Епископ Верейский Пантелеимон — председатель Отдела


Епископ Пантелеимон (Шатов)

Пантелеимон (Шатов)
(род. 1950), епископ Верейский, викарий патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточным викариатством города Москвы, председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, священноархимандрит Смоленского Преображенского Авраамиева мужского монастыря, заместитель председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, член Межсоборного присутствия и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви В миру Шатов Аркадий Викторович, родился 18 сентября 1950 года в Москве, в семье служащих.

После окончания средней школы работал санитаром в больнице.

С 1968 по 1970 год служил в армии.

В 1971 году женился. В 1974 году принял крещение.

В 1977 году поступил в Московскую духовную семинарию, был принят сразу во второй класс.

26 августа 1978 года рукоположен в сан диакона архиепископом Дмитровским Владимиром. Перешёл на заочное отделение Московской духовной семинарии и был отправлен сначала на приходское служение в Москву, а потом в Московскую область в храм села Николо-Архангельское.

15 апреля 1979 года рукоположен в сан пресвитера митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием и назначен настоятелем Троицкой церкви в селе Голочелово Московской области.

В 1984 году переведён вторым священником в Тихвинский храм города Ступино, а в 1987 году в Смоленский храм села Гребнево.

В 1988 году заочно закончил Московскую духовную академию.

Овдовел в 1990 году.

В ноябре 1990 года назначен настоятелем вновь открывающегося храма святого благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице. Тогда же принял участие в создании вечернего отделения сестёр милосердия при Первом Московском медучилище, которое в 1992 году было преобразовано в Свято-Димитриевское училище сестёр милосердия.

В 1992 году стал духовником Свято-Димитриевского училища сестёр милосердия.

В 2002 году назначен председателем Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете города Москвы. С 2005 года является заместителем председателя Попечительского совета больницы святителя Алексия, митрополита Московского.

С 27 июля 2009 года — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Протоиерей Аркадий Шатов

На 2010 год — настоятель Московских храмов святого благоверного царевича Димитрия при I Градской больнице, святителя Луки Симферопольского при Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева и преподобного Серафима Саровского при Свято-Димитриевском детском доме. Ранее также был исполняющим обязанности настоятеля в Московском храме первомученика Стефана на Шаболовке при богадельне.
5 марта 2010 года назначен председателем Отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

31 мая того же года избран епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии.

17 июля 2010 года пострижен в малую схиму и наречён в честь великомученика и целителя Пантелеимона в домовом Филаретовском храме Патриарших покоев Троице-Сергиевой Лавры патриархом Московским и всея Руси Кириллом, а 18 июля возведён в достоинство архимандрита патриархом Кириллом в Успенском соборе Лавры.

20 августа 2010 года состоялось его наречение, а 21 августа был хиротонисан во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии. Хиротонию в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ему сослужили: митрополиты Кишиневский и всея Молдавии Владимир (Кантарян), Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков), Волоколамский Иларион (Алфеев), архиепископы Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон (Долганов), Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), епископы Тираспольский и Дубоссарский Савва (Волков), Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов), Кагульский и Комратский Анатолий (Ботнарь), Хынковский Петр (Мустяцэ), Солнечногорский Сергий (Чашин), Бельцкий и Фэлештский Маркелл (Михэеску), Подольский Тихон (Зайцев).

29 сентября того же года для возрождения диаконического служения в Марфо-Мариинской обители поручено совершать богослужения в этой обители, наблюдать за духовной жизнью сестёр, принимать участие в решении текущих дел обители, также вошёл в попечительский совет обители [1].

С декабря 2010 по 2011 год окормлял приходские храмы на территории Северо-Восточного административного округа (Троицкое благочиние) города Москвы.

22 марта 2011 года назначен епископом Смоленским и Вяземским и включён в состав Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви по должности.

5 октября 2011 года утверждён в должности священноархимандрита Смоленского Преображенского Авраамиева мужского монастыря города Смоленска [2].

27 декабря 2011 года включён в состав Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства (15 марта 2012 года переименован в Патриаршую комиссию по вопросам семьи и защиты материнства) в качестве заместителя председателя.

В связи с увеличением объема работы в Отделе благотворительности и социального служения, подал прошение об освобождении от управления Смоленской епархией и 12 марта 2013 года был вновь определен Орехово-Зуевским викарием Московской епархии [3].

16 марта 2013 года был назначен управляющим Восточным викариатством города Москвы [4].

2 апреля 2021 года назначен председателем Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы.

11 мая 2021 года назначен почетным настоятелем храмов Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского, при Центральной клинической больнице святителя Алексия г. Москвы.

В январе 2021 года включен в экспертный совет Фонда для тяжелобольных детей «Круг добра».

С 13 апреля 2021 года именуется епископом Верейским.

Имеет четырёх замужних дочерей и 20 внуков (на 2021 год).

иерархия

В 1974 году принял крещение.

26 августа 1978 года рукоположен в сан диакона. Служил на приходе в Москве, а затем в храме села Николо-Архангельское Московской области.

15 апреля 1979 года рукоположен во иерея, назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы села Голочелово Ступинского района Московской области[1].

В 1984 году был переведен вторым священником в Тихвинский храм города Ступино, а в 1987 году — в Смоленский храм села Гребнево.

В ноябре 1990 года назначен настоятелем храма святого благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице. В 1992 году стал духовником Свято-Димитриевского училища сестер милосердия.

20 апреля 2008 года был награжден правом ношения митры[2].

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 31 мая 2010 года избран епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии[3].

17 июля 2010 года был пострижен в малую схиму[4], на следующий день за Божественной литургией возведен в сан архимандрита[5].

20 августа 2010 года был наречен во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии[6]. 21 августа был хиротонисан во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии[7].

С декабря 2010 года по 2011 год окормлял приходские храмы на территории Северо-Восточного административного округа грода Москвы (Троицкое благочиние)[8].

22 марта 2011 года назначен правящим архиереем Смоленской епархии[9].

5 октября 2011 года решением Священного Синода утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Авраамиева монастыря города Смоленска[10].

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 года возвращен из правящих архиереев в викарные[11].

Общественно-политическая деятельность епископа

Владыка Пантелеимон епископ Орехово-Зуевский резко критиковал проект запрета на усыновление российских детей американцами, выступал против отказа государства по поддержанию общественно ориентированных НКО в 2015 году.

В июле 2021 года он требовал проведения расследования по происшествию в интернате в Трубачеве, поддержал проект о специальной опеке над недееспособными членами общества и защите их прав.

церковные должности

В 2002 году был назначен председателем Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете города Москвы.

Член Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы[12].

С 2009 г. — член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 5 марта 2010 года был назначен председателем Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви[13].

С 29 сентября 2010 года по благословению Патриарха Кирилла совершает богослужения в Марфо-Мариинской обители милосердия, наблюдает за духовной жизнью ее сестер, принимает участие в решении текущих дел обители. Также епископ Пантелеимон вошел в Попечительский совет обители[14].

С 22 марта 2011 года — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви[15].

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 года включен в состав Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства (с марта 2012 года — Патриаршая комиссия) в качестве заместителя председателя[16][17].

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 16 марта 2013 года назначен управляющим Восточным викариатством города Москвы[18][19].

Молитесь святым, которые сами страдали от болезней


Епископ Пантелеимон. Фото: Павел Смертин
Во время болезни – своей или родственников — хорошо молиться святым, которые и сами страдали похожими недугами; например, преподобному Досифею, который страдал легочным заболеванием.

Когда человек молится, ему легче переносить болезнь, ибо в его сознании образуется некий стержень, доверие Божиему промыслу во всех обстоятельствах.

Если человек не доверяет промыслу и милости Божией, он впадает в уныние и отчаяние, поэтому очень важно, чтобы в душе у человека была вера. Она может быть несовершенной – человек может не знать Символа веры, не читать Евангелие, но, если есть вера, упование на Бога, надо молиться, и тогда в душу будет приходить мир.

Молитва не обязательно может заключаться в повторении тех слов, которые оставили нам святые; молиться можно своими словами.

Когда человек болеет, Бог особенно близок к нему. Многие люди во время болезни чувствовали особое присутствие и помощь Божью.

организации

В 1970-е — нач. 1980-х годов возглавлял братство святого Иоанна Богослова[20].

28 мая 1991 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было создано Свято-Димитриевское сестричество, духовником которого стал протоиерей Аркадий Шатов. В дальнейшем, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, на базе сестричества была организована православная служба помощи «Милосердие».

