Свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский |
Иннокентий (Борисов)
(1800 — 1857), архиепископ Херсонский и Таврический, знаменитый богослов и церковный оратор, «Русский Златоуст», святитель Память 25 мая, 5 июля (Одес. [1]), в Соборах Воронежских, Киевских, Одесских, Липецких, Старобельских и Херсонских (Укр.) святых
В миру Борисов Иоанн Алексеевич, родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце Орловской губернии в семье священника Успенской церкви.
Родители преосвященного Иннокентия были люди простые, доброй жизни. Отец Алексей Борисов получил домашнее образование. Из низших степеней клира он дослужился до священника. Мать преосвященного Иннокентия Акилина была женщина неграмотная, но умная и набожная. В родительском доме Иван изучил славянскую азбуку, Часослов и Псалтирь и научился письму.
В 1810 году поступил в Воронежское духовное училище, где проучился около двух лет, а затем обучался в Севском духовном училище [2]. Продолжил образование в Орловской духовной семинарии. Среди своих сверстников он отличался необыкновенными способностями, которыми восхищал своих воспитателей. В 1819 году он окончил семинарию и, как один из лучших ее выпускников, был направлен для продолжения образования в Киевскую духовную академию. Здесь с новой силой проявились его выдающиеся способности. Помимо слушания лекций он очень много занимался самообразованием и иногда излагал перед своими товарищами учение того или иного философа с такою ясностью и простотой, что превосходил лекции профессорские. Все науки ему давались легко. Он единогласно был признан первым студентом академии. В высшем отделении академии Иоанн Борисов много занимался составлением проповедей, и уже в это время в нем обнаружилось высокое самобытное дарование, как отличного церковного проповедника, прославившее его затем по всей России и даже за ее пределами.
В Санкт-Петербургских духовных школах
В 1823 году окончил академию со степенью магистра. Сразу же по выпуске, 28 августа 1823 года, он был назначен инспектором и профессором церковной истории и греческого языка Санкт-Петербургской духовной семинарии, а через три месяца — еще и ректором Санкт-Петербургского Александро-Невского училища.
10 декабря того же года был пострижен в монашество с именем Иннокентия и в этот же день рукоположен во иеродиакона, а затем, 29 декабря, — во иеромонаха.
Свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский и Таврический. Гравюра Л. А. Серякова. 1878 г. (РГБ) |
10 декабря 1824 года был переведен бакалавром богословия в Санкт-Петербургскую духовную академию, а 2 сентября 1825 года был назначен инспектором этой академии. За образцовое преподавание богословских наук 6 января 1826 года он был возведен в степень экстра-ординарного профессора богословия. Повышение его по службе шло очень быстро. 16 марта 1826 года иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита.
Отец Иннокентий вскоре затмил своими лекциями, которые он обыкновенно преподавал наизусть, всех профессоров академии. Он читал отличительное затем основное богословие, где в полной мере раскрылись замечательные стороны таланта и образования молодого профессора. Он был всесторонне развит, интересуясь не только духовными, но и светскими науками и часто своими суждениями о различных предметах поражал даже специалистов. За 6-летний период службы в С-Петербургской академии архимандрит Иннокентий оставил о себе неизгладимое впечатление. Он в это время прославился и как отличный духовный проповедник. Своими вдохновенными речами он пробуждал, увлекал, восторгал умы слушателей.
Кроме преподавательской деятельности архимандрит Иннокентий с успехом выполнял целый ряд поручений Комиссии духовных училищ, за что был несколько раз удостоен наград и различных поощрений. Активно занимался молодой профессор и научной деятельностью. За различные сочинения историко-богословского характера 3 сентября 1829 года профессору-архимандриту Иннокентию была присвоена высшая ученая степень — доктора богословия.
В свое время отец Иннокентий ввел в России новый метод изложения богословия — исторический и историко-сравнительный, широко пользуясь пособиями западной богословской литературы, преимущественно протестантской, самобытно работая по первоисточникам. Им введены были новые предметы преподавания, соответственно уровню научного развития на Западе. Он образовал целое поколение русских богословов и ученых, и принимал деятельное участие в переустройстве духовно-учебных заведений, в составлении новых программ академических и семинарских курсов. «Новаторство» его в богословии многими было встречено враждебно; одно время он слыл «неологом»; было даже возбуждено «секретное дознание» о его образе мыслей, окончившееся полным его оправданием.
