Протоиерей Александр Абрамов: С кем разговаривает Церковь. Ответ Александру Усатову — клирику, отказавшемуся от сана


прот. Александр Абрамов

Александр Александрович Абрамов
(род. 1973), протоиерей, настоятель Московского Сергиевского храма в Крапивниках Родился 9 июля 1973 года в Москве. В 1990 году окончил среднюю школу.

В 1995 году окончил с отличием исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1995-1998 годах обучался в его аспирантуре.

В 2000 году поступил в Московскую духовную семинарию, по ее окончании в 2001 году — в Московскую духовную академию.

22 апреля 2000 года рукоположен во диакона митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом (Нечаевым), назначен штатным клириком Марфо-Мариинской обители милосердия г. Москвы. Отвечал за международные контакты обители и ее социальные программы. Преподавал нравственное богословие в ряде духовных учебных заведений Москвы.

С 2001 по 2003 год — сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Ответственный за отношения с Римско-Католической Церковью, преподаватель аспирантуры МДА при ОВЦС.

28 апреля 2002 года рукоположен в сан священника митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым). Служил клириком храма Троицы Живоначальной в Хорошеве, г. Москва.

С 2002 по 2005 год — член редколлегии журнала «Церковь и время» ОВЦС, постоянный автор религиозных передач «Радио России».

В 2003 году назначен клириком Свято-Николаевского Патриаршего собора в г. Нью-Йорк, США.

В 2003-2005 годах был ключарем собора.

С 2003 года — сотрудник, с 2004 по 2009 год — секретарь Представительства МП в США.

В 2005 году назначен представителем Всемирного Русского Народного Собора при ООН.

В 2007 году возведен в сан протоиерея.

С 27 июля 2009 по 23 октября 2014 года являлся членом Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви.

В 2009-2010 годах исполнял обязанности представителя Московского Патриархата в США, совмещая эту работу с несением послушания настоятеля Свято-Николаевского патриаршего собора в Нью-Йорке.

5 марта 2010 года был отозван из США в связи с окончанием срока командировки. 1 сентября 2010 года назначен и.о. первого заместителя председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

6 октября 2010 года назначен первым заместителем председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

27-28 декабря 2011 года освобожден от должности первого заместителя председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Участвовал в работе Комиссии по окормлению русскоязычной паствы в Америке, созданной решениями Синодов Русской Православной Церкви и Православной Церкви в Америке, а также Комиссии по изучению приходской ситуации в Оттаве, Канада, созданной решениями Синодов Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Церкви.

Неоднократно являлся членом делегаций Русской Православной Церкви, участвовавших в различных церковно-внешнеполитических, межконфессиональных, межхристианских и православных мероприятиях, а также научных конференциях.

Входил в качестве эксперта в состав делегаций РФ на 61-64-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН и ее профильных учреждений: Третьего комитета, Комитета неправительственных организаций, «Альянса цивилизаций», ЮНЕСКО, Трехстороннего форума по межрелигиозному и межкультурному диалогу ради мира, Совета по правам человека. Принимал участие в подготовке ряда резолюций ГА ООН по религиозной тематике. Вице-президент Комитета религиозных неправительственных организаций, аккредитованных при ООН.

Настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, г. Москва.

Автор ряда публикаций в российских и зарубежных изданиях.

Русская Православная Церковь

Родился 9 июля 1973 г. в Москве. В 1990 г. окончил среднюю школу.

В 1990-1995 гг. обучался на историческом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1995-1998 гг. обучался в аспирантуре исторического факультета МГУ.

В 2000 г. поступил в Московскую духовную семинарию, по ее окончании в 2001 г. поступил в Московскую духовную академию.

22 апреля 2000 г., в Лазареву субботу, митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом рукоположен во диакона и назначен штатным клириком Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Отвечал за международные контакты обители и ее социальные программы. Преподавал нравственное богословие в ряде духовных учебных заведений Москвы.

В 2001-2003 гг. — сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ответственный за отношения с Римско-Католической Церковью, преподаватель аспирантуры МДА при ОВЦС.

28 апреля 2002 г., в Вербное воскресенье, митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне — Святейший Патриарх Московский и всея Руси) рукоположен в сан священника. Служил клириком храма Троицы Живоначальной в Хорошеве в Москве.

В 2002-2005 гг. — член редколлегии журнала «Церковь и время» ОВЦС, постоянный автор религиозных передач «Радио России».

В 2003 г. решением Священного Синода назначен клириком Свято-Николаевского Патриаршего собора в Нью-Йорке. В том же году удостоен права ношения наперсного креста. В 2003-2005 гг. нес послушание ключаря собора.

В 2003-2004 гг. — сотрудник, в 2004-2009 гг. — секретарь Представительства Русской Православной Церкви в США. В 2005 г. назначен представителем Всемирного русского народного собора при ООН.

