Митрополит Сергий (Иванников) |
Сергий (Иванников)
(род. 1957), митрополит Барнаульский и Алтайский, глава Алтайской митрополии, временно управляющий Бийской и Белокурихинской епархией, ректор Барнаульской духовной семинарии В миру Иванников Сергей Иванович, родился 29 августа 1957 года в селе Троицком Никольского района Орловской области в семье крестьян Ивана Григорьевича и Нины Егоровны Иванниковых. Основы православной веры и русского благочестия усвоил от родителей с раннего детства. Большое влияние оказали также дедушка и бабушка — с ними он посещал местный храм и впитывал их рассказы о прежней жизни, православных обычаях и благочестии.
В 1964 году поступил в неполную среднюю школу в родном селе, которую закончил в 1972 году и продолжил обучение в средней школе №2 города Ливен, которую успешно закончил в 1974 году. Антирелигиозная пропаганда не поколебала его веру, и уже в последних классах школы у него родилось желание послужить Церкви в священном сане.
В 1975-1977 годах служил в Советской Армии. Некоторое время после армейской службы работал шофером в автопредприятии, а затем трудился в храме на своей родине сторожем и дворником, помогал в алтаре.
В 1979 году поступил в Московскую духовную семинарию, а в 1982 году был зачислен студентом в Московскую духовную академию.
21 ноября 1985 года был рукоположен во диакона, а 23 февраля 1986 года — во священника. Обе хиротонии в Академическом Покровском храме совершил ректор академии епископ Дмитровский Александр (Тимофеев)
Курс академической учёбы завершил написанием и защитой ученой работы на степень кандидата богословия по кафедре Гомилетики на тему «Гомилетическое значение
Житий святых» [1].
По окончании академии летом 1986 года был направлен для пастырского служения в Эстонскую епархию. С 1 февраля 1987 по май 1992 года служил в Пюхтицком монастыре. Руководил детской воскресной школой и преподавал в ней основы нравственности детям.
Согласно патриаршей резолюции от 21 марта 1992 года епископом Таллинским Корнилием был назначен с 15 апреля того года настоятелем Воскресенского собора в Нарве с правом возглавления соборных служб. Главной задачей своей настоятельской деятельности в то переходное и переломное время поставил умиротворение приходской жизни, организацию постоянных уставных богослужений, постройку необходимых приходу объектов и капитальный ремонт храма. Одновременно приходилось выполнять обязанности настоятеля еще в приходах Рождества Богородицы деревни Алайыэ и Илии пророка деревни Васкнарва, где заботами настоятеля были проведены капитальные ремонты зданий и благоустроены церковные территории.
Архим. Сергий (Иванников). Фото нач. 2009 г. |
30 апреля 1995 года был возведен в сан протоиерея.
С лета 1998 года начал строительство нового Нарвского храма в честь Нарвской иконы Божией Матери с приделом праведного Иоанна Кронштадтского, освящение которого состоялось 10 ноября 2001 года.
Принимал участие в значительных культурных, духовных и общественных событиях городской жизни, снискал любовь и уважение жителей города.
1 июня 2000 года был назначен настоятелем Таллинского Александро-Невского собора с освобождением от всех ранее занимаемых должностей.
На Соборе Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, проходившем в Таллинском Александро-Невском соборе 27 июля 2000 года, был избран членом Синода Эстонской Церкви.
Постановлением эстонского правительства № 469-к получил гражданство Эстонии «за особые заслуги», т.е. «за вклад в духовную работу и сохранение церковного имущества».
1 июня 2003 года был переведен настоятелем Таллинского Скорбященского храма на улице Ситси.
1 ноября того же года был переведен в Москву и зачислен сотрудником Отдела внешних церковных связей.
5 января 2004 года в Смоленский Успенском соборе митрополитом Смоленским Кириллом был пострижен в монахи с именем Сергий и получил сан иеромонаха.
25 марта того же года был назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. Принимал активное участие в восстановлении храма Всех святых в земле Российской просиявших в женском Горненском монастыре.
На Пасху 2004 года был возведен в сан игумена в Троицком соборе Русской духовной миссии в Иерусалиме архиепископом Екатеринбургским Викентием.
11 апреля 2006 года был переведён настоятелем храма Георгия Победоносца при Посольстве Российской Федерации в Праге, Чехия.
