История Чудова монастыря и собора Чуда св. Архистратига Михаила


Московский Чудов монастырь

Московский монастырь в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех
(разрушен)

  • Адрес: Россия, г. Москва
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Один из древнейших монастырей Москвы, Чудов, был основан святителем Алексием Московским в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, мать хана Золотой Орды Джанибека. Молитвами святителя Алексия Тайдула прозрела и в благодарность подарила Алексию двор ханских наместников, располагавшийся в Московском Кремле. На месте этого двора митрополит Алексий и основал монастырь. Начало ему положила каменная церковь в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех, заложенная в сентябре 1365 года — один из самых ранних каменных храмов в Москве [1]. После своей кончины, святитель Алексий был погребён здесь же, в Чудовом храме. Вероятно уже со времени основания настоятели обители имели сан архимандритов. Вскоре, в 1382 году монастырь был разорен войсками Тохтамыша.
На протяжении многих лет Чудов монастырь играл видную роль в истории России, и известен своими узниками и некрополем. Так, здесь были заключены низложенный митрополит Московский униат-Исидор в 1441 году; выдающийся просветитель и борец с ересями митрополит Новгородский святитель Геннадий в 1504 году; старец Вассиан Косой (Патрикеев) в 1515 году. В 1610 году в Чудовом монастыре был насильно пострижен в монахи свергнутый царь Василий IV Шуйский. Спустя два года в келье Чудова монастыря погиб от голода священномученик патриарх Ермоген, ввергнутый в узилище поляками.

В Чудовом монастыре находились гробницы многих исторических деятелей. Здесь были похоронены митрополиты Московские Афанасий и свт. Симон; последний казанский царь Едигей, во святом крещении Симеон (+ 1565); известный церковный деятель XVII века Епифаний Славинецкий. Некоторые источники утверждают, что в Чудовом монастыре погребен святитель Феодосий, митр. Московский, однако Е. Е. Голубинский, ссылаясь на опись 1641 года, говорит о покрове, который клался в Серапионовой палатке (Троице-Сергиева лавра) на гробницу святителя Феодосия митр. Московского [2]. В монастыре были похоронены представители многих княжеских и боярских фамилий: сват царя Алексея Михайловича боярин И. И. Морозов, князья Трубецкие, Хованские, Оболенские, Куракины, Щербатовы.

В Алексеевском храме обители на протяжении столетий неизменно совершалось крещение царских детей. Здесь крестились дети Иоанна Грозного, в 1629 году здесь был крещен будущий царь Алексей Михайлович, в 1672 году — Пётр I, в 1818 году — император Александр II.

По одной версии, иноком Чудова монастыря был самозванец Григорий Отрепьев.

Своего расцвета Чудов монастырь достиг в начале XVII века, когда его называли «Великой Лаврой». При патриархе Филарете здесь было открыто греко-латинское училище («патриаршая школа»). В 1666 году в Чудовом монастыре состоялся Собор патриархов и епископов, на котором был низложен Московский патриарх Никон. В эти годы в монастыре ведётся строительство новых храмов и иных зданий. В 1686 году мощи святителя Алексия перенесли в специально построенную в монастыре церковь освященную в его честь. В ризнице монастыря хранились богатые вклады царей, великих князей и бояр, а библиотека монастыря, в которой имелось множество древних редких книг, являлась одним из самых значительных книгохранилищ России.

В 1744 году, по указу императрицы Елизаветы Петровны, в монастыре была учреждена кафедра Московского архиерея и с тех пор обитель стала называться кафедральной. В 1771 году, во время чумного бунта, монастырь был разграблен москвичами.

Во время Отечественной войны 1812 года, когда Москва была захвачена французами, Чудов монастырь сильно пострадал. Здесь находился штаб Наполеона. В то время мощи святителя Алексия были осквернены и выброшены в выгребные ямы, а в алтаре собора была устроена спальня маршала Даву. Впоследствии мощи были вновь обретены и возвращены а прежнее место. После пожара Чудов восстановили уже в 1814 году. Потом над благообразием обители трудился известный московский архитектор М.Д.Быковский, устроивший в поновленном соборном храме бронзовый иконостас с красивыми серебряными Царскими Вратами.

Чудов монастырь. Фотография. 1883 г.

