетий на месте страданий и распятия Иисуса велось языческое поклонение в капище Венеры, пока после обретения Животворящего Креста здесь не был воздвигнут православный храм.
Память об этом уникальном событии отмечается Православной Церковью 26 сентября, во многих церквях, в том числе в храме Воскресения Словущего в Москве отмечается престольный праздник. 1548 год хранит первое упоминание о деревянной церкви Обновления храма Воскресения Христова.
Возведение каменной церкви
Пожар 1629 года уничтожил все постройки на Успенском вражке, в том числе и церковь.
Новый, каменный храм был воздвигнут в 1634 году, о чем свидетельствует прошение настоятеля Матфея к Патриарху Иосафату Первому об освящении.
В 1634 году после упразднения рядом стоящей церкви, в храме Воскресения Словущего появился Елисеевский престол, переосвященный с Покровского.
Придел пророка Елисея построен в память о времени, когда царь Михаил Федорович встречал отца, патриарха Филарета, вернувшегося после нахождения в плену у поляков. До 1812 года придел существовал, как отдельный храм.
Богослужение в Московском храме Воскресения Словущего
К 1634 году в Воскресенской церкви были три прихода:
- Елисеевский;
- Мученицы Параскевы;
- Никольский.
Найдены записи 1638 года, в которых упоминается о монастыре на Успенском вражке, это говорит о том, что в Брюсовом переулке некогда стояли кельи монахов.
В начале 18 века московская святыня была под покровительством князя М. Гагарина, на чьи средства производили ремонты, заменили храмовую кровлю.
Чума 1771 года привела к смерти всех священников, а пожар 1773 года уничтожил новую кровлю. До начала 19 столетия христианская обитель была закрыта, затем постепенно была отстроена.
В 1897 году для колокольни был подарен огромный колокол, для установки которого пришлось перестроить верхние колокольные ярусы, что придало храму более современного вида.
Период разрушений
Во время массового закрытия христианских святынь в начале 20 века богослужения в храме Воскресения Словущего не прекращались ни на день, благодаря заступничеству и ходатайству известных в Москве и во всем мире людей, живущих в близлежащих районах, только в 30-х годах 20 столетия были сняты колокола и забраны все ценности.
Интересно! В числе прихожан церкви можно было встретить певцов, актеров, писателей и других выдающихся личностей, среди которых был Иван Козловский, Владимир Заманский, братья Пироговы, Константин Станиславский, Мария Максакова и многие другие.
На Пасху 1944 храмовая территория и близлежащие улочки заполнило более 2,5 тысячи прихожан.
Чье заступничество спасло храм?
Этому из ряда вон выходящему для тех лет факту едва ли найдется какое-то однозначное объяснение. Чаще всего его связывают с тем, что в Брюсовом переулке традиционно селились многие выдающиеся деятели советской науки, культуры и искусства, большинство которых лояльно относились к религии. Именно их заступничество и помогло сберечь от разрушения этот выдающийся памятник русского храмового зодчества.
Есть основания полагать, что особая заслуга в этом благородном деле принадлежит выдающемуся отечественному режиссеру и актеру – К. С. Станиславскому, который также проживал долгие годы недалеко от храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке (портрет приведен выше). Его авторитет в правительственных кругах был столь велик, что нередко влиял на решение самых важных вопросов. Но таково мнение историков города, основная же масса верующих видит в сохранении храма заступничество Небесных Сил.
Современное состояние
Богослужения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима более 40 лет окормляли православных верующих. В особой величественной, торжественной атмосфере святости через молитвы митрополита излилась в сердца прихожан особая Божья любовь, приобретая новых чад для Православной Церкви.
Современная церковь Воскресения Словущего в Брюсовском переулке представляет собой типичное для уличного храма строение, построенного в классическом стиле. Архитектурными особенностями древней московской святыни являются декоративные полукруглые закомары стен, оконные наличники, пилястры, наличие карниза и колончатого пояса.
Внутри Воскресенского храма
С 1820 года сохранено помещение трапезной и колокольни, прилепившейся с западной стороны пятиглавого четверика. Лепнина и живописный орнамент главного свода появились в 1880 году, внутренняя роспись сделана и иконостасы сделана в конце 19 столетия.
