Митрополит нифонт волынский и луцкий. Отошел ко Господу митрополит Нифонт (Солодуха)


Митрополит Нифонт (Солодуха)

Нифонт (Солодуха)
(1948 — 2017), митрополит б. Волынский и Луцкий, настоятель Луцкого Покровского кафедрального собора В миру Солодуха Василий Андреевич, родился 5 октября 1948 года в селе Галина Воля Старовыжевского района Волынской области Украины в крестьянской семье.

В два года остался круглым сиротой.

В 1963 году окончил местную восьмилетнюю школу.

С 1963 по 1967 год работал в колхозе.

В 1967-1969 годах служил в рядах Советской армии.

В 1969-1970 годах работал в железнодорожном депо города Бреста.

В 1970 году поступил в Московскую духовную семинарию.

В 1971-1974 годах был иподиаконом патриарха Московского и всея Руси Пимена.

20 марта 1974 года пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре с наречением имени Нифонт.

15 апреля того же года рукоположен в сан иеродиакона в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове города Москвы патриархом Московским и всея Руси Пименом.

В 1974 году окончил Московскую духовную семинарию и в том же году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1979 году со степенью кандидата богословия.

26 февраля 1977 года рукоположен в сан иеромонаха в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой лавры ректором МДАиС архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) и направлен на служение в Волынскую епархию.

18 марта 1977 года назначен настоятелем Троицкого храма села Рудка Козинская Рожищенского района Волынской области.

В 1985 году возведён в сан игумена.

В 1988 году возведён в сан архимандрита архиепископом Волынским и Ровенским Варлаамом (Ильющенко).

В 1989 году назначен благочинным Рожищенского округа Волынско-Ровенской епархии.

20 марта 1990 года определено быть епископом Хмельницким и Каменец-Подольским. 30 марта был наречён, а 31 марта — хиротонисан во епископа Хмельницкого и Каменец-Подольского во Владимирском кафедральном соборе города Киева.

25 августа 1992 года переведён на Волынскую кафедру в связи со сложной межконфессиональной ситуацией в городе Луцке.

28 июля 1993 года возведён в сан архиепископа.

11 апреля 2001 года возведён в сан митрополита.

С 13 июля 2006 по 26 февраля 2010 года был исполняющим обязанности ректора Волынской духовной семинариии [1].

С 20 июля 2012 года титуловался Волынским и Луцким [2].

18 октября 2021 года был освобождён от управления епархией по состоянию здоровья с определением пребывания в городе Луцке и назначением настоятелем Луцкого Покровского кафедрального собора [3].

Скончался в четыре часа утра 22 марта 2021 года, на 69-м году жизни.

НИФОНТ (СОЛОДУХА)

В миру Солодуха Василий Андреевич, родился 5 октября 1948 года в селе Галина Воля Старовыжевского района Волынской области Украины в крестьянской семье.
В два года остался круглым сиротой.

В 1963 году окончил местную восьмилетнюю школу.

С 1963 по 1967 год работал в колхозе.

В 1967-1969 годах служил в рядах Советской армии.

В 1969-1970 годах работал в железнодорожном депо города Бреста.

В 1971-1974 годах был иподиаконом патриарха Московского и всея Руси Пимена.

20 марта 1974 года пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре с наречением имени Нифонт.

15 апреля того же года рукоположен в сан иеродиакона в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове города Москвы патриархом Московским и всея Руси Пименом.

В 1974 году окончил Московскую духовную семинарию и в том же году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1979 году со степенью кандидата богословия.

26 февраля 1977 года рукоположен в сан иеромонаха в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой лавры ректором МДАиС архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) и направлен на служение в Волынскую епархию.

18 марта 1977 года назначен настоятелем Троицкого храма села Рудка Козинская Рожищенского района Волынской области.

В 1985 году возведён в сан игумена.

В 1988 году возведён в сан архимандрита архиепископом Волынским и Ровенским Варлаамом (Ильющенко).

20 марта 1990 года определено быть епископом Хмельницким и Каменец-Подольским. 30 марта был наречён, а 31 марта — хиротонисан во епископа Хмельницкого и Каменец-Подольского во Владимирском кафедральном соборе города Киева.

25 августа 1992 года переведён на Волынскую кафедру в связи со сложной межконфессиональной ситуацией в городе Луцке.

28 июля 1993 года возведён в сан архиепископа.

11 апреля 2001 года возведён в сан митрополита.

С 13 июля 2006 по 26 февраля 2010 года был исполняющим обязанности ректора Волынской духовной семинариии [1].

С 20 июля 2012 года титуловался Волынским и Луцким [2].

18 октября 2021 года был освобождён от управления епархией по состоянию здоровья с определением пребывания в городе Луцке и назначением настоятелем Луцкого Покровского кафедрального собора [3].

Скончался в четыре часа утра 22 марта 2021 года, на 69-м году жизни.

