Краска на фоне правильной иконы в обязательном порядке должна лежать легко, а сама икона – быть прозрачной и многослойной. Увидеть такие прозрачные краски можно на великолепных древних иконах. Благодаря ним художественная композиция буквально оживает. В результате лики Святых действительно смотрят на нас, будто из настоящих окон в Божественный мир.
Существуют различные варианты нанесения краски. Так, например, если икона большая, то рационально использовать большие кисти, в свою очередь, на средних и меньше среднего размера – оптимальным вариантом являются маленькие. Готовая краска разводится с помощью воды до жидкости, после чего прозрачно, как акварель, накладывается слоями. Стоит отметить, что для иконописания преимущественно применяются беличьи, колонковые, веерные и щетинистые кисти.
Роскрышь
«Раскрыть» икону – так говорят иконописцы, заполняя красками заранее подготовленный рисунок. Обращаем внимание, что данная стадия работы характерна для традиционной иконописи, в академической живописи Вы её не найдете. В иконописи применяются чистые локальные цвета. При этом каждый из них несет свою смысловую нагрузку, которая раскрывает сущность предмета. Чтобы получить подходящий цвет, чаще всего необходимо соединить несколько красок. Достаточно сложно «разложить» локальные цвета так, чтобы создать гармоничный колорит иконы. Основной принцип их наложения состоит в том, чтобы каждый новый цвет гармонировал с теми, которые уже были нанесены на икону.
За руку ведет Господь
В еще недостроенном, но уютном помещении иконописной мастерской просторно и светло, на столе – незаконченные работы, баночки с красками, кисти в высоких стаканах, рядом с окнами – несколько двухметровых эскизов, нанесенных на бумагу. Сейчас Наталья Андреевна работает над несколькими иконами одновременно. Придя в мастерскую, я поймала себя на мысли, что больше всего меня изумляет здесь какая-то удивительная тишина. Тишина, наполненная светом, мягкая, молитвенная, благоговейная.
Четырнадцать лет назад Наталья Горбачева решила свои таланты посвятить Богу. С детства мечтала стать художником, любила рисовать портреты. Потом хотелось стать модельером, но девичьи замыслы оборвались девяностыми годами, когда жизнь стремительно изменилась, и надо было думать, как и на что жить. А уж о том, чтобы учиться на художника в Санкт-Петербургской академии художеств им. И.Е. Репина, и речи не могло быть. По совету родителей Наталья поступила в Саратовский политехнический университет на архитектора.
Как-то на одной из лекций по истории искусств студентам показали изображение Святой Троицы преподобного Андрея Рублева, и девушка ахнула: «Шедевр». Все линии показались Наталье настолько гармоничными, что захотелось самой написать что-то подобное.
Однако осознанная вера в Бога в ее жизни возникла спустя несколько лет и, как теперь понятно для нее самой, отразилась на ее творческом самоопределении. Как и у многих, через личные скорби и трагедии знание о существовании Бога переродилось в стремление к Нему. Как и многим, не сразу удалось выбрать единственно верную дорогу. Пришлось преодолеть многое, чтобы однажды оказаться в Свято-Никольском монастыре и услышать главные слова о смысле своей жизни. «Должна послужить Богу тем, что тебе дано, не переживай, рисовать будешь», – сказал ей тогда священник, и к Наталье пришло понимание того, что надо посещать богослужения, молиться утром и вечером дома. Ей совсем не хотелось проектировать здания и делать декоративные вещи, которые предназначены лишь для украшения человеческого быта. В этом она не видела уже никакого смысла.
Произошло что-то не только внутри, но и внешне мир вокруг Натальи стал меняться. У нее появилось ощущение, что она готова начать писать, хотя специализированных книг или пособий у нее не было, и уж тем более учиться было негде – иконописных школ в нашей области нет. С чего начать? На все эти вопросы ответило время. Все получилось каким-то невероятным образом. Но верующие знают: так происходит, когда за руку тебя ведет Господь.
