Свидетельств ранней истории Иерусалима практически не осталось. Некоторые сведения дали археологические и исторические исследования. Но в основном, мы опираемся на устные придания, передававшиеся тысячелетиями и тексты священных книг трех религий. Разнообразность города – сводит с ума. Очень тяжело совместить ортодоксальных евреев идущих по одной улице со священнослужителями мусульманского храма. В голове два вопроса: каким образом Иерусалим все это совмещает? И почему он так известен? Ответ на первый вопрос может дать только сам Иерусалим. А популярный он потому, что именно здесь, согласно с исторической книгой Библией, жил и ходил сам Иисус Христос. Просто непередаваемые ощущения, осознавая это – ходить по ее улочкам. Есть несколько мест, которые нельзя не посмотреть, будучи в столице Израиля.
Улица Виа Долороза
История христианства говорит о том, что именно по ней шел Христос перед своим распятием. Считают, что когда Иисус шел по ней, неся тяжелый крест, он 9 раз останавливался. Сейчас, на каждом из 9 мест, есть надпись, что указывает на его короткие остановки, даже после прошедших примерно 2-х тысяч лет. Но, к глубокому сожалению, этот путь уже не имеет такой большой ценности для человечества, потому что туристу, который захочет рассмотреть поближе эти остановки, придется очень постараться, из-за огромного количества продавцов, странников и учащихся детей, идущих по улице. Виа Долороза превратилась на крупный рынок.
Иерусалимские иконы
Есть большое количество икон Святых в Израиле. Каждая из них имеет определенное значение и толкование. Христиане изо всех уголков мира приезжают туда, чтобы приложиться и помолиться у них. Также можно спросить у священников о том, какой образ будет лучше приобрести и купить его там в церковных лавках.
Среди икон Святых Иерусалима особое уважение заслуживает икона Богородицы Вифлеемская. Она находится в базилике Рождества Христова. Она почитается не только у христиан, но и у прочих верующих. Перед ней принято просить дарование детей, об их благополучии и о благополучии семейном. Также можно обращаться и во всякой нужде и прочих жизненных обстоятельствах. Она никогда не оставляет в беде, становится Усердной Заступницей, Отрадой и Утешением всех людей.
Помните, что если есть возможность, то обязательно посетите Святую Землю. Это впечатление останется у Вас на всю жизнь.
Господь всегда с Вами!
Храм Гроба Господня
Храм Гроба Господня
Конец этого пути — вершина холма, под названием – Голгофа. Сейчас ее трудно назвать горой, хотя это нисколько не преуменьшает ее значение. Во времена Иисуса она была намного выше, но при военных действиях – она была разрушена. Здесь находится наиболее важная святыня верующих во Христа – храм Воскресения Христова. Это территория, на которой его распяли, погребли, и здесь же он и воскрес. В храме есть наиболее известное туристам место, на которое сняли тело Христа по его кончине. На этом камне его готовили к загробной жизни. Тело мазали миром, то есть оливковым маслом, которое содержит более 40-ка трав, затем заворачивали его в саван и отнесли его в пещеру. Этой христианской святыне приписывают, что она издает миро, поэтому все приезжие, и просто посетители, прислоняют к этому камню головы, чтобы излечиться. Оказывается, настоящий камень прикрыт каменной плитой, что обновляется каждые 100 лет. Греческое достояние, которое считается важнейшей частью, является Святой Гроб. Занятно, что храм изначально не равномерно был разделен в кругу различных деноминаций, что не изменилось до этого дня.
Храм Гроба Господня
Стена Плача
Место, где слышен плач и молитвы. Откуда взялось это название? Дело в том, что вспоминание о разрушении храма, что был построен царем Соломоном, заставляет плакать. Для израильтян – это печаль и великое горе. Именно на этом месте на праздники съезжаются толпы народу. Также солдаты здесь принимают присягу.
Именно в этот город стекается большое количество иудеев, христиан и мусульман со всего мира в поисках Бога. К этому городу обращены мысли людей по всему свету, могущественные империи заявляли права на этот город – это Иерусалим, Святая земля.