В 2007 г. возведен в сан протоиерея.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла в 2009-2010 гг. исполнял обязанности представителя Русской Православной Церкви в США, совмещая эту работу с несением послушания настоятеля Свято-Николаевского Патриаршего собора в Нью-Йорке. В 2010 г. удостоен права ношения палицы.

Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. (журнал № 27) был отозван из США в связи с окончанием срока командировки и направлен в распоряжение Святейшего Патриарха.

1 сентября 2010 г. по благословению Святейшего Патриарха Кирилла назначен и.о. первого заместителя председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 6 октября 2010 года (журнал № 99) назначен первым заместителем председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 176) освобожден от должности первого заместителя председателя ОРОиК.

Член Межсоборного присутствия. Участвовал в работе Комиссии по окормлению русскоязычной паствы в Америке, созданной решениями Синодов Русской Православной Церкви и Православной Церкви в Америке, а также Комиссии по изучению приходской ситуации в Оттаве, Канада, созданной решениями Синодов Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Церкви.

Неоднократно являлся членом делегаций Русской Православной Церкви, участвовавших в различных церковно-внешнеполитических, межконфессиональных, межхристианских и православных мероприятиях, а также научных конференциях.

Входил в качестве эксперта в состав делегаций Российской Федерации на 61-64-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН и ее профильных учреждений: Третьего комитета, Комитета неправительственных организаций, «Альянса цивилизаций», ЮНЕСКО, Трехстороннего форума по межрелигиозному и межкультурному диалогу ради мира, Совета по правам человека. Принимал участие в подготовке ряда резолюций ГА ООН по религиозной тематике. Вице-президент Комитета религиозных неправительственных организаций, аккредитованных при ООН.

[править] Публикации

  • Человеческое достоинство верующих как объект правовой защиты // Александр Абрамов, И. Понкин // Журнал Московской Патриархии. — 2011. — N 6. — С. 64-73[5]
  • Религиозная культура в школе: воспитание свободной личности в традициях семьи и народа // Александр Абрамов // Журнал Московской Патриархии. — 2012. — № 1. — С. 64-66[6]
  • Соработничество в сфере образования. Вопросы преподавания в школе основ религиозной культуры // протоиерей Александр Абрамов // ЦВ № 20 (464) октябрь 2011[7]
  • Борьба против диффамации религий в резолюциях ООН // протоиерей Александр Абрамов // ЖМП № 6 июнь 2011[8]

Как живут семьи священников

Как живет семья священника в современном секуляризированном, а порой и откровенно враждебном к ней мире? Как батюшки и матушки воспитывают своих верующих детей, которые учатся в наших бездушных школах-инкубаторах? Как они вообще живут в окружении любопытных глаз, как прихожан, так и людей, далеких от церкви?

