Киев сакральный: Успенский собор и его разрушение


Киево-Печерский Успенский собор

Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (Великая Печерская церковь)
, главный храм Киево-Печерской лавры, был расположен напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней лавры.

  • Престол: Успения Пресвятой Богородицы (главный), ап. Иоанна Богослова (нижний правый придел, единственный сохранившийся после взрыва 1941 г.), первомученика архидиакона Стефана (нижний левый придел), св. Иоанна Предтечи (придел в северо-западном углу), ап. Андрея Первозванного (придел на хорах справа) и Преображения Господня (придел на хорах слева).
  • Адрес: Украина, Киев, Киево-Печерская лавра
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

По свидетельству прп. Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена в 1073 году по благословению прп. Антония игуменом Феодосием и епископом Михаилом (?).
Согласно Киево-Печерскому Патерику, Матерь Божия направила из Константинополя в Киев греческих зодчих, явившись им во Влахернском храме со словами: «Хочу церковь Себе построить на Руси в Киеве: повелеваю же вам: возьмите золото себе на три года и идите на возведение ее… Прииду же и Сама увидеть церковь, и в ней хочу жить… Моим именем хочу назвать ее,

— и, вручив икону Успения Божией Матери, добавила —
Она наместной да будет».

Божия Матерь благословляет греч. мастеров на строительство Великой печерской церкви. Икона. 1-я пол. XIX в. (НКПИКЗ)

Выйдя из храма, зодчие на облаке увидели изображение великолепной церкви, а когда построили ее, так и называли долгое время — «небеси подобною». Основание и строительство храма сопровождались многими чудесными событиями, являющими Божию милость и заступление Матери Божией.
Землю и сто гривен золота для строительства церкви пожертвовал киевский князь Святослав. Большой вклад в строительство сделал варяжский воевода Шимон (в крещении Симон). Гонимый соплеменниками, однажды он молился в домовой церкви у родового образа Распятия и услышал голос, повелевший ему идти на Русь, взяв с собой пояс и венец от Распятия. Шимон снарядил корабль и отплыл в неведомую землю. В море судно настигла штормовая буря, и, теряя надежду на спасение, варяг взмолился к Богу. Он увидел в небесах неземной красоты церковь и вновь услышал голос свыше, предсказавший ему, что сейчас он останется невредим, а в будущем сподобится участвовать в строительстве этой церкви, где и будет погребен. В откровении ему были сообщены размеры храма, который надлежало построить, и указана мера — пояс Спасителя. Божий Промысл приводит варяга к преподобному Антонию. Перед битвой с половцами старец сказал Шимону, что русичи потерпят поражение, но сам он останется в живых, а кроме того, подтвердил предсказания о том, что построена будет в Печерской обители церковь, в которой по кончине упокоится Шимон. Возвратившись из неудачного похода, Шимон отдал преподобному венец и пояс и рассказал все, что стало известно ему из откровений о строительстве «небеси подобной» церкви.

По молитвам преподобного Антония Господь чудесными знамениями указал место будущего храма. В 1075 году начались основные строительные работы. В разбивке плана церкви и закладке фундамента принимали участие призванные Богородицей византийские зодчие. Как повествует Патерик, денег, врученных Царицей Небесной на строительство, было «на три лета». Вчерне возведение храмового строения к 1077 году было закончено.

В 1083 году пришли из Царьграда иконописцы, чудесно нанятые прпп. Антонием и Феодосием, а греческие купцы, бывшие свидетелями этого чуда, пожертвовали мозаику на украшение храма. Трудясь пять лет над росписью церкви, иконописцы стали свидетелями дивных чудес: Господь помогал братии украшать церковь, как прежде помогал ее строить. Согласно предсказанию Божией Матери, они приняли здесь постриг и остались в монастыре.

Греческие мастера — архитекторы, мозаисты и иконописцы — с благословения игуменов Стефана и Никона создали монастырскую строительную артель и иконописную мастерскую, которые занимались благоукрашением не только Успенского Печерского собора, но и храмов Михайловского Златоверхого монастыря, Кловской Влахернской обители преподобного Стефана и других храмов. В 1951 году на территории Лавры археологами была обнаружена древняя мозаичная мастерская.

