Во время исповеди каждый христианин должен совершенно искренне говорить о своих негативных поступках и помыслах. К возможным прегрешениям относится и блуд (прелюбодеяние), который входит в список самых страшных грехов. О нем немало говорили и призывали всячески избегать великие богоугодники, среди которых святитель Иоанн Златоуст, Игнатий Брянчанинов, преподобный Иоанн Кассиан и другие духовные отцы.
Что является блудным грехом
Блудом считается грех, который совершается человеком против собственного тела и души. К нему относят следующие деяния:
- интимную близость между мужчиной и женщиной, не приходящихся друг другу супругами;
- половые связи до вступления в брак;
- однополые, противоестественные сексуальные отношения;
- проявления плотского влечения при посторонних, при детях;
- отсутствие воздержания в постные, воскресные дни;
- интимные связи во время церковных праздников;
- рассматривание людей с привлекательной внешностью;
- рукоблудие (занятия мастурбацией);
- вступление в четвертый брак (это приравнивается Церковью к прелюбодеянию).
Блудными грехами также считаются разжигание страсти в других, похотливые фантазии, воспоминания о прелюбодеянии, произошедшем в прошлом, его смакование.
Блудные грехи принято разделять на два типа. К первому относятся прегрешения, имеющие естественную форму. Ко второму типу причисляют противоестественные половые отношения, различные извращения или помышления о них.
Как избавляться от этой страсти
Однако искренне исповедать свои грехи – это лишь часть Таинства Покаяния. Надобно еще правильно усвоить его плоды. Необходимо понимать, что исповеданный грех лишь теряет свою силу, но как некое, некогда совершенное нами действие, он никуда не исчезает.
Что является залогом нашего постоянного покаяния, когда мы постоянно вспоминаем (только блудные надо вспоминать не подробно, чтобы опять не соблазниться), оплакивая свои прошлые грехи. Постоянно ощущая себя при этом кающимися грешниками (в данном конкретном грехе – блудниками или блудницами кающимися) – каковым, согласно Евангелию, принадлежит спасение. А не ложными, фарисействующими «праведниками, не имеющими нужды в покаянии»», когда мним, как нам внушает сатана, что после исповеди «грех полностью, абсолютно и во всех смыслах исчез, а мы стали святыми».
Далее нам необходимо как можно дольше сохранять полученный на исповеди Божий дар свободы от греха. Это похоже на то, когда мы на богослужении Великого Четверга получаем благодатный огонь и затем пытаемся донести его домой, а ненастье и противные ветры нам мешают. Так и сразу же после исповеди противные «ветры» бесовских блудных помыслов, действующих извне души, пытаются ворваться в нее, затушив только-только зажегшийся в ней благодатный огонек свободы от греха. Христианину следует всячески противиться этим помыслам.
Почему нужно обязательно каяться в блуде
Прелюбодеяние входит в число 7 смертных грехов. Святители, жившие в разные времена, всегда предупреждали: блуд наносит огромный вред как мужчинам, так и женщинам, поскольку:
- провоцирует негативные психологические и духовные изменения;
- становится причиной появления цинизма, жестокости;
- разжигает тщеславие, эгоизм;
- лишает способности к милосердию, сопереживанию ближним;
- приводит к отхождению от Бога и Церкви;
- лишает возможности наследовать Царствие Божие.
Прелюбодеяние неизбежно вызывает деградацию личности. Если не противостоять плотским искушениям, страсть безгранично овладевает телом, загрязняет душу. Блуд делает человека зависимым и безвольным, оскверняет его физическую и духовную суть.
Из души, пораженной блудом, уходят жизненные силы, она лишается Божьей благодати. Очиститься от сотворенного греха можно только благодаря искреннему покаянию перед лицом Господа, однако даже после этого душа будет долгое время нуждаться в отрезвлении.
И Святое Писание, и представители науки единодушно утверждают: любые разновидности блуда негативно влияют на человеческую генетику, вызывают постепенное вырождение рода. У потомков людей, совершивших подобные поступки, часто развиваются душевные и телесные недуги.