Митрополит Нифонт: это было самое настоящее исповедничество

— В 1992 году, когда Филарет отпал от единой Церкви Русской и учредил иной алтарь, он учинил раскол по всей Украине. В частности, это очень сильно повлияло на Западную Украину. Я сам родом из Волынской области. В 1990м году меня посвятили в епископы и направили в город Хмельницкий. Там я пробыл два года и пять месяцев. В 1992м году националисты, Руховцы и другие националистические партии, которые требовали себе своей церкви, выгнали из кафедрального Свято-Троицкого собора города Луцка тогдашнего владыку Варфоломея. Они захватили не только собор, но и епархиальное управление, и все шесть зданий Волынской духовной семинарии. Тогда по совету владыки Варфоломея наш синод переместил меня, непутевого, из града Хмельницка в град Луцк. С одной стороны, для меня это было очень радостно, потому что я возвращался на родную землю, а с другой стороны было очень страшно, потому что в Луцке уже было все захвачено раскольниками. Прибыл я в конце августа 1992 года в Луцк. Кафедральный собор был уже захвачен, другие храмы были захвачены, оставалась только одна Покровская церковь, в которой я и служу до сих пор как в кафедральном соборе. Мне негде было жить, я жил на частных квартирах. Прописывать меня не хотели, потому что называли «московским попом». И потом только в конце 1993 года, когда я пожаловался областному начальству, что буду жаловаться в Организацию Объединенных Наций, что меня, украинца, волынянина по рождению, не прописывают в городе Луцке, куда я не самоправно приехал, а меня прислали как архиерея правящего, — тогда двухэтажный приходской дом при Покровском храме отдали под епархиальное управление, а древнее здание католического доминиканского монастыря по улице Драгоманова отдали под семинарию. 24 января 1994 года я прописался уже как житель города Луцка. Филаретовцы захватывали храмы брутально – побоями. Два священника умерли, многим попереламывали руки, выбивали пальцы, зубы, травмировали людей железными палками по голове, многие тогда попадали в реанимацию. Это было страшно. Но люди как исповедники хранили единство Православной Церкви и веры. Осенью 1992 года и Покровскую церковь опечатали. Мы молились на улице, но люди не отступали. Было время, когда мы молились во дворе храма, оцепленные милицией, а вокруг забора была толпа разъяренная, которая все время скандировала: «Нифонта четвертувати, Нифонта четвертувати!», «Геть московських попив, геть московських попив!» Мы с верою молились у храма, и я иногда так подшучивал: «Вот, братья и сестры, за забором братья молятся и мы молимся. Как вы думаете, кого Господь больше слышит?» Был такой момент осенью 1992 года, когда пришли представители городской власти и потребовали, чтобы мы оставили двор Покровского храма. Тогда выступили несколько десятков пожилых женщин и сказали: Берите автоматы и стреляйте нас, берите лопаты и закапывайте нас возле Покровской церкви». Это было самое настоящее исповедничество. По епархии большое количество храмов насилием, подкупом, шантажом забрали храмы, но люди выстояли. Во многих селах люди стали строить свои временные храмы, потом построили хорошие, типовые храмы. Мы подали в суд, чтобы нам возвратили кафедральный Троицкий собор. Украинский республиканский суд, который заседал в городе Хмельницком, вынес постановление 4 февраля 1994 года, что распоряжение областной администрации и города Луцка (о передаче собора филаретовцам) недействительно – нарушены все законы государственные и архитектурные, и нужно все возвратить законному владельцу. Конечно, там была все время толпа возле собора, где служил филаретовский архиерей, митрополит Иоанн Боднарчук, который в значительной степени и учинил раскол на Украине. И я помню, как в феврале 1994 года было вече на ступенях Троицкого собора – был этот «митрополит» в белом клобуке, были так называемые священники, и была толпа людей с налитыми кровью, озлобленными глазами. Среди них был один человек, Янцукевич Петр Николаевич, сын священника, который, в переводе на русский язык, сказал со страшной злобой примерно так: «Мы слышали, что Хмельницкий суд решил отдать наш собор москалям. Пусть только они сюда сунутся – мы их мозги разотрем по всем столбам. Они умоются собственной кровью и соплями своими утрутся». Конечно, после такой заявки я ни в коем случае не мог организовать людей на захват собора – это было бы только хуже для нас. И здесь, как Святое Писание говорит, помогут только молитва и терпение. Мы молились на улице. И если в 1992-93 годах у нас была только одна Покровская церковь, сегодня у нас в Луцке в воскресный день совершается 20 Божественных Литургий. Это и радостно, и утешительно. Это