Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания


Александр Мень
Род деятельности:священник Русской православной церкви, богослов и проповедник
Дата рождения:22 января 1935
Дата смерти:9 сентября 1990
Этническая принадлежность:Еврей
Вероисповедание:Православный
УДК

Александр Владимирович Мень

(*22 января 1935 — †9 сентября 1990) — еврей, выкрест во втором поколении, жидовствующий «священник»,[1] провокационно убит террористом (зарублен топором).

См. здесь Митрополит Антоний:Открытое письмо священнику Александру Меню

Биография[править]

Родился в Москве, в семье еврейского происхождения: как по матери, так и по отцу.[2] Девичья фамилия матери — Василевская (предки «очевидно, из Польши».[2] Отец в детстве учился в религиозной еврейской школе; мать с юности тянулась к христианству.

В возрасте шести месяцев крещён вместе с матерью, принадлежавшей к т. н. Катакомбной церкви. Учился в Московском пушно-меховом институте (1953—1954), затем в Иркутском сельхозинституте (1955—1958), откуда исключён за религиозные убеждения. Через месяц после отчисления рукоположен в дьяконы, в 1960 (после окончания Ленинградской духовной семинарии) — в священники. В 1965 закончил заочно Московскую духовную академию.

Служил в ряде подмосковных приходов. Уникальное сочетание широкой эрудиции, открытости к светской культуре, науке, к другим конфессиям, нехристианским религиям и глубокой церковной укоренённости, полученной им в Катакомбной церкви, выдвинули Меня в число ведущих христианских проповедников.

Главный труд отца Александра — книга об Иисусе «Сын Человеческий» (Брюссель, 1969, 2 изд. М. 1991), а также серия «В поисках пути, истины и жизни» (т.1-6, Брюссель, 1970-; 2 изд. — М., 1991—1992), в которой автор рассматривает историю нехристианских религий как путь к христианству в борьбе магизма и единобожия.

Отец Александр также автор книг «Таинство, слово, образ» (Брюссель, 1980, 2 изд. М. 1991) (первое издание под названием «Небо на земле» (Брюссель, 1969), «Откуда явилось всё это?» (Неаполь, 1972), «Как читать Библию?» (Брюссель, 1981), Библиологического словаря (ок. 10 тыс. терминов, Москва, 2002 (посмертное издание)) и многочисленных статей гл. образом проповеднического и апологетического содержания. Работы отца Александра переведены на английский, литовский, польский, украинский и французский языки.

Отец Александр Мень — один из зачинателей христианского «самиздата» 1960-х гг. До середины 1980-х гг. его труды издавались главным образом за границей (под псевдонимами Э. Светлов, А. Боголюбов, А. Павлов). С середины 1980-х гг. отец Александр Мень — один из самых популярных христианских проповедников (в том числе в средствах массовой информации).

Некоторые представители православных и околоправославных кругов оценивали деятельность отца Александра как «неправославную», во время выступлений отец Александр неоднократно получал записки с угрозами.

Почитается многими русскими католиками, считающими его святым мучеником.

Националистические взгляды[править]

Позволял себе еврейско-националистические выпады против Православных текстов, основанных на Богодухновенном тексте Евангелия:[3]

В 1975 г. дал интервью самиздатскому журналу «Евреи в СССР» под заголовком «Евреи и христианство», перепечатанное через год в «Вестнике РХД». В нем о. А.М. называет «ошибочным» прославление Церковью св. мучч. Гавриила Белостокского и Евстратия Печерского. Полагая недостоверным подвиг этих святых (принятие мученической кончины от иудеев), признавал возможность их деканонизации… На вопрос о наличии в православных богослужебных текстах резких выпадов против евреев, о. А.М. ответил, что они являются пережитком средневековых нравов и, возможно, вскоре будут изъяты из богослужения. Речь шла о текстах из «Последования 12 Евангелий Страстей Господних» и Утрени Великой Субботы: «За благая, яже сотворил еси роду еврейскому, распяти Тя осудиша, оцта и желчи напоивше Тя.»; «О предательстве не довольни быша, Христе, роди еврейстии, но покиваху главами своими, хулу и ругание приносяще;, «Богоубийц собор, иудейский язык беззаконный, к Пилату неистовне зовый, и глаголаше: распни Христа неповиннаго». Такова оценка о. А.М. Святоотеческих текстов: св. Мелитона Сардийского «О Пасхе», текст которой лег в основу антифонов Утрени Великого Пятка, трипеснца св. Космы Маиумскогои тропарей крестовоскресных канонов Октоиха «Христоубийца и пророкоубийца бысть еврейское множество…» автором которых является св. Иоанн Дамаскин.

