Храм Николая Чудотворца в Хамовниках: история и деятельность

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках пережил богатую событиями историю: он ни разу не закрывался и не прекращал работу. Сегодня он внесен в список памятников архитектуры федерального значения в Москве.
Храм Николая Чудотворца в Хамовниках также называют церковью Святителя Николая, Николо-Хамовнической, Никольской или Святоникольской церковью. Само слово «Хамовники» произошло от названия профессии царских ткачей – хамовников, которые жили в Москве по этому адресу.

Вконтакте

История

Первое упоминание о храме относится к 1625 году: тогда это была обычная деревянная церквушка для местных жителей. Но уже в 1657 году ее перестроили в каменный вариант, а в 1677 году назвали полным именем, сохранившимся до наших дней. Впрочем, в первоначальном варианте она не сохранилась: через 2 года при царе Федоре Алексеевиче ее перестроили, и в 1682 году освятили. Через некоторое время были достроены трапезная и колокольня.

В годы ВОВ с Наполеоном церковь пострадала, потеряв часть интерьера. Его восстановили только к середине XIX века. В это же время появились настенные росписи, а вокруг поставили ограду. После реставрацию провели в конце столетия, в 1949 и 1972 годах. Удивительно, но храм оставался действующим все это время, даже советская власть не стала закрывать его и уж тем более перестраивать под бытовые здания. В 1912-1960 годах настоятелем был протоиерей Павел Лепехин.

Единственным «грабежом» стало снятие колоколов, и то уникальный латыгинский колокол перенесли в коллекцию Исторического музея Москвы – в 1992 году его вернули на место.

В 2008 году храм отметил юбилей – 160 лет. Перед этим, в 2002 году, в Киселевске был построен храм Божьей Матери «Скоропослушницы», прообразом которого послужил храм в Хамовниках.

Еще один интересный факт связан с именем Льва Толстого: граф жил в Москве неподалеку от храма и являлся его прихожанином. Церковь упоминается им в некоторых произведениях.

История храма

Летом 1990 года инициативная группа из 20-ти православных христиан подала документы на регистрацию православной общины Русской Православной Церкви Московского Патриархата при храме святителя Николая в Пыжах. 27 сентября 1990 года Москворецкий райисполком принял решение о регистрации общины. 13 ноября того же года настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Шаргунов, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, преподаватель Московской духовной академии и семинарии, выдающийся проповедник. Спустя три дня, 16 декабря, состоялось первое учредительное собрание, на котором были избраны 50 членов Приходского собрания. Из их числа был избран Приходской совет во главе с председателем протоиереем Александром Шаргуновым и Ревизионная комиссия.

4 апреля 1991 года были получены ордеры на храм, дом причта и сторожку, но, несмотря на наличие законных оснований, арендаторы не собирались освобождать помещения. Изменение ситуации произошло после первого молебна в храме 22 мая 1991 года, на «Николу Вешнего». После молебна был совершен крестный ход вокруг храма с окроплением здания. И спустя две недели был подписан акт о частичной передаче помещений храма, а именно: колокольни, трапезной части и Никольского придела – общине верующих, после чего в них сразу начались восстановительные работы.

По благословению отца Александра богослужения в храме начались почти одновременно с ремонтными работами. Первое состоялось 11 июля 1991 года. Это была всенощная накануне праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла. На следующий день была отслужена первая Божественная литургия, за которой причастились все прихожане возрождаемого храма – 68 человек. На службах пел хор под управлением Ирины Васильевны Смирновой – первого регента храма и создателя церковного хора. После этого богослужения совершались регулярно по субботам утром и вечером, в воскресные и праздничные дни.

Приходская жизнь возрождалась одновременно с восстановлением богослужебной жизни. Спустя всего два месяца после первого богослужения, в сентябре 1991 года, при храме начала свою работу воскресная школа, которая до сих пор продолжает осуществлять свою духовно-просветительскую деятельность.

