[Показать]
- Источник (источник) Аулия
- Святой источник в селе Колоцкое
- Талеж святой источник
- Источник Гремячий ключ
- Архангельский источник у села Сосновка
- Храм и святой источник у села Новейшие Пичуры
- Храм и святой источник у села Иващенково
22 апреля считается деньком отмыкания родников (народное заглавие – Вадим-ключник). В России настолько не мало родников, что посчитать их четкое количество не представляется вероятным. Мы поведаем для вас о 7 святых источниках, которые при желании вы сможете посетить в эти апрельские деньки.
Источником, источником, либо ключом обозначается маленькой аква поток, который лупит конкретно из земных недр. Любой источник – это неповторимый естественный водоем. Не выяснить вкус холодной родниковой воды нереально – она особая, мягенькая, незапятнанная, жива. Магическая. Ведь таковая вода доходит до нас в собственном первозданном, природном по собственному гидрохимическому составу виде. Родниковую воду из испытанного источника можно не очищать добавочно. В процессе собственного путешествия из недр земли на поверхность она проходит через естественные фильтры – гравий и песок. Некие из родников в народе числятся святыми источниками. Местами силы.
Святые источники могут быть как языческими, так и христианскими. Обычно, с каждым таковым местом связана легенда. Христианские легенды обычно соединены с именованием какого-либо святого, языческие – с присутствием у источника духа-хранителя либо иной природной сути. Мы для вас поведаем о 7 более узнаваемых святых источниках, которые советуем посетить.
Источник (источник) Аулия
Источник Аулия размещен в республике Башкирия, у горы Ауштау. Аулия с башкирского переводится как «святой». Источник этот лупит всего 30 дней в году. И совершенно скоро у вас будет возможность узреть это волшебство, ведь его воды возникают из-под земли в мае. Люди, которые посещают Аулию (а их весьма много, 10-ки тыщ в год) веруют, что его вода является лечебной. Она может освободить от камешков в почках, вылечить почти все респираторные заболевания и заболевания желудка. Местные молвят, что лечебной вода становится только опосля 15 мая.
Кирилло-Белозерский монастырь
Находится в городе Козельске Вологодской области и признан самым большим монастырем Европы.
Обитель, названная в честь своего основателя Кирилла, возникла в конце XIV века среди непроходимых лесов на берегу Сиверского озера в череде других монастырей и пустынь (среди них соседние монастыри Ферапонтов, Сергиевский и Горицкий, Нило-Сорская пустынь), обустраиваемых на присоединенных землях. Вокруг монашеских скитов возникали поселения, превращавшиеся со временем в города.
Испытаний, выпавших на долю монашеской братии за семь столетий, выпало немало: набеги соседних стран, пытавшихся захватить и разрушить островки православия.
Не был обнесен монастырь царской милостью и финансовой поддержкой: Петр I, Иван Грозный, Александр I, посещавшие «Северную лавру», выделяли немалые деньги на ее обустройство, что позволило возвести прекрасные храмы, многие из которых поражают красотой и в наши дни.
Монастырь впечатляет размерами территории и мощностью стен: 11-метровой высотой и 7-метровой толщиной. Главный храм – Успенский собор, сооруженный из камня на месте сгоревшего деревянного и положивший начало каменным постройкам обители.
С 1924 года на территории монастыря действует музей-заповедник, собравший бесценные экспонаты о истории монастыря и Вологодского края.
Святой источник в селе Колоцкое
На местности Успенского Колоцкого дамского монастыря, в Подмосковье, находится источник с наивкуснейшей сладковатой водой. Монастырь этот известен благодаря чудотворной иконе Божией Мамы, явленной в 1413 году. До революции икона хранилась в обители, и к ней приезжали богомольцы и паломники. С тех же самых времен известен и святой источник. В русское время икона была перевезена из монастыря — крайние следы ее обнаружены в Гжатске (сейчас Гагарин). Источник не один раз пробовали закопать, но пространство силы оказалось неподвластно бюрократии. Местные любой раз расчищали источник, веруя в его силу и чудо. В наше время Колоцкий монастырь возрожден как дамский (до революции он был мужским), а над источником возведена прекрасная древесная часовня.