В сентябре 1995 г. представлял Свято-Тихоновский богословский институт на Генеральной ассамблее Синдесмоса в Киккском монастыре на о. Кипр.

С 2005 года является заместителем председателя попечительского совета московской больницы им св. Алексея.

В июне 2011 года создал при епархии сестричество милосердия в честь иконы Божией Матери «Одигитрия»[21][22].

В августе 2011 года организовал при епархии группу добровольцев, помогающих бездомным.

28 октября 2011 года подписал соглашение о сотрудничестве между Смоленской епархией и УФСКН по Смоленской области[23].

23 — 25 октября 2010 года организовал Первую региональную конференцию по церковному социальному служению Русской Православной Церкви, прошедшей в Санкт-Петербурге[24]. «Подобные конференции по благословению Святейшего Патриарха Кирилла будут проходить во всех федеральных округах России и, возможно, в странах ближнего зарубежья», — заявил епископ Пантелеимон на открытии конференции[24].

С 1 марта 2011 года по инициативе епископа Пантелеимона Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению начал дистанционное обучение социальному служению[25]. Онлайн семинары разделяются на тематические курсы: Социальное служение Церкви 2013—2014, Обучение и воспитание детей с множественными нарушениями развития, Обмен опытом в сфере организации добровольческой деятельности и т. д.

7 февраля 2012 года открыл[26] первый в Москве кризисный центр для беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также молодых мам с детьми — «Дом для мамы».

6 апреля 2012 года подписал с уполномоченным при президенте Российской Федерации по правам ребенка П. А. Астаховым соглашение о взаимодействии Отдела и уполномоченного в области защиты прав и интересов несовершеннолетних[27].

С 7 июля 2012 года руководил кампанией по оказанию церковной помощи пострадавшим от наводнения в Краснодарском крае, которую осуществлял Отдел по церковной благотворительности совместно с Екатеринодарской епархией. 51 153 112,18 рублей пожертвований были направлены, в первую очередь, на ремонт и строительство домов, покупку жилья и оказание гуманитарной помощи пострадавшим[28]. В частности, на средства, поступившие на счет Синодального отдела по благотворительности, для жертв наводнения было куплено 6 квартир и 5 домов, восьмерым пострадавшим оказана финансовая помощь в покупке жилья, а 49 пострадавшим оплачены ремонтные работы жилых помещений[28]. Также за все время работы Церковного штаба было распределено около 1 000 тонн гуманитарных грузов (продуктов питания, питьевой воды, средств гигиены и пр.) и обеспечено горячим питанием более 30 тысяч жителей Крымска и близлежащих поселков[29].

Во время разрушительного наводнения на Дальнем Востоке, продолжавшегося летом-осенью 2013 года, организовал церковную помощь по сбору средств пострадавшим от наводнения для оказания им гуманитарной помощи. К 18 сентября на счет Синодального отдела по благотворительности и социальному служению поступило более 72 миллионов рублей, более 1,8 тысяч долларов и более 2,1 тысяч евро пожертвований. Также при содействии Православной службы помощи «Милосердие», духовником которой является епископ, в Еврейский автономный округ была направлена партия из 135 тепловых пушек общей стоимостью более 500 тыс. рублей[30].

21 января 2014 года на территории Синодального отдела по церковной благотворительности организовал пункт обогрева бездомных, аналогов которому в Москве не существует. В пункте бездомные имеют возможность переночевать, поесть, пройти санитарную обработку, получить помощь социального работника в восстановлении документов, поиске родственников, ходатайствовании о приеме в государственные медицинские или социальные учреждения[31][32][33].

В марте 2015 года по инициативе епископа Пантелеимона Свято-Софийский детский дом для мальчиков принял 21 ребенка-инвалида с множественными нарушениями развития из государственного дома-интерната № 15, став таким образом одним из первых в стране негосударственных детских домов для детей с множественными нарушениями развития. Новый детский дом имеет ряд преимуществ, отличающих его от аналогичных государственных учреждений[34].

В декабре 2012 года подверг критике обсуждавшийся в Государственной Думе РФ законопроект, предусматривающий запрет на усыновление российских детей гражданами США[35][36].

В марте 2015 года выступил против отказа от государственной поддержки социально ориентированных НКО[37].

В каждом сердце звучит призыв Божий — делать добро

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон определяет и организует почти всю работу службы «Милосердие». Заботу и действенную помощь от РПЦ ощутили на себе погорельцы разных областей России в 2010 году. Они получили более 100 млн рублей на приобретение жилья. Также в пострадавшие районы было отправлены сотни тонн продуктов питания и другой необходимой помощи.

Одно из главных направлений в работе его отдела в Синоде – реальная необходимая помощь семьям и женщинам в кризисной ситуации: организация церковных приютов, центров для беременных, для мам с детьми.

Отдел благотворительности РПЦ не остался в стороне при наводнении в Краснодарском крае, все пожертвования, около 51 млн рублей, были отданы пострадавшим.

Помощь РПЦ оказывалась в г. Крымске. Епископ Пантелеимон лично побывал там и встречался с руководством штаба по чрезвычайным ситуациям.

Для пострадавших от наводнения на Дальнем Востоке РПЦ собрала и передала более 100 млн рублей.

Епископ Пантелеимон организовал церковную поддержку тем, кто пострадал от военных действий на Украине: координировал работу помощи беженцам и вынужденным переселенцам, создавал центры содействия этим людям.

Деятельность крупнейшей в стране православной церковной службы «Милосердие» трудно оценить. Она помогает множеству категорий нуждающихся людей: инвалидам, детям и взрослым, пациентам различных клиник, бездомным, одиноким старикам, нуждающимся многодетным и малообеспеченным семьям.

социальный экуменизм

Участник разного рода социальных экуменических акций и проектов. В 1998 г. участвовал в экуменической процессии и богослужении по случаю освящения статуй мучеников XX века в Вестминстерском аббатстве (Лондон)[38].

Выступал с докладом на экуменической конференции «Православная диакония: социальное свидетельство и служение Православных Церквей» (Ново-Валаамский монастырь, 30 апреля — 5 мая 2004 года)[39].

Организатор и участник экуменической конференции «Церковь и бедные» (Москва, 5 декабря 2012 г.)[40].

Участник II Московского международного форума «Религия и мир» (16 октября 2014 г.)[41].

Сотрудничает с общиной св. Эгидия.

богослужебная реформа

В феврале 2011 г. стал автором «Предложений по организации церковной жизни в Троицком благочинии Москвы». Среди предложений: организация трансляции богослужения на улицу, для привлечения молодежи «в обязательном порядке распечатывать на принтере и раздавать всем желающим листки с основными стихирами и тропарями службы, а также Евангельским и Апостольским чтением на русском языке»[42].

24 октября 2011 года совершил поездку в Волынскую епархию. Во время поездки в городе Луцк была совершена первая в Украинской Православная Церкви литургия для глухих, слепых и инвалидов-колясочников. За богослужением пел хор слепых и слабовидящих, служба сопровождалась сурдопереводом[43].

В 2021 г. обратился с предложением служить Литургию для глухих с отверстыми Царскими вратами:

От лица священников, несущих служение при общинах глухих и слабослышащих, председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон обратился к Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой благословить совершение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами для общин глухих людей. Предстоятель Церкви поддержал это предложение. В указе Его Святейшества от 20 сентября этого года благословляется совершение Божественной литургии на жестовом языке с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш…» в храмах, где существуют общины глухих людей[44].

Приветствовал принятие документа «Об участии верных в Евхаристии»:

Принятие документа «Об участии верных в Евхаристии» было большой радостью. Это документ очень взвешенный, очень правильный, учитывающий разные традиции, документ, который дает свободу в Церкви людям с разными представлениями о частоте причащения, о строгости подготовки к причастию, документ, который никого не ущемляет в каких-либо правах, оставляет возможность для каждого человека совместно с духовником решать многие вопросы[45].

18 марта в интервью сайту «Патриархия.ру», говоря о поведении верующих в условиях распространения коронавирусной инфекции, сказал, что

Священник может благословить людей, которые к нему обращаются, на Причастие без Исповеди, если они причащались недавно и на совести у них нет тяжелых грехов. Мы знаем, что такая практика вполне допустима. В данной ситуации, если вы недавно исповедовались и жили благочестиво, можно попросить благословение у священника. Без благословения причащаться нельзя. Благословение можно взять и по телефону, и через интернет[46].