В конце 40-х Мень решил стать священником

1943 г. стал переломным годом для всех советских людей. Фашистские войска были разгромлены под Сталинградом и на Курской дуге.

Для православных случилось другое важное для них событие. Сталин разрешил выбрать патриарха. Верующие воспряли духом.

1948

в этом году Александр Мень приобщился к церкви

В 40-х годах в Москве тайный Борис Александрович Васильев организовал подпольный кружок. В своей квартире он устраивал лекции по культуре и религии, обсуждал вместе с единомышленниками Священное Писание. В кружок входила мать Александра, Елена Семеновна. Она привела к Васильеву и сына.


Б.А. Васильев помог Александру окончательно стать на пастырский путь

В 1948 г. Александр решил стать священником. Он начал прислуживать в алтаре церкви Рождества Иоанна Предтечи на Красной Пресне.

Убийство[править]

Крест на месте убийства в Семхозе
Отец Александр был убит 9 сентября 1990 года. В то утро он торопился в церковь: надо было вовремя поспеть к литургии. К нему подбежал какой-то человек и протянул записку. Мень вынул из кармана очки и начал читать. В это время из кустов выскочил ещё один человек и с силой ударил его сзади топором. Обливаясь кровью, священник направился к станции. Потом, теряя силы, повернул назад, к дому. Он сумел доползти до калитки. «Кто вас, отец Александр?» — спросила женщина. «Да нет, никто, я сам!», — ответил Мень: он не захотел или не смог назвать своих убийц.

Похороны Меня состоялись 11 сентября.

Несмотря на личные распоряжения президентов СССР и России, убийство осталось нераскрытым.

Биография

Александр Мень – российский священнослужитель, на долю которого выпало немало трудностей. Пережил нападки на церковь и гонения верующих со стороны советских властей, пришлось тайно распространять собственные книги, менять приходы не по своей воле.


Священник Александр Мень

Люди любили отца Александра за духовную открытость и общительность, мужчина слыл отличным собеседником, умел внимательно выслушать и дать дельный совет каждому, кто стучался в двери его дома и храма.

Отзывы о деятельности и трудах протоиерея Александра Меня[править]

Позитивные оценки[править]

Многие православные люди позитивно оценивают деятельность и труды о. Александра Меня. Так, по мнению Патриарха Алексия II,

отец Александр был талантливым проповедником слова Божия, добрым пастырем Церкви, он обладал щедрою душою и преданным Господу сердцем. Убийцы сотворили свое черное дело в момент, когда он мог бы еще так много сделать для духовного просвещения и окормления чад Церкви. Hе все его суждения полностью разделялись православными богословами, но ни одно из них не противоречило сути Священного Писания. Где как раз и подчеркивается, что надлежит быть разномыслиям между вами, дабы явились искуснейшие (1 Кор. II, 19).

Митрополит Сурожский Антоний (Блум), спустя много лет после смерти о. Александра говорил о нём очень эмоционально:

Мы не смеем говорить о своей оставленности, об одиночестве, о сиротстве! Отец Александр не умер, а приобщился к Жизни Божественной, остался для своих — знаемых и незнаемых, Пастырем добрым, молитвенником, ходатаем, заступником! И зовёт он каждого, кто его любил, кто в нем видел образ истинного христианина на Путь Крестный и к славе Воскресения! «Будьте мне последователями, как и я последователь Христов!»