В эпоху реформ императора Александра II при Чудовом монастыре начал работу высочайше утвержденный комитет для сбора и хранения всенародных пожертвований на строительство благодарственного храма во имя св. Александра Невского – в честь освобождения русских крестьян от рабства. Как ни странно, но этот великий храм, следующий по статусу после храма Христа Спасителя, так и не был построен в Москве: только в 1904 году торжественно освятили место его закладки на Миусской площади и приурочили его сооружение к 50-летнему юбилею отмены крепостного права. И только в 1913 году начались строительные работы, прерванные I мировой войной. А потом почти возведенное здание, которое так и не было освящено, большевики разобрали под кирпич и выстроили там дом пионеров.
В ноябре 1917 года монастырь был обстрелян снарядами.

Потом еще некоторое время в кремлевской обители оставались иноки – в тесном соседстве с большевистским правительством, переехавшем в Москву из Петрограда в 1918 году. Новым кремлевским жильцам это соседство не понравилось, и уже в 1919 году монастырь закрыли. В его помещении открылся какой-то кооператив «Коммунист», а в подклете Алексеевской церкви – «изба-читальня». Потом из монастыря изъяли ценности и передали его под кремлевский Лечсанупр, где самые лучшие врачи наблюдали верховных пациентов.

Чудов монастырь был разрушен в 1930 году. Соборный храм был взорван несколько ранее — в ночь на 17 декабря 1929 года, под предлогом того, что потребовалось место для размещения военной школы, где проходили бы обучение кремлевские курсанты. Сотрудники Центральных государственных реставрационных мастерских, командированных в Московский Кремль, явились 17 декабря на работу и «нашли храм взорванным и представляющим кучу строительного мусора

». Оставленные на подмостях две фрески XVI века, аккуратно снятые реставраторами со стен накануне, были также уничтожены. Монастырь был разрушен для освобождения привилегированной территории под строительство правительственного здания Президиума Верховного Совета, по проекту И.Рерберга. Мощи святителя Алексия перенесли в Архангельский собор, а в 1947 году патриарх Алексий I просил перенести их в Елоховский собор, где они покоятся и в наши дни. Иконы из монастыря передали в Оружейную палату и в Третьяковскую галерею.

Храмы, архитектура

Чудовский собор

Собор в честь Чуда Михаила Архангела был построен в 1501 году на месте разобранного древнего храма.

Алексеевский храм

Каменная церковь во имя святителя Алексия Московского, возведенная в 1483 году, несколько раз горела и перестраивалась. Стены церкви украшали трофеи русских войск, захваченные во время Русско-Персидской войны 1826-1828 года.

В Алексеевской церкви покоились мощи святого митрополита Алексия. Рядом с гробницей святителя хранилось его облачение, по преданию, подаренное ханшей Тайдулой. В 1905 году в подклете Алексеевской церкви был похоронен великий князь Сергей Александрович, убитый террористом Каляевым. Останки великого князя были обнаружены во время земляных работ в 1985 году, а спустя десять лет перенесены в фамильную усыпальницу Романовых в Новоспасском монастыре.

Андреевский храм

Небольшая церковь была посвящена апостолу Андрею Первозванному.

Благовещенский храм

Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы примыкал к Алексеевской церкви. Он был построен в 1501 году и перестроен в 1826 году. В Благовещенской церкви хранилась местночтимая икона святителя Николая Чудотворца.

Чудов монастырь, истоки

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Летом 2014 года президент России В.В. Путин заявил о намерении реставрировать в Кремле две обители, уничтоженные большевиками. Иные правительственные деятели и мэр Москвы Собянин подтвердили серьезность этого плана. Но что именно будут сооружать на месте погибших обителей? В самый раз припомнить, какой исток у судеб этих двух обителей, что за люди стоят при их основании, какие храмы были варварски уничтожены.

К судьбе и древностям Вознесенского Стародевичья монастыря мне уже приходилось обращаться

Теперь слово о Чудове.

Прославленный Чудов монастырь – детище святого Алексия, митрополита Московского и всея Руси.

Обитель родилась в середине XIV века. Большинство историков относят ее появление к 1365 году. Формально, тогда правил великий князь Дмитрий Иванович. Но из-за его малолетства Московской Русью реально управляло боярское правительство во главе с митрополитом Алексием.

Как политик митрополит Алексий пользовался в Москве огромным влиянием. Ему позволительно было заключать договоры о мире и войне и даже начинать крепостное строительство. Святитель последовательно действовал в пользу Москвы. Бывало даже отлучал от Церкви политических противников великого князя. Он всеми силами старался продлить господство на Руси Московского княжества — ведь именно там находилась митрополичья кафедра! Любые войны, мятежи, разорения на Московской Руси могли нарушить спокойное и безмятежное существование Русской Церкви. Но имелись у Алексия и другие резоны: нет ничего доброго в усобицах с точки зрения христианской нравственности. Когда Москва сделалась мощным центром единения, Русь обрела надежду избавиться в будущем от бесконечного междукняжеского «раздрая» и «нелюбия». Поддерживая Москву, святитель Алексий поддерживал мир.