Об этом корреспондент «РЕАЛа» попытался узнать во время интервью с винницким священником Виталием Голоскевичем и его женой Викторией, которые воспитывают троих детей.— Очень интересно, как образуются семьи священников? Например, ваша. Насколько здесь все регламентируется церковью?Виталий: — У каждого по-разному. Но зачастую вопрос этот остро встает во время учебы в семинарии – жениться можно только до принятия сана. Часть моих однокурсников склонялась к монашескому пути. Но я с самого начала себя монахом не видел. Понятно, что найти матушку непросто. Священник не может развестись. Если он даже фактически разведен, вновь жениться он не имеет права. А если он это сделает, с него снимают сан, и он становится мирянином.— Интересно, простым верующим Церковь иногда разрешает развод, а священникам нет…Виталий: — Церковного развода вообще не существует, никто не может разлучить. Семью разрушают сами супруги, например, изменяя друг другу. Но миряне могут взять разрешение на второй брак. Священник такого права не имеет. Если все же семья распалась, живет сам, без жены.Виктория: — У нас есть такие случаи. Например, когда матушки умирают, священники остаются сами с детьми.Виталий: — Кто-то из них принимает монашество… Так вот, учась в Киевской семинарии, я подумал: «Чтобы получить то, что хочешь, надо просить об этом Бога и молиться». Корпус, в котором я жил, находился возле дальних пещер. Мы часто после занятий ходили помолиться к преподобным Печерским. Там есть мощи Евфросинии, преподобной игумении Полоцкой. Думаю: «Одна преподобная, буду ей молиться». Я становился на колени перед ракою с мощами, а все удивлялись: «И почему это Виталий так долго что-то шепчет перед этой святой?» А я молился, чтобы Господь помог ее молитвами найти мне вторую половинку. Чтобы была любовь, понимание, настоящая матушка. Ведь быть женой священника непросто – это совсем другой образ жизни. Я думал: «Где ее искать? В храме?»Виктория: — Тогда еще молодежи в церквях было немного. Это сейчас половина прихожан – молодежь. А раньше – единицы.Виталий: — Все подробности не расскажешь… В общем, все получилось по молитве: Господь взял за руку, привел и сказал: «Это твое». Познакомились мы после всенощной службы на Успение Божьей Матери. Провел Викторию к ее многоэтажке, по дороге мы говорили на духовно-философские темы и разошлись. Она даже не думала, наверное, что я еще раз подойду…Виктория: — Ну, мы визуально друг друга давно знали. Я была прихожанкой Воскресенского храма (возле универмага), а Виталий на каникулах там читал на клиросе.Виталий: — Как раз были последние дни перед учебным годом, я должен был скоро уезжать. Утром проснулся, и меня осенило: «Я должен ее найти!» Нашел дом, но даже подъезда ее я не знал. Решил зайти в любую квартиру и расспросить, может, подскажут. А там на каждом этаже 6 квартир, да и в таких больших домах обычно никто никого не знает. Зашел в первый подъезд, поднялся на второй этаж и позвонил в квартиру наугад. Открывает бабушка, я начинаю ей рассказывать, кого я ищу, может она подскажет. Она меня до половины дослушала, развернулась и кричит: «Вика, к тебе пришли!»Виктория: — Попал именно в ту квартиру!— Как говорят в народе: судьба…Виталий: — Господь услышал молитвы…— Технический вопрос: сан священника дают только женатым, но в семинарию женатых принимают?Виталий: — Конечно, даже с детьми… А вообще само образование не дает священный сан. Можно окончить Семинарию и Академию и остаться мирянином. Получение сана – это Таинство, где епископ рукополагает сначала в диакона, а потом в священника.— А как вы женились и стали священником?Виталий: — Мы женились, когда я был на четвёртом курсе семинарии. Через 5 дней после свадьбы я поехал учиться… Окончил стационарно и семинарию, и академию. Приезжал из Киева раз в месяц-полтора на несколько дней. А сан я получил уже на третьем, предпоследнем курсе академии.Виктория: — Мы женились, а после того еще 5 лет учились, он в Киеве, я в Виннице. Виделись периодически. А уже когда заканчивали учебу, у нас родилась Елизавета, сейчас ей 11 лет. Еще у нас есть Роман, 9 лет, и София, 4 года.— Вы с детства верующие, церковные люди?Виталий: — Я из семьи священников. Дедушка, прадед, сколько мы знаем, все в нашем роду были батюшками. Единственное, что никто из сынов дедушки священником не стал. Но династия не оборвалась. Я с детства ходил в храм, бывал на службе у дедушки. Но в школьные годы я даже не думал, что буду священником. Собирался стать врачом, как отец. Но был момент в жизни, когда Господь взял за руку и сказал: «Ты не туда идешь». И теперь я понимаю: медицина — это не мое.— Отец Виталий, как поступают в семинарию?Виталий: — Когда я поступал, времени на подготовку и должных знаний у меня не было — слишком неожиданно я решил стать священником. А конкурс составлял 5 человек на место. Школьная программа не предполагает изучение богословских предметов. А вступительные экзамены весьма серьезные: Святое Письмо, Новый завет, Ветхий завет, пение (петь я вообще не умел), знание многих молитв на память. Да еще и экзамены перенесли на день раньше. На письменной работе среди предложенных тем была только одна, где я смог понять смысл задания: «Почему я хочу стать священником?» И хотя темы были на выбор, у меня выбора не было: я ни про что другое ничего не знал. На следующий день был устный экзамен, я был уверен в провале. Но мне попался такой билет, что я ответил на все вопросы. Даже не знаю, откуда я их знал. Когда пришло время сдавать пение, мой будущий куратор, которого я тогда совершенно не знал, стал петь со мной: то есть он пел, а я подпевал. А потом он говорит другим экзаменаторам: «Ну, как мы спели?!» А потом всем сказали: «Посмотрите на Голоскевича, он единственный проходит по знаниям». На все воля Божья…

В настоящее время в русском православии многое меняется в общественном статусе священника. Когда давно этот человек мыслился скорее как монах-отшельник, посвятивший жизнь служению и молитве, но сегодня служители более открыты для людей и в параллель с духовной деятельностью могут заниматься и общественной. Таков и отец Александр — священник церкви преподобного Сергия Радонежского, что находится в Москве.

Писательская деятельность

Работа с прихожанами из разных стран, а также общение с православными верующими в СМИ и Интернете подвигли батюшку написать 2 книги: первая – о воскресных богослужениях, вторая – о важности Великого поста. На страницах этих изданий священник в доступной форме объясняет читателям сложные фрагменты Священного Писания, которые понятны не всем.

