Приветствую вас, дорогие читатели.
Извечный вопрос в нашей жизни – это не “быть или не быть”, который мучал Гамлета. А что управляет этим миром: Божественное провидение или случайность?
Когда я только стал христианином, у меня было очень много вопросов. Я постоянно задавал их верующим людям, которые уже что-то понимали в Библии и христианской вере. Но главная дилемма для меня заключалась в том, чтобы понять – кто или что управляет судьбой человека.
Многие люди называют разными словами события в жизни, которые происходят будто бы случайно. Это может быть рок, судьба, фатум или еще какие-то определения. Но суть, в общем-то, одна. Мы ли либо направляемы во всех ситуациях Божьей рукой, или ветер жизненных перемен несет нас как листок, упавший с дерева.
То ли мы сами принимаем решения и получаем, то, что имеем. То ли за нас решают неумолимый рок и несправедливая судьба. Или все же за всем стоит Всемогущий и Суверенный Бог.
Философы, верующие люди и атеисты спорят друг с другом, пытаясь доказать свою точку зрения. Но факты, как тающий снег в наших руках, утекают сквозь наши пальцы.
Что такое Божье провидение
Но мы, как христиане, опираемся на то, что Бог сотворил этот мир из ничего. И верующие разных деноминаций согласны, что Бог является Творцом нашей вселенной. Разногласия начинаются в вопросах, как Господь это сделал и продолжает ли Он участвовать в судьбе мира.
Я объясню, как понимаю слово “судьба”, чтобы не возникло недопонимания того смысла, который в него вкладываю. Просто, когда некоторые люди говорят: рок, фатум, судьба. Они подразумевают события, которые неизбежны и произойдут в любом случае, независимо от нашего желания. Но за этими жизненными событиями никто не стоит, кроме обезличенного понятия.
Но я верю в другую судьбу. Ту, которую предопределил для нас Бог. Именно Он стоит за всеми происшествиями, людьми и случайностями. Да, даже случайности в Божьем плане являются инструментом в Его руке.
С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих;
с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле:
Он создал сердца всех их и вникает во все дела их.
Псалом 32:13-15
Давайте, определим, что такое Божественное провидение. Слово провидение происходит от латинского слова “providere”, буквально означающего «предвидеть». Но в его значении заложено нечто большее, чем просто знание о будущем. Оно подразумевает предопределение будущего.
Если мы верим, что Бог сотворил этот мир, то творение не является случайностью. Мы исключаем из нашего мировоззрения взрыв, который привел к происхождению сущего. Ведь хаос, не может произвести порядок. Над творением восседает мудрый Творец, Который имеет цель для всякой вещи во вселенной.
Итак, теперь мы подходим к вопросу, который также тревожил умы философов и религиозных людей. Продолжает ли Бог присутствовать в этом мире и управлять им? Или же Он сотворил его и покинул на произвол судьбы?
Факт творения неопровержим, если посмотреть на все вокруг. Не нужно быть ученым, чтобы увидеть красоту и порядок, мудрость и любовь Бога к нам. Но неопровержим и факт, что Бог сохраняет, направляет и управляет этим миром.
Как проявляется Божественное провидение
Божественное провидение нужно увидеть и правильно понять. Ведь Всевышний Творец не работает напрямую, а посылает каждому из нас свои знаки:
- Явные
. Зачастую такие провидения видятся человеку в тех случаях, когда ему нужно коренным образом изменить свой жизненный путь раз и навсегда. В тексте Библии можно не раз прочитать о подобных знаках, которые являются сыну Божьему в виде яркой вспышки или при помощи голосового обращения. - Косвенные
. В жизнь определенной особы случаются необычные явления: выигрыш в лотерею, встреча со своим будущим мужем/женой, случайное повышение в должности и т.п. события, которые мы иногда называем чудом или удачей. Верующий заслужил подобное награждение своей праведной жизнью и благими поступками. - Судьбоносные
. Самые тяжкие провидения, которые настегают особь, ведущую неосознанную жизнь: смерть близкого человека, тяжелая болезнь, неожиданная потеря работы. В таких ситуациях человек, как бы просыпается, смотрит на свою прожитую жизнь и ведет «работу над ошибками». Несмотря на тяжелые беды, персона, которая сделала правильный вывод их происшедшего, достегает немалых вершин во всех сферах жизни.
