Все о рае: какая жизнь ждет мусульманина, попавшего в рай?

  1. Что такое рай
  2. Фильм о рае в исламе
  3. Исламская терминология
  4. Вопросы и ответы Когда мусульмане попадут в Рай?
  5. Вечен ли Рай?
  6. Какая наивысшая награда в Раю?
  7. Охраняется ли Рай?
  8. Какой размер Рая?
  9. Что ждет женщин в Раю?
  • Описание
      Райские реки
  • Райская утварь и предметы
  • Райские жители
  • Уровни
  • Рай в Христианстве
  • Рай в различных идеологиях
  • Рай – одно из самых волнительных понятий, которое свойственно всем религиям и прочно вошло в человеческую жизнь, как символ полного довольства, радости и счастья, которое Бог дарит в награду за праведную жизнь на земле.

    Само понятие «Рай» относится и к философии, и к религии, и в обеих науках оно трактуется как место, либо состояние вечной жизни, совершенного бытия.

    Сколько бы не было снято фильмов о Рае, фантазии людей не хватит, чтобы охватить хоть малую часть красот и наслаждений, которые уготовил Бог для верующих в Раю. В фильме приведенном ниже приводится лишь некоторая часть описаний, которая приводится в хадисах Пророка ﷺ и Священном Коране.

    Вопросы и ответы

    Когда мусульмане попадут в Рай?

    Ответ: по Исламу, верующие попадут в рай после Судного дня, а те, кто не уверовал в Господа, попадут в Ад и останутся пребывать в нем вечно.

    Вечен ли Рай?

    Ответ: верующие в Раю будут вечно наслаждаться благами, которые уготованы для них Всевышним Аллахом.

    Какая наивысшая награда в Раю?

    Ответ: главным благом и наградой для мусульманина будет возможность созерцать Всевышнего Аллаха. Ибн аль-Асир сказал: «Лицезрение Аллаха – наивысшее из удовольствий в Последней жизни, наилучший из щедрых даров Аллаху, и пусть Всевышний позволит нам насладиться им столько, сколько мы пожелаем».

    Муслим и другие передали со слов Сухейба ар-Руми, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда обитатели Рая войдут туда, Всеблагой и Всевышний Аллах спросит: «Не хотите ли вы добавки?» Они скажут: «Разве Ты не обелил наши лица? Разве Ты не ввел нас в Рай и не спас от Огня?» Тогда Он приподнимет покрывало, и они не получат ничего более желанного, чем возможность лицезреть своего Господа». В одной из версий сообщается, что после этого он прочел аят: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее и добавка» (сура Йунус (Иона), 26-й аят).

    Охраняется ли Рай?

    Ответ: охраняют Рай ангелы, который возглавляет ангел по имени Ридван.

    Какой размер Рая?

    Ответ: по Исламу, размеры Рая огромны, и для разных категорий праведников с любовью Господом предусмотрены разные его уровни. Более подробно читайте об уровнях Рая.

    Болезнь и смерть

    Еще одной причиной боли и страданий в этой жизни является болезнь, смерть любимых и близких людей, чего не существует в Раю. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), в одном из своих хадисах описал нам обитателей Рая: «Никто не заболеет и не почувствует боли в Раю». В другом хадисе передается: «Они никогда не болеют, не страдают насморком и не истекают слюной» (Сахих Аль-Бухари). Никто не умирает в Раю. Все будут жить вечно, наслаждаясь удовольствиями. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что при вхождении людей в Рай раздастся голос: «Поистине, вы будете здоровы и никогда не заболеете, будете жить и никогда умрёте, будете молоды и никогда не станете слабыми, будете наслаждаться и никогда не почувствуете горя и сожаления» (Сахих Муслим).

    Описание

    В Коране и хадисах упоминается о Рае, но и коранический текст о райской обители дает только общее представление, хотя это представление изложено в понятной любому человеку форме, независимо от уровня образованности и эрудированности. Поскольку Священная Книга Коран была ниспослана Всевышним на земном языке, человеку доступна для понимания та информация, которую преподносит Коран.

