Епископ Пахомий (Брусков) |
Пахомий (Брусков)
(род. 1976), епископ Покровский и Николаевский, священноархимандрит Иргизского Воскресенского монастыря, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви В миру Брусков Дмитрий Александрович, родился 5 июля 1976 года в городе Москве. В том же году крещён в Московской церкви Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках.
В 1983 году поступил в среднюю школу № 671 города Москвы, в 1989 году поступил в Московский технический лицей № 1 и в 1993 году его окончил.
В 1993 году поступил в Московский государственный технологический университет «Станкин» (Станко-инструментальный институт) на факультет информационных технологий и в 1997 году закончил обучение по специальности «Системы автоматизированного проектирования». Присуждена степень бакалавра техники и технологий по направлению «Автоматизация и управление».
В 1997 году поступил послушником на московское подворье Троице-Сергиевой лавры. В 1998 году принят в число братии Троице-Сергиевой лавры.
В 1998-2002 годах обучался на заочном секторе Московской духовной семинарии.
1 апреля 1999 года пострижен в монашество с именем в честь преподобного Пахомия Великого. Постриг на московском подворье Троице-Сергиевой лавры совершил игумен Лонгин (Корчагин).
23 июля 2000 года рукоположен в сан иеродиакона в храме Всех святых на Соколе города Москвы архиепископом Бронницким Тихоном (Емельяновым).
В 2003 году переведён в Саратовскую епархию.
28 августа 2003 года рукоположен в сан иеромонаха в соборе Сошествия Святого Духа города Саратова епископом Саратовским и Вольским Лонгином (Корчагиным).
С 29 августа 2003 года служил в архиерейском храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
3 декабря 2003 года назначен экономом Свято-Троицкого собора города Саратова.
С 23 января 2004 года по до 13 декабря 2011 года служил настоятелем того же собора [1].
11 января 2006 года назначен председателем архитектурно-реставрационного отдела Саратовской епархии.
Архимандрит Пахомий (Брусков) |
8 апреля 2007 года возведён в сан игумена.
С 2005 года — духовник Саратовского регионального общества трезвости и здоровья. С 2007 года — преподаватель в Саратовской духовной семинарии. С 2007 года — член Президиума регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В 2008-2010 годах — членом Общественной палаты Саратовской области.
6 октября 2011 года решением Священного Синода избран епископом Покровским и Николаевским.
14 октября 2011 года возведён в сан архимандрита.
3 декабря 2011 года был наречён, а 19 декабря — хиротонисан во епископа Покровского и Николаевского. Хиротонию в Спасо-Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев). Ему сослужили: митрополиты Астанайский и Казахстанский Александр (Могилёв), Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков), Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин); архиепископы Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн (Тимофеев), Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), Егорьевский Марк (Головков); епископы Пензенский и Кузнецкий Вениамин (Зарицкий), Солнечногорский Сергий (Чашин), Нежинский и Прилукский Ириней (Семко), Балашовский и Ртищевский Тарасий (Владимиров).
4 октября 2012 года был утверждён священноархимандритом Иргизского Воскресенского монастыря [2].
С 15 октября 2021 года включён в состав комиссии по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви [3].
Епископ Покровский и Николаевский Пахомий. Пища для нашей души
— Владыка, скажите, пожалуйста, какие книги относятся к духовной литературе? Как можно определить это понятие?
— Понятие «духовная литература» достаточно широкое. Это целый ряд книг на различную тематику. Часто к духовной литературе относят труды святых подвижников, которые излагают в них опыт своей духовной жизни. Главный критерий духовности литературы — ее соответствие евангельскому духу. Эти книги помогают понять Евангелие, познать Божественный мир, духовно совершенствоваться, учиться молитве, а самое главное — научиться сверять свои поступки с заповедями Христа.
В современном мире понятия «духовность» и «духовное развитие» приобрели несколько иной смысл, чем тот, который вкладывается в него в христианстве. Православный человек в понятие «духовность» вкладывает развитие души человека, стремление ее к Богу. Поэтому можно, наверное, говорить о мусульманской, буддистской духовности. Из этого сегодня исходят авторы курса Основы религиозных культур и светской этики, предполагая наличие конфессиональной духовности. А говорить о некой абстрактной духовности, когда человек просто представляет себе образы, понятия некой туманной духовной жизни, несерьезно. Порой это может даже привести к трагедии. Потому что, не желая разобраться в духовном, сверхъестественном мире, человек может попасть под власть духов падших и серьезно повредиться.
— С чего человеку нужно начать знакомство с миром духовной литературы: с серьезных трудов или с азов?
— Первая духовная книга, которую нужно прочитать каждому человеку, — это Евангелие. Потом стоит познакомиться с толкованием Священного Писания. Потому что Евангелие достаточно специфическая книга, в ней много глубоких образов, исторических аллюзий, примеров. Для того чтобы их понять, нужно иметь определенный навык, знания, понятийный аппарат. Многие святоотеческие творения позволяют правильно истолковать Священное Писание, помогают понять, о чем нам говорит и чему нас учит Христос. Можно посоветовать, например, труды святителя Иоанна Златоуста или Феофилакта Болгарского.
А дальше нужно идти широким фронтом. С одной стороны, церковная жизнь определяется внешними действиями, набором правил внешнего поведения. По этому поводу в наши дни выпускается множество хорошей литературы. Обязательно стоит прочесть «Закон Божий», в котором рассказывается о том, что такое храм, как в нем себя правильно вести, как исповедоваться, причащаться.
