Митрополит Викентий (Морарь) |
Викентий (Морарь)
(род. 1953), митрополит Ташкентский и Узбекистанский (Среднеазиатский), глава Среднеазиатского митрополичего округа, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, ректор Ташкентской духовной семинарии, священноархимандрит Чирчикского Троице-Георгиевского монастыря, председатель Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария В миру Морарь Виктор Александрович, родился 4 октября 1953 года в селе Скуляны Унгенского района Молдавской ССР, в семье служащих.
По окончании средней школы с 1971 по 1973 год проходил службу в армии.
В 1974 году поступил в Московскую духовную семинарию, в 1982 — в Московскую духовную академию, которую окончил в 1986 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Учение святителя Игнатия Брянчанинова о молитве».
В 1981 году пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, в январе 1982 — во иеромонаха. С 1982 года нёс послушание помощника ризничего в Троице-Сергиевой Лавре.
В 1985 году был возведен в сан игумена, а 28 августа 1990 года — в сан архимандрита.
2 сентября 1990 года был хиротонисан во епископа Бендерского, викария Кишиневской митрополии. Хиротонию в Рождественском соборе города Кишинёва возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
17 июля 1995 года назначен епископом Абаканским и Кызылским.
Архиепископ Викентий (Морарь) |
19 февраля 1999 года возведён в сан архиепископа.
19 июля 1999 года назначен архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским.
17 июля 2001 года был назначен ректором вновь открытой Екатеринбургской духовной семинарии [1].
С 27 июля 2009 года — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
27 июля 2011 года переведён на Ташкентскую кафедру, назначен главой Среднеазиатского митрополичего округа и определён митрополитом. Тогда же ему были вверены во временное управление новообразованные Бишкекская и Киргизская (управлял до 4 декабря 2011 года), и Душанбинская и Таджикистанская (управлял до 1 августа 2012) епархии.
4 августа 2011 года был возведён в митрополичье достоинство патриархом Московским и всея Руси Кириллом в Москве.
С 5 октября 2011 года включён в состав постоянных членов Священного Синода Русской Православной Церкви по кафедре, а также освобождён от обязанностей ректора Екатеринбургской духовной семинарии и назначен на должность ректора Ташкентской духовной семинарии.
9 марта 2021 года был утверждён священноархимандритом Чирчикского Троице-Георгиевского монастыря [2].
Является председателем Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария.
Награды
Церковные
- ордена Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского 2-й ст. (2000), блгв. кн. Даниила Московского 2-й ст. (2 октября 2013 [3])
- орден Православной Церкви Молдовы блгв. воеводы Стефана Великого 1-й ст. (2010)
- вторая панагия (4 декабря 2021, в соответствии с новым Положением о наградах Русской Православной Церкви [4])
Светские
- орден «За заслуги» Российского союза ветеранов Афганистана
Сын полоненной турчанки
Среди студентов института был Василий Семенович Никитин, будущий епископ Викентий, исповедник веры и мученик. Василий Никитин родился 28 мая 1892 года в деревне Замолодино Костромской губернии (по воспоминаниям Г.А. Мариничевой — в Костроме). Его отец, Семен Никитин был казаком-старообрядцем, верой и правдой послуживший отечеству в Русско-турецкую войну 1877–1878 годов. С этой войны он привез черноокую красавицу-турчанку, крестил и женился на ней. В ту пору подобные браки были нередки. Достаточно вспомнить, что Гонората — бабушка писателя Константина Паустовского — была полоненной турчанкой Фатимой.
Поселившись в Замолодине, Никитин занялся торговлей. Дела шли неплохо, и вскоре он с семьей перебрался в Кострому, в собственный дом. Но жена рано умерла, и Никитину, ревностному староверу, пришлось одному воспитывать детей в «страхе Божием» и в верности «древлему благочестию». Достаток позволил дать детям хорошее образование и в 1906 году купец отправил сына Василия учиться в Москву, в Старообрядческое городское училище.
Завершив обучение в 1910 году, Василий возвратился в Кострому. Он избрал педагогическую стезю и начал давать уроки русского языка. Через два года Василий переехал в село Очер Пермской губернии. На здешнем Очерском заводе трудились много староверов, стараниями которых в 1912 году был построен храм, а при нем открыта школа, в которой Никитин поработал год учителем младших классов.
