«Православная семья» Выполнили: ученики 5- «Б» класса Хохлов Денис и Юрочко Павел. — презентация


Православная семья

Аудио

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Алексий Ладыгин, настоятель храма Евфросинии Московской в Котловке. Передача из Москвы. Эфир 21 января 2014 г.

— Здравствуйте, уважаемые телезрители, в эфире телеканала «Союз» передача «Беседы с батюшкой». В студии Денис Береснев. Сегодня у нас в гостях настоятель храма преподобной Евфросинии Московской в Котловке, кандидат богословия протоиерей Алексий Ладыгин.

Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас благословите наших телезрителей.

— Здравствуйте. Благословение Господне да пребывает со всеми нами.

— Тема нашей сегодняшней передачи «Православная семья». Вы можете звонить и задавать ваши вопросы в прямом эфире.

Отец Алексий, скажите, почему семью называют малой Церковью?

— Образ семьи – это образ Церкви и единства. Мы должны понимать глубину подвига, когда вступаем в брак, и должны понимать, на каком основании она зиждется. Господь через Писание и Послания открывает нам, какой должна быть семья. Само наименование семьи Малой Церковью говорит о том, что в ней должна твориться молитва. Если молитвы не будет, семья не будет крепкой и не сможет выполнить той задачи, которую она должна ставить перед собой.

Лучше всего понять это через те образы, которые нам дала жизнь и история нашей Церкви. Если мы обратимся к таким нашим святым, покровителям каждой семьи, как великая святая княгиня Евдокия и святой благоверный князь Димитрий Донской, которые показали целомудренную семейную жизнь, родили двенадцать детей, и при этом были выдающимися государственными и политическими деятелями, созидателями московской государственности. Пытаясь понять, как им это удалось, мы обращаемся к дошедшим до нас летописным записям.

Летописец пишет, что Дмитрий и Евдокия соревновались в духовном подвиге, не уступая друг другу в посте и молитве. В основании каждой семьи должна лежать молитва, иначе она обречена на те страдания, которые мы видим в современном мире.

— Монахи ради духовного пути отказываются от семьи. Не мешает ли семья духовному пути.

Монахи, отказавшись от семьи, занимаются духовным деланием, не отвлекаясь на заботы и попечения семейного человека. Апостол Павел говорит, что для Господа приемлем и тот, и другой путь, но у женатого больше скорбей. Это скорби не только за себя, но и за свою семью. Мы имеем попечения за каждого члена своей семьи, и то, и другое оставляет нам меньше времени на молитву и духовный подвиг. Однако это не значит, что мы оставляем все это, ведь мы понимаем, что преодолеть посылаемые нам испытания возможно только с Божией помощью. Об этом мы должны четко помнить.

Монашествующие отказываются от этого, чтобы всю свою жизнь посвятить одному только Богу. Как-то будущего митрополита Вениамина (Федченкова) спросили, почему он избрал монашеский путь, и он ответил, что это путь более короткий и удобный для спасения своей души. Монах заботится о том, как угодить Богу, а женатый еще и о том, как угодить жене и детям – в этом и есть отличие этих путей от того, которым должен идти каждый человек. А путь этот – ищите прежде Царствия Божия, и все остальное приложится вам. Все наши дела и попечения мы можем совершить, только если у нас есть молитва. Без Меня не можете творите ничесоже, говорит Господь.

Как говорит Священное Писание, если Господь не благословит землю, то и земля не даст плода. Без Бога всуе трудится зиждущий, мы видели и знаем, как это было без Бога в нашей стране, когда все разрушили, а построить без Бога не смогли.

Если человек живет с Богом, то у него все получается: он преодолевает все трудности и скорби, ведь они попутчики в нашем земном путешествии и помогают выковывать из нас личность не только физическую, но и духовную.

Путь Димитрия и Евдокии – удивительный путь. Это путь со скорбями, переживаниями, но они вышли победителями и стали образцом в семейной жизни для многих наших соотечественников, как прежних времен, так и нынешних.