Чудов монастырь – большая русская святыня. Его судьба связана с биографиями нескольких великих деятелей нашей Церкви.

В 1611 – начале 1612 года, то есть в самый разгар Смуты, узником Чудовского подземелья стал патриарх Гермоген. Офицеры польского гарнизона и пропольская администрация решили, что Гермоген неудобен, ведь он благословил создание Земского ополчения, да еще не признавал королевича Владислава русским царем (тот не принял православие). Гермоген претерпел несколько стадий заключения. Пребывание в подвалах Чудова монастыря было самым тяжелым. Фактически старик-патриарх оказался в каменном мешке: провел там несколько месяцев, после чего скончался. Но полякам и русским изменникам он не уступил, в вере стоял непоколебимо. Гермоген был при Николае IIканонизирован. Незадолго до 1917 года подземелье-узилище сделалось местом паломничества: люди шли и шли к мощам нового святого.

Два последних московских патриарха перед отменой патриаршества при Петре I, Иоаким и Адриан, вышли из настоятелей Чудова монастыря.

Чудов монастырь. Фото 1883 г.

Кроме того обитель располагала огромным книгохранилищем. Это был своего рода интеллектуальный центр Русской Церкви. Оттуда выходили образованнейшие редакторы на Московский печатный двор. Там работали крупные богословы и книжники. Оттуда же происходил, например, великий книжник Евфимий, глава интеллектуальной «партии» старомосковских консерваторов второй половины XVII века.

Чудов строился в течение долгого времени: одни здания сносились, другие вырастали на их месте.

К началу XX века древнейшая постройка, а именно та, что появилась в XIV веке, не сохранилась. Зато на территории обители существовали собор Михаила Архангела начала XVI века со «свежим», за несколько лет до революции устроенным в подземелье Гермогеновским храмом; собор Алексия-митрополита и Андреевская церковь XVII столетия; храм святого Иоасафа, епископа Белгородского, появившаяся в 1911 году. Иными словами, целый ансамбль церковных зданий разного времени, древних и новых. Во второй половине XVIII века у монастыря появилось красивое крыльцо с башенками в готическом стиле – автором его был знаменитый московский архитектор Матвей Казаков.

Чудов рос и развивался вместе с самим Кремлем, являлся органичной частью Кремля. Кремль начала XX века представлял собой довольно пестрое зрелище. Там были очень древние постройки XIV – XV вв., храмы и палаты времен Московского царства, постройки императорской эпохи… Кремль был собранием архитектуры, относящейся к разным временам и разным стилям. В этом смысле он был вроде всей Москвы, легко соединявшей на одной улице древние допетровские палаты, особняк екатерининского вельможи и доходный дом эпохи модерна. В архитектурном смысле Чудов столь же пестр, как и Кремль в целом, как и вся Москва.

Можно сказать с уверенностью: нас еще ждут бесконечные споры о том, как восстанавливать кремлевские монастыри.

Обязательно найдутся мечтатели, которые призовут возродить постройки времен Дмитрия Донского и его вдовы. Пусть никто не знает, как они выглядели, пусть это будет полет фантазии, но ведь дух захватывает от перспектив!

А реалисты возразят им: лучше бы реставрировать исторически здания, сохранившиеся к 1917 году. Для современных специалистов воссоздать то, как выглядели Чудов и Стародевичий монастыри при Николае II, – не столь уж сложная задача. Материалов для этого более чем достаточно. Существуют фотографии и рисунки того, как они выглядели в конце XVIII, XIXи начале XX века. Существуют реставрационные проекты, относящиеся к древнейшим зданиям Чудова монастыря. Такой подход прочнее привяжет восстановление обителей к духовной почве московской старины.

С. М. Шухвостов. Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря. 1849

Вторая точка зрения, реалистическая, и есть единственно правильная. Две обители – не только «архитектурные комплексы», но еще и святыни. Их исторические судьбы выше и важнее любых творческих игр современного зодчества. Надобно иметь уважение к святым, жившим в кремлевских обителях, к иночеству, населявшему тамошние кельи. Не стоит на их костях возводить прекрасную… выдумку.