Бог сохраняет и направляет мир
Но есть верующие люди, которые считают, что Бог сотворил мир, установил законы природы и покинул свое творение. Я слышал мнения, что Бог не участвует в жизни людей, а наблюдает за нами со стороны, не вмешиваясь в ход истории.
Получается, что Бог похож на часовщика, Который сделал часы, завел их, и они продолжают тикать. Только проблема в том, что часы часто ломаются. И если Господь не сохраняет мир и не управляет им, то мы в большей опасности, чем думаем.
Ведь, законы природы, однажды могут выйти из-под контроля. Солнце может взорваться, и мы останемся без света и тепла, как будто отключат свет в нашем доме. Вот только без солнечного света мы замерзнем и погибнем. Земля может столкнуться с метеоритами или произойдут другие катаклизмы. Мы все успели посмотреть фильмы про Армагеддон, и у нас достаточно фантазий на этот счет.
Если это правда, то Бог похож на Творца, который дал начало миру и подтолкнул его к движению, как мяч. И он продолжает катиться к неведомой ему цели. Но Господь не только начал движение вселенных, но и продолжает направлять их ход.
Если земля крутится вокруг солнца только потому, что Творец однажды направил ее, но не поддерживает дальнейшее движение. То завтра она может остановиться, как сломавшийся автомобиль на середине дороги.
Учение о Божественном проведении, учит нас тому, что Божественная рука направляет все в этом мире. Бог сохраняет каждый объект: планеты, растения, животных и людей. И управляет всем как полновластный хозяин в своем доме.
Сказано, что Бог сотворил все Своим Словом. И Он продолжает держать все существующее Своим Словом.
В послании Евреям 1:3 о Христе сказано: «…Держа все Словом силы Своей».
Греческое слово, переведенное здесь как «держать», – это слово φέρω – «нести». Оно означает не просто «держать» или «поддерживать». Оно обладает значением активного, властного контроля над вещью, переносимой с места на место. Иисус «постоянно несет все» в мире Словом Своей силы. Христос действенно вовлечен в труд провидения.
Наше представление о Боге будет слишком далеко от реальности, если мы предположим, что его творческий акт длился недолго и по сотворении мира окончательно завершился. Так думают язычники и невежды; мы непременно должны отмежеваться от них и заявить, что творческая сила Бога неизменно присутствует в мире — в нынешнем его состоянии, как и при сотворении.
Жан Кальвин
Эти принципы можно увидеть в природе. По телевизору или в интернете, можно сейчас узнать, какая погода была в этот день: десять или двадцать лет назад. Но даже далеко заглядывать не надо. Я сейчас посмотрел: год назад в этот день было -10, а сегодня на улице +7. Это уже показывает то, что все в природе происходит не постоянно.
У меня мама любит заниматься летом огородом на даче. Сажает картошку, огурцы, помидоры. Но год от года отличается. В этом году было много огурцов, а в прошлом их почти не было. Урожай и неурожай не в наших руках. Дождь и солнце не в нашей воле. Мы, конечно, научились предсказывать погоду. И в нашем городе во время праздников и парадов, стреляют из пушек по облакам, чтобы разогнать грозовые тучи. Но на климат это точно мало повлияет. Бог дает солнце и дождь, засуху и изобилие.
Есть одна юмористическая история про одного священнослужителя. Однажды священник собрался уехать в отпуск. Сосед предложил ему поливать газон во время его отсутствия. «Благодарю вас за заботу, — ответил священник, — но я уже принял другие меры в этом отношении». И затем, сосед после его отъезда увидел, что дождь льется на газон священника, а на примыкающие к нему дворы и участки не проливается.
Православная Жизнь
Есть древняя притча, в которой так говорится о провидении Божием.
Возле источника мальчик занимался детскими играми, бегая среди цветов; потом утомился, сел у воды и задремал. И вот снится ему Фортуна и говорит дремлющему мальчику: «Бедняжка! Ты сел на таком месте, с которого легко можешь упасть в воду и погибнуть: встань и удались отсюда, чтоб не случилось какой-либо беды, а то, если случится тебе беда, станут все обвинять меня и скажут: не ты спал, а я уснула и не предостерегла тебя от той беды». Вот мифологическое утверждение о бытии Божественного Провидения. Всем христианам известно, о ком сказал Псалмопевец: се, не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля
(Пс 120,4).
Бог имеет столь зоркие очи, что ничто от них не скроется; столь чуткие уши, что ничто мимо них не может пролететь неуслышанным, ибо Он слышит и знает все помыслы; Он имеет руки столь длинные, что никто не уйдет от них. Древние философы доходили до этого сознания только разумом, мы же черпаем это познание из книг Священного Писания.