укрепляет верующих людей. Конечно, не все это храмы, есть приспособленные помещения. Но где нам дали участки для строительства храмов, мы строим. Построили уже Ильинский храм и освятили, Петро-Павловский храм на Ровенской улице, недавно я освятил Крестовоздвиженский в районе Теремно, подходит к освящению Трехсвятительский по улице Дубинской и другие храмы. С большим трудом нам удалось получить в 1993 году участок земли в районе, где много девятиэтажных домов, и в 1998 году мы там заложили храм Всех Святых Земли Волынской. В 1993 году чудотворная Почаевская икона Божией Матери была у нас в епархии, мы ее обносили по всем городам – районным центрам и почти по всем селам. Благодаря этому крестному ходу, мы тогда собрали какую-то копеечку и купили так называемый «модуль». Мы его там поставили и уже 23 октября, в день Всех Святых Земли Волынской, там служили. В 1994 году я освятил этот «модуль». Те, которые относят себя к так называемому Киевскому Патриархату, говорили: «Смотри, какой Нифонт хитрый: построил теплицу и в той теплице москалей выращивает». А зимой, когда там было очень холодно первые два года, они говорили: «Видишь, какой хитрый москаль: держит зимой холодильник и москалей все на дольше сохраняет, паразит!». А потом Господь умудрил назвать его «Ноев ковчег». И поверьте: каждое воскресенье, особенно когда архиерей служит, там собирается до пяти-семи тысяч человек. А в праздник Всех Святых Земли Волынской там очень большое паломничество – до 10 тысяч человек молятся. Очень трудно это все проходило – потом, кровью, в слезах, исповедничеством и титаническим терпением духовенства и верующего народа. Сегодня у нас есть одна проблема : наш мэр не дает уже четыре года подряд двум нашим общинам строить храмы. Можно было бы, конечно, предпринимать какие-то шаги – забастовки, крестные ходы, стояния какие-то. Но это нам бы не помогло. Мы только терпим и молимся, молимся и терпим. И я призываю верующих людей только терпением и молитвой созидать то, что остается. На сегодняшний день Волынская область разделена в 1996 году на две епархии: имеется Луцкая епархия – 8 районов области, и Владимир-Волынская епархия – тоже 8 районов области. У меня сейчас 359 общин и 308 священников. У владыки Никодима, епископа Владимир-Волынского и Ковельского около 260 общин. То есть всего в области более 600 общин. В моей епархии имеется также три монастыря – два женских и один мужской, и Волынская духовная семинария, где в прошлом году училось 120 человек – 90 мальчиков и 30 девочек на регентских курсах. У владыки Никодима 4 монастыря. Благодарение Богу, что люди у нас хорошие верующие, мы хороший народ имеем, и на нем держится Святое Православие. В эти дни, когда Его Святейшество посетил Украину и, Божьим Промыслом, он не обошел и нашу Волынскую землю, западные регионы. Вчера, будучи у нас возле строящегося собора и во временном храме нашем, Святейший увидел и верующий народ, и духовенство, и молодежь, которые с искренней и неподдельной верой, по-детски встречали своего патриарха. И скандировали «Наш патриарх Кирилл!», и молились со слезами, и спели Святейшему волынское многолетие, и настолько искренне сказали Святейшему «Спаси Вас Господи», что он даже вздрогнул – я это заметил. Когда Святейший ушел, наши люди стояли и приветствовали друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!». Такой подъем духа у нас был только 1993 году, когда у нас была Почаевская икона Божией Матери, когда привозили чудотворные иконы из Оренбургской области и из Киева, и вот сейчас, когда Святейший прибыл. Я очень благодарен Богу за такой его промысел и очень благодарен Святейшему за его отцовское посещение, за его глубоко содержательные слова и за его святые молитвы. — А сколько общин Киевского Патриархата в области? — Они дают на бумаге 200-240 общин. Но фактически действующих у них 120-140 общин, больше нету. Те районы, которые прилегают к Белоруссии – более спокойные. Те, которые прилегают к Галиции – менее спокойные. Вот несколько лет назад было, видимо, распоряжение у них из Киева, и они пооткрывали храмы во всех районных центрах, даже в тех, где их не было. — Владыка, а как Вам видится будущее Православия на Украине? — Сынок, если бы не мешались политиканы, различные партии и государственные управители и депутаты, раскол уже сам давно сам собою заглох. А так их подогревают. Вот, например, мэр подписал разрешение на пикет на том месте, куда приедет Святейший Патриарх, за четыре дня до этого события. Но, слава Богу, все у нас прошло хорошо. — Сейчас, путешествуя по Западной Украине, я обратил внимание, что почти в каждом городе и большом селе возвышаются заметные недавно построенные протестантские