Святые места Астрахани: Успенский собор — история и современность


Мiръ

Россия Астраханская область Астрахань Успенский кафедральный собор (Астрахань) Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:46.34936110000000297759470413438975811004638671875,»lon»:48.03328609999999798674252815544605255126953125,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%90%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%8C)\» title=\»\u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u0430\u0444\u0435\u0434\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u0410\u0441\u0442\u0440\u0430\u0445\u0430\u043d\u044c)\»\u003E\u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u0430\u0444\u0435\u0434\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u0410\u0441\u0442\u0440\u0430\u0445\u0430\u043d\u044c)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u0420\u0430\u0441\u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d \u043d\u0430 \u0442\u0435\u0440\u0440\u0438\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438 \u0410\u0441\u0442\u0440\u0430\u0445\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043a\u0440\u0435\u003Cspan class=\»smw-highlighter\» data-type=\»2\» data-state=\»persistent\» data-title=\»\u0418\u043d\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0446\u0438\u044f\» title=\»\u0420\u0430\u0441\u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d \u043d\u0430 \u0442\u0435\u0440\u0440\u0438\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438 \u0410\u0441\u0442\u0440\u0430\u0445\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043a\u0440\u0435\u043c\u043b\u044f. \u041f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0435\u043d \u0432 1699\u20141710 \u0433\u043e\u0434\u044b \u043f\u043e\u0434 \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c \u043a\u0430\u043c\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0434\u0435\u043b \u043c\u0430\u0441\u0442\u0435\u0440\u0430 \u0414\u043e\u0440\u043e\u0444\u0435\u044f \u041c\u044f\u043a\u0438\u0448\u0435\u0432\u0430; \u0441\u0442\u0440\u043e\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u043e \u043a\u0443\u0440\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043b \u043c\u0438\u0442\u0440\u043e\u043f\u043e\u043b\u0438\u0442 \u0421\u0430\u043c\u043f\u0441\u043e\u043d. \u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043e\u0434\u043d\u0438\u043c \u0438\u0437 \u043b\u0443\u0447\u0448\u0438\u0445 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u0446\u043e\u0432 \u0440\u0443\u0441\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0446\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u043d\u043e\u0433\u043e \u0437\u043e\u0434\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 XVIII \u0432\u0435\u043a\u0430\»\u003E\u003Cspan class=\»smwtext\»\u003E \u2026 \u003C/span\u003E\u003Cspan class=\»smwttcontent\»\u003E\u0420\u0430\u0441\u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d \u043d\u0430 \u0442\u0435\u0440\u0440\u0438\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438 \u0410\u0441\u0442\u0440\u0430\u0445\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043a\u0440\u0435\u043c\u043b\u044f. \u041f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0435\u043d \u0432 1699\u20141710 \u0433\u043e\u0434\u044b \u043f\u043e\u0434 \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c \u043a\u0430\u043c\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0434\u0435\u043b \u043c\u0430\u0441\u0442\u0435\u0440\u0430 \u0414\u043e\u0440\u043e\u0444\u0435\u044f \u041c\u044f\u043a\u0438\u0448\u0435\u0432\u0430; \u0441\u0442\u0440\u043e\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u043e \u043a\u0443\u0440\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043b \u043c\u0438\u0442\u0440\u043e\u043f\u043e\u043b\u0438\u0442 \u0421\u0430\u043c\u043f\u0441\u043e\u043d. \u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043e\u0434\u043d\u0438\u043c \u0438\u0437 \u043b\u0443\u0447\u0448\u0438\u0445 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u0446\u043e\u0432 \u0440\u0443\u0441\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0446\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u043d\u043e\u0433\u043e \u0437\u043e\u0434\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 XVIII \u0432\u0435\u043a\u0430\u003C/span\u003E\u003C/span\u003E\u043e\u0433\u043e \u0446\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u043d\u043e\u0433\u043e \u0437\u043e\u0434\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 XVIII \u0432\u0435\u043a\u0430",»title»:»\u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u0430\u0444\u0435\u0434\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u0410\u0441\u0442\u0440\u0430\u0445\u0430\u043d\u044c)»,»link»:»»,»lat»:46.34936110000000297759470413438975811004638671875,»lon»:48.03328609999999798674252815544605255126953125,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