В свойствах своей любвеобильной души архимандрит Иннокентий черпал искусство скреплять в среде профессоров добрую общительность и повсюду вносил мир и успокоение. За девять лет ректорства отца Иннокентия академическая семья думала с ним одну думу, жила с ним одною жизнью. Со студентами академии отец ректор всегда обходился ласково и благородно. Особенно добрым и внимательным бывал он к ним тогда, когда их постигало какое-либо горе, например, серьёзная болезнь. Помочь в этой беде несчастному — составляло тогда для ректора всю его главную заботу. Он жертвовал в этом случае не только своими средствами, но иногда даже и своими жизненными удобствами.
Особую славу отца Иннокентия составил необыкновенный проповеднический талант. Он был не только отличный знаток, но и гениальный художник отечественного слова. Впоследствии его назовут «Русским Златоустом». Проповеднический талант владыки Иннокентия развился на изучении святителя Иоанна Златоуста, а также Боссюэ, Массильона и других знаменитостей Запада тех лет. При этом, как проповедник он отличался тем, что действовал по преимуществу на сердца слушателей и увлекал их ясностью и простотою слова, тонкими и остроумными сближениями предметов, искусством открывать в них новые и занимательные стороны и умением принять, как можно ближе, свои поучения к различным случаям и обстоятельствам.
Внешняя природа для отца Иннокентия была второю Библией, свидетельствующей о Божественном величии Творца. Этот взгляд на природу ясно проводил он в своих проповедях. При таком взгляде отца Иннокентия на природу понятна и особенная любовь его к ней и к естественным наукам. Императорская Академия наук и разные ученые общества почтили литературные заслуги проповедника принятием его в свои члены.
Ректор Киевской духовной академии
27 августа 1830 года был переведен в Киевскую духовную академию на должность ректора и профессора богословия.
Период ректорства архимандрита Иннокентия был периодом подъема Киевской академии. Он совершенствовал учебный процесс, тщательно подбирал преподавательский состав, улучшал материальное и бытовое положение воспитанников академии. В Киеве он достиг отмены преподавания богословия на латинском языке. Он умел угадывать таланты и всегда старался развивать их и поощрять. Со всеми студентами он всегда обходился ласково, вежливо и благородно, к недостаткам и проступкам их был снисходителен. В нем мудро сочетались строгость и благость. Он обычно вразумлял и исправлял виновных более устрашая, чем наказывая. Иногда он был вспыльчив и раздражителен, но непамятозлобив и если на кого гневался, то сам первый и раскаивался в этом. Отличаясь необычайной работоспособностью, он читал массу книг и своих воспитанников приучал дорожить временем, любить труд.
К отличительным чертам его относились щедрость и даже расточительность в денежных вопросах, он был милостив ко всем, ищущим помощи, но особенно к лицам духовного сословия.
В 1836 году ревизовал Воронежские духовно-учебные заведения. Так, в высшем отделении Павловского духовного училища вызвал для ответа Ивана Лебединского, впоследствии Леонтия, митр. Московского и заставил его переводить с церковно-славянского языка на латинский «Царю Небесный», а другому ученику дал для перевода на греческий язык богородичный догматик «Всемирную славу». Первый особенно понравился архим. Иннокентию [3].
3 октября [4] 1836 года в Санкт-Петербурге в Казанском соборе архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии с управлением Киево-Михайловским монастырем, оставаясь в то же время ректором Киевской академии. В связи с занятостью делами епархиального управления преосвященный Иннокентий вынужден был сложить с себя должность профессора богословия.
В это время епископ Иннокентий во главе группы профессоров академии занимался составлением «Догматического сборника», который явился настоящим памятником Православной веры, характеризуя ее в течение всех столетий от возникновения Православной Церкви, а также богатым духовным учебным пособием для студентов.
Также, в Киеве им был основан еженедельник, «Воскресное Чтение», в котором он помещал, главным образом, свои работы.
Епископ Вологодский
Свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Харьковский и Ахтырский. Литография. 1840-е гг. (ГИМ) |
1 марта 1841 года назначен епископом Вологодским, где он прослужил менее года. Но и за это короткое время он успел обратить заботливое внимание на дела местной консистории, на улучшение состояния духовных училищ, на обновление архиерейского дома и соборного храма, успел заняться обозрением и отчасти собранием вологодских древностей, составлением своих слов к вологодской пастве, за что получил признательность Святейшего Синода.