Прописка доличной части
Принято называть «Доличной частью» все, что пишется до рук и ног святых (архитектура, пейзаж и т.д.). В основе данного этапа лежит техника постепенного высветления. Мастер кладёт первый цвет широкой кистью, потом второй цвет — более тонкой кистью, а третий цвет, в свою очередь, занимает совсем небольшую площадь. Наносится он тонкой кистью поверх уже выполненных слоев.
Природные минералы, применяемые в иконописи, не все подходят для троекратного разведения с белилами. Обусловлено это тем, что некоторые из них обладают своей прозрачной структурой. В данной ситуации высветления накладываются чистыми и неразведенными белилами: сначала более жидкими, после чего – густыми. При желании можно прозрачно прокрашивать между слоями слой основного цвета. Подобные краски сильно темнеют. Кроме того, проявляются они не сразу, а примерно в течение суток.
Разделка одежд «под перо»
Примерно в XVI столетии на иконах начинают появляться прописки одежд «под перо» творёным золотом. Подобные элементы указывают на божественное происхождение одежд. Прописки «под перо» осуществляются в три стадии. В начале широкой кистью полосами рисуются общие складки в местах высветлений. Далее кистью меньшего размера они разделяются на «подскладки». В завершение тончайшей кистью по краям «подскладок» выводится прописка, которая придает складкам жесткий контур. Дополнительно в конце расставляются необходимые акценты. Для придания складкам нужного блеска творёное золото аккуратно шлифуется «зубом».
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Рождена_Весной
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
ПРОРИСИ ИКОН ДЛЯ РОСПИСИ.
О том, как использовать прориси икон. По отношению к иконам слово «шаблон» не применяется. Надеюсь, многим поможет и вдохновит создать семейные реликвии, которые будут передаваться из поколения в поколение. На всякий случай акцентирую внимание, если хотите создать «сильную» икону, нужно: постить, исповедоваться, читать специальную молитву, брать благословение у Батюшки перед началом работы.
Богоматерь Арапетская (Аравийская)
Каталог коллекции иконных прорисей https://nesusvet.narod.ru/ico/icons/cat_pr.htm
https://www.ikonsmaster.narod.ru/ob_ikone/2_trud_ikonopisca/26.html
https://www.izograf.com.ua/prorisi2.html иконописец не имеет право писать иконы по своему разумению…… так писали только святые.. Он по уже имеющимся прорисям создает копию образа, который был до того…. Труд иконописца-снятие прориси https://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=25& ;chap=15
Орёл Телец и Лев-в Христианской иконографии.
Прорись иконы Божией Матери
Владимирская. с изображением… ВЗЫГРАНИЕ МЛАДЕНЦА.
икона Богородицы Корсунская.
СВЯТОЙ НИКОЛАЙ Предлагаю Вашему вниманию цветные прориси монахини Иулиании в хорошем разрешении (высоком разрешении).
Прорись из иконописного подлинника Киево-Печерской лавры.
Корсунская икона Божией Матери.
Прорись иконы «Взыграние»
Богоматерь Умиление
Богоматерь Умиление
ВЫШИВКА РИЗЫ ДЛЯ ИКОНЫ. (Мой скромный опыт)
- Делаю прорись (кальку) с иконы сама, или мне дает ее иконописец. Естественно, без прорисовывания деталей лика, рук, ног младенца, только контуры. Контуры деталей, которые будут впоследствии вырезаться, нужно нарисовать немного подальше, чтобы впоследствии риза не наехала на икону и частично не закрыла лик или руки, к тому же если будет небольшой сдвиг, чего, в принципе, быть не должно, но вдруг!, то была бы возможность подредактировать работу. Если отверстие будет несколько больше – не страшно, а вот когда риза наезжает на те части иконы, которые должны быть открыты – то это плохо.