46.349437; 48.033017

Россия, Астрахань, улица В. Тредиаковского, 2/2

Астрахань,Астраханская область414000

Россия

Телефоны канцелярии

: +7 (8512) 44-46-47,

Успе́нский собо́р

— крупнейший православный храм Астрахани. Расположен на территории Астраханского кремля. Построен в 1699—1710 годы под руководством каменных дел мастера Дорофея Мякишева; строительство курировал митрополит Сампсон. Успенский собор считается одним из лучших образцов русского церковного зодчества начала XVIII века, и является единственным из сохранившихся в России архитектурных храмовых комплексов, где храм и Лобное место соединены.

История[[править]h2>

История Астрахани неразрывно связана с историей астраханского кремля, главной архитектурной доминанты города. Строительство кремля началось в 1558 году, и этот год официально считается датой основания Астрахани.

Первый соборный храм на территории астраханского кремля был построен преподобным Кириллом, градостроителем Астраханским (память 31 марта; здесь и далее даты приведены по новому стилю), в 1568 году. Святой Кирилл, исполняя поручение царя Иоанна IV, прибыл в Астрахань со списком чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Владимирская». В честь этой особо чтимой на Руси иконы и был освящён первый деревянный храм на территории кремля. Но, к сожалению, за 35 лет храм сильно обветшал, поэтому в 1602 году у восточной стены крепости началось строительство нового каменного собора в честь Успения Божией Матери. Однако и этому храму суждено было простоять недолго.

Решение о возведении нового храма было принято ещё при митрополите Савватии (1683-1696). Но владыка Савватий скоропостижно скончался, а его начинания продолжил митрополит Сампсон (1697-1714). Для строительства нового собора, которое началось 1 октября 1699 года, были приглашены тридцать профессиональных каменщиков во главе с крепостным зодчим Дорофеем Мякишевым. Строительство велось почти двенадцать лет и было окончено к 1710 году. За это время зодчие возвели храм правильной кубической формы с пятью главами. Снаружи собор был украшен фасонным кирпичом и резьбой по белому камню, окна и подкупольные главы были обрамлены колоннами в стиле коринфского декора, а полукруглые арки заполнены росписями на библейские сюжеты. На каждой стороне храма было устроено три таких арки.

Собор был разделён на два этажа: верхний храм был освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Высокий и светлый храм предназначался для торжественных богослужений в тёплое время года. Нижний храм, сводчатый и малоосвещённый, одновременно был «зимним» храмом и усыпальницей астраханских иерархов. С западной стороны галерея собора упиралась в лобное место, которое служило площадкой для архиерейских выходов и молебнов.

Главной достопримечательностью верхнего Успенского храма считался восьмиярусный иконостас. Традиции русского церковного зодчества не допускали установку больше семи ярусов икон, поэтому искусствоведы по праву называют иконостас астраханского собора уникальным. Иконы принадлежали кисти известных мастеров современности: Никифора Попова, иконописца казанского митрополита, и Ивана Андреева, домового иконописца известного купца Григория Димитриевича Строганова. Украшением иконостаса были серебряные царские врата, изготовленные в Санкт-Петербурге ювелиром Феодором Штанде. Врата были принесены в дар собору купцом Петром Сапожниковым.

Стараниями того же купца из искусственного мрамора в 1812 году были возведены четыре массивных столпа, поддерживающие своды верхнего храма. Основания столпов, а также своды в пяти главах украшала живопись. Составитель «Описания Астраханского кафедрального Успенского собора» протоиерей Николай Каменский также писал: «…на откосе южного переднего окна по мрамору изображён акт Священного Союза в 1815 году между тремя государями императорами Всероссийским, Австрийским и королём Прусским». Стены храма украшали иконы в серебряных ризах и живопись на библейские темы.