По мнению архиепископа Михаила (Мудьюгина),

все свои знания, энциклопедическую эрудицию, самые разнообразные интересы в науке, художественной литературе, искусстве, все свои таланты, ему от Бога дарованные, отец Александр поставил на службу проповеди. Проповедовал он неустанно. Проповедовал всегда принципиально, притом на языке, доступном для современников… Это был человек необыкновенной одухотворенности, который вел подвижническую жизнь и закончил ее мученически. Но на крови мучеников, как известно с древних времен, прорастают семена христианского благовестия, растет и укрепляется Церковь Христова… Отец Александр был поистине пророком нового времени и предвестником евангелизации всего служения Православной Церкви, евангелизации, которая соответствует назревшим потребностям и чаяниям православного народа.

Священник Георгий Чистяков считает, что

отец Александр относился к числу людей, которые не боятся. Он не боялся ходить в больницы к тяжело больным и умирающим, хотя это было запрещено строжайшим образом, не боялся проповедовать и, более того, говорить о вере с детьми, практически открыто нарушая советские законодательство. Не боялся языка своей эпохи и в отличие от практически всех своих собратьев умел (подобно апостолу Павлу) говорить с «язычниками» о Христе на языке этих язычников. Не боялся синтезировать опыт своих предшественников, очень разных и порою взаимоисключающих друг друга, и это у него получалось удивительно хорошо, ибо делал он это не на уровне человека, но на уровне любви Божьей. Не боялся нового.

Критика[править]

В то же время представители консервативных кругов Русской православной церкви утверждают что некоторые высказывания о. Александра Меня противоречат основам православного учения, носят теософский характер (сам о. Александр никогда не отождествлял свои взгляды с теософией). Его также обвиняли в симпатиях к католицизму. Известный православный богослов А. И. Осипов и миссионер диакон Андрей Кураев не рекомендовали книги о. Александра Меня для знакомства с православием (Осипов А. И. «Курс лекций по апологетике, 5 курс МДС, второе полугодие», «Курс лекций по основному богословию, 4 курс МДС»). Следующие цитаты выражают экуменические и, по мнению некоторых, теософские идеи о. Александра Меня.

«Истоки религий», глава 4 «Человек перед Богом»

Быть может, разница в Богопознании религиозных гениев, таких, как Франциск Ассизский, Тереза Авильская, Мейстер Экхарт, Серафим Саровский, и людей обыкновенного уровня заключается в том, что для последних встреча с Богом подобна мгновенной вспышке молнии, за которой нередко вновь наступает мрак, а первые всем своим существом приобщались Божественной жизни и сами становились ее носителями.

«История религий», том 3, глава 5 «Загадка высшего „Я“»

Следуя по пути, проложенному созерцанием, индийские брахманы приходят к тому же, к чему приходили все мистики, в какое бы время и в каком бы народе они ни жили. Яджнявалкья и Будда, Плотин и Ареопагит, Мейстер Экхарт и Григорий Палама, каббалисты и Николай Кузанский, Яков Беме, Рейсбрук и множество других ясновидцев Востока и Запада с единодушием, которое невольно приводит в трепет, возвещают о том, что они познали, дойдя до самых пределов бытия. Все они как один свидетельствуют, что там исчезает все мыслимое и представимое, что там нет ничего и в то же время — неизреченная Полнота. Там невозможно найти ни одного из свойств мира, природы и духа; там нет ни добра, ни зла, ни света, ни тьмы, ни движения, ни покоя. Там царит нечто, превосходящее самую глубокую мысль человека, превосходящее само бытие. В священном мраке, скрывающем основу основ, они ощутили реальность Сущего, Абсолюта. Страшная, непереносимая тайна!..

«Письма духовной дочери Александре Орловой-Модель»

Экуменизм имеет два истока: либо подлинную широкую и глубокую духовность, которая не страшится чужого, либо поверхностное смешение всего в кучу. Разумеется, я за экумену первого типа. Но до него доходят немногие. Отсюда твои наблюдения. В словах игумена о святых, что они «чужие» — не только ограниченность, но нежелание вместить иной опыт. А особенности этого опыта не касаются Евангелия как такового. Их источник — культурная традиция и этнопсихология … Сказать, что 700 млн католиков и 350 млн протестантов находятся в заблуждении, а только мы одни истинная церковь — значит пребывать в безумной гордыне, ничем не оправданной.

