У христиан одним из важнейших праздников является Рождество – празднование рождения Иисуса Христа, сына Бога и Спасителя человечества. Празднование Рождества Христова в России претерпевало немало изменений, особенно во времена революции, но сегодня традиции старой Руси вновь возрождаются, молодежь всё так же ходит по домам с колядками, христиане соблюдают рождественский пост, а в сочельник на стол обязательно ставят кутью. Большинству из нас эти традиции знакомы и любимы, но откуда они взялись, и сильно ли отличаются от первоначальных?
Русские традиции
Традиции этого праздника известны почти каждому жителю страны, а сам он – едва ли не равно любим верующими и неверующими. Ведь даже несведущие в христианском учении чувствуют какую-то особую благодать этих дней, близость Неба.
Васнецов В.М. Рождество Христово. Росписи Владимирского собора в Киеве
Когда Церковь стала праздновать Рождество Спасителя
Множество традиций праздника, восходящих к древности, заставляют думать о его происхождении, восходящем еще к Апостольским временам. Парадоксальным образом, это не так.
По иудейской традиции, празднование дня рождения человека было не принято, так как жизнь здесь понималась, как страдание. Конечно, Рождение Спасителя – радость для людей. Но, по слову ап. Павла, «мы никого не знаем по плоти: если и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2 Кор. 5:16). А потому это событие жизни Господа не отмечалось древними христианами. Даже о Рождестве максимально подробно рассказывает только один из Евангелистов – Лука, соратник св. Павла, проповедовавший среди язычников, где отношение ко дню рождения соответствовало вообще приверженности эллинов к мирской жизни, ее радостям.
Русский литургист М.М.Скабалланович пишет: «Можно не преувеличивая сказать, что Древняя Церковь была принуждена внешними влияниями установить праздник в честь этого события».
А потому значительно раньше Рождества появился праздник Крещения Господня, с которым, как уступка христианам из язычников, совмещалось Рождество. Только c IV в. два празднования разделились, а Рождество Христово стало получать богословское осмысление.
Почему праздник Рождества Христова так дорог и свят для христиан
Праздник говорит о великой, непостижимой любви Божией к человеку, так, что Творец Вселенной смиряется, Сам становится во всем подобным людям. Это праздник великой надежды на милость Божию, лучшее будущее для человечества, в которое так верит Сам Творец.
Митрополит Лимасольский Афанасий в беседе на праздник 6 января 2017 г. говорит: «Истина стала Человеком, чтобы мы смогли полюбить Ее. Но прежде Она возлюбила нас».
Святки.
Говоря о том, как празднуют праздник Рождество русские, украинцы и белорусы, важно понимать, что он впитал в себя множество дохристианских, языческих обрядов, которые соответствовали древним верованиям славянских народов. Так, народные гуляния, называемые святками, могут служить лучшей тому иллюстрацией. Когда ещё в первые века прихода христианства на русскую землю, Рождество совпало с древним языческим обрядом святок, они не были вытеснены христианством, а поглощены им, превратившись в рождественские святки.
Они начинались в первый день после Рождества и продолжались до 19 января, то есть, до даты Крещения. В святочные дни у девушек было принято гадать на «суженого», а способы гаданий были очень разнообразны и отличались в разных местностях.
В это время проводят знаменитые святочные гадания. Каждый день полон своих примет, обрядов и знамений. С особым вниманием относятся ко снам, почти все они считаются вещими. Судьбоносным считается сон в ночь на сочельник. Чтобы его запомнить под подушку клали сонник, а в изголовье кровати оставляли зажженную свечу.
Количеству гаданий, по которым можно узнать имя или увидеть во сне своего суженого вообще не имеет числа. Это и бросание левого башмачка через порог, и заглядывание в зеркало, и гадание на волосах, на кольцах, на рисе, на воске, на кофейной гуще, на цепочке и др.
Для привлечения жениха достаточно было взять заслонку из печи, насыпать на нее хлебных крошек и накормить петуха. Эта птица является символом мужского начала и нового дня, а зерна, олицетворяют плодородие и достаток (а посему и жених должен быть и сильным, и красивым, и богатым).
Петух, особенно если он был черный, активно использовался и в других обрядах. Например, насыпали в центре комнаты зерно, ставили емкость с водой и зеркало. К какому предмету петух первому подойдет – таким и будет будущий жених. Если к воде – пьяницей, если к зерну – богатым, а если к зеркалу – красивым.