В наше время планка семейной жизни понижается, ее воспринимают, как некую игру, как гражданское сожительство, а не забота и попечение о будущем поколении, путь, который заповедал Бог, сказав: плодитесь и размножайтесь и наполняйте эту землю. Очень важная задача семейной жизни – чадородие и правильное воспитание детей. Воспитание в Боге, в вере, чтобы они перехватили эстафету христианского жития, наполняя эту землю добром. Наша жизнь все больше искажается, мы даже перестаем мыслить категориями реальной жизни, жизни по правде Божией. Человек уже больше живет не реально, а виртуально, ему нравятся больше какие-то космические вымыслы и фантазии. Человек все больше уходит от этого реального мира в вымысел, и этот мир все больше наполняется произволом, беззаконием, лукавством, ложью, клеветой. И когда Церковь возвышает голос правды, истины и света, тогда вся эта неправедность набрасывается на нее, говоря т том, что нет никакого различия и пытаясь смешать все в общую, неразделимую массу. Достичь великих результатов даже в обществе может только малая Церковь — семья, но лишь своей правильной и праведной жизнью. Свидетельством тому образ жизни тех же Димитрия и Евдокии. Благодаря их правильной жизни по заповедям, правильному устроению своей семьи и жизни в ней, им удалось дать такой потенциал маленькому Московскому государству, что оно затем стало великой империей.

— Вопрос телезрительницы из Анапы: У меня седые волосы, и я их крашу, так хотят мой муж и родные, говорят, что я так выгляжу моложе и лучше. Не грех ли это?

— Если бы Вы были монахиней, то этого делать не стоило бы. Но если Вы используете косметику в нормальном количестве, тем более, что это приятно для Ваших семейных, греха в этом нет. Господь не спросит с нас, красили мы волосы или нет, но спросит, как мы поступали в этой жизни и творили ли мы добро.

— Чем стоит руководствоваться при выборе спутника или спутницы жизни?

— Когда пришло время жениться мне, я увидел прекрасную христианскую семью священника, в которой были замечательные отношения батюшки, настоящего заботливого пастыря, со своей матушкой и детьми, и я спросил его, как ему удалось найти такую матушку? На что он ответил: я не искал, я молился. Действительно, надо молиться, а не ходить, искать веселую, смазливую девчонку. Своим прихожанам я говорю: не ищи жену в хороводе, а ищи на своем приходе. Если девушка верующая, у нее стержень, и она будет жить по заповедям Божиим. Она устроит замечательный уют в Вашем доме, будет дарить нежность и любовь Вам и Вашим детям, воспитывая их по заповедям Божиим.

Как сказал мне несколько в шутку мой батюшка: я молился Господу, чтобы Он послал мне жену немножко немую, немножко слепую, немножко глухую. И Он послал мне именно такую. Бывает, я скажу что-то обидное своей матушке, а она словно не слышит, и не говорит ничего. Сделаю что-то не так, а она словно и не видит этого. Бывает, скажу ей грубо, а она мне: «Прости, отец». И так мне от этих слов стыдно, и я чувствую себя виноватым, а она меня таким не считает, а ведет на кухню и кормит самым вкусным. Так мы с ней и живем в радости и в Церкви, и дома, растим детей, молимся за них и радуемся всему.

Потому надо молиться Господу, чтобы Он послал спутницу – настоящую христианку. На женщину возлагается великая обязанность не только рожать детей, но и воспитывать их в Божией правде. Бывает, что женщина увлекается карьерой, деньгами, развлечениями, достижением положения в обществе, а проходят годы, приходит она в храм и говорит: «Батюшка, я всю жизнь трудилась, а счастья нет, потому что нет семьи, нет детей. И ни к чему эти большие деньги, что я зарабатываю, и развлечения уже не нужны, потому что я чувствую, что внутренне я не реализовалась. Прежде всего, женщина должна выполнить заповедь, данную ей Богом – рожать детей. У мужчины другая функция – он кормилец, должен трудиться в поте лица. В доме должно быть много ребятишек, они должны вместе с мамой молиться, ходить в храм, их надо приучать к труду, и здесь поле деятельности женщины, которая является хранительницей очага, молитвенницей за мужа, за детей. Она показывает образец любви, веры.

Семейная жизнь – это не постоянные радости и развлечения. Семейную жизнь надо рассматривать, как крестоношение, в ней, действительно, много трудностей. Сразу надо приучаться к ним.