Важнейшим событием в жизни возрожденного прихода было первое в истории храма посещение его 18 апреля 1992 года, в Лазареву субботу, Предстоятелем Церкви Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, который в сослужении епископа Истринского (ныне митрополита Липецкого и Задонского) Арсения (Епифанова) совершил освящение Никольского придела. Николо-Пыжевский храм стал одним из первых в Москве, освященных Патриархом. Приезд Святейшего Владыки и его благословение трудов по возрождению храма явились мощной духовной поддержкой для продолжения литургической жизни и начавшихся ремонтно-восстановительных работ. Они были проведены в храме с 1991 по 2004 год под руководством Б.Л. Альтшуллера. Их организацией занималась первая староста храма Ольга Александровна Лочагина.

Создатель двух иконостасов и всего декоративного убранства храма – иконописец Ирина Васильевна Клименко. Работа велась с небольшим перерывом с 1992 по 2002 год: трехъярусый Никольский – с 1992 по 1995 год, пятиярусный Благовещенский – с 1995 по 2002 год. Образцами для их решения стали соответственно Троицкий иконостас Троице-Сергиевой лавры и Благовещенский иконостас Московского Кремля.

Основное содержание Никольского иконостаса – Крест и Воскресение. Оно отражено в иконах и убрусах (Голгофский Крест, Благоразумный разбойник, Сошествие во ад, Древо жизни, процветший крест, павлин, клюющий виноградную гроздь). Прикровенно здесь – судьба России, ее святость, падение, преображение через покаяние и надежда Воскресения.

Символом русского крестоношения стал образ царя-мученика Николая II. Он был задуман иконописцем изначально в составе святых Никольского иконостаса. Здесь было полное единомыслие с отцом Александром, который благословил написание образа. Тогда это казалось безумием или дерзостью, так как никто еще не мыслил о прославлении царя в России. Икона была написана в 1994 году и стала одной из первых попыток иконографического осмысления образа царя Николая II. Однако вплоть до канонизации царской семьи образ помещался в Благовещенском алтаре. В 2000 году после прославления икона царя-мученика была вновь поставлена на свое место, и иконостас получил целостный смысл.

В иконостасе акцентирована русская святость. Кроме канонически обязательных образов деисиса (Божия Матерь, Иоанн Предтеча, архистратиг Михаил, архангел Гавриил, апостолы Петр и Павел), преобладают русские святые – преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, святитель Московский Петр, Василий Блаженный. В местном ряду – царь-мученик Николай II. Монархическая тема, союз Церкви и государства (византийская «симфония властей») завершает иконостас в виде двуглавых орлов, а кресты на куполах храма увенчаны царскими коронами.

Тема Креста перешла и в Благовещенский иконостас изображением в праздничном ряду Страстей Христовых: Распятие, Снятие со Креста, Положение во Гроб, а также святого Патриарха Тихона и преподобномученицы великой княгини Елисаветы в местном ряду. Это объединило оба иконостаса главным смыслом – ответ личного крестоношения Голгофскому Кресту.

Главное содержание иконостаса Благовещенского придела – Боговоплощение. Он наполнен благовестием святому праведному Иоакиму, святой праведной Анне и Пресвятой Деве. «Благовещение» с житием Пресвятой Богородицы (копия иконы строгановского письма конца XVI века) и гимнографическая икона «О Тебе радуется» – основные доминанты пространства этой главной части храма, которые создают ощущение ликующего духа жизни, вечной весны. Поэтому в этом маленьком пространстве на стенах были помещены только изображения Божией Матери, которые полифонически раскрывают тему иконостаса как вхождения в рай, как «спасения нашего главизну». В деисисе уже есть этот акцент в образах гимнографов-песнописцев преподобных Иоанна Дамаскина и Космы Маиумского и первого иконописца Божией Матери апостола евангелиста Луки.

В 1993 году Святейший Патриарх Алексий II выдал в храм антиминс и благословил освящение малым иерейским чином престола в честь священномученика Владимира, митрополита Киевского, и всех новомучеников и исповедников Российских, который стал одним их первых в Москве и в России. Он помещается в алтаре Никольского придела и является приставным.

В храме сугубо почитаются святые царственные мученики. Огромную роль в их канонизации сыграл протоиерей Александр Шаргунов. В многочисленных проповедях в храме и в выступлениях на радиостанции «Радонеж» он глубоко раскрывал духовный смысл подвига царственных страстотерпцев, разоблачал клевету на них. Долгое время отец Александр занимался сбором свидетельств о чудесах по молитвам к царской семье, результатом чего стали изданные им в 1995–1999 годах шесть сборников, которые в значительной степени послужили приближению ее канонизации на Архиерейском соборе 2000 года. В 2001 году был опубликован итоговый двухтомник «Чудеса Царственных мучеников». В 2013 году, к 400-летию Дома Романовых, вышла в свет книга отца Александра «Царь» с богословскими размышлениями автора о значении православной монархии и подвига последнего русского царя. В 2021 году, к 100-летию убиения царской семьи, книга была переиздана.