Отрывок, характеризующий Священный источник
При виде странного города с невиданными формами необыкновенной архитектуры Наполеон испытывал то несколько завистливое и беспокойное любопытство, которое испытывают люди при виде форм не знающей о них, чуждой жизни. Очевидно, город этот жил всеми силами своей жизни. По тем неопределимым признакам, по которым на дальнем расстоянии безошибочно узнается живое тело от мертвого. Наполеон с Поклонной горы видел трепетание жизни в городе и чувствовал как бы дыханио этого большого и красивого тела. – Cette ville asiatique aux innombrables eglises, Moscou la sainte. La voila donc enfin, cette fameuse ville! Il etait temps, [Этот азиатский город с бесчисленными церквами, Москва, святая их Москва! Вот он, наконец, этот знаменитый город! Пора!] – сказал Наполеон и, слезши с лошади, велел разложить перед собою план этой Moscou и подозвал переводчика Lelorgne d’Ideville. «Une ville occupee par l’ennemi ressemble a une fille qui a perdu son honneur, [Город, занятый неприятелем, подобен девушке, потерявшей невинность.] – думал он (как он и говорил это Тучкову в Смоленске). И с этой точки зрения он смотрел на лежавшую перед ним, невиданную еще им восточную красавицу. Ему странно было самому, что, наконец, свершилось его давнишнее, казавшееся ему невозможным, желание. В ясном утреннем свете он смотрел то на город, то на план, проверяя подробности этого города, и уверенность обладания волновала и ужасала его. «Но разве могло быть иначе? – подумал он. – Вот она, эта столица, у моих ног, ожидая судьбы своей. Где теперь Александр и что думает он? Странный, красивый, величественный город! И странная и величественная эта минута! В каком свете представляюсь я им! – думал он о своих войсках. – Вот она, награда для всех этих маловерных, – думал он, оглядываясь на приближенных и на подходившие и строившиеся войска. – Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица des Czars. Mais ma clemence est toujours prompte a descendre sur les vaincus. [царей. Но мое милосердие всегда готово низойти к побежденным.] Я должен быть великодушен и истинно велик. Но нет, это не правда, что я в Москве, – вдруг приходило ему в голову. – Однако вот она лежит у моих ног, играя и дрожа золотыми куполами и крестами в лучах солнца. Но я пощажу ее. На древних памятниках варварства и деспотизма я напишу великие слова справедливости и милосердия… Александр больнее всего поймет именно это, я знаю его. (Наполеону казалось, что главное значение того, что совершалось, заключалось в личной борьбе его с Александром.) С высот Кремля, – да, это Кремль, да, – я дам им законы справедливости, я покажу им значение истинной цивилизации, я заставлю поколения бояр с любовью поминать имя своего завоевателя. Я скажу депутации, что я не хотел и не хочу войны; что я вел войну только с ложной политикой их двора, что я люблю и уважаю Александра и что приму условия мира в Москве, достойные меня и моих народов. Я не хочу воспользоваться счастьем войны для унижения уважаемого государя. Бояре – скажу я им: я не хочу войны, а хочу мира и благоденствия всех моих подданных. Впрочем, я знаю, что присутствие их воодушевит меня, и я скажу им, как я всегда говорю: ясно, торжественно и велико. Но неужели это правда, что я в Москве? Да, вот она!» – Qu’on m’amene les boyards, [Приведите бояр.] – обратился он к свите. Генерал с блестящей свитой тотчас же поскакал за боярами. Прошло два часа. Наполеон позавтракал и опять стоял на том же месте на Поклонной горе, ожидая депутацию. Речь его к боярам уже ясно сложилась в его воображении. Речь эта была исполнена достоинства и того величия, которое понимал Наполеон.
Талеж святой источник
Приблизительно в 70 километрах от Москвы, неподалеку от городка Чехов, есть село Талеж, затеряв- шееся посреди прекрасных лесов. Конкретно там находится подворье Вознесенской Давидовой пустыни. На его местности есть источник с необыкновенно смачной и целительной святой водой. Вы пройдете через прекрасные ворота, увенчанные коваными розами и по длинноватой лестнице спуститесь к прозрачной ледяной воде. Сможете просто набрать воды и оценить ее сладковатый вкус. А сможете – пройти в купель (на местности имеются и женская, и мужская купели) и три раза погрузиться в магическую воду источника. Над источником установлена часовня во имя иконы «Живоносный источник».
Источник Гремячий ключ
Неподалеку от деревни Взгляднево, на правом берегу маленькой речушки Вондиги, лупит из земли источник Гремячий ключ. Считается, что источник существовал тут не постоянно – его привела в действие молитва самого Сергия Радонежского. С посещением этого источника могут быть соединены неудобства. Во-1-х, у этого источника постоянно толпы паломников и туристов. Во-2-х, ведет к нему достаточно размытая дорога, проехать по которой в непогодицу проблематично. Но это того стоит – как вы погрузитесь в ледяную зеленую чистейшую воду, все проблемы сложного пути будут забыты.
Типология сардинских священных источников
1. «Циклопическая стена»: Конструкция состоит из грубо подогнанных друг к другу песчаниковых плит.
2 «Стена типа Opus isodomum»: ОБработанные и выложенные ровными слоями камни представляют собой хорошую и симметричную конструкцию.