14 августа 1089 года Успенский собор был освящен митрополитом Киевским Иоанном.

Церковь отличалась необыкновенным величием и красотой наружного и внутреннего убранства. Ее стены и иконостас блистали золотом и разноцветной мозаикой и были украшены множеством икон, пол выложен узорами из камня разных пород, глава храма позолочена, а крест на куполе выкован из золота. Над Царскими вратами иконостаса главного престола в драгоценной раме помещалась величайшая лаврская святыня — икона Успения Пресвятой Богородицы, по преданию принесенная в Киев в 1073 г. греческими мастерами, которым во Влахернском храме ее вручила Пресвятая Богородица. Икона была вставлена в раму, вмонтированную в большой металлический круг. На прочных шелковых шнурах чудотворная икона спускалась ежедневно по окончании утрени и литургии для благоговейного целования богомольцами.

В 1470 и 1722-1729, 1755, 1893 годах церковь реконструировалась.

В период немецкой оккупации Киева, 3 ноября 1941 года, собор был взорван. Существует несколько версий: собор был взорван фашистами; агентами НКВД; партизанами, намеревавшимися уничтожить посещавшего его президента Словакии Тисо.

В 2000 году Успенский собор был восстановлен. Во результате реконструкции Предтеченский придел приобрел вид отдельного храма внутри Великой церкви. В нем были собраны все найденные во время реконструкции останки, прежде погребенные в соборе под спудом.

Святыни

Успенский собор Киево-Печерской лавры, дореволюционное фото

Справа от иконостаса, у южной стены главного придела Великой церкви, хранился серебряный ковчег с главой святого равноапостольного князя Владимира, а слева, в небольшой нише — мощи первого митрополита Киевского Михаила.
У южной стены главного придела Великой церкви помещался гроб прп. Феодосия, игумена Печерского, а напротив него, в северо-западном углу, в киоте — частицы мощей всех Печерских святых. Недалеко от этого места на выступе стены находилась икона прп. Антония, пред которой, по преданию, стоял на молитве во время служб свт. Димитрий Ростовский. В память об этом позже здесь была установлена икона свт. Димитрия Ростовского.

В приделе св. первомученика архидиакона Стефана около иконостаса в серебряной раке хранилась часть его мощей — указательный палец. Эта святыня была принесена из молдавского Нямецкого монастыря Романским архиепископом Пахомием, жившим в Лавре на покое в начале XVIII в. В настоящее время эта святыня находится в Крестовоздвиженском храме в резной деревянной раке.

В том же Стефановском приделе, у алтаря Предтеченской церкви, находился спуск в подземелье, где были похоронены выдающиеся деятели Церкви и государства. Здесь почивали нетленные мощи свт. Павла (Конюскевича), митрополита Тобольского и Сибирского.

Под полом Великой церкви были погребены останки многих русских князей, гетманов, киевских воевод, митрополитов, епископов и архимандритов. Древний притвор, в котором находилась гробница Константина Острожского, также служил местом погребения. Здесь после прп. Феодосия в древности хоронили князей, затем — представителей литовских фамилий и многих мужей, прославившихся духовными и государственными подвигами, таких как свт. Петр (Могила), архимандриты Иннокентий (Гизель), Елисей (Плетенецкий), Памва Берында и др. В старину их гробницы, имевшие сверху надгробия с эпитафиями, были накрыты покровами с вышитыми на них портретами.

В Иоанно-Богословском приделе у северной стены возле иконостаса находилась чудотворная икона Божией Матери, называемая Игоревской.

В этом же приделе, на южных дверях иконостаса, находилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей. У южной стены Богословского придела, в нише, у иконостаса, в особой раке хранились частицы мощей св. Иоанна Предтечи, свв. пророков, апостолов, святителей, мучеников и других святых — греческих, сербских, молдавских и русских, а также около 80 других святынь.