В храме находятся несколько святынь, связанных с царской семьей. Долгое время здесь пребывала всероссийская святыня – мироточивый благоухающий образ святого царя-мученика Николая II. Зная о глубоком почитании протоиереем Александром Шаргуновым святых царственных страстотерпцев, хозяин иконы, московский врач Олег Иванович Бельченко, в феврале 1999 года, незадолго до канонизации царской семьи, избрал Николо-Пыжевский храм местом ее постоянного пребывания. В настоящее время в храме находится ее копия. В 2000 году в храм была передана из Франции икона царской семьи с молочным зубиком одного из младших царских детей, который сохранил гувернер цесаревича Алексея и учитель французского языка великих княжон Пьер Жильяр.

С 1994 года отец Александр возглавляет общественный комитет «За нравственное возрождение Отечества», созданный по инициативе группы духовенства и мирян Русской Православной Церкви с целью борьбы против безнравственности, разврата и сатанизма, которые с начала «перестройки» насаждаются в обществе через средства массовой информации при попустительстве органов государственной власти. Движение получило благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и поддержку митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). В состав комитета входят многие православные священнослужители, деятели науки, культуры и искусства.

27 сентября 2013 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил долгожданный чин великого освящения Благовещенского придела Николо-Пыжевского храма и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужил собор архиереев: митрополит Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий (Судаков), митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий (Васнев), архиепископ Истринский (ныне митрополит Липецкий и Задонский) Арсений (Епифанов), архиепископ (ныне митрополит) Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин), епископ Солнечногорский (ныне митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский) Сергий (Чашин) и епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий (Румянцев).

***

Краткое повествование о храме хотелось бы завершить стихотворением Людмилы Игоревны Крюковой – ученого-экономиста, филолога, поэта, преподавателя Православного Свято-Тихоновского богословского института, члена Общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества», директора воскресной школы при церкви Девяти мучеников Кизических, очень любившей «Николу в Пыжах». 27 октября 2000 года она приняла мученическую кончину.
Здесь и стены помогут молиться,И орлы на алтарных вратах.Здесь душа начинает стыдитьсяЗа блужданье свое впотьмах.И за сон в ожиданьи Голгофы,За позорную гибель страны,За свои неумелые строфы,Что бессильной печалью полны.Здесь душа перед Царской иконойПостигает себя до дна.В покаянных слезах и поклонахОт грехов оживает она.И былую Отечества славуВспоминая, из пепла встает.Пред Владычицей нашей ДержавнойВ сердце тихо обеты дает.И тогда благодать неземнаяОт Младенца в Ее рукахБожьей милостью покрываетХрам святителя НиколаяНа Большой Ордынке в Пыжах

Внешний вид и убранство

Храм выполнен в русском узорочьем стиле, популярном в то время и пришедшем из Ярославля. Это белоснежная церковь на 5 куполов с зеленой крышей и разноцветными украшениями, с шатровой колокольней ее соединяет трапезная.
Церковь смотрится очень «народной»: она выглядит одновременно скромно и нарядно, вызывая ассоциации с крестьянскими праздничными одеждами. Ее архитектурная уникальность была признана даже в СССР – не зря же здание не тронули и даже реставрировали.

Внутри сохранились росписи XVIII века (точнее, 1840-х годов): все стены, колонны и потолок украшены ими. На изображениях можно увидеть земную жизнь Христа, сюжеты из Ветхого завета, серафимов и многих других святых. Иконостас четырехъярусный, его венчает Распятие. Он выполнен в голубом и золотом цветах.