1
Пространно говорит о Божественном Провидении Иисус, сын Сирахов: Бог провидит все из века в век, и ничего нет дивного пред Ним; пред Ним дела всякой плоти, и невозможно укрыться от очей Его. Нельзя сказать: «что это? для чего это?», ибо все создано для своего употребления
(Сир 39,25–27).
Прошедшее, настоящее и будущее видит Бог, рассматривает и предвидит в одно мгновение Своего зрения. Все Его очам присущи: Адам и антихрист, весь род человеческий, все создания. Никогда Провидение Божие не может измениться; хорошо выражено это Сирахом: все дела Господа весьма благотворны, и всякое повеление Его в свое время исполнится; и нельзя сказать: «что это? для чего это?», ибо все в свое время откроется
(Сир 39, 21–22).
Поэтому и говорит блаженный Августин: «Признавать бытие Божие и не признавать, что Он предвидит все будущее, – это очевидное безумие». Воистину, Провидение Божие быстро
распространяется
от одного конца до другого и все устрояет на пользу
(Прем 8, 1): от высочайших Серафимов даже до малейшего на земле муравья недремлющее Божие попечение нисходит, тем более никогда не удаляется. Еще в древности Моисей и Аарон провозгласили: сегодня
вечером узнаете вы, что Господь вывел вас из земли Египетской.
Я утром
увидел Его
славу
(Исх 16, 6–7). Истинно, в смертный вечер все мы узнаем дивное о нас Божие Провидение; ибо
от Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?
(Притч 10, 24). Часто Бог, мудро промышляющий о нас, ведет нас по бедственным, едва проходимым жизненным дорогам, но Господь хорошо знает, какой дорогой введет Он в небесные райские сады. Зачем же поднимать нам жалобные вопли против мудрейшего и весьма надежного Путеводителя в нашей жизни? Зачем говорить, если мы идем по пути, определенному нам Богом: «Куда Ты нас ведешь? Кажется, мы давно уже совратились с правого пути».
«Не печалься, мой друг – таинственно говорит нам Бог, – верь только Мне: Я проведу тебя благополучно, ты нимало не поскорбишь, когда окончишь путешествие». Так каждого из нас на жизненном пути со дня рождения и до дня исхода в жизнь вечную провожает Божие Провидение, если только останемся верными путеводительству Божиему, указанному нашим Спасителем во Святом Его Евангелии. Довольно для нас, что это – единственный безбедный путь, и что в том, когда он покажется трудным и неудобопроходимым?
2
Говоря о Провидении Божием, нельзя не вспомнить истории израильского царя Саула. Не было в племени израильском в то время мужа столь доброго и мужественного, который бы превзошел его; но он не сохранил своей доблести до конца жизни и впоследствии был отвергнут Богом. Саул, посланный своим отцом отыскивать пропавших ослиц, нашел себе царство. Рассмотрим здесь Провидение Божие об этом муже.
Бог сказал пророку Самуилу: «Завтра в это время (это было в полдень) Я пришлю
к тебе человека из земли Вениаминовой; и ты помажь его на царство народу Моему – Израилю». Прислание Богом Саула к Самуилу было таково: у отца Саулова потерялись ослицы, и он послал своего сына искать их. Саул, взявши с собой одного из слуг, отправился на поиски. Прошли они гору Ефремову и землю Шалишу; но ослиц не нашли; и прошли через землю Шаалим и через землю Вениаминову, и не нашли, и когда они пришли в землю Цуф, Саул сказал слуге, своему спутнику: «Пойдем назад, чтобы отец, забыв об ослицах, не стал беспокоиться о нас и не был бы принужден искать нас самих».
При этом слуга сказал: «Здесь, в этом городе, есть человек Божий, человек уважаемый, что он ни скажет, то сбывается: не расспросить ли нам у него об ослицах?» Этот совет слуги Саул нашел разумным и полезным. Вот каким путем послал Бог Саула к Самуилу (ср.: 1Цар 9,1–7). Но прежде чем они увидели один другого и начали вести разговор, Господь открыл Самуилу, что пришедший к нему Саул и есть тот, которого должно миропомазать на царство для управления еврейским народом. Все произошло, по непостижимому распоряжению Божию, обыкновенным, по-видимому, порядком: Саул и ослиц нашел, и царство получил, о котором никогда не думал.
