1 марта. Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский


Святитель Макарий Невский — удивительный архипастырь Русской Церкви, выдающаяся личность России.

Будущий святитель Макарий Невский родился в 1835 году во Владимирской губернии, в бедной многодетной семье причетника сельского храма Андрея Парвицкого (фамилию «Невский» дали ему много позже, в семинарии), и был крещен Михаилом. По истечении некоторого времени семья переехала в Сибирь — так что учиться отрок Михаил пошел уже в Тобольске: сначала в духовное училище, а потом в местную семинарию, которую окончил в 1854 году. Успехами мог гордиться, и никто бы не удивился, если бы молодой человек продолжил обучение в Духовной академии, однако такого «решения» собственной жизни он не пожелал.

Просветитель Макарий

Сердце его давно горело мечтой о миссионерской деятельности. С 1855 года Михаил Невский числился в составе Алтайской духовной миссии. В 1861 году был пострижен в монашество с именем Макарий. Его тридцатилетняя деятельность на Алтае (с 1855 по 1884 год, когда архимандрита Макария хиротонисали во епископа Бийского и он сам возглавил Алтайскую миссию) — пример высокого христианского подвижничества: отец Макарий не уставал проповедовать Слово Божие в самых дальних уголках этой горной страны, не убоявшись выступать перед агрессивно настроенными закоренелыми язычниками, которых он умел убедить в собственной правоте. Его знали везде на Алтае, его любили.

Сам святитель, выступая с речью при наречении его епископом Бийским, говорил:

«Тридцатилетняя жизнь на Алтае была для неопытности моей той академией миссионерства, какую некогда открыть предполагалось в центре России; только там учить миссионерству хотели по книгам, а здесь учительницей была жизнь».


Он много пекся о правильном образовании, об устройстве школ, выпускники которых, из инородцев, смогли бы нести свет истины в свои родные места, о переводе Священного Писания и богослужебных текстов на алтайский язык…

В 1891 году владыке Макарию пришлось оставить ставший ему родным Алтай — ему определили быть епископом Томским и Семипалатинским с пребыванием в «кафедральном» городе Томске. Епископ Томский и Семпалатинский (1891), епископ Томский и Барнаульский (1895), архиепископ Томский и Алтайский (1908) — менялись титулы, но не «содержание»: и на новом месте владыка Макарий продолжал свою неустанную деятельность на духовной ниве, особое внимание обращая на любимое им учебновоспитательное дело. Устраивал на постоянное «место жительства» Томскую семинарию, много помогал женскому епархиальному училищу… Даже сумел отправить епархиалок в образовательное путешествие по Европейской России! Широкая благотворительность и образование — вот основные области приложения усилий архипастыря. Плюс «любовь отеческая, самоотверженная» к людям. Нельзя не признать, что мыслил святитель вполне стратегически.

Памятные даты

ДатаСобытие
1 октября 1835 гДень рождения
1854 гОкончил духовную семинарию
22 февраля 1955 гПоступил в Алтайскую духовную миссию
25 января 1857 гПострижен в рясофор
11 марта 1861 гПострижен в монашество
19 марта 1961 гРукоположен в иеромонахи
1867-68 ггРабота в С-Перербурге
1868-69 ггРабота в Казани
1871 гВозведен в сан игумена
1883 гВозведен в сан архимандрита
12 февраля 1884 гРукоположен во епископа
26 мая 1891 гНазначен епископом Томским и Семипалатинским
27 октября 1895 гПочетный член Казанской ДС
6 мая 1903 гНагражден бриллиантовым крестом
6 мая 1906гВозведен в сан архиепископа
25 ноября 1912 гНазначен в Московскую Митрополию
20 марта 1917 годаУволен за штат
1917 гСослан в Николо-Угрешский монастырь
19 августа 1920 гПрисвоен пожизненный титул митрополита Алтайского
1920 гЧастично парализован
1925 гПереезд в с. Котельники
1 марта 1926 гБлаженная кончина
2000 гПричислен к лику святых


Современная икона святителя Макария Невского с частицей его гроба. Храм Спаса Нерукотворного, с. Каргасок
К святому обращаются за помощью проповедники, миссионеры и все желающие познать и утвердиться в Православной вере.

Митрополит Макарий Невский на Московской кафедре

В конце 1912 года святителя Макария Невского возвели в сан митрополита и назначили на Московскую кафедру. Старец, все еще бодрый и деятельный, сумел привлечь к себе души всего повидавших москвичей, успел снискать любовь и почитание своей новой паствы — как прежде он снискал любовь своих алтайских и сибирских чад.

Вместе с тем к священнослужителям, замеченным в равнодушии или небрежении своими духовными обязанностями, митрополит Макарий бывал строг. Сам святитель Макарий всегда был примером для подначальных ему священников. Так, он никогда не разговаривал в алтаре, тогда как другие сразу после причащения начинали беседы «на злобу дня». Он же, если подходили к нему в это время с вопросом или разговором, кротко отвечал: «Христос посреди нас». И больше не говорил не слова.