3. «Многоугольные стены»: Многоугольные стены образуют весьма сложную конструкцию, требующую незаурядного мастерства.
К наиболее хорошо сохранившимся (в том числе отреставрированным) древним «священным источникам» относятся: Са-Теста и Милис в Ольбии, Предио-Канополи близ Перфугас, гипогей Сан-Сальваторе близ Кабрас, Санта-Анастасия близ Сардары, Санта-Кристина близ Паулилатино, Санта-Виттория, Сос-Нураттолос близ Буддусо и Серра-Ньедда близ Сорсо. Некоторые из этих культовых сооружений носят современные названия, что связано с их последующим использованием в христианском культе. Ещё один священный источник, рядом с которыми расположены гробница гигантов и круглый храм (Capanna circolare) находится около нурага Ноддуле, Битти.
Архангельский источник у села Сосновка
В Пензенской области России, в Башмаковском районе, на берегу реки Ушинка, размещено маленькое село Сосновка. У этих мест богатая и длинноватая история. Основано это село было в первой половине XVIII века князем Мишей Ларионовичем Кугушевым. В 1855 тут выстроили каменную церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которая до наших дней не сохранилась. На данный момент на месте разрушенного храма возвели большенный поклонный крест. Тут же есть и почитаемый источник – хоть какой местный даст подсказку для вас, как до него добраться. До наших дней храм не сохранился.
Соловецкий монастырь
Расположенный на Соловецких островах в Белом море монастырь – 5-угольный кремль — ассоциируется с крепостью: высокие — до 11 метров — стены толщиной 5 метров с башнями-бойницами по углам. Он и имел статус крепости: уже в XVI веке здесь кроме монахов располагались войска для отражения нападений соседей, пытавшихся проникнуть в страну с севера.
История монастыря богата событиями. На протяжении нескольких веков она была местом ссылки церковных и государственных деятелей, неугодных правителям.
Это интересно: будущий патриарх Никон принял постриг в Соловецком монастыре, но, вступив в конфликт со старцем Елеазаром, бежал. Его церковную реформу монахи монастыря не приняли и осудили как ересь. Противостояние, получившее название Соловецкое сидение, длилось восемь лет, и закончилось взятием крепости лишь из-за предательства одного из монахов.
Сейчас монастырь восстановлен, здесь же действует Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.
Красота северной природы, архитектурная уникальность монастыря, особенная атмосфера острова привлекают сюда паломников, туристов, археологов.
Храм и святой источник у села Новейшие Пичуры
Последующий святой источник, о котором мы желаем для вас поведать, находится в мордовском селе Новейшие Пичуры. В 1839 году на средства дворянина Павла Ивановича Соколова и прихожан тут был построен каменный двухпрестольный храм. Он сохранился и до наших дней – правда нуждается в реставрации. Зато в 1945 году верующие села Новейшие Пичуры своими силами выстроили древесный молитвенный дом, освящённый в честь Успения Пресвятой Богородицы. У святого источника, который находится в Новейших Пичурах, есть народное заглавие – Поник-родник. В первый раз он упоминается в 1742 году. Существует легенда о том, что тут была явлена икона Иоанна Предтечи. В 1993 году святой источник был заключен в сруб и над ним была сооружена часовня, а недалеко – беседка. Вода выходит из-под земли, а через несколько метров опять уходит в землю, «поникает». Быть может, конкретно потому он именуется Поник-родник?
Текст книги «Чудотворные православные источники России»
На земле Стефана Пермского
На территории Республики Коми, в тех краях, где несколько веков назад проповедовал христианство просветитель зырян Стефан Пермский, известно немало почитаемых народом источников. В старые времена многие из них соседствовали с церквями или часовнями. Так, названный именем святой Параскевы родник с целебной водой находился около храма, освященного в честь этой великомученицы, поблизости от речки Сысолы.
Другой знаменитый ключ получил наименование в честь весьма почитаемого на Украине святителя – Феодосия Черниговского, жившего в XVII столетии. Источник известен происходившими от его воды исцелениями (причем некоторые факты относятся к сравнительно недавнему времени).
Колодец блаженной Евфросиньюшки
Один из самых знаменитых чудотворных источников в Тульской области носит имя блаженной старицы Евфросинии, современницы Екатерины II. Около креста, водруженного у святого источника, установлена надпись: «Берите воду из моего колодца и будьте здоровы». А местные жители до сих пор вспоминают, как столетняя Евфросиньюшка сама копала этот колодец.
Судьба святой Евфросинии удивительна. Представительница старинного княжеского рода Евдокия Вяземская получила образование в Смольном институте благородных девиц, потом была фрейлиной императрицы Екатерины II. Недовольная суетностью придворной жизни, она вместе с двумя своими подругами тайно покинула Царское Село. Затем она с благословения митрополита, к которому обратилась за советом и духовным наставлением, была пострижена в монахини с именем Евфросиния и приняла тяжкий подвиг юродства.