Нижний храм в честь Владимирской иконы Божией Матери значительно отличается от верхнего. Насколько верхний храм высок и светел, настолько нижний тёмен и низок. Этот храм специально был устроен как место захоронения астраханских архиереев. Храм был лишён живописи, иконостас выполнен совсем небольшим, поскольку богослужения здесь совершались лишь по великим праздникам. Стены в храме вместо росписи были покрыты надгробными надписями, указывающими на конкретное захоронение. В числе захороненных в нижнем храме Успенского собора особо замечательны святитель Феодосий — первый архиепископ Астраханский, смело обличавший самозванца Лжедмитрия I. Святой Феодосий скончался в 1607 году и в древних святцах упоминался как “новый чудотворец земли русской”.

В особом склепе находились мощи священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, зверски убитого в 1671 году в дни восстания Степана Разина. С самого дня мученической кончины у гроба святителя происходили многочисленные чудеса и исцеления. К сожалению, регулярной записи этих чудес не велось, что препятствовало канонизации святого, хотя имя астраханского митрополита давно вносилось в различные святцы. Причисление к лику святых состоялось по ходатайству священномученика Митрофана (Краснопольского) деянием Всероссийского Поместного собора, проходившего в 1918 году в Москве. Память святителя Иосифа торжественно совершается ежегодно 24 мая.

Кроме того, в нижнем храме находилось захоронение святителя Герасима (Добросердова), известного своими миссионерскими подвигами в Сибирском крае. Епископ Герасим пребывал на Астраханской кафедре сравнительно недолго (1877–1880), прославлен в лике сибирских святых (память — 10 июня ст.ст.).

Раки с мощами святых угодников сейчас пребывают в нижнем храме и открыты для поклонения верующим, а большинство останков погребённых архиереев перезахоронены в 2001 году в крипте собора.

В дореволюционные годы в Успенском соборе находилось множество православных святынь, большинство из которых в настоящее время утеряно.

События 1917 года стали печальной страницей в истории собора. Собор подвергся несанкционированным обыскам, в результате которых большевики вынесли из храма церковные ценности, наличные деньги и процентные бумаги на сто тысяч рублей. 18 января 1918 года собор был закрыт для богослужений, однако потом был вновь возвращён верующим в 1922 году. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей почти все реликвии были изъяты и отправлены на переплавку. Почти вся соборная ризница была уничтожена. В 1929 году даже стоял вопрос об уничтожении Успенского и Троицкого соборов астраханского кремля. Решение было пересмотрено в том же году с указом о предоставлении планов переустройства. Иконостас верхнего храм был сломан и сожжён в 1931 году в результате проведённого субботника. Красноармейцы местного гарнизона тренировались на меткость стрельбы, расстреливая святые образа. C этого момента вплоть до 1992 года собор использовался как склад боеприпасов, казармы для военнослужащих, музей и центр массовой и пропагандистской работы по краеведению.

После долгого перерыва в день Рождества Христова в 1992 году в нижнем храме Успенского собора состоялось праздничное богослужение. В верхнем храме первая служба прошла 24 мая того же года в день памяти священномученика Иосифа, митрополита Астраханского.

После возвращения собора постепенно благоукрашается его внутренний и внешний вид. Стены и купола храма подновлены, восстановлена живопись в закомарах. В нижнем храме установлен новый иконостас, а потолок украшен живописью в византийской манере. В стены храма вмонтированы иконы мастеров Троице-Сергиевой лавры, исполненные в строгом каноническом древнерусском стиле. Богослужения здесь совершаются ежедневно.