Библейские принципы
Давайте начнем с важного библейского принципа, которому учил наш Господь — тот, кто с похотью смотрит на женщину, уже прелюбодействовал с ней в своем сердце (Мф. 5:27-28). Трудно представить себе человека, который занимается мастурбацией, не представляя себе секс с кем-то еще, если вообще такой человек существует. Таким образом, это равносильно участию в супружеской измене, блуде, гомосексуальном поведении или любой иной сексуальной практике — даже идолопоклонстве, о чем говорится в Посланиях Ефесянам 5:5, Колоссянам 3:5 и Книге пророка Иезекииля 23:49. В определенном смысле можно сказать, что мастурбация является формой умственной порнографии, что, как мы все знаем, является грехом.
Мы также узнаем грех по свидетельству Святого Духа внутри нас, при условии, что мы не угасили Его свидетельство постоянным бунтом (1 Фес. 5:19; см. также Еф. 4:30). А разве кто-нибудь живет без чувства вины за практику мастурбации — даже те, кто убедил себя, что это не греховно?
Кроме того, Библия учит, что тело это храм Святого Духа – это священный храм (1 Кор. 3:16; 2 Кор. 6:16), и что оно является частью тела Христа (1 Кор. 6:15-20). Если нас предупреждают не соединяться «Христом, который в нас» с проституткой, зачем нам соединяться с аморальными мыслями и образами в наших умах? (1 Кор. 6:15-17)
Библия также учит, что сексуальная безнравственность является грехом против нашего собственного тела (1 Кор. 6:18). Кроме того, в 1 Послании Петра 2:11 говорится, что греховные желания ведут войну против наших душ (1 Пет. 2:11). В этом смысле, занимаясь мастурбацией и имея аморальные фантазии, мы фактически воюем против самих себя. И война эта крайне сурова, и это может засвидетельствовать любой человек, имеющий подобную зависимость.
Наконец, в 1 Кор. 6:12, 2Петра 2:19-20 и Римлянам 6:14-23 записан очень важный библейский принцип, который часто упускается из виду при определении того, является ли мастурбация грехом: все, что господствует над нами (кроме Святого Духа) вредит нам. Иными словами, «человек является рабом всего, что владеет им».
Принцип целомудрия
(1 Пет. 3:2; Откр. 14:4; 2 Кор. 11:2; Еф. 5:27; Иов 31:1; 1 Фес. 4:3-4)
На протяжении всей истории Церкви истинные верующие руководствовались библейской концепцией целомудрия. Целомудрие — это идея о том, что мы должны жить по принципам чистоты и сексуального самоконтроля, умственно или физически. Это форма уважения к себе и другим, которая дает возможность сохранить здоровое сексуальное выражение для брачного завета. Это жизнь в соответствии с божественной целью и красотой человеческой сексуальности, которая является прообразом и воплощением брака между Христом и Церковью (Еф. 5:22-32).
Принцип благодати
Следует отметить, что мы не имеем в виду невинное исследование тела, которое случается у детей и подростков. На самом деле, суровый подход в таких случаях может вызвать зацикливание или одержимость в сознании ребенка. Еще хуже, если ребенок не уважает своих родителей, — тогда это может спровоцировать бунт, который он будет надежно скрывать. Любопытство, вина и чувство осуждения также присутствуют в таких сценариях.
Мы должны помнить библейский принцип, согласно которому Божья благодать и любовь учат нас говорить «нет» нечестивым и мирским страстям (Титу 2:11-14; Рим. 2:4; 5:17; 2 Кор. 5:14). В конце концов, Его благодать спасла нас не только от наказания за грех, но и от силы греха.
Эта благодать также доступна взрослому верующему, который продолжает мастурбировать, несмотря на отчаянные попытки остановиться. Я никогда не забуду, как Господь помог мне это понять. После некоторого успеха, омраченного неоднократными неудачами, однажды ночью я протестовал против своего поведения, когда Господь ясно заговорил к моему духу, сказав: «Ты гораздо более строг к себе, чем Я был когда-либо!» Это был момент практической благодати, который позволил мне перестать распинать себя при каждой неудаче и по-новому взглянуть на свободу. Этот подход основывался на развитии близости с Богом, а не на моих неудачах.
Как исповедоваться в блудных грехах
Христианин, который исповедуется, должен обязательно рассказать священнослужителю о совершенном прелюбодеянии. При этом необходимо говорить понятным языком. Нужно прямо назвать грех рукоблудия или другой проступок, отбросив ложное стеснение.