Использованные материалы

  • Страница портала «Русское Православие»
  • Страница «Народного каталога православной архитектуры»

[1] «Указ У-02/1 от 9 января 2021 года // епископу Подольскому Тихону», официальный сайт Московской городской епархии, 11 января 2018,

[2] «Указ № У-02/42 от 5 февраля 2021 года // протоиерею Андрею Овчинникову», официальный сайт Московской городской епархии, 8 февраля 2021,

[3] «Указ № У-02/124 от 26 июля 2021 года // протоиерею Андрею Овчинникову», официальный сайт Московской городской епархии, 30 июля 2021,

В честь кого храм

Святой Николай, в честь которого храм получил свое имя, был византийским епископом в III-IV веке. Он является покровителем путешественников, сирот и заключенных. Святой стал прообразом Санта-Клауса, а история из его жизни о даре 3 бедным девушкам приданного превратилась в традицию рождественских подарков.

На Руси Николай является одним из наиболее значимых и почитаемых святых: количество посвященных ему храмов уступает только церквям Богородицы. ОН считается старшим среди всех святых, а в некоторых традициях даже включают в Троицу: Христос – Богоматерь – Николай.

В Хамовнической церкви в Москве нет никаких икон, посвященных святому – ее название является в большей степени «модным».

Главная святыня

Главной святыней храма Николая Чудотворца является икона Богоматери «Споручница грешных» (Поручительница за грешных перед Господом, посредница между Богом и людьми). Образ был создан в середине XVIII века в Одрино-Николаевском мужском монастыре (Орловская губерния).
Икона сразу отметилась несколькими исцелениями, в том числе от холеры, эпидемия которой разгорелась в то время. Первые чудеса произошли в год написания: были исцелены малолетний сын-эпилептик местной жительницы (она увидела икону во сне), встал на ноги парализованный сын помещика, начала видеть 3-летняя купеческая дочь. Все чудеса произошли практически в одно время, после чего икону перенесли их церкви возле ворот в храм Николая Чудотворца.

В 20-х годах ХХ века монастырь подвергся разорению, иконы роздали местным жителям. «Споручница грешных» досталась жительнице села Старое (сегодня оно входит в Орловскую область). В 70-х годах образ передали прихожанке Раисе, которая в 1994 году уехала с ним в монастырь под Одессой и постриглась там в монахини. Но уже через год Раиса вернулась и поселилась в Николо-Ординской обители, а вот икона осталась на территории Украины.

Ее возвращением занялся схимонах Макарий из Оптиной пустыни. Возвращение образа оказалось сложным делом: во-первых, сам Макарий был инвалидом с парализованными ногами, во-вторых, икона находилась в частной коллекции. Но все-таки в 1996 году «Споручница грешных» вернулась в обитель.

Однако в храме Николая Чудотворца находится не оригинал иконы, а ее список (копия), впрочем, не менее чудотворная. Через 3 года после написания иконы-оригинала ее отправили в Москву для создания ризы. Это время «Споручница» провела в доме подполковника Бонческула. После возвращения иконы в обитель в благодарность подполковнику прислали ее копию.

Хозяин дома поставил ее в домашний иконостас, но вскоре семья обратила внимание на необычный отблеск на иконе, а через некоторое время начала выделяться маслянистая жидкость. Ее собрали и помазали нескольких больных, которые тут же исцелились. После к списку начали приезжать другие страждущие.

Через 2 года подполковник передал копию в храм Николая Чудотворца. Жидкость продолжала сочиться: дьякон вытирал ее бумагой, которую отдавал прихожанам. И хоть вскоре мироточение прекратилось, в алтаре начали появляться видения звезд.

Сегодня существует список официально зарегистрированных чудес и исцелений, совершенных иконой, при этом некоторые из них произошли с язычниками и неверующими.

Другими святынями являются:

  1. Список Смоленской иконы Богоматери, сделанный в XVII веке;
  2. Икона святителя Алексия (конец XVII века);
  3. Икона мученика Иоанна Воина (XVIII век).

Основные храмовые святыни

Помимо молитвенного обращения к Николаю Чудотворцу, в храме почитаются и другие святыни. Это:

  • Икона Матери Божьей Споручница грешных (список, датируемый 1848 годом).
  • Икона святителя Алексия (1688 год).
  • Икона Матери Божьей Смоленская (список относится к 17 веку).
  • Икона мученика Иоанна Воина (18 век).


    Храм Святителя Николая в Хамовниках

Придя в храм, можно молитвенно обращаться как к этим, так и ко всем православным святым.