дома молитвы. Связан ли, на Ваш взгляд, этот рост протестантизма на Украине, с разделением среди православных? — Протестантские общины на Волыни появились уже после 1945 года. Они поддерживали Советский Союз. Баптисты, пятидесятники и адвентисты седьмого дня. Но как все религии, так и их притесняли. А теперь, когда дали свободу, они развились. При этом их финансирует Америка. Везде, где у них есть человек пятьдесят, они уже строят молитвенный дом. Они деньги не собирают здесь – ни по благодетелям, ни по меценатам. А верующим нашей церкви очень трудно. Конечно же, раскол содействует росту протестантских течений. Верующие люди видят это безобразие, когда священники против священников воюют, когда проливается кровь. А протестантские проповедники не упускают случая сказать: «Видите, а такие же самые священники распяли Христа, да еще они и неправильно в детстве крестят». Есть люди, которые не знают толкование Священного Писания, и которые принимают это лжеучение. Но уже сейчас на многих моих приходах священники, окончившие даже Волынскую духовную семинарию, рукоположенные мной, организуют почти в каждом селе воскресную школу. И есть дети, которые идут в протестантские молитвенные дома, но это в основном дети протестантов. Наши дети туда не идут, как было раньше. Конечно, если все наши священники будут на высоте, если будет живая проповедь, глубокая вера и жизнь у священников будет по Евангелию, то протестантизм будет умаляться. Если же священники погонятся за мамоной, за роскошью, за выгодой, то христианство Церкви Православной будет умаляться, потому что протестанты не спят ни секунды. — Владыка, среди лозунгов протестующих были требования молитвы на родном украинском языке. Насколько перевод богослужения на украинский язык решил бы проблему раскола? — Здесь, сынок, не столько язык важен, сколько чувство национального достоинства. Ведь те, кто ходят в церковь, не понимают, ни на церковно-славянском, ни на украинском языке, если поется слишком концертная музыка. Среди моих 360 приходов есть приходов 60, которые служат, как у нас говорят, на украинском языке. Но переведена только Литургия, а когда доходит до других богослужений, то они служатся по-церковнославянски. Да и в Литургии многое переведено неправильно. Потому что нет таких слов украинских, которые могли бы выразить всю глубину христианского православного учения, которая есть в церковно-славянском языке. Я бывал в храмах, где служат на украинском языке. Казалось бы, там должно быть много народу. Но это не так. Люди ходят туда, где есть благодать, где есть благодатный священник. А те, кто агитируют за Киевский патриархат, они на этой струночке национализма играют – дескать, это наше, украинское, не московское. Как будто церковно-славянский язык – это московский язык! Ведь на нем в Москве не разговаривают! На нем вообще нигде не разговаривают, а только в церкви, да и то не говорят, и читают и поют, глядя в книги. Это язык Кирилла и Мефодия, это корень наш. Но людям, у которых разум закрыт, этого не объяснишь. — Есть такое мнение, что если бы каноническая Православная Церковь стала бы автокефальной – то есть полностью отделилась от Московского Патриархата каноническим образом, то и раскол потерял бы почву под ногами. Что Вы на это скажете? — Трудно об этом говорить. Если бы это раньше было сделано – еще в 1988 году, когда праздновали 1000-летие Крещения Руси и когда покойный владыка Митрополит Полтавский Феодосий советовал синодалам преподнести Украине презент такой в виде патриаршего звания для правящего архиерея в граде Киеве – тогда это было бы, наверное, своевременно. А теперь с этим словом «автокефалия» оказывается связан этот раскол, все то беззаконие, которое делалось в 1992 году и которое делается теперь. Вот Вы были в Луцке и слышали, как там горсточка людей кричали среди десятитысячной толпы. О чем они кричали? Об автокефалии. Это же стыд и позор для украинской нации, это невоспитанность, это говорит об отсутствии церковной морали, это говорит о такой злости, которая готова порвать нас всех на части. Сегодня вопрос об автокефалии уже не воспринимается так, как раньше – даже у нас на Волыни. Вот приехал Святейший и вы слышали: даже здесь народ скандировал «Наш патриарх – Кирилл!» Десять лет назад этого бы не было! Лет пять назад у нас на Волыни принесла бы автокефалия пользу. Сейчас, если даже автокефалия будет законна, она все равно породит раскол. Половина приходов, даже у меня, уйдут к Патриарху Российскому (в прямое подчинение). Это будет канонический раскол, но все же раскол. Поэтому если только политики не вмешивались в жизнь Церкви, то тот раскол, который есть, он бы сам собой ликвидировался.