Второе важное направление — развитие внутренней духовной жизни человека. Потому что можно научиться соблюдать все правила внешнего христианского благочестия, но при этом особо и не понимать, что происходит в Церкви и что такое духовная жизнь. Обязательно нужно знакомиться со святоотеческой литературой. Каждому христианину нужно прочитать «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, «Невидимую брань» Никодима Святогорца. Потому что это своего рода букварь духовной жизни. Чтобы Евангелие применить в своей жизни, нужен пример подвижников, чьи труды, подвиги, искания мы встречаем на страницах духовных книг.
— Современный человек часто ссылается на нехватку времени, которое можно было бы выделить для серьезного чтения. Что бы Вы посоветовали?
— Я не думаю, что это проблема только современного человека, вряд ли в древности времени было больше. Совет только один: начать читать и уделять этому пусть самое короткое, но все же постоянное время в течение дня. Например, в течение 10–20 минут перед сном почитать «Душеполезные поучения» аввы Дорофея по силам каждому. Знаете, я всегда, когда говорят о современном человеке, вспоминаю сцену из мультфильма о Простоквашино: «Я так устаю на работе, что у меня еле-еле хватает сил телевизор смотреть».
— Но с другой стороны, бывает и так, что мы много читаем, знаем о тонкостях духовной жизни, только вот с исполнением все сложно. Как сделать духовные книги руководством к действию для себя?
— Исполнение любого предписания всегда связано с определенными сложностями. Всегда сложно делать то, что вызывает трудности. А когда мы читаем об исполнении некой добродетели — такой, как любовь по отношению к ближнему, прощение, смирение, — это всегда трудно. Но тут стоит вспомнить русскую пословицу: «Без труда не вытащишь рыбку из пруда». Поэтому здесь главный принцип: прочитал — начни, пусть с самого малого. Человек говорит: «Я не могу молиться, у меня не хватает времени». Начни молиться с одной-двух молитв, читать — с одной-двух страничек в день. Чтобы ты не уподобился людям, всегда учащимся и никогда не могущим дойти до познания истины (см.: 2 Тим. 3, 7). Часто священников спрашивают: «Как научиться смирению?» Нельзя этого сделать, не начав смиряться перед начальником, мужем, женой, детьми, житейскими трудностями. Так и с другими добродетелями.
— А могут ли серьезные аскетические труды навредить человеку? Ведь порой можно услышать такое высказывание: «Это книги для монахов, мирянам их лучше не читать».
— Нет, я думаю, что духовные книги не могут навредить человеку. Также можно сказать: «А могут ли труды профессоров, ученых навредить школьнику, начинающему изучать физику?». Всему свое время, и у каждого есть своя мера. Начинающему христианину необходимо читать духовную литературу. И хотя она по определению практически вся монашеская, но то, что в ней написано, можно отнести к любому христианину. Ведь, по большому счету, чем монах отличается от мирянина? Только безбрачной жизнью. Остальные все предписания, которые предлагаются в духовной литературе, справедливы как для монаха, так и для мирянина.
Но при этом нужно прекрасно понимать, что главная добродетель, о которой часто пишут святые отцы, это рассуждение. Нужно уметь правильно оценивать то, что ты прочитал. Человек так устроен, что проще всегда воспринять крайность. Раз книга написана монахом, а я не монах, значит, мне читать ее не нужно. Часто такая мысль становится поводом, отговоркой, что для меня достаточно той малой меры духовного развития, которую я для себя определил. Но если мы откроем Евангелие, то увидим, что Христос призывает человека к совершенству. Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф, 5, 48).
— Есть ли такие книги, не прочитать которые стыдно для церковного человека?
— Сложно сказать относительно каждого человека. Пожалуй, для всех можно назвать Евангелие. Кстати, много можно встретить людей, которые называют себя церковными, но при этом никогда не читали Евангелие, Священное Писание. Я думаю, называть себя христианином — и не прочитать Евангелие, умея читать, очень стыдно. А дальше нужно знакомиться и с толкованиями Священного Писания, и с житийной исторической литературой, которая дает возможность на примерах благочестивых подвижников оценивать свою жизнь. Нужно интересоваться современной церковной литературой, читать периодические издания. Литературы много, и главное — грамотно расставить приоритеты. В этом помощь должен оказать священник, с которым человек может встретиться в храме и вдумчиво поговорить.
К сожалению, сегодня люди вообще мало читают, и потому мало интересующихся духовной литературой. Поэтому важно, чтобы священник в храме рассказывал прихожанам о пользе духовного чтения, о книжных новинках, о духовных писателях. Должна быть хорошая библиотека при храме, выбор книг на свечном ящике или в церковной лавке. Ассортимент книг, которые продаются на свечном ящике, всегда дает возможность понять, чем приход живет. В частных беседах с прихожанами во внебогослужебное время или во время исповеди священник должен советовать духовные книги.
Беседовала Марина Шмелева По материалам сайта Православие.ru
Преподобный Пахомий Нерехтский. Иконы
Преподобный Пахомий Нерехтский традиционно на иконах изображается в иноческом облачении, с благословляющей десницей, свитком в левой руке или с макетом основанной им обители.
Преподобный Пахомий Нерехтский, роспись начала XVIII века. Москва, Сретенский монастырь
Преподобный Пахомий Нерехтский с житием. Современная икона в Троицком соборе Пахомиево-Нерехтского женского монастыря
Преподобный Пахомий Нерехтский. Первая половина XIX века. Нерехта, Костромская губерния