Святая Земля в Иерусалиме
Святая Земля свидетельница священных событий евангельской истории: Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Сретения и Крещения Господа, явления Его в Фаворском Свете Преображения, Вознесения Господа на небеса и Сошествия Святого Духа на Апостолов. На этой земле сосредоточилась история духовного развития человечества и произошли события, поменявшие естественный ход истории, здесь Спаситель мира умирал на Кресте Голгофы и, победив смерть, Воскрес на третий день, выйдя из Своего гроба. Здесь словом, исходящим из уст обещанного пророками Христа-Мессии, обретали утешение унывающие, исцелялись расслабленные душой и телом, очищались прокаженные, прозревали слепые, глухие слышали и мертвые восставали от гроба. Здесь Слово Божие послужило посевным зерном полноты богоугодной жизни, а чуткая христианская душа все еще способна молитвенно расслышать, как Дух Святой ударяет в струны Давидовой Псалтири.
Святая Земля — это земля библейская, особое пространство священной истории и священной географии Ветхого и Нового Завета. Это земля, где воссияло светом веры великое множество угодников Божиих: патриархов, пророков и Апостолов, первых невинно убиенных мучеников за Христа и исповедников, святителей и целого сонма подвижников: преподобных отцов и святых жен. Это также место важных событий в конце земной истории, когда наступят последние дни человечества.
Святая Земля, ставшая колыбелью христианской веры, навсегда останется дорогой и близкой сердцу каждого православного человека.
Названия Святой Земли
Эта священная земля на протяжении веков имела много названий: Земля Ханаан, Земля Обетованная, Земля Израиля, Палестина, Святая Земля, часто ее называют также Пятым Евангелием. Дословное выражение «Святая Земля» как место особого Божия присутствия встречается в Священном Писании Ветхого Завета у пророка Захарии (Зах.2:12), в книге Исход (Исх.3:5) и в двух неканонических книгах, отражавших народное употребление этого названия: книге Премудрости Соломона (Прем. 12:3) и Второй Маккавейской книге (2Макк.1:7).
Одно из древнейших библейских названий этой земли — Ханаан (евр. «Кэnа‘аn», Суд.4:2), «Ханаан, земля филистимская» (Соф.2:5), земля Ханаанская, или земля Хананеев (Быт. 11:31; Исх.3:17), границы которой указывает текст книги Иисуса Навина (5:10-12). Там сообщается, что манна небесная перестала падать после того, как народ перешел через Иордан и начал вкушать плоды земли Ханаанской.
В Ветхом Завете встречаются также и многие другие ее наименования: «земля евреев» (Быт.40:15) «пределы Израильские» (1Цар.11:3), «земля Израилева» (1Цар.13:19), «земля сынов Израилевых» (Нав. 11:22) «Иудейская земля» (Иер.39:10; Неем.5:14), «Иудея» (Иер.3:8; 3:10; 2Пар.35:24), «земля Господня» (Ис. 14:2; Ос.9:3), или просто «земля» (евр. Eretz). В книгах Нового Завета она именуется: «земля Израилева» (Мф.2:20), «земля обетованная Аврааму» (Евр. 11:9), однако подчеркивается, что Авраам и другие патриархи были на этой земле «странниками и пришельцами» и искали отечества небесного (Евр.11:14; Евр.11:16).
Греческие писатели, начиная с Геродота, называли эту землю Палестина (древ-евр. «Филистия», дословно «вторгшиеся») или Сирия Палестинская, что соответствует некоторым ее библейским названиям в Священном Писании, где «Ханаан» и «земля Филистимская» являются иногда синонимами: «И жил Авраам в земле Филистимской, как странник, дни многие»
(Быт.21:34),
«Ханаан, земля филистимская»
(Соф.2:5),
«Восклицай Мне, земля Филистимская!»
(2Цар.8:2; Пс.59:10; Ис. 14:29 и др.). Однако чаще всего выражение «земля Филистимлян» означает прибрежную полосу между Яффой и Газой, где жили филистимляне со времен патриарха Авраама (Быт.21:34).
В Священном Писании сообщается об этой стране, что она изобилует Божиими дарами и описывается как «земля хорошая и пространная, где течет молоко и мед»
(Исх.3:8; Иер.11:5), однако иногда говорится о ней как о
«земле пустой, иссохшей и безводной»
(Пс.62:2). Эта библейская
«тучная земля»
(Неем.9:25) наполняется водою от дождя небесного и именуется
«прекрасной страной»
(Дан.8:9),
«вожделенной землей, прекраснейшим наследием множества народов»
(Иер.3:19), и землей,
«драгоценнейшей всех у Тебя»
(Прем. 12:7).