Читайте также


Висячие сады Семирамиды — второе чудо света

Описание и фото достопримечательностей Флоренции, ИталияЧто посмотреть в Мадриде? Описание и фото достопримечательностейСтокгольм, столица Швеции. Памятники и все достопримечательности старого городао. Гренландия, столица Нуук. Описание и фото самого крупного острова на ЗемлеЛучшие магазины для шоппинга в Стокгольме. Распродажи шведских марок одежды

Архитектура

Киево-Печерский Успенский собор, 1073 — 1078 гг. Реконструкция Н. Г. Логвина

Первоначально Великая лаврская церковь имела один полусферический купол. Предтеченский храм, стоявший когда-то отдельно, тоже имел купол приплюснутой полусферической формы.
На месте нынешних боковых приделов и паперти находилось несколько часовен, пристроенных в XIII-XVI веках. Перед церковью Иоанна Предтечи была часовня Ельцов, за Предтеченской церковью — часовня Трех святителей, за ней, ближе к алтарю, — часовня Иоанна Богослова, а в юго-восточном углу — часовня князей Корецких (во имя св. первомученика архидиакона Стефана). Святитель Петр (Могила) для симметрии с северной стороной пристроил с южной стороны еще две часовенки и поставил четыре новых купола. В конце XVII века боковые часовни были объединены и образовали нынешние приделы с двумя алтарями (на плане 1695 г. они уже указаны); в состав северного придела, посвященного святому первомученику Стефану, вошла и древняя Предтеченская церковь; западные часовни были заменены папертью с четырьмя входными дверями. К началу XVIII века вся древняя церковь была застроена, фасад ее приобрел барочные формы. Окна и двери были декорированы наподобие матерчатых драпировок.

До разрушения Успенского собора в 1941 г. из древних частей храма наружу выступали только алтарные апсиды, сохранившиеся целиком (кроме южной, которая была переделана в литовский период, вероятно, князем Симеоном Олельковичем). Главная апсида в древности имела рельефные изображения Богородицы и стоящих по ее сторонам Архангелов: части этих рельефов хранились в лаврской ризнице. На алтарной стене от древности уцелел крестик с буквами ІС. ХС. НИ. КА. Древними оставались средняя глава и купол над Иоанно-Предтеченским приделом.

Долгое время считалось, что древние части церкви, ввиду множества реконструкций и перестроек, не сохранились. Однако в результате исследований XIX и XX вв. были обнаружены фрагменты, относящиеся к XI в. Так, на плинфах собора были найдены не только отдельные буквы кириллицы, но и целые слова и фразы. На стенах сохранились изображения крестов, надписи и рисунки, сделанные мастерами-строителями по сырому раствору.

Киево-Печерский Успенский собор

Во время археологических раскопок престола в 1963 г. были обнаружены фрагменты горшка, в котором находились завернутые в ткань частицы мощей. Там же были найдены плитки и кусочки смальты XI в. Это все, что осталось от престола XI в. после реконструкций 1729, 1755 и 1893 годов. В кирпичной кладке основания престола 1729 г. был обнаружен шиферный столп, вкопанный в землю. Возможно, это часть «краеугольного камня», заложенного при закладке храма. Раскопки у основания этого камня показали, что он вкопан в грунт в XI в. Были найдены и остатки жертвенника. Было найдено также большое количество фрагментов первоначального пола из шиферных плит, инкрустированных кусочками смальты. В воспоминаниях Павла Алеппского есть описания мраморных колонн древней алтарной преграды. По преданию, части первоначального иконостаса были использованы при реконструкции церквей Ближних пещер.

Внутреннее убранство

Успенский собор Печерской лавры. Общий вид с севера (до разрушения)

О первоначальном внутреннем убранстве храма можно судить по описаниям, приведенным в летописях, «Печерском Патерике», «Синопсисе» и в воспоминаниях очевидцев. В них описываются, прежде всего, поражавшие своей красотой мозаики из «позлащенных камней», фрески и мраморные облицовки стен и пола. В древности церковь была «мусиею (мозаикой) сложена не токмо по стенам, но и по земле».
Древний престол Великой церкви был из кирпича. Первоначально он был покрыт мраморной доской, а в 1744 г. обложен серебром. На жертвеннике находился золотой крест с частицами крови Христа, столба бичевания и вервия от столба бичевания. Иконостас этой части храма был также «страстной», т. е. имел иконы, изображающие страдания Спасителя.