Но близился уже 1917 год — с его неслыханными, не вмещающимися в разум делами. Неслыханными и безобразными. Одним из таких дел стало грубое увольнение «на покой» митрополита Московского и Коломенского Макария (Невского).

«Отставка» святителя поразила всех. Тем более что была она произведена в грубейшей форме. Обер-прокурор Синода князь В. Львов буквально вынудил написать его прошение об удалении на покой. Лишившись кафедры, опальный митрополит хотел поселиться в Троице-Сергиевой Лавре, но ему не разрешили. Тогда он поехал в Зосимову Смоленскую пустынь, но и здесь владыке не дали задержаться надолго. Определив местом его жительства (а точнее — заключения) Николо-Угрешский монастырь, святителя повезли туда окружной дорогой, не дав ему даже заехать в Москву, чтобы проститься с паствой.

В чем помогают молитвы святому

Есть немало свидетельств о том, что он помогал нуждающимся еще при жизни. Это могло проявляться как в простом совете, так и в врачебном деле. Часто обращаются к нему и сегодня. Наиболее популярные просьбы касаются:

  • воспитания детей;
  • дарования ума;
  • укрепления веры;
  • исцеления от недугов и прочего.

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона святая мученица Татьяна в чем помогает, как молиться

Еще хорошим помощником есть письма Макария Невского духовной дочери. Это сбор сочинений, перечитывая которые можно найти ответ на волнующий Вас вопрос. В них подымаются самые насущные вопросы духовной жизни. Высказывания из нее помогут обрести утешение в различных невзгодах.

Митрополит Макарий Невский В Николо-Угрешском монастыре


В Николо-Угрешском монастыре «апостол Алтая» прожил до 1925 года — то есть вплоть до того времени, покуда там было можно жить монашествующим. Смолоду привыкнув к непрестанной деятельности, святитель Макарий томился от вынужденного отдыха. Но когда — спустя три года после его отстранения от кафедры — Святейший Патриарх Тихон, с большим почтением относившийся к святителю, утвердил его митрополитом Алтайским, было уже ясно, что этот титул — лишь признание заслуг одного из старейших иерархов. Выехать на Алтай восьмидесятипятилетний старец не мог. В 1920 году его разбил частичный паралич.

На Угреше владыку Макария полюбили. Причем не только монахи, но и дети — из соседних деревень и из колонии, которая некоторое время делила монастырь с иноками. Эти ребятишки часто приходили к святителю.

В Николо-Угрешском монастыре святителя Макария дважды посещали представители карательных органов — обыскивали его скромное жилище и всё не могли поверить, что у него не припрятано ни денег, ни «изделий из драгоценных металлов». Но ничего этого у митрополита действительно не имелось.

У митрополита Макария часто бывали гости из Москвы: несколько раз к нему приезжал для беседы Патриарх Московский и всея Руси Тихон, посещали его и другие иерархи, а также московские священники. Один из тех, кто участвовал в подобной поездке, очень точно определил ее смысл:

«Время было тяжелое, всем нам хотелось укрепиться возле светильника Православия — владыки Макария, чтобы устоять в истине, если придется подвергнуться испытанию».

Святитель Макарий Московский – день памяти 1.03 н.ст. (16.02 ст.ст.)

Макарий (Невский) (1835 — 1926), митрополит Московский и Коломенский, «Апостол Алтая», святитель. Память 16 февраля (1 марта), в Соборах Московских святителей и Московских святых.

Жизнь каждого человека определяется Божественным Промыслом, но в жизни святых угодников действие Его более явственно и очевидно. Девяностолетний земной путь митрополита Макария от первого дня до его блаженной кончины отмечен чудесами и духовно знаменательными событиями. Пережитая нами трагическая история восстания сил зла на святую Церковь и ее чад, разрушение тех религиозно-нравственных устоев, которыми веками жило русское общество, пролили новый яркий свет на неослабную ревность в деле сохранения православных традиций, которой отличался этот архипастырь-подвижник.

Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая (в миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский) родился 1 октября 1835 года на празднование Покрова Божией Матери, в селе Шапкино Владимирской губернии. Ребенок был очень слаб и не оставлял надежды остаться в живых. Поэтому он был сразу же крещен с именем Михаил и в белой крестильной рубашке положен под святые иконы в ожидании смерти. Но младенец остался жить. Это было первое чудо в его жизни. Благодатная помощь Божия и Покров Богородицы не оставляли его никогда. Первые часы стали как бы прообразом его земного пути. Отец его, Андрей Иванович, служил причётником сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. С детства мать приучила маленького Михаила к молитве. Любимым чтением юного Михаила были творения святого Тихона Задонского, Ефрема Сирина и житие преподобного Серафима Саровского.