В связи с карантином из-за распространения коронавируса в марте 2020 года в своем обращении к прихожанам храма св. благоверного Царевича Димитрия при ГКБ №1 написал буквально следующее:

Можно свести посещение храма к минимуму. У нас есть трансляция богослужений в интернете. Можно молиться и слушать всенощную дома. Можно молиться на улице, слушая литургию рядом с храмом по айфону или планшету и войти в храм только для причастия. После причастия можно сразу выйти их храма, оставшуюся часть литургии прослушав на балконе или на улице по интернету. Можно не приходить в храм на всенощную…, а помолиться дома в тишине и без суеты, слушая трансляцию богослужения по интернету. Приложиться с не меньшим благоговением можно и к домашнему Распятию или к крестильному крестику. Для большинства из вас, мои дорогие братья и сестры, исповедь важна, как возможность рассказать о своих проблемах, задать вопрос, получить совет, взять благословение на причастие. Все это можно сделать и заочно по электронной почте[47].

Молитва и юмор облегчают тревогу

Конечно, особенно тяжело, когда болеешь не сам, а переживаешь за болеющих близких, – ребёнка, мужа, жену, маму, папу. И ты волнуешься за них, но очень мало что можешь сделать. Молишься Богу, просишь, чтобы Он исцелил, с трепетом просишь врачей прийти, посмотреть, назначить дорогое лекарство.

Сейчас многие мои друзья находятся в больницах. Мне звонят их жёны с просьбами помолиться о них.

Жены звонят и врачам, а врачи кратко отвечают: «Пока, слава Богу, нет отрицательной динамики, дышит сам». Или же: «Пока без кислорода оставить не можем».

Сегодня звонил пожилой священник. Его недавно перевели из реанимации в палату, он лежит с кислородной маской, но шутит и смеётся. Юмор очень помогает в нынешней ситуации, поэтому мы с ним посмеялись, я ему рассказал о тех «народных рецептах» лечения коронавируса, которые сейчас гуляют в интернете; они очень смешные.

Но для тех, кто верит в Бога, основа — это, конечно, не юмор и не шутки (хотя и святые шутили), а молитва и вера в милосердие Божие. Молиться об исцелении, надеяться на выздоровление и не соглашаться на смерть – это естественно для человека.

секта священника Георгия Кочеткова

Еп. Пантелеимон одним из первых поддержал создание модернистской секты священника Георгия Кочеткова. Согласно о. Кочеткову:

В конце 70-х годов появилась возможность ведения катехизации в больших группах, причем регулярной катехизации, когда группы шли одна за другой без всякого перерыва. И это было связано с именем только что рукоположившегося тогда, только-только пришедшего к вере, почти неофита – горячего, искреннего человека, которого сейчас мы знаем под именем протоиерея Аркадия Шатова, избранного на днях еще и епископом в связи с его новой должностью главы отдела по церковной благотворительности… О. Аркадий Шатов тогда был в близком кругу общения с о. Александром Менем, читал много книг, в т.ч. так называемого «тамиздата»: «Вестник РХД» и другие замечательные издания и книги, чьими авторами были деятели великого русского философского возрождения конца XIX – первой половины XX века. Потом, правда, о. Аркадий сильно разошелся с о. Александром, но это уже было в начале 80-х годов. Мы познакомились с ним через пустыньку о. Тавриона (Батозского); я и некоторые люди из моего круга стали близко общаться с отцом Аркадием Шатовым, тогда еще не отцом, а просто мирянином, недавно вошедшим в церковь, и большим его кругом, куда входил приятель о. Аркадия, Дмитрий Смирнов – сейчас известный протоиерей, возглавляющий, как и о. Аркадий, один из отделов Московской Патриархии, правда, еще не епископ. И о. Аркадий, как только рукоположился в 1979 году, стал всех желающих креститься направлять ко мне и моим друзьям, чтобы их готовить через катехизацию. Эта катехизация проходила постоянно в московском доме о. Аркадия, хотя служил он довольно далеко – в Московской области, в с. Голочелово Ступинского района… И в ходе этих встреч у меня как раз сложилась та система оглашения, которую позже мне удалось сохранить и развить, добавив ко второму этапу оглашения первый и третий этапы в соответствии с логикой вещей и святоотеческой традицией. На приходе о. Аркадия мы, конечно, вели катехизацию только на уровне второго этапа: это было четырнадцать или шестнадцать тем, которые я тогда довольно быстро составил и начал проводить в жизнь с помощью прихожан о. Аркадия и самого о. Аркадия. Он не только исповедовал и не только крестил, но иногда участвовал и в проведении самого научения, хотя это было для него трудновато, потому что тогда, как я уже сказал, он был, по сути, еще неофитом[48].

В 2015 г. участвовал в праздничном богослужении в храме Христа Спасителя в Москве по поводу 25-летия секты[49].

1. К браку надо успеть подготовиться

В наше время создание семьи – подвиг.

Не нужно представлять брак как тихую гавань, где закончатся все ваши проблемы, а рядом окажется человек понимающий, любящий, на которого вы сможете излить всю любовь, накопившуюся за годы ожидания. Один Бог понимает нас во всем, а самая горячая любовь не всегда имеет одну и ту же температуру. А то неизрасходованное, что переполняет ваше сердце, может оказаться совсем не готовностью жертвовать собой, а желанием все в жизни устроить, исходя из своих желаний. Если вы хотите замуж, нужно не просто вздыхать, переживать и плакать о своем одиночестве, а готовиться. Готовиться к браку – это значит готовиться к тому, чтобы стать хорошей женой и многодетной мамой, потому что в православном браке нельзя от этого подвига уклоняться. Многодетность в современном мире – большой труд и подвиг. Наш мир не приспособлен, не удобен для больших семей. Но без исполнения этой воли Божией о рождении детей вы будете в браке несчастливы. Я не думаю, что Господь, когда мы нарушаем Его заповеди и правила, совсем оставляет нас Своей любовью, но все-таки мы лишаемся очень многого.

2. Учитесь жить по средствам

К сожалению, многодетная семья в России обречена находиться среди малоимущих слоев населения. Поэтому уже сейчас вы можете начать тренироваться жить по средствам. Стараться быть экономной, учиться не тратить деньги направо и налево. Обходиться тем ноутбуком, который есть, не покупать себе каждый год по новому телефону, бережно относиться к одежде – красиво сочетать то, что уже есть в вашем шкафу, и не скупать новые платья на распродажах. Неизвестно, будет ли хорошо оплачиваемая работа у вашего мужа. Вы же будете выходить замуж по любви, а не по расчету. Если у него будет маленькая зарплата или он потеряет работу, придется жить в бедности, поэтому лучше заранее к этому готовиться. Хорошо бы научиться не только экономить, но и жертвовать деньги – делиться, помогать многодетным семьям или одиноким матерям. Учиться не быть жадной, а сострадательной и щедрой. Главное, чего не хватает многодетным семьям – это просторного жилья. А в маленькой квартирке с детьми очень трудно сохранять порядок. Поэтому заранее хорошо бы научиться избавляться от лишних вещей, тогда убираться в квартире и поддерживать порядок будет намного проще.

3. Семья – как подводная лодка

В браке вам будет трудно выкроить время для себя: почитать книгу, сходить в театр, помолиться в храме. Потому что рядом всегда будут муж и дети. Они будут в вас нуждаться, ждать вашего внимания. От семьи уже никуда не денешься, как из подводной лодки, когда она погрузилась в воду. Для того чтобы в браке все успевать, я бы посоветовал уже сейчас научиться рано вставать. Читать почаще Евангелие, изучать жития святых, выучить наизусть, пока у вас есть время, утренние и вечерние молитвы, чтобы их можно было читать, не зажигая света или при кормлении ребенка. Все это вам очень пригодится, когда вы станете женой и матерью. Конечно, очень хорошо заранее изучить детскую литературу, чтобы знать, что читать детям. Было бы хорошо познакомиться с житиями святых и научиться их пересказывать детям друзей, крестникам или племянникам. Очень важно научиться готовить. Причем не для себя, а для других. Для себя готовить нетрудно – бутерброд сделал и поел, а для мужа приготовить, например, постную еду, чтобы она была вкусной и чтобы он был доволен – дело хитрое. Для тренировки походите в многодетную семью и помогите готовить праздничные обеды или ужины. И готовить научитесь, и доброе дело сделаете. Может быть, Господь пошлет вам за это жениха хорошего! Вы, быть может, скажете: ну вот я готовилась, готовилась, всему научилась, а замуж так никто и не предлагает. Но если вы научитесь любить, молиться – это поможет жить полноценно, даже если вы и не найдете мужа.