Несколько десятилетий пребывала подвижница в убогом жилище подле стен Серпуховской женской монашеской обители. Потом жила поблизости от старинного города Алексина, в селе Колюпаново, где нашла обладавший чудотворной силой источник. А всего старица прожила более века – с 1735 по 1855 г.
Согласно данному обету, блаженная Евфросиния юродствовала. Например, когда по приказу помещицы для нее срубили избушку, она устроила там корову, а сама продолжала жить в жалкой лачуге. Княжна, прекрасно знавшая французский язык и придворный этикет, не гнушалась самой тяжелой работы.
Однако в действительности старица вовсе не утратила способности здраво воспринимать окружающий мир. Кроме того, она обладала даром прорицания.
Чудотворным оказался источник святой старицы. Уже при жизни Евфросинии многие богомольцы при использовании его воды получали исцеление от различных недугов. Впоследствии на источнике была сооружена купальня.
Святой источник блаженной Евфросинии существует и сейчас. Он хорошо известен богомольцам и посещается многими паломниками. У колодца устроены две купальни, а вода поступает к ним по трем трубам. Здесь по-прежнему происходят исцеления. Причем считается, что особенно помогает святая вода источника блаженной Евфросинии при лечении злокачественных опухолей и слепоты.
Так, уже в наши дни на источнике произошло удивительное исцеление слепого мальчика. «Путеводитель паломника по святым местам Руси» сообщает об этом следующее:
«После молебна блаженной Евфросинии, отслуженного в монастыре, родители привели слепого ребенка к источнику, три раза протерли лицо ребенка, а затем мальчик три раза окунулся в воды источника – и прозрел».
Родники Арского леса
В Ульяновской области, неподалеку от Богоявленского храма и церкви блаженной Ксении Петербургской в Арском, находятся два удивительных источника.
Первый родник посвящен Николаю Чудотворцу. Он расположен в Арском лесу у склона холма. Бьющая из-под земли вода наполняет впадину, образуя маленькое озерцо. В наши дни этот чтимый народом источник был освящен, около него установлен крест и сооружена купель. По давней традиции в определенные дни у источника совершаются молебны.
Вода Никольского родника считается целебной, и потому родник посещается паломниками со всей округи. Уже отмечено несколько случаев избавления людей от различных душевных и телесных недугов. А более полувека назад на этом месте происходили не менее удивительные события: как сообщали местные жители, здесь неоднократно происходили явления самого чудотворца Николая Мирликийского. Поэтому и забивший из-под земли родничок назвали именем святителя.
Потом долгое время люди приходили к лесному роднику у подножия холма не только для того, чтобы набрать ключевой воды, но и ради уединенной молитвы одному из самых чтимых православным народом святых. Ведь мирликийский архиепископ Николай, согласно его житию, отличался не только праведной жизнью и стойким исповеданием веры. Он еще спасал людей от нищеты и заступался за обиженных и несправедливо осужденных. Свидетели таинственных видений также рассказывали, как являвшийся им чудотворец оказывал помощь в тяжелой работе или защищал от преследователей.
Что касается другого источника, образованного семью небольшими родниками, то он открыт совсем недавно – уже в начале нового тысячелетия. Произошло это во время строительства нового храма, посвященного недавно причисленной к лику святых блаженной Ксении Петербургской. Как известно, эта подвижница жила в XVIII в. в северной столице России. После кончины мужа, который не успел перед смертью принести покаяние в грехах, Ксения раздала бедным свое имение и приняла подвиг юродства. Эта святая при жизни прославилась даром прорицания, а после своей смерти – чудесной помощью многим чтущим ее память людям.
По названию расположенного рядом храма ее ключ получил название Новый источник.
Он считается чудотворным, а потому здесь установлены купели для желающих окунуться в ключевую воду. И так же, как у давно известных святых источников, около него совершаются молебны.
На крови убиенных
В Пензенской области существует несколько чудотворных источников, возникновение которых народное предание относит к тем далеким временам, когда жители лесного края подвергались опасности со стороны кочевников-степняков.
Такова история расположенного на левом берегу реки Узы Семиключья – одного из наиболее чтимых богомольцами святых мест.
Несколько веков назад в этом лесном краю существовала небольшая иноческая община. Но затерявшуюся в лесах обитель все же отыскали во время своего набега кочевники. Они убили семерых монахов, и тотчас из-под земли хлынули струи семи родников.
С тех пор распространилась весть о святости Семиключья, источники которого явились чудесным образом на крови мученической.
В дальнейшем на одном из родников произошло обретение Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, и богомольцы соорудили там часовенку.