Кто-то думает, что жениться не буду, потому что нет пока материальной базы. Поженились, но детей пока не рожают, потому что еще не нагулялись, не навеселились. Подходит время, а Господь детей не дает. Потому что нельзя подходить прагматично к нашим отношениям. Нужно жить в простоте, как дети. Полюбил – женились, женились – надо сразу детей рожать. Не думать, будет или нет жилье. Даже в недавнее советское время никто не задумывался, что у него нет денег, средств. Многие жили в семье, снимая жилье, но все равно вспоминаем это время с радостью. Потому что молодость, и потому что трудности объединяют молодые пары. Когда человек привыкает, что он живет до тридцати лет для себя, тогда он уже не принимает крик ребенка по ночам, купание ребенка отрывает его от того плана, который я привык уже видеть в своей жизни.

— Вопрос телезрительницы из г. Нижневартовска: В Писании написано, что причиной развода является измена. Мы прожили с мужем вместе двадцать лет, случилась измена, но мы не можем развестись по сложившимся обстоятельствам, живем вместе в одной квартире, а простить я не могу. Как быть дальше в такой ситуации?

— Ситуация, действительно, трудная. Есть много вопросов, которые надо бы задать Вам, чтобы выяснить обстоятельства, Ваше внутреннее расположение, для этого есть приходские батюшки, и я порекомендовал бы Вам пойти к приходскому батюшке, рассказать ситуацию и поступать так, как он скажет.

В Священном Писании действительно сказано, что прелюбодеяние – возможная причина развода. Но возможная, это не значит, что надо обязательно развестись. Если вы живете под одной крышей и грех раскаянный, Вы можете помочь мужу этот грех изжить, встать на путь истинный. Всегда надо помнить, что одно дело наше желание развода, а другое дело – наши дети, которые при разводе становятся самыми несчастными и страдают больше всего. Для них одинаково важны и папа, и мама.

Сегодня мы видим, что разведенная семья не может дать обществу психологически полноценного человека, который бы сам считал себя таким. Как правило, чаще всего дети чувствуют, что они недополучили любви, такому человеку очень тяжело в дальнейшем строить свою семейную жизнь и созидать полноценное, здоровое общество. Надо помнить об этом. Если есть возможность помочь преодолеть какой-то грех, помочь своему мужу, с которым прожито двадцать лет, может быть, стоит помочь ему исправиться, осознать грех, который он совершил, и начать жить заново. Это как один из вариантов. Обида может продолжать жить, но обида не только разрушит семью, она будет разъедать и Вас, это очень страшно. Попробовать примириться и заново жить под одной крышей, видеть не человека, на которого я обижена, а которого я еще могу любить. Это будет намного выше и ценнее. Подумайте, поговорите со своим приходским священником или духовным наставником. Всегда надо давать шанс победы добру над грехом.

— В чем на Ваш взгляд главная, может быть, коренная причина разладов в семье?

— Одну из них назвала сейчас наша телезрительница – это, конечно, измена. Измена разрушает духовные нити в семье. Сейчас это очень распространенный грех, с одной стороны, человек снимает внутренние преграды, с другой, понимание греха в нашей жизни размывается за счет телевидения, сериалов, где вечно плетутся любовные романы и интриги. Когда же человек погружается в это, он понимает, что не получил ничего, кроме пустоты, разрушенной семьи и угрызений совести. Порой этот грех является чертой невозврата в семейную жизнь.

У нас очень разные желания, взгляды на жизнь. Причина этого в том, что общество наше становится бездуховным, не верит в Бога, не имеет общих корней, связующих семью в единое целое. Господь говорит, что венчает двух в единую плоть, в один организм. Если же хоть какая-то часть в нашем организме отказывает, то происходит разбалансировка всего организма. Человек начинает страдать, болеть, семья должна быть, как такой единый организм. И здесь важна не только физическая связка, но и духовное единение. Интересы и взгляды могут быть разные, но если есть духовное единение, такая семья все может преодолеть в молитвенном порыве, получить благодать, простить или уступить в каких-то моментах.

Семья должна питаться духовно. Самые крепкие семьи – это религиозные, это подтвердят социологи. В многодетных семьях самый низкий процент разводов, в них родителя много трудятся, им не до излишеств. Отцам нужно больше трудиться, чтобы зарабатывать с тем, чтобы дети не чувствовали себя ущербными по сравнению с другими. Многодетная семья сплачивает. Когда дети растут – это такое счастье, когда на твоих глазах они учатся жить, где много детей и надо находить добрые отношения с братьями и сестрами. В большой семье люди, действительно, готовятся для общества, уже научаясь жить соборно, учатся мудрости отношений, уступая, проявляя заботу, любовь, попечение.