Настоятель храма — протоиерей Николай Балашов. Для прихожан открыта воскресная школа, работают кружки, часто совершаются совместные паломнические поездки.
Возведение каменной церкви
Тогда же боголюбивые москвичи приступили к возведению нового, на этот раз каменного храма, работа над которым была завершена через пять лет. Судя по сохранившимся историческим документам, своим обликом он мало отличался от существующего ныне, и известного большинству москвичей, храма Воскресения Словущего в Брюсове переулке.
Некоторые изменения в облик храма были внесены лишь в первой половине 19 века когда к нему построили двухъярусную колокольню, чем приблизили его облик к канонам модного в то время архитектурного направления, получившего название «русский классицизм».
Святыни
Тысячи паломников приезжают в Москву, чтобы поклониться иконам храма Воскресения Словущего.
Чудотворный образ Богородицы «Взыскание погибших» увешан множеством украшений, привезенных благодарными прихожанами, получившими ответы на молитвы о проблемах:
- зависимости от алкоголя, наркотиков и компьютерных игр;
- потери веры и уверенности в жизни;
- разладов в семье;
- исцеления от неизлечимых болезней.
Всегда людно около икон Богородицы «Знаменская», «Боголюбская», «Утоли мои печали», «Иверская», «Смоленская», «Казанская» и других.
Чудотворная икона святителя Спиридона Тримифунтского
Редкая икона Николы Можайского помогает прихожанам с 16 века. Помогают укрепить веру и решить множество проблем и молитвы у святых образов мучеников святителей Дамиана и Космы, Георгия Победоносца, святителей Спиридона Тримифунтского, Саввы Сторожевского и других святынь.
Адрес, телефоны и схема проезда
Схема проезда
с сайта накарте.ру:
Расписание
: ежедн. — Литургия в 8 ч., вечерня и утреня в 18 ч., по воскр. и праздн. — две Литургии в 7 и 10 ч. , накануне — всенощное бдение в 18 ч.
Телефон
: 290-57-01
Адрес
: пер. Аксакова, 20
Проезд
: М. «Арбатская», между переулком Сивцев Вражек и М. Афанасьевским переулком.
Ближайшее метро
:
- Метро «Арбатская»
Духовенство:
Настоятель подворья — архимандрит Феофилакт (Георгиадис), почетный настоятель — прот. Василий Серебряников, прот. Владимир Фролов, прот. Михаил Крутинь, иерей Евгений Батаев, иерей Алексий Дубровский.
Внимание!
Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими. Если Вы располагаете дополнительными сведениями о составе духовенства храма, об изменениях в расписании служб, об истории храма, о предстоящих и прошедших событиях на приходе, о святынях и иконах храма, о вариантах проезда к храму, и пр. — сообщите их в разделе комментариев.
Храм Воскресения на Семеновском кладбище
История
Построен в 1855 году с одним куполом — в церковной символике это означает Христа. При этом колокольня смотрится как второй купол — и вместе они уже означают двойную сущность Иисуса — земную и божественную. В год постройки храм был освящен святителем Филаретом Московским (Дроздовым) — это двоюродный прапрадед нашего знаменитого телеведущего Николая Дроздова (того самого из передачи «В мире животных»). Последний настоятель Павел Анисимов расстрелян в 1937-м на Бутовском полигоне.
Храм Воскресения на Семеновском кладбище был построен в 1855 году. Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
В 1929-м был закрыт, в храм «заселился» ремонтно-механический комбинат. В 1935-м начали ликвидировать и окружавшее храм огромное Семеновское кладбище, где издавна хоронили военных — в частности, героев Отечественной войны 1812 года. Тут был похоронен молодой поэт пушкинской эпохи Александр Полежаев, которого Николай Второй лично велел отдать в солдаты за вольнодумные стихи. Кладбище официально закрыли в 1931 году, а в начале войны студентов посылали сюда рыть котлован для строительства авиационного завода. Позже на месте могил частично разбили сквер, на большей же части бывшего некрополя построили многоэтажки.
