Миссионерский отдел московской епархии
Алексей Макаров, историк-арабист, выпускник Института Стран Азии и Африки, студент Богословского факультета ПСТГУ
Молитва — салят, является одним из пяти столпов ислама[1] наряду с шахадой (символом веры), закятом (пожертвованием), саумом (постом) и хаджем (паломничеством)[2]. На территории бывшего СССР мусульманскую молитву чаще всего называют персидским словом намаз. Подавляющее большинство людей, считающих себя мусульманами, намаз не совершают. Можно ли быть мусульманином и не молиться? С позиции ислама, человек, оставивший молитву, является неверным, так как само слово муслим, в переводе на русский язык, означает «покорный Богу». В Коране же сказано, что тот, кто не молится, попадет в ад (сура аль-Муддассир, 42-43). Сам Мухаммед говорил, что из всех поступков человека Всевышнему наиболее дорог вовремя прочитанный намаз[3]. Получается, что человек, который считает себя мусульманином и не совершает намаз, либо не изучает свою веру и не знает о предстоящем наказании, либо слаб в ней.
Настоящий мусульманин обязан молиться пять раз в день. Дневной минимум, который он должен выполнить, называется фарз намазом, и только выполняя его он может спастись. В одном из хадисов сказано, что «Аллах свободен от обязательств перед человеком, который пропускает фарз намаз намеренно»[4]. Подчеркивая его важность не только для взрослых, но и для детей, Мухаммед говорил: «Велите читать намаз вашим детям, когда им семь лет, и бейте их, если они пренебрегают им после десяти, и стелите им отдельно»[5]. Даже тяжелая болезнь не является уважительной причиной для пропуска намаза. Однажды во время своей болезни некий Имран ибн Хусейн спросил у Мухаммеда как ему читать намаз, на что тот ответил: «Читай намаз стоя, а если нет на это силы, то читай сидя, а если на это тоже нет силы, тогда читай на своём боку»[6]. Более того, человек обязан совершить намаз если он едет в поезде, летит в самолете и сделать это (если есть такая возможность) со всей амплитудой движений[7].
Перед тем, как приступить к молитве, мусульманин обязан совершить омовение, поскольку Мухаммед сказал, что «никакой намаз не принимается без омовения»[8]. Обычно для этого используется вода, однако при ее отсутствии можно воспользоваться песком. Существует два типа омовения: полное (гусл) и частичное (вуду). Первое необходимо для того, чтобы очиститься от состояния осквернения (джанаба), которое может быть вызвано половой близостью, тяжелой болезнью, трудной дорогой или прикосновением к трупу и т.д. Частичное омовение Мухаммед предписал совершать после какого-либо выделения из тела, будь то моча, кал, воздух, черви, рвота, отрыжка. Когда сподвижника пророка Абу Хурайру спросили что является осквернением, он ответил: «Пускать воздух без звука или со звуком»[9]. Поэтому нужно совершать омовение после сна, ведь, как сказал Мухаммед, «ремень ягодиц – это оба глаза, поэтому, кто заснул, пусть совершает омовение»[10].
Омовение необходимо совершать так, как это делал Мухаммед: вначале идет намерение (решение в сердце омыться только ради Аллаха), затем нужно сказать Аллах Акбар и прочитать первую суру Корана, после этого три раза помыть кисти рук до запястий, три раза прополоскать рот, три раза промыть нос, помыть лицо, руки до локтей, протереть голову влажной рукой ото лба к затылку, вместе с головой протирать оба уха и шею, затем левой рукой помыть ноги до щиколоток. Обязательно нужно соблюдать порядок омовения, мыть части тела одну за другой до того, как высохнет предыдущая, и всегда начинать с правой стороны: сначала мыть правую руку, затем левую, правую ногу, затем левую.
Для того чтобы получить награду и не подвергнуться осуждению, нужно делать омовение по всем правилам: Однажды Мухаммед, проходя мимо воды, увидел, что люди совершают омовение в спешке и их пятки остаются сухими, тогда он сказал: «Гибель пяткам в джаханнаме (аду)! Совершайте омовение, как следует». Напротив, «Кто сделает омовение, как следует, его грехи смываются с его тела, даже из-под ногтей»[11].
