Как «архиепископ» Климент погубил «Крымскую епархию» ПЦУ


Симферопольский Петропавловский собор

Симферопольская и Крымская епархия
Украинской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 295011, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Героев Аджимушкая, 9/11
  • Тел.: 7 (978)-733-85-29; факс: 25–14–70
  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: гг. Симферополь, Алушта, Евпатория, Ялта, а также Бахчисарайский, Белогорский, Кировский, Сакский, Симферопольский и Черноморский р-ны Республики Крым и г. Севастополь
  • Кафедральные соборы: Петропавловский и Александро-Невский в г. Симферополе
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Первохристианский период и расцвет Византии

Для русских земель Крым является колыбелью Православия – здесь проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, здесь принял святое крещение равноапостольный великий князь Владимир. После утверждения в Крыму самостоятельных кафедр к началу века, православные иерархи пребывают на полуострове почти без перерывов.
Уже в году в Крым, который был тогда местом ссылки на окраинах Римской империи, был сослан для тяжких работ святитель Климент Римский, и, по сказанию летописцев, нашел здесь христиан более 2000 человек. Ко времени его мученической кончины в 104 году в разных местах полуострова насчитывалось 75 христианских общин, имевших для молитвы храмы высеченные в горах и сохранившиеся до наших дней. Древнейшим можно считать Инкерманский, куда был сослан святой Климент. В Крыму пострадали в те времена многочисленные мученики. В горных пещерах появились обители иноков уже в — веках.

Вскоре в Крыму был образован ряд епархий – ко времени I Вселенского собора в 325 году существовали Босфорская и Херсонесская (Корсунская) епархии; в том же веке была учреждена епархия Фульская; около века Готфийская (Готская) кафедра переместилась в Крым; а не позднее начала VIII века появилась также Сугдейская (Сурожская) епархия. Таким образом, в эпоху расцвета Византии на полуострове располагались пять епархий с центрами в древних греческих колониях на южном побережье и в Готфии – земле переселившихся сюда готов, затем по большей части вытесненных гуннами. Епархии находились в ведении Константинопольского патриарха.

Волны завоеваний

В политическом отношении, при том что Восточная Римская империя вплоть до падения Константинополя в 1453 году удерживала хотя бы часть морского побержья, она постоянно соседствовала с разными, зачастую враждебными и иноверными, народами. В массе принявшие арианство готы долго сохраняли государственность в княжестве Феодоро. Затем пришли гунны, в VIII- веках, полуостров завоевали иудаисты-хазары, а после разгрома Хазарского каганата сюда бежали общины караимов. Волны нашествий тюркских племен (обров-аваров, тюрков-торков, кипчаков-половцев) шли непрерывно в течение трехсот лет и завершились завоеваниями монгольских орд в XIII веке. Около 1380 года южным побережьем Крыма и Готией завладели генуэзцы. К XII веку здесь существовало три епархии: Судгейско-Фульская, Херсонесская и Готфейская, в ведении Константинопольских патриархов. В 1394 году Херсонесская епархия была присоединена к Готфийской.

В веке турки с помощью татар захватили южный Крым, и полуостров вошел в состав Крымского ханства в вассальной зависимости от Османской империи. В 1485 году была образована новая Кафская епархия, в то время как, по некоторым данным, Сурожская была присоединена к Готфийской [1]. К концу XVII Кафская епархия также была присоединена к Готфийской и в Крыму осталась лишь одна кафедра. Иерархи Готфийские управляли угнетенной паствой Крыма вплоть до исхода большей части православных в 1778 году, во главе с митрополитом Готфийским Игнатием (Гозадини), в пределы Российской империи.

В составе русского государства

В апреле 1784 года земли аннексированного Россией в 1783 году Крымского ханства вошли в состав в Славянской епархии. К этому времени большинство церквей и все монастыри были заброшены и разграблены, т.к. православное население в массе своей ушло в Россию несколькими годами раньше. Готфийская епархия продолжала существовать в составе Славянской вплоть до 1786 года, после чего до 1799 года ей приемствовала полусамостоятельное Феодосийское викариатство.