Когда-нибудь в Чудове и Стародевичьем появятся монашеские общины, когда-нибудь зазвучит там церковное пение. Ведь не ради музейного будущего их восстанавливают, это было бы нелепо! А инокам понадобится много почтения к их великим предшественникам на месте сем.

Вот из этого и следует исходить.

Настоятели

  • Елисей Чечетка (упом. не позднее 1378)
  • Сщмч. Питирим (? — после 1441)
  • Феодосий (Бывальцев) (упом. 1453 — 23 июня 1454)
  • Свт. Геннадий (Гонзов) (1472 — 12 декабря 1484)
  • Иона (Собина) (упом. 1518 — не позднее 1544)
  • Леонид (1568/1570 — 4 декабря 1571)
  • Варлаам (Белковский) (упом. 1589 — 20 февраля 1592)
  • Геннадий (1592 — 16 февраля 1595)
  • Пафнутий (? — 1602/1605)
  • Павел (1659 — 21 августа 1664)
  • Иоаким (Савелов) (1664 — 22 декабря 1672)
  • Павел (15 сентября 1674 — ок. 1678)
  • Адриан (упом. 1678 — 21 марта 1686)
  • Евфимий (Рылков) (28 марта 1686 — 12 августа 1688)
  • Иоасаф (Лазаревич) (1688 — 1691)
  • Арсений (Костюрин) (12 января 1692 — 2 июля 1704)
  • Феофилакт (Лопатинский) (9 марта 1722 — 24 февраля 1723)
  • Иаков
  • Аарон (1734 — 23 декабря 1735)
  • Киприан (Скрипицын) (3 мая 1736 — 31 декабря 1737)
  • Варлаам (Скамницкий) (8 марта 1739 — 27 февраля 1743)
  • Свт. Иларион (Григорович) (1743 — 17 декабря 1744)
  • Московские митрополиты (1744 — упом. 1917)
  • Иосиф (упом. 1758)
  • Паисий (упом. 1761)
  • Паисий II (1765 — 1766)
  • Мисаил (упом. 1768)
  • Варнава (1774 — 1777) [3]
  • Феофилакт II (1815 — 1819) [4]
  • Аарон II (упом. 1822 — 1825) [5]
  • Иоанникий (Холуйский) (12 марта 1834 — 3 декабря 1845) [6]
  • Вениамин (Петухов) (16 августа 1859 — 1884) [7]
  • Товия (Цымбал) (9 июня 1893 — нач. 1903)
  • Иннокентий (Пустынский) (нач. — кон. 1903)
    • Арсений (Жадановский) (26 марта 1904 — 8 июня 1914 ?) [8]
    • Сщмч. Серафим (Звездинский) (упом. 14 августа 1917)

    Обыкновенное чудо

    Уже из названия монастыря ясно, что его основание связано с чудом. Если верить летописной повести «О Алексее митрополите», произошло оно в 1357 году. Случилось так, что Тайдула, мать ордынского хана Джанибека, занемогла глазами — ослепла. Безутешный сын обратился к митрополиту Киевскому и всея Руси Алексию с просьбой о помощи. Глава русской церкви прибыл в столицу Золотой Орды Сарай, помолился у постели больной, и произошло чудо — женщина прозрела.

    Фото: commons.wikimedia.org

    Чудов монастырь, 1883 год

    Образ спасения: какие тайны откроет реставрация Успенского собора

    Главный храм Московского Кремля пострадал от либерализма Александра II

    В благодарность за спасение Джанибек и Тайдула подарили митрополиту землю в Кремле, где располагался Ордынский посольский двор, на которой и была основана обитель. Назвали ее в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех — во Фригии архангел ударом жезла отвел горный поток, который язычники направили, чтобы разрушить христианский храм, и это чудо стало символом покровительственной защиты православия от иноверцев. Сюжет не имеет ничего общего с событиями в Сарае, но их метафизическая близость очевидна.

    Возможно, всё было не совсем так, а то и совсем не так, как рассказано в житии Алексия, тем более что создано оно примерно через сто лет после описываемых событий, когда митрополит был канонизирован. Относительно молодой, только назначенный предстоятель вряд ли пользовался такой уж великой славой целителя, во всяком случае об этом ничего не известно. Выдвигались версии, что Тайдула по происхождению была русской полонянкой, что хоть как-то объясняет произошедшее. Есть предположение, что помощь была нужна не ей, а самому хану, что тщательно скрывалось из-за боязни продемонстрировать слабость Джанибека. Достоверных данных мало, но есть неоспоримый факт — дипломатическими ли талантами, медицинскими или еще как, но митрополит Алексий смог приобрести расположение ордынской власти. И это уже можно считать чудом.