Умалчивать о чем-либо из содеянного не стоит. Также необходимо обязательно поведать о мыслях и фантазиях, недостойных верующего человека. Возможно, какие-то блудные прегрешения были в прошлом. Если воспоминания о них приносят положительные эмоции, об этом также следует упомянуть на исповеди.
Говорить священнику о совершенных грехах нужно так же, как больной рассказывает о своих телесных болезнях врачу. Только в этом случае можно получить надежду на прощение и духовное исцеление.
Грех — это мысль, желание, которое противоречит Божьим заповедям
Грех — это мысль, желание, решение, влечение, которое противоречит Божественному нравственному закону, а также Божьим заповедям. Грех — это и причина извращения человеческого естества вследствие отпадения человека от Бога, впадение его в противоестественное состояние.
Почему же люди грешат? На этот вопрос ответил преподобный Амвросий Оптинский:
«…Или оттого, что не знают, что нужно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают, то ленятся, унывают».
Преподобный Амвросий Оптинский. Фото: icons.pstgu.ru
Митрополит Сурожский Антоний говорил о том, кто же такой грешник:
«Кто такой грешник? Тот, в первую очередь, кто нарушил закон Божий. Грешник — тот, кто живет таким обpазом, что становится чужд Богу, кому стыдно перед лицом Божиим, кто позорит Бога перед другими людьми. Это человек разделенный в самом себе, разделенный от ближнего, удаленный от Бога. Грешник потерял связь с Богом, со своей совестью, со своей собственной жизнью, с жизнью ближнего. Каждый из нас может сказать, что он таков. Не в том дело, что мы обнаруживаем, что совершили один особенно отвратительный грех, и каемся в нем. Дело в нашем образе жизни».
Антоний Сурожский
Митрополит
Пример исповедального текста
Далее представлен текст, который поможет представителям обоих полов исповедовать рукоблудие, а также остальные плотские грехи. Его можно использовать в качестве образца для покаяния в блуде, оставив в перечне совершенные деяния:
«Исповедуюсь я, многогрешный раб(а) Божий (Божия) (имя), перед лицом Господа Бога Вседержителя в грехах, совершенных делом или мыслью. Согрешил(а) тем, что имел(а) плотские связи до заключения брака, зачинал(а) потомство до законных отношений с супругой (супругом), имел(а) нечистые помышления в отношении лиц противоположного пола, засматривался (засматривалась) с вожделением на красивые лица и тела, во время семейной жизни имел(а) отношения с другими партнерами, разрушал(а) блудной связью чужую семью, оставлял(а) чужих детей без матери (отца).
Также согрешил(а) тем, что занимался (занималась) рукоблудием, читал(а) непристойные книги, смотрел(а) постыдные фильмы, рассказывал(а) непристойные анекдоты, носил(а) неприличную одежду, насмехался (насмехалась) над целомудрием и супружеской верностью, одобрял(а) прелюбодеяние других людей, допускал(а) неумеренность в плотских отношениях в браке, вольное обращение с лицами другого пола, не соблюдал(а) ограничений в супружеской жизни во время поста и церковных праздников, вступал(а) в четвертый брак.
Искренне раскаиваюсь во всех блудных грехах, смиренно прошу у Господа прощения за совершенные поступки и помыслы, обещаю больше никогда не повторять их. Прошу Бога дать мне сил для недопущения новых прегрешений и буду прикладывать все усилия для того, чтобы впредь вести жизнь истинного христианина (истинной христианки) и каждый день соблюдать Божественные заповеди. Аминь».
В заключение следует сказать: исповедовать блудные грехи нужно обязательно и не пытаться скрыть их, поскольку Господу известны все наши мысли и поступки. Каждый христианин должен помнить, что блуд делает его открытым для бесов и беззащитным перед соблазнами, перед искушениями, которые насылаются темными силами. Именно поэтому следует всячески избегать прелюбодеяния, как сотворенного, так и замысленного.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери
Очень важно прибегать к исповеди при борьбе с духом блуда.