В старину Семиключье было весьма почитаемо. На источнике служили молебны на девятой неделе после праздника Пасхи в пятницу. Поблизости от часовенки и родников существовали скромные жилища, в которых жили иноки. Здесь могли найти временный приют и паломники, прибывавшие в Семиключье из отдаленных районов.
При советской власти монашеская община была изгнана, а святыни Семиключья разорены. Даже воду источников, вполне пригодную для питья или хозяйственных нужд, по инициативе властей неоднократно пытались испортить, сливая в нее бензин. Однако богомольцы не забывали о святом месте и продолжали посещать его.
Сейчас родники расчищены и сооружена купальня. А там, где произошло явление чудотворного Тихвинского образа, установлен крест.
Другая легенда относится к Никольскому источнику близ селения Русский Качим.
В XVII столетии в лесу на реке Качимке жили переселенцы из Центральной России.
При угрозе нападения кочевников эти христиане скрыли чтимую ими икону святителя Николая Мирликийского. Сами они были убиты, но чудотворный образ уцелел. Икону, завернутую в холст и залитую воском, много лет спустя отыскали в болотистой местности православные люди. Произошло ли это случайно, когда строили мельницу, или по откровению, полученному неким больным солдатом (он впоследствии исцелился от чудотворного образа), теперь уже невозможно установить.
Источник, на котором была найдена икона, назвали Никольским. Там в старину находилась часовня и особенно почитался праздник перенесения мощей святителя Николая Чудотворца (9 мая, по новому стилю – 22 мая).
Разрушенная в 30-х гг. прошлого века часовня сейчас восстановлена, родник расчищен, а окрестности его приведены в порядок.
Чудотворные источники российской столицы
Святые родники или колодцы существуют не только на окраинах небольших селений или в пределах удаленных от шумных городов монашеских обителей. Не менее 30 подобных источников известны на территории российской столицы, Москвы.
Издавна Москва славилась своими златоглавыми храмами и древними монастырями. Первый известный в истории московский князь, Даниил
Александрович, окончил свой земной путь схимником в иноческой обители. Впоследствии он был причислен к лику святых. С именем младшего сына Александра Невского связано возникновение старейшего в городе монастыря – Свято-Данилова, который был основан благочестивым князем в 1282 г. и назван в честь его небесного покровителя, преподобного Даниила Столпника.
На территории этого монастыря, являющегося сейчас духовно-административным центром Русской православной церкви, до сих пор существует один из самых известных в Москве чудотворных источников.
Другой святой родник находится в Филях, знаменитых благодаря происходившему там в 1812 г. военному совету и построенной в царствование Петра I великолепной церкви Покрова – замечательному памятнику русского зодчества.
Особенно известно целебными родниками Коломенское, находящееся сейчас в черте города, а в старину являвшееся пригородным селом. Ключ Кадочка, водой которого исцелялись еще члены семьи царя Ивана IV, бьет около увенчанной каменным шатром Вознесенской церкви. А всего в Коломенском насчитывается около 20 родников.
В районе Теплого Стана расположен так называемый Холодный родник. Для исцеления от болезней головы, почек и печени принято пить его целебную воду по два раза в день – утром до приема пищи и вечером.
Около храма Рождества Пресвятой Богородицы в Татарском овраге бьет другой святой ключ. Его вода отличается необычайной чистотой и тоже помогает исцелению различных недугов.
А еще чудотворные источники есть в Серебряном Бору, Царицыне, Нескучном Саду, Кунцеве – всех не перечесть.
Тихвинский источник близ Усолья
Еще один родник, почитание которого недавно было возобновлено, находится в районе Усолья и Березняков. Существует предание, что здесь на вершине заросшей лесом горы некогда явилась Тихвинская икона Владычицы Небесной. Хотя и обретен был чудотворный образ у местного источника прозрачной ключевой воды, происходит он из отдаленной Костромской земли.
В старину над родником была установлена каменная часовня. Сюда ежегодно в день празднования Тихвинской иконы совершался крестный ход. А служил в часовенке у родника священник, приходивший из расположенного неподалеку Усолья.
В советское время часовню разломали, а прежние традиции оказались надолго забыты.
Ситуация изменилась только после открытия в Березняках храма во имя святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Тогда источник был расчищен и углублен, а над ним установили навес. Удалось даже разыскать старинную чудотворную икону, правда, впоследствии она снова была утеряна.
С начала 90-х гг. XX в. возобновлен добрый обычай совершения крестных ходов к священному источнику. Для этого, как и прежде, определен день празднования Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы.
В Саратовской губернии
Издавна почитаются святыми некоторые родники, расположенные в самом Саратове и других районах области.
Например, жителям областного центра хорошо известен Свято-Алексеевский источник, который находится на склоне горы около женского монастыря.