В 1913 году (по другим данным в 1912г.) Василий уехал в Москву и поступил в Старообрядческий богословско-учительский институт, но доучиться до конца ему было не суждено — началась Первая мировая война.
В сентябре 1916 г. Василий Никитин призван в армию. На Австрийский фронт он отправился в звании рядового, однако благодаря хорошему образованию был определен писарем в штаб. Но вот наступил 1917 год…
Октябрьский переворот и последовавшие за ним события явили подлинный смысл революции и показали истинное лицо революционеров. Начался «красный террор», на многие годы кровавой волной захлестнувший Россию. Борьба с религией была объявлена большевиками «архиважной». Снова начались гонения на староверов, как никогда беспощадные и жестокие. В течение последующих двадцати лет «комиссары в пыльных шлемах» уничтожат оплот Старообрядческой Церкви — купечество, казачество и крестьянство. Будут репрессированы тысячи старообрядческих священнослужителей, разрушены сотни храмов, закрыты все монастыри.
Война закончилась для Василия Никитина в январе 1918 года, а в феврале он вернулся в Кострому. Здесь он женился на Марье Ивановне Моховой, дочери плотника из Ярославской губернии, руководительнице хора костромского старообрядческого храма. Хотя Марья и была на три года старше супруга, жили они душа в душу.
Вернувшись с фронта, Василий устроился работать библиотекарем и продолжил свое образование — он окончил годичные учительские курсы и получил звание «учителя первой степени». В июне 1919 года у молодых супругов родилась дочь Калерия, а в августе Василия Семеновича снова забрали в армию, на этот раз — в Красную.
Никитин оказался в кавалерийском запасе Костромы, где служил до апреля 1921 года «культработником» — учил неграмотных красноармейцев писать и читать. Как великое счастье воспринял он возможность демобилизации. На следующий день после увольнения из армии Василий был рукоположен в священники для прихода костромского села Куниково.
Использованные материалы
- Биография на официальном сайте Московского Патриархата:
[1] Журнал заседания Священного Синода от 17 июля 2001 года
,
[2] «Журнал № 20», ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 9 марта 2021 года
, официальный сайт Русской Православной Церкви, 9 марта 2017,
[3] В Москве завершилось первое заседание зимней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви
, 2 октября 2013 года, официальный сайт Русской Церкви:
[4] В соответствии с пунктом 2.2.4 Положения о наградах Русской Православной Церкви, гласящим: Право ношения второй панагии принадлежит в пределах их канонических уделов главам Японской Автономной Церкви, Самоуправляемых Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа; «Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II возглавил торжественное богослужение в Храме Христа Спасителя в день 100-летия интронизации святителя Тихона, Патриарха Московского», официальный сайт Московского Патриархата, 4 декабря 2021,
Дьявол выживает митрополита Викентия из Ташкента
Митрополит Викентий в Ташкенте столкнулся с серьезным испытанием Фото — Википедия
Бывший архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, пять лет назад уехавший служить в Узбекистан, оказался в центре скандала. В курсе — и московский патриархат, и светские власти обоих государств. Паства расколота: одна ее часть жалуется на «варяга», видя за ним тяжкие грехи, другая — подписывает петиции в его поддержку. Что происходит в Ташкенте, кто и в чем обвиняет митрополита — подробности в материале «URA.Ru».
Прихожане Свято-Успенского кафедрального собора жалуются на митрополита Среднеазиатского Викентия. Хорошо известного уральцам священнослужителя, как уже писало «URA.Ru», обвиняют во многих грехах, из которых грубое отношение к женщинам — не самый тяжкий. Просьба к Патриарху — отозвать митрополита.
В адрес священника звучали обвинения в стяжательстве, крещении за деньги, нарушении канонов православия и почти языческих суждениях.
Новость по теме
Экс-главу Екатеринбургской епархии обвиняют в язычестве и алчности
Припоминали Викентию грандиозное празднование его 60-летия, не уточняя, однако, что это происходило еще в 2013 году — спустя два года после приезда церковника в Ташкент. Тем не менее список был хоть и велик, но анонимен — автор (или авторы) широкой общественности пока не известен.
«URA.Ru» дозвонилось до Ташкента и получило комментарий у отца Михаила (Столярова), ответственного за связи со СМИ. Несмотря на свою должность, откровенничать собеседник не стал, назвав авторов анонимки «трусливыми людьми, боящимися показывать свое лицо». «У нас есть подозрения, кто это сделал. Называть не буду, время покажет, кто это», — ответил собеседник.