12 октября 2007 года, в ответ на просьбу митрополита Чешских земель и Словакии Христофора, Священный Синод Русской Православной Церкви благословил переход отца Сергия в клир Пражской епархии Чехословацкой Православной Церкви. 27 декабря того же года был освобожден от настоятельства в Пражском Георгиевском посольском храме [2]. По переходе в чехословацкий клир был определен настоятелем Пражского Успенского храма на Ольшанском кладбище.
8 января 2008 года был возведен в сан архимандрита митрополитом Чешских земель и Словакии Христофором [3].
Впоследствии вновь вошёл в каноническое ведение Русской Православной Церкви.
16 марта 2012 года, будучи клириком города Москвы, был избран епископом Каменским и Алапаевским [4]. На следующий день последовала его архиерейская хиротония во епископа Каменского и Алапаевского в кафедральном Московском соборном Храме Христа Спасителя. Рукоположение совершили патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополиты Саранский Варсонофий; Екатеринбургский Кирилл; Самарский Сергий и Нижегородский Георгий, епископы Видновский Тихон и Солнечногорский Сергий [5].
29 мая 2013 года назначен епископом Барнаульским и Алтайским [6]. 16 июля этого же года назначен на должность ректора Барнаульской духовной семинарии [7].
5 мая 2015 года назначен главой новообразованной Алтайской митрополии [8].
24 мая 2015 года возведён в сан митрополита патриархом Московским и всея Руси Кириллом [9].
С 28 декабря 2021 года — временно управляющий Бийской и Белокурихинской епархией [10].
Русская Православная Церковь
Родился 29 августа 1957 г. в с. Троицкое Ливенского р-на Орловской обл., крещен во младенчестве.
Обучался в средней школе с. Троицкое и в школе № 2 г. Ливны. В 1975-1977 гг. служил в рядах Вооруженных сил. В 1978 г. работал шофером на автопредприятии, затем трудился в Сергиевском храме г. Ливны.
В 1979-1982 гг. обучался в Московской духовной семинарии, в 1982-1986 гг. — в Московской духовной академии. Кандидат богословия по кафедре гомилетики.
21 ноября 1985 г. в Покровском храме МДА ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Александром (Тимофеевым) рукоположен во диакона, а 23 февраля 1986 г. — во иерея.
В 1986 г. после окончания академии летом Учебным комитетом Русской Православной Церкви направлен на служение в Эстонскую епархию. С 1 февраля 1987 г. по май 1992 г. служил в Пюхтицком монастыре.
15 апреля 1992 г. согласно резолюции Святейшего Патриарха Алексия II епископом Таллинским Корнилием назначен настоятелем Воскресенского собора в г. Нарва. В 1998-2001 гг. руководил строительством нового храма в г. Нарва в честь иконы Божией Матери «Нарвская».
1 июня 2000 г. митрополитом Таллинским Корнилием назначен настоятелем Александро-Невского собора в г. Таллин.
27 июля 2000 г. на Соборе Эстонской Православной Церкви избран членом Синода ЭПЦ МП.
В 2002 г. получил гражданство Эстонской Республики. 19 июня 2003 г. постановлением Нарвского городского собрания присвоено звание «Почетный гражданин г. Нарва».
Указом митрополита Таллинского Корнилия 1 июня 2003 г. освобожден от должности настоятеля Александро-Невского собора и назначен настоятелем храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Таллина.
1 ноября 2003 г. переведен в Москву. Назначен сотрудником Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
5 января 2004 г. в Успенском соборе г. Смоленска председателем ОВЦС митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне — Патриарх Московский и всея Руси) пострижен в монашество с именем Сергий.
Определением Священного Синода от 25 марта 2004 г. назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме.
В 2004 г. возведен в сан игумена.
Определением Священного Синода от 11 апреля 2006 г. (журнал № 9) освобожден от обязанностей члена Русской духовной миссии в Иерусалиме и назначен настоятелем храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца при Посольстве РФ в Праге (Чехия).
Определением Священного Синода от 12 октября 2007 г. (журнал № 98) направлен в клир Православной Церкви Чешских земель и Словакии по просьбе ее Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Христофора, где нес послушание настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище г. Праги до 5 февраля 2012 г.
8 января 2008 г. Блаженнейшим Митрополитом Христофором возведен в сан архимандрита.
Решением Священного Синода от 16 марта 2012 г. (журнал № 18) избран епископом Каменским и Алапаевским.
Наречен во епископа 16 марта в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве. Хиротонисан 18 марта за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Решением Священного Синода от 29 мая 2013 г. (журнал № 43) назначен Преосвященным Барнаульским и Алтайским.
Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. (журнал № 88) назначен на должность ректора Барнаульской духовной семинарии.
Решением Священного Синода от 5 мая 2015 г. (журнал № 5) назначен главой Алтайской митрополии.
24 мая 2015 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя г. Москвы Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.
С декабря 2021 г. по февраль 2021 г. временно управлял Бийской епархией.
Просим поддержать наш проект «Молитва и спорт» на платформе социальных инициатив «Начинание»!
21.05.202121.05.2021 wpadmin
Физкультуре и спорту в наше время уделяется много внимания. В основном это касается государственных образовательных организаций. В учебном плане духовных семинарий также есть физкультура. Воспитанники семинарии ходят в город играть в футбол, волейбол, баскетбол. Семинаристам очень хотелось бы иметь хотя бы часть своего инвентаря. Студенты будут Читать полностью …
Без рубрики
.
Награды
Богослужебные награды:
- Наперсный крест (12 июня 1986);
- Палица (к Пасхе 2000 года);
- Крест с украшениями (29 августа 2007);
- Право ношения второго креста с украшениями (28 августа 2009) от Митрополита Христофора.
Церковные награды:
- Медаль преподобного Сергия Радонежского II степени (6 декабря 1985) в связи с 300-летним юбилеем Московской Духовной Академии;
- Медаль преподобного князя Даниила Московского (17 ноября 1996) к 100-летию Нарвского Воскресенского собора;
- Медаль преподобного Сергия Радонежского I степени (10 ноября 2001);
- Золотой Крест святых Мефодия и Кирилла (Чешской Православной Церкви, 29 августа 2007) к 50-летнему Юбилею от Митрополита Православной Церкви Чешских Земель и Словакии Христофора;
- Орден преподобного Сергия Радонежского III степени (31 августа 2007) к 50-летнему юбилею;
- Орден преподобного Сергия Радонежского II степени (8 октября 2012)[17] к 55-летнему юбилею;
- Орден преподобного Серафима Саровского III степени (29 августа 2017)[18];
- Орден святого князя Ростислава II степени (Чешской Православной Церкви, 12 июля 2021 года)[19];
- три Патриарших благословенных грамоты и одна епархиального архиерея.
Правительственные и общественные награды и отличия:
- «Почётный Гражданин города Нарва» (19 июня 2003);
- Нагрудный знак «За Отличие» Департамента государственной защиты имущества МВД России (14 марта 2006);
- За вклад в развитие Барнаула (2017)[20].
Труды
Автор многих трудов, в том числе:
- Вторая миссионерская церковь в г. Тифлисе. Тифлис, 1897.
- Мысли пастыря о некоторых изречениях святого апостола Павла, относящихся к пастырскому служению. Тифлис, 1903.
- Пастырь проповедник по св. Иоанну Златоусту. Тифлис, 1903.
- Как надо понимать возглас священника на утрени: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Тифлис, 1903.
- Мысли о самоубийстве. Посвящается учащейся молодёжи. Тифлис, 1908.
- Из духовного наследия Митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея. Дневник, послания, проповеди, статьи. К 40-летию со дня кончины. // Вступительная статья и примечания протоиерея Бориса Пивоварова.— Новосибирск, 1996.
- Размышления о создании в себе «внутреннего человека».
- О пастырском служении по св. апостолу Павлу.
- Объяснение чуда исцеления Гадаринских бесноватых.
Ссылки
- Сергий, епископ Барнаульский и Алтайский (Иванников Сергей Иванович) на сайте patriarchia.ru
- Иванников Сергей Иванович на сайте «Русское православие»
- Архимандрит Сергий (Иванников)
- Отец Сергий Иванников покинул Эстонию
- Архимандрит Сергий (Иванников): «Когда мне говорят: „Ой, как плохо жить в России, я поеду в зарубежье, там поживу и здесь дела буду делать, и останусь русским“, — это всё обман, причём заведомый!»