Владыка Харьковский
31 декабря 1841 года был переведен в Харьковскую епархию, которой управлял в течение 7 лет. Правил он епархией, с исключительным благоразумием. Все боялись его, все говорили: «С этим Владыкою не шути!» Но вместе с тем все его любили, глубоко уважали и гордились тем, что преосвященный Иннокентий — Харьковский епископ.
Владыке принадлежит идея учреждения торжественного крестного хода в Харькове по случаю перенесения в город из Куряжского монастыря чудотворной иконы Божией Матери. Здесь он восстановил монастыри: Тотемский, Ахтырский, Святогорский.
В Харьковской епархии наряду с епархиальными делами по воспитанию паствы в духе благочестия, попечительства о монастырях и о духовных училищах, он не оставлял и своих литературно-научных трудов. Много занимался самообразованием, читал массу книг. Вот как вспоминает о нем его современник и близкий к нему протоиерей Г.:
«
Он не только ходил и сидел с книгою, но и засыпал не с книгою только, а и на книгах. Помню однажды, позвал он меня к себе на самый верхний этаж, называемый антресолями, где были главные его библиотечные комнаты, большие три или четыре. Смотрю, лежит он на широком диване, а принимал он, царство ему божие, всех, но особенно людей к нему близких, очень просто, можно сказать, дружески или отечески. «А, здравствуйте, отец! — был его привет, — садитесь около меня». Со всею скромностью я ему отвечал: «негде, Вы сами, Владыка, на книгах». Он улыбнулся и сказал: «Правда! Но сказать ли Вам — тут-то, вот в них-то и покой. Я никогда так не засну сладко и никогда не сплю так мирно, как с книгою в руках и в головах, особенно меня вразумляет чтение Святого Евангелия, возвышают послания ап. Павла, услаждают послания ап. Иоанна Богослова, проникнутые и дышущие любовию, а когда какое-либо облако находит, помрачается светлость души, я обыкновенно читаю , , и главы Евангелия Иоанна Богослова, где описываются прощальная беседа Господа нашего Иисуса Христа с возлюбленными его учениками. Советую и Вам то же делать» — и прибавил — «читайте, читайте и Вы, отче, серьезные книги, ничем так не питается и не возвышает дух наш и не приводится в гармонию, как чтением серьезным! Признаюсь у меня есть в обыкновении, если мысли не в порядке — я тотчас беру книгу и чтением их упорядочиваю. От того у меня, как Вы видите, столько и везде книг разложено
«.
В харьковский период преосвященным были изданы отдельными книжками целый ряд его бесед. Тогда же он занимался составлением и изданием акафистов: Страстям Господним, Покрову Пресвятыя Богородицы, Живоносному гробу и других.
15 апреля 1845 года был возведен в сан архиепископа.
Свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский и Таврический. Литография П. Ф. Бореля. сер. — 3-я четв. XIX в. (ЦАК МДА) |
Архиепископ Херсонский
1 апреля 1847 года был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде и прямо оттуда 24 февраля 1848 года был назначен в епархию Херсоно-Таврическую.
Здесь его разноплеменная православная паства непрестанно подвергалась тлетворному влиянию татар, евреев и немецких колонистов. По-прежнему, стремясь воспитывать в своей пастве дух религиозного благочестия, высокопреосвященный Иннокентий учредил в Одессе два новых торжественных крестных хода, собрал в Одессе и поместил в особой часовне копии со всех чудотворных икон России, восстановил Георгиевский-Балаклавский монастырь. Желая сохранить развалины древнего Херсона, преосвященный Иннокентий испросил себе у наместника Кавказского эти развалины и постарался устроить там, посреди пустыни, вблизи остатков бывшего соборного храма, небольшую церковь во имя святой княгини Ольги с небольшим помещением для иноков. Затем он обновил иссечённый руками святого Климента в Инкерманской скале древний храм, освятил его в память двух священномучеников Климента и Мартина, пострадавших в Херсоне, куда они посланы были на каменноломные работы, и устроил в этой же скале небольшой скит. Во время своего путешествия по Крыму владыка обычно оставлял спутников у подножия гор, а сам поднимался на их вершину для молитвы на местах подвигов древних подвижников. В новой своей епархии архиепископ Иннокентий также заложил и обновил множество храмов, занимался благоустройством семинарии. Как и в иных местах его святительства, жители Одессы с благоговением и жадным вниманием слушали проповеди своего знаменитого архипастыря.