Святая Земля была обещана Богом ветхозаветным патриархам и их потомкам, т.е. библейскому народу Израиля, который получил ее после Исхода из Египта. Однако, согласно свидетельству Священного Писания, она принадлежит исключительно Богу и называется Его «наследием, уделом» (1Цар.26:19; 2Цар.14:16) и «землей Господней» (Ис. 14:2), и по этой причине ее «не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня»
(Лев.25:23).
На протяжении около 2000 лет — от патриарха Авраама до евангельских времен эта земля была свидетельницей событий истории спасения человеческого рода. Патриарх Авраам, которому Бог обещал эту землю жил в ней как странник и пришелец, и только двенадцать колен Израиля после Исхода из Египта получили ее в подлинное наследие: «Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка,.»
(Втор.8:7-9).
В Земле Обетованной с древнейших времен пересекалось огромное количество племён, народов и культур: амореи, ханаанеи, хетты, иевусеи, ферезеи, евреи, ассирийцы, филистимляне, египтяне, финикийцы, вавилоняне, персы, греки, римляне, арабы, крестоносцы, мамелюки, турки, англичане и многие другие. Древние цивилизации и многие народы, чьи правители пытались оружием завладеть этой важной для них территорией, в той или иной мере оставили свой след в ее истории. Святая Земля, расположенная на перекрестке великих империй древности, несмотря на свою трагическую историю, стала местом, где возникла особая библейская цивилизация. На этой священной земле, имевшей с географической точки зрения совершенно крохотные размеры, раскрылась вся глубина Откровения Божия в событиях человеческой истории двух Заветов.
География Святой Земли
Определение географических границ территории Святой Земли различается в разных местах Священного Писания. Самые обширные ее пределы даны в обетовании патриарху Аврааму: «…от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата»
(Быт. 15:18), но чаще всего говорится, что это «земля Хананеев» (Исх.3:17; Числ.34:2) и «Аморреев» (Втор. 1:7), что означает вхождение в нее части территории восточнее реки Иордан (Числ.32:1; Втор.2:24; Нав.13:8-33).
При царе Соломоне ее границы простирались «от входа в Емаф до реки Египетской»
(ЗЦар.8:65, Шар. 13: 5). Древний город Емаф находился севернее Дамаска, а под рекой Египта подразумевается Нил. В библейских текстах границы Земли Обетованной преимущественно определяются от города Дана на севере до Вирсавии (евр. Beer-Sheva) на юге (2Цар.17:11; Суд.20:1) и от Средиземного моря на западе до реки Иордан на востоке. Южные границы современного Израиля значительно выступают за пределы указанных границ.
Святая Земля занимала важное место в истории древнего мира. Расположенная в центре мировых цивилизаций, она стала мостом, соединяющим древний Египет и Месопотамию, т.е. Африку и Азию. В географическом и духовном плане эта территория никогда не была закрытой и находилась в постоянном контакте с Аравией и Месопотамией, через Иран (Персию) общалась с Индией, через Египет и Нубию — с Африкой, а также через Малую Азию и средиземноморские острова — с Европой. Святая Земля имела стратегическое значение как сплетение важных сухопутных и морских дорог, однако часто находились в зависимости от своих более могущественных соседей. Ее прибрежную полосу и Изреельскую долину пересекали караванные торговые пути, среди которых т.н. Морской Путь (лат. Via Maris буквально — «дорога моря») соединял Египет и северные государства Сирии, Анатолии и Месопотамии.
В пророческом видении эта страна уподоблена хорошо огороженному и защищенному винограднику (Ис.5:1). Ее морские берега были лишены хороших гаваней, а по Иордану, единственной судоходной реке, невозможно было проплыть ни на корабле, ни на парусном судне. Избранный народ жил здесь, по выражению пророка Иезекииля, «на вершине земли»
(Иез.38:12), а Иерусалим в историческом смысле был поставлен
«среди народов»
(Иез.5:5) V для того, чтобы, когда исполнится время, слово спасения, начиная с Иерусалима, смогло бы распространиться во все части света и
«даже до края земли»
(Ис.2:3; Деян. 1:8).