Святые отцы учат, что исповедовать плотские грехи подробно и в деталях (равно как и блудные помыслы) не следует. Во-первых, такое внимание к деталям может возобновить в душе самого исповедующегося воспоминание пережитых падений и искушений, во-вторых, будет небезвредно и для принимающего исповедь священника, если только он не бесстрастен. Однако говорить о грехе всегда надо так, чтобы было ясно, в чем заключается его суть, чтобы грех не умалялся и не преувеличивался. Возможно использовать слова: «Согрешил соблазнительным поведением, невоздержанием телесных и душевных чувств, пристрастием, принятием нечистых помыслов, нечистым воззрением. Побеждаюсь плотскими помыслами». В некоторых случаях ради преодоления стыда действительно бывает необходимо записать грехи на листе бумаги и дать прочитать священнику. Подобные примеры можно найти и в некоторых житиях святых, в частности, в житии святителя Василия Великого, к которому пришла женщина, чьи грехи были столь постыдны (или же она сама столь чувствительна), что ей никак не удавалось произнести их вслух, почему она и доверила их бумаге. Митр. Антоний (Храповицкий) пишет о блудных грехах: «Грехи, происходящие от блудной страсти, называют грехами против целомудрия. Эти грехи запрещает седьмая заповедь Закона Божия, поэтому их часто называют также «грехами против седьмой заповеди». Таковые суть: супружеские измены (прелюбодеяния), блуд (сожительство вне брака), кровосмешение (плотская связь между близкими родственниками), грехи противоестественные, плотские тайные грехи. О степени их тяжести можно судить по тому, что в требниках ни на один грех нет столько вопросов и епитимий, как на грех нецеломудрия. Чтобы избавиться от этих грехов, пастыри Церкви настоятельно советуют, прежде всего, непременно прибегать к исповеди. Многие стыдятся исповедовать эти грехи, но, пока христианин (или христианка) не исповедует своего падения, он будет вновь и вновь возвращаться к нему и постепенно впадет в полное отчаяние, или, наоборот, бесстыдство и безбожие». Патерик: Старец сказал: «Если тебя смущают нечистые помыслы, не скрывай их, но сразу скажи их своему духовному отцу и обличи их. Потому что, чем больше человек скрывает свои помыслы, тем больше они растут и крепнут. Как змея, если выползет из гнезда, сразу убегает, так и лукавый помысел: если его открыть он сразу гибнет. Но лукавый помысел точит сердце, как червь — дерево. Поэтому, кто открывает свои помыслы, тот быстро исцеляется. А кто их скрывает, тот болен гордостью». Старец сказал: «Кто оставляет разум ради Господа, тому дает разум Господь». Брат спросил одного из старцев: — Почему, когда я у старцев, я не могу совладать со своими помыслами? И старец ответил: — Потому что ничему так не радуется враг, как тем, кто не открывает свои помыслы. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин: «…сама по себе откровенная исповедь отцам дурных помыслов иссушает эти помыслы и изнуряет их. Как змея, если ее вытащить из темной норы на свет, стремится скорее убежать и скрыться, так и лукавые помыслы: если их обнаружить откровенной и чистой исповедью, они бегут от человека». Преп. Макарий Оптинский также пишет о важности исповеди в противостоянии духу блуда и учит правильно исповедаться при такой брани: «Касательно же того, что вы затрудняетесь сказать духовнику о некоторых предметах, скажу вам: мысленные приражения страстных плотских помыслов не изъясняйте подробно, а просто говорите: «побеждаюсь плотскими помыслами»; довольно и сего. Бог видит сердце ваше, скорбящее о сем. Если же стыд не допускает и сего сказать, то прибегните к смирению и помните, что здешний малый стыд пред одним человеком освобождает от будущего вечного стыда». Необходимо отметить, что исповедание грехов любодеяния только тогда приносит благо, когда боримый обращается к опытному, рассудительному духовнику. В противном случае он может получить вместо пользы великий вред. Об этом говорят святые отцы и Предание Церкви: Авва Кассиан говорил, — вот что сказал нам авва Моисей: хорошо не утаивать своих помыслов, но открывать их старцам духовным и рассудительным, а не таким, которые состарились от одного только времени. Ибо многие, смотря на старческий возраст, и открывая свои помышления, — вместо уврачевания, по неопытности выслушивающего, впадали в отчаяние.
Был один брат, очень старательный, но, терпя жестокие нападения от беса блуда, пришел к некому старцу и рассказал ему свои помыслы. Тот, будучи неопытен, услышав это, вознегодовал на брата, имевшего такие помыслы, называя его окаянным и недостойным монашеского образа.