    Создан Рай из золотых и серебряных кирпичей, от которых исходит запах мускуса. Ни холодно в Раю, ни жарко. В хадисах Пророка Мухаммада ﷺ указано, что в Раю есть райское дерево Туба среди множества прочих деревьев, а венцом Рая называют дерево «сидрат аль-мунтаха», что в переводе означает «лотос крайнего предела».

    В Коране есть такие слова: «Обрадуй верующих, совершающих благие дела! Им — райские сады, где текут реки. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее». А дадут им лишь похожее» (сура 2:25).

    В Священной Книге Коран также дано описание райских садов: «сады и виноградники» (сура 78:32) – «воздаяние от Господа, являющееся полным, щедрым дарованием» (сура 78:36), и это означает, что праведники могут наслаждаться дарами Рая беспрестанно, и красоты его никогда не будут приедаться им.

    Пророк Мухаммад ﷺ говорил о двух райских садах, в которых все из серебра, и еще о двух райских садах, в которых все сделано и золото, но эти золото и серебро ничего общего с земными металлами не имеют.

    Райские реки

    В описаниях Рая постоянно упоминается четыре основных источника, питающие жизнь человека – источник воды, источник молока как источник питания человека, источник наслаждения или вино и источник исцеления – мед. Райская вода не сравнится даже с самой чистейшей водой на земле, и самый чистый и исключительного качества мед на земле не сравнится по своим вкусовым и целебным свойства с райским медом. Молоко в Раю не имеет ничего общего с молоком, которое приносят земные животные, и даже самое прекрасное вино на земле не сравнится и близко с тем вином, которое будут вкушать праведники в Раю. Райское вино никакого отношения к пьянству не имеет – в Раю нет места бескультурью и прочим нечестивым проявлениям человека, это вино не будет иметь свойств опьянения человека.

    В Коране рай представлен как тенистые бесконечные сады, у которых есть много источников и прудов каналов – это четыре сада Фирдаус, Адн, Наим и Мава, и по ним текут четыре реки – Каусар, Маин, Тасмим и Сальсабиль. Сад Фирдаус находится на верхнем уровне, и выше него только Трон Господа.

    Райская утварь и предметы

    По словам одного из сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ, Ибн Аббаса, в мирской обители из Рая можно встретить только названия, но сами предметы там совершенно иного качества и формы, из разряда того, что человек никогда не слышал и не знал.

    В Священной Книге Коран сказано, что даже человеческая душа, хотя и обладает метафизическим началом, и у нее есть в плане ощущений, фантазий и впечатлений невероятные возможности, не знает о Рае ничего, поскольку это скрыто от праведников, но это ожидает их в качестве воздаяния за те хорошие дела, которые они совершили в своей мирской жизни. Для пожеланий человека, попавшего в Рай, нет никаких ограничений – все его потребности, касаются ли они вкуса или звуков, эстетических или моральных потребностей, будут удовлетворены. Верующие не испытают в Раю ни усталости ни утомления.

    Священная Книга Коран рассказывает также о том, какая роскошь предстанет перед глазами тех, кто попадет в райские сады. О Рае сказано, что там праведник найдет все, чего бы он ни пожелал, и будет его жизнь там в абсолютном упоении в любой форме, какую бы он ни пожелал. Там ждут праведника любые яства, каких он ни пожелал бы, и лишь по названию будут схожи они с теми, что ему доводилось вкушать на земле – вкус же их будет превосходить знакомый нам земной вкус во много раз.

    Райские жители

    Пророк ﷺ описывал обитателей Рая следующим образом: они будут есть и пить, от них не будет исходить неприятный запах, они не будут ни мочиться, ни испражняться, а также не будут высмаркиваться. Удивленные сподвижники спросили его: «А куда же будет деваться еда?» На что Пророк ﷺ отвечал: «Еда будет выводиться из организма посредством отрыжки и пота, пота подобного миску (т.е. он будет с ароматом)». И вся это роскошь будет воздаянием Аллаха тем праведникам, которые были набожными и уверовали во Всевышнего Аллаха в своей земной жизни и следовали всем предписаниями Господа, сторонясь запретного.