В Херсонской епархии святителю Иннокентию пришлось также войти в соприкосновение с движением болгар за освобождение своей страны и за восстановление автокефалии своей Церкви, упраздненной в то время Церковью Константинопольской. Хотя многие в России в то время относились сочуственно к болгарам, ни император, ни Святейший Синод не принимали идею восстановления полной независимости Болгарской Церкви. Святитель Иннокентий стал единственным гласным защитником права болгар на восстановление Патриаршества среди русской иерархии тех лет. В Одессе им основано «болгарское настоятельство», которое до освобождения Болгарии давало приют и образование сотням болгарских юношей. В связи с этим надо заметить, что по близким отношениям к обер-прокурорам Синода и к другим архиереям, из которых более двадцати были с ним в переписке, владыка Иннокентий имел большое влияние на общий ход церковных дел, по крайней мере, в течение четверти столетия.
Крымский период архипастырской деятельности высокопреосвященного Иннокентия протекал в обстановке тяжелых испытаний для нашей страны: в 1853 году началась Крымская война. В это-то время проявилась еще одна замечательная черта его характера — истинного патриота. В период обороны Севастополя и Одессы он, несмотря на опасность, приезжал прямо к местам боев, воодушевляя солдат своими замечательными проповедями, сам совершал богослужения в походных храмах. Величие духа святителя Иннокентия обнаружилось и в посещении им страдальцев-воинов в лазаретах, где свирепствовал заразительный тиф и где можно было видеть всю тяжкую скорбь, все страдания, порождаемые войной. В сражениях он обходил ряды войск, ободряя героев.
За доблестное служение Церкви и отечеству в тяжелое для России время архиепископ Иннокентий был удостоен ряда государственных наград и поощрений.
Несмотря на такое напряженное и тревожное время, он не оставлял и литературной деятельности. Помимо издания двух томов слов и речей, он в это время составил еще несколько акафистов: Пресвятой Троице, Воскресению Христову, архангелу Михаилу и другие.
Вскоре после прекращения войны архиепископ Иннокентий поехал с обзором своей епархии, останавливаясь на местах боев, совершал богослужения в разрушенных городах, приветствуя жителей с окончанием бедствия, осматривал поврежденные войной храмы и изыскивал средства для их восстановления.
В дороге он сильно заболел и вынужден был повернуть обратно в Одессу. Болезнь его усиливалась с каждым днем. До самого момента кончины он находился в полном сознании. День кончины, 26 мая 1857 года, застал его в Херсоне. Был праздник Святой Троицы, т. е. тот самый день, в который он отслужил свою первую литургию в Крымской епархии. Архиепископ Иннокентий, как по обыкновению в этот день, попросил сделать ему постель из свежего сена. На рассвете в 5-м часу утра он встал, поддерживаемый келейниками несколько раз тихо прошелся по комнате, тревожно и внимательно оглядывая окружающие предметы, затем умильно произнес: «Господи, какой день!
» После этого попросил положить себя на приготовленное свежее сено, но через несколько времени поспешно сказал: «
Скорее поднимите меня
«. И на руках келейников коленопреклоненный незаметно скончался.
Главный материал для биографии свт. Иннокентия — собрание писем к нему и других его бумаг, находился до революции в рукописях Императорской публичной библиотеки.
В 1930-е годы останки святителя Иннокентия были перенесены на Слободское кладбище близ Одессы, а в 1987 году — на братское кладбище Одесского Свято-Успенского мужского монастыря.
Икона святителя Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского, чудотворца (†1857) |
Почитание
11 июня 1997 года святитель был причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии. 18 июля того же года состоялось обретение его мощей, которые перенесли в Успенский собор Одессы, а 13 декабря был совершён чин прославления, который возглавил митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). 8 декабря 2005 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II его память была внесена в месяцеслов Русской Православной Церкви. В том же году во имя святителя Иннокентия был освящён нижний храм возрождаемого Одесского Преображенского собора [5], а 7 июня 2007 года в собор были перенесены мощи святителя [6].
