Гимн надежды на Творца: когда и как правильно читать псалом 120

Псалом 120 — это песнь иудея, находящегося в плену на чужбине, в ней говорится о вере и надежде на помощь Творца. Некоторые источники сообщают, что песнопение имеет название «Псалом воина» или «Псалом путника». Одному Бог помогает на поле сражения, другому дает силы преодолевать все испытания трудного путешествия.

Автор и история написания

Единой теории о происхождении 120-й песни не существует. По одной из версий она была написана евреями, плененными в Вавилоне. Иные богословы считают, что псалом был создан, когда те возвращались домой. Однако некоторые теологи утверждают, что текст пришел Давиду во время противостояния с врагами. По их словам, именно поэтому некоторые источники называют молитву-гимн «Псалом воина». Правда, есть еще одна теория, полностью противоположная – властитель Древнего Израиля написал песнь для путешествий и читал ее, когда отправлялся в дальний путь.


Псалом 120 возносит хвалу Создателю, возлагая на Него надежды

Читаем Псалтирь. Псалом 120

Аудио

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири. Дорогие братья и сестры, сегодня будем говорить о 120-м псалме.
120-й псалом имеет преднаписание: «Песнь степеней 120». Вторая степень, говорят святые отцы, богомыслия. Мы говорили о ступенях как о восхождении израильского народа из вавилонского пленения в Иерусалим. Ну и в духовном смысле мы понимаем, что такое ступени, что такое восхождение. Восхождение от земли к Небу, восхождение от греховной жизни к жизни благочестивой, к жизни духовной. Псалмы имеют огромное значение, ведь они говорят о нашем жизненном пути, о нашем духовном пути, связывая его с духовным восхождением евреев, вышедших из вавилонского пленения. Каждое пленение, любое страдание в жизни возвышает человека, дает ему возможность подумать о духовном, оценить свою жизнь и вернуться от греховной жизни к благочестивой.

«Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя». Горами здесь называются Небеса – человек, обращаясь к Богу, смотрит на Небо. И когда он обращается к Богу за помощью, Господь помогает ему. Невозможно совершить никакое доброе дело без молитвы. Недаром святые отцы призывают нас молиться прежде всякого нашего дела. Тем паче невозможно вернуться домой, невозможно совершить путь без Божия благословения. Наши предки не случайно говорили: «Без Бога ни до порога». Если ты начинаешь какое-то великое дело, то должен обязательно обращаться к Богу, возводить очи свои на небо или возводить очи свои в гору, просить Бога о помощи, и тогда Господь ниспошлет эту помощь. Некоторые святые отцы говорят, что горы – это еще и ангелы, к которым мы также обращаемся, чтобы они сохраняли нас на нашем жизненном пути. В жизни необходимо, чтобы Господь посылал Свое благословение, укреплял, давал нам возможность пройти жизненный путь, преодолевая все испытания, и, конечно же, необходим ангел-хранитель. Некоторые отцы говорят,«возведох очи мои в горы» означает, что мы должны обращать внимание на свою жизнь: она же связана с исполнением заповедей Божиих – если мы сохраняем заповеди Божии в течение всей своей жизни, то и Господь помогает нам, не отворачивает Своего лица от нас, но всегда сопутствует нам Своею благодатью и всесильной помощью.

«Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю» – удивительно глубокие слова, и сам по себе псалом замечательный: он всегда дает человеку утешение. Встречаясь на жизненном пути с большими препятствиями и трудностями, очень часто мы не знаем, как с ними справиться, и от этого нас посещает уныние, отчаяние. Но человек не должен забывать, что есть Тот, Кто может помочь. Мы, правда, часто думаем, что в той или иной ситуации нам поможет наше богатство или сильные мира сего. Но верующий человек понимает, что «всяк человек ложь»; «не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения»: невозможно человеку надеяться на средства – мы видим, сколько владеющих громадными богатствами, а при трудных заболеваниях и они не могут себе помочь. Или бывают обстоятельства, когда деньги не спасают от преследований, которые могут совершаться в этом мире. И мы понимаем, что все ложно, и все это не является спасительным для нас, но Господь, конечно, выведет человека из любой сложной ситуации.

«Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю». Показана и сила Божия, и истинность нашего богопочитания. Мы кланяемся не тому богу, говорят святые отцы, что сделан из дерева или камня руками человеческими, мы не являемся идолопоклонниками – мы поклонники Бога истинного, Творца Неба и земли. А если Он Творец Неба и земли, то какими же Он обладает силой и человеколюбием, ведь Он сотворил этот замечательный, удивительный, прекрасный мир для человека! Сколько блага Он вложил в него, сколько логики, чтобы мы жили согласно с Божественным творением и в то же время понимали, что происходит в этом мире. Господь сотворил мир не изменчивый, а сделал его понятным, логичным, и эта логика рассматривается, и покоряется нашим разумом, поэтому мы можем идти в ногу с этим миром, даже можем предвидеть, какая будет погода, какие будут события. Мы подстраиваем сельское хозяйство и даже всю нашу жизнь согласно тем событиям, которые могут совершиться в нашей природе – как бы предопределяем, что будет, от чего нужно уберечься, как можно рассчитать свое время, ибо Господь так сотворил мир: не потому, что мы стали такими великими, – мы просто начинаем понимать Божие творение. Бог вложил в этот мир свои законы, они действуют, не нарушаются, поэтому мы и почитаем Бога, и обращаемся к Нему – к великому истинному Богу, Который не только Творец и Создатель, но Который любит Свое создание и любит Свое творение, и поэтому Он никогда нас не оставит. Он Сам сказал: «Просите – и дастся вам, ищите и обрящете, стучите – и отверзется вам». И поэтому Псалмопевец так глубоко говорит: «Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю».

«Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя». Действительно, Господь никогда не оставляет человека, но он сам должен стремиться сохранить свою ногу: здесь говорится и о братолюбии, и о молитве за ближних; и, конечно же, это наставление каждому, чтобы он думал, каким путем ходит в своей жизни. Можно идти скользким путем, говорят святые отцы, где грех беззакония и неправда, но тогда ты не сможешь удержаться, тогда ты причинишь себе сильную боль своим падением. Не нужно идти и путем поиска жизненных богатств, удовольствий. Все это временное, все очень быстро проходит. А самое главное, это не дает тебе опоры в вечности. Поэтому иди путем добродетельной жизни, исполняй заповеди Его, и тогда Господь действительно тебя сохранит. Мы знаем, если человек задремал, то он проспал что-то очень важное, что может произойти в его доме или с ним. Дремлющий человек лишен способности видеть и иметь бдительность. А Господь говорит нам, чтобы мы были бдительными и молились, и тогда мы «не вниде в напасть». И Сам Господь того, кто идет по заповеди Божией, постоянно хранит, «се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля». Очень глубокое суждение Псалмопевца, как Господь хранил Древний Израиль.

Ты, имеющий разум, должен иметь и рассуждение, и читать Священное Писание. Когда мы читаем Священное Писание, в том числе и Ветхий Завет, глубина наполняет наше сердце. Мы начинаем понимать, что Господь Древний Израиль сохранял тогда, когда он шел путем исполнения заповедей Божьих, когда он не прекословил Господу, когда он шел тем путем, который Господь указывал ему. Хранил его везде и всюду, от выхода из Египта до обретения обетованной земли – какие там были испытания и как Господь заботился: как детей сохраняют родители свои, так и Господь оберегал Древний Израиль. Так Господь оберегает и Новый Израиль – весь христианский мир, сохраняет Своей любовью. И вот здесь Псалмопевец указывает именно: смотрите, как Господь не дремлет – «ниже уснет храняй Израиля». Никогда Господь не оставит верных Своих: «Если мать забудет отроча свое, то Аз никогда не забуду вас», – говорит Он.

«Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою» – Псалмопевец опять усугубляет, он говорит: «Господь сохранит тя!» Господь будет покровом – но не просто так, опять-таки на руку десную твою. Если говорится о десной (правой) руке, то Господь будет всегда по правую сторону с тобой, то есть когда ты будешь идти правильным путем – не только стремиться исполнить заповеди Божии, но и проводить жизнь добродетельную: для Бога очень важно, чтобы человек жил деятельною жизнью, говорят святые отцы. Не только имел глубокую веру, не только сохранял себя, но через это еще и находил в себе силы творить добрые дела.

Господь говорит, насколько важна наша деятельность и наша деятельная вера, которая будет привлекать великое милосердие Божие. Он никогда не оставит человека праведного без хлеба, без попечения и без заботы, Он будет заботиться и о его душе. Вот Псалмопевец и говорит, чтобы мы не вступали на путь скользкий, чтобы ноги наши не пошатнулись, чтобы мы через это не уничтожили и не убили себя – и духовно, и физически.

«Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию» – опять-таки говорится о таком попечении, что даже яркое солнце и луна не принесут тебе никакого вреда: ни днем, ни ночью Господь не оставит тебя. Святые отцы говорят, что солнце освещает путь, солнце согревает, но грешного человека оно обжигает. Поэтому здесь снова – стремление к исполнению заповедей Божиих, жить в согласии с Господом и со своей совестью. Тогда Господь тебя не оставит, и никто никогда не сможет причинить тебе абсолютно никакого вреда – ни днем, ни ночью, ни в другие дни, и светила, что есть в этой вселенной, также будут служить тебе, освещая твой путь и согревая тебя, не будут жечь, не будут расслаблять тебя.

«Господь сохранит тя от всякаго зла, сохранит душу твою Господь». Очень важно помнить, что Господь сохранит тебя от всякого зла, не попустит тебе искушений, которые просто могут или сломать тебя, или причинить зло. Господь будет сохранять душу твою, заботиться о твоем духовном совершенствовании и духовном восхождении. Но мы должны понимать, что искушения, что совершаются с нами, необходимы, чтобы мы отошли от пути греховного, уводящего нас от Господа. И мы сами понимаем, что мы приходим в себя только тогда, когда встречаемся с трудностями, которые невозможно преодолеть и которые находятся только в руках Божиих: особенно когда посещает серьезная болезнь, ты начинаешь понимать, что жизнь твоя в руках Божиих. И только тогда к тебе приходит мысль: «Да, я живу неправильной жизнью – мне нужно ее исправить». Начинаем вспоминать о Господе, вспоминать, что есть здесь, на земле, Церковь Христова, что мы давно не были в храме, а сколько грехов уже накопилось, – и тогда начинает пробуждаться в нас желание пойти в храм Божий покаяться, обязательно причаститься.

Вот и думаешь: для чего же посылаются испытания, искушения в нашей жизни? Чтобы мы приблизились к Богу, чтобы мы примирились с Богом, чтобы начали жизнь духовную, что и Господь заботится о нас, чтобы имели награду в вечности, чтобы каждый из нас имел обитель. «В доме Отца Моего обителей много» – каждый будет иметь свой уголочек в Царствии Небесном. Но не может войти человек туда без желания и без очищения, без покаяния. Господь посылает испытания, чтобы мы пришли в себя. Но если человек живет правильным путем? Тогда, отвечает Псалмопевец, Господь сохранит от всякого зла, сохранит Господь душу твою: такому человеку не нужны испытания и трудности. Конечно, идет борьба за такого человека с врагом рода человеческого – он ничего не терпит святого. Так что на пути праведного враг рода человеческого устанавливает сети – чтобы поймать его, искусить. Поэтому, пока мы живем, мы не должны забывать, что враг рода человеческого может уловить нас в свои сети в самый даже последний момент нашей жизни, когда может из сердца вырваться отчаяние, какая-то хула, которая перечеркнет нашу жизнь. Вот Псалмопевец и говорит: Господь не дремлет, но «храняй праведного» – хранит праведного. Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века.

Удивительно теплый псалом! Какими же глубокими словами он заканчивается: Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века. Конечно, мы можем говорить о исхождении и вхождении – это и вхождение в эту жизнь, и исход из этой жизни, и вхождение в дом, и исхождение из него, и наше пребывание в доме… И всегда Господь сохранит тебя. Это очень важно: здесь просматривается и один день нашей жизни на земле, и целая жизнь. Конечно, мы не знаем, выходя из дома, что может произойти с нами. И родители здесь всегда заботятся о своих детях, стараются осенить их крестным знамением, чтобы с ними было все хорошо, или сказать им: «С Богом, дети мои», ибо только Господь может сохранить. Что ждет нас этим днем? Мы не знаем. Дом, конечно, прибежище наше: там и стены помогают, и иконочки окружают нас, но мы выходим в мир, который чем только не исполнен, – это котел бурлящий и кипящий не только добром, но и всякими гадами, как духовными, так и земными. И здесь мы начинаем понимать, что без Божией помощи невозможно прожить даже день, который может либо подарить нам жизнь и счастье, либо уничтожит нас.

Поэтому Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века. Это очень глубокие слова, которые показывают, как важно нам быть с Богом, чтобы Господь сохранял нас. Ведь жизнь настолько жестока, что мы не сможем себя сберечь: нас может подстеречь какое-то испытание, какое-то искушение в любую минуту нашей жизни. Почему Священное Писание и говорит: «Прежде смерти никого не называй блаженным: при кончине человека открываются дела его и участь его». И в то же время блаженным мужем может стать тот, кто в последнюю минуту принес покаяние Господу. Мы не можем судить о человеческой жизни, и Господь нас призывает полагать суд только во власти Божией. Бог знает, что с человеком: сегодня он грешил, сегодня он был разбойником, а завтра он становится благоразумным разбойником, который во едином часе становится участником райской жизни. Это великое чудо и милосердие Божие. А в то же время мы читаем жития святых угодников Божиих и старцев, которые могли согрешить в последние годы своей жизни, когда уже и страсти-то, казалось бы, не могут подступить к ним – они подступали, и враг рода человеческого стремился через это украсть их душу. Поэтому Священное Писание и говорит вам: «Прежде смерти никого не называй блаженным».