- Делаю цветные эскизы (начала их делать недавно, по советам преподавателей из Убруса, и они очень помогают в работе). Определяюсь с материалом, который буду использовать в работе, в общих чертах. Раскладываю сотни пакетиков с бисером, камушками, канителью, стразами, определяюсь, что может пригодиться в работе и складываю их в отдельную коробку. Остальное убираю, дабы не смущало. Насчет цветов, используемых в ризе – конечно, очень подходит жемчуг и бисер жемчужных цветов, от белого до светло-бежевого (см. фото 1). Вышивала я ризы и, пытаясь в точности повторить цвета на иконе (см. фото 2, 3), но мне кажется это менее удачным. К тому же цветовая гамма бисера все же ограничена, не всегда удается найти то, что нужно, чтобы удовлетворяло и по размеру, и по качеству, и по цвету. Бисер лучше всего использовать, конечно же, чешский. И чем мельче, тем лучше. Стеклярус я практически не использую, он грубоват, а вот рубку немного ввожу в вышивку.
- Запяливание ткани. Этот процесс нам уже известен, запяливаю я так, как учили в Убрусе. Только паутинки у меня нет, поэтому работаю без нее. Если поверхность будет полностью вышита, то можно вышивать по х/б ткани, если предполагается, что часть ткани будет видна, то вехнюю ткань берем такую, какая нам нужна. Тканей может быть и несколько, т.е. ткань фона одна, а на нее накладывается (пришивается мелкими стежками) ткань нимба – другая (см. фото 4) . Иногда поверхность интереснее смотрится, если в качестве верхней ткани взята золотая парча, она дает дополнительное мягкое свечение бисеру, и выглядит красиво, если риза зашивается не сплошь, а с промежутками в некоторых местах (см. фото 5)
Да, длина ткани должна быть больше, чем периметр иконы, на ширину иконной доски плюс сантиметров 5-7 для подгиба.
- На запяленную ткань наношу прорись с помощью кальки для ткани . Обвожу прорись простым карандашом, уточняю линии ( см. фото 6)
- Начинаю вышивать с контуров мафория Божией Матери, одежды Младенца. Зашиваю их полностью, потом вышиваю нимбы (фото7), фон (если он вышивается), рамку и надписи, подправляю все, сверяю с калькой. Вышиваю так, как описано в журнале Убрус, вы, наверное, все знаете, как пришивать бисер. Вышиваю и вприкреп, и по две, и по одной бисеринке.
Фон можно оставлять незашитым. (См. фото
Иглы использую, естественно, бисерные, нитки – ЛЛ, либо армированные. Под цвет бисера или ткани фона. Нитки можно слегка вощить.
- Проклеиваю изнанку мучным клейстером, не снимая с пялец. Раньше проклеивала полностью, теперь проклеиваю те части, которые будут вырезаться и прилегающие к ним вышитые, примерно на 1 см.
- После высыхания аккуратно маникюрными ножницами и острым распарывателем для ткани вырезаю незашитые детали с припуском приблизительно 1 см, если позволяет ткань, а если дырочка маленькая, то — как получится. Надсекаю ткань так, чтобы она хорошо и плавно загнулась на изнанку. Подшиваю ее к изнанке, проходя два, а то и три раза по кругу, чтобы ткань была хорошо закреплена. Можно еще раз проклеить края.
- Вышивку снимаю с пялец. Прикладываю к иконе. Чтобы хорошо положить ризу на икону, понадобится помощь двухстороннего скотча. Мне нравится работать с лентой для приклеивания линолиума. На тыльную сторону иконной доски по периметру приклеиваю скотч, и поочередно снимая второй бумажный слой с него, заворачиваю на изнанку ткань и приклеиваю к скотчу. Если нужно подправить, можно отклеить и сделать еще раз, скотч прилипает хорошо. Когда я вижу, что результат меня устраивает, раза расположена правильно и никуда не сдвигается, я фиксирую углы, пришиваю их нитками. Лишнюю ткань на изнанке срезаю.
- Выкраиваю х/б ткань, равную периметру иконы и пришиваю ее вручную по всему периметру иконы с изнанки, чтобы закрыть все подгибы и стыки, дабы все было аккуратно.