30 ноября 2021 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви благословил общецерковное почитание святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского [7].
Творческое наследие
Вклад святителя Иннокентия в богословие и теологию сложно переоценить. С его помощью знание религии в русской культуре вышло на новый уровень. Обладая превосходным образованием, отец стремился применять его на практике. Понимание естественных и точных наук позволило расширить мировоззрение и донести веру до большего количества людей. Этот факт ставит святителя в один ряд с другим выдающимися религиозными деятелями и философами XIX века.
Главным образом весь широкий спектр своих знаний Иннокентий Херсонский применял для проповеди Слова Божьего. Речи святителя перепечатывались, переводились на другие языки, их вывозили за границу. Превосходное искусство оратора позволяло доступно и легко говорить о сложном православном учении, доносить истину до простых людей и до высокопоставленных ученых.
В своих литературных трудах отец Иннокентий Херсонский запечатлел каноны христианства. «Догматический сборник», составленный под его руководством, является образцовым учебником и источником уникальных знаний для многих поколений студентов семинаристов. Литература была важна для епископа, поэтому, где бы он ни работал, везде стремился создавать библиотеки, реставрировать книги, сохранить редкие экземпляры и древности.
Молитвословия
Из службы в кн. «Службы Одесским святым» [8]:
Тропарь, глас 4
От ю́ных ле́т прилежа́ уче́нию благоче́стия и стра́ху Бо́жию,/ во благода́ти Христо́вой преуспева́я,/ стяжа́л еси́ слове́сная дарова́ния/ и яви́лся еси́ неутоми́мый пропове́дниче спасе́ния,/ ду́ши ве́рных озаря́я спаси́тельными смы́слы/ и приводя́ все́х ко исправле́нию./ Святи́телю о́тче Инноке́нтие,/ моли́ Христа́ Бо́га// да́ти на́м оставле́ние грехо́в и ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 3
Ю́га земли́ на́шея цве́те,/ Це́ркве Росси́йския украше́ние,/ Правосла́вия наста́вниче пресла́вный,/ защ’итниче и моли́твенниче Оте́чества усе́рдный,/ но́вый Ру́сский Златоу́сте,/ богому́дре святи́телю Инноке́нтие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
С интернет-страницы «О Соборе Воронежских святых» [9]:
Ин тропарь, глас 4
Дне́сь гра́д Херсо́нский ра́дуется,/ весели́тся земля́ Таври́ческая,/ иму́ще моли́твенника святи́теля Христо́ва Инноке́нтия,/ па́стыря до́бра и пра́ведника изря́днаго,/ и́же Бо́жия Ма́тери о́браз Ка́сперовский просла́вил еси́,/ в кра́е новору́сстем ве́ру пра́вую утверди́л еси́./ Те́мже святи́телю о́тче Инноке́нтие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
«ВЛАДИВОСТОК ВСТРЕЧАЕТ ЦЕСАРЕВИЧА»
Во Владивостоке Центром церковно-государственных отношений «Берег Рус» изданы памятные открытки, посвященные 130-летнему юбилею Восточного путешествия Цесаревича, будущего Российского Императора Николая Александровича Романова. С 25 мая по 2 июня (н.с.) 1891 года Государь посещал Владивосток и благословил город у Океана, назвав его в своих дневниковых записях «великим портом будущего». Во Владивостоке, по распоряжению своего отца Царя Александра III, Николай Александрович заложил начало Великого Сибирского рельсового пути и совершил много славных дел по утверждению России и Церкви на тихоокеанском берегу. В память о тех славных Царских днях во Владивостоке отпечатаны на дорогой плотной бумаге открытки «Владивосток встречает Цесаревича» и «Владивосток. Начало Транссиба».
Весь текст
_______________________________________________
БЕСЕДА С МИТРОПОЛИТОМ ВЕНИАМИНОМ (ПУШКАРЕМ)
О ГЛАВНОМ СОБОРЕ РОССИИ НА ТИХОМ ОКЕАНЕ
МИТРОПОЛИТ ВЕНИАМИН (ПУШКАРЬ): Преображение – это будущность нашего мира. На горе Фавор в белоснежном блистании и величестве Господь показал Божественную славу, в которой пребывал весь первозданный материальный мир до грехопадения и каким он явится в будущем веке.