Вообще, традиции и гадания очень и очень разнообразны и в разных регионах они разные. Напишите в комментариях, какие Вы знаете приметы, традиции и гадания, думаю читателям всем будет интересно.
Какого числа празднуют этот день в России и Европе
С середины IV в. появилась особая дата празднования – 25 декабря. Она связана с Благовещением, которое приходится на 25 марта (7 апреля н. ст.), Рождество отстоит от него на 9 месяцев, что соответствует сроку появления ребенка. К тому же 25 декабря римские язычники отмечали праздник Солнца, день зимнего солнцестояния. Замена привычного язычникам праздника на христианский была более понятна новообращенным верующим.
Впоследствии неточность календаря, введенного еще при императоре Юлии Цезаре (юлианского) привела к тому, что солнцестояние сместилось на 22 декабря и 22 марта. Так как от его даты зависит время Пасхи, 24 февраля 1582 г. введен новый календарь, именуемый Григорианским, по имени папы Григория VIII.
Так как по Юлианскому и Григорианскому календарям – разное количество високосных лет, ныне разница между ними достигла 13 дней. Ряд восточно-христианских церквей не приняли Григорианский календарь. Он, однако, применяется как гражданский большинством стран, включая (с 1920-х гг.) Россию, но не Русскую Церковь, которая исходит из Юлианского календаря («старого стиля»).
Таким образом, между христианским Западом и Востоком существует расхождение по датам празднования Рождества:
- католики отмечают его 25 декабря н. ст., кроме греко-католиков, где датой празднования является 7 января;
- та же дата принята протестантами;
- ново-юлианский календарь (с 1923 г.), совпадающий с григорианским (до 2800 г.) принят большинством Православных Церквей, включая Константинопольскую, Элладскую, Александрийскую, Антиохийскую;
- только Русская Церковь, а также Иерусалимская, Польская, Сербская церкви, Св. гора Афон отмечают Рождество 25 декабря по юлианскому календарю, что соответствует 7 января григорианского (и гражданского) календаря.
Новые веяния новых веков
Между тем, как празднуют Рождество на Руси сегодня и как это было в 17-18 веках, имеется значительная разница. И в чем конкретно она заключается, мы сейчас рассмотрим. В начале 17 столетия в Россию проникла польская национальна традиция – Вертеп. Она быстро «преобразилась» в нашей стране и стала неотъемлемой частью Рождества во всех городах и деревнях. Суть заключалась в том, что в специальном ящике-сцене разыгрывались с помощью кукол спектакли. Изначально в них показывалось, как рождается маленький Иисус и как его родители укрывают в пещере от Ирода. Позже сценарий мог быть любой, главное, чтобы он имитировал какой-то отрезок из жизни Спасителя. Также в эти годы устанавливаются те традиции празднования Рождества на Руси, которые существуют по сей день. В каждом доме наряжается елка, которая является символом торжества. На нее вешали выпечку в виде печенья, устанавливали свечки, украшали тканью, лентами, миниатюрами яслей, в которых родился Иисус.
Как отмечают этот день православные россияне
Православные христиане России сейчас отмечают Рождество:
- посещением богослужения;
- участием в таинствах Исповеди, Причастия;
- украшением жилища Рождественской елью;
- праздничной трапезой;
- кроме того, во многих городах православная молодежь стремится восстановить традицию колядования, проходя по улицам с рождественскими песнопениями.
Детские колядки
Обычно это – краткие песнопения, прославляющие Рождество. Издавна их пели дети, молодежь, когда отправлялись по деревне «славить Христа». Многие из старинных колядок звучат по-украински или по-белорусски, так как эта традиция была наиболее распространена в этих местах.
Христославы — так называют тех, кто ходит колядовать.
Символы Рождества в России
Ныне к таковым символам можно отнести:
- Рождественскую елку;
- Рождественскую звезду;
- вертеп.
