Земля обетованная — почему Моисей не вошел в Землю обетованную?


Языковеды отмечают, что значение словосочетания «земля обетованная» зависит от используемого контекста. Это выражение уже стало афоризмом, который трактуется, как исполнение важного обещания, долгожданная награда или воплощение мечты. Но при этом теологи уверены, что речь идет о каком-то месте, где существует земной Эдем.

Что такое Земля обетованная?

Что значит Земля обетованная, не одно столетие пытаются выяснить не только ученые-лингвисты, но и опытные путешественники. Поскольку этот афоризм имеет происхождение как историческое, так религиозное, сложилось несколько формулировок, объясняющих его смысл. Земля обетованная – это:

  1. Рай на Земле, созданный для истинно верующих Господом.
  2. Воплощение мечты о райском уголке, о нем часто грезили люди во время тяжелых жизненных испытаний.
  3. Часть Ветхого Завета, трактующийся, как договор человека с Богом, когда Он обещал евреям, что те найдут такую землю.

Что такое небеса обетованные

Исходя из информации, которую можно найти в Библии, небеса обетованные — это место обитания Бога и его незримой для простого человеческого глаза семьи. Вместе с тем, это пространство во Вселенной, обещанное лишь избранным, которые смогут доказать свою верность Господу во время своего земного существования.

Само понятие было в какой-то мере перековеркано многочисленными философскими толкованиями, которые подводят мнение человечества к осознанию того, что наше естество после физического окончания земного пути продолжает свое существование, то есть продолжает жить. Однако, исходя из трактовки Библии, перейти в высшую, духовную сферу существования возможно только после возвращения к жизни, воскрешения. При возрождении людям, сумевшим заслужить посуленную им жизнь на небесах, дается новое, невидимое тело, схожее с тем, которым обладают ангелы.

Происхождение понятия

В иудаистской практике небеса обетованные — это крайняя форма всего мироздания, характеризующаяся уравновешиванием в том моменте, когда самая элементарная точка созидания достигает такого же состояния бытия, что и наисовершеннейшая. Абсолютное изменение всех характеристик материи и человеческого существа, и полное воссоединение со Всевышним.

В евангельских текстах слово «небо» является синонимом имени Божия. Это нечто бесконечное, высший порядок во Вселенной. Соответственно с этим, небесные чертоги — это то обещанное место рядом с Господом, в котором обретают покой и умиротворение людские души, завершившие свой земной путь.

Значение фразеологизма

Фразеологизм «небеса обетованные», как правило, разъясняется как совершенное место, посуленное человеку свыше. То, куда он стремится и где будет находиться в состоянии постоянного общения с Творцом. Попасть туда — значит обрести то спокойствие и умиротворение, к которому стремятся все верующие при жизни, познать истину.

Земля обетованная в иудаизме

Где находится Земля обетованная — свой ответ на этот вопрос дает иудаизм. Когда Моисей вывел израильтян из рабства, они прожили четыре десятка лет, пока не возмужало поколение, не познавшее прошлого ига. Тогда пророк решил вести народ искать Землю обетованную, где все обретут счастье. Долго длились скитания, но Моисей так и не смог ступить на землю, которую искал не один год. Земля обетованная расположена на территории современного Израиля, куда привел странствующих иудеев Господь. В Библии эта страна именуется Палестиной.

Почему Израиль называют Землей обетованной?

Обретение Земли обетованной играло для иудеев особенную роль, считается, что только там может объединиться еврейский народ, который за непослушание Господь рассеял по разным странам. Таким местом признан «Эрец-Исраэль» — земля Израиля, Сектора Газы и некоторых районов Палестины. История Земли обетованной очень сложная, это словосочетание имеет несколько объяснений в иудаике:

  1. Дар Господа всем поколениям Израиля.
  2. Наименование давнего Израильского царства.
  3. По определению Пятикнижия, местность между Иорданом и Северным морем.

Другие фразеологизмы

Глаз да глаз

За кем-то или чем-то необходимы тщательный присмотр, неусыпное наблюдение.

Краеугольный камень

Элемент целого, лежащий в основании, фундамент, опора, основа.

Филькина грамота

Документ, не имеющий силы, бездарно, а иногда безграмотно написанный.

Кот наплакал

Чего-то очень мало или нет совсем.
Все фразеологизмы

Земля обетованная из Библии

В Ветхом Завете, называемым договором Бога с евреями, оговаривались условия, которые необходимо было соблюдать обеим сторонам, чтобы найти обещанное место. Библейская Земля обетованная – это обещанная Всевышним богатая местность, где царит полное изобилие. Главные условия, которые должны были соблюдать иудеи, пока пребывали в пути:

  1. Не поклоняться богам язычников.
  2. Не сомневаться в истинности своего пути.