О какая непостижимая бездна Провидения Божия! Какая величайшая тайна! Как различны судьбы Божии от мыслей человеческих. Саул нисколько не думал о венце и скипетре царском, но благоволением Божиим возведен на престол. Итак, не случайно сбежали ослицы, не случайно послан был Саул для поиска их, не случайно также долго не находил их, и не случайно слуга дал совет господину сходить к прозорливцу Самуилу: все это произошло по Божию Провидению и тайному внушению исполнителям Его воли для того, чтобы поставить Саула царем Израильским.
При этом сам собой рождается вопрос: для чего было угодно Богу помазать на царство Саула, о котором Бог предвидел, что Саул впоследствии падет в нечестие и бедственно окончит жизнь свою? Вместо прямого ответа я предложу свои вопросы. Зачем Бог создал в благодати Своей Ангелов, о которых Ему было известно наперед, что они воспротивятся Богу и, на веки вечные отверженные Им за грех, будут мучиться в геенне? Зачем поселил Бог Адама в райском жилище, когда знал, что Адам недолго проживет в раю и будет изгнан из него? Ради чего Христос причислил Иуду Искариотского к апостольскому лику, о котором наперед знал, что он сделается Его предателем? Для чего предпослал Христос Своих апостолов в самарянское селение, зная, что они там не будут приняты? Какая причина таких перемен в Божиих определениях? Но таких дел найдешь тысячи.
Святой Иероним отвечает на подобные вопросы: «Хочешь узнать причину таких перемен? Вот она: Бог судит не будущие поступки, но настоящие и никого не осуждает по Своему предуведению, хотя и знает, что хороший человек в настоящее время впоследствии переменится в негодного и злого; при всем этом, по Своему милосердию, поставляет его в положение такое, какого он заслуживает в настоящее время, и дает ему силу на случай падения, к обращению на истинный путь через покаяние».
Не потому согрешил Адам, что Бог предвидел его согрешение, но Бог предвидел то, что Адам согрешит по своей свободной воле. Таким же образом рассуждает святой Амвросий: «Не потому согрешил, что получил заповедь, или Иуда, что был избран в апостолы; ибо не возложил Бог на них необходимости одному – преступить заповедь, а другому – сделаться предателем: оба они, если бы сохранили свято свои обязанности, то могли бы удержать себя от греха».
Те, о которых Бог знает, что станут вести жизнь добродетельную, вначале часто бывают злыми, а те, о которых Он знает, что будут грешить и сделаются злыми, сначала бывают добрыми. Стоишь ты теперь, остерегайся, чтоб не упасть. Святой апостол Петр упал: ты же будь осторожен; Иуда пал, и его пример должен предостеречь тебя от падения. В этом величайшее наставление нам, говорит Евфимий, что никакое старание и усердие наше не может сохранить нас без помощи Божией; но и помощь Божия без человеческого желания не принесет пользы: примеры тому видим в Петре и Иуде. Нам должно избегать односторонностей: не оставаться в лености, возложивши все на Бога; опять же мы не должны думать, что сами собой, без Божией помощи и Его благоволения, можем совершить что-либо доброе. Ибо и Сам Бог всего не совершает, чтобы не оставить нас праздными, и нам не предоставил все вершить, чтобы мы не превозносились тщеславно: но от всего, что может вредить нам, Бог отводит; а что для нас полезно, к тому Он побуждает и споспешествует.
з
Опять привожу на память Саула: сколь дивное было во всем Провидение Божие о нем. Ибо тот, который старался многократно погубить Давида мечом филистимлян, был сам окружен многочисленным их войском, отвержен Богом, обратился к волшебнице вопреки заповеди Божией; она вызвала душу умершего уже пророка Самуила (в живом его образе), который возвестил Саулу скорую и неизбежную его погибель.
Он, не имея мужества ни избежать, ни перенести, воткнул свой меч рукояткой в землю, упал на его острие и таким образом сам лишил себя жизни (подробности этих событий см.: 1Цар 18–31). Наказание и месть нарушителям закона Божия – неизбежны: Саул сам себя предал смерти, чтоб избегнуть вражеского посмеяния, бесчестия, поругания и укоризн; но не избежал и этого, ибо филистимляне отрубили голову от мертвого тела его, тело бросили зверям и птицам на съедение, а голову носили с поруганием и насмешками по всей Палестине! О Боже! Никто не укроется от Твоего Провидения и не избежит Твоих судеб. Тот же Саул не исполнил Божия повеления истребить амаликитян, тем самым навлек на себя безмерные бедствия и самую смерть. Как на верных весах все измеряется равновесием и перевесом, так у Бога все – правдой (ср.: Притч 16, 11).