Ни древняя живопись, ни более поздняя не сохранилась. Приведенное в Патерике житие прп. Алипия дает нам возможность узнать и о содержании росписей, и о чудесных явлениях, свидетелем которых он был. Когда иконописцы украшали алтарь мозаикой, внезапно на горнем месте чудесно изобразился лик Богородицы и из него вылетел голубь и летал «к образу Спасову» и к изображениям святых мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора, частицы мощей которых были вручены строителям Матерью Божией во Влахерне и положены в основание храма. Белый голубь перелетал от одного образа к другому, садясь святым то на руку, то на главу, и подлетев, наконец, к наместной иконе Богоматери, скрылся за этой иконой. Павел Алеппский, видевший мозаики Великой церкви в XVII в., описывает находившийся в алтаре образ Богородицы, подобный Киево-Софийскому. Под ним — образ Христа в окружении апостолов (Евхаристия), а на западной стене церкви — образ Успения, мозаичный пол в алтаре и мраморный мозаичный цоколь вокруг кафедры.

В XVIII веке мозаики были заменены росписью, впоследствии неоднократно обновлявшейся. Несмотря на изданный в 1722 г. запрет на аллегории в церковной живописи, в Успенской церкви они изобиловали. За престолом, наряду с другими сюжетами, был изображен Иисус Христос, распятый на ветвях дуба, около жертвенника — Агнец, Пеликан, — все в духе барочной украинской иконописи. Среди авторов этого времени известен С. Каменский. Реставрация росписи 1772 г. производилась Захарией (Голубовским). Продолжил эти работы в 1843 г. академик Ф. Солнцев. В 1893 году собор был заново расписан группой художников под руководством В. Верещагина. В настоящее время предприняты попытки росписи на хорах восстановленного Успенского собора.

До 1941 г. в Успенском соборе стоял иконостас времен гетмана Скоропадского (1708–1722 гг.), имевший большую художественную ценность. Икона Успения, Печерских святых и другие покрывались роскошными ризами. Вокруг икон были сделаны рамы из звезд. Царские врата были кованые из серебра с позолотой. Все это — работы лаврских ювелиров, славившихся наряду с живописцами и резчиками.

В приделе Иоанна Богослова был прорезной иконостас с картинами жития апостола Иоанна, любимого ученика Христова. До взрыва 1941 г. на северной наружной стене древними оставались части Иоанно-Предтеченской церкви, объединенные в XVII в. с основным храмом. Купол над этой частью храма, как и своды самой церкви были древними. В XVII в. Предтеченский храм был разделен на два этажа, и верхняя его часть присоединена к хорам Великой церкви.

В прежнем храме Иоанна Предтечи иконостас был той же работы, что и в Троицкой церкви на Святых вратах и в боковых нижних приделах Великой церкви. Перед иконостасом святителем Петром Могилой были положены мощи святой девы Иулиании, княжны Ольшанской. Княжна почивала в открытой раке, так что можно было видеть ее белое благообразное лицо, одежды, шейную золотую гривну и наушницы. Мощи св. девы Иулиании пострадали в пожаре 1718 г. и в настоящее время находятся в закрытой раке в Ближних пещерах.

В домонгольское время иконостасами на Руси служили мраморные либо деревянные преграды, состоявшие из колонок-столбиков с находящимися между ними низкими парапетами и опиравшегося на колонки архитрава. В традиции того времени иконы еще не размещались между колоннами на парапетах. В центре преграды находились Царские врата. Иконы, водруженные на архитрав, составляли второй ярус и формировали деисисный чин. Наместная икона, благословленная Божией Матерью и принесенная из Царьграда, находилась в центре, над алтарными столпами, поддерживавшими фриз с карнизом и выполнявшими функцию Царских врат. В этой преграде находился и тот чудесный образ, с которым произошло чудо на глазах прп. Алипия. Здесь же, по-видимому, со стороны алтаря был подвешен золотой венец и золотой пояс варяга Шимона, увезенные позже Владимиром Мономахом в Суздаль. Древний иконостас сохранялся, вероятно, до 1482 г., а может быть, и до XVI в., когда князем Константином Острожским был устроен новый шестиярусный иконостас, известный по копии, отлитой по благословению Московского Патриарха Никона. В 1896 г. его верхние ярусы были сняты в подражание первоначальной низкой алтарной преграде.