К преображению должны стремиться все мы и вся наша Россия! Крестившись во Христе в великой купели Днепра, Русь, тысячу лет освещённая Фаворским светом, шла за Христом, подымаясь на Фавор. Но в 1917-м году прошлого века Россия сбросила с себя белую крещальную одежду и скатилась к основанию горы, где подобно евангельскому бесноватому отроку впала в духовное ожесточение, покорившись духам злобы. Дай Бог, чтобы восстала духовно Русь, осознала свою греховность, одела свою крещальную белую одежду и вновь пошла по дороге, указанной ей равноапостольным князем Владимиром, по дороге Преображения на вершину горы Фавор, там наше спасение, в этом наше предназначение и смысл жизни!
Об этом и напоминает наш Собор. О преображении и спасении России и всех православных христиан будут наши молитвы в строящемся Спасо-Преображенском соборе Владивостока, у самых рубежей нашей Родины, на далекой восточной окраине земли Русской.
Собор продолжает строиться, забота о строительстве и его завершении возложена на ныне правящего архиерея.
Низкий поклон Сергею Михайловичу Дарькину, дай Бог ему здоровья, многая и благая лета!
Призываем и других на дело Божие строительства кафедрального собора в граде Владивостоке! Здесь тоже Россия, здесь солнышко восходит над Русской землей, здесь молитвы восходят к Престолу Божию об Отечестве нашем, о всём Божием мире.
Весь текст
_______________________________________________
Вышла книга
«Россия у Тихого океана»!
С Пасхальной радостью с берегов Тихого океана хотим поделиться с вами, дорогие друзья, новостью о том, что наконец-то вышла книга «Россия у Тихого океана»!
Долго готовилось это издание, долго собирались средства. С Божией помощью, вашими молитвами и пожертвованиями это событие состоялось.
Сегодня порой кажется, что наш народ уже утрачивает глубокие смыслы своего многовекового движения на восток и как будто бы постепенно покидает Сибирь и Дальний Восток, скукоживается в пределах Подмосковья, Ленинградской области или Краснодарского края… Нам надо преодолеть свое малодушие и забвение, надо вспомнить о родной земле, о родных просторах за Уралом, надо выбросить всякий информационный мусор, забивающий наши умы и сердца ложными космополитскими идеями «устойчивого развития» Дальнего Востока без русской веры, русской культуры и русского народа.
Работа «Россия у Тихого океана» должна способствовать пробуждению русского духа, нашей исторической памяти и новому обретению своих исконных смыслов и идей укрепления России на восточных рубежах, «на гранях Азии».
Книга издана Центром церковно-государственных отношений «Берег Рус» по благословению Высокопреосвященнейшего Владыки митрополита Вениамина (Пушкаря). Авторы работы – Игорь Анатольевич Романов и Владислава Николаевна Романова. Книга подготовлена к изданию и отпечатана во Владивостоке, тираж — 1 тысяча экземпляров, объем – 232 страницы (13,5 печатных листов).
Весь текст
__________________________________
Сочинения
Главным образом святитель Иннокентий стал знаменит как проповедник. Его проповеди стали превосходным образцом ортодоксального красноречия. Напечатанные проповеди его распространялись по всей России; часть их была переведена на языки — французский, немецкий, польский, сербский, греческий, армянский.
Ему принадлежит почин ученого описания библиотек и собирания рукописей из монастырей в ученые центры — академии, а также почин реставрации и описания древностей Крыма и Кавказа и всех других местностей, где он епископствовал.
Публикации
- Сочинения (полное собрание)
, 6 тт., СПБ, 1908: - т. I — 1) «Слова и беседы на Рождество Христово»; 2) «Слова и беседы на праздники Господни»; 3) «Слова и беседы на воскресные дни»
- т. II — 1) «Слова и беседы на праздники Богородичные»; 2) «Слова и беседы на дни святых»; 3) «Слова при посещении паствы»; 4) «Поучения на крестные ходы»; 5) «Слова и речи к отдельным лицам»
- т. III — 1) «Слова на высокоторжественные дни»; 2) «Слова и речи при избрании в общественные должности и при открытии общественных учреждений»; 3) «Слова надгробные»; 4) «Слова по случаю общественных бедствий»; 5) «Падение Адамово»; 6) «О грехе и его последствиях»; 7) «Беседы о смерти»; «Мысли о бессмертии»; Заметки
- т. IV — 1) «Великий пост»; 2) «Молитва святого Ефрема Сирина»; 3) «Первая Седмица Великого поста»; 4) «Страстная седмица»; 5) «Светлая седмица»
- т. V [10] — 1) «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа»; 2) «Жизнь апостола Павла»; 3) «Жизнь святителя Киприана»; 4) «Беседы о природе»; 5) Акафисты
- т. VI — 1) «О религии вообще»; 2) «О человеке»; 3) «О последней судьбе человека и мира»
, М., 1869.