В 1854 году он закончил Семинарию (здесь ему дали фамилию — Невский), и, согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия, поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по блестящим успехам мог бы продолжить обучение в Академии. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарёв, память 18 мая) основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Первое время будущий Святитель служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык.

16 марта 1861 года он принимает монашеский постриг с именем Макария, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукополагают в иеродиакона, а 19 марта — в иеромонаха. Теперь начинается его самостоятельное миссионерское служение. Сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане. Успех проповеди мог быть лишь в том случае, когда народу несли слово Божие на его родном языке. Поэтому отец Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречьями. И многие годы он посвящает переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани. В 1875 году отца Макария назначают помощником начальника Алтайской Миссии.

В 1883 году отца Макария возводят в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности Владыка прослужил восемь лет. За это время число крещёных возросло до 19216 человек (во время основания миссии при преподобном архимандрите Макарии (Глухарёве) число крещёных —675 душ), число приходских храмов — до 49, открыто такое же количество школ и училищ с числом учащихся до 1168 человек.

За 36 лет своего миссионерского служения Владыка Макарий приобрёл всероссийскую известность. В 1891 году его назначают епископом Томским. Владыка Макарий считал, что пастырь должен быть готов «во всякое время износить из сокровищницы души своея для одних утешение, для других — наставление, для третьих — ободрение, а для иных обличение». Он занимался также попечительством: к концу пребывания его на Томской кафедре в Томске было одиннадцать церковно-приходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, шесть приютов для детей, ночлежный дом, пять богаделен. За время его служения в епархии было открыто 217 новых приходов, два женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 442 приходских попечительства.

Святитель Макарий предчувствовал грядущие события в России. В одном из своих поучений он говорил: «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно; а теперь не то. Тогда были за Царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его… В подмётных письмах и листках их мы читаем, что они, как вестники ада, жаждут разрушения, безпорядков… Их желание — всё перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги наверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими…». Владыка предрекал, обличая смутьянов: «Не хотите вы своей Русской власти, так будет же у вас власть иноплеменная».

В мае 1906 года его возвели в сан архиепископа. А в 1912 году назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, Владыка большое внимание уделяет катехизации народа, смело обличает нравственную распущенность современников, выступает против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией». Священномученик Арсений (Жадановский) (память 14 сентября) в своих воспоминаниях писал: «Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление. Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки».

Владыка Макарий известен и как добрый восстановитель мира в афонских спорах об Имени Божием (1912 год). Его совесть не могла мириться с теми грубыми методами, какие были применены к русским имяславцам на Афоне — последователям древнего аскетического учения о внутреннем безмолвии (исихазме). И Святитель в 1914 году создал особую Комиссию при Московской Синодальной Конторе, которая определила учение имяславия Православным, не содержащим ереси и, таким образом, несправедливое решение Святейшего Синода относительно афонских старцев было упразднено.

Митрополит Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет.

В 1917 году, после Февральского переворота в газетах начинается кампания клеветы на Владыку, который остался верен присяге Государю и отказался присягнуть Временному правительству. Его не допустили на Всероссийский собор 1917-18 годов. Святителя принуждают «как несоответствующего духу времени» — под угрозой заключения в Петропавловскую крепость — подать прошение об отставке. Это было явно беззаконное, противоканоническое действие со стороны Временного правительства, так как московские митрополиты, благодаря своему особому статусу, никогда не увольнялись на покой — ни по причине болезни, ни по старости. Кроме того, 82-х летнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре — священноархимандритом которой он был — сослав в Николо-Угрешский монастырь.

Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не потерял способность говорить. Не раз посещал больного Владыку св. Патриарх Тихон, последнее их свидание было в августе 1924 года, оба испросили друг у друга прощение. Священномученик митрополит Пётр, став Патриаршим Местоблюстителем, просил у старца благословения и Владыка с любовью подарил ему свой белый клобук.

Выдающийся Святитель-миссионер, «Апостол Алтая», «Сибирский столп Православия», «живой Русский святой» — так называли его современники — почил 16 февраля 1926 года в посёлке Котельничи Московской области Люберецкого района. В 1957 году его честные нетленные останки были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и захоронены в храме Русских Святых Успенского Собора.

Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе в августе 2000 года. Включен в Собор Московских святых (память в воскресенье перед 26 августа по старому стилю).

Тропарь, глас 4:

Яко великим пастырем единонравна, и учителем вселенныя единомысленна, Божии Премудрости служителя изрядна, иже блаженству тезоимениту днесь вернии вси воспоим: Христа Бога моли, святителю Макарие, умирити мир и спасти души наша.