Столяров предположил, что это могли быть либо прихожане, либо некогда влиятельный чин местной епархии, возможно, бывший.
На поддержку митрополита Викентия в свою очередь мобилизовались верные прихожане, собравшие под петицией в его поддержку 500 подписей. В бумаге называют главного виновника сложившейся ситуации — дьявола. Послание со словами поддержки доброму пастырю также отправлено в московский Патриархат.
В Екатеринбурге, где архиепископа хорошо помнят, происходящим в Средней Азии удивлены. Отец Евгений (Попеченко), знавший митрополита Викентия, не рискнул предположить, какие конфликты мог вызывать бывший «начальник».
Свято-Успенский храм в Ташкенте
Фото — Википедия
Еще один собеседник «URA.Ru», пожелавший остаться неназванным, допустил, что конфликт мог быть, но выразил надежду на мирное его завершение. В целом все собеседники признают, что за минувшие годы связь с бывшим владыкой у них потеряна.
Некоторые подробности скандала раскрыл сайт «Фергана.ру», опубликовав интервью с одним из авторов жалобы патриарху Кириллу. В интервью главреду сетевого издания Даниилу Кислову неназываемый мужчина подтвердил, что обращение в патриархат — не первое и есть другие авторы с аналогичной точкой зрения на политику митрополита Викентия.
В разговоре с собеседником Кислов установил, что авторы, в том числе духовенство, ранее даже не скрывали свои имена. «Наше письмо к патриарху подписано, там указаны наши адреса и телефоны. Мы отправили его через посольство Узбекистана в Москве.
Письма, которые раньше другие люди отправляли напрямую в патриархию, возвращались к нему же, к Викентию. Потом он выходит, трясет этими письмами и говорит, что „мне ничего не будет“, и так далее.
Поэтому мы отправили письмо через посольство, а также во все высшие инстанции нашей республики», — рассказывает прихожанин. По его мнению, жалобы либо перехватывались друзьями Викентия в Патриархате, либо были неинтересны священноначальству.
Открытое письмо в СМИ, уверен собеседник «Ферганы.ру», имеет больше шансов быть увиденным и прочитанным.
Подтвердив все, что было ранее опубликовано на «URA.Ru», собеседник уточнил, что для митрополита паства рассматривается как «ходячие кошельки» и источник дохода, храмы всей епархии превратились в «торговые центры», а Свято-Успенский храм Викентий «терзает», проводя бессмысленный (и незаконный) ремонт кровли.
«URA.Ru» будет следить за развитием ситуации вокруг персоны митрополита Викентия.
Владыка Викентий
В сентябре 1928 года состоялся Освященный Собор Старообрядческой Церкви, последний перед многолетним перерывом. На этом Соборе отцу Василию было предложено принять архиерейский сан, а вместе с ним бремя ответственности святительского служения в страшные дни новых гонений на веру. Священник отказывался, но соборяне с великим трудом уговорили его:
Да, время тяжелое, но тем более надо думать не о себе: необходимо поддержать верующих. Христос и не обещал своим последователям земного благополучия — наоборот, призывал к самоотречению. И это в первую очередь относится к архиереям. Не даром же в чинопоследовании святительского облачения поется: аще кто хощет последовати Мне, да отвержется себе, рече Господь, и возьмет крест свой и последует Мне, всегда и ныне и присно и во веки веком, аминь.
Среди членов Освященного Собора находился прибывший из северного края, из земли архангельской, епископ Саватий — отец священноиерея Василия. Он присоединил свой голос к голосу Собора, благословляя сына вступить на крестный путь. Было решено, что он возглавит Кавказскую епархию вместо скончавшегося епископа Феодосия (Монокова). Смиренно соглашаясь, отец Василий со слезами умолял:
Только не оставьте моих детей!
Прямо во время Собора, 16 сентября, священник был пострижен во иночество и наречен Викентием, а через неделю (06.10 (23.09 ст. ст.)) хиротонисан во епископа на Кавказскую епархию. Вместе с семьей новопоставленный архиерей отправился в Ессентуки, где поселился в церковной сторожке при старообрядческом храме.