Между 1799 и 1859 годами в Крыму не было своего православного архиерея и полуостров управлялся Екатеринославскими (бывшими Славянскими), а с 1837 года – Херсонскими владыками. Поначалу, из-за влияния секулярного «просвещения,» Россия делала очень мало для христианизации края. В первые семьдесят лет русской колонизации не было сделано ничего для возрождения христианских святынь эпохи владычества православной Восточной Римской империи, хотя повсюду сохранялись развалины древних церквей и монастырей. При этом правительство способствовало заселению края разнородными иностранцами, в большом количестве сектантами и раскольниками, а около пятидесяти лет после аннексии господствующей религией там оставалось мусульманство.

Положение изменилось лишь в середине XIX века, когда Святейший Синод получил возможность восстанавливать здесь старые монастыри и основывать новые. Высочайшей резолюцией от 16 ноября 1859 года, по ходатайству жителей Крыма, на территории полуострова была учреждена самостоятельная Таврическая епархия, будучи выделена из состава Херсонской. С образованием самостоятельной епархии церковная жизнь стала быстро шириться — менее чем за десять лет появилось более ста новых приходов, активизировали свою деятельность монастыри, открылись мужские духовные училища. При святителе Гурии (Карпове) начала работу Таврическая духовная семинария, стал издаваться журнал «Таврические епархиальные ведомости».

После начала революционной смуты в 1917 году для Православия всей бывшей Российской империи настали времена испытаний. В 1920–30-е годы Церковь в Крыму подверглась жестоким гонениям: закрывались монастыри и храмы, тысячи верующих и священников были репрессированы.

С 1922 по 1933 год также существовала Симферопольская обновленческая епархия.

В пределах Украинской Православной Церкви

Православие в Крыму стало возрождаться лишь в конце 1980-х годов. В состав восстанавливаемой Симферопольской епархии входила вся территория Крыма вплоть до выделения самостотельной Джанкойской епархии на севере полуострова решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 11 ноября 2008 года.

20 декабря 2012 года из состава Симферопольской епархии была также выделена самостоятельная Феодосийская епархия в пределах Феодосийского и Керченского благочиний.

Исторические названия

  • Таврическая и Симферопольская (16 ноября 1859 — ? 1920-е)
  • Симферопольская и Таврическая ?
  • Симферопольская и Крымская (c 1944)

Статистика

  • 1 января 1958 [2] — 48 зарегистрированных храмов/молитвенных домов.
  • 2000 — 350 приходов, 8 монастырей [3].
  • ок. 2004 — 483 прихода; 281 священнослужитель [4].
  • 1 января 2008 — 532 прихода, 9 зарегистрированных монастырей и 7 в стадии регистрации; 70 храмов и 462 молитвенных дома; 19 благочиний [5].