Убиенный иерей Даниил Сысоев характеризовал прот. Александра Меня как еретика, попадающего под анафемы Поместных и Вселенских соборов Православной Церкви:

Конечно, прот. Мень (коего никак не могу назвать отцом) является еретиком (см. 15 правило Двукратного Собора) ибо он учит ересям осужденным Отцами и Соборами.

Вот список его ересей:

1. Манихейство. — Учение о соучастии сатаны в творении мира, результатом чего была якобы происходившая эволюция.

2. Учение о человеке как преображенной обезьяне. Противоречит определению 5 Вселенского Собора против Оригена (там было провозглашено, что душа и тело появились одновременно. В отношении учения Меня, его мнение было осуждено Синодом Московской Патриархии от 7.12. 1935 г. по делу прот. С.Булгакова)

3.Отвержение богодухновенности свящ. Писания (см. анафемы недели Православия).

4. Отвержение первородного греха и постулирование независимости смерти от человеческого греха(см. 124 прав. Карфагенского Собора)

5. Отвержение существования личного Адама и введение каббалистичекого учения об Адаме Кадмоне.

6. Отвержения авторства почти всех ветхозаветных книг (см. анафемы против Феодора Мопсуэстийского 5 Вселенского Собора).

7.В учении об Церкви — принятие теории ветвей (осуждена Юбилейным Собором 2000 гг.).

8. Синкретизм (о коем уже шла речь на форуме)осужденный (вместе с теософией) на Соборе 1994 г.

9. Поощрение магии и экстрасенсорики (в лекции к учащимся в школе экстрасенсов) влечет за собой 25 лет отлучения от Причастия. И почти единственная из вин обрушивающая на священника сразу два наказания — лишение сана и отлучение. (Правила 6 Вселенского собора, Василия Великого, Григория Нисского и т.д.)

Уже не приходиться говорить о таких богохульствах, как отвержение реальности Потопа, буквальности Шестоднева, Башни, существования Адама, Ноя, Исаака, Еноха. Приписывания книги прор. Исайи двум авторам. Клевета на Ветхо- и Новозаветных святых (примеры чего уже привожились и на форуме, и в несправедливо оклеветанной работе о. Сергия Антиминсова — пусть апологеты Меня покажут хотя бы одну искаженную или вырванную из контекста цитату в этой работе). Все эти высказывания ставят Меня за грань не только Православной Церкви, но и просто христианства (ведь учение его вдохновителя Шардена было осуждено даже папой).

Вообще мне не встречался человек, которого Мень привел бы к истинному Христу, каким Его знает Церковь.

[4]

В институте Александр готовится к служению Богу

Несмотря на подготовку и желание поступить в Духовную академию, Александр решил получить мирскую специальность. В 1953 г. он поступил на охотоведческий факультет Московского Пушно-мехового института.

Годы учебы в университете Мень вспоминал с удовольствием. В процессе учебы он плотно осваивал философию, читал Спинозу, Декарта, Лейбница. Читал православных философов: Флоренского, Булгакова, Бердяева, Лосского. Главным авторитетом для Александра стал философ Владимир Соловьев.


Студент Мень работал в епархиальном управлении

В это же время Мень начинает свою сознательную писательскую деятельность. Он пишет две книги по истории церкви: первый том — «Древнюю церковь» он закончит в 1956 г., второй ‒ «Средние века» — в 1957 г.

В институте Мень женился на Наталье Федоровне Григоренко.

Увлечение студента православием не осталось незамеченным, тем более, что в конце 50-х начался новый виток богоборчества. В 1958 г. Александра прямо перед госэкзаменами отчислили из университета.