Верхний храм Успенского собора сейчас переживает второе рождение: стены из искусственного мрамора восстановлены в приближенном к историческому виде. Чугунный пол воссоздан по сохранившимся описаниям. Купольная роспись выполнена мастерами из Палеха по аналогии с Успенским собором Московского кремля. Накануне престольного праздника, 25 августа 2009 года, Высокопреосвященнейший владыка Иона, архиепископ Астраханский и Енотаевский в сослужении духовенства епархии совершил великое освящение верхнего храма Успенского собора. После проведения юбилейных мероприятий в верхнем храме возобновляется регулярное совершение богослужений по воскресным дням и великим праздникам.

Второй собор

С первых же дней своего основания Астрахань стала быстро развиваться, так как была расположена на оживленном перекрестке торговых путей из Европы в Азию. Вскоре население города возросло в несколько раз, и старый собор уже не мог вмещать всех желающих присутствовать на церковных службах. Кроме того, деревянное здание строилось наспех, и за 30 лет сильно обветшало.

В начале 1590-х годов по благословению патриарха в Астрахань прибыл игумен Феодосий, которому было поручено построить «соборную и апостольскую церковь» вместо старой. Работы по ее возведению продлились около 10 лет. Каменный храм освятили в 1602 году в честь Успения Божией Матери. Он стал центром религиозной и общественной жизни города. Туда же была перенесена икона Владимирской иконы Божией Матери.

Святыни[[править]h2>

Мощи, частицы мощей:

  • Рака с мощами свт. Феодосия архиеп. Астраханского. Скончался в 18/31 декабря 1607 г. Погребен в на южной стороне старого собора в 1617. В 1708 мощи перезахоронили в нижнем храме нового собора. 30 марта 2002 г. был прославлен в лике святых. Мощи из крипты перенесены в храм и положены в раку.
  • Рака с мощами сщмч. Иосифа митр. Астраханского. Во время восстания Разина в 1671 г. принял мученическую кончину. Погребен в старом соборе. В 1708 мощи перезахоронили в нижнем храме нового собора. В 1918 г. на Поместном соборе причислен к лику святых. Мощи из крипты перенесены в храм и положены в раку.
  • Рака с мощами свт. Герасима еп. Астраханского. Скончался в 1980 г. Погребен в нижнем храме Успенского собора. В 2002 г. прославлен в лике святых
  • Мощевик с частицей мощей сщмч. Фаддея архиеп. Астраханского Был расстрелян в 1937 г. Причислен к лику святых в 1997г. Частица мощей была подарена Астраханской епархии с пребыванием в Успенском кафедральном соборе Архиепископом Тверским Виктором в мае 2012 г.
  • Рака с мощами сщмч. Иллариона архиеп. Верейского. Скончался в 1929 г. Прославлен в лике святых на Архиерейском соборе в 1999г. Частица мощей была передана в Успенский собор игуменом Тихоном (Шевкуновым), наместником Сретенского монастыря в декабре 2013 г.

Особо чтимые иконы:

  • Икона с частицами мощей Оптинских старцев. Частица мощей привезена в 2000 г. из Оптиной Пустыни.
  • Икона с частицей мощей преп. Максима Грека. Частица мощей привезена из Троице-Сергиевой Лавры в 2001 г.

Особо почитаемые священные предметы (реликвии):

  • Палица сщмч. Иосифа митр. Астраханского.
  • Предана Астраханской Епархии на хранение Астраханским Музеем -Заповедником в 1995 г.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

К концу 17 века главный каменный храм кремля стал ветшать. Тогдашний астраханский митрополит Савватий занялся сбором средств на строительство нового собора. Пожертвования горожан составили 10 000 рублей. Однако митрополит скончался до начала строительства. Едва начавшиеся работы были приостановлены, а собранные им деньги были переданы в гражданское ведомство. Когда новый митрополит Сампсон решил вернуться к реализации плана своего предшественника, оказалось, что большая часть суммы «пропала», и ему выдали только 3 996 рублей. Этих денег едва хватило на то, чтобы заплатить рабочим, которые занимались разборкой старого собора, и приобрести стройматериалы для строительства нового. Тогда архипастырь написал царю Петру Алексеевичу и попросил денег. Хотя в столице не откликнулись на просьбу митрополита, местное купечество, задетое за живое, решило оказать поддержку владыке и пожертвовало на богоугодное дело крупную сумму.

