Митрополит Лонгин (Корчагин) |
Лонгин (Корчагин)
(род. 1961), митрополит Симбирский и Новоспасский, глава Симбирской митрополии В миру Корчагин Владимир Сергеевич, родился 31 июля 1961 года в городе Сухуми Абхазской АССР, в семье служащих.
В 1977 году окончил среднюю школу, в том же году поступил на вечернее отделение филологического факультета Абхазского Государственного университета.
С 1979 по 1981 год работал экскурсоводом, а с 1981 по 1983 год — преподавателем русского языка и литературы в средней школе.
В 1982 году окончил Абхазский Государственный университет.
С октября 1983 по май 1985 года служил в рядах Вооруженных Сил. После демобилизации поступил в Московскую духовную семинарию.
В мае 1986 года был принят в братство Троице-Сергиевой Лавры.
21 июля 1986 года был пострижен в монашество с именем Лонгин, в честь мученика Лонгина Сотника.
29 августа 1986 года был рукоположен во иеродиакона.
7 июня 1988 года был рукоположен во иеромонаха.
В 1988 году окончил Московскую духовную семинарию и был принят на 1 курс Московской духовной академии. В октябре того же года направлен на учёбу в Болгарию, в Софийскую духовную академию святого Климента Охридского. В период обучения в Болгарии служил внештатным священником в русской церкви святителя Николая в Софии.
В 1992 году окончил Богословский факультет Софийского Государственного университета. В июле 1992 года вернулся в братство Троице-Сергиевой Лавры и нёс послушание помощника эконома.
15 декабря 1992 года был назначен настоятелем Подворья Троице-Сергиевой Лавры в городе Москве.
В мае 1994 года был возведён в сан игумена.
15 апреля 2000 года был возведён в сан архимандрита.
7 мая 2003 года определено быть епископом Саратовским и Вольским.
Епископ Лонгин (Корчагин) |
13 августа того же года был наречён, а 19 августа — хиротонисан во епископа Саратовского и Вольского. Хиротонию в Храме Христа Спасителя города Москвы возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ему сослужили: митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин), Элассонский Василий (Колокас) (Элладская Православная Церковь), Неврокопский Нафанаил (Калайджиев) (Болгарская Православная Церковь), Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский); архиепископы Тульский и Белевский Алексий (Кутепов), Тверской и Кашинский Виктор (Олейник), Костромской и Галичский Александр (Могилев), Истринский Арсений (Епифанов), Тихвинский Константин (Горянов), Верейский Евгений (Решетников), Ярославский и Ростовский Кирилл (Наконечный); епископы Пензенский и Кузнецкий Филарет (Карагодин), Томский и Асиновский Ростислав (Девятов), Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан (Овчинников), Красногорский Савва (Волков), Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин), Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков), Дмитровский Александр (Агриков), Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), Брянский и Севский Феофилакт (Моисеев), Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов), Люберецкий Вениамин (Зарицкий).
26 декабря 2003 года был назначен ректором Саратовской духовной семинарии.
24 ноября 2007 года был избран в состав Общественной палаты РФ от общероссийских общественных организаций во второй раз.
6 октября 2011 года был назначен главой Саратовской митрополии [1].
8 октября 2011 года был возведён в сан митрополита патриархом Московским и всея Руси Кириллом (Гундяевым) в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры [2].
13 декабря 2011 года принял на себя обязанности настоятеля Свято-Троицкого собора города Саратова [3].
7 июня 2012 года был утверждён в должности настоятеля (священноархимандрита) Спасо-Преображенского мужского монастыря города Саратова [4].
25 августа 2021 года назначен митрополитом Симбирским и Новоспасским, главой Симбирской митрополии, с освобождением от управления Саратовской епархией.
“Саратов плачет”. Симбирскую епархию возглавил митрополит Лонгин, владыка Иосиф едет в Бурятию
25 августа Священный Синод постановил назначить главой Симбирской епархии митрополита Саратовского и Вольского Лонгина. Митрополит Симбирский и Новоспасский Иосиф переводится на кафедру в Бурятию.
Новому митрополиту 59 лет, родился в Сухуми в семье служащих. Окончил вечернее отделение филологического факультета Абхазского госуниверситета. Работал экскурсоводом, в средней школе преподавал русский язык и литературу. Проходил срочную службу в армии, а после демобилизации поступил в Московскую духовную семинарию. После окончания был направлен на учебу в Софийскую духовную академию. В период обучения в Болгарии служил священником в русском храме во имя святителя Николая в Софии.В 1992 году, окончив учебу, вернулся в Троице-Сергиеву лавру, исполнял послушание помощника эконома. В 1992 году назначен настоятелем Московского подворья Троице-Сергиевой лавры. В 2003 году рукоположен во епископа Саратовского и Вольского, в 2011-м назначен главой новообразованной Саратовской митрополии. 8 октября 2011 года возведен в сан митрополита. Является ректором Саратовской православной духовной семинарии – высшего религиозного учебного заведения; председателем редакционного совета журнала “Православие и современность”, членом редакционного совета журнала “Альфа и Омега”.