    Также сказано в Священной Книге Аллаха Коране, что люди, которые обитают в раю, имеют возможность украсить себя любыми драгоценностями, какие только пожелают они, и надеть любые роскошные одежды, какие только им захочется надеть. Люди, которые попадут в Рай, будут иметь возможность сидеть на самой комфортной мебели, какую только они пожелают, смотреть и не найти во всем мире большей роскоши, чем та, которая ожидает праведников в Раю. В Коране также сказано о том, что на лицах праведников, которые будут сидеть на своих комфортных роскошных ложах и смотреть на красоты рая, будет выражение полного довольства и блаженства – «На их лицах ты увидишь блеск благоденствия» (сура 83:24).

    Уровни

    Рай описан как состоящий из уровней, они уходят вверх, а уровни Ада уходят вниз. Но нельзя судить о строении Рая по тем законам физики, которые известны человечеству.

    Как сказал Пророк Мухаммад ﷺ, в Раю сто уровней, которые уготованы для тех, кто усердно следует Божьему пути, проявляют стойкость в работе над собой, взращивают любовь ко Всевышнему, стараются стать духовным образцом и нравственным примером для остальных людей в самых разных областях.

    Между каждым из уровней расстояние равняется тому расстоянию, какое между небом и землей, от земли до звезд на небе. На этом уровне хватит места для представителей всех миров, существовавших на земле со времен Адама, до нынешних живущих на земле. Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Прося у Всевышнего райской обители, просите Фирдавса, это лучшая райская обитель и наивысшая. Над нею – Трон, с которого берут начало райские реки».

    Также Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что есть в Раю такие обители, в которых когда находишься, можешь видеть то, что находится снаружи, и наоборот – такие обители уготованы тем людям, которые проявляли в своей земной жизни гостеприимство, в своих речах были вежливыми, соблюдали пост и совершали молитвы тогда, когда спали все остальные.

    Также Пророк Мухаммад ﷺ говорил о Рае, как о неописуемом великолепии, которое невозможно вообразить по его красоте, широта которого сравнима с широтой земли и неба.

    Социальные отношения

    Что касается беспокойства и проблем, возникающих в отношениях между людьми, то никто никогда не услышит злого слова и обидных речей в Раю. В Коране Создатель говорит: «Там не услышат ни пустых речей, и ни преступных слов. Звучать лишь будет: «Мир вам! Мир!» (Коран 56:25-26). Не будет никакой вражды или неприязни между людьми: «Мы их сердца освободим от всякой неприязни» (Коран 7:43). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Среди них не будет никакой ненависти или недоброжелательности, их сердца будут как одно, и они будут славить Господа денно и нощно». (Сахих аль-Бухари) Люди будут иметь лучших товарищей в будущей жизни, которые были также лучшими людьми в этом мире: «Кто повинуется Аллаху и Пророку (будут) в сообществе тех, над кем простёрта Его милость из пророков, праведников, шахидов и добродетельных (людей). Какие славные соратники!» (Коран 4:69). Сердца людей Рая будут чисты, их речь будет хороша, дела справедливы. Там не будет никакого пагубного, огорчающего, оскорбительного или провокационного разговора, поскольку Рай свободен от каких-либо ничего не стоящих слов и дел.

    Рай в Христианстве

    Если рассматривать описание Рая в Библии, то найти какое-то развернутое описание этого места не получится, поскольку в Библии есть только упоминания о Рае как о «жилище на небесах», которое представляет собой нерукотворный вечный дом. Также в Библии сказано о Рае как о чем-то, чего человеческое ухо не слышало и не видел человеческий глаз, но о том, что для верующего человека, который любит Господа, приготовил сам Бог. Также упоминается о том, что человек не сможет пересказать те слова, которыми рассказано о Рае, а войти в Рай может только безгрешный человек как ребенок.

    В Ветхом Завете сказано, что в Раю Бог поместил человека, который «насадил … в Эдеме на востоке» и «произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи», упоминается, что в центре Рая находится древо познания зла и добра. Из Эдема для орошения Рая выходит река, которая потом разделяется на четыре реки: Фисон, которая обтекает землю Хавила, в которой хорошее золото, камень оникс и бдолах, Гихон или Геон, которая обтекает землю Куш, Хиддекель или Тигр, которая обтекает Ассирию, и Евфрат.