Архипастыри

  • Елпидифор (Бенедиктов) (7 января — 25 мая 1860)
  • Алексий (Ржаницын) (29 августа 1860 — 28 августа 1867)
  • Свт. Гурий (Карпов) (28 ноября 1867 – 17 марта 1882)
  • Ермоген (Добронравин) (24 апреля 1882 — 9 марта 1885)
  • Алексий (Лавров-Платонов) (9 марта — 11 мая 1885)
  • Мартиниан (Муратовский) (11 мая 1885 — 19 января 1897)
  • Михаил (Грибановский) (19 января 1897 — 19 августа 1898)
  • Николай (Зиоров) (14 сентября 1898 — 26 марта 1905)
  • Алексий (Молчанов) (26 марта 1905 — 5 ноября 1910)
  • Феофан (Быстров) (19 ноября 1910 — 25 июня 1912)
  • Прп. Димитрий (Абашидзе) (25 июня 1912 – ок. 1921)
  • Сщмч. Никодим (Кротков) (1921 — 1924)
  • Александр (Раевский) (1924 – 19 марта 1928) в/у, еп. Керченский
  • Александр (Трапицын) (1928 — август 1928)
    • Дионисий (Прозоровский) (29 ноября 1928 – 25 июня 1930) в/у, еп. Феодосийский
  • Арсений (Смоленец) (25 июня 1930 – 11 августа 1931)
    • 1931 — 1944 — вдовство кафедры
  • Иоасаф (Журманов) (13 августа 1944 — 9 апреля 1946)
  • Свт. Лука (Войно-Ясенецкий) (май 1946 — 11 июня 1961)
  • Алипий (Хотовицкий) (1961) в/у, еп. Полтавский
  • Гурий (Егоров) (14 ноября 1961 — 12 июля 1965)
    • Феодосий (Процюк) (19 июля — 8 октября 1965) в/у, еп. Полтавский
  • Леонтий (Гудимов) (8 октября 1965 — 7 октября 1967)
  • Антоний (Вакарик) (7 октября 1967 — 31 мая 1973)
  • Леонтий (Гудимов), 2-й раз (31 мая 1973 — 19-20 февраля 1990)
  • Варлаам (Ильющенко) (19-20 февраля — 20 июля 1990)
  • Глеб (Савин) (2 августа — 24 ноября 1990)
  • Василий (Златолинский) (2 декабря 1990 — 27 июля 1992) [6]
  • Лазарь (Швец) (с 27 июля 1992)
  • Дальнейшая отделка и благоустройство собора

    В 1890 году на деньги, собранные из пожертвований местных жителей, собор обнесли ажурной чугунной оградой, и благоустроили прилегающую к нему площадь, ставшую местом различных городских мероприятий. В том же году был издан указ, согласно которому застройка окружающего района разрешалась лишь зданиями, размер которых не превышал высоту собора.

    В самом начале нового XX века в отделку храма внесли существенные изменения. На пожертвования церковного старосты были наняты мастера-живописцы, осуществившие роспись купола изображением фигуры Бога Саваофа в окружении Небесных Сил, а в нижней части барабана, поместившие двенадцать медальонов с ликами святых апостолов. Дополнял картину растительный орнамент, покрывавший стены.

    География благочиний

    • I Симферопольское (); II Симферопольское:
    • г. Симферополь , с. Белоглинка, с. Винницкое, пгт. Гвардейское, с. Доброе, с. Донское, с. Дубки, с. Ивановка, с. Кольчугино, с. Красная Зорька, с. Мазанка, с. Мирное, пгт. Молодёжное, с. Николаевка, с. Новоандреевка, с. Новосёловка, с. Партизанское, с. Первомайское, с. Перевальное, с. Перово, с. Пионерское, с. Пожарское, с. Родниковое, с. Скворцово, с. Софиевка, с. Укромное, с. Урожайное, с. Чистенькое, п. Школьное
  • Алуштинское:
    • г. Алушта, п. Малореченское
  • Бахчисарайское ( ):
    • г. Бахчисарай, с. Куйбышево
  • Евпаторийское:
    • г. Евпатория , пгт. Заозерное, с. Кировское, с. Медведево, пгт. Мирное, пгт. Новоозерное, с. Оленевка, пгт. Черноморское, с. Штормовое, с. Суворово
  • Кировско-Белогорское:
    • пгт. Кировское, с. Ароматное, г. Белогорск, г. Старый Крым, с. Тополевка
  • Сакское ():
    • г. Саки, с. Фрунзе, с. Уютное, с. Молочное
  • Севастопольское ():
    • г. Севастополь , с. Терновка, с. Флотское
  • Ялтинское ():
    • г. Ялта, г. Алупка, п. Гаспра, пгт. Гурзуф, пгт. Кореиз, п. Краснокаменка, п. Ливадия, п. Массандра, п. Ореанда, пгт. Симеиз, пгт. Форос
  • Благочиние по делам монастырей
  • Строительство главного собора епархии

    Петропавловский кафедральный собор, представляющий собой значительную историческую и художественную ценность, заслуживает особого внимания. Согласно архивным данным, он был заложен в 1866 году на месте деревянной и, пришедшей в крайнюю ветхость, церкви святых Елены и Константина. Автором проекта и руководителем работ стал симферопольский архитектор К.П. Лазарев.