Контакты и расписание службы

  1. Адрес: Москва, ул. Льва Толстого, дом 2, индекс 119021;
  2. Ближайшее метро: «Парк культуры» (выход на улицу Остоженка и далее по Остоженке до пересечения с улицей Льва Толстого) или «Фрунзенская» (выход в сторону Московского дворца молодежи и по Комсомольскому проспекту до улицы Толстого);
  3. Часы работы: ежедневно с 7:30 до 20:00, в воскресенье – с 6:30 до 20:00;
  4. Телефон храма; телефон дежурного священника – 8-925-910-20-17;
  5. Сайт: https://nikola-khamovniki.ru; электронная почта: [email protected];
  6. Нынешний настоятель (с 2009 года): Тихон, епископ Подольский (Александр Викторович Зайцев).

Расписание богослужений можно посмотреть на сайте храма. В будни и субботу прихожане могут присутствовать на:

  1. 7:45 – исповеди;
  2. 8:00 – литургии;
  3. 17:00 – вечерне и утрене, в субботу – на всенощном бдении.

В воскресенье расписание меняется:

  1. 7:00 – литургия;
  2. 10:00 – литургия;
  3. 17:00 – вечерня и утреня.

В зависимости от церковных праздников расписание может быть изменено.

Расписание богослужений в храме Святителя Николая

Строго говоря, церковный день начинается с вечера предшествующей даты, а заканчивается днем.

В храме святителя Николая как вечерние, так и дневные службы совершаются ежедневно:

  • ежедневная вечерня начинается в 17.00;
  • ежедневная литургия — в 8.00;
  • исключение составляют воскресенья и дни великих церковных праздников — тогда литургия служится и с 7.00, и с 10.00 часов;
  • по вторникам вечерня посвящается иконе Пресвятой Богородицы Споручница Грешных;
  • по четвергам вечерня посвящается Святителю Николаю;
  • по воскресеньям не только вечерня, но и утреня служатся Спасителю.

Совет! Расписание богослужений этого храма можно найти на официальном сайте храма: nikola-khamovniki.ru. Там же можно посмотреть сообщения об изменениях в расписании, например, в связи с приездом патриарха и других архиеерев.

Деятельность храма

Никольская церковь не ограничивается проведением служб: сегодня в ней действуют воскресная школа и молодежная группа. Школа действует более 20 лет, в ней обучаются дети 6-16 лет в 4 группах. Набор происходит в начале учебного года, занятия начинаются с Божественной литургии. Впоследствии учащиеся не только занимаются на факультативах, но и участвуют в исповеди и причащении.
По адресу школы проходят следующие занятия:

  1. Религиозные: основы нравственности, закон Божий, жития святых, история церкви и т.д.;
  2. Музыкальные: хоровое и церковное пение, народная музыка;
  3. Художественные: творческая мастерская, прикладное искусство.

По субботам проходят дополнительные занятия:

  1. Кружок иконописи;
  2. Церковный хор;
  3. Народные инструменты и народная музыка;
  4. Английский язык с религиозным уклоном.

Для детей 2-5 лет существуют отдельные занятия музыкой и прикладным творчеством. Также в храме существует молодежный кружок: он направлен на общение, просмотр тематических фильмов, посещение выставок, паломничество, постановка спектаклей.

По адресу храма действует и социальная служба. Она оказывает помощь людям в непростой жизненной ситуации, помогает с жильем, лечением и содержанием. Никольская церковь задействована в работе:

  1. С районным обществом инвалидов;
  2. С центром социального обслуживания, на учете которого стоят малообеспеченные и многодетные семьи, матери-одиночки, одинокие пенсионеры;
  3. В Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. Сербского: сотрудники храма проводят пастырскую и социальную работу.

Каждое воскресенье с 12 до 15 часов по адресу храма проводится прием прихожан, также желающие могут получить помощь по телефону у дежурного священника по телефону.

Итоги

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках появился более 3 веков назад, когда по адресу местной деревянной церкви воздвигли каменную. Он не был закрыт во времена Советского Союза и сохранил не только внешний вид, но и внутреннее убранство. Сегодня церковь ведет просветительскую работу среди детей и молодежи, сотрудничает с социальными службами.

Храм Николая Чудотворца

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]