Время было страшное… Советская власть начала безжалостную борьбу с «религиозным дурманом». Был практически полностью репрессирован епископат Старообрядческой Церкви. Ее храмы закрывались. Угроза разорения нависла над Рогожским кладбищем. В 1929 году были прекращены богослужения в величественном Рождественском соборе. Храм был изуродован и переделан в столовую для рабочих. Теперь возле него можно было видеть не благочестивых богомольцев, а сквернословящих пьяных пролетариев. Предполагалось, что будет закрыт и перестроен в театр старейший Покровский собор, но он чудом уцелел. В 1930 году были сняты колокола с Воскресенского храма-колокольни. Через три года был закрыт и этот храм.
Советская власть обложила «тунеядствующее» духовенство огромными налогами. Многие священники не могли уплатить их, а потому отрекались от сана. Яркая иллюстрация к бедствиям того времени — письмо епископа Викентия к староверам Вознесенской общины хутора Царицына:
«Ваш священник, отец Иоаким, не раз писал мне о своем затруднительном материальном положении и наконец сам ко мне приехал. Из беседы с ним и из его писем я убедился, что отец Иоаким обложен непосильным налогом и что вы, братие, в уплате налога не оказываете ему почти никакой помощи. Считаю своим пастырским долгом напомнить вам о том, что материальная помощь священнику является непременной вашей обязанностью… Благословляю вас приложить все ваше тщание к тому, чтобы в самом непродолжительном времени собрать сумму на уплату налога за отца Иоакима. Необходимо вам также в будущем позаботиться о помощи священнику. Необходимо помогать ему не только деньгами и продуктами, но и в хлопотах, и в ходатайствах перед гражданской властью. В противном случае я вынужден буду перевести священника на другой приход».
Отец Василий
На следующий год к церковному служению был призван и отец молодого иерея. Почтенный вдовец Семен Никитин был пострижен во иноки, наречен Саватием и 5 июня 1922 года рукоположен в епископы с титулом «епископ Ярославский, Вологодский и Архангельский». В конце 1920-х годов владыка Саватий был арестован, но вскоре освобожден. По одним сведениям, он остался на Севере, где скончался «от старости» в 1932г.. По другим — престарелый архиерей вернулся умирать в Кострому.
Вскоре после своего рукоположения отец Василий познакомился со знаменитым владыкой Геронтием (Лакомкиным, 1872–1951), старообрядческим епископом Петроградским и Тверским, уроженцем Костромской губернии. Архиерей часто приезжал на родину, помогал землякам строить храмы и устраивать школы. В Куникове его стараниями был построен каменный храм.
Епископу понравился сельский священник, отличавшийся хорошим образованием и незаурядным умом. Вместе они организовали несколько приходских школ. Не хватало преподавателей, поэтому в 1924 году было решено втайне от властей открыть курсы для подготовки старообрядческих учителей. Предполагалось, что отец Василий будет преподавать русский язык, а владыка Геронтий — церковный устав. Но об организации курсов стало известно властям. Священника арестовали и около месяца держали под арестом, а затем отпустили под подписку о невыезде.
Оставаться в Костромской губернии было опасно. Поэтому в феврале 1925 года по рекомендации епископа Геронтия отец Василий был переведен в Москву, к храмам Рогожского кладбища. Но жизнь готовила молодому священнику новое испытание, самое болезненное и тяжелое. В январе 1926 года от саркомы скончалась Марья Ивановна. Горе отца Василия было безмерно, он сильно похудел, осунулся, почернел лицом. Часто ходил на могилу жены и плакал. Впоследствии советские газеты обвинят владыку Викентия в том, что он не любил супругу. Якобы, желая скорее достигнуть епископского сана, он «систематическими избиениями» умышленно довел жену до смерти от чахотки.
Опровергая эту ложь, многолетняя прихожанка Рогожского кладбища Галина Мариничева (1923–1993) писала в своих воспоминаниях:
Все рогожане, еще в бытность служения Викентия священником Рогожского кладбища, хорошо знали и самого владыку, покойную матушку — женщину исключительной, тонкой красоты, ведали, как глубоко он ее любил и как заботливо к ней относился. Видели воочию безмерное и неутешное горе вдовца с малыми детьми… Да, знали все, но никто не решился написать опровержение на явную клевету.
На руках отца Василия остались дочь Калерия и сын Лев. Помогать ему с детьми и по хозяйству стала одинокая вековуша Дарья Семеновна, отличавшаяся тяжелым характером.