, Вологда, 1860.
, СПБ.
— собрание вероизложений и символов от начала церкви до позднейшего времени; был отпечатан к концу жизни свт. Иннокентия
— подробный конспект.
— сборник лучших проповедей (собраны лишь материалы).
— библиотека древних и новых сочинений о церкви (программа).
.
, изд. Захарии Копыстенского.
.
.
, 1905, 148-151.
— две главы из этого сочинения напечатаны в
Журнале Министерства Народного Просвещения
.
, СПб.: Русская симфония, 2005.
, Единецко-Бричанская епархия, 2005.
- перевод Кормчей Книги
Биография святителя Иннокентия Херсонского
Главный источник информации о жизни Иннокентия Херсонского – это его личный архив, включающий письма, черновики, дневники и записки. Долгое время эти ценные документы хранились в Императорской библиотеке, но после революции стали недоступны. Только после распада Советского Союза у исследователей появилась возможность работы с фондом.
Будущий святитель Иннокентий родился в декабре 1800 года, в Орловской губернии, в городе Елец. Получил имя Иоанн. Родители – Алексей и Акилина Борисовы – были простыми верующими людьми. Отец служил в храме Успения Богородицы, поэтому позаботился о грамотности сына, научил читать и писать.
Ум и навыки ребенка позволили ему поступить в духовное училище, а затем – и в губернскую семинарию. Еще с этих самых пор проявились удивительные способности Иоанна. Ему легко давались знания, он мог запросто растолковать любое учение и осваивал литературу самостоятельно. Благодаря стремлению к науке стал лучшим учеником семинарии и, после окончания, поступил в 1819 году в Киевскую духовную академию, где продолжил обучение.
Талантливый юноша был назначен профессором духовной академии в Петербурге сразу после завершения образования в Киеве. В столице Иоанн вскоре принял постриг с именем Иннокентий. Его рукоположили иеромонахом. Карьера молодого инока быстро развивалась, и уже в 1826 году он принял сан архимандрита. Умение проповедовать, превосходное знание предметов, как богословских, так и светских, высокий интеллект – все это поражало современников. Труды отца Иннокентия стали основой нового подхода к теологии. За выдающийся талант проповедника и литератора его называли «Русским Златоустом».
В 1830 году святителя перевели в Киевскую академию ректором. Успехи в управлении учебным заведением были очевидны. Поэтому новая должность не заставила себя долго ждать, и через шесть лет Иннокентий прошел обряд рукоположения в сан епископа. Управление епархией занимало много сил, поэтому преподавательскую деятельность пришлось завершить.
Непродолжительное время он служил епископом Вологодским, а затем был переведен в Харьков. Здесь владыка провел 7 лет. Ему удалось восстановить три монастыря, составить ряд акафистов и издать книги с духовными проповедями. В 1847 году архиепископа Иннокентия отправили в Херсоно-Таврическую епархию. В те годы крымские земли пребывали в запустении. Русское население жило бок о бок с иноверцами, а местные древности находились в плачевном состоянии.
Херсонский период служения святителя нелегкий. Владыка стремился восстановить монастыри и храмы, сберечь руины древних городов, наставлять простой народ в истинной вере. В 1853 году началась Крымская война, обернувшаяся для Российской империи поражением. Владыка проявил патриотизм и самоотверженность в период боевых действий. Выезжал на места сражений, служил для солдат, помогал лазаретам и больницам.
После окончания войны святитель отправился в поездку по епархии для восстановления разрушенных храмов и наставления паствы. В пути заболел. Пришлось возвращаться в Одессу. Он так и не оправился и умер 26 мая 1857 года. Свт. Иннокентий Херсонский и Таврический похоронен на кладбище Свято-Успенского монастыря в Одессе.