- Беседы с батюшкой (ТК Союз 2012-06-17) (видео)
- Епископ Сергий (Иванников)
Отрывок, характеризующий Сергий (Иванников)
Этот мучительный и радостный рассказ, видимо, был необходим для Наташи. Она говорила, перемешивая ничтожнейшие подробности с задушевнейшими тайнами, и, казалось, никогда не могла кончить. Несколько раз она повторяла то же самое. За дверью послышался голос Десаля, спрашивавшего, можно ли Николушке войти проститься. – Да вот и все, все… – сказала Наташа. Она быстро встала, в то время как входил Николушка, и почти побежала к двери, стукнулась головой о дверь, прикрытую портьерой, и с стоном не то боли, не то печали вырвалась из комнаты. Пьер смотрел на дверь, в которую она вышла, и не понимал, отчего он вдруг один остался во всем мире. Княжна Марья вызвала его из рассеянности, обратив его внимание на племянника, который вошел в комнату. Лицо Николушки, похожее на отца, в минуту душевного размягчения, в котором Пьер теперь находился, так на него подействовало, что он, поцеловав Николушку, поспешно встал и, достав платок, отошел к окну. Он хотел проститься с княжной Марьей, но она удержала его. – Нет, мы с Наташей не спим иногда до третьего часа; пожалуйста, посидите. Я велю дать ужинать. Подите вниз; мы сейчас придем. Прежде чем Пьер вышел, княжна сказала ему: – Это в первый раз она так говорила о нем. Пьера провели в освещенную большую столовую; через несколько минут послышались шаги, и княжна с Наташей вошли в комнату. Наташа была спокойна, хотя строгое, без улыбки, выражение теперь опять установилось на ее лице. Княжна Марья, Наташа и Пьер одинаково испытывали то чувство неловкости, которое следует обыкновенно за оконченным серьезным и задушевным разговором. Продолжать прежний разговор невозможно; говорить о пустяках – совестно, а молчать неприятно, потому что хочется говорить, а этим молчанием как будто притворяешься. Они молча подошли к столу. Официанты отодвинули и пододвинули стулья. Пьер развернул холодную салфетку и, решившись прервать молчание, взглянул на Наташу и княжну Марью. Обе, очевидно, в то же время решились на то же: у обеих в глазах светилось довольство жизнью и признание того, что, кроме горя, есть и радости. – Вы пьете водку, граф? – сказала княжна Марья, и эти слова вдруг разогнали тени прошедшего. – Расскажите же про себя, – сказала княжна Марья. – Про вас рассказывают такие невероятные чудеса. – Да, – с своей, теперь привычной, улыбкой кроткой насмешки отвечал Пьер. – Мне самому даже рассказывают про такие чудеса, каких я и во сне не видел. Марья Абрамовна приглашала меня к себе и все рассказывала мне, что со мной случилось, или должно было случиться. Степан Степаныч тоже научил меня, как мне надо рассказывать. Вообще я заметил, что быть интересным человеком очень покойно (я теперь интересный человек); меня зовут и мне рассказывают. Наташа улыбнулась и хотела что то сказать. – Нам рассказывали, – перебила ее княжна Марья, – что вы в Москве потеряли два миллиона. Правда это? – А я стал втрое богаче, – сказал Пьер. Пьер, несмотря на то, что долги жены и необходимость построек изменили его дела, продолжал рассказывать, что он стал втрое богаче. – Что я выиграл несомненно, – сказал он, – так это свободу… – начал он было серьезно; но раздумал продолжать, заметив, что это был слишком эгоистический предмет разговора. – А вы строитесь? – Да, Савельич велит. – Скажите, вы не знали еще о кончине графини, когда остались в Москве? – сказала княжна Марья и тотчас же покраснела, заметив, что, делая этот вопрос вслед за его словами о том, что он свободен, она приписывает его словам такое значение, которого они, может быть, не имели. – Нет, – отвечал Пьер, не найдя, очевидно, неловким то толкование, которое дала княжна Марья его упоминанию о своей свободе. – Я узнал это в Орле, и вы не можете себе представить, как меня это поразило. Мы не были примерные супруги, – сказал он быстро, взглянув на Наташу и заметив в лице ее любопытство о том, как он отзовется о своей жене. – Но смерть эта меня страшно поразила. Когда два человека ссорятся – всегда оба виноваты. И своя вина делается вдруг страшно тяжела перед человеком, которого уже нет больше. И потом такая смерть… без друзей, без утешения. Мне очень, очень жаль еe, – кончил он и с удовольствием заметил радостное одобрение на лице Наташи. – Да, вот вы опять холостяк и