Провидение Божие обнаруживается с величайшей мудростью: обыкновенно не каждое преступление наказывается тотчас же; но, с другой стороны, и не оставляется без наказания вовсе. Если бы не подвергал Бог наказанию ни одного злодеяния, то многие подумали бы, что никакого Провидения нет. Если же бы за каждым преступлением неотложно следовало наказание, в таком случае верили бы, что после смерти нет ни наград, ни наказаний. А потому Бог, наказывая только некоторых, обнаруживает Свое Провидение; когда же других не наказывает тотчас же по преступлении, то грозит им наказанием после смерти, в будущей жизни, если не покаятся в здешней.
На этом же основании одних праведников избавляет от бед и нападений, а других предает в руки безбожных для истязаний и мук. Все же совершается Богом премудро и весьма предусмотрительно: так Он трех еврейских отроков в раскаленной вавилонской печи сохранил невредимыми; семь же братий Маккавеев Бог попустил Антиоху замучить насмерть: как то, так и это совершилось по Божиему Провидению.
4
Подобными образом все противоположные явления, встречающиеся в настоящей жизни, мудро направляются Провидением Божиим: все житейские бедствия обращает Бог к нашей пользе и ко благу нашему; попускает сами грехопадения для совершения высочайших непостижимых таинственных дел Своего богоправления. Ибо и совершать добрые дела, и попускать злодеяния – свойство, исключительно принадлежащее одному Божественному Провидению.
Истинно, никогда Бог не допустил бы зла, если бы Он не был столь силен и добр, дабы из всякого злого дела не производил бы доброго последствия. Скажи по совести: когда в мире появлялось лютейшее и большее зло, как преступление Адамово и убиение Христа Спасителя (нового Адама)?
Однако ж первородный грех низвел Бога с неба на землю для воспринятая на Себя тела человеческого; смерть Христова сотворила нам небо и возвратила все, потерянное нами во Адаме. Превысочайший Бог – мудрейший Художник, превращающий всякое злое действие в причину наилучших последствий, подобно тому как из грубой массы добывается золото: любящим Бога… все содействует к благу
(Рим 8,28).
Согрешения Магдалины послужили многим поводом к исправлению себя; падение Петрово – бесчисленному множеству людей примером истинного покаяния; неверие Фомы многих утвердило в истине Воскресения Христова. Отсюда обнаруживается величайшая Божественная слава: «Жнешь, где не сеял»; Бог не посеял грехов, однако же от них собирает богатую жатву добродетелей. Воистину Бог мед из камене, и елей от тверда камене источает,
когда из величайших злодеяний производит благодетельнейшие последствия.
Таким же образом Провидение Божие бодрствует о нас и обо всем полезном для нас, и бодрствует неупустительно, так, что и малейшие наши теснения
телесные не оставляет незамеченными. Вследствие этого пусть каждый из нас при всякой немощи рассуждает так: «Болезнь эта произошла или от моей неосторожности, или по злобе человеческой, или же от чего-либо другого, во всяком случае она приключилась не без Божия Провидения, которое определило ее соответственно моим силам, так что ее начало, ее тяжесть (ослабление или усиление) зависят от Его Провидения.
Равным образом от Провидения Божия зависит способ врачевания и исцеления ее: оно вразумляет врача и указывает на средства или же противодействует всему по устроению и воле Божией: ибо и доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство – от Господа
(Сир 11, 14)». Равным образом должно рассуждать во всех испытаниях, что они предвидены и допущены Богом. Враг ли злословит и проклинает тебя? Знай, что все его хуления и слова, произносимые злобными устами, положены от века на весы Божия Провидения; сколько ему дозволено, столько и выскажет, и больше ни одного слова. Что же ты напрасно противишься и тщетно гневаешься?