Глубочайший псалом: по глубине, красоте, утешительной силе мы найдем таких псалмов в Псалтири немного. Я думаю, что он приличествует для утешения каждому христианину, который стремится благочестиво прожить свою жизнь. И когда встречается с искушениями, он должен петь этот псалом, и тогда перед ним откроются удивительные, глубокие слова: «помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю».

Толкование и значение псалма 120

«Песнь восхождения», как написано в начале этого текста, – предписание, не раз встречающееся в Библии. При синодальном переводе его можно увидеть при чтении 119-133 псалмов Псалитря. Богословы делят толкование молитвы на несколько частей:

  • Первые два стиха полны надежды к Создателю, называя Его единственным, кто может помочь («Помощь моя от Господа, сотворившего землю и небо»). Человек должен уповать только на Всевышнего, чаще обращать свой взор к небу и возносить молитвы.
  • Следующая часть рассказывает о заботящемся Творце, который всегда протягивает руку помощи нуждающимся.

Слова «возвожу очи» не просто так часто упоминаются в тексте. В их основе лежит традиция евреев читать молитвы, повернувшись к горе Сион – обиталище Бога Отца.

  • 5-6 стихи говорят о том, что Господь неустанно наблюдает за человеком, постоянно находится рядом, дает силы и веру. Он никого не оставляет без внимания, ни единого шага или поступка.
  • В последних двух стихах идет отсылка к множественным лишениям еврейского народа. Тут же красной нитью проходит мысль, что Творец никогда не оставит страждущих и будет хранить их при любых обстоятельствах.

История псалма 120

Нет достоверной информации об истории создания этого текста, но выдвигается несколько версий. Автор убеждает себя в том, что Господь непременно окажет поддержку и заверяет в этом других людей.

Об авторе

Традиционно считается, что авторство псалмов принадлежит Давиду, второму царю Израиля, отцу Соломона. Правил он справедливо и мудро, но был не без греха. Желая сделать Вирсавию своей женой, он умышлено отправил ее мужа Урию на верную смерть, за что впоследствии вынужден был терпеть скорби.

Кроме псалмов, Давид написал следующие произведения:

  • три плача;
  • гимн;
  • песнь (завещание).

История написания

Исследователи выдвигают несколько версий о том, при каких обстоятельствах был написан 120-й псалом.

Основные мнения:

  1. Давид написал текст псалма во время сражения. Он доверил свою жизнь Господу, моля Его о защите псалмопевца в день битвы.
  2. Давид сотворил песнопение, находясь в пути. Предназначалось оно для чтения при совершении поездок в дальние страны.
  3. Большинство толкователей придерживаются третьей точки зрения: текст был написан во время вавилонского пленения евреев или в период их возвращения на родную землю в Иерусалим.

Как и когда читать молитвенное обращение

Псалом 120 входит в 18-ю кафизму и читается ежемесячно во время полуночницы. Вместе с ним также произносят еще несколько молитв:

  • «Приидите, поклонимся… »;
  • «Трисвятое»;
  • Аллилуия (трижды);
  • «Господи, помилуй»;
  • Слава;
  • о поминовении живых и усопших.

Во время богослужения кафизму читают на церковнославянском языке, однако дома обращаться к Создателю можно на русском. Молитву произносят полушепотом, будто напевая строки.

Если возникает необходимость прерваться, текст заново зачитывается с того места, на котором остановились.


Перед чтением псалма произносят молитвы


Во время молебна должна гореть свеча Молитву произносят полушепотом

Для чего читают

В иудаизме псалом читается во время поста, когда на землю наступает бездождие, и при обряде благословения новой луны, происходящем ежемесячно. Сефарды читают его вместе с тремя другими псалмами на субботней утренней молитве. Существует традиция, при которой готовящаяся к родам женщина вешает текст молитвословия над своей кроватью.

В христианстве это песнопение включено в чинопоследование великой вечерни. Подобной традиции по сей день придерживается армянская церковь.