4. Будьте активны

К хмурой и недовольной своим одиночеством девушке подходить знакомиться не захочется. Впрочем, и находящаяся в активном поиске девушка, рыскающая, как волчица, глазами по сторонам, отпугивает потенциальных женихов. Если вы хотите замуж, вам надо не унывать и не выискивать кандидатов в интернете и среди прохожих на улице и в метро, а заняться активной деятельностью. И я имею в виду не видимость активности, когда девушка раскрашивает себя, наряжается (или наоборот раздевается!) и позирует на фотографиях для социальных сетей. Я говорю о том, чтобы действительно жить активно. Можно, имея глубокую веру, затвориться в комнате и молиться о том, чтобы Бог послал жениха. Но если такой сильной веры нет, лучше не избегать общения с молодыми людьми. Запишитесь в добровольцы. Сходите на прослушивание, может быть, вас возьмут в хор. Попробуйте позаниматься с детьми в воскресной школе. Помогите в организации приходских свадеб или миссионерских походов. Миссионерские походы очень помогают. Я свой первый миссионерский поход организовал, потому что у меня было четыре дочери, у которых не было женихов. Все они вышли замуж и почти все участники этого похода создали семьи! Активную девушку заметить легче, а главное, ее сразу видно в деле.

5. Пьющий жених – не вариант

При выборе мужа нужно обратить внимание на то, как он относится к алкоголю. Если перебарщивает, если у него есть привычка, как расстроится, – выпить «с горя» — это страшно. Ведь раньше, например, на поминках вино не пили, пили на свадьбах, — от радости. От радости можно выпить немножко. Господь благословил на свадьбе вино. Но если человек пьет с горя (горький пьяница), лучше ждать другого жениха. Не бойтесь оттолкнуть жениха строгостью Многие мужчины считают, что сначала надо пожить в т.н. «гражданском браке», а потом уже жениться. Правда, до женитьбы дело часто не доходит.

6. Начинать отношения с плотской близости – неправильно

Существует определенная последовательность в развитии отношений мужа и жены: сначала – дружба, понимание, узнавание этого человека. Потом, когда вы почувствовали, что это за человек, оценили, насколько он надежен, насколько вам с ним интересно – у вас есть основа для развития других отношений, которые начинаются уже в браке. Ведь вам жить с этим человеком, разговаривать, делиться впечатлениями, смотреть вместе на мир, воспитывать детей, помогать друг другу, переживать скорби, болезни, трудности – это же самое главное и к этому надо готовиться! Вы себе ищите не «партнера», а спутника жизни, отца ваших детей. Не бойтесь совершенно внятно и определенно сказать ему о том, что для вас до брака близкие отношения невозможны. Это хорошая проверка того, насколько человек готов уважать ваше мнение и идти вам навстречу. Надо выбрать человека, который умеет держать в узде свою природу, иначе потом эта природа может выйти из-под контроля и все может кончиться трагедией.

7. Люди, которые слушались и придерживались таких строгих правил, потом меня благодарили

Если начинать строить отношения на плотских потребностях, это неизбежно исказит сознательность вашего выбора — помешает ваша влюбленность, увлеченность, страстность, зависимость от приятного вам человека. И вы не сможете оценить его трезво. Детей должно быть столько, сколько Бог даст. Об этом нужно поговорить с будущим мужем еще до начала совместной жизни – до брака. Потому что бывает, к сожалению, что мужчина не готов к рождению детей или хочет только одного ребенка. Нужно заранее объяснить человеку, который хочет стать вашим мужем, что нельзя уклоняться от рождения детей. Строгие духовники не разрешают причащаться тому, кто, сохраняя супружеские отношения, препятствует рождению детей. Это грех. Конечно, супружеские отношения совершаются не только ради рождения детей. Супружеские отношения в браке – это выражение любви друг к другу, когда супруги соединяются в одно и становятся одним телом, одним существом. В этом нет ничего греховного для супругов. И если супруги бесплодны, эти отношения могут продолжаться, не нужно от них воздерживаться. Но если дети могут быть, уклоняться от их рождения нельзя. Поэтому даже в случае заболевания, при лечении которого беременность нежелательна, нужно воздерживаться от супружеского общения, а не изыскивать способы избежать появления ребенка.

8. Супружеские посты

Как вы знаете, в христианстве есть посты – они распространяются и на супружеские отношения. На эту тему сейчас много говорят, некоторые считают, что супружеские отношения не надо регламентировать. Но такие духовники, как архимандрит Иоанн (Крестьянкин), иеромонах Павел (Троицкий), архимандрит Таврион (Батозский) говорили, что брак – это школа целомудрия и посты должны соблюдаться супругами и в близких отношениях. Нужно, чтобы в браке у вас с мужем было единство по этим вопросам. Супружеские отношения – утешение и радость, некоторые даже вступают в брак ради них. Но с другой стороны, супружеские отношения бывают и источником скорбей. Апостол Павел говорил, что лучше остаться в чистоте, чтобы не было скорбей по плоти. Потому что не всегда супруги могут быть вместе, не всегда у них одинаковые намерения и желания. Относиться к этому нужно спокойно, не переживать, не зацикливаться, не выстраивать на этой стороне брака всю свою супружескую жизнь.

9. Хорошая жена любит мужа больше, чем детей

Муж в семье — самый главный. Если муж будет любим и с ним все будет хорошо, – хорошо будет и с детьми. Как бы вы не любили детей, мужа надо любить больше. Моя покойная жена так воспитывала детей, что они понимали: самое лучшее и самое вкусное – папе. Младшая дочь иногда говорила: «а мне? Я тоже хочу». Я протягивал ей бутерброд, густо намазанный черной икрой, который мне приготовила жена, но старшие девочки делали страшные глаза, что-то строго шептали ей в ухо, и она виновато замолкала и ни за что не хотела взять даже часть этого бутерброда. Конечно, им бутерброды с икрой тоже доставались в те редкие моменты, когда ее удавалось достать, но на папином слой икры был толще.

10. ДЛЯ ДЕТЕЙ ССОРЫ РОДИТЕЛЕЙ СТРАШНЕЕ НАКАЗАНИЯ

Если дети видят любовь и единство родителей, они мирны и спокойны.

Моя старшая дочь недавно вспоминала, какой трагедией, когда она была еще совсем маленькой, был для нее наш спор с женой. Дочь стояла в детской кроватке с перильцами, а мы с ее мамой спорили. Я говорил, что ее надо заставить убрать игрушки, а моя жена считала, что уже поздно, пора спать и вынимать ее из кроватки не надо. Бедной малышке казалось, что рушится мир.

Конечно, мне очень стыдно, что я этого не понимал тогда, но все-таки мой совет будущим мамам: если муж наказывает ребенка, лучше не перечить ему.

Ребенку легче будет перенести наказание, чем увидеть ваш спор и несогласие друг с другом. Через какое-то время, когда муж успокоится, можно выбрать удобный момент и попытаться в отсутствии детей поговорить с ним, как можно и как нельзя наказывать и что делать, если ситуация повторится, но при детях нельзя перечить мужу.

Вам может показаться, что вы защищаете ребенка, а на самом деле вы наносите глубокую рану его душе.

Вы спросите, а если муж наказывает слишком жестоко, часто и несправедливо? Конечно, если есть угроза жизни и здоровью детей, надо не спорить и драться с мужем, а разводиться. Вот поэтому-то и нужно до вступления в брак обсудить со своим женихом, как вы будете воспитывать детей, какие наказания допустимы, а какие нет.

Если муж прибегает к наказаниям из-за гневливости и раздражительности, надо уметь его успокоить, когда начинается гроза.

Один замечательный священник рассказывал мне, что его дедушка, когда дети шумели за столом, бил виновного по лбу деревянной ложкой. Бабушка, знавшая про это, всегда подкладывала мужу ложку с очень тонкой ручкой. Ложка ломалась, и это смягчало удар. Конечно, сейчас подобные воспитательные меры не в обычае, но жене надо быть мудрой и изобретательной, чтобы, не вступая в споры, смягчать мужнину строгость.