Храм находится на территории бывшего воинского кладбища. Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
В 2021 году патриарх Кирилл призвал верующих молиться о тех, кто был похоронен в этом месте и никогда не называть Семеновский храмом «на бывшем кладбище», потому что «бывших кладбищ не бывает».
Святыни:
- Икона блаженной Матроны Московской с частицей мощей;
- Икона святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских чудотворцев с частицей мощей.
Как добраться
Метро
м. Семёновская, Электрозаводская, Измайловское шоссе, 2.
Паломнические туры
Для многих поездка по святым местам — не просто путешествие, а испытание своего духа, просьба о сокровенном и надежда на чудо. Такие экскурсии особенно востребованы в дни больших религиозных праздников, но проходят на протяжении всего года. Мы собрали для вас варианты паломнических поездок — от тура одного дня до протяженных маршрутов.
Узнать подробнее
Храм Воскресения Христова в Кадашах
История
Считается, если провести прямую линию от колокольни этого храма в Замоскворечье, то одна часть линии упрется в колокольню Ивана Великого. А другая — в дворцовую церковь Вознесения в Коломенском, которую построили в честь рождения будущего Ивана Грозного. Словом, через Кадашевскую церковь проходит главная градостроительная ось Москвы.
Церковь в Кадашах известна с 17 века. Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
Церковь в Кадашах (такое название — потому что в этой местности жили кадаши: бондари, мастера по изготовлению бочек) известна с 17 века. С тех пор она несколько раз перестраивалась, в том числе восстанавливаясь после варварского погрома, который тут устроили в 1812-м французы. После закрытия при Советском Союзе тут располагались то архив КГБ, то спортклуб колбасной фабрики, то художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря. Спасая в 1920-х церковные реликвии, какая-то девочка вынесла в подоле старинную икону Владимирской Божьей Матери. А когда храм в 2006-м вернули верующим, дочь той девочки принесла икону обратно в храм.
Некоторые колокола храма после разорения в 1930-х оказались в Большом театре. Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
Да, службы в церкви возродились совсем недавно, а до этого верующие собирались в маленьком помещении бывшего каретного сарая и в подвале, вырыв его поглубже. Там и обустроили церковь катакомбного типа преподобного Иова Почаевского (в средние века — игумен Почаевской лавры на Украине, второй по значимости после Киево-Печерской). Сюда привезли черепа, найденные при разрушении других старинных захоронений, — они хранятся в двух больших гробах, накрытых стеклом. Экскурсоводы показывают конкретно на один из черепов: считается, это останки первопечатника Ивана Федорова, захоронение которого раскурочили под Львовом.
Службы в церкви возродились совсем недавно. Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
Храм, совсем недавно переживший угрозу сноса (в тех дорогущих местах Замоскворечья в начале 2000-х хотели строить жилье для толстосумов), все еще в стадии реставрации. Хотя службы тут идут. Вот только никак не может храм дождаться возвращения родных колоколов: после разорения в 1930-х некоторые из них оказались… в Большом театре. И говорят, до сих пор звонят в опере «Борис Годунов».
Святыни:
- Мощи оптинских старцев.
- Почаевская икона Божией Матери.
- Тихвинская икона Божьей Матери.
- Икона преподобного Иова, игумена Почаевского.
Как добраться
Метро
м. Третьяковская, Новокузнецкая, 2-й Кадашевский пер.,7.
Архитектурные особенности храма
Здание церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке, в основе конструкции которой лежит безстолпный одноглавый четверик, представляет собой постройку, весьма типичную для храмовой архитектуры XVII века. Характерной особенностью ее стен являются закомары – венчающие их полукруглые декоративные завершения. Общий стиль эпохи дополняют вертикальные выступы стен − угловые пилястры, украшенные полуколоннами.
О том, что возводил здание опытный и незаурядный мастер (имя которого осталось неизвестным), свидетельствуют многие детали архитектурного убранства. Невольно привлекают к себе взгляд скромные, но при этом, весьма искусно выполненные наличники окон, идущий по профилю здания карниз, барабанчик главы и многие другие элементы оформления храма в Брюсовом переулке.