“Я переведен на другую кафедру. Мне трудно выразить словами те чувства, которые я сейчас испытываю. За эти годы я сроднился с городом, епархией и, самое главное, людьми, с которыми соединил меня Господь”, – пишет митрополит Лонгин на своей странице в Фейсбуке. – Я безмерно благодарен Богу за всех, кто эти годы помогал мне нести мое послушание, созидал вместе со мною церковную жизнь на Саратовской земле. Мне очень больно расставаться с Вами, дорогие мои, но Вы навсегда останетесь в моем сердце. Пусть Господь благословит Саратовскую землю и всех, живущих ней миром, процветанием и благополучием. От всего сердца прошу прощения у всех, кого чем-либо обидел. Пусть совместная молитва и дальше объединяет нас, несмотря на расстояния”.
Отдельно выделим несколько комментариев под постом Лонгина о переводе в Ульяновскую область:
Анна Данилова, издание pravmir.ru: “Закончилась эпоха владыки Митрополит Лонгин в Саратове. Саратов плачет. Сколько же всего сделано, сколько храмов восстановлено…Недавно говорили об этом с владыкой. Очень грустно.Очень”.
Антон Глозман: “Я в Саратове до 11 класса прожил, мама всю жизнь в саратовском музее краеведения проработала. Подтверждаю, Саратов плачет. Владыка Лонгин действительно смог расположить к Церкви очень многих – местное музейное сообщество, интеллигенцию (при том, что до него отношения, были, мягко говоря очень натянутыми) Ужасно жаль Саратов”.
Денис Свечников: “Жаль. Я учился в Саратовской семинарии заочно, о владыке Лонгине были очень хорошие отзывы всех, и сам он производил впечатление очень достойного архипастыря. Надеюсь, на новом месте он сможет принести столько же пользы, как и в Саратове”.
Митрополит Иосиф возглавлял Симбирскую епархию всего год: в августе 2019-го он сменил владыку Анастасия. За это время вокруг местной РПЦ возникало несколько скандалов: дело обмена павильона, по которому сейчас в СИЗО находится бывший вице-мэр Ульяновска Михаил Сычев;. Также Иосиф отстранил ульяновского протоиерея от служения на три года за членство в «Единой России». Правую руку Иосифа – настоятеля Благовещенского храма иеромонаха Тихона-обвиняли в повышении цен и увольнении сотрудников. Также обсуждался запрет проводить отпевания на домах, только в храме на Ишеевском кладбищ. При Иосифе прошло освящение места под строительство нового собора Спасского монастыря в центре Ульяновска.
Награды
- палица (1996)
- наперсный крест с украшениями (1998)
- орден прп. Сергия Радонежского II степени (2011) [5]
- памятная патриаршая панагия (1 февраля 2015, за усердные архипастырские труды и в память о визите в Саратовскую епархию) [6]
- орден св. равноап. Кирилла и Мефодия I степени (15 февраля 2015, Болгарская Православная Церковь) [7]
- орден свт. Иннокентия Московского II ст. (2016)
- орден св. Димитрия Басарабовского II ст. (2017; Болгарская Православная Церковь)
Светские
- почетный знак «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации» (2008) [8]
Уроки классики: воспитание чувств
― Владыка, были ли в Вашей жизни, в жизни близких Вам людей ситуации, когда книга кардинально изменила жизнь? Ведь такое бывает. И почему именно книги обладают такой способностью ― менять жизнь человека, его мировоззрение?
– Я действительно знаю много случаев, когда прочитанная книга если не меняла жизнь человека, то, по крайней мере, очень сильно влияла на нее. Причем это могли быть самые разные книги ― не только Евангелие или духовная литература. Скажем, в годы моей молодости я знал нескольких человек, которые, прочитав роман «Мастер и Маргарита» ― книгу выдающуюся в литературном, но весьма спорную во всех остальных отношениях, настолько заинтересовались евангельской темой, которая тогда практически не звучала (дело было на рубеже 1970–1980-х годов), что это стало для них поводом найти и прочитать Евангелие. Многие из них стали верующими, причем даже на моей памяти не один и не два человека. Тут все сложилось по пословице: «Дорого яичко ко Христову дню». Когда есть востребованность темы, книга, пусть и спорная, может послужить тем легким толчком, от которого с горы покатится лавина.