УСПЕНСКИЙ СОБОР КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ

Киево-Печерская лавра, одна из величайших святынь православия, была основана в середине XI столетия. А закладка главного храма монастыря. Успенского собора — его называли Великой церковью — состоялась в 1073 году. Но строительство собора началось только спустя два года, при игумене Стефане в 1075 году, и было завершено в 1078 году.

По преданию, строительству храма предшествовало видение, которое увидел «один варяжский князь, именем Симон», молитвами преподобного Антония Печерского спасшийся от смерти в сражении на реке Альте в 1068 году. Симон увидел «на облаке изображение будущей новой Печерской церкви, и слышал глас, повелевавший отнести к преподобному Антонию златый пояс для размера сей церкви и златый венец для украшения жертвенника».

Собор строили четыре «искусных строителя», пришедшие в Киев из Константинополя. Средства на строительство храма пожертвовали тот самый «варяжский князь Симон», а также великий князь Киевский Святослав Ярославич. Собор расписывали и украшали мозаиками византийские «иконные писцы», греческие купцы привезли из Константинополя драгоценную смальту для мозаик.

Украшение собора росписями и мозаиками продолжалось до 1089 года, после чего он был освящен. Современники, видевшие храм во времена его «молодости», называли его «небесам подобным»: «Сия небеси подобная церковь преизящным благолепием внутри в снаружи украшена… Вся золотою мусию, сиречь камнями позлащенными, узорами и пестротинами различными предивно высаждена и иконами прекрасно расписана». Глава храма была вызолочена, а на нее установлен золотой крест. Великая церковь Киево-Печерского монастыря послужила образцом для ряда других построек — в Ростове, Суздале и других городах. Но увы, судьба этого замечательного архитектурного сооружения оказалась чрезвычайно трагичной.

Собор был поставлен на высоком холме над Днепром. Это был наиболее законченный образец древнерусского трехнефного крестовокупольного храма. Как в большинстве построек той поры, здесь применялась техника смешанной кладки, чередующимися полосами большемерного плоского кирпича и камней, скрепленных широкими полосами розового известкового раствора.

Высота храма составляла 46,8 метра, длина — 44,7 метра, ширина с притворами — 43,6 метра. От храмовых построек эпохи Ярослава Мудрого Успенский собор отличался своим одноглавием и лаконичным, устремленным вверх силуэтом. В украшении собора фресками и мозаиками приняли участие греческие и русские мастера, в том числе — легендарный русский иконописец Алимпий и монах Киево-Печерского Григорий.

В 1230 году Успенский собор пострадал от сильного землетрясения, случившегося в Киеве: «Великая церковь расступися на полы и падеся верх». Были разрушены купол храма, южная стена и апсиды. Восстановительные работы были закончены перед самым татарским нашествием, во время которого храм снова сильно пострадал. Киевский Синопсис так описывал трагические события 1240 года:

«Нечестивые варвары таранами стены каменные монастырские столкши и до основания сокрушивши, в Святую Обитель внидоша, людей всякого чина посекоша, иных плениша, и самою небеси подобную Церковь Пресвятой Богородицы Печерскую оскверниша, от всего украшения обнажиша и крест с головы церковныя златокованый сняша». По повелению Батыя Успенский собор был разрушен «по окна», была разрушена и более не восстанавливалась лестничная башня, сильно пострадал интерьер собора: были практически полностью уничтожены его внутреннее убранство, росписи и драгоценные мозаики.