    В Ветхом Завете поясняется, что Бог поселил человека в Эдемском саду для того, чтобы он возделывал сад и его хранил, заповедовав человеку пользоваться плодами всего сада, но пригрозил смертью наказать, если он тронет плоды с дерева познания. Из этих данных ученые богословы сделали вывод, что сады Эдема, как и сама страна Эдемская находится неподалеку от рек Тигра и Евфрата.

    Привилегиями человека в Раю стала власть над любыми стихиями и живыми существами: «владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле», а также дал человеку право дать имена всему, что есть сущего: «образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей».

    Рай – это место, где была сотворена Ева, первая женщина и жена Адама, и сказано, что «были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». Адам и Ева имели возможность общаться непосредственно с Богом, являлись бессмертными и безгрешными. Также в Ветхом Завете при описании последствий грехопадения указано, что Господь сказал Адаму: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься», и здесь есть указания на то, что пока человек находился в Раю, он был избавлен от всех болезней и страданий.

    Наряду с Раем изначальным описывается также Рай обретенный. Христианство раскрывает смысл Рая, как Царства Небесного, которое уготовано от начала мира, которое потом утратили люди в результате своего грехопадения и которое вновь обретут, когда Иисус Христос победит силы Ада.

    В идее Рая соединяется изначальное прошлое и конечное будущее, но Рай, который ожидает праведников в конце пути, будет принципиально иным: он станет Раем после познания греха, после того, как будут пережиты страдания и пройдены испытания, он покажет истинную мощь Бога и немощь человека. Рай конечный, обретенный – это Рай после Ада, после того, как человечество переживет знакомство со злом и свободно отвергнет Ад. Рай будет наследован святыми после своей земной смерти, после своего воскресения в новом мироздании, когда не будут знать ни болезней, ни страданий, а будут ощущать лишь бесконечную радость. По Евангелию, Рай – это место, где находится Иисус Христос.

    Рай ассоциируется у христиан с таким понятием, как «Царство Небесное», то есть обитель, в которую попадут после смерти души праведников, тех грешников, кто покаялся и искупил свою вину, и воссоединился в Господом для вечной жизни.

    В Откровении Иоанна Богослова описан Рай как Небесный Иерусалим: «сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста для мужа своего». Описывается, что у этого города высокая и большая стена, есть двенадцать ворот, на которых стоят двенадцать ангелов. У этого города улицы сделаны из чистого, подобного прозрачному стеклу золота. В город не запираются ворота днем, а ночей в этом городе не бывает. Также упоминаются реки по обе стороны улиц, древо жизни, которое приносит плоды двенадцать раз в течение года, и листья этого дерева исцеляют народы. Описывается, что в Небесном Иерусалиме нет ничего проклятого – только лишь престол Господа Бога и рабы божьи, служащие Ему. Люди в этом городе увидят божественный лик. Богословы толкуют это описание как то, что здесь описывается «первое небо», то есть обитель, ближайшая к земле, но за этой обителью есть еще небеса.

    Наиболее ранее упоминание о Рае можно встретить у мученицы Святой Перпетуи, которая умерла в 203 году – там говорится о Рае как об обширном прекрасном саде, в котором дивные дерева и благоухающие цветы, а птицы поют чудно.

    Вечность будущей жизни

    Поистине удовольствия этого мира являются приходящими, в то время как радости будущей жизни длительны и вечны. В этой жизни, если человек наслаждается чем-то, то это ненадолго, пока не надоест и не начнёт искать нечто иное, что, как ему кажется, лучше прежнего, а иначе вообще потеряет ко всему интерес. Что касается благ Рая, человек никогда не будет чувствовать себя скучающим, а наоборот, всякое удовольствие будет увеличиваться каждый раз, когда он чем-то наслаждается. Жизнь этого мира очень коротка. Люди живут на этой земле в течение короткого промежутка времени, немногие люди достигают возраста семидесяти лет. «Скажи: наслаждение мирское коротко, жизнь будущая — истинное благо для благочестивых. И не обижены вы будете даже на (финиковой) плевы (вес)» (Коран 4:77). Что же до Рая, то люди живут там вечно. «…кушанья вечны там и тень…» (Коран 13:35). «Чем вы владеете иссякнет, что у Аллаха — вечно…» (Коран 16:96). «Вот — Наш надел и он неисчерпаем» (Коран 38:54).