Новая земля обещала счастливую и безбедную жизнь, если условия Завета будут соблюдаться вечно. Взамен Господь обещает защищать евреев и охранять от бед и испытаний. Если представители нации нарушали договор, на них обрушивались наказания от Всевышнего. Обетованной земля названа впервые в Послании апостола Павла к евреям, где ученик Христа описывает место, где царит всеобщее счастье и исполнение заветных желаний. В таком значении это словосочетание стало позднее употребляться, как афоризм, и сохранилось до наших дней.

Почему Моисей не вошел в Землю обетованную?

Единственный, кто не смог совершить вступление в Землю обетованную, был пророк Моисей, который вел евреев в поисках этого места. Теологи и философы объясняют немилость Бога к лидеру евреев несколькими причинами:

  1. Давая воду для народа в Кадесе, Моисей совершил огромный грех, приписав это чудо себе, а не Богу.
  2. Пророк проявил недоверие к Господу, когда обвинил народ в отсутствии веры, тем самым обесценив урок, который хотел преподать Всевышний.
  3. Вторым ударом по скале предводитель евреев стер символ единой жертвы в будущем – жертвы Христа.
  4. Моисей проявил человеческую слабость, оправдывая возмущение утомившихся от перехода евреев, и Господь устранил его заблуждение, запретив входить в Землю обетованную.

Интересные тесты

Тест на знание флагов стран

Сможете ли отгадать все флаги?

Тест на знание фразеологизмов

Оцените богатство своей речи пройдя тест на знание фразеологизмов.

Тест: хорошо ли вы разбираетесь в кино?

Отгадайте фильм по кадру.

Тест на знание молодёжного сленга

Олдам будет сложно)
Все тесты

Происхождение фразеологизма

Каково же значение выражения «земля обетованная», которое до сих пор встречается в письменной и устной речи? Священные иудейские тексты утверждают, что Бог пообещал пророку Моисею помочь ему в спасении евреев, томившихся в египетском плену. Он взялся указать иудейскому народу путь туда, где их ждет изобилие и процветание, где вместо рек текут мед и молоко.

«Земля обетованная» (значение фразеологизма раскрывается ниже) — это вовсе не божественный дар евреям, как можно подумать. Скорее, она стала предметом соглашения, которое было заключено между потомками Авраама и Творцом. Иудейский народ должен был в точности следовать заповедям Бога, отказаться от поклонения языческим божествам, вести праведную жизнь. За это евреев ожидала обещанная награда в виде плодородной, богатой ресурсами земли, где их ждут спокойствие и процветание.

Палестина или нет?

Традиционно принято считать, что под землей, где евреи смогут обрести счастье, подразумевается Палестина. Однако некоторые исследователи убеждены, что речь идет вовсе не о конкретном месте на карте нашей планеты. Они полагают, что имелась в виду возможность райской жизни в любой точке земного шара при условии следования божественным заповедям.

Какие еще имеются версии о том, что представляет собой «земля обетованная»? Существуют сторонники и у теории, согласно которой экспедиция Христофора Колумба была организована именно евреями, они же выступили и в качестве спонсоров. Для представителей данного народа, если верить легенде, это было очередной попыткой обрести новую землю, где можно скрыться от притеснений.

Страна обетованная: жить в России евреям безопаснее, чем в США

Россия признана более безопасной страной для евреев, нежели США и государства Западной Европы. Это следует из ежегодного доклада Европейского еврейского конгресса (ЕЕК), с которым ознакомились «Известия». На полях конференции в Тель-Авиве, посвященной борьбе с антисемитизмом, президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор отметил, что второе за полгода нападение на прихожан американских синагог, а также скандальная карикатура в New York Times, высмеивающая израильского лидера Биньямина Нетаньяху, а на деле задевшая всю еврейскую нацию, говорят о том, что в Штатах антисемитизм набирает силу и постепенно становится нормой — как и в 1930-е годы.