жених, – сказала княжна Марья. Пьер вдруг багрово покраснел и долго старался не смотреть на Наташу. Когда он решился взглянуть на нее, лицо ее было холодно, строго и даже презрительно, как ему показалось. – Но вы точно видели и говорили с Наполеоном, как нам рассказывали? – сказала княжна Марья. Пьер засмеялся. – Ни разу, никогда. Всегда всем кажется, что быть в плену – значит быть в гостях у Наполеона. Я не только не видал его, но и не слыхал о нем. Я был гораздо в худшем обществе. Ужин кончался, и Пьер, сначала отказывавшийся от рассказа о своем плене, понемногу вовлекся в этот рассказ. – Но ведь правда, что вы остались, чтоб убить Наполеона? – спросила его Наташа, слегка улыбаясь. – Я тогда догадалась, когда мы вас встретили у Сухаревой башни; помните? Пьер признался, что это была правда, и с этого вопроса, понемногу руководимый вопросами княжны Марьи и в особенности Наташи, вовлекся в подробный рассказ о своих похождениях. Сначала он рассказывал с тем насмешливым, кротким взглядом, который он имел теперь на людей и в особенности на самого себя; но потом, когда он дошел до рассказа об ужасах и страданиях, которые он видел, он, сам того не замечая, увлекся и стал говорить с сдержанным волнением человека, в воспоминании переживающего сильные впечатления. Княжна Марья с кроткой улыбкой смотрела то на Пьера, то на Наташу. Она во всем этом рассказе видела только Пьера и его доброту. Наташа, облокотившись на руку, с постоянно изменяющимся, вместе с рассказом, выражением лица, следила, ни на минуту не отрываясь, за Пьером, видимо, переживая с ним вместе то, что он рассказывал. Не только ее взгляд, но восклицания и короткие вопросы, которые она делала, показывали Пьеру, что из того, что он рассказывал, она понимала именно то, что он хотел передать. Видно было, что она понимала не только то, что он рассказывал, но и то, что он хотел бы и не мог выразить словами. Про эпизод свой с ребенком и женщиной, за защиту которых он был взят, Пьер рассказал таким образом: – Это было ужасное зрелище, дети брошены, некоторые в огне… При мне вытащили ребенка… женщины, с которых стаскивали вещи, вырывали серьги… Пьер покраснел и замялся. – Тут приехал разъезд, и всех тех, которые не грабили, всех мужчин забрали. И меня. – Вы, верно, не все рассказываете; вы, верно, сделали что нибудь… – сказала Наташа и помолчала, – хорошее. Пьер продолжал рассказывать дальше. Когда он рассказывал про казнь, он хотел обойти страшные подробности; но Наташа требовала, чтобы он ничего не пропускал. Пьер начал было рассказывать про Каратаева (он уже встал из за стола и ходил, Наташа следила за ним глазами) и остановился. – Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека – дурачка. – Нет, нет, говорите, – сказала Наташа. – Он где же? – Его убили почти при мне. – И Пьер стал рассказывать последнее время их отступления, болезнь Каратаева (голос его дрожал беспрестанно) и его смерть. Пьер рассказывал свои похождения так, как он никогда их еще не рассказывал никому, как он сам с собою никогда еще не вспоминал их. Он видел теперь как будто новое значение во всем том, что он пережил. Теперь, когда он рассказывал все это Наташе, он испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, – не умные женщины, которые, слушая, стараются или запомнить, что им говорят, для того чтобы обогатить свой ум и при случае пересказать то же или приладить рассказываемое к своему и сообщить поскорее свои умные речи, выработанные в своем маленьком умственном хозяйстве; а то наслажденье, которое дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасыванья в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины. Наташа, сама не зная этого, была вся внимание: она не упускала ни слова, ни колебания голоса, ни взгляда, ни вздрагиванья мускула лица, ни жеста Пьера. Она на лету ловила еще не высказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера. Княжна Марья понимала рассказ, сочувствовала ему, но она теперь видела другое, что поглощало все ее внимание; она видела возможность любви и счастия между Наташей и Пьером. И в первый раз пришедшая ей эта мысль наполняла ее душу радостию. Было три часа ночи. Официанты с грустными и строгими лицами приходили переменять свечи, но никто не замечал их. Пьер кончил свой рассказ. Наташа блестящими, оживленными глазами продолжала упорно и внимательно глядеть на Пьера, как