В отличие от христианской молитвы, намаз должен совершаться в строго определенное время. Каждый мусульманин обязан молиться пять раз в день: на рассвете (фаджр), в полдень (зухр), после обеда (аср), во время захода солнца (магриб), и после захода (иша). Каждая отдельная молитва состоит из ракаатов — набора определенных молитвенных поз и движений во время молитв, произносимых на арабском языке. Ракаат включает в себя прямое стояние, преклонение, падение ниц и сидение на пятках. Количество ракаатов в каждой из пяти молитв фиксировано, так, например, на рассвете мусульманин должен сделать 2 ракаата, в последующих двух молитвах 4 ракаата, 3 ракаата до заката и 4 после. Один ракаат занимает максимум 3 минуты, таким образом, мусульманин, выполняющий минимальное молитвенное правило, молится не более 51 минуты в день.
Каждый ракаат состоит из одного поясного поклона (руку) и двух земных поклонов (сажда). Ракаат включает в себя:
- восхваление Аллаха при этом молящийся стоит, а большие пальцы касаются мочек ушей (О сын мой! Совершай намаз, повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси все, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость. Коран, 31:17)
- чтение первой суры Корана по-арабски (Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния! Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи. Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших. Коран, 1). Перед чтением следует произнести фразу: а’узу билляхи минаш-шайтанир раджим (приближаюсь к Богу и удаляюсь от побиваемого камнями сатаны)
- поясный поклон (руку). Перед поклоном говорится «Аллах акбар», во время поклона трижды «субхана рабиль азым» (хвала Господу моему)
- земной поклон (сужда), чередуемый сидением на коленях. О те, которые уверовали! Кланяйтесь, падайте ниц, поклоняйтесь вашему Господу и творите добро, — быть может, вы преуспеете. Коран, 22:77.
Во время молитвы крайне важны телодвижения: мусульманин должен совершать молитву также как это делал Мухаммед. В Сунне подробнейшим образом описано, какие движения, как и в какой последовательности он делал в момент молитвы. Известно, например, что когда он совершал ракаат, «то спина бывала настолько ровной, что если бы на нее налили воду, то она бы не потекла»[12]. Мухаммед требовал от своей общины неукоснительной четкости даже в мельчайших движениях. Например он говорил, что «недействительна молитва того человека, нос которого не чувствует земли в той же степени, что и лоб»[13].
Обряд действительно играет важнейшую роль в молитве мусульманина. Малейшая оплошность молящегося в, казалось бы, ничтожной детали ритуала может сделать весь намаз недействительным, а часто и греховным. Удивительным, например, кажется то, что проход перед молящимся в мечети является тягчайшим грехом: «Если бы тот, кто проходит перед молящимся, — говорил Мухаммед,- знал, какой грех он берет на себя, то (понял) бы, что простоять на месте сорок лет было бы для него лучше, чем пройти перед ним»[14]. Для нас христиан невозможно поверить в такого педантичного Бога, которому чистота наших пяток при молитве была бы важна также как чистота наших сердец.
Однако в намазе важна не только внешняя сторона, но и внутреннее состояние человека. Во-первых, необходима вера во Всевышнего и то, что Он слышит твою молитву (сура аль-Бакара, 186). Во-вторых, важно смирение, так как в Коране сказано, что «намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных, которые убеждены в том, что они встретятся со своим Господом и что они возвратятся к Нему (сура аль-Бакара, 45-46). Как и в Новом Завете, в Коране обличаются лицемеры: «Горе же тем молящимся, которые не читают молитвы истово, которые лицемерят» (сура аль-Маун, 4-6). Хотя обрядовая сторона ислама важна и необходима, но для того, чтобы Всевышний принимал молитву верующего, этого не достаточно, нужно также быть благочестивым. В Коране сказано, что «благочестив тот, кто уверовал во Всевышнего, в Судный день, в ангелов, Писание, пророков, кто раздавал имущество, хоть оно было ему дорого, близким, сиротам, бедным, путникам и просящим подаяния, жертвовал на освобождение рабов, совершал салят, давал закат; «[благочестивы] верные данной ими клятве, терпеливые в беде и в нужде и во время опасности. Это — те, которые правдивы, те, которые богобоязненны» (сура аль-Бакара, 177).
Преподобный Авва Дорофей пишет, что «есть два страха [Божьих]: один первоначальный, а другой совершенный, и что один свойствен, так сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть (страх) святых совершенных, достигших в меру совершенной любви». Первый страх – страх раба, страх посмертного воздаяния за грехи доступен мусульманам. Их совершенство – начало христианского благочестия. Тогда как второй страх – страх сына полностью закрыт для них. Это совершенный страх, ибо человек, стяжавший его, «исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его собственно для того, чтобы благоугодить Ему; сей знает, в чем состоит существенное добро, он познал, что значит: быть с Богом. Сей-то имеет истинную любовь…»[15]. Этот страх доступен только христианам, только стяжав его можно стать сыном Божиим и услышать: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф 25:34).