Кондак, глас 3:

Богомудрым учением и книжным списанием потщался еси, святителю Макарие, люди Российския просветити, и святых земли нашея прославити. Сего ради чуден пронаречеся, преемниче первопрестольников Российских. Моли сохранитися нам в вере и благочестии невредимо.

Величание:

Величаем тя, святителю отче Макарие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

(www.pravoslavie.ru ; krestobogorodsky.ru; иллюстрации: www.pravoslavie.ru; www.iconsv.ru; www.soln-nikolai.ru).
[td] Свт.Макарий, митроп. Московский и Коломенский, апостол Алтая

Иеромонах Макарий в юрте алтайца

Свт. Макарий (Невский) на Алтае

Митроп.Московский Макарий в Шамординской Казанской женской обители

Свт.Макарий Невский, митроп. Московский и Коломенский, апостол Алтая

Собор святителей Московских

Смерть святителя Макария

Последние месяцы жизни, после закрытия Николо-Угрешского монастыря, святитель Макарий Невский провел в селе Котельники близ станции Люберцы. Здесь он и скончался в ночь на 16 февраля (2 марта) 1926 года от воспаления легких и был похоронен в ограде местной церкви. В 1957 году Святейший Патриарх Алексий I благословил перенос тела святителя (оно было обретено нетленным) в Троице-Сергиеву Лавру, где его погребли в нижней части Успенского собора.

В 2000 году митрополита Макария (Невского) причислили к лику святых.

Русские святые.

Храмы в честь святого Макария

Так как этот человек сделал значительный взнос в развитие православия, то не удивительно, что некоторые священные сооружения носят его имя. Самыми популярными считают:

  • церковь в Дзержинском;
  • собор в Москве;
  • церквушка в селе Чемал;
  • храм в селе Лесном Барнаульской епархии.

Многие считают своим долгом посетить хоть одно из этих мест и приклонится к мощам святого. Вот слова, которые чаще всего читаю для него.

«О, всехвальный святителю Христов и чудотворче Макарие! Приими сие малое моление от нас грешных, к тебе прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего Иисуса Христа, яко да, призрев на ны милостивно, дарует нам согрешений наших вольных и невольных прощение, и по велицей Своей милости избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст земли плодоносие, и вся, яже на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии, и да сподобит нас грешных и недостойных Небесного Царствия Своего, со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.»

Обращаясь с молитвой к святителю Макарию Невскому, не стоит забывать о том, что слова должны идти только от чистого сердца и с благородными намерениями. Не забудьте также поблагодарить его и Всевышнего за то, что уже имеете.

Храни Вас Господь!

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона Божией Матери «Взыграние младенца» в чем помогает, значение

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом митрополите Макарие:

Старина и «новина»

Святитель видел и знал: Русская Церковь во многом живет стариной — неписаными законами, родившимися в эпоху политической раздробленности.

Всякий архиерей, а то и настоятель монастырский или даже приходской поп норовили внести свою «новину» в церковный быт. Иногда она касалась мелочей, а иногда попирала основы христианского вероучения. Расплодились ереси, занесенные из Европы, которая была в ту пору охвачена Реформацией.

Если здраво оценивать состояние русского духовенства середины XVI века, то оно, рождая великих иноков-подвижников, слабо чувствовало единство церковного организма и оставалось страшно уязвимым для ядовитых идей, приходящих извне.

Митрополит Макарий потратил немало усилий, чтобы преодолеть эти проблемы тогдашней церковной жизни.

К примеру, борьба с еретиками велась в его годы весьма энергично, собор следовал за собором. С тех пор сохранились «дела на еретиков» — обширные материалы расследования. Но если сравнить методы, которыми пользовалась Церковь при Макарии и до него, то станет ясно: митрополит предпочитал «борьбу слов» кострам и пыткам. Задолго до Макария Москва узнала, каков запах паленого мяса, когда отступник от Православия отправляется на огонь… Глава духовной власти имел и право, и возможность истребовать у власти светской то же самое наказание для новых «идейных врагов». Однако подобных требований Макарий не выдвинул. Противодействие еретикам в его время отличалось большой дотошностью, но особенной жестокости не знало. Осужденных за явное еретичество не жгли, не пытали, не мучили, а всего лишь отправляли на покаяние в дальние обители. Макарий видел цель этой борьбы в торжестве Церкви, в победе истины, но не в физическом уничтожении заблудших овец.

Каждая крупная область имела собственных особо почитаемых святых, мало известных за ее пределами. В 1547 и 1549 году Макарием созывались большие церковные соборы, где было прославлено 39 святых.

При нем же, на Стоглавом соборе 1551 года, Церковь приняла обширный свод единых правил. Они касались разных сторон церковной жизни: нравственной, административной, богослужебной, экономической. Общие правила касались всего русского духовенства «от Москвы до самых до окраин» и должны были исполняться невзирая на «местные особенности».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]