Так точно размышляй и о всех других твоих бедствиях, происхождение которых, количество, тяжесть, продолжение и окончание предусмотрено Богом. Поэтому покорись Промыслу Божию, говоря с Псалмопевцем: Онемех и не отверзох уст моих
(Пс 38, 10). Да будет воля Твоя, о Боже мой, по Твоему Провидению и попущению все это устроилось. А поскольку Ты это сотворил, то я был бы нечестивым и беззаконником, если бы вознегодовал против Тебя. Итак, святой воле Твоей, о Боже мой, во всем повинуюсь и с благодарностью приемлю все от Тебя ниспосылаемое и терпеливо претерплю. Климент Александрийский утверждает, что все, о чем сказано было выше, познал и благоразумно обсудил тот, кто верен Богу и исповедует ту истину, что все в мире управляется и направляется к добру, а потому несмущенным сердцем мужественно переносит все испытания.
Истинно, не разумом человеческим, очень часто ошибающимся, но благоволением Божиим все направляется к наилучшему концу. Бог же иногда самыми ничтожными средствами беспрепятственно исполняет Свои предопределения: вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю
(Ис 46
,
9–10).
5
Означенное выше рассуждение о Провидении Божественном, повторяемое повседневно, утверждает в душе глубочайший мир и человеческую волю преклоняет к воле Божией и покоряет оной, и как это – сладостно и покойно! Ибо вручивший себя во всем Провидению Божию всецело пребывает свободным от всяких печалей и искушений: будет,
по слову Исаии,
жить в обители мира ив селениях безопасных, и в покоищах блаженных
(Ис 32, 18).
Потому один богодухновенный отец обыкновенно говорил: «Не будет человек иметь покоя в своем сердце, пока не уединится от всего, говоря: “Я
и
Бог
только одни в целом мире”»; а блаженный Августин восклицал: «О Боже мой! Ты имеешь о всяком человеке столько старательности (тщания), как бы об одном только человеке заботился: так и о всех, как о каждом»; святой же Григорий сказал: «Так Бог печется о каждом, как всех вообще имеет в виду, и так же обо всех промышляет, как бы только об одном».
Так о тебе, читатель, печется и имеет Провидение Бог, как бы Он ни о чем другом не заботится. Многочисленность народа, о котором печется Бог, не смущает Божия Провидения, не отягощает: для Него попечение об одном человеке таково же, как и о бесчисленных тысячах людей. Как прежде о Ное с семейством его или об одном Адаме в раю, так и теперь обо всех Бог имеет равное попечение и Промысл.
К этому своему Хранителю и надежному Попечителю пусть каждый взывает: Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему
(Песн 2, 16). Я почитаю Бога и храню все Его повеления так, как бы ничего другого не было в мире, о чем бы я мог заботиться и помышлять; и взаимно мое спасение находится в Божием попечении и хранении до такой степени тщательном, как будто бы кроме меня одного не было в мире ничего другого, о чем бы можно было заботиться Богу: Он весь принадлежит мне, а я – Ему.
Он Господь, управляющий мной, а я – покорный раб, готовый исполнять все повеления своего Господа; ибо Он постановил: «Помышляй ты обо Мне, Я же буду взаимно о тебе беспрестанно промышлять (заботиться о твоих потребностях), забудь ты самого себя, всегда же помни только обо Мне, так и Я буду помнить обещание Мое и иметь о тебе всегдашнее попечение». Истинно, Бог в милости и щедротах – всеобъемлющ: Он Провидением Своим охраняет и спасает также всех вообще, как и каждого порознь: На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых
(Притч 15, 3);
пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его
(там же, 5,21).
О если бы доброхотно погрузились в недосягаемую глубину Отеческого провидения, то каждый с непоколебимой уверенностью мог бы сказать о себе: Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя
(Господь – мой хранитель, я не буду оставлен в скудости и опасностях, Господь сохранит меня и во всем обеспечит) (Пс 22,1–2).
Если любим покой души, если желаем надеяться на Бога, если намереваемся жить во всем по воле Божией, то нам необходимо всегда иметь пред очами Провидение Божие: чем сильнее будем уповать на него, тем усерднее станем исполнять волю Божию.
Свт. Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский
«Илиотропион, или cообразование с Божественной волей»
Провидение в философии
Представители многих философских школ разрабатывали своё понимание термина провидение. Каждая из теорий имеет право на жизнь, так как на сегодняшний день не известно, как на самом деле действует этот «механизм». Следует заметить, что все теории основываются на одном и том же — божественном вмешательстве в дела человеческие. Но принцип «действия» в каждой теории отличный. Например, Сократ понимал действие высшего разума, как основу основ добра. Но подобное утверждение во многом не отвечает реальности, потому что оно откидывает все проявления человеческого зла. Совершенно иное понимание провидения даётся Филоном Александрийским. Согласно его теории провидение – это действия верховного божества или разума, направленные на достижения равновесия в мире путём использования всех необходимых способов. Этим обуславливается появление зла, потому что не всегда удаётся только при помощи добра добиться желаемого результата.