    Строительство и отделка собора заняли около четырёх лет, после чего он был торжественно освящён, и в нём начались регулярные богослужения. Следует отметить, что ещё задолго до этого, в 1668 году, при храме уже было открыто два училища – мужское и женское. Они просуществовали вплоть до начала большевистских гонений на церковь.

    Монастыри

    • Алуштинский Космодамиановский (мужской)
    • Балаклавский Георгиевский (мужской)
    • Бахчисарайский Успенский (мужской)
    • Инкерманский Климентовский (мужской)
    • Мангупский Благовещенский (мужской)
    • Топловский Троице-Параскевинский (женский)
    • Симферопольский Троицкий (женский)
    • Скалистенский Лазаревский (мужской)
    • Холмовский Никольский (мужской)

    Также на территории епархии — ставропигиальный Севастопольский Паисиевский монастырь

    Организация паломнических поездок

    В наши дни в Крымской епархии, возрождённой после долгих десятилетий тотального атеизма, вновь набрала прежнюю силу религиозная жизнь. Среди многих отделов епархиального управления особое место занимает паломническая служба. Её сотрудниками организуются поездки, в программу которых входит посещение храмов, монастырей и различных древнехристианских памятников, которыми столь богат этот благодатный край.

    Кроме того, предлагаемые маршруты поездок дают возможность сочетать посещение святых мест с отдыхом у моря в самых живописных уголках полуострова. Паломническая служба принимает предварительные заказы как отдельных граждан, так и многочисленных групп. В этом случая отправной точкой поездки может стать любой город Крыма. Всю необходимую информацию желающие имеют возможность получить на епархиальном интернет-сайте.

    Литература

    • Родионов М., Статистико-хронологическо-историческое описание Таврической епархии: Общий и частный обзор
      , Симферополь, 1872.
    • Гермоген (Добронравов), Таврическая епархия
      , Псков, 1887, [2], 524 с., 1 л. табл.
    • Церковные Ведомости, Прибавление
      , 1895, № 40, 1385-1386.
    • Дурново, Иерархия…
      , т. 1, 118 (прим. 1), 220; т. 2, 213.
    • Покровский Л. П., Адрес-календарь по Таврическому епархиальному ведомству на 1912 г.
      , Симферополь, 1912, 363 с. разд. паг.
    • Тур В., Православные монастыри Крыма в XIX — начале ХХ вв.
      , Киев: Стилос, 2006.

    Появление христианства в Крыму

    Весьма интересна история христианизации этого обширного черноморского полуострова. Как явствует из Священного Писания, там, где в наши дни находится Крымская епархия Московского патриархата, некогда проповедовал Слово Божие апостол Андрей Первозванный, а позже несли свет просвещения святые братья Кирилл и Мефодий. Когда в 96 году в Крым был сослан святитель Климент Римский, то, по его свидетельству, христианские общины там включали в себя более 2 тыс. человек.

    Свет христовой веры неугасимо сиял над полуостровом даже в периоды тяжёлых исторических коллизий, например, захват его северной части татаро-монголами, происшедший в XIII веке, или аннексии южного побережья генуэзцами, вторгшимися столетие спустя. Когда же в 1784 году территория Крымского ханства была присоединена к России, то она вошла в состав Херсонской и Славянской епархии, кафедра которой находилась тогда в Полтаве.

    Как «архиепископ» Климент погубил «Крымскую епархию» ПЦУ

    Во вторник глава раскольнической структуры ПЦУ в Крыму «архиепископ Симферопольский и Крымский» Климент (Кущ) у здания Кабинета министров Украины объявил бессрочную голодовку, требуя от властей вступиться за права верующих ПЦУ в подведомственной ему «епархии».