11. О ЧЕМ ДОЛЖНА ЗНАТЬ ДАЖЕ БАБА ЯГА

Книга «Домоводство», изданная еще в советское время, дает такой совет: «Вы должны помнить, что к приходу мужа со службы нужно готовиться ежедневно.

Подготовить детей: умойте их, причешите и переоденьте в чистую нарядную одежду. Они должны построиться и приветствовать отца, когда он подойдет к двери. Для такого случая сами наденьте чистый передник и постарайтесь себя украсить – например, повяжите в волосы бант.

В разговоры с мужем не вступайте, помните, как сильно он устал, и что каждый день ему приходится идти на службу ради вас.

Молча покормите его, и лишь после того, как он прочитает газету, вы можете попытаться с ним заговорить».

Наверное, это покажется вам насмешкой, но мне очень многие мужчины говорят, что, когда они, усталые, приходят домой, им жены не дают отдохнуть – пристают с разными расспросами, с рассказами, и они от этого страдают, бедные.

Даже Баба-Яга в русской народной сказке, прежде чем спрашивать о чем-то Иванушку, который к ней забрел в избушку на курьих ножках, сначала его накормила; он ей даже подсказал: «Ты сначала меня накорми, напои, а потом вопросы задавай!» И женам надо об этом помнить. Ведь сытый мужчина – добрее.

Когда я привел совет из «Домоводства» одной многодетной, утомленной жизнью мамаше, она очень удивилась и сказала, что у них дома все наоборот: муж приходит домой, она хочет его поскорее накормить и пойти отдохнуть, а он начинает приставать к ней с разговорами, вопросами; не понимая, как она устает за день.

Ну, что ж… Бывает, и такое испытание выпадает на вашу долю. Приходится сидеть и отвечать на вопросы о детях, слушать рассказы про начальника или подчиненных мужа. В этом случае надо до прихода мужа домой включить детям какую-нибудь сказку, а самой прилечь минут на 15 или почитать канон, чтобы набраться сил перед встречей с мужем.

Утешать вас должно то, что он вас так любит, что ему трудно без разговора с вами закончить день.

12. КАК БЫТЬ В МИРЕ С РОДСТВЕННИКАМИ И ДРУЗЬЯМИ МУЖА

Будьте готовы воспринимать мужа не как отдельного человека, но вместе с его родственниками: с его мамой — вашей свекровью, его отцом — вашим свекром, с сестрами мужа – с невестками. И если вам кто-то пришелся не по вкусу — нужно быть готовой потерпеть. Так проявляется уважение к близким мужа и к нему самому, потому что его родные – это часть его жизни.

Любовь должна быть жертвенной. Как преодолевать неприязнь, если она возникла? Есть такой способ – молитва об этих людях. Если молиться, сердце станет мягче, а отношения ровнее и спокойнее.

У мужа есть не только родственники, но и друзья. Первое время, конечно, он обо всех забудет, будет проводить время только с вами, писать вам смски каждые пять секунд. Но потом друзья вернутся. Поэтому с ними лучше познакомиться заранее.

Для мужчины друзья, мне кажется, важнее, чем подруги для женщины. Нельзя его лишать возможности общаться с ними.

Не нужно думать, что если ваш муж женился на вас, то теперь он целиком ваш. После свадьбы у него останутся и продолжатся отношения и с друзьями, и с родителями. Тем более, если он — один ребенок в семье, особенно любимый мамой. Будет трудно.

Свекровь может невольно ревновать, требовать дополнительного внимания к себе, причем делать это непрямо, а окольными путями, ведь женская природа, не скажу — «лукавая», но очень гибкая.

Чтобы все это преодолеть, нужно быть к этому готовой и стараться потерпеть, помогая себе молитвой.

Со временем, как показывает опыт многих, если приложить старание и понудить себя на доброжелательность, отношения невестки и свекрови выравниваются, даже если они были трудными.

13. ИЗБЕГАЙТЕ РОЛИ ПИЛЫ — ЗАНУДЫ

Обязанность жены – быть мудрой. Не хитрой, а именно мудрой.

Мудрость надо у Бога просить. Всем христианам заповедано быть мудрыми, как змии, хотя и простыми, как голуби.

Напрямую, силой, давлением добиться от мужа ничего не получится: приучить его к чистоте, например, если он неаккуратен; просить уделять вам время; устроиться на работу и перестать играть в танки в компьютере.

Можно его пилить каждый день, давить, уговаривать, но мужчины на это не поддаются. А отношения могут испортиться бесповоротно.

Многие девушки, пока сами не замужем, соглашаются с этим, понимают провальность такого способа воздействия, но, став женой, все равно не избегают роли пилы-зануды. И даже не замечают этого!

А как правильно, — спросите вы. Сила женщины — в ее слабости, и мужчины чаще преклонятся на тихую, нежную, кроткую просьбу.

Нужно быть женственной, нужно уметь женственность сохранять во всем – в отношении к мужу, к детям, к жизни — надо быть другой, нежели мужчина. Именно за это мужчины любят женщин.

А если это не помогает? Терплю, терплю, терплю – а он только хуже становится. Не надо забывать о Боге, Который может все. Если усердно молиться о муже, обязательно ситуация изменится: или муж станет аккуратнее, или вас его неаккуратность перестанет раздражать.

14. ЕСЛИ ПОССОРИЛИСЬ

Мириться вам с мужем надо первой, что бы ни случилось. Всякое бывает, но нельзя ложиться спать, не помирившись. Не нужно переносить разборки на следующий день.

Если муж раздражен, нельзя, чтобы раздражение охватило и вас. Если вы это сделать не в силах, лучше под благовидным предлогом уклониться от разговора.

Если вы хотите поговорить о чем-то важном, но спорном, лучше делать это утром, чтобы до вечера у вас обоих было время все обдумать, успокоиться и примириться.

Для серьезных бесед нужно выбирать время, когда у мужа хорошее настроение. Когда он поел, например. Или выиграла его любимая команда.

15. ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ДУХОВНИКОМ БУДУЩЕГО МУЖА

Если у вашего будущего мужа нет духовника, надо помочь его найти. Потому что потом вам не у кого будет просить совета, помощи. К кому пойдешь, если муж никого не слушает? Должен быть у человека авторитет, которому он доверяет, с которым советуется.

Если духовник у жениха есть, познакомьтесь с ним, поспрашивайте об этом священнике, узнайте, каких он взглядов, насколько вам эти взгляды близки. Нет ли большой разницы между взглядами вашего духовника и духовника вашего мужа?

Духовники у мужа и жены могут быть разные, но в этом случае лучше до заключения брака договориться — в какой храм ходить, как молиться (вместе или отдельно), чтобы потом не было споров.

Мужа нужно предупредить, что во всех вопросах вы будете слушаться его, но в духовных (как часто вам причащаться, как поститься и пр.) – своего духовника.

Не надо сталкивать между собой мужа и духовника, чтобы у мужа не возникала напряженность или ревность к вашему духовнику.

16. БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ И РАССУДИТЕЛЬНЫ.

Не стоит в споре с мужем приводить, как довод, мнение вашего духовника, если у мужа нет доверия к нему. Даже если он относится к вашему духовнику уважительно, лучше сказать: «я думаю, что так лучше», «мне кажется правильно поступить так», а не «мне так посоветовал духовник». Ведь вы свободно выбираете послушание духовнику в том или ином вопросе и сами несете ответственность за то или иное решение.

17. ВЫБИРАЙТЕ ЧЕЛОВЕКА, С КОТОРЫМ ВАМ ИНТЕРЕСНО

Лучше, когда у мужа и жены общий культурный уровень. Эмоционально, по темпераменту супруги могут быть очень разными, но круг общения, круг интересов должен совпадать.

Если культурный уровень различается, и муж, например, совсем не понимает серьезную музыку, а вы привыкли бывать в консерватории каждую неделю и дома у вас все время звучат квартеты Гайдна; если вы пока не уснете, обязательно перечитываете Гоголя или Пушкина, а он любит низкопробные детективы, в семейной жизни могут быть сложности.

18. ДО СВАДЬБЫ ДОЛЖЕН ПРОЙТИ ГОД

Мой главный совет – не спешите. Приглядитесь к человеку в течение всего года. Не только у сумасшедших бывают обострения весной и осенью. Любой человек по-разному себя чувствует в разное время года. Поэтому за год у вас есть возможность узнать человека полнее, с разных сторон, в хорошие и плохие, трудные периоды.