Награды

  • орден прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских II ст. (1998, УПЦ)
  • орден блгв. кн. Даниила Московского II ст. (1998)
  • орден равноап. кн. Владимира III ст. (1999, УПЦ)
  • орден «Рождество Христово — 2000» I ст. (2000, УПЦ)
  • медаль «Харьковский Собор — 10 лет» I степени (2002, УПЦ)
  • орден прп. Сергия Радонежского II ст. (2003)
  • орден равноап. кн. Владимира I-II ст., с присвоением титула «Старшина Ордена Св. Князя Владимира» (2003, УПЦ)
  • орден св. ап. Иоанна Богослова II ст. (2005, в связи с 15-летием архиерейской хиротонии)
  • орден прп. Нестора Летописца II ст. (2006, УПЦ)
  • орден св. равноап. Марии Магдалины II ст. (2008, Польская Православная Церковь)
  • орден свв. Кирилла и Мефодия I ст. (2008, Православная Церковь Чешских земель и Словакии)
  • орден свт. Алексия Московского III ст. (2008)
  • орден св. ап. Иоанна Богослова I ст. (2008)
  • медаль им. свв. Кирилла и Мефодия I ст. (2008, Ужгородская Богословская Академия)
  • научная степень «Почётный доктор богословия» Ужгородской Украинской богословской академии имени святых Мефодия и Кирилла (20 февраля 2008, за значительные заслуги перед УПЦ и за весомый вклад в развитие духовного образования [4])
  • орден свт. Димитрия Ростовского (2010)
  • отличие Предстоятеля УПЦ (2011)
  • орден прпп. Антония и Феодосия Печерских I ст. (2012)
  • орден прп. Серафима Саровского II ст. (2013, в связи с с 65-летием со дня рождения) [5]
  • право служения с двумя панагиями (2014) [6]
  • медаль «За гуманизм» (1997, )
  • дипломант в номинации «Благотворитель года» в программе » Человек года’98 » г. Луцк (1998)
  • почетная грамота Волынского областного совета народных депутатов (1998, за подвижнический труд в духовном возрождении Волыни, активное участие в организации и проведении мероприятий по благотворительности и милосердия)
  • признан благодетелем года в программе «Человек года Волынского края ‘ 99» (1999)
  • орден «За заслуги» III ст. (1999, Украина)
  • памятная медаль Президента Украины к 10-летию независимости Украины (2001)
  • диплом лауреата областного меценатства и спонсорства (2001, Волынская облгосадминистрация)
  • памятный знак Детского Фонда Украины «Сердце отдаю детям» (дважды: 2003 (первым на Волыни), 2004)
  • орден «За заслуги» II ст. (2003, Украина)
  • нагрудный знак «Отличный пограничник» I ст. (2003, командование Волынского пограничного отряда)
  • орден «Казацкая слава» I ст. (2003, МОО «Казачество Запорожское»)
  • медаль «За заслуги» III ст. (2005, Союз ветеранов Афганистана)
  • золотая медаль «Казацкая слава» и медаль 10- летия МОО «Казачество Запорожское» (2006)
  • отличие МВД Украины «За содействие органам внутренних дел Украины» (2007)
  • орден «Покрова» I ст. (2007, верховный атаманом Украины и диаспоры)
  • орден «За заслуги» I ст. (2008, Украина)
  • почетный знак отличия Управления МВД Украины в Волынской области (2008)
  • орден «Гетман Байда — Вишневецкий» I ст. (2008, МОО «Казачество Запорожское»)

Биография

Родился в крестьянской семье [1] . Родителя будущего митрополита умерли, когда он был в младенческом возрасте, ребёнка воспитывала бабушка, глубоко верующая [2] , а после её смерти — тётка [3] .
В 1963 году окончил восьмилетнюю школу. В течение 1963—1967 годов работал в колхозе, с 1967 по 1969 год служил в Советской армии в Новгороде Великом [2] . В 1969—1970 годах работал в железнодорожном депо города Бреста [1] .

С 1970 по 1974 год учился в Московской духовной семинарии. Во время учёбы в семинарии был иподиаконом у патриарха Московского и всея Руси Пимена [2] . Духовником студента был Иоанн (Маслов) [2] . 20 марта 1974 года принял монашеский постриг с именем Нифонт

в честь святого Нифонта, епископа Новгородского, чудотворца Киево-Печерского [1] . В 1974 году принял сан иеродиакона [1] . В том же году был зачислен в Московскую духовную академию, которую окончил в 1979 году [4] .

В 1977 году был рукоположён в сан иеромонаха и направлен служить в Волынскую епархию [1] . 18 марта 1977 года назначен настоятелем Троицкого храма в селе Рудка Козинская Волынской области [1] .

В 1988 году возведён в сан архимандрита, а в 1989 году назначен благочинным Ржищевского округа Владимир-Волынской епархии [1] .

В 1990 году из Винницкой епархии была выделена Хмельницкая. 31 марта 1990 года состоялась епископская хиротония архимандрита Нифонта во епископа Хмельницкого и Каменец-Подольского [1] . За два года служения владыка освятил более двухсот храмов [5] .

25 августа 1992 года Нифонт был переведён на Волынскую кафедру [1] . В это время все храмы Луцка, кроме Свято-Покровской церкви, были заняты сторонниками «Киевского патриархата» [6] , захвачены кафедральный Свято-Троицкий собор, епархиальное управление и помещения Волынской духовной семинарии [6] . Несмотря на нападения [6] [3] членов «Руха» [6] [3] [7] и сторонников Киевского патриархата [6] [3] [7] на Свято-Покровскую церковь и на Волынскую семинарию [6] [3] [7] , владыке удалось обеспечить обучение студентов; к 2005 году в Луцке действовали уже 18 общин УПЦ [3] , к 2006 году митрополит Нифонт рукоположил более трёхсот священнослужителей [6] . Полтора года после назначения Нифонта в Луцк местные власти отказывали владыке в прописке в этом городе [5] [7] , называя епископа Нифонта, коренного волынянина, «московским попом» [7] .

Отошел ко Господу митрополит Нифонт (Солодуха)

Луцк, 24 марта 2021 г.

С 1992 года в течение 24 лет владыка Нифонт был правящим архиереем Волынской епархии, с 22 октября 2021 года по состоянию здоровья находился на покое.

О месте отпевания и погребения митрополита Нифонта будет сообщено дополнительно. Распоряжением епископа Волынского и Луцкого Нафанила священникам епархии благословляется совершение заупокойных богослужений о новопреставленном владыке.