Брат, услышав это, отчаялся о себе и, оставив свою келью, возвратился в мир. Но по Божию промыслу встречается с ним авва Аполлос, опытнейший из старцев; видя его смущение и великую печаль, спросил его: сын мой! какова причина такой скорби? Он сначала не отвечал от великого уныния, но после многих увещеваний старца рассказал ему о своих обстоятельствах. Часто, говорил он, помыслы смущают меня; я пошел и открыл такому-то старцу и, по словам его, нет мне надежды на спасение; в отчаянии я иду в мир.
Отец Аполлос, услышав это, долго утешал и вразумлял брата, говоря: не удивляйся, сын мой, и не отчаивайся о себе. Я, будучи так стар и сед, терплю жестокие нападения от этих помыслов. Итак, не малодушествуй в таком искушении, которое исцеляется не столько человеческим старанием, сколько человеколюбием Божиим. Только послушай меня теперь, возвратись в свою келью. Брат сделал это.
Авва Аполлос, расставшись с ним, пошел в келью старца, отлучившего брата, и, став возле нее, со слезами молил Бога так: Господи! посылающий искушения на пользу нашу, пошли напасти брата на этого старца, чтобы в старости своей по опыту он узнал то, чему не научился за столь долгое время, — узнал, как сострадать поражаемым дьяволом.
После окончания молитвы видит эфиопа, стоящего близ кельи и бросающего стрелы в старца. Уязвленный ими, как от вина колебался он и, не в силах снести, вышел из кельи и пошел в мир тем же путем, которым шел и младший брат.
Авва Аполлос, узнав это, вышел к нему навстречу и спросил у него: куда ты идешь и какая причина такого твоего смущения? Тот, думая, что святому известно случившееся с ним, от стыда ничего не отвечал.
Тогда авва Аполлос сказал ему: возвратись в свою келью, отсюда познай свою немощь и считай себя или неизвестным прежде дьяволу, или презренным от него. Ибо ты не удостоился вступить в войну с ним. Что я говорю — в войну? Ты и единого дня не мог выдержать его нападения. Это случилось с тобою за то, что ты, приняв у себя младшего брата, который вел войну против общего врага, вместо того, чтобы поощрить его к подвигу, вверг его в отчаяние, не подумав, чего требует премудрая заповедь: спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение? (Притч. 24, 11); и даже о чем говорит притча, относящаяся к Спасителю нашему: трости надломленной не преломит и льна курящегося не угасит (Мф. 12, 20). Ибо никто не мог бы устоять против коварства врага и даже пригасить пламенное движение природы, если бы благодать Божия не помогала немощи человеческой. Итак, когда исполнилось это спасительное благодеяние Божие, станем общими молитвами просить Бога, чтобы Он отнял простертый и на тебя бич. Он поражает, и Его же руки врачуют (Иов. 5, 18); умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит, унижает и возвышает (1 Цар. 2, 6, 7).
Сказав это и помолившись, тотчас избавил его от наведенной на него напасти и советовал ему просить от Бога, чтобы дал язык мудрых, чтобы мог словом подкреплять изнемогающего (Ис. 50, 4).
Из всего сказанного познаем, что нет другого надежнейшего пути к спасению, как открывать свои помыслы рассудительнейшим отцам и иметь их руководителями к добродетели, а не следовать собственному помыслу и рассуждению. А из-за неопытности, неискусности, простоты одного или нескольких не нужно опасаться открывать свои помыслы отцам опытнейшим. Ибо и они не по собственному побуждению, но по внушению от Бога и Божественного Писания заповедали младшим спрашивать старших».
(Древний патерик)
Следующая > |
Как бороться взрослому человеку?
Почему человеку сложно бороться с согрешениями, связанными со страстью блуда? Потому, что половое влечение заложено Господом с самого начала, на уровне физиологических потребностей. Нечистый пользуется этим, обольщая нас грешных приятными ощущениями. Поэтому мы воюем с рукоблудием и другими плотскими похотями всю свою земную жизнь.
Существуют два, известных христианину, пути к победе над онанизмом: воздержание и брак.