Очень важно узнать до брака не только хорошие, но и плохие стороны будущего мужа. Постараться увидеть его трезвым взглядом. Молиться, чтобы Господь показал его вам таким, какой он есть.

Обязательно прежде принятия решения о замужестве надо познакомить кандидата со своим духовником и родителями. В выборе мужа они тоже должны участвовать, потому что если человек одурманен влюбленностью, ему трудно рассуждать трезво.

Правда, у нас был случай, когда тайно венчалась одна пара – мама была категорически против. Но тогда на венчание было получено благословение Патриарха Алексия II. С мамой примирились и все хорошо. Но это — исключительный случай.

Как правило, к мнению родителей стоит прислушаться. По поводу подруг – не знаю. Если есть у вас какая-то мудрая подруга – можно познакомить ее с женихом и потом спросить ее мнение. Хотя, понятно, не оно должно быть решающим.

19. ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА РАЗВОДОВ

Наверное, главная причина того, что у нас люди так часто разводятся, заключается в том, что их знакомство было кратковременным, а решение вступить в брак – непродуманным, не очень ответственным.

Был такой случай со старцем, отцом Павлом Троицким. Одна девушка полюбила юношу, просила разрешения пойти с ним на свидание, и отец Павел, поскольку был человек прозорливый, знал, что этот мужчина не годится ей в мужья. Но на свидание пойти разрешил и сказал: «Я буду молиться, чтобы ты увидела его таким, какой он есть». И, когда девушка пришла на это свидание, она вдруг увидела юношу совершенно другим, не таким, каким представляла.

Поэтому до брака нужно очень критически относиться к будущему мужу: сомневаться, не доверяться своим чувствам, не доверяться своему уму. Быть очень осторожной. Чтобы не получилось так, что выходили вы замуж за принца, а муж оказался Иванушкой-дурачком.

20. ЗАКОЛДОВАННЫЙ ПРИНЦ

Но уж когда вы вышли замуж и вас повенчали, здесь все меняется. Здесь можно вспомнить сказку, о том, как одного юношу учили хорошо себя вести и правильно относиться к людям. И один учитель сказал ему: «Ты в каждом должен видеть принца, и служить ему, как принцу – как заколдованному принцу, хотя он даже на принца, может быть, и не похож».

Так и жена, если выбрала сама себе мужа, вышла замуж, повенчалась, а он вдруг оказался плохим – должна относиться к нему как к заколдованному принцу. Ведь мы с вами – христиане, мы знаем, что человеческая природа имеет удивительные возможности, и

18/ ДО СВАДЬБЫ ДОЛЖЕН ПРОЙТИ ГОД Мой главный совет – не спешите. Приглядитесь к человеку в течение всего года. Не только у сумасшедших бывают обострения весной и осенью. Любой человек по-разному себя чувствует в разное время года. Поэтому за год у вас есть возможность узнать человека полнее, с разных сторон, в хорошие и плохие, трудные периоды. Очень важно узнать до брака не только хорошие, но и плохие стороны будущего мужа. Постараться увидеть его трезвым взглядом. Молиться, чтобы Господь показал его вам таким, какой он есть. Обязательно прежде принятия решения о замужестве надо познакомить кандидата со своим духовником и родителями. В выборе мужа они тоже должны участвовать, потому что если человек одурманен влюбленностью, ему трудно рассуждать трезво. Правда, у нас был случай, когда тайно венчалась одна пара – мама была категорически против. Но тогда на венчание было получено благословение Патриарха Алексия II. С мамой примирились и все хорошо. Но это — исключительный случай. Как правило, к мнению родителей стоит прислушаться. По поводу подруг – не знаю. Если есть у вас какая-то мудрая подруга – можно познакомить ее с женихом и потом спросить ее мнение. Хотя, понятно, не оно должно быть решающим. 19/ ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА РАЗВОДОВ Наверное, главная причина того, что у нас люди так часто разводятся, заключается в том, что их знакомство было кратковременным, а решение вступить в брак – непродуманным, не очень ответственным. Был такой случай со старцем, отцом Павлом Троицким. Одна девушка полюбила юношу, просила разрешения пойти с ним на свидание, и отец Павел, поскольку был человек прозорливый, знал, что этот мужчина не годится ей в мужья. Но на свидание пойти разрешил и сказал: «Я буду молиться, чтобы ты увидела его таким, какой он есть». И, когда девушка пришла на это свидание, она вдруг увидела юношу совершенно другим, не таким, каким представляла. Поэтому до брака нужно очень критически относиться к будущему мужу: сомневаться, не доверяться своим чувствам, не доверяться своему уму. Быть очень осторожной. Чтобы не получилось так, что выходили вы замуж за принца, а муж оказался Иванушкой-дурачком. 20/ ЗАКОЛДОВАННЫЙ ПРИНЦ Но уж когда вы вышли замуж и вас повенчали, здесь все меняется. Здесь можно вспомнить сказку, о том, как одного юношу учили хорошо себя вести и правильно относиться к людям. И один учитель сказал ему: «Ты в каждом должен видеть принца, и служить ему, как принцу – как заколдованному принцу, хотя он даже на принца, может быть, и не похож». Так и жена, если выбрала сама себе мужа, вышла замуж, повенчалась, а он вдруг оказался плохим – должна относиться к нему как к заколдованному принцу.

Мы с вами – христиане, мы знаем, что человеческая природа имеет удивительные возможности, и человек может меняться. И вы можете стать лучше, и ваш муж может стать лучше – благодаря взаимному терпению, уважению, самоотверженной любви и помощи Божией. Вот в это нужно верить.

https://www.orthedu.ru/news/ob…

события

  • Единство Церкви (конференция) (15 ноября 1994)
  • XV Генеральная ассамблея Синдесмос (20 сентября 1995)
  • XIV Международные Рождественские образовательные чтения (30 января 2006)
  • IV Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви (16 ноября 2010)
  • Толстой и его время (конференция) (20 ноября 2014)
  • Неожиданный дар милосердия (конференция) (7 октября 2016)
  • VII Общецерковный съезд по социальному служению (25 октября 2017)
  • Православие: вчера, сегодня, завтра — 2021 (форум) (23 августа 2018)
  • IX Общецерковный съезд по социальному служению. (12 ноября 2019)

патологическая речь

штампы

Видение

  • Я очень рад, что, несмотря на все то, что нас разделяет с западными христианами, у нас есть одно видение
    с членами Общины святого Эгидия того, как можно научиться любви[50].

Составляющая

  • Сострадание — это обязательная составляющая любви
    , к которой призваны все христиане[51].

Наличие
Канцеляризм «наличие», страдательный залог вместо активного: «Церковная жизнь подразумевает наличие духовника»[52] (где здесь деятель?).

призвание

лозунги

  • Я думаю, надо жить по старому девизу: «Делай что должно, и будь что будет»[53].

приемы патологической речи

канцелярская речь

  • Самарянин (Лк. 10:34-36) «смог быстро сориентироваться в ситуации
    и оказать помощь, потому что у него было сострадание и сочувствие»[54].
  • Без монастыря городу, мне кажется, трудно правильно сориентироваться
    [55].

Молитва тех, кто работает с больными

Конечно, если вы молитесь рядом с болеющим человеком, за которым ухаживаете, ваша молитва не будет такой же внимательной, сосредоточенной, как если бы вы молились в уединении на природе или в отдалённом монастыре. Но тогда само ваше служение ближнему примется как молитва.

Делайте то, что вы должны делать, но при этом представляйте себя ходящими перед очами Божиими, будьте кроткими и смиренными.

Ещё нужно постараться в течение дня найти время и для внимательной молитвы. Когда вы ухаживаете за больным, времени, чтобы прочесть всё правило, может и не появиться. Можно сократить правило, но хотя бы небольшое время помолиться усердно, от сердца.

награды

Государственные

  • медаль МЧС России «За содружество во имя спасения» 2015 года [56].
  • орден Почета Кузбасса (Кемеровская область) 2015 года [57]

Церковные

  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (1995) год [58]
  • Орден преподобного Сергия Радонежского III степени (2003 год) [59]
  • Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени (2005 год) [60]
  • Орден преподобного Серафима Саровского III степени (2010 год) [61]
  • Орден преподобного Серафима Саровского II степени (2015 год) [62]

сочинения

  • Пантелеимон (Шатов), еп.
    Таинство Божественной любви. Беседы об Исповеди. — М.: Отчий дом, 2013. — 93 с. — (Жизнь в Православной церкви). — ISBN 978-5-906241-08-5.