В синодальном переводе перед несколькими псалмами (с 119 по 133) ставится одинаковая подпись — «Песнь восхождения». У евреев во время богослужения они читаются один за другим. Эти песнопения объединены одной главной мыслью и имеют похожий смысл. Они составляют как бы отдельный сборник внутри Псалтири.

Название «Песнь восхождения» означает, что это песнопение исполнялось при возвращении народа из вавилонского плена и восхождении его на Иерусалимскую гору и во время особых богослужений. Такое мнение высказывают многие толкователи. По мнению Иоанна Златоуста, наименование имеет переносное значение — восхождение по ступеням добродетелей, ведущих человека к Небесному граду. Текст пели также паломники, которые приходили на праздник в Иерусалим.

Текст псалма 120 на русском языке

Современный перевод помогает не только понять смысл песни-гимна, но также глубже проникнуть в ее суть. Искренние слова, вознесенные к Господу Богу, помогут укрепить дух, обрести веру и должно прославить Небесного Творца.

Песнь восхождения.

1 Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя.

2 Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю.

3 Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя;

4 не дремлет и не спит хранящий Израиля.

5 Господь — хранитель твой; Господь — сень твоя с правой руки твоей.

6 Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью.

7 Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою (Господь).

8 Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек.

Истинно верующие христиане читают Псалтирь на протяжении всей своей жизни, получив благословение у священника. Такое ежедневное обращение к Всевышнему помогает укрепиться надежде, что Бог никогда не оставит своих детей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Толкование

Чтобы правильно растолковать псалом 120, его необходимо разделить на отдельные части, изучив внимательно каждую отдельно:

  • Стихи 1 и 2: найти утешение праведники могут лишь в Господе. В трудную минуту Он дарит христианам силы для борьбы. В беде необходимо рассчитывать не только на себя, но и на Всевышнего.
  • Стихи 3 и 4: Бог владеет всем, что есть на земле. Он никогда не дремлет, всегда отвечает почитающим Его.
  • Стихи 5 и 6: описание образа Господа. Акцент сделан также на том, что судьба праведного, если она непроста, всегда облегчается Им, если вера в Него сильна.
  • Стихи 7 и 8: Всевышний рядом, он не оставит избранный народ в сложной ситуации.

Псалом Давида 120

  • История написания
  • Толкование псалма
  • Правила чтения

Не все псалмы в Псалтири принадлежат руке царя Давида, но каждый из них является достоянием еврейского избранного народа, а сегодня каждого христианина, исповедующего веру в Иисуса Христа и Святую Троицу. Псалом 120 является гимном надежды на Творца, когда человек во всеуслышание заявляется, что полагается только на небесного Отца и не на кого более.

Толкование псалма

Предписание перед текстом «Песнь восхождения» означает, что текст читали при возвращении из плена, при восхождении на Иерусалимскую гору и в особых богослужениях. Толковать его можно по частям:

  1. Стихи 1-2: евреи полагались на Бога как на Единственный источник Силы и Утешения. Христианам также следует придерживаться этой позиции. Человек не должен надеяться на другого человека, на счастливое стечение обстоятельств или на удачу. Следует почаще смотреть на небо, понимая, что только оттуда может прийти помощь верующему. Люди должны чаще доверяться Творцу, даже в тяжёлых испытаниях, если Он не поможет, то никто не сможет спасти человека.
  2. Стихи 3-4: идет речь о постоянной заботе и контроле Богом человека и Земли. Бог не спит, Он не просыпает свое дежурство — Он всегда рядом и всегда помогает человеку. Люди должны настойчиво просить Творца об избавлении, помня, что только Отец Небесный способен помочь. Часто встречаются слова «возвожу очи» — это связано с еврейской традицией молиться в сторону храмовой горы или горы Сион, где по обетованию пребывает Господь.
  3. Стихи 5-6: характеризуются черты Господа — Он хранитель и сень, т.е. тень и сила. Именно постоянное присутствие Бога в жизни помогает человеку справляться со всеми трудностями. Бог пытается облегчить судьбу, дает силы совершать все поступки. Пребывает рядом в любое время «днем и ночью», т.е. в счастливое время жизни и во время трудностей.
    Псалмопевец Давид побуждает находить утешение, уповая на Господа
  4. Стихи 7-8: Творец не оставит свое творение никогда. Тут идет отсылка к многочисленным пленениям израильского народа и ободрение, что Бог не оставит никогда, ни на свободе, ни в плену и будет хранить Свой народ всегда.

Важно! Несмотря на то, что псалом тесно связан с многочисленными трудностями израильского народа, сегодня каждый христианин может читать его и укреплять свою надежду на Господа.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]