В середине XIX в. здесь находилась дача епископа, несколько позже – скит расположенного неподалеку мужского Спасо-Преображенского монастыря. Местность эта носила название Верхняя Монастырка.
После революции скит закрыли, а существовавший на его территории храм святителя Алексия частично разрушили и перестроили. Пострадал даже украшавший округу сад, родник же был замурован. На месте бывшей монашеской обители разместили различные лечебные учреждения.
Возвращение Свято-Алексеевского скита верующим произошло лишь в начале 90-х гг. минувшего столетия. Здесь была создана монашеская община, только теперь женская. В 1997 г. скит получил статус женского монастыря.
Одновременно с восстановлением храма и благоустройством прилегающей территории был освобожден из длительного плена родник. Саратовцы вновь получили возможность набирать здесь чистую и полезную для здоровья воду. Некоторые люди приезжают за ней издалека. В нынешнее время даже распространились слухи о святости воды монастырского источника.
Прибывающие издалека богомольцы посещают источник в Вавиловом Долу (в 12 км от районного центра – села Ивантеевка). Согласно местным легендам, здесь некогда каялся в грехах разбойник Вавила. По преданиям, жилищем бывшему грешнику служила вырытая в глубоком овраге пещера.
Увенчанная шатром каменная часовня над родником в Вавиловом Долу стоит на фоне высоких берез в окружении цветников и ухоженных аллей. Сейчас на роднике делаются купальни, которые позволят паломникам окунаться в воды источника в любое время года.
Чудотворный источник Белый Ключ находится в Воскресенском районе около села Усовка. Как было замечено еще в дореволюционные времена, вода его очищается, проходя сквозь слои известняка, а потому способна храниться долгое время и не портиться. К тому же родниковая вода не замерзает в зимнюю стужу и остается прохладной в летний зной.
Местные предания свидетельствуют о том, что на источнике некогда была найдена икона святой великомученицы Параскевы Пятницы. А потому на роднике построили часовню. За живительной водой к Белому Ключу приходили не только обитатели ближайших селений, но и прибывавшие издалека богомольцы. Особенно много народа собиралось здесь в дни памяти святой Параскевы.
Разрушенная в советское время часовня была восстановлена в середине 90-х гг. прошлого века. Постепенно был благоустроен и сам родник, вновь привлекающий паломников.
Еще один святой источник существует около деревни Николаевка в Аткарском районе. Этот ключ пробивается из-под земли на склоне глубокого оврага с названием Моленный Угол. Родник находится в окружении высоких деревьев.
По преданию, вода родника получила целебную силу после того, как около него богомольцам было видение не существующей в действительности церкви. К источнику стали приносить небольшие иконки и восковые свечи. С верой в исцеление и с молитвой люди пили родниковую воду. Согласно рассказам, в некоторых случаях происходило выздоровление даже безнадежно больных.
Один из родников саратовской земли назван в честь Казанской иконы Заступницы Небесной. Расположен этот источник на территории Романовского района.
Согласно местной легенде, некогда здесь произошло явление чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы. Именно потому особенно почитался этот источник чистой холодной воды. В старину жители округи приходили сюда за святой водой на праздник Богоявления (19 января по новому стилю).
В наше время прилегающая к роднику территория благоустроена. Сам источник заключен в бревенчатый сруб, при нем сооружены часовенка с колоколом и купальня. Летом 2003 г. состоялось освящение родника и часовни. Присутствовало на этом торжестве около полутора тысяч человек.
Известны как чудотворные, так и некоторые другие источники. Например, Святым называют родник, расположенный в 6 км к западу от города Хвалынска. В старину около этого лесного ключа возвышался деревянный крест. Приятная на вкус вода источника издавна почиталась целебной. Даже в советское время верующие посещали Святой родник и совершали около него моления. В настоящее время знаменитый хвалынский источник признан пямятником природы. Недавно над ним вновь установлен крест.
Откровение старицы Прасковьи
В далеком XVII столетии началось почитание Тихвинского родника, находящегося поблизости от города Керенска (нынешнеге село Вадинск).
Некая старица Прасковья получила во сне откровение о том, что нужно поставить в лесу над этим источником часовню. На указанном месте вскоре была обретена икона Богоматери.
О происшедших событиях известили местного воеводу Якова Пыхачева. По его повелению чудесно обретенный образ был перенесен в Богоявленский храм. У родника же на протяжении нескольких суток находился караул стрельцов, правда, ни чудесных явлений, ни исцелений за это время не произошло.
И все же в связи с ростом числа паломников, приходящих к роднику, два года спустя патриарх Иоаким распорядился основать здесь женскую иноческую обитель. Главный собор монастыря назывался Тихвинским, как и прославившийся чудесами родник. Другая церковь была освящена в честь иконы Богоматери «Живоносный Источник».