в сборниках

  • Отцы, матери, дети. Православное воспитание и современный мир. — М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры; Альфа и Омега, 2001.
  • Миссия к молодежи: стратегия Церкви. Сборник материалов к I Молодежным Рождественским Чтениям «Вера и образование в XXI веке». — М.: Синодальный отдел по делам молодежи, Информационно-издательское управление, 2007.

аудиозаписи

  • Шатов, Аркадий о.
    Детский час: В 2-х Ч. Аудиоматериалы: Запись передач радио «Радонеж» для детей. М.: Студия «Радонеж», 2001.

статьи

  • Шатов, Аркадий о.
    Современные формы социального служения Церкви // Церковь и время. — 2003. — № 2 (23).

интервью, выступления

  • «Милосердие — потребность души» // Коммерсантъ. — 2015. — 27 марта. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • «В Великий пост самое главное — научиться любви» // «Гудок. Пятница». — 2015. — 20 февраля.
  • «Епископ Пантелеимон: мы молимся об Украине на каждой Литургии и будем дальше молиться, чтобы детки выздоровели» // Первый канал, 16 февраля 2015 г. / Diaconia.RU. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • «Епископ Пантелеимон: мир похож на больницу» // «Огонек»/ — 2014. — 15 декабря. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • «В детстве я часто бывал в Смоленске…» На Смоленскую кафедру прибыл епископ Пантелеимон (Шатов) // Константин Забелин, Русская народная линия. — 2011. —29 марта. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • «Подлинный смысл жизни — в служении другим» // Газета.Ru. — 2013. — 20 августа. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Бескорыстие объединяет врачей и священников // Открытие III Всероссийского съезда православных врачей, 29 сентября 2011 г. / Diaconia.RU. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Владыка Пантелеимон: откликаться на чужую беду нужно, но важно понимать как // Аргументы и факты. — 2014. — 6 февраля. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Во многих сферах социального служения Церковь сегодня имеет уникальный опыт // Ведомости. — 2011. — 6 апреля. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Возможен ли Бог в мире страдания // «Эксперт». — 2014. — 17 февраля, № 8 (887). — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Все ли есть в Греции, или зачем Русская Церковь помогает грекам // «Православие и мир». — 2012. — 17 апреля. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Главная задача государства и Церкви — поддержка семьи // «Православие и мир». — 2012. — март. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Епископ Пантелеимон: Пост из устриц и лапок лягушек? // Аргументы и факты. — 2014.— 20 марта. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон: Люди помнят о Боге, но забыли о Христе. // Патриархия.ru. — 2012. — 5 октября. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Избранные поучения аввы Дорофея с комментариями протоиерея Аркадия Шатова. // Цикл передач на радио «Радонеж», Predanie.ru.
  • Инвалиды души. Как творить добрые дела // Аргументы и факты. — 2011. — 14 декабря, №50 — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Интервью епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона официальному сайту Русской Зарубежной Церкви // Русская Православная Церковь Заграницей.
  • Испытание смертью нужно принимать со смирением // РИА Новости, комментарий об отношении Церкви к эвтаназии./ Диакония.ru. — 2012. — апрель. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Каждое письмо от отца Павла мы ожидали как Суда Божьего. Воспоминания епископа Пантелеимона об о. Павле (Троицком) // «Нескучный сад». — 2012. — 27 января. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Как собирает и на что тратит средства Церковь // Аргументы и факты. — 2011.— 6 апреля. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Как справиться с трудностями в семейной жизни // «Нескучный сад». — 2012. — 12 июня. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Как узнать волю Божию // «Нескучный сад». — 2011. — 4 сентября. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Наша главная задача — находить для сирот семьи. Первый съезд руководителей церковных приютов. — 2012. — 7 февраля. // Диакония.ru. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Не оскудеет душа дающего // Вечерняя Москва. — 2011. — 20 сентября. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Необходима общецерковная поддержка многодетной семьи // Первое заседание Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, 6 апреля 2012 г. // Диакония.ru. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • О первой исповеди // 2012. — 17 февраля. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Он был этнархом, душой народа. Слово в сорокой день после кончины Святейшего Патриарха Алексия II на заупокойной Литургии в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы // Нескучный сад. — 2009. — 13 января. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Подвиг Христовой нищеты // Доклад на конференции «Окраины жизни в свете Евангелия. Православные и католики на пути милосердия», Рим, 21 марта. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Пожертвования должны стать основой церковной экономики // «Ризница». — 2012. — март. / Диакония.ru. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Помогает ли милосердие спасаться? // Круглый стол на открытии социального лектория, 20 января 2012 г.
  • Проблема наркомании не может быть решена административными мерами // Интерфакс-Религия. — 2011. — 2 июня. — Дата посещения: 18.08.2017.
  • Проповеди епископа Пантелеимона, произнесенные в Смоленске // Официальный сайт Смоленской епархии. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Разговор с неверующим. Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5 // 2011 г. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Размышления о жизни, людях, событиях и о себе // Православие.Ru / «Странникъ». — 2011. — июнь. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Решить проблему бедности можно, только воспитав в людях желание помогать другим // Круглый стол «Поддержка малоимущих — церковный подход», 6 июня 2012 г. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Служение ближнему — это лучшая проповедь // «Славянка». — 2012. — май. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Семье из Татарстана, которая пережила большую беду, посторонние люди помогли начать новую жизнь // Первый канал. — 2010. — 21 декабря. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Социальное служение бизнесмена должно идти от души // сайт проекта «Опора-созидание». — 2012. — 28 февраля. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • У нас правило одно — помочь тем, кто действительно нуждается // Россия 24. — 2010. —18 декабря. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Церковная благотворительность — дело профессионала или образ жизни христианина? // Доклад на конференции «Между верой и разумом: социальная доктрина Церкви и ее вселенское значение», Милан, 10 марта. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Церковную работу нельзя остановить — она должна постоянно развиваться // Cerkiew.pl. — 2012. — 14 августа. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Церковь найдет людей, которые усыновят отказников // Известия. — 2011.— 20 сентября. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Церковь сейчас берет хорошие примеры отовсюду // Российская газета. — 2012. — 10 июля.

источники

  • Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Шатов Аркадий Викторович). // Патриархия.ru. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Страница викария на официальном сайте Восточного викариатства города Москвы.. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Официальный сайт Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви (www.diaconia.ru).. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Слово архимандрита Пантелеимона (Шатова) при наречении во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии.. — Дата обращения: 18.08.2017.
  • Видеозапись чина рукоположения архимандрита Пантелеимона (Шатова) во епископа, 21 августа 2010 года. Официальный видеоканал Русской Православной Церкви.. — Дата обращения: 18.08.2017.
Эта статья входит в число образцово оформленных статей.