будто желая понять еще то остальное, что он не высказал, может быть. Пьер в стыдливом и счастливом смущении изредка взглядывал на нее и придумывал, что бы сказать теперь, чтобы перевести разговор на другой предмет. Княжна Марья молчала. Никому в голову не приходило, что три часа ночи и что пора спать. – Говорят: несчастия, страдания, – сказал Пьер. – Да ежели бы сейчас, сию минуту мне сказали: хочешь оставаться, чем ты был до плена, или сначала пережить все это? Ради бога, еще раз плен и лошадиное мясо. Мы думаем, как нас выкинет из привычной дорожки, что все пропало; а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье. Впереди много, много. Это я вам говорю, – сказал он, обращаясь к Наташе. – Да, да, – сказала она, отвечая на совсем другое, – и я ничего бы не желала, как только пережить все сначала. Пьер внимательно посмотрел на нее. – Да, и больше ничего, – подтвердила Наташа. – Неправда, неправда, – закричал Пьер. – Я не виноват, что я жив и хочу жить; и вы тоже. Вдруг Наташа опустила голову на руки и заплакала. – Что ты, Наташа? – сказала княжна Марья. – Ничего, ничего. – Она улыбнулась сквозь слезы Пьеру. – Прощайте, пора спать. Пьер встал и простился. Княжна Марья и Наташа, как и всегда, сошлись в спальне. Они поговорили о том, что рассказывал Пьер. Княжна Марья не говорила своего мнения о Пьере. Наташа тоже не говорила о нем. – Ну, прощай, Мари, – сказала Наташа. – Знаешь, я часто боюсь, что мы не говорим о нем (князе Андрее), как будто мы боимся унизить наше чувство, и забываем. Княжна Марья тяжело вздохнула и этим вздохом признала справедливость слов Наташи; но словами она не согласилась с ней. – Разве можно забыть? – сказала она. – Мне так хорошо было нынче рассказать все; и тяжело, и больно, и хорошо. Очень хорошо, – сказала Наташа, – я уверена, что он точно любил его. От этого я рассказала ему… ничего, что я рассказала ему? – вдруг покраснев, спросила она. – Пьеру? О нет! Какой он прекрасный, – сказала княжна Марья. – Знаешь, Мари, – вдруг сказала Наташа с шаловливой улыбкой, которой давно не видала княжна Марья на ее лице. – Он сделался какой то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда? – Да, – сказала княжна Марья, – он много выиграл. – И сюртучок коротенький, и стриженые волосы; точно, ну точно из бани… папа, бывало… – Я понимаю, что он (князь Андрей) никого так не любил, как его, – сказала княжна Марья. – Да, и он особенный от него. Говорят, что дружны мужчины, когда совсем особенные. Должно быть, это правда. Правда, он совсем на него не похож ничем? – Да, и чудесный. – Ну, прощай, – отвечала Наташа. И та же шаловливая улыбка, как бы забывшись, долго оставалась на ее лице. Пьер долго не мог заснуть в этот день; он взад и вперед ходил по комнате, то нахмурившись, вдумываясь во что то трудное, вдруг пожимая плечами и вздрагивая, то счастливо улыбаясь. Он думал о князе Андрее, о Наташе, об их любви, и то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это. Было уже шесть часов утра, а он все ходил по комнате. «Ну что ж делать. Уж если нельзя без этого! Что ж делать! Значит, так надо», – сказал он себе и, поспешно раздевшись, лег в постель, счастливый и взволнованный, но без сомнений и нерешительностей. «Надо, как ни странно, как ни невозможно это счастье, – надо сделать все для того, чтобы быть с ней мужем и женой», – сказал он себе. Пьер еще за несколько дней перед этим назначил в пятницу день своего отъезда в Петербург. Когда он проснулся, в четверг, Савельич пришел к нему за приказаниями об укладке вещей в дорогу. «Как в Петербург? Что такое Петербург? Кто в Петербурге? – невольно, хотя и про себя, спросил он. – Да, что то такое давно, давно, еще прежде, чем это случилось, я зачем то собирался ехать в Петербург, – вспомнил он. – Отчего же? я и поеду, может быть. Какой он добрый, внимательный, как все помнит! – подумал он, глядя на старое лицо Савельича. – И какая улыбка приятная!» – подумал он. – Что ж, все не хочешь на волю, Савельич? – спросил Пьер. – Зачем мне, ваше сиятельство, воля? При покойном графе, царство небесное, жили и при вас обиды не видим. – Ну, а дети? – И дети проживут, ваше сиятельство: за такими господами жить можно. – Ну, а наследники мои? – сказал Пьер. – Вдруг я женюсь… Ведь может случиться, – прибавил он с невольной улыбкой. – И осмеливаюсь доложить: хорошее дело, ваше сиятельство.