С небольшими перерывами Тихвинский женский монастырь близ Керенска просуществовал с 1683 до 1927 г.
К святому источнику было принято совершать крестный ход дважды в год: в дни празднования Тихвинской иконы и явления чудотворного образа близ родника (соответственно 26 июня и 3 июля). В этих торжествах участвовало по несколько тысяч прихожан и все местное духовенство.
Сохранились свидетельства о чудесных исцелениях водой Тихвинского родника. Так, одна горожанка во время тяжелой болезни получила облегчение после употребления воды живоносного ключа. Вскоре женщина полностью исцелилась от недуга.
Почитание Тихвинского родника верующими продолжалось и в советское время, хотя это, естественно, не приветствовалось местными властями.
Наконец, в 90-х гг. XX в. у стен храма Живоносного Источника был снова вырыт и освящен колодец. Вскоре произошло восстановление монастыря (только теперь он стал мужским) и реставрация обоих монастырских храмов. Не был забыт и чудотворный источник: над ним опять стали совершаться службы, а рядом установили копию Тихвинской иконы и около родника соорудили купальню.
Родники Пензенского края
Много чудотворных источников есть в Пензенской области. С ними связано немало необычайных событий.
Например, Никольский родник близ села Федоровка стал известен еще в последнем десятилетии XVIII в. Тогда помещик Е. П. Чемесов, владелец Федоровки, получил во сне откровение расчистить этот источник, который берет начало на горе к северу от селения. Во время проведения указанных работ был найден небольшой образ святителя Николая, вырезанный на камне. Узнав о свершившемся, помещик построил на свои средства каменную часовню над родником и большой каменный храм, в который впоследствии была перенесена икона.
В старину множество паломников со всех ближайших уездов собиралось в Федоровке в день престольного праздника перенесения мощей святителя Николая Мирликийского (9 мая по старому стилю).
Сейчас над родником сооружены колодец и увенчанная крестом четырехскатная крыша. Святой источник окружен небольшой деревянной оградой.
Не менее загадочные истории связаны с другими родниками Каменского района.
Так, уже незадолго до революции произошли чудеса у источника, расположенного в овраге поблизости от селения Владыкина. Дети местных крестьян нашли там необычный образ Богоматери: он выступил на окаменевшем куске мела. Икону принесли в приходскую церковь, и вскоре произошло не менее десяти исцелений после усиленной молитвы и применения живительной воды. Удивительные события были замечены даже губернатором и епископом.
После революции икона исчезла. Источник же по-прежнему посещали богомольцы, особенно в случае засухи.
Несколько лет назад над родником был сооружен сруб.
К времени одной из русско-турецких войн относит народное предание возникновение чудотворного ключа Гремячки восточнее села Малая Сердоба.
Говорят, что два крестьянских сына долго не возвращались с войны, и не было от них никаких вестей. Родители уже не надеялись увидеть своих детей живыми. И вот в день Рождества Иоанна Крестителя старик-отец собирал в лесу грибы. Он был предан печальным размышлениям, молился и горько плакал. Там, где упали на землю его слезы, пробился источник холодной ключевой воды.
Когда старый крестьянин пришел домой, его ожидала радостная весть: наконец-то возвратились живыми и здоровыми его сыновья. После этого в лесу над родником и были установлены сруб и деревянный крест, а источник стали называть Богомольным.
В старые времена было принято посещать родник в праздник Вознесения Господня. Около Гремячки собиралось едва ли не все село.
При советской власти источник некоторое время ограждался от верующих и использовался исключительно для снабжения водой животноводческого хозяйства. Сейчас же он вновь расчищен и над ним возвышается каменная часовенка.
Но, пожалуй, самый примечательный источник – тот, что расположен в опустевшей деревне Холеневке.
Прежде над родником возвышалась часовня Святой мученицы Параскевы Пятницы. Существовавшее предание о начале прославления родника напоминает многие другие, известные в различных краях русской земли и даже за ее пределами.
Говорили, что когда-то здесь появилась чудотворная икона. Ее несколько раз относили в жилой дом, но она вновь сама возвращалась к источнику. Наконец люди приняли решение воздвигнуть на святом месте часовню.
В советское время часовня не была закрыта. Ее постоянно ремонтировали верующие, а на дне близлежащего оврага даже соорудили купальню. Вода из родника поступала в нее по трубе. Множество паломников со всей Пензенской области приезжало в Холеневку, чтобы окунуться в целебную воду чудотворного источника.
И сейчас над Холеневским родником стоит небольшой деревянный сруб с четырехскатной кровлей. Внутри часовни находятся иконы и подсвечники. Сам источник скрыт под полом. Чтобы получить доступ к нему, вынимают две доски-половицы.