Паломнику[[править]h2>

Богослужения в Успенском соборе совершаются ежедневно. Часы, Литургия — 8:00, по праздничным дням — 8:30. Вечернее богослужение — 17:00.

Ежедневно, кроме понедельника, после Литургии совершается водосвятный молебен и панихида. В четверг Литургия и молебен с акафистом святителю Николаю совершаются в Никольском надвратном храме.

Крещение детей и взрослых по предварительной записи и после прохождения огласительных бесед перед Таинством.

Песнопения субботней Литургии исполняет мужской хор. По окончании службы совершается водосвятный молебен в Кирилловской часовне.

Таинство исповеди совершается ежедневно в 8:30.

Каждый день в храме до 16:30 дежурит священник.

Актуальное расписание богослужений

Строительство

К работе над новым собором митрополит привлек крепостного зодчего Дорофея Мякишева и нанял тридцать каменщиков. Согласно «Ключаревской летописи», они приступили к закладке фундамента 1 октября 1699 года. Строительство продолжалось 12 лет, и каждый рабочий получил 13 рублей.

На начальном этапе зодчий намеревался сделать собор однокупольным. Однако в 1702 году по причине нарушения технологии строительства обрушился свод храма. Тогда Мякишев заменил один огромный купол пятью небольшими.

В 1705 году работы были приостановлены, так как город и Астраханский кремль оказались в эпи бунта. После того как порядок был восстановлен, каменщики вновь приступили к работе. В 1707 году нижний храм осветили в честь Владимирской иконы Божией Матери и его стали использовать в качестве усыпальницы для важных церковных сановников.

Спустя год в нем был создан придел Святителей Кирилла и Афанасия Александрийских, но работы вновь пришлось прекратить, так как сильный пожар повредил недавно возведенные соборные главы. Основные работы по возведению собора были завершены лишь к началу 1710 года, и 14 августа он был освящен.

Адрес и контакты

Если вы приедете в Астрахань, Успенский собор (адрес: улица Тредиаковского, 2/2) сможете найти без труда, отправившись в местный Кремль. Доехать туда из любой точки города лучше всего на такси. Можно также воспользоваться маршрутками или автобусами, следующими к остановкам общественного транспорта на площадях им. Ленина и Октябрьской.

Обязательно посетите Астрахань. Успенский собор местного Кремля заслуживает внимание не только благодаря находящимся там святыням, но и как один из лучших образцов русского зодчества конца XVIII века.

Происхождение названия

На сегодня также нет однозначной версии относительно происхождения названия города. Есть несколько легенд. Первая из них связана с племенем асов, которое населяло эти края. Смелые воины за свою отвагу и честь, проявленную в сражениях, получили от хана документ, который освобождал их от повинностей в пользу державы тархан. В честь этого знаменательного события асы назвали город Ас-тархан.

Есть также мнение, основанное на данных письменного источника. В описании своего путешествия арабский подданный Ибн-Батута повествует о том, что город назван в честь одного благочестивого паломника. Тюркский хаджа, который избрал это место для поселения, получил его в награду от султана беспошлинно, или, как говорилось тогда, султан сделал паломника тарханом. Отсюда и получилось название Хаджи-тархан. По мере своего развития селение переросло в деревню, а потом превратилось в город.

В подтверждение этого названия высказался и путешественник Афанасий Никитин. Он был в этих местах в середине пятнадцатого века и утверждал, что Астрахань — это русская версия, в основе которой лежит Хаджи-тархан.