В первом случае нужно много трудиться, поститься, вести духовный образ жизни. Многие считают это невозможным, но яркий пример тому святые подвижники, которые так же, как и мы, боролись на протяжение всех своей жизни с различными страстями и блудом в разных его видах, в том числе. Яркий и известный пример — Мария Египетская, многие знают ее житие. Как она жила, как ее не пустила в храм невидимая Сила, как та раскаялась и ушла в пустыню. Также история святых Мартиниана и Зои. Монах был известен своей благочестивостью, и блудница решила доказать всем обратное. Она поспорила на деньги с друзьями, что совратит Мартиниана. Притворившись странницей, вошла к нему в келью и начала соблазнять монаха. Тот, чтобы не впасть в грех, встал на горячие угли и продолжал молиться. Видя веру Мартиниана, Зоя упала на колени, моля о прощении. Так она и стала христианкой. Поэтому с молитвой, желанием и надеждой на Господа возможно все.
Второй же, более легкий, путь часто достигается через первый. Покаявшись и смиривши себя, мы даем возможности для создания счастливого брака с другим человеком. Главное в любой ситуации – не забывать Бога и уповать на Него.
Вожделение – это грех или дар божий
В какой момент Адаму понадобился фиговый лист? Древний Рим пал под гнетом пороков и потерял золотую середину между аскетизмом и взрывами сексуальной активности. Начались деградация и медленное сползание к предыдущей ступени развития – первобытному строю.
На угасание разума инстинкт самосохранения ответил рождением новой церкви, основными постулатами которой явились освященное целомудрие и запрет на вожделение. Это завещание Христа остановило разложение личности от яда вседозволенности, но, как побочное действие лекарства, подготовило почву для невиданных бед – костров инквизиции и «благословенного» геноцида крестоносцев.
Пример исповеди греха рукоблудия
Исповедь – это тайна, которую нельзя рассказывать. Конечно, есть примеры, когда священник с согласия исповедника рассказывает подробности для, например, научения других. Но хочу рассказать одну поучительную историю.
В одном монастыре жил монах. Он страдал грехом онанизма. Приходя каждый раз в храм, слезно каялся, бил себя в грудь, на коленях просил прощения у Господа. Хотел на исповеди сказать, пообещать, больше так не поступать. А возможно и обещал. Но выходя с церкви, шел и опять впадал в рукоблудие.
Уже духовник стал недоумевать, почему же Бог каждый раз прощал этого нерадивого инока. Тогда случилось следующее: когда монах снова молился Всемилостивого Творца о прощении, он умер. Господь забрал его в час молитвы.
Поэтому нужно помнить о Милосердии Бога и что он может забрать нас в любой момент нашей короткой жизни. Важно то, в каком виде мы предстанем пред Ним, в какой одежде, с какими нераскаянными грехами.
Профилактика греха у подростков
У детей подросткового возраста есть период, когда они начинают изучать свое тело. Им интересно что у них и где. Поэтому они из-за неведения и желания узнать себя, могут заняться самоудовлетворением.
Также иногда из-за несоблюдения личной гигиены, неудобной, узкой, тесной одежды, наличия неприятных ощущений в области гениталий отроки и отроковицы прибегают к онанизму.
Многие не могут открыто сказать об этом родителям, важно быть внимательным к своему чаду, замечать какие-то изменения в поведении.
Нужно дать понять ребенку, что Вас бояться не надо и вы будете вместе бороться с блудным грехом. Также объясните подростку всю губительность данного поступка и его греховность, последствия для души.
Узнайте, без расспросов и без насилия, о причине, из-за которой подросток прибег к мастурбации. Подумайте, как можно выйти из ситуации. Думаю, решение можно найти, если с Любовью и взаимопониманием обсудить все.
Проводите больше времени со своим ребенком, просто общаясь и интересуясь его жизнью. Предложите ему гулять с друзьями, если это не они стали толчком к согрешению. Если это были именно сверстники, то подумайте о том, как сменить обстановку и общество, всегда советуясь, спрашивая мнения у вашего ребенка.
Если это из-за одежды и гигиены – обязательно смените гардероб на более свободный стиль и поменяйте средства личной гигиены. Объясните как нужно ухаживать за собой.
Очень полезно проводить время на природе, дышать свежим воздухом. Также можно пересмотреть загруженность подростка, возможно, полезно будет убрать нагрузку, а где-то ее нужно увеличить.
Не забывайте о самом ребенке, о его мнении, подростковом возрасте, желании быть взрослым и решать свои проблемы самому. Нужно с Любовью и Надеждой на Бога, сообща решать возникшую проблему.