Митрополит Нифонт (в миру Василий Андреевич Солодуха) родился 5 октября 1948 г. в с. Галина Воля Старовыжевского р-на Волынской обл. Украины в крестьянской семье. После окончания в 1963 г. восьмилетней школы работал в колхозе. В 1967-1969 гг. служил в рядах Советской армии, затем работал в железнодорожном депо г. Бреста.

В 1970 г. поступил в Московскую духовную семинарию.

С 1971 г. исполнял послушание иподиакона Патриарха Пимена (Извекова).

20 марта 1974 г. в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество, 15 апреля рукоположен во иеродиакона.

В 1974 г. поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1979 г. со степенью кандидата богословия.

26 февраля 1977 г. рукоположен во иеромонаха, направлен на служение в Волынскую епархию.

18 марта 1977 г. назначен настоятелем Троицкого храма в с. Рудка Козинская Рожищенского р-на Волынской обл.

В 1985 г. возведен в сан игумена, в 1988 г. — в сан архимандрита.

В 1989 г. назначен благочинным Рожищенского округа Волынско-Ровенской епархии.

Решением Синода Украинской Православной Церкви от 20 марта 1990 г. избран епископом Хмельницким и Каменец-Подольским. Хиротонисан 31 марта за Божественной литургией во Владимирском кафедральном соборе г. Киева.

25 августа 1992 г. переведен на Волынскую кафедру.

28 июля 1993 г. возведен в сан архиепископа, 11 апреля 2001 г.— в сан митрополита.

С 20 июля 2012 г. — митрополит Волынский и Луцкий.

Решением Синода Украинской Православной Церкви от 18 октября 2016 г. (журнал № 42) был освобожден от управления Волынской епархией по состоянию здоровья и назначен настоятелем Покровского кафедрального собора г. Луцка.

Примечания

  1. 1234567891011
    Епископы Хмельницкие и Каменец-Подольские Варлаам (Борисевич) (1955—1956) • Иларион (Кочергин) (1956—1961) • Игнатий (Демченко) (1961—1962) • Феодосий (Дикун) (1990) • Нифонт (Солодуха) (1990—1992) • Питирим (Старинский) (1992—1993)
    Епископы Каменец-Подольские и Проскуровские Панкратий (Кашперук) (1946—1948) • Варлаам (Борисевич) (1948—1951) • Анатолий (Бусел) (1951—1953) • Андрей (Сухенко) (1953—1955, в/у)
    Епископы Проскуровские Валериан (Рудич) (1921—1923) • Димитрий (Галицкий) (1927—1932)
    Правящие Августин (Маркевич) · Агапит (Бевцик) · Агафангел (Саввин) · Алексий (Гроха) · Алексий (Шпаков) · Алипий (Козолий) · Амвросий (Поликопа) · Анатолий (Гладкий) · Антоний (Паканич) · Антоний (Фиалко) · Боголеп (Гончаренко) · Варфоломей (Ващук) · Виссарион (Стретович) · Владимир (Мельник) · Владимир (Орачёв) · Евлогий (Гутченко) · Евсевий (Дудка) · Елисей (Иванов) · Ефрем (Кицай) · Ефрем (Яринко) · Иларион (Шукало) · Иоанн (Сиопко) · Иоасаф (Губень) · Ионафан (Елецких) · Иосиф (Масленников) · Ириней (Семко) · Ириней (Середний) · Лазарь (Швец) · Лука (Коваленко) · Марк (Петровцы) · Мелетий (Егоренко) · Митрофан (Никитин) · Митрофан (Юрчук) · Нафанаил (Крикота) · Никодим (Барановский) · Никодим (Горенко) · Николай (Капустин) · Онуфрий (Лёгкий) · Пантелеимон (Луговой) · Пантелеимон (Поворознюк) · Питирим (Старинский) · Платон (Удовенко) · Роман (Кимович) · Сергий (Генсицкий) · Симеон (Шостацкий) · Софроний (Дмитрук) · Тихон (Чижевский) · Феодор (Гаюн) · Феодор (Мамасуев) · Филарет (Зверев) · Филарет (Кучеров) · Филипп (Осадченко)
    Викарные Александр (Драбинко) · Александр (Нестерчук) · Алипий (Погребняк) · Антоний (Боровик) · Антоний (Крипак) · Аркадий (Таранов) · Арсений (Яковенко) · Варнава (Филатов) · Варсонофий (Винниченко) · Варсонофий (Столяр) · Вениамин (Погребной) · Виктор (Быков) · Владимир (Мороз) · Дамиан (Давыдов) · Диодор (Васильчук) · Евлогий (Пацан) · Иларий (Шишковский) · Иоанн (Вахнюк) · Иона (Черепанов) · Кассиан (Шостак)· Климент (Вечеря) · Лонгин (Жар) · Николай (Грох) · Николай (Почтовый) · Павел (Лебедь) · Пантелеимон (Бащук) · Серафим (Демьянив) · Сергий (Зализницкий) · Сергий (Михайленко) · Феодосий (Снигирёв)
    На покое Василий (Златолинский) · Гурий (Кузьменко) · Дионисий (Константинов) · Иннокентий (Шестопаль) · Иоанникий (Кобзев) · Ипполит (Хилько) · Нифонт (Солодуха) · Пантелеимон (Романовский)
    Бывшие архиереи
    *
    Переведённые Антоний (Москаленко) · Глеб (Савин) · Иов (Смакоуз) · Иов (Тывонюк) · Нектарий (Фролов)
    Извергнутые из сана Филарет (Денисенко) · Андрей (Горак) · Иаков (Панчук)
    Покойные Антоний (Вакарик) · Василий (Васильцев) · Владимир (Сабодан) · Евфимий (Шутак) · Кронид (Мищенко) · Леонтий (Гудимов) · Макарий (Свистун) · Мефодий (Петровцы) · Никанор (Юхимюк) · Никодим (Руснак) · Савва (Бабинец) · Севастиан (Пилипчук) · Тихон (Жиляков) · Феодосий (Дикун)
    • Со времени превращения Украинского экзархата Московского патриархата в Украинскую православную церковь (Московского патриархата) в октябре 1990 года.