Провидение – это весомая часть всей античной философии. Это знание развивалось и в конечном итоге перекачивало в религиозные верования, которые начали активное развитие во времена средневековья.
Жизненный путь
Любой человек должен выбрать для себя жизненный путь. Найти свое признание, означает жить по Библейским постулатам, служить Богу и помогать людям.
Кем станет отдельный индивид – его личное дело. Всевышний Творец не вынуждает к принятию конкретного призвания, но благодаря проведениям оберегает и направляет в истинный путь:
- Время
. Молодым людям нужно как можно быстрее научиться читать Божьи проведения – чем длиннее за плечами жизненный путь, тем тяжелее найти свою истинную цель. - Разрушение
. Грех, то ли это азартные игры, пьянство или прелюбодейство, зачастую сбивают сына Божьего с правильного пути. Такой образ жизни ведет к разрушению духовного и физического состояния человека, и, скорее всего, к данной особи придут судьбоносные провидения. - Достаток
. Невозможно каждому иметь успешное дело, несущее человеку огромные материальные богатства. Благодаря знакам Господним, многие из тех, кто имеют «малое», увеличивают свое мировоззрение и радуются жизни, хорошему здоровью и гармонии в семье.
«Божья рука» в истории человечества
Многие случаи, которые происходят в нашей жизни, многие считают случайными. На самом деле это не так, на все воля Божья, и непонятно по какому бы сценарию пошла история человечества, если бы:
- Осенью 1895 года Вильгем Ренген случайно не открыл бы «волшебный луч», и не спас Европу от эпидемии туберкулеза.
- Зимой 1938 года физики Германского Рейха не смогли найти «последний ключик» к созданию атомной бомбы, что помогло уберечь мир от ядерного уничтожения.
- Американец Морис Хиллеман не произвел блестящую серию открытий вакцин, которые остановили такие болезни как корь, гепатит А, ветряная оспа. По подсчетам медиков, знаменитый биолог только в одном 1957 году спас жизни для 30 миллионов человек.
Ссылки [ править ]
- «Провидение» . Краткий Оксфордский словарь мировых религий
. Encyclopedia.com . Проверено 17 июля 2014 . - «Сотворение, провидение и чудо» . Разумная вера . Проверено 20 мая 2014 .
- «провидение» . «Интернет-этимологический словарь»
. 2021. - «провидение» . Словарь английского языка американского наследия
(5-е изд.). Бостон: Houghton Mifflin Harcourt . - «провидение» . Лексико
. Издательство Оксфордского университета и Dictionary.com. 2019. - Уокер, Лесли. «Божественное провидение.» Католическая энциклопедия Vol. 12. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1911. 19 ноября 2021 г.
- Мюллер, JT, Христианская догматика
. Издательство «Конкордия». 1934. pp. 189–195 и Fuerbringer, L.,
Concordia Cyclopedia
Concordia Publishing House. 1927. с. 635 истатья « Христианской циклопедии» о Божественном провидении. Для дальнейшего чтения см . Проверочные тексты катехизиса с практическим комментарием, раздел «Божественное провидение» , стр. 212, Wessel, Louis, опубликовано в Theological Quarterly, Vol. 11, 1909 г. - Мюллер, Стивен П., призванный верить, учить и исповедовать
. Wipf и Stock. 2005. С. 122–123. - Мюллер, JT, Христианская догматика
. Издательство Concordia: 1934. С. 190 и Эдвард. WA,
Краткое объяснение малого катехизиса доктора Мартина Лютера
. Издательство «Конкордия». 1946. с. 165. и Божественное провидение и человеческие невзгоды. Архивировано 7 июля 2010 г.в Wayback Machine Маркусом О. Кёпселлом. - Работы Лютера Vol. 1 Лекции по книге Бытия, главы 1-5, страницы 25, 47
- «Малый катехизис Лютера, Апостольский символ веры» . Bookofconcord.com . Проверено 17 июля 2014 .
- ^ ab
Большой катехизис Лютера, Первая заповедь - https://livingorthodoxfaith.blogspot.co.za/2009/11/divine-providence-by-st-john-of-tobolsk.html
- С. Уоррен, Сборник богословских сочинений Сведенборга, стр. 480
- Сведенборг, E. Божественное Провидение, примечание 71-73.