Предание о троекратном явлении Казанской иконы Пресвятой Богородицы относится и к роднику, находящемуся в селе Ломовка Лукинского района и почитаемому местными жителями до сих пор. В XVIII столетии над источником стояла Казанская церковь, а рядом располагалась женская монашеская обитель.
Правда, после упразднения монастыря в годы царствования Екатерины II обветшала и церковь. Вместо храма пришлось соорудить часовенку, икона же была перенесена от источника в другое церковное здание.
А почитаемый святым источник Белый Ключ в Лукинском районе дал название расположенному поблизости населенному пункту. Причем первые известия о Белом Ключе относятся еще к концу XVII в., когда в небольшой деревеньке находились всего три двора – один помещичий и два крестьянских.
Южнее села Старая Степановка, что в Лукинском районе, находится родник Часовня.
Местная чудотворная икона, с которой связано начало его почитания, – Троеручница. Согласно преданию, ее установила в часовне над родником крестьянка, которая получила благодаря святой воде исцеление от ломоты рук.
С тех пор разнеслась весть о целебных свойствах воды этого источника.
В Степановке установилась традиция ежегодно в праздник Вознесения Господня совершать крестный ход с чудотворной иконой из храма к часовне над ключом. В торжествах участвовали тысячи людей.
Время не пощадило ни прежнюю часовню, ни чудотворную икону. Но сохранился источник, который и поныне пробивается тремя струями у подножия горы. Сейчас над родником установлен крест и сюда принято совершать торжественные шествия из храма ежегодно в день празднования в честь иконы Пресвятой Богородицы «Троеручница».
К числу самых известных пензенских источников относится тот, что находится в нескольких километрах от Наровчата около пещер Сканова монастыря. Этот родник называется Паник. Его примечательная особенность заключается в том, что вода, пробившись из-под земли и пройдя небольшое расстояние, вновь устремляется под землю.
Явление здесь чудотворной иконы Иоанна Крестителя легенды относят к середине XVIII в. Родник издавна считался святым: над ним, как и над многими другими чудотворными источниками, была возведена часовня.
Поскольку икона и родник были посвящены Иоанну Крестителю, в старину главные торжества происходили на день Рождества Иоанна Предтечи (24 июня по старому стилю, 7 июля по новому). В этот праздник крестьяне из окрестных сел в лучших нарядах приходили к источнику, а священнослужители совершали молебен.
В советское время в родниковую воду Паника сбрасывали куриный помет. Но верующие втайне снова и снова расчищали чтимый ими источник.
В наши дни препятствий для посещения паломниками родника нет. Над источником установлены бревенчатый сруб и часовня.
Два святых родника находятся в опустевшем селении Матвеевка, которое расположено на реке Пензе.
В покинутой жителями местности осталась только Тихвинская церковь, где по-прежнему совершаются богослужения. С этим храмом и связаны предания о чудотворной иконе и источнике. Говорят, что Тихвинский образ Богоматери был найден у родника, именно поэтому построенный в селе храм стал Тихвинским.
В советское время село было заброшено, а колодец, в котором находился Тихвинский родник, засыпан.
Но неподалеку от Никольского предела храма за церковным садом существует другой чудотворный родник. Сейчас над ним установлены бревенчатый сруб и навес.
Храм и святой источник у села Иващенково
Иващенково — село Алексеевского района Белгородской области России, расположенное в 32 км к западу от районного центра. Понятно с конца XVIII века, в первый раз упоминается в 1795 как хутор Иващенков Алексеевской вотчины графа Н.П.Шереметева. В 1802 году в Иващенково была построена каменная церковь, освящённая в честь Казанской иконы Божией Мамы. Опосля 1917 года храм был закрыт и употреблялся не по предназначению. В 90-е годы ХХ века возвращен верующим и в 2000-е годы отреставрирован. Повторное освящение храма состоялось 1 июля 2005 года, в престольный праздничек Казанской иконы Божией Мамы. К северу от села, в устье маленькой поросшей мелколесьем балки, меж сёлами Иващенково и Пирогово есть почитаемый источник.
© vedmochka.net
Поделиться :
Троице-Сергиева лавра
Монастырь в городе Сергиевом Посаде — Московской области – центр духовной культуры страны, прекрасный архитектурный ансамбль, вобравший сокровища древнерусского искусства и признанный памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Обитель, основанная Сергием Радонежским, прославлена многими именами и событиями, неразрывно связанными с историей России. Одна из ярких страниц: князь Дмитрий Донской перед Куликовской битвой получил благословение преподобного Сергия и двух иноков монастыря – Александра Пересвета и Андрея Ослябу, — пожелавших принять участие в битве с врагами.
Рака с мощами Сергия Радонежского хранится в Троицком соборе. Здесь же можно увидеть иконостас с иконами, написанными Андреем Рублевым и Даниилом Черным.