    Фото: commons.wikimedia.org

    Святитель Алексий исцеляет ханшу Тайдулу от слепоты, картина художника Якова Капкова, XIX век

    Алексий Федорович Бяконт вошел в русскую историю и как политический деятель, и как православный подвижник, впоследствии канонизированный в лике святителя. Сын московского боярина, крестным отцом которого был тогда княжич, а потом великий князь Иван Данилович Калита, выбрал монашеский путь, но, став наместником митрополита и епископом, он вынужден был снова окунуться в «большую политику». А в 1354 году Алексий по просьбе московского князя Симеона Гордого был утвержден константинопольским патриархом в качестве митрополита Киевского и всея Руси. Такова уж была замысловатая реальность тех лет: в патриаршей грамоте митрополит именовался Киевским, местопребыванием его считался Владимир, а реальная резиденция находилась в Москве.

    Фото: commons.wikimedia.org

    Святитель Алексий (Бяконт)

    Трижды рожденный: правда о храме Христа Спасителя

    Памятник победе над французами вызывал споры еще до постройки

    Алексий стал митрополитом в сложное для московского княжеского двора время. Эпидемия чумы унесла жизни большей части наследников Калиты (у Ивана Даниловича было три сына, у каждого из которых было по нескольку детей), и когда в 1359 году скончался великий князь Иван Иванович, в живых оставались лишь девятилетний Дмитрий Иванович и его младший двоюродный брат Владимир. Конечно, за спиной у мальчиков стояло мощное московское боярство, но в борьбе за великокняжеский престол приближенные были бессильны. В итоге великое княжение ушло из Москвы к Дмитрию Константиновичу Суздальскому. Это был удар не только по престижу, но и по казне города — тот, кто контролировал сбор дани, обычно внакладе не оставался.

    Но всё изменилось, когда на Русь из Орды вернулся митрополит Алексий. Случилось это не сразу: сначала он отправился в Киев, где был задержан литовским князем Ольгердом. Лишь через год Алексий сумел бежать и вернуться в родную Москву. Он стал фактическим регентом при малолетнем Дмитрии, о чем, кстати, просил в завещании Иван Иванович Красный. И именно Алексий добыл для 12-летнего московского князя ярлык на великое княжение. И это тоже в некотором смысле чудо.

    Устроено с умом: почему на Руси строили храмы во имя Божественной мудрости

    Какие тайны хранят соборы святой Софии

    Храм в советское время

    В 1917 году храм был сильно поврежден. Правительство Советской республики переехало из Петрограда в Кремль. Еще какое-то время иноки продолжали жить в монастыре, но такое соседство раздражало новые власти.

    В 1919 году храм закрыли. Вначале здесь разместили кооператив «Коммунист» и устроили избу-читальню. Позднее его передали в ведение Лечсанупра, которое отвечало за здоровье членов советского правительства и прочих высокопоставленных лиц. В 1929 году Чудов и Вознесенский монастыри разрушили. Это место понадобилось для строительства здания Школы командного состава для Красной Армии. Проект здания разработал архитектор Рерберг.

    В Архангельский собор перенесли мощи святителя Алексия. В 1947 году, по просьбе Алексия I, они были перенесены в Елоховский собор, в котором покоятся и сегодня. Самые ценные иконы перевезли в Оружейную палату Кремля, а также в Третьяковскую галерею.

    Обитель знаний

    И всё же ярче всего Чудов монастырь отметился на ниве просвещения. Еще в конце XIV столетия в обители появилась своя школа книжных писцов, в которой копировали и хранили древние рукописи. Ее связывают с именем адрианопольского митрополита Матфея Гречина, который жил и скончался в Чудовом монастыре. В XV веке здесь принял постриг Юрий Траханиот — ближайший советник князя Василия III. В начале следующего XVI столетия в монастыре поселились бежавшие от турок афонские старцы. В обители была своя школа иконописи, мастерские золотых и серебряных дел, мастерская по изготовлению драгоценных эмалей.