Астраханский историк-краевед Владимир Гусев считает, что первым названием города было Азтарган, и был он заложен примерно в 625 году западно-тюркским каганом Озбуланом.

Где находится Астрахань

Расположился этот удивительный старинный русский город в Южном федеральном округе России. Кроме Астраханской области, он включает ещё пять субъектов. Территория округа находится на юге европейской части России и относится к Волго-Каспийскому региону.

Отвечая на вопрос, где находится Астрахань, также следует сказать, что вся она разместилась на одиннадцати островах Прикаспийской низменности, соединяются они между собой посредством тридцати мостов. Основная часть населения города живёт на левом берегу Волги, и лишь пятая часть — на правом.

Описание

На момент начала служб собор Успения пресвятой богородицы представлял собой великолепное зрелище и был одним из самых красивых сооружений Астрахани. В архитектурном плане он имел правильную кубическую форму, его украшали пять глав. Снаружи собор отделали фасонным кирпичом и украсили искусной резьбой по белому камню. Полукруглые арки (по три на каждой стороне здания) были покрыты росписями на библейские сюжеты, а окна и подкупольные главы обрамляли колонны с пышным коринфским декором, какого еще не видела Астрахань.

Успенский собор, история строительства которого вам уже известна, был разделен на 2 этажа. Верхняя, «холодная» церковь, освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы, предназначалась для «летних» богослужений, а нижняя была не только усыпальницей местных православных иерархов, но и «зимним», отапливаемым храмом. С западной стороны галерея собора выходила на так называемое лобное место. Оно служило площадкой для массовых молебнов жителей Астрахани по торжественным поводам и архиерейских выходов.

Интерьер верхнего храма

Главной достопримечательностью Успенского собора был иконостас. Он считался уникальным, так как, вопреки традиции русской церковной архитектуры, имел 8 ярусов. Над созданием иконостаса трудились Матвей Логинов, а также Иван Тимофеев с сыном Терентием.

Иконы для Успенского храма были заказаны таким известным мастерам, как казанский иконописец Никифор Попов и домовый живописец знаменитого купца Г. Д. Строганова Ивана Андреев. Иконостас был украшен серебряными царскими вратами. Для собора их изготовил в Санкт-Петербурге немецкий ювелир Феодор Штанде. Заказчиком выступил купец П. Сапожников, который привез царские врата в Астрахань. Успенский собор еще не раз получал дары от этого благотворителя. Например, в 1812 году он пожертвовал деньги на возведение из искусственного мрамора четырех массивных столпов, предназначенных для укрепления сводов храма. Их основания, а также потолки 5 глав украшала религиозная живопись. Кроме того, на откосе южного переднего окна на мраморе был изображен союзнический акт между королем Пруссии и императорами Австрийским и Всероссийским, заключенный в 1815 году. Кроме того, восхищение прихожан вызывало огромное золоченое паникадило, спускающееся на длинных цепях, украшенное пышным чеканным декором.

Немного истории

Корни происхождения Астрахани уходят в глубину веков. Первые упоминания о том месте, где сегодня находится город, восходят к тринадцатому столетию. Официально датой рождения считается 1558 год, когда началось возведение деревянного кремля на левом берегу Волги. Именно тогда, после присоединения к Российской державе, началась новая страница в истории Астраханского ханства. Однако свой официальный статус город получил позднее — в начале восемнадцатого века, при Петре I.

Но на этот счёт у историков есть и другие мнения. Астраханский историк-краевед Владимир Гусев полагает, что Астрахани уже 1385 лет. Учёный считает, что появление города не может датироваться каким-то определённым годом, поскольку являет собой длительный процесс, выражающийся в политическом, экономическом и культурном развитии.

Некоторые историки, исследуя мифологические описания этих мест, склонны к версии, что земля Астраханская очень древняя — ей около семидесяти тысяч лет!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]