- «Авраам 3» . ChurchofJesusChrist.org
. Проверено 18 октября 2021 . - «У меня есть вопрос — прапорщик декабрь 1990 — прапорщик» . ChurchofJesusChrist.org
. Проверено 18 октября 2021 . - «Предопределение — Энциклопедия мормонизма» . eom.byu.edu
. Проверено 18 октября 2021 . - ^ abcd
Расбанд, старейшина Рональд А. «По божественному замыслу — старейшина Рональд А. Расбанд» .
ChurchofJesusChrist.org
. Проверено 18 октября 2021 . - ^ ab
«1 Нефий 4» .
ChurchofJesusChrist.org
. Проверено 18 октября 2021 . - «Геламан 4» . ChurchofJesusChrist.org
. Проверено 18 октября 2021 . - «Безошибочность и ее последствия для авторитета: текстовые критические соображения при формулировании евангелической доктрины Священного Писания» . Quodlibet
.
4
(4). Ноября 2002 года Архивировано из оригинала на 2011-11-17 . Проверено 23 октября 2011 . - Вестминстерское исповедание веры , I.viii.
- Эдвард Ф. Хиллс , версия короля Джеймса защищена!
С. 199-200.
Провидение: общая характеристика термина
В самом узком понимании провидение – это процесс влияния, регулирования и координирования людей, их поведения, судьбы, процесса жизнедеятельности, чувств и эмоций неким сверхъестественным существом, другими словами, божеством. Подобная дефиниция термина очень сложна и непонятна, но даже тут можно выделить рациональное зерно. Учёные предположили, что бог всё-таки существует. Более того, имея разум и силу, он способен влиять на мир людей. Таким образом, провидение – это деятельность сверхъестественного существа, называемого богом.
Вопрос провидения всегда будоражил умы учёных на протяжении многих веков. Впервые этой проблематикой занялись философы древней Греции. Именно благодаря их рассуждениям учёные других отраслевых наук (теологии, истории и логики) могут не просто предположить, а воспользоваться полученными ранее знаниями по поводу вопроса провидения.
2.2. Цель провидения восстановления
В чем состоит цель провидения восстановления? В создании Царс-
тва Небесного, Божьего объекта добра, представляющего собой осуществление Божьей цели творения. Центром Царства Небесного на земле должны быть люди. Поэтому, чтобы задуманное воплотилось в жизнь, Бог создал прародителей человечества. Однако они совершили грехопадение, и Его воля не была исполнена. С этого момента основной целью провидения восстановления стало восстановление Царства Небесного на земле. Иисус, пришедший, чтобы осуществить эту цель, говорил своим ученикам, чтобы они молились об исполнении воли Бога “и на земле, как на небе” (Матф. 6:10), и призывал людей к покаянию, “ибо приблизилось Царство Небесное” (Матф. 4:17). Его слова — свидетельство того, что целью провидения восстановления является не что иное, как восстановление Царства Небесного на земле.
Из отеческой руки Его
Позвольте завершить мой ответ прекрасным примером из истории. Это вопрос 27 из Гейдельбергского катехизиса (1563).
Вопрос:
Как вы понимаете Божье провидение?
Ответ:
Как всемогущую и вездесущую силу Божью, которой Он хранит небеса, землю и все творения Его, и так правит ими, что злаки и травы, дожди и засухи, урожайные и бесплодные годы, еда и питие, здоровье и болезнь, богатство и бедность — всё это приходит к нам не случайно, но из отеческой руки Его.
Итак, Божье провидение – это Его мудрая и целенаправленная суверенность.
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы по теме Божественного провидения . |
Христианские материалы [ править ]
- Глава систематического богословия
Чарльза Ходжа о провидении в христианской классической эфирной библиотеке - Summa Theologica: Провидение Божье Фомы Аквинского. Традиционное учение католической церкви
- Провидение Реджинальда Гарригу-Лагранжа, OP
- Божий Промысл по Джеймс Монтгомери Бойс
- Диалог 4, 13 «О Божественном провидении»: LH, воскресенье, 19-я неделя, ИЛИ
. по Святой Екатерины Сиена - Тайна Провидения
на Джоне Флавел , ISBN 0-85151-104-X -a пуританин классический на тему - Стэнфорд энциклопедия философии
вступления - Сотворение, провидение и чудо
- Божественное провидение , Эмануэль Сведенборг
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Божественное провидение» . Католическая энциклопедия
. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.