- Вставляю икону в киот . Аминь.
https://www.ubrus.ru/node/748?page=1
Надписи и обводки
Данные элементы «собирают» икону в единую композицию. Они дополняют и украшают образ, выступая его обязательным элементом. Ранее надпись на иконе выполнял Знаменщик (лучший мастер). Также он знаменовал икону. Надпись имени святого можно сравнить с наречением имени младенца. Раньше её выполнял архиерей. Сегодня заменой данному действию стал чин освещения иконы. Только после этого выполненная работа превращается в икону. Теперь на нас с неё смотрит Святой, которому можно и даже нужно молиться.
История
Первые иконы появились ещё во времена апостолов. Родоначальником иконописи называют евангелиста Луку. Наибольшее развитие она получила в странах, исповедующих православие. К основным центрам иконописи относятся следующие страны:
- Византийская империя;
- Киевская Русь и Московское государство;
- Болгарское царство.
В истории иконописи выделяют несколько основных этапов, которым свойственны уникальные отличительные черты в манере исполнения, построении композиции и прорисовки образов.
Покрытие иконы лаком для защиты
Защитное покрытие иконы является сложнейшим моментом. В древности икону покрывали специальной льняной олифой. Данный метод продолжают использоваться и сегодня. Олифа должна быть прозрачной и светлой. Время ее «вставания» составляет примерно 8 часов, а до момента полного высыхания – сутки. Примечательно, что в мастерских Палеха было специальное помещение для покрытия олифой живописи. Оно было полностью изолировано от доступа посторонних людей. Этим предотвращалось лишнее движение пыли в воздухе.
Процесс подготовки к написанию иконы описан в статье: Технология иконописи. Подготовительные этапы
Наша мастерская «Абрамцево» изготавливает: Иконостасы для храма / Барочные иконостасы / Басменные иконостасы / Тябловые иконостасы / Мраморные иконостасы / Прямые иконостасы
Служение
Во время своего послушания в Свято-Троицком соборе в Саратове Наталья Горбачева стала делать первые и очень осторожные шаги в иконописи. Часто ходила по разным храмам, подолгу разглядывала иконы, присматривалась, изучала. По благословению духовника ей удалось встретиться с молодыми иконописцами, приехавшими в Свято-Никольский монастырь из Москвы, и перенять необходимые навыки. Тогда она по заданию написала образ пророка Даниила с новгородской иконы. Не все получалось гладко, были времена уныния. Но один день стал для нее знаковым и развеял все сомнения. Утром подруга подарила ей книгу об известном иконописце Феофане Греке, а ближе к вечеру, встретившись случайно в храме с московским иконописцем, получила в дар краски…
«На одном дыхании я читала “Труд иконописца” монахини Иулиании (Соколовой), все было в книге легко и просто. Я еще удивилась, как трудно мне давались учебные материалы по архитектуре», – вспоминает Наталья Андреевна.
С тех пор ей удалось сохранить, приумножить полученные знания и продолжать совершенствовать свое мастерство в лучших традициях иконописного дела. Первую икону, которую написала Наталья по благословению настоятеля собора отца Пахомия (ныне Епископа Покровского и Николаевского), был образ Иоанна Крестителя. «Именно на примере этой иконы у меня было ощущение, что Господь ведет меня и показывает, как надо писать. Эта икона у меня хранится до сих пор», – говорит собеседница.
Сегодня в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Покровска (Энгельса) находятся многие иконы, написанные Натальей Горбачевой. Все аналойные иконы к двунадесятым праздникам, образы преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского в правом приделе, преподобных Паисия Святогорца и Силуана Афонского, страстотерпцев Бориса и Глеба – в левом, большие иконы Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы.
Свое дело Наталья не любит называть профессией, это слово в данном случае кажется ей слишком поверхностным. Написание икон — прежде всего служение, иначе к нему относиться нельзя. И в этом смысле дело жизни и сама жизнь должны быть очень тесно связаны между собой.