Если семья живет только в свое удовольствие, появляются лишние деньги, лишнее время, которые направляются на ублажение самого себя, и мы опять приходим к тому же эгоизму. Когда человек живет ради самого себя, он не думает уже ни о своей жене, ни о своих детях.

— Вопрос телезрительницы из г. Переславля-Залесского: Как Церковь относится к убийству на войне, военному делу, и как влияет на семью, когда домой возвращается человек, совершивший убийство на войне.

К военным, совершающим убийство на войне, совершенно иное отношение, чем к убийству из личных целей, которое совершается из ненависти, агрессии, той порочности, которую человек уже приобрел. Человек совершает, будучи уже внутренне подготовленным к нему. Человек убийством разрушает то, что создал Бог, поэтому это страшный грех. Бог – начальник жизни, потому только Он может прервать ее. Жизнью и смертью обладает Христос, истинный Бог наш, — говорится в церковной молитве.

Военные люди убивают не потому, что питали злобу или гнев, они делают это по долгу, защищая других, которые стоят за ними. Мы знаем, что военные сами могут быть убиты в любой момент, они жертвуют собой, защищая вдов, сирот, стариков, веру. Поэтому Господь говорит: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя.

Такое служение не вменяется в грех, а считается в оправдание. Поэтому в былые времена на знаменах нашей армии было написано: За други своя. И, конечно, на них не накладывается епитимия. Хотя, конечно воин-христианин сам кается. Но это не является грехом, тем более таким, за который отвечает род. Мы знаем, что многие воины, которые были военачальниками, стали святыми, потому что в правде совершали свое дело, уповая на Бога и исполняя свой долг перед Отечеством и Церковью.

— Есть ли в семье обязанности у детей? Если есть, то какие?

— У детей сплошные обязанности. Самая большая их обязанность – жить в послушании и почитании родителей, которые произвели их на этот свет, греют, питают их, дают им воспитание. Мы знаем, что дети не имеют права говорить «я хочу» и «я не хочу». Это может сказать только взрослый самостоятельный человек, который сам питает себя и зарабатывает. Дети должно жить в понятиях «можно» и «нельзя», и на все брать благословение или разрешение у своих родителей.

Пятая заповедь — это самая большая заповедь. Пока наши родители живы, мы остаемся детьми и должны находиться в послушании им. Как гласит пятая заповедь, Чти отца и матерь свою, и долголетен будеши на земле. За исполнение этой заповеди Господь дает нам в награду долголетие. Самые непослушные, не почитающие своих родителей дети могут быть лишены жизни в любую минуту. Очень важно и очень ответственно почитать своих родителей, слушаться, заботиться, когда они стареют, никогда о них не забывать. Помнить, что родительского благословение устрояет основание домов. Если родители благословляют детей, в их жизни бывает все хорошо.

Сейчас культивируется в обществе, что когда ты совершеннолетний, то можешь поступать, как захочешь. Действительно, все человеку возможно, но не все ему полезно, как говорит апостол. Духовные законы никто не отменял, и они все так же действуют. На главное и на основное надо брать благословение, и тогда будете достигать поставленных целей.

Те, кто стремятся осуждать, обижать своих родителей, помните, что проклятие матери лишает жизни такого человека. Это умещается в нашу логику, если бы не они, то мы не увидели бы радостей на этой земле, не имели бы радости общения с людьми и любования красотой этого мира.

— Вопрос телезрительницы из Чувашии: Многие мои знакомые, выросшие в многодетных семьях, сами не хотят иметь многодетные семьи, потому что они мало видели любви от матери и отца, которым приходилось очень много работать. Психологи тоже говорят, что такая проблема существует в многодетных семьях. Что Вы думаете об этом?