    Перед объективами телекамер «архиепископ» потребовал встречи с премьер-министром Украины, которому в ультиматийной форме отвел срок в течении недели на принятие конкретных мер, иначе «из Киева меня вывезут в гробу».

    Возложив на себя ореол мученика, он, правда, добавил, что страдать намерен ежедневно с 9:00 до 16:00, остальное время видимо решил проводить в молитвенном бдении. Представители СМИ, похоже, не прониклись высокодуховной составляющей подвига последнего украинского патриота в оккупированном Крыму и о нем попросту забыли, так как уже два дня о продолжении акции «вопиющего перед Кабмином архиерея» нет никаких вестей. Властные структуры также хранят молчание, и отдуваться за всех пришлось Предстоятелю ПЦУ Епифанию-Думенко, у себя в Фейсбуке прокомментировавшему ситуацию: «Он (Климент — прим.) годами просит простую вещь — чтобы государство Украина передало здание кафедрального храма святых Владимира и Ольги в Симферополе в собственность Крымской епархии ПЦУ. Потому что пока это имущество является лишь арендованным — его труднее защищать юридически, в первую очередь на международном уровне. И оккупанты пользуются, «выдавливая» громаду и епархию из помещения».

    Как видим, во главе проблемы стоит пресловутый имущественный вопрос – пятилетняя тяжба «архиепископа» с Министерством имущественных и земельных отношений Крыма за право обладания зданием в центре Симферополя по ул. Севастопольской, в котором раскольники организовали «кафедральный собор святых Владимира и Ольги».Трехэтажное здание общей площадью 1500 кв. м. в 2002 году по настоянию президента Украины Л.Д. Кучмы украинские раскольники, тогда еще Киевский «патриархат» УПЦ, получили в аренду за смешные деньги – 1 грн. в год!

    Изначально планировалось, что на базе помещения, помимо «собора», будет создан некий духовно-просветительский центр, откуда веяния украинской культуры должны найти благосклонный отклик в сердцах крымчан. Видимо, Леониду Даниловичу не давала покоя идея украинизации Крыма.

    И в 2004 году по данному адресу регистрируется ООО «Крымский православный духовный центр», учредителем которого является «Управление крымской епархией Украинской православной церкви Киевского патриархата», которым руководит «архиепископ» Климент.

    Работа закипела, вот только вместо украинских просветителей «церковные» помещения заполнил дух мамоны – в нем появились офисы коммерческих структур, аптека и кондитерский магазин. А собственно, чему удивляться? Оживленное место, прекрасная транспортная развязка. Ну как тут устоишь пред веянием современности – не духом же святым питаться.

    Долгое время Клименту казалось, что все идет безоблачно и гладко, старость будет обеспечена, да и о родственниках не забыл. Но в 2014 грянула Русская Весна. Крым вернулся в родные пенаты и новые власти обязали все религиозные организации привести документы в соответствие с законодательством РФ. К тому же в 2014 году заканчивался договор аренды помещения, и чиновники ознакомили ООО с новыми условиями продления аренды.

    И тут «архиепископ» высказал свою принципиальность, дескать, Крым теперь оккупированная территория, а с оккупантами не может быть никакого диалога…и вместо юридической перерегистрации ПЦУ КП им было снова зарегистрировано ООО «Крымский православный духовный центр» — с правом ведения коммерческой деятельности. Да и принципиальная позиция Куща не помешала ему и родственникам в числе первых оформить российское гражданство.

    Недаром старцы говорят, «кого Господь хочет наказать – лишает разума». Поддавшись культу мамоны Климент, похоже, утратил здравый смысл. Отказавшись существовать в рамках правового поля РФ, раскольники начали терять храмы на территории полуострова. Сначала их выгнали с территорий воинских частей, что в общем-то логично – членам враждебной структуры на секретных объектах делать нечего.