Библиография[править]

  • История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни (в 7 томах) (Москва, 1991-92) Том 1. Истоки религии
  • Том 2. Магизм и Единобожие. Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей
  • Том 3. У врат Молчания. Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры
  • Том 4. Дионис, Логос, Судьба. Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра
  • Том 5. Вестники Царства Божия. Библейские пророки от Амоса до Реставрации (7-4 вв. до н. э.)
  • Том 6. На пороге Нового Завета
  • Том 7. Сын Человеческий
  • Первые апостолы (не завершена)
  • История религии (учебник в 2 томах) (Москва, 1997)
      Том 1. В поисках Пути, Истины и Жизни
  • Том 2. Пути христианства
  • Библиологический словарь (в 3 томах) (Москва, 2002)
      Том 1. А-И
  • Том 2. К-П
  • Том 3. Р-Я
  • Таинство, слово и образ. О православном богослужении (Москва, 1991)
  • Исагогика. Курс по изучению Священного Писания Ветхого Завета
  • Свет миру. Евангельская история, пересказанная для детей
  • Практическое руководство к молитве
  • Читая Апокалипсис
  • [Отец Александр отвечает на вопросы
  • Магия, оккультизм, христианство. Лекции
  • Мировая духовная культура. Лекции
  • Трудный путь к диалогу. Сборник статей и эссе (Москва, 1992)
  • Радостная весть. Лекции и беседы (Москва, 1992)
  • Свет во тьме светит
  • Смертию смерть поправ (Минск, 1990)
  • Верую… Беседы о Символе Веры (Москва, 2001)
  • Почему нам трудно поверить в Бога?. Беседы и ответы на вопросы
  • статьи из сборника «Христианос» (Рига)
  • статьи из журнала «Символ» (№ 43, сентябрь 2000)
  • статьи из журнала «Вестник РДХ» (Париж—Нью-Йорк—Москва)
  • «…Ваш о. Александр». Переписка с отцом Александром Менем (Санкт-Петербург, 1999)
  • Умное небо. Переписка протоиерея Александра Меня с монахиней Иоанной (Москва, 2002)
  • О. Всеволод Рошко и о. Александр Мень.
    «Переписка» //
    Вестник РХД
    . — 1992. — № 165 II. — С. 44-73.
  • Личная жизнь

    Александр Мень был женат на женщине-украинке Наталье Григоренко. В 1957 году у супругов родилась дочь Елена, которая в будущем станет иконописцем. А спустя три года семейство пополнилось наследником. Сын Михаил Мень сделал карьеру в российской политике, занимал пост губернатора Ивановской области, а в 2013 году сел в кресло министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.


    Александр Мень и его жена Наталья

    Дом священника всегда был открыт для гостей. Здесь собирались друзья, прихожане и незнакомцы, желающие послушать о Боге. Александр Владимирович с семьей жил скромно, но очевидцы говорят, что дом наполнял необъяснимый свет и тепло, каждая вещь занимала свое место. Протоиерей не гнушался работы по хозяйству, когда супруга Наталья Федоровна отсутствовала, собственноручно готовил угощения для гостей.

    Отец Александр вошел в историю и как меценат, создатель Группы милосердия, возникшей на базе детской клинической больницы. Это один из самых крупных благотворительных проектов в России.

    [править] Карьера

    С 1 июня 1958 г. — диакон.

    С 1 сентября 1960 г. (после окончания Ленинградской духовной семинарии) — священник. Стал 2-м священником в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Петровском-Алабине, а спустя год сменил настоятеля храма.

    Стал одним из зачинателей религиозного самиздата 60-х.

    В 1964 г. у него проводился обыск.

    В 1974 г. Ю.В. Андропов написал в о группе Меня.

    Трудился в ряде подмосковных приходов.

    В 1989—1990 гг. — настоятель Сретенской церкви в Новой Деревне (Пушкино).

    Его труды имели просветительский характер и по истории евреев, иудеохристианства и т. д.

    Первая публичная лекция по христианству принадлежит Александру Меню

    11 мая 1988

    Мень прочитал первую публичную лекцию. Стена, отгораживающая людей от православия, была пробита

    1988 — Мень прочитал лекцию в Московском институте стали и сплавов.

    Горбачев ослабил контроль за церковью. Проповедовать стало можно открыто. Иерархи православной церкви выдали Меню карт-бланш на любую миссионерскую деятельность.

    До своей смерти, за два года он прочитал более двухсот лекций на самые разные темы. Отец Александр умел найти язык с любой аудиторией.

    Легкость общения с самыми разными людьми, от атеистов до последователей нехристианских религий, обеспечила успех проповедей и рост числа врагов

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]