Сам я читал и читаю очень много. У меня в жизни так получилось, что мама меня приучала, даже сначала заставляла, читать. У маминых знакомых была очень хорошая библиотека ― такая типичная библиотека советских интеллигентов-гуманитариев с собраниями сочинений классиков: Диккенс, Бальзак, Дюма, Пушкин, Достоевский, Толстой… Позже я удивлялся, как мне вообще удалось это выдержать: мама заставляла меня читать не просто отдельные произведения ― а именно собрания сочинений, том за томом. К счастью, я был освобожден от необходимости читать письма ― тогда я совершенно не понимал, зачем их публикуют. Это сейчас я уже знаю, что письма – самое интересное в собраниях сочинений.
Я читал достаточно много книг и в какой-то момент настолько зачитался, что потом маме приходилось уже меня ограничивать: читал на уроках, под одеялом с фонариком. Самым забавным был, наверное, случай в классе седьмом, когда меня поймали на уроке, читающим очередную книгу из собрания сочинений Бальзака. Книга была под партой. Учительница достала ее, поглядела на книгу, на меня и с уважением отдала мне ее обратно.
Я научился читать быстро и стал почти всеядным. Потом филфак, где очень много книг приходилось читать просто по необходимости, по программе: и русскую, и зарубежную, и современную литературу. Я был записан в пяти-шести библиотеках города и брал там всегда очень много книг.
Я рассказываю это просто для того, чтобы было понятно: у меня достаточно большой читательский опыт, есть, надеюсь, знание литературы и вкус к чтению. И вот почему я очень хорошо помню свои впечатления от первых прочитанных мною святоотеческих книг – это были авва Дорофей, «Лествица» преподобного Иоанна и «Отечник» епископа Игнатия (Брянчанинова). Когда я прочитал эти три книги – было это в первые месяцы моего обучения в семинарии – я сказал себе: всё, больше я ничего, кроме этого, читать не буду
. И действительно, долгое время не читал никакой другой литературы, кроме духовной. Потом постепенно, через несколько лет, снова начал читать, в первую очередь перечитывать классику.
Так что могу свидетельствовать из личного опыта: книга может очень существенно повлиять на человека. Почему? Книга – это самый оптимальный инструмент воспитания, выработанный человеческой культурой. Благодаря хорошим книгам человек может научиться очень многому. Прежде всего, он получает необходимое воспитание чувств – то, что людям нечитающим получить больше совершенно неоткуда. Не в Интернете же с его постоянной руганью, скудным и часто буквально заборным лексиконом этому учиться?
Читающий классическую литературу человек получает возможность восприятия высоких понятий – таких, как дружба, любовь, честь, верность, доблесть, героизм. Хотя сегодня, наверное, это может показаться кому-то смешным… Кроме того, он как бы входит в мир человеческой истории, поставляет себя в определенное место исторического процесса, потому что классическая художественная литература всегда исторична.
И помимо всего прочего, книги – это важный инструмент познания мира. Одно дело, когда ребенок учит что-то в школе, скажем, географию или историю: от него требуют запоминать названия, самые высокие точки, полезные ископаемые или даты тех или иных сражений, имена царей, полководцев с датами их жизни и так далее. Конечно, очень трудно, особенно в детском, подростковом возрасте испытывать к этому интерес. А книги ― художественная, историческая, познавательная литература ― расширяют кругозор и создают такой контекст, что это все запоминается естественным путем. Скажем, одно дело – изучать биологию по учебнику, другое – по книгам Джеральда Даррелла.
Поэтому литература, по моему мнению, не просто часть человеческой культуры ― это ее фундамент. Может быть, конечно, кто-то с этим поспорит, но я, как человек с гуманитарным уклоном, считаю, что это так.
К сожалению, сегодня, когда общаешься с молодыми людьми, видишь, что у подавляющего большинства из них не было возможности научиться читать книги. И если человек не любит, не приучен читать ― это не просто печально, это трагично. Я знаю массу прекрасных молодых людей с замечательными задатками, развитие которых тем не менее оканчивается на уровне седьмого класса средней школы. Они не могут подняться над этим уровнем, потому что не приучены читать. К сожалению, сегодня таких людей становится все больше.