Привычка ненавидеть: почему евреев продолжают преследовать

По данным Центра Кантора, количество случаев проявления антисемитизма за год выросло на 13%

Мы живем, под собою не чуя страны

Как отметил Вячеслав Моше Кантор, в 2021 году ситуация с антисемитизмом в мире достигла критического уровня — на почве расовой ненависти за год было совершено больше всего убийств евреев (13 случаев) за последние 10 лет. При этом убийство 11 прихожан синагоги «Древо жизни» в Питтсбурге в октябре прошлого года в статистике значится как один случай. Наибольший рост нетерпимости к евреям показывают страны, ранее считавшиеся наиболее безопасными, — Франция, Германия, Италия, Бельгия, США.

В Соединенных Штатах количество нападений на евреев достигло пика — 101 случай с применением физического насилия за год. Это больше, чем во всех странах материковой Европы вместе взятых. На втором месте Великобритания — 66 случаев. В России — четыре случая за год. Из них два связаны с инцидентами на чемпионате мира по футболу — тогда фанаты марокканской и тунисской сборных атаковали израильских болельщиков за демонстрацию флага Израиля.

В докладе ЕЕК подчеркивается, что страны Восточной Европы, в том числе РФ, в целом оказались более толерантны по отношению к местным евреям. Как пояснил «Известиям» профессор Еврейского университета Иерусалима, эксперт по странам бывшего СССР Шмуэль Барнай, обстановка с безопасностью национальных и религиозных меньшинств в РФ сейчас намного лучше, чем в некоторых странах Запада.

— К востоку от немецкой границы и до самого Владивостока ситуация, к большому удивлению, намного лучше, нежели в США или Франции. Я сказал «к удивлению», поскольку учитываю исторический бэкграунд — ранее по этим территориям проходила черта оседлости, были погромы и т.д. Да, в этих государствах есть антисемитизм, имеют место инциденты, но в отличие от США или стран Западной Европы в России не зарегистрировано ни одного крупного нападения на еврея или убийства, — подчеркнул эксперт. — Расстрелы в синагогах в Питтсбурге, Сан-Диего, нападения на кошерный ресторан в Берлине — это массовые расправы, антисемитизм в законченной форме. В России в этом плане евреям жить намного безопаснее.

Всегда правые: быть евреем в Германии снова становится опасно

Местные правые и иммигранты сошлись в антисемитизме

По словам директора Центра Кантора по противодействию антисемитизму Дины Порат, не во всей Восточной Европе спокойно. Такие действия Украины, как восхваление Романа Шухевича и Степана Бандеры, пособников нацистов, ответственных за убийства еврейского населения в годы Второй мировой войны, вызывают широкий протест в Израиле и среди еврейской общины во всем мире. Тем не менее на Западе складывается куда более тревожная ситуация, отметила эксперт.

— Американские и европейские евреи ради личной безопасности стали реже, а некоторые и вовсе перестали носить кипу или звезду Давида, — сообщила Дина Порат. — Евреи всё чаще признаются, что больше не чувствуют свои страны безопасными. Они теряют чувство родины и всё чаще задумываются о миграции в Израиль.

«Юденфрай» как повод для гордости

Среди европейских стран в печальном рейтинге лидируют Франция и Италия, где рост антиеврейских настроений за прошлый год составил 74 и 60% соответственно.

Наибольший резонанс вызвало убийство в марте прошлого года в Париже 85-летней Мирей Кнолль — еврейки, пережившей холокост (в 1942 году ей чудом удалось укрыться от облавы в ходе операции «Вель д’Ив» — тогда французские власти согнали 13 тыс. евреев на парижский Велодром, а после депортировали в концлагеря Франции и Польши). Убийцы хладнокровно нанесли ей 11 ножевых ранений и подожгли дом. Мотивируя свой поступок, один из преступников, 27-летний выходец из Алжира, признал: он убил женщину только потому, что она еврейка.

«Хрустально» чистая ненависть: что привело к «ночи разбитых витрин»

80 лет назад Европа содрогнулась от учиненного нацистами еврейского погрома

В соседней Германии рост антиеврейских настроений составил 10%, но по общему количеству антисемитских проявлений страна лидирует в ЕС — 1646 случаев за один год. Увеличилось количество угроз со стороны неонацистов, которые перешли от ненавистнической риторики в интернете к реальным действиям — в прошлом году на фоне беспорядков в Хемнице группа радикалов напала на местный кошерный ресторан, разбив витрину и угрожая посетителям.

Примечателен случай с жителями Бабенхаузена — небольшого городка на западе Германии. Жители настолько гордились статусом «юденфрай» — «свободный от евреев», — полученным еще в 1942 году, что в 1997-м вынудили единственную еврейскую семью Мерин покинуть город. Вскоре дом, где жили евреи, сожгли. С 1997 года Бабенхаузен вновь стал де-факто носить статус «юденфрай».