Когда стали украшать елку к этому дню
Традиция ставить елку на Рождество появилась не ранее начала XVIII в. Она имеет германские корни. По преданию, в VIII в. св. Бонифаций, христианский миссионер, срубил почитаемый германскими язычниками дуб, дабы показать бессилие ложных богов. Рассказывают, что, падая, дерево поломало множество других, кроме стоявшей рядом ели. Ее, вечнозеленую, своего рода символ неувядающей жизни, Рая, Бонифаций назвал «деревом Спасителя». Возможно, отсюда у германских христиан появился обычай ставить дома ель. Первоначально ее о ничем не украшали, обычай развешивать фрукты, конфеты, появился с XVI в., после Реформации. А к XVII в. возникла традиция украшать ель искусственными, сделанными из стекла, бумаги, яблоками, шарами.
Такие украшенные деревья, очевидно, увидел Петр I во время своего путешествия по Европе (1697 г.), и решил внедрить понравившуюся ему традицию. Об украшении домов елями на Рождество и Новый год был принят специальный указ.
Обычай украшения дерева – символа вечной жизни – не был чужд и Руси, но таковым издавна считалась не ель, а верба, «Лазарь растительного мира», первой пробуждающаяся после зимы. Древо вербы украшали земными плодами (фруктами, орехами), но не на Рождество, а на Вербное Воскресенье, когда это древо «участвовало» в особом действе: «Шествии на осляти», совершаемом патриархом или архиепископом на день Входа Господня в Иерусалим в Москве, а также крупных епархиях (Новгородская, Тобольская).
А вот идея украшения елки приживалась долго, с трудом. Только к середине XIX в. начали устанавливать Рождественские ели, причем только состоятельные люди. Однако уже с начала 1 мировой войны елку попытались запретить, как германскую традицию. Вторая попытка искоренить недавно родившийся обычай случилась уже в советские годы, когда ель уже была прочно связана с празднованием Рождества. Только с 1935 г. елку вернули советским гражданам – но уже как новогоднюю.
Немного истории
На наши земли Рождество пришло вместе с Христианством. После того как Святой Владимир крестил Русь, стали отмечать на государственном уровне. В те времена праздник символизировал конец старого и начало года. Поэтому в период от Рождества и до Масленицы заключались годовые договоры между купцами, завершались прошлогодние дела и начинались новые. В те далекие времена про гражданские календари почти никто не знал, люди измеряли время от одного церковного праздника к другому.
Рождество в Х–ХVIII веках
Во времена Древнего Русского государства и Российской Империи традиции, связанные с рождественскими праздниками, почти не менялись. Для крестьян эта дата была самой удобной. Заканчивались все осенние полевые работы, зимой сельское хозяйство застывало. Поэтому праздничные гулянья могли продолжаться целую неделю.
В высшем свете Рождество пользовалось не меньшей популярностью. В Санкт-Петербурге и Москве проходили большие ярмарки и народные гулянья. Строились катки и своеобразные «парки развлечений».
Рождественский вертеп
К началу XVIII века из Западной Европы к нам пришел Вертеп – небольшой театр, в котором разыгрывались библейские сценки. В одних регионах этот театр был кукольным, в других роли исполняли живые актеры. Традиция ставить вертеп просуществовала почти до середины XX века. Во время преследования религии она затухла и в наши времена почти не возродилась. А само слово «вертеп» стало синонимом понятия «любительский театр».
Обустройство вертепов и детские утренники в храмах
Рождественский вертеп в храме
Прообразом всех вертепов (так по-славянски именуется пещера) является место, где родился Спаситель, бережно сохраняемое под амвоном Вифлеемского храма Рождества Христова. Традиция создавать своего рода модели этой пещеры из различных материалов идет от католического святого Франциска Ассизского (XIII в.).
Сейчас небольшой вертеп можно заказать мастеру, кроме того, во многих православных семьях такие вертепы делают сами. Это может быть просто модель пещеры, воспроизводящая события Рождества – Рождение Спасителя, приход волхвов – или специальный вертеп для театрального действа о событиях Рождества. Такие спектакли, известные еще с XVII в., сейчас становятся центром рождественских утренников для детей.
Кроме того, на территории многих церквей принято обустраивать и большие вертепы: обычно это пещера, сооруженная из снега на основе каркаса. Здесь разложено сено, обустроены ясли, где лежит фигурка, символизирующая Христа. Чаще всего рядом – икона Рождества, перед которой можно поставить свечу. Такие вертепы очень любят дети. Но и взрослым они помогают почувствовать события Рождества.
Откуда взялись подарки под елочкой?