После татарского погрома Киево-Печерский монастырь восстанавливался долго и трудно, а Великая церковь «233 года оставалась только в щебне». Полностью Успенский храм был восстановлен и заново освящен в 1470 году, при литовском наместнике Киева князе Семене Олельковиче. В память об этом событии в стену центральной апсиды храма был вмурован терракотовый рельеф-триптих, левая и правая части которого изображают основателей монастыря Антония и Феодосия Печерских, а центральная — образ Богоматери, повторяющий ее мозаичный образ, украшавший до татарского нашествия интерьер храма. Сейчас этот триптих вмурован в стену Большой лаврской колокольни.

Спустя год после освящения восстановленного храма князь Семен Олелькович скончался и был погребен в Успенском соборе. А в 1482 году Киев был разграблен татарами, Киево-Печерский монастырь сожжен, а Великая церковь снова сильно пострадала. Почти сто лет собор простоял «в запустении», и только в конце XVI века начал «возобновляться». В позднейшие времена Успенский собор неоднократно перестраивался. Сохранились гравюры 1661 и 1693 годов, свидетельствующие о значительных изменениях во внешнем виде храма. Немало бед наделал в храме громадный пожар 1718 года, после чего в 1723-1729 годах под руководством архитектора И. Каландина были проведены большие реставрационные работы. Тогда собор приобрел черты украинского барокко, а его стены, апсиды, фронтоны главы куполов, окна и порталы были обильно украшены лепным орнаментом. Теперь было семь куполов, а не один, как прежде, из которых центральный был вызолочен «через огонь», а главы остальных шести покрыты листовым червонным золотом. Барабан главного купола был расписан изображениями ветхозаветных царей и пророков. Наружная живопись собора последний раз обновлялась в 1824 году.

С годами менялось и внутреннее убранство собора. В 1579 году на средства князя Константина Острожского был сделан новый пятиярусный иконостас. Этот иконостас погиб в пламени пожара 1718 года, случившегося в храме, а новый, выполненный в стиле барокко, был сооружен на пожертвования гетмана Ивана Скоропадского в 1723-1729 годах черниговским мастером-резчиком Г. Петровым и иконописцами А. Глинским и С. Лубенским. Новый огромный многоярусный иконостас, произведший неизгладимое впечатление на современников, стал впоследствии образцом для подражания, и его мотивы широко использовались резчиками иконостасов множества украинских церквей, построенный в XVIII веке.

В то же время восемью мастерами Лаврской иконописной мастерской под «надзиранием» иеромонаха Захарии Голубовского были восстановлены стенные росписи собора. А на рубеже XIX-XX веков собор был расписан заново группой иконописцев под руководством художника В. П. Верещагина.

На протяжении столетий Успенский собор Киево-Печерской лавры служил усыпальницей многих знатных фамилий. В крипте собора были похоронены известный по летописям киевский воевода XI столетия Ян Вышата и сестра Владимира Мономаха, легендарная Евпраксия — былинная «Апракса-королевишна», жена германского императора Генриха IV. Здесь находились гробницы князей Скиргайло, Острожских, Олельковичей, Вишневец-ких, Тышкевичей, украинских церковных деятелей и просветителей Е. Плетенецкого, З. Копыстенского, митрополита Петра Могилы, ректора Киево-Могилянской академии И. Гизеля. У восточной стены собора в 1632 году был погребен П. Берында — выдающийся ученый, поэт, составивший «Лексикон славеноросский и имен толкование». Здесь же, в Успенском соборе, был похоронен великий русский полководец фельдмаршал П.А. Румянцев-Задунайский. На его могиле было установлено надгробие работы скульптора И. П. Мартоса. У стен собора погребен выдающийся русский политический деятель П.А. Столыпин.

Успенский собор имел девять престолов. В алтаре Стефановского придела бережно хранилась древняя икона Богоматери византийского письма, перед которой в последний час своей жизни молился 19 сентября 1147 года князь Игорь Ольгович, убитый восставшими киевлянами. В Трехсвятительском приделе находилась настоятельская ризница, а рядом, в особой «палате», размещалась библиотека Киево-Печерской лавры.

Многострадальный Успенский собор Киево-Печерской лавры был взорван фашистами в ноябре 1941 года. До наших дней сохранились только фрагменты собора. Давно разработан проект его восстановления. Но пока посетителей Лавры встречают только руины…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]