— Надо четко определить, что понимать под родительской любовью. Очень часто так называют вседозволенность, чувство неги, которую получают от родителей дети. Если мы возьмем Священное Писание, то прочитаем в книге Сираха: лелей дитя в юности, и устрашит тебя в старости; наказуй дитя в юности, упокоит тебя в старости. Поэтому моменты современного воспитания не вписываются в рамки в многодетной семье. Любовь моей мамы заключалась в том, что она не давала нам расслабиться, понуждала к молитве. Она приучила нас трудиться, все восемь наших детей получили образование. Любовь не в том, чтобы дать ребенку возможности побольше поспать, съездить на курорт, а в том, чтобы приучить его к труду, молитве, почитанию старших, добрым делам. Наша мама всегда давала нам самим зажечь свечу в церкви, самим подать милостыню нищему. Любовь в том, чтобы закладывать в детях любовь к труду, веру в Бога, чтобы она помогала им выжить.

Что мы делаем сейчас? Нам жалко их поднять на молитву, чтобы они выспались. И что наши дети? Они вырастают лодырями и не могут учиться и трудиться. Они привыкли, чтобы им служили, не могут сами послужить. Поэтому я никогда не соглашусь с выводами психологов, наверное, они никогда не видели детей, выросших в многодетных семьях, они гораздо лучше детей, которые выросли в семьях, где один, два ребенка, и которые не только не могут творить добрые дела, но порой даже убраться в своей комнате.

Многодетная семья живет в нужде и трудностях, но они приучают к труду, к поддержке друг друга. Многодетные семьи – это большая родня, которая может поддерживать в трудных ситуациях, участвовать в жизни друг друга, потому что с детства они научились делиться, уступать, ущемлять себя, лишь бы брату, сестре было лучше.

— Если семья – это малая Церковь, то должна ли быть Церковь большой семьей?

— Конечно, Церковь объединяет много семейных Церквей. Особенно это видно сейчас, когда, как правило, воцерковляются семьями. Мы видим, как мама, папа приходят с детьми.

Если брать всю нашу Церковь, то она объединяет всех нас в одну большую семью. Почему? Потому что мы имеем одного единого Отца, и Господь дал нам молитву «Отче наш». Мы относимся к Богу, не как высокому и далекому, а как к самому близкому, как отцу, а значит все мы братья и сестры.

— Спасибо, отец Алексий. Время нашей передачи подошло к концу. В конце нашей передачи прошу Вас благословить наших телезрителей.

— Благословение Господне пребывает со всеми вами. Сердечно всех благодарю и желаю помощи Божией при ваших непрестанных трудах и духовных совершенствованиях.

Гость передачи: протоиерей Алексий Ладыгин.

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Первый принцип

Это мотив, который вас призывает к браку. Другими словами если мужчина считает и представляет, что когда он жениться то ему жена будет готовить, стирать и убирать. Вот этот мотив считается не правильным или другой пример, когда женщина хочет выйти замуж чтобы ее обеспечивали. И вот когда люди женятся с такими мотивами то, поженившись, муж, который считал, что жена будет стирать готовить и убирать не делает этого и жена, которая считала, что ее будут обеспечивать, так же не видит обеспечения. После этого брак дает трещину, которая может полностью разрушить брак, если не поменять мышление. Правильный мотив построения христианской семьи это когда женщина выходит замуж за мужчину чтобы стать ему помощницей, а мужчина женится на женщине чтобы помочь ей состояться в жизни. Бог видит правильные мотивы сердца и благословляет.

Второй принцип

Без такого качества как честность и целостность невозможно построить доверительных отношений вообще ни с кем, ни говоря уж о будущих супругах. Лучше пусть будет у человека куча минусов и один плюс под названием честность, тогда вы будете знать все минусы и как-то менять их, ведь любовь меняет все. Целостность это такое качество, которое определяет жизнь человека. Другими словами чтобы не расходились наши слова с делами и для этого необходим пятый принцип это время.

Пятый принцип

Все люди хотят все и сразу, но так не бывает. В Библии написано (Екклесиаст 3:1) «Всему свое время». Наши чувства и тело готовы жениться завтра, но дух не готов. В предыдущих принципах мы уже упоминали про время. И время дается Богом, чтобы люди разобрались и посмотрели друг на друга с разных сторон, взвесили все плюсы и минусы. Для этого церковь применила такой инструмент как помолвка. Это когда молодая пара не предоставлена сама себе, а подчинена закону. Ходя в помолвке, вы платите цену, живя под законом и какую цену вы заплатите так и будет цениться ваш брак. Долготерпение это то, чем проверяет нас Бог!

Если следовать этим инструкциям и применять их на практике, то вас ждет счастливая христианская семья!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]