    В XVII столетии Чудов монастырь оказался в центре раскола — он становится оплотом так называемых грекофилов, или мудроборцев, ратовавших за возврат к древним греческим традициям православия. В обители обосновались приглашенные из Киево-Могилянской академии авторитеты — Епифаний Славинецкий, Арсений Грек, Арсений Сатановский, келарем монастыря был Евфимий Чудовский. Это был круг классически образованных людей, которым покровительствовали царь Алексей Михайлович, боярин Федор Ртищев, будущий патриарх Никон. Они стремились к просвещению, развитию наук, взаимообогащению светской и духовной культуры. В Чудовом монастыре действовало греко-латинское училище («Патриаршая школа»), на основе которой впоследствии появится первое высшее учебное заведение Руси — Славяно-греко-латинская академия.

    Фото: РИА Новости/Рудольф Кучеров

    Репродукция страницы Лицевого летописного свода (лист 1482 года)

    Вот что писал об обители Балтазар Койэтт, посещавший Москву в составе голландского посольства в 1675 году:

    Балтазар Койэтт. «Исторический рассказ, или Описание путешествия господина Кунраада Фан-кленка»

    [Чудов монастырь] скорее можно назвать дворянским учебным заведением, чем монастырем; там редко увидишь кого другого, как детей бояр и важных вельмож; их помещают туда, чтобы удалить от дурного общества и научить благонравному поведению. По исполнении шестнадцати лет от роду, они снова могут уйти

    Святые места: как живут храмы и монастыри российской столицы

    Всё больше москвичей искренне обращаются к вере

    Обучение в монастыре

    По сложившейся традиции в Чудов монастырь для обучения и защиты от дурного влияния светского общества отдавали боярских детей. Они жили при монастыре до шестнадцатилетия, а затем возвращались в отчий дом. По мнению современников, в те времена обитель более походила на учебное заведение для аристократии, нежели на монастырь.

    Здесь продолжительное время жил Карион Истомин – просветитель из Малороссии. В 1662 году он создал букварь, который впоследствии преподнес царице Наталье Кирилловне для обучения грамоте ее внука – царевича Алексея.

    Роль монастыря в просвещении

    Чудов монастырь внес огромный вклад в развитие просвещения Руси. Два его архимандрита, Адриан и Иоким, избирались патриархами. Иеродиакон Тимофей стал надзирающим всех церковных обрядов, проходящих на территории Москвы. Это произошло во время правления Петра I. Когда в 1737 году Московская епархия была восстановлена, в Чудовом храме возродила свою деятельность Кафедра московских архиереев.

    Здесь работал Епифаний Славинецкий – выходец из Киевской академии. В 1658 году он перевел для патриарха «дохтурскую книгу». Надо сказать, что в те времена медицинская литература была очень редким явлением, как, впрочем, и сама медицина, которая служила лишь высочайшим особам. За свой труд Епифаний получил большую по тем временам награду – 10 рублей. Кроме того, здесь некоторое время работал и Арсений Грек.

    Роль монастыря в истории России

    Чудов монастырь в Кремле долгие годы играл важную роль в истории России. В 1382 году его разорили войска Тохтамыша. В 1441 году здесь был низложен московский митрополит Исидор, незадолго до этого вернувшийся из Флорентийского собора. Представители Православной Русской Церкви во главе с Исидором подписали соглашение о введении унии в России. В Москве с таким решением были не согласны. Исидор был низложен и заточен в монастыре.

    В 1504 году в Чудов монастырь был заточен выдающийся борец с ересью — новгородский митрополит Геронтий. Та же участь настигла и старца Вассиана. В 1610 году царь Василий IV был свергнут, и в монастыре его насильно постригли в монахи. А через два года в келье монастыря умер от голода Патриарх Гермоген. Остается только догадываться, сколько страданий видел Чудов монастырь. Молитва архангелу Михаилу часто звучала под его сводами.

    Масштабный проект

    Эксперты и историки вдохновлены перспективой предстоящей работы. В фондах Третьяковской галереи сохранилось всего семь фресок из Чудова монастыря, еще несколько есть в других музеях. Не осталось и подробных чертежей этих строений. Папки с уникальными, чудом сохранившимися черновыми чертежами вдова одного ученого отдала в Музей архитектуры. Ее муж старался наиболее подробно зарисовать и измерить детали монастырей. По мнению сотрудников Музея архитектуры, по этим чертежам и рисункам возможно восстановить если не весь ансамбль монастырей, то главные их постройки уж точно.

    В Кремле сегодня уже восстановлены древние залы Кремлевского дворца, воссоздано легендарное Красное крыльцо. А вот о возвращении самой большой потери XX века совсем недавно ученые и историки не могли даже и мечтать.

    На создание проекта, раскопки, строительство может уйти не один десяток лет. Но это не главное. Важно, что в итоге будет восстановлен облик Кремля.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]