― А возможно ли приучить человека к чтению, если у него нет навыка, привычки читать, полученной в детстве, в юности? Ваш опыт ― как ректора семинарии, бывшего настоятеля монастыря…
― В монастыре это получалось, потому что человек, приходящий в монастырь, настроен на послушание. Я благословлял: «Вот тебе книга, читай», ― и он читал. К сожалению, в семинарии это действует гораздо хуже. Поэтому я скажу: возможно, но трудно. Все-таки именно родителям очень важно «поймать момент», когда ребенка можно заинтересовать чтением.
Владыка Лонгин»: «Ульяновск — не ссылка!»
Приезд нового владыки уже стал поводом для «горячих» публикаций в ульяновских СМИ. Их авторы написали, что митрополит Лонгин меняет ульяновских настоятелей на саратовских.
— Да, я привез с собой команду — это штатная ситуация. Но я не собираюсь менять местных на приезжих — такой задачи у меня нет. Я издал несколько указов о назначении на вакантные места, либо места, которых вообще ранее не было. Например, личного секретаря я назначил настоятелем храма в честь новомучеников и исповедников российских при архиерейской резиденции. Этот храм новый, он еще никогда не служил — владыка Иосиф доделал его в день своего отъезда. Мы сами дали ему название, когда узнали историю этого дома (бывшем особняке купца Сачкова на Карла Маркса, где в 1937 гду было расстреляно более 300 ульяновцев — прим. ред.), — пояснил митрополит. — Но, конечно, это не значит, что я обещаю, что кадровых перемен не будет вообще. Все случается; архиерей — это надзиратель, моя задача сделать так, чтобы подведомственное духовенство работало активно и успешно. И если я пойму, что мои разговоры, просьбы, уговоры не воспринимаются, я буду принимать кадровые решения, как любой начальствующий в любой сфере.
Владыка отметил, что в своей работе он сформулировал две главных задачи — строительство новых храмов в городах — там, где живут люди, забота о памятниках архитектуры, а также воспитание самоотверженного и благочестивого духовенства.
Владыка отметил, что в своей работе он сформулировал две главных задачи — строительство новых храмов в городах — там, где живут люди, забота о памятниках архитектуры, а также воспитание самоотверженного и благочестивого духовенства. За 17 лет, что он возглавлял Саратовскую епархию, храмов было построено много: с 2003 года их количество в самом Саратове выросло с 14 до 64, а в области приходов стало более 400 (было 40).
В Ульяновске, по словам митрополита Лонгина, есть свои особенности: мало храмов; большинство новых — крохотные, деревянные, службы в них совершаются редко, по субботам и воскресеньям.
Владыка прокомментировал и попавшую в Сеть информацию, что для митрополитов Симбирск стал «Сибирью» — частая смена руководства породила слухи, что служение здесь подобно «ссылке».
В Ульяновске, по словам митрополита Лонгина, есть свои особенности: мало храмов; большинство новых — крохотные, деревянные, службы в них совершаются редко, по субботам и воскресеньям.
— Я не воспринимаю это как ссылку — это, видимо, было сказано от какой-то обиды. Не вижу формального повода воспринимать это с таким надрывом. Да, для того, чтобы территория устойчиво развивалась, нужно, чтобы не было частой смены руководства. Но владыка Прокл служил здесь много лет и скончался, владыка Анастасий дожил до пенсионного возраста и ушел. Я не принимал никаких усилий, чтобы сюда попасть, и не буду предпринимать никаких усилий, чтобы отсюда уехать. Готов служить до конца своих дней, — отметил владыка Лонгин.
Митрополит поделился планами, касающимися обустройства женского монастыря на Дворцовой (возле ТЦ «Версаль»). С помощью благотворителя здесь планируют восстановить собор. Плюс к этому, перед архитекторами поставлена довольно сложная задача создать проект общего вида монастыря — от него осталось несколько «пятачков», а потому стоит задача их соединить в единую территорию.
Владыка отметил, что в Ульяновске к эпидемиологическим мероприятиям относятся менее строго, чем в Саратове — по его заданию уже закуплены бесконтактные термометры для прихожан церквей. Что касается возможного удорожания треб, то, по словам митрополита, все зависит от экономической ситуации в стране:
— Если булка хлеба стоит 100 рублей, а свеча 5 рублей, через какое-то время люди, которые работают в церкви, хлеба купить не смогут.
COVID-19: восстанавливаем здоровье в Клинике Березиной
Тех, кто переболел коронавирусом, называют «счастливчиками»: самое страшное позади, можно больше не бояться этого страшного вируса. Организм победил! Но, к сожалению, тяжелая интоксикация не проходит бесследно для здоровья. Ее последствия могут ощущаться еще очень долго. А потому необходимо полноценное восстановление под присмотром грамотных профильных специалистов, имеющих огромный опыт работы в этом направлении.