Сноски

  1. Ольгин день. Фоторепортаж о посещении архимандритом Пантелеимоном (Шатовым) и сестрами милосердия Свято-Димитриевского сестричества Троицкого храма села Голочелово, в котором отец Пантелеимон служил в конце 1970-х начале 1980-х гг. // Miloserdie.ru. — 2010. — 28 июля. — Дата обращения: 18.08.2017.
  2. Предстоятель Русской Православной Церкви удостоил ряд клириков московских храмов богослужебных наград : Русская Православная Церковь. — 2008. — 21 апреля — Дата обращения: 18.08.2017.
  3. Решением Священного Синода протоиерею Аркадию Шатову определено быть епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии. // Патриархия.ru. — 2010. — 31 мая — Дата обращения: 18.08.2017.
  4. Святейший Патриарх Кирилл совершил монашеский постриг протоиерея Аркадия Шатова // Патриархия.ru. — 2010. — 17 июля — Дата обращения: 18.08.2017.
  5. В день памяти прп. Сергия Радонежского Предстоятель Русской Церкви возглавил Божественную литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры // Патриархия.ru. — 2010. — 18 июля — Дата обращения: 18.08.2017.
  6. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Пантелеимона (Шатова) во епископа Орехово-Зуевского и архимандрита Вениамина (Лихоманова) во епископа Рыбинского. // Патриархия.ru. — 2010. — 20 августа. — Дата обращения: 18.08.2017.
  7. Архимандрит Пантелеимон (Шатов) хиротонисан во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии. // Патриархия.ru. — 2010. — 21 августа. — Дата обращения: 18.08.2017.
  8. Викарии Московской епархии будут окормлять приходские храмы по благочинническим округам российской столицы. // Патриархия.ru. — 2010. — 22 декабря — Дата обращения: 18.08.2017.
  9. Священный Синод назначил новых правящих архиереев на ряд кафедр Русской Православной Церкви // Патриархия.ru. — 2011. — 22 марта. — Дата обращения: 18.08.2017.
  10. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 5-6 октября 2011 года.// Патриархия.ru. — 2011. — 6 октября. — Дата обращения: 18.08.2017.
  11. Журналы заседания Священного Синода от 12 марта 2013 года. // Патриархия.ru. — 2013. — 12 марта. — Дата обращения: 18.08.2017.
  12. Журналы заседания Священного Синода от 31 марта 2009 года. // Патриархия.ru./ Архив. — Дата обращения: 18.08.2017.
  13. Протоиерей Аркадий Шатов назначен председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. // Патриархия.ru. — 2010. — 5 марта. — Дата обращения: 18.08.2017.
  14. Председателю Синодального отдела по церковной благотворительности поручено возродить диаконическое служение Марфо-Мариинской обители. // Патриархия.ru. — 2010. — 5 октября. — Дата обращения: 18.08.2017.
  15. Создан Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви. // Патриархия.ru. — 2011. — 22 марта. — Дата обращения: 18.08.2017.
  16. Образован Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства. // Патриархия.ru. — 2011. — 28 декабря. — Дата обращения: 18.08.2017.
  17. Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал № 3) Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства переименован в Патриаршую комиссию по вопросам семьи и защиты материнства. // Патриархия.ru. — 2012. — 16 марта. — Дата обращения: 18.08.2017.
  18. https://www.patriarchia.ru/db/text/2027814.html%7Cзаглавие=Викариатства города Москвы Патриархия.ru.
  19. Викариатства города Москвы. // Патриархия.ru. — 2011. — 27 декабря. — Дата обращения: 18.08.2017.
  20. Бычков, С. Два старца Арсения // Русофил. — 2021. — 4 июля. – Дата обращения: 25.10.2017.
  21. В Смоленске организовано сестричество милосердия, действующее при Смоленской епархии. // Официальный сайт Смоленской епархии.
  22. Милосердие в Смоленске // Православный портал о благотворительности и социальной деятельности Смоленской Епархии. — Дата обращения: 18.08.2017.
  23. Соглашение о сотрудничестве между УФСКН по Смоленской области и Смоленской епархией. // Официальный сайт Смоленской епархии.
  24. ↑ 24,024,1 В Санкт-Петербурге прошла конференция «Новая эра милосердия». Репортаж «Первого канала» // Diaconia.Ru.
  25. Епископ Пантелеимон провел первый вебинар // Diaconia.Ru. — Дата обращения: 18.08.2017.
  26. «Дом для мамы» открыт. // Diaconia.Ru/ — Дата обращения: 18.08.2017.
  27. Отдел по благотворительности и уполномоченный по правам ребенка подписали соглашение о взаимодействии. — Дата обращения: 18.08.2017.
  28. ↑ 28,028,1 Опубликован отчет по расходованию средств на помощь пострадавшим в Крымске // Diaconia.Ru. — Дата обращения: 18.08.2017.
  29. Презентация о распределении средств (в формате PowerPoint) // Diaconia.Ru. — Дата посещения: 18.08.2017.
  30. 135 тысяч человек пострадали от наводнения на Дальнем Востоке // Diaconia.RU. — Дата обращения: 18.08.2017.
  31. Церковь запустила первый в Москве пункт обогрева для бездомных // Diaconia.RU. — Дата обращения: 18.08.2017.
  32. Мы калечились, чтобы согреться в больнице // Аргументы и факты. — 2014. — 22 января. — Дата обращения: 18.08.2017.
  33. Тепло для бродяги. Пункт обогрева для бездомных, ВИДЕО // Аргументы и факты. — Дата обращения: 18.08.2017.
  34. Епископ Пантелеимон принял участие в заседании Совета по вопросам попечительства в социальной сфере. // Diaconia.RU. — Дата обращения: 18.08.2017.
  35. Епископ Пантелеимон (Шатов) подверг резкой критике запрет усыновления российских детей гражданами США.// Православие и мир. ru — Дата обращения: 18.08.2017.
  36. В Церкви призывают принять такие законы, которые бы реально помогали усыновителям и приютам в России. — 2012. — 21 декабря. — Дата обращения: 18.08.2017.
  37. «В Церкви обеспокоены планами лишить господдержки социально ориентированные НКО». // Diaconia.RU. — Дата обращения: 18.08.2017.
  38. [ https://mospat.ru/archive/1998/07/vr160782/ Освящение статуй мучеников XX века в Вестминстерском аббатстве ] // Русская Православная Церковь. Архив ОС МП. – 1998. – 16 июля. – Дата обращения: 15.6.2017.
  39. В Финляндии состоялась международная конференция на тему «Православная диакония: социальное свидетельство и служение Православных Церквей». 2004. — 5 мая. — Дата обращения: 18.08.2017.
  40. Церковь, экуменисты и бедные // Антимодернизм.ру. – 2012. – 30 ноября. – Дата обращения: 27.4.2017.
  41. «Единство в главном» как формула предательства // Антимодернизм.ру. – 2014. – 17 октября. – Дата обращения: 27.4.2017.
  42. Сомнительные предложения по организации церковной жизни // Антимодернизм.ру. – 2011. – 10 марта. – Дата обращения: 27.4.2017.
  43. Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон совершил поездку в Волынскую епархию// Официальный сайт Смоленской епархии.
  44. В Церкви будут совершать Литургию для глухих с отверстыми Царскими вратами // Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. / Diaconia.RU. — 11.10.2016. — Дата обращения: 18.08.2017.
  45. Епископ Пантелеимон: «Документ, который дает свободу в Церкви людям с разными представлениями…» // Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. – 2015. – 12 апреля. – Дата обращения: 9.12.2016.
  46. [1]. — 2021. — 18 марта. — Дата обращения: 18.03.2020.
  47. [2]. — 2021. — 16 марта. — Дата обращения: 16.03.2020.
  48. Отец Георгий Кочетков о катехизации на приходе о. Аркадия Шатова. Из истории современной практики катехизации // Преображенское братство. – 2010. – 3 июня. – Дата обращения: 27.4.2017.
  49. Торжествующее сектантство в храме Христа Спасителя // Антимодернизм.ру. – 2015. – 23 августа. – Дата обращения: 27.4.2017.
  50. Доклад епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона на конференции «Церковь и бедные. Православные и католики в служении милосердия» // Патриархия.ru. – 2012. – 6 декабря. – Дата обращения: 31.3.2018.
  51. Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: Христианин не должен отгораживаться от боли других людей // Патриархия.ru. – 2021. – 26 января. – Дата обращения: 6.5.2018.
  52. Председатель Синодального отдела по благотворительности встретился с преподавателями кафедры социальной работы ПСТГУ // Патриархия.ru. – 2021. – 29 декабря. – Дата обращения: 6.5.2018.
  53. Помочь помогающим // Патриархия.ru. – 2021. – 10 октября. – Дата обращения: 6.5.2018.
  54. Служи с любовью ближним — и привлечешь к этому служению тысячи // Патриархия.ru. – 2014. – 23 мая. – Дата обращения: 7.3.2018.
  55. Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон о монашестве // Патриархия.ru. – 2012. – 18 октября. – Дата обращения: 7.3.2018.
  56. Священнослужителей наградили медалями МЧС России. // Diaconia.RU. — Дата посещения: 18.08.2017.
  57. МИТРОПОЛИЯ » Председатель Синодального отдела по социальному служению награжден орденом Почета Кузбасса 2017-03-29.
  58. епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Шатов Аркадий Викторович) / Персоналии / Патриархия.ru. 2017-03-29.
  59. епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Шатов Аркадий Викторович) / Персоналии / Патриархия.ru. 2017-03-29.
  60. епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Шатов Аркадий Викторович) / Персоналии / Патриархия.ru. 2017-03-29.
  61. епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Шатов Аркадий Викторович) / Персоналии / Патриархия.ru. 2017-03-29.
  62. https://www.patriarchia.ru/db/text/4220047.html%7Ctitle=Патриаршее поздравление епископу Орехово-Зуевскому Пантелеимону с 65-летием со дня рождения / Патриарх / Патриархия.ru 2017-03-29.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]