Всем нам прекрасно известно, как празднуют Рождество на Руси сегодня. Это наряженная елка, подарки, Святая Вечеря, гадания, колядки и многое другое. Но откуда все это взялось? Примерно в конце 19 века — начале 20 люди начали преподносить друг другу в дары не только трапезу, но и ценные вещи, сувениры. Одним словом, сам народ породил традицию одаривать друг друга. А для того, чтобы все это выглядело более загадочно, такие дары решили класть под елочку. Очень скоро появился в стране и аналог западного Санты Клауса – Дедушка Мороз. Как отмечали Рождество на Руси в конце 19 века? Примерно так же, как и сегодня. Дед Мороз дарил подарки детям и взрослым, его образ был основой торжества, и практически все мужчины переодевались в красные шубы и цепляли себе длинные белые бороды, чтобы поздравить собственных детей.
Католические символы Рождества
К числу специфических для католицизма символов Рождества можно отнести, помимо вертепа, Рождественской звезды, ели:
- венок еловых, или сосновых, можжевеловых ветвей, важный символ не только Рождества, но также Адвента (Рождественского поста): он помещается на столе, украшается 4 свечами по числу предрождественских воскресений, на каждое из которых возжигается новая свеча, символизируя свет Христов;
- венок на двери – приветствие приходящим; он делается обычно из хвойных ветвей;
- с XIX в. с Рождеством тесно связан образ «Санта Клауса», восходящий к свт. Николаю Мирликийскому, празднование которому приходится на 19 декабря; обмирщение образа святого связано с протестантскими традициями XIX в.: в 1822 г. американский писатель Клемент Мур сочинил стихотворение о Санта-Клаусе, дарящем детям подарки на Рождество.
Праздничная трапеза
Рождественская трапеза включает:
- трапезу Сочельника;
- собственно праздничный стол.
Почему готовят кутью (сочиво)
Перед всенощным бдением христиане обычно вкушают кутью – сваренную в меду пшеницу или другие зерна (рис, пшено). Эта постная пища позволяет не только укрепить силы перед длинной ночной службой, но духовно почувствовать предстоящий праздник. И.С.Шмелев в повести «Лето Господне» так пишет об этом:
«Кутью варили из пшеницы, с медом; взвар — из чернослива, груши, шепталы… Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто — дар Христу. Ну… будто, Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла… Первая звезда, а вон — другая…»
Какие блюда подают к столу
Особых уставных указаний о трапезе на Рождество нет. Обычно на стол подают блюда мясные, рыбные, выпечку. По народной традиции мясных блюд на столе бывало особенно много, что связывают с особенностями русской печи, которая позволяла целиком запечь гуся, курицу, поросенка. Ныне же хозяйки исходят из возможностей и вкусов семьи.
Как раньше в старину называлось печенье которое готовили к Рождеству
Обязательной выпечкой на праздник по народной традиции считалось печенье, именуемое «козулями», так как выпекалось в форме овец, коров, козлят. Символика выпечки связана с напоминанием об обстоятельствах Рождества Господа. Печенье расписывали глазурью. Оно, впрочем, по народной традиции часто использовалось для гаданий (аналог «козуль» — «печенья с предсказаниями» католической традиции).
Период язычества в Киевской Руси
С момента рождения Христа до даты официального Крещения Руси прошло почти 1000 лет. Все это время наша страна оставалась языческой, и, как несложно предположить, традиции, храмы, обряды и прочие сакральные ритуалы тут были совсем иными. Тем не менее примерно с 300-х годов в Киеве начали образовываться христианские общины, которые на свой лад и по своим правилам отмечали Рождество в Древней Руси. В те годы главным украшением домов была не елка, как это стало позже, а некий металлический предмет. Он мог иметь любую форму и размер, главное, чтобы поместился под столом. Все члены семьи по очереди садились и приставляли к нему ноги. Считалось, что железо отдает человеку свою прочность, силу и выносливость. Еще одна атрибутика – это имитация яслей Иисуса. Такими миниатюрами всегда украшали дома и улицы на Рождество. Традиции на Руси также касались праздничных столов. В течение 6 января люди целый день не ели, а садились за трапезу лишь к ужину. Главными блюдами были рыба, мучные изделия и сладости. До момента официального крещения всей страны эти традиции распространялись среди народа и прочно укоренялись в сознании людей.