  • За пределами храма: обычная жизнь патриарха Кирилла

Воскресение Христово видевши

Эта книга окажется полезной как для глубоко верующих христиан, так и для начинающих воцерковляться. Она содержит слова воскресных евангельских чтений. И это отличное подспорье для всех, кто не может сосредоточится на текстах во время службы или просто не понимает значения тех или иных фрагментов, написанных более 2000 лет назад.

На страницах книги «Воскресение Христово видевши» автор Александр Абрамов делает попытку разъяснить смысл слов воскресных евангельских чтений так, чтобы их понял каждый – вне зависимости от возраста и уровня образования.

Эта книга не пересказ Евангелия, в ней настоящие тексты Священного Писания и размышления автора об отношениях человека и Бога.

Весна надежды нашей

Вторая книга отца Александра называется «Весна надежды нашей», труд посвящен вопросам Великой Четыредесятницы, или, иначе говоря, Великого поста. В данной книге батюшка ведет беседу с читателем и подробно объясняет значение каждого дня Великого поста.

А также делится советами:

  • как лучше провести этот день;
  • какие продукты можно включить в свой рацион;
  • какую пищу в Великий пост употреблять запрещено.

Помимо этого, в своей книге Александр Абрамов помогает лучше понять богослужебные тексты, которые можно услышать на великопостных службах.

В целом книга «Весна надежды нашей» заключает в себе неоценимую помощь для вхождения в Великий пост, его полное понимание и правильное исполнение.

Протоиерей ежедневно проделывает огромную работу во славу Господа и на нужды паствы своей. Его роль как церковнослужителя бесценна и достойна быть примером буквально для каждого.

Любовь к Богу равна любви к ближнему – именно эту истину батюшка считает целью своей жизни и от всего сердца старается передать ее в массы.

В данном видео вы можете ознакомиться с короткой проповедью Александра Абрамова.

В настоящее время в русском православии многое меняется в общественном статусе священника. Когда давно этот человек мыслился скорее как монах-отшельник, посвятивший жизнь служению и молитве, но сегодня служители более открыты для людей и в параллель с духовной деятельностью могут заниматься и общественной. Таков и отец Александр — священник церкви преподобного Сергия Радонежского, что находится в Москве.

[править] Источники

  1. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 27-28 декабря 2011 года / Официальные документы / Патриархия.ru
  2. Состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви / Официальные документы / Патриархия.ru
  3. Как изменился состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви? | Православие и мир
  4. Архивированная копия. Архивировано из первоисточника 8 сентября 2017.[недоступная ссылка
    ]Проверено 8 сентября 2021.
  5. Журнал Московской Патриархии
  6. Журнал Московской Патриархии
  7. [1]
  8. Журнал Московской Патриархии

Биография

Биография священника Александра Абрамова изначально напоминает жизнь многих советских граждан. Удивительно другое — родившись во времена, когда церкви были закрыты, к тому же в семье убежденных коммунистов, мальчик и не подозревал, насколько иной будет его жизнь и судьба, когда изучая в университете историю религии, он впервые почувствует свой Путь.

Протоиерей Александр Абрамов

Происхождение и рождение

Будущий настоятель храма родился в июле 1973 года, в Москве. Родители Саши были типичными представителями своего времени — следовали идеям коммунистической партии, являясь, к тому же, ее членами. Стоит ли говорить, что воспитание мальчика было скорее светским, нежели религиозным — о Боге до поступления в университет Саша Абрамов никогда не слышал и не задумывался.

О других известных священнослужителях:

  • Протоиерей Евгений Попиченко
  • Протоиерей Вадим Леонов
  • Протоиерей Евгений Соколов

Детство мальчика ничем не отличалось от этого периода в жизни многих других детей — Саша рос обычным мальчиком, за тем исключением, что он всегда выделялся особой любознательностью.

Александр окончил школу с серебряной медалью в 1990 году. Стоит заметить, что уже со школьной скамьи у мальчика появился интерес к такому предмету, как история. Любовь к этой дисциплине привила Саше его учительница, которая помимо преподавательской деятельности имела опыт работы экскурсоводом в музее имени В.И. Ленина.

Студенческие времена

Отец с раннего детства мальчика мечтал, чтобы тот обязательно окончил университет, по этой причине Саша, окончив школу, стал студентом исторического факультета МГУ. Как раз в студенческие времена Александр Абрамов начал интересоваться православием и в этот период начинается его путь служителя церкви.

Интересно! Во время посещения экскурсии к заброшенной церкви, Саша Абрамов настолько был впечатлен величием храма, что ему очень захотелось посетить действующую церковь. Вскоре побывав на церковной службе, будущего отца Александра поразило церковное пение и облачение священнослужителей так, что он принял решение о крещении.

Когда в 1995 году Александр Абрамов окончил университет, блестяще защитив диплом на тему, касающуюся истории церкви, он был уже человеком верующим.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]