Святитель Ни́фонт II, патриарх Константинопольский

Свя­ти­тель Ни­фонт ро­дил­ся око­ло 1435-1440 го­да на Пе­ло­пон­не­се (Гре­ция), в очень бла­го­че­сти­вой се­мье. По за­вер­ше­нии об­ра­зо­ва­ния он при­нял мо­на­ше­ство в Епи­даври­оне. По­сле смер­ти сво­е­го стар­ца Ан­то­ния он уда­лил­ся на Свя­тую Го­ру Афон, где под­ви­зал­ся в мо­на­сты­рях Кут­лу­му­сиу, Ве­ли­кая Лав­ра и Ди­о­ни­сиу.

За своё свя­тое жи­тие, учё­ность и крас­но­ре­чие афон­ские мо­на­хи по­нуж­да­ли его на­став­лять их, хо­тя сми­рен­ный Ни­фон от­ка­зы­вал­ся, го­во­ря что «не до­сто­ин ле­чить здо­ро­вых, но сам нуж­да­ет­ся в из­ле­че­нии от них». По­сле смер­ти в 1483 го­ду мит­ро­по­ли­та Со­лун­ско­го, ду­хо­вен­ство и паства епар­хии из­бра­ла Ни­фо­на сво­им пас­ты­рем и тот, убеж­да­е­мый мо­на­стыр­ской бра­ти­ей и на­сто­я­те­лем, со­гла­сил­ся при­нять ар­хи­ерей­ство. Вско­ре, в кон­це 1486 го­да, по на­сто­я­нию Вла­хий­ской кня­ги­ни, он был воз­ве­дён на пат­ри­ар­ший пре­стол Кон­стан­ти­но­по­ля. В те­че­нии двух лет он на­прав­лял ко­рабль Церк­ви, но в 1488 го­ду был сме­щён и уда­лил­ся жить в ас­ке­зе в им же ос­но­ва­ном ски­ту. В борь­бе за вли­я­ние на из­бра­ние пат­ри­ар­ха, ха­рак­тер­ной для всей эпо­хи ту­рец­ко­го ига, свя­ти­тель был вновь вы­дви­нут на Ца­ре­град­скую ка­фед­ру, но про­был на ней лишь год, с ле­та 1497 по ле­то 1498 го­да, и был сно­ва вы­нуж­ден уда­лить­ся.

Око­ло 1500 го­да Вла­хий­ский во­е­во­да Ра­ду Ве­ли­кий при­звал свя­то­го пер­во­свя­ти­тель­ство­вать в сво­их вла­де­ни­ях. Пять лет свя­ти­тель Ни­фонт яв­лял­ся мит­ро­по­ли­том Ва­ла­хий­ским, рев­ност­но слу­жа Церк­ви, на­став­ляя как кня­зя так и всех лю­дей без воз­зре­ния на са­ны и ти­ту­лы. При нём бы­ли ос­но­ва­ны две но­вых епар­хии с ка­фед­ра­ми в го­ро­дах Рым­ни­ку-Вы­л­ча и Буз­эу.

Вес­ной 1502 го­да свя­ти­тель был вновь, в тре­тий раз, при­зван на Ца­ре­град­скую ка­фед­ру, но от­ка­зал­ся, пред­по­чи­тая остать­ся с ру­мын­ской паст­вой.

В 1505 го­ду меж­ду свя­ти­те­лем и во­е­во­дой слу­чил­ся спор. Во­е­во­да пре­ступ­но по­пустил од­но­му из сво­их бо­яр, бро­сив­ше­му сво­их же­ну и де­тей, вновь же­нить­ся на сво­ей сест­ре. Свя­той Ни­фонт, нетер­пя­щий без­за­ко­ния, ушёл со сво­ей ка­фед­ры, пред­ре­кая мно­же­ство несча­стий непо­кор­но­му во­е­во­де. Свя­ти­тель убеж­дал сво­е­го вер­но­го уче­ни­ка, бо­яри­на Ня­гое Ба­са­ра­ба, что, ес­ли тот бу­дет дер­жать­ся Хри­сто­вых за­по­ве­дей то его имя про­сла­вит­ся по всей ру­мын­ской зем­ле.