    Климент тут же заявил о гонениях, дескать, их преследуют, за то, что в храмах УПЦ КП возносятся молитвы за Украину и воинство ее.

    Потерять лакомый кусок в виде «кафедрального собора» в центре Симферополя Климент не мог и вступил в судебные тяжбы с Министерством имущественных и земельных отношений, не переставая при этом на международных встречах вопить о гонениях и притеснениях «оккупационного режима», пытаясь придать имущественному спору политический подтекст.

    С появлением Томоса поменялась лишь аббревиатура с УПЦ КП на ПЦУ, Кущ сохранил свою должность и продолжил тяжбы. Проиграв суды во всех инстанциях, помещения аптеки и магазина опечатали судебные приставы. И тут Климент осознал, что бороться с российской фемидой без регистрации все же не удастся, и нынешней весной принципиальная позиция «архиепископа» претерпела изменения. Он подал в Минюст необходимые документы, но что-то с ними было не так, и он получил отказ.

    Тем временем итак небольшое количество приходов УПЦ в Крыму продолжало убывать. На момент вхождения Республики Крым в состав Российский Федерации «епархия» УПЦ КП насчитывала порядка двадцати приходов, но после число приходов резко сократилось до шести. Дело в том, что большинство приходов существовали лишь на бумаге и являлись источником выделения средств. При том, что основная масса «священников», окормлявших регион, были выходцы из западной Украины, многие считались местными активистами и принимали активное участие в Евромайдане. Поэтому не удивительно, что после исторического воссоединения их большая часть предпочла оставить пределы полуострова.

    Но основную лепту в дезорганизации деятельности «епархии» внес ее бессменный руководитель.

    На данный момент у Климента остается три прихода, если их так можно назвать – две обустроенные церкви в сельских частных домах и монастырь, в котором, правда, проживает всего один монах – «игумен» Домиан.

    Оставшись у разбитого корыта и лишившись поддержки даже собственных прихожан, «архиепископ» начал колесить по городам и весям Европы и США, призывая международную общественность положить конец репрессиям и вернуть религиозные свободы в Крым. При этом забывая упомянуть, что единственной причиной всех бед является его пренебрежение российским законодательством, попытка путем скандалов и ложных обвинений в адрес российского руководства приобрести какие-то политические преференции.

    Вернувшись из европейского турне несолоно хлебавши (там своих подобных клоунов хватает), он пошел на жест отчаяния – последний эпатаж в центре Киева, эффект которого, как видим, нулевой.

    Олег Криворотов

    Период варварства и запустения

    В 1924 году новые власти закрыли собор, а заодно и переименовали ведущую к нему Петропавловскую улицу, дав ей название Октябрьской. Вскоре началось и его переоборудование, а точнее, варварское разрушение. Были полностью уничтожены купол и соборная колокольня, а внутреннее помещение стало использоваться в качестве склада, вследствие чего был сооружен бетонный пандус для въезда в него грузовиков. Старожилы города вспоминают, тот жалкий вид, который имела в советский период эта, некогда почитаемая всеми святыня – без купола, с ободранными грязными стенами и выросшем на крыше деревом.

    Возвращение «на круги своя»

    Возрождение храма, как и всей епархии в целом, началось в годы перестройки. Благодаря трудам архитектора О. И. Сергеевой, в архивах Священного синода удалось обнаружить те самые чертежи, по которым некогда возводились утраченные элементы собора – купол и колокольня. Эта находка позволила реставраторам восстановить их с предельной точностью.

    По завершении работ храм был заново освящён, и в его стенах возобновились богослужения. В 2003 году Петропавловскому собору был придан статус кафедрального. Надо заметить, что новые веяния коснулись также и прилегающего к нему района – в 2008 году решением городских властей соборной площади и ведущей к ней улице были возвращены их исторические названия. Отныне они именуются Петропавловскими.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]