Говоря о том, почему в странах Европы возрождается антисемитизм, стоит обратить внимание на мигрантов, уверена профессор Тель-Авивского университета, арабист Эстер Вебман. По ее мнению, существует определенная корреляция между притоком беженцев из мусульманских стран и ростом антисемитизма в ЕС. Однако говорить, что проблема вызвана исключительно миграционным кризисом, нельзя.

— Несмотря на то что определенный процент преступлений действительно совершили выходцы из мусульманских стран, причем не только беженцы первой волны, но и уже обосновавшиеся мигранты второго и третьего поколений, среди коренных европейцев также растет нетерпимость к евреям и Израилю, — полагает эксперт.

Вышеградский скандал: Израиль и Польша опять поссорились из-за холокоста

На фоне серьезных разногласий Варшава отказалась от участия в саммите в Иерусалиме

Тем не менее миграция определенно сказалась на общей обстановке, этого нельзя отрицать. Эстер Вебман вспомнила печальный случай в Ганновере в 2010 году. На летнем фестивале мультикультурализма, где планировалось выступление детских коллективов из афганской, турецкой, арабской и других общин, организатор Хайо Арндс вышел на сцену, чтобы объявить следующее выступление танцевального коллектива «Хаверим» из еврейской общины. И тут дети из первых рядов начали скандировать: «Евреи прочь», а также бросать на сцену камни. Танцевальный коллектив срочно пришлось эвакуировать в безопасное место.

— Пугает именно то, что антисемитизм прививают с детства, учат детей ненавидеть, хотя они еще и в школу-то не ходят, — с тревогой констатировала профессор.

А ведь аналогичная ситуация в Европе уже случалась в 30-е годы прошлого века, и европейские страны хорошо помнят, чем это закончилось. Или не очень хорошо.

Примеры

Островский Александр Николаевич (1823 – 1886)

«Гроза» (1859 г.), действие 1, явление 3:

«Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлышко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых.»

Чехов Антон Павлович (1860 – 1904)

«Перекати-поле» (1887 г.):

«Об учительском месте он мечтал вслух, как об обетованной земле

«.

Письмо А. Н. ПЛЕЩЕЕВУ 12 июня 1888 г, Сумы:

«Дамы едва удерживались от слез, а я мысленно дал небу обет, что и на будущий год постараюсь увлечь Вас в обетованную землю.»

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826 – 1889)

«Пошехонская старина» (1888 г.), гл. 4:

«И через две минуты балбесы и постылые уже видят в окно, как Гриша, подскакивая на одной ножке, спешит за маменькой через красный двор в обетованную землю

Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910)

«Война и мир» (1863 – 1869 гг.), Том 4, часть II, XIX (о французах в 1812 году):

«Когда человек находится в движении, он всегда придумывает себе цель этого движения. Для того чтобы идти тысячу верст, человеку необходимо думать, что что-то хорошее есть за этими тысячью верст. Нужно представление об обетованной земле для того, чтобы иметь силы двигаться.

Обетованная земля при наступлении французов была Москва, при отступлении была родина. Но родина была слишком далеко, и для человека, идущего тысячу верст, непременно нужно сказать себе, забыв о конечной цели: «Нынче я приду за сорок верст на место отдыха и ночлега», и в первый переход это место отдыха заслоняет конечную цель и сосредоточивает на себе все желанья и надежды. Те стремления, которые выражаются в отдельном человеке, всегда увеличиваются в толпе. Для французов, пошедших назад по старой Смоленской дороге, конечная цель родины была слишком отдалена, и ближайшая цель, та, к которой, в огромной пропорции усиливаясь в толпе, стремились все желанья и надежды, – была Смоленск. Не потому, чтобы люди знала, что в Смоленске было много провианту и свежих войск, не потому, чтобы им говорили это (напротив, высшие чины армии и сам Наполеон знали, что там мало провианта), но потому, что это одно могло им дать силу двигаться и переносить настоящие лишения. Они, и те, которые знали, и те, которые не знали, одинаково обманывая себя, как к обетованной земле, стремились к Смоленску».

Герцен Александр Иванович (1812 – 1870)

«Фрегат «Паллада»» (1855 – 1857), ч. 2, гл. 3:

«Манила! Манила! вот наша мечта, наша обетованная земля, куда стремятся напряженные наши желания. Это та же Испания, с монахами, синьорами, покрывалами, дуэньями, боем быков, да еще вдобавок Испания тропическая!»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]