Свя­той со сле­за­ми бла­го­сло­вил свою паст­ву и, вме­сте с уче­ни­ка­ми Ма­ка­ри­ем и Иоаса­фом, вер­нил­ся на Свя­тую Го­ру, в Ва­то­пед­ский мо­на­стырь. Зная, что Ма­ка­рий жаж­дет ис­по­ве­до­вать Хри­ста му­че­ни­че­ским по­дви­гом и что та­ко­ва во­ля Бо­жия, он бла­го­сло­вил его и тот при­нял смерть от ту­рок за своё ис­по­ве­да­ние в Фес­са­ло­ни­ках. Свя­ти­тель знал час его му­че­ни­че­ства, ска­зав сво­е­му уче­ни­ку Иоаса­фу – «Знай, сын мой, се­го­дня брат твой Ма­ка­рий умер му­че­ни­че­ской смер­тью и с ра­до­стью вос­хо­дит на небе­са.»

Вско­ре он вме­сте со сво­им уче­ни­ком тай­но от­пра­вил­ся в мо­на­стырь Ди­о­ни­сиу. Здесь ста­рец Пет­ро­ний од­наж­ны ви­дел свя­ти­те­ля мо­ля­ще­го­ся но­чью, оку­тан­но­го бо­же­ствен­ным све­том. Свя­той Ни­фонт сми­рен­но скрыл свой сан и ис­пол­нял по­слу­ша­ния как обыч­ный мо­нах до тех пор по­ка свя­той Иоанн Пред­те­ча не явил­ся на­сто­я­те­лю во сне и не от­крыл ему свя­ти­те­ля, по­ве­вая ему со всей бра­ти­ей с че­стью встре­тить его как пат­ри­ар­ха.

Од­на­жды свя­той, взой­дя на ко­рабль при­шед­ший в мо­на­стырь, ути­хо­ми­рил бу­шу­ю­щее мо­ре. В иной раз, ко­гда бра­тия про­си­ла его мо­литв за пла­ва­ю­щих, свя­той на­став­лял их без­ле­ност­но ис­пол­нять пра­ви­ло и воз­дер­жи­вать­ся от празд­но­сло­вия.

На­ко­нец, чув­ствуя при­бли­же­ние сво­ей кон­чи­ны, свя­ти­тель со­брал бра­тию и ис­пол­нил их по­след­нюю прось­бу, со­ста­вив раз­ре­ши­тель­ную мо­лит­ву, чи­та­е­мую на от­пе­ва­нии. Бла­го­сло­вив сво­е­го уче­ни­ка Иоаса­фа ид­ти в Кон­стан­ти­но­поль и там при­нять му­че­ни­че­ский ве­нец за ис­по­ве­да­ние Хри­ста, свя­той по­чил 11 ав­гу­ста 1508 го­да.

Мо­щи и про­слав­ле­ние

По пред­ска­за­нию свя­ти­те­ля, бла­го­че­сти­вый Ня­гое Ба­са­раб стал во­е­во­дой Вла­хий­ским в 1512 го­ду. По­мя­нуя сво­е­го на­став­ни­ка, в 1515 го­ду во­е­во­да пе­ре­нёс мо­щи свя­то­го Ни­фо­на в свои вла­де­ния, в мо­на­стырь Дя­лу, где по­жерт­во­вал для них боль­шой се­реб­ря­ный ков­чег.

16 ав­гу­ста 1517 го­да в но­во­освя­щен­ном мо­на­сты­ре Кур­тя-де-Ар­джеш пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Фе­о­липт вме­сте с Си­но­дом Ру­мын­ских зе­мель и на­сто­я­те­ля­ми Афон­ских оби­те­лей со­вер­шил тор­же­ствен­ное про­слав­ле­ние свя­ти­лея Ни­фон­та. Это ста­ло пер­вой офи­ци­аль­ной ка­но­ни­за­ци­ей свя­то­го в Ру­мы­нии. В том же го­ду мо­щи свя­то­го бы­ли воз­вра­ще­ны в мо­на­стырь Ди­о­ни­сиу, ко­то­рый был пол­но­стью вос­ста­нов­лен на сред­ства ру­мын­ских во­е­вод Ва­си­лия Лу­пу, Ня­гое Ба­са­ра­ба и Пет­ра Ра­ре­ша. Здесь они и пре­бы­ва­ют по сей день. Од­на­ко, в бла­го­дар­ность, афон­ские мо­на­хи пе­ре­да­ли чест­ные гла­ву и дес­ни­цу свя­ти­те­ля Ня­гое Ба­са­ра­бу, ко­то­рый по­ме­стил их в свой Ар­джеш­ский мо­на­стырь. Здесь они со­хра­ня­лись до 1949 го­да, ко­гда бы­ли пе­ре­не­се­ны в мит­ро­по­ли­чий со­бор в Край­о­ве.

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]