Разговаривая с мусульманами, важно не только показать знание того, как совершается намаз и знание читаемых текстов, но и познакомить их с молитвой христианской – «Отче наш» (мусульманам сложно принять первые два слова этой молитвы, но в остальном она вполне понятна), Псалмами 50, 90 и другими (Псалтирь – Забур в мусульманской традиции, поэтому эти молитвы могут быть легче восприняты), молитвами утреннего и вечернего правила. Важно отметить глубину и насыщенность молитвы христианской – благодарение Богу, прославление Бога, покаяние перед Богом, прошения и т.д.
Говоря о молитве, нужно уметь правильно объяснять, почему мы молимся Иисусу Христу, Богородице (для мусульман такое наименование Девы Марии (Марьям) наиболее непонятно и неприемлемо), святым, почему мы молимся перед иконами. В качестве помощи можно посоветовать прочитать «Три слова в защиту иконопочитания» Преподобного Иоанна Дамаскина.
[1] Бухари т.1, стр.5, Муслим т. 1, стр. 32
[2] Для обозначения столпов ислама и многих других терминов, связанных с религией, мусульмане используют арабские слова
[3] Бухари т.1, стр. 76
[4] Мишкат т.1, стр. 59
[5] Абу Дауд т.1, стр. 86
[6] Бухари т.1, стр. 150
[7] https://umma.ru/namaz/molitva-v-rakurse-zhizni/379-molitva-v-transporte дата доступа 20.08.12
[8] Муслим т.1, стр. 119
[9] Бухари т.1, стр.25, Муслим т.1, стр.119
[10] Абу Дауд т.1, стр. 39. передал этот хадис ‘Али
[11] Муслим т.1, стр. 125
[12] «Ал-Му‘джим Ал-Аусат Лит-Табрани»
[13] Ад-Даракутни, ат-Табарани (3/140/1) и Абу-Ну’айм в «Ахбар Исбахан»
[14] Муслим т.1, стр. 197, «Мишкат» т.1, стр.74
[15] Авва Дорофей «Душеполезные поучения» (О страхе Божием)
Поделиться:
Можно ли в православной церкви молиться за мусульманина
Братья и сестры во Христе! Мы, как христиане, обязаны молиться и за заблудших братьях и сестрах наших, будь то магометяне или язычники, или безбожники. В храме за них не подаются записки, но в домашней келейной молитве мы можем совершить за них молитвенный подвиг. Как бы сильно они не ушли в своем заблуждении, окунувшись во тьму, мы все равно должны через молитву попросить Господа показать им Свет.
Молитва за некрещеных:
Молитва Льва Оптинского (желательно с благословения духовника)
Взыщи, Господи, погибшую душу (имя), аще возможно есть, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя.
Молитва святому мученику Уару
О, святый мученице Уаре досточудный, ревностью по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстошии Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами Твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещнеыми, потщися испросити Оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.
Молитва за обидевших и ненавидевших нас
Владыко Человеколюбче Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! Ты, по неизреченной любви Своей к нам, грешным и недостойным рабам Твоим, сияеши солнце Свое на злыя и благая, дождиши на праведныя и неправедныя; Ты, Преблагий, заповедуеши нам любити врагов наших, добро творити ненавидевшим и обидевшим нас, благославляти клянущих нас и молитися за творящих нам напасть и изгонящих нас. Ты, Спасителю наш, вися на крестном древе, и Сам прощал еси врагов Своих, хульно ругавшихся Тебе, и молился за мучителей Твоих; Ты дал еси образ нам, да последуем стопам Твоим. Ты, о дражайший Искупителю наш, научивый нас прощати врагов, повелел еси вкупе и молитися за них; молюся убо Тебе, Иисусе Прещедрый, Сыне и Агнче Божий, вземляй грехи мира, прости отшедшаго (-ую) к Тебе раба твоего (рабу Твою) (имя) и приими его (ю) не яко врага моего, соделавшаго ми злая, но яко согрешившаго (-ую) пред Тобою, Молю Тя, безпредельный в милостех, Господи Боже наш, приими с миром, пресельшагося (-уюся) к Тебе от мира сего без примирения со мною; спаси и помилуй его (ю), Боже, Твоею великою и богатою милостию. Господи, Господи! Да не яростию Твоею, ниже гневом Твоим накажеши раба Твоего (рабу Твою), творившаго ми напасть, оскорбление, поношение и злохуление; молю Тя, не помяни сих прегрешений его (ея), но отпусти и прости ему (ей) вся сия по человеколюбию Твоему, и помилуй по велицей Твоей милости. Молю Тя, о Преблагий и Прещедрый Иисусе, яко уз адовых Решителя, смерти Победителя, грешных Спасителя, разреши рабу Твоему (рабе Твоей) сии согрешения, имиже, яко пленицами ада, связася усопший (-шая). Ты бо, Господи, рекл еси: «аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам согрешений ваших»; о, да не будет сего! Со умилением и сокрушением сердца умоляю Тя, Спасителю Премилостивый, разреши ему (ей) сии узы злых наваждений и козней диавольских, не погуби усопшаго (-ую) гневом Твоим, но отверзи ему (ей), Жизнодавче, двери милосердия Твоего, да внидет во святый Твой град, хваля всесвятое и великолепое Имя Твое и воспевая неизреченную любовь Духа Твоего Святаго к погибающим грешникам. И якоже Ты, Благость вечная, помянул еси на кресте благоразумнаго разбойника, с Тобою распята, путесотворив ему вход в рай, сице, молю Тя, Всещедрый, помяни во Царствии Твоем и отшедшаго (-ую) к Тебе раба Твоего (рабу Твою) (имя) не затвори, но отверзи и ему (ей) двери милосердия Твоего, Твое бо есть, еже миловати и спасти ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем, Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
В частности, за упокой души? Или за здравие?
Не грех ли ставить свечку в православном храме за человека другого вероисповедания, например, мусульманина?
Можно. Спрашивала у настоятеля специально, свечи можно ставить и можно молиться за всех, за иноверцев, атеистов и самоубийц. Но заказывать службу нельзя. Церковь считает, что молитвы за этих людей — частное дело, к которому церковь отношения не имеет.
Главное — это искренняя молитва ваша за человека, неважно, какой он веры. Свечу поставить можно и прочитать молитвы или помолиться своими словами. Никакого греха в этом нет
Но церковные службы заказывают только за крещённых людей, принадлежащих к Церкви Христовой.
Только что спросила насчёт православной свечи, поставленной мусульманину, у знакомого священника, сына своей соседки. Он ответил так (практически цитирую):
— Православная церковь не принимает никакого участия в молитве и в других обрядах, посвящённых некрещёным людям. В частности — мусульманам. Но если прихожанин поставит свечу за здравие или упокой некрещёной души, он не совершит греха, поскольку не обманет служителей и не попросит их что-либо совершать. А в частном порядке молиться и ставить свечи можно за кого угодно и как угодно.
Другое дело — поможет ли и как поможет мусульманину православная свеча. Наверное, даст некоторое успокоение поставившему, что может (косвенно) благотворно повлиять и на самого представителя ислама. А вот на полноценность духовных результатов этого обряда рассчитывать не стоит. Мусульманину важнее взаимоотношения с Аллахом.
«Отсутствие должного количества мечетей в крупных городах вынуждает российских мусульман и летом, и зимой совершать пятничные намазы под открытым небом, – цитирует Фатыха Гарифуллина информационное агентство IslamNews. – Это наносит вред здоровью людей, создает определенную социальную напряженность в обществе. В этой связи я хотел бы обратиться к главе Русской православной церкви, многоуважаемому патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, с просьбой позволить мусульманам по пятницам проводить богослужения в православных храмах. Этот шаг стал бы не только проявлением Христовой любви к ближнему и страждущему, но и прекрасным жестом на пути установления взаимопонимания между исламом и православием в России». По словам Фатыха Гарифуллина, мусульманам позволительно совершать намаз везде, за исключением кладбища, бани и туалета.
«С точки зрения канонов я с трудом представляю, как мусульмане будут молиться в православной церкви, – говорит политолог, исламовед Борис Подопригора. – Хотя бы потому, что в православных храмах нет михраба – молитвенной ниши, которая помещается в обращенной к Мекке стене мечети. К тому же я не понимаю, почему непременно нужно идти в православный храм, когда намаз можно совершить, оставшись дома и обратившись на восток. Мне кажется, в обращении Фатыха Гарифуллина есть элемент популизма».
По мнению Бориса Подопригоры, большинство российских мусульман не пойдет молиться в православные храмы – как и исповедующие христианскую веру не пойдут молиться в мечеть. «В России нет традиций экуменического единения представителей различных конфессий, – отмечает Борис Подопригора. – В других странах это развито сильнее. Например, в главном храме столицы Бразилии могут совершать молитвы и мусульмане, и христиане. В России такого нет».