    Рай в различных идеологиях

    Буддизм говорит о Рае как о земле бесконечной радости, где все, кто воззвал к имени Будды, смогут возродиться к своей предстоящей жизни.

    Понятие Рая существует в разных мифологиях и разных религиях. Упоминание такого понятия как Иару встречается в египетской мифологии – это рай Осириса, который располагается на западе и является конечной целью души после того, как умирает человек. Достичь этого места или состояния можно в результате долгого путешествия на солнечной ладье и справившись с испытанием, которое предлагается умершему в зале, где вершит свой суд Осирис.

    Понятие Рая стало вдохновением для множества литературных произведений и произведений искусства, документальных и художественных фильмов.

    Как выглядит рай?

    О том, как выглядит рай, в исламе написано немало. Этой теме уделяется серьезное внимание во всех священных текстах. Мы уже упоминали о том, что рай представляет собой бесконечный сад, расположенный в нескольких уровнях. У него нет конца и края, однако души, размещенные на разных уровнях, могут при желании встречаться и общаться между собой.

    Каждый, попавший сюда, будет наслаждаться благами вечно. То же уготовано и грешникам – им суждено бесконечно проводить время в муках. Рай и ад невозможно уничтожить, они будут существовать даже после гибели мира в том виде, в котором мы его знаем. Связана данная особенность с тем, что еще до сотворения всего сущего Аллах приложил усилия, чтобы создать эти два места. Поэтому они вечны и не поддаются известным людям законам и правилам.

    Согласно тому, что изучается в исламе, в рае 8 дверей. Их охраняют ангелы, главным в ангельской страже является Ридван. Все праведники после Судного дня будут поделены на категории и в соответствии с ними помещены на разные уровни. Однако видеться души могу независимо от своего постоянного местонахождения.

    Одной из отличительных черт рая является комфортная температура – праведники не будут мучиться от жары либо холода. Богословы утверждают, что целиком и полностью райские сады состоят из кирпичей, выплавленных из золота и серебра. Они будут издавать приятный аромат, напоминающий мускус. В Коране перечисляются и деревья, растущие в садах. По описанию они похожи на обычные плодовые деревья, но лишены их недостатков. К примеру, если растение имеет шипы, о которые можно пораниться, то в раю их не будет.

    Нередко ученые-богословы проводят аналогию между описанием райских садов и представлениями о наслаждении и высшем благе, сложившимися еще у древних кочевых племен, проживающих на Востоке. Однако у многих народов бытовали подобные описания райских кущ. Это характерно для иудеев, христиан и других более древних религиозных течений.

    На разных этапах становления ислама характеристики Джанната дополнялись и расширялись. Если изначально в описаниях было больше эмоций, то по мере укрепления религии образы приобретали четкость и отличительные черты.

    Есть ли в райских садах животные?

    На протяжении всей жизни человека сопровождают животные. К некоторым он так привязывается, что испытывает настоящую тоску после смерти живого существа. Поэтому рано или поздно у каждого мусульманина возникают мысли о том, есть ли животные в раю.

    Ислам на этот счет высказывается однозначно – в Судный день они тоже будут воскрешены и подвергнутся суду. Однако у животных нет той степени разум как у человека, поэтому они лишены понимания добра и зла, а также других категорий, которыми Аллах оценивает деяния каждой души. Но все же в Коране упоминается, что к животным будет применяться своя мера суда. Если они полностью выполнили свое земное предназначение, то им полагается награда, об особенностях которой в священных текстах не написано. Известно, что после Судного дня все тела животных обратятся в прах, но души их обладают бессмертием так же, как и людские.

    В целом судьбы их душ не определены, поэтому сложно сказать, что им уготовано. Это ведомо только Аллаху, но существуют десять животных, которые сумели заслужить место в раю тем, что помогали праведникам или защищали их от зла. Перечислять их всех мы не будем, а лишь отметим нескольких. В этот список попал бык Ибрагима, муравей Сулеймана, верблюдица Салиха и так далее.

    Кроме данной категории животных, для жизни в раю предназначены те, которые были принесены в жертву Аллаху. Им полагается награда в виде нахождения в роскошных садах вместе с праведниками и праведницами.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]