Литература
- Православная энциклопедия, т. 22, с. 686-707
- Погодин М. П., Венок на могилу высокопреосвященного Иннокентия, архиепископа Таврического
, М., 1867. - Буткевич Т. И., свящ., Иннокентий, архиепископ Херсонский
, СПб., 1887. - Заведеев П., История русского проповедничества
, Тула, 1879, 210. - Барсов Н. И., Иннокентий Борисов, архиепископ Херсонский, по новым материалам
, 1884. - Барсов Н. И., Материалы для биографии Иннокентия архиепископа Херсонского
, 2 т., 1887. - Тузов, Каталог
, 104-105. - Макарий, «Биографические записки об Иннокентии» в V томе Ученых зап. II отд. Акад. Наук
, XXXVIII-IV. - Архангельский Н., Иннокентий архиепископ Херсонский, как учитель христианской нравственности
, Казань, 1889. - Полимпсестов И., Мои воспоминания
, СПБ, 1888. - Нилус Сергий, Служка Божией Матери и Серафимов
. - Савва, архиеп., Хроника моей жизни
, Серг. Посад, 1902, т. IV, с. 67, пр. 1, 261, 801; 1904, т. V, с. 12, 58, 110-704. - Толстой, Ю., № 293.
- Булгаков, 1397, 1403, 1416.
- Строев, П.,10, 20, 489, 733, 966.
- Родос, А., Слов. восп. СПБ Дух. Акад.
, 20. - Гатцук, Календарь на 1883 г.
, 131. - Денисов, 300, 788, 792, 794, 795, 796, 797, 888.
- Списки архиереев
, № 293. - Юбилейный сборник
, 17, 96, 249-252. - Письма Филарета митрополита Московского к высочайшим особам
, Тверь, 1888, ч. I, с. 128, пр. 1; ч. II, с. 36. - Историко-стат. описание Харьковской епархии
, отд. I, М., 1812, 27. - Летопись Е. А.
, 826, 827. - Киево-Златоверх. Михаилов монастырь
, Киев, 1889, 136. - «Афонская летопись», Душеполезные Собеседования
, 1898, октябрь, 303, 304. - Труды К. Д. А.
, 1884, июнь, 258; август, 583, 593; сентябрь, 132; 1885, июнь, 314; июль, 472; август, 671; сентябрь, 156, 311; 1886, январь, 119; февраль, 261; апрель, 603; май, 142; август, 640; сентябрь, 178; октябрь, 32; ноябрь, 542; декабрь, 732; 1888, ноябрь, 118-127; 1889, август, 632-646. - Изв. Казанской епархии
, 1887, № 17, 429; 1907, № 24, 721-722 п/стр.; 1903, № 3, 21; № 9, 652 п/стр. - Самарские епархиальные ведомости
, 1886, № 11, 226; № 12, 250; 1901, № 2, 99. - Православное Обозрение
, 1888, май, июнь, 498, 499. - Миссионерское Обозрение
, 1901, 146. - Странник
, 1887, май, 3; 1888, сентябрь, 113. - Христианское Чтение
, 1872, июнь, 183-229; 1884, январь-февраль, 188-220; март, апрель, 489; июль-август, 99-161; 1885, май-июнь, 732-740, 798. - Исторический Вестник
, 1884, февраль, 336, 342; ноябрь, 454; 1885, май, 3, 75; декабрь, 35; 1888, январь, 1; март, 726; ноябрь, 10; 1890, август, 408; 1895, февраль, 650; 1900, июнь, 795. - Русская Старина
, 1874, январь, 137, 138; 1876, октябрь, 309; 1878, февраль, 203 п/стр. 203; апрель, 547-549 п/стр. 552, 562; ноябрь, 373-376 п/стр., 396, 367-398; 1879, апрель, 651-708, 795; май, 189-204; июнь, 367-370; сентябрь, 137-150, 161, 350; 1880, январь, 112, 123, 126; февраль, 434; июнь, 225; ноябрь, 789; сентябрь, 215; 1881, июнь, 204, 205, 318; апрель, 781, 791, 794; октябрь, 346; ноябрь, 575-581; 1882, апрель, 187; 1883, июнь, 671, 673; июль, 191-194; 1886, январь, 183, 184; 1887, апрель, 139 п/стр. 1; 1910, июль