«Я, конечно, не востоковед, а просто здравомыслящий православный человек. Но, отталкиваясь от истории взаимоотношений православного и мусульманского миров, могу сказать, что, на мой взгляд, позволить мусульманам творить намаз в православном храме абсолютно недопустимо, – заявил протоиерей Казанского кафедрального собора Петербурга отец Константин. – Я скажу так: пусть они (мусульмане – ред.) сначала вернут нам Софийский собор в Константинополе, а потом поговорим».
«Это, конечно, дело патриарха, но, на мой взгляд, на этот запрос Тюменского казыята вряд ли последует положительный ответ, иначе произойдет раскол церкви, – сообщил пожелавший остаться неизвестным настоятель одного из храмов Петербурга. – А молиться можно везде. Первые христиане молились в пещерах».
«Мне лично кажется, что просьба главы Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России Фатыха Гарифуллина разрешить мусульманам молиться в православных храмах носит не практический, а декларативный характер, – говорит священник Свято-Троицкого Измайловского собора Петербурга Константин Пархоменко. – Интересно, знает ли об этой инициативе верховный муфтий России, мусульманский иерарх в России. Одобряет ли они ее. Получение мусульманами официального разрешения на совершение намаза в православных храмах может привести не к хорошим, а к дурным последствиям. Не к миру, а к религиозному конфликту. Если достопочтенный муфтий Фатых Гарифуллин считает для себя лично – подчеркиваю, лично – возможным молиться в православном храме, не думаю, что его мысли разделяет большинство других мусульман, которые, кстати, в мечеть христиан не допускают».
Совершение истигфара и дуа за усопшего-нумусульманина означает обращение к Аллаху Тааля от имени тех людей, которые отрицали Его существование, пока были живы. Всем мусульманам предписано верить в Единого Творца. В Исламе каждый человек лично будет нести ответ перед Всевышним за свои поступки. Если кто-то умер неверующим и отрицающим Аллаха, то прочитанные за него дуа не будут приняты и не принесут ему никакой пользы.
Часто верующих интересует вопрос, можно ли говорить «Пусть Аллах упокоит его душу»? Ответ можно найти во многих аятах Корана. Всевышний подчеркивает, что неверующие, которые умерли в отрицании Его, не будут помилованы: «Но нет прощения тем, кто совершает прегрешения [всю жизнь], и лишь тогда, когда к нему приходит смерть, говорит: «Воистину, я раскаиваюсь теперь». [Аллах не прощает] тех, кто умирает, будучи неверным. Им-то Мы уготовали мучительное наказание!» (Сура «ан-Ниса», 4 / 18).
В другом аяте также сказано: «Будешь ли просить [у Аллаха] прощения для них или не будешь, [все одно, ибо], если даже попросишь для них прощения семьдесят раз, ни за что не простит их Аллах, ибо они не веровали в Него и Его Посланника, а Аллах не ведёт прямым путём грешников» (Сура «ат-Тауба», 9 / 80).
С другой стороны, когда дядя Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) Абу Талиб находился на смертном одре, он вдохновил умирающего произнести слова «Ля илляха илля Аллах» и сказал, что до последнего вздоха человеку позволено просить прощения и дана возможность обрести истинную веру (Бухари, «Джанаиз», 79).
После этого Расулюллаху (салляллаху алейхи ва саллям) был ниспослан аят Корана: «Ни Пророку, ни верующим не подобает просить [у Аллаха] прощения для многобожников, даже если это родственники, после того как они убедились, что им придется гореть в адском огне» (Сура «ат-Тауба», 9 / 113).
В другом риваяте сказано о том, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) совершил погребальное богослужение для предводителя мунафиков Абдуллаха бин Убая бин Салюля и сказал: «Никогда не совершайте для таких умерших джаназа-намаз и не несите тела на носилках. Ибо они отрицали Аллаха и умерли неверующими» (Бухари, «Джанаиз», 83).
Об этом также сказано в Коране: «Никогда не совершай обрядовой молитвы по кому-либо из мунафиков и не останавливайся у его могилы. Ведь они не уверовали в Аллаха и Его Посланника и умерли нечестивцами» (Сура «ат-Тауба», 9 / 84).
В похожих аятах сказано о том, что мусульманам целесообразно не совершать истигфар по неверующим и мунафикам, а также можно не обращаться к Аллаху с просьбой упокоить его душу. Однако верующим желательно выразить соболезнование родным и близким усопшего и поддержать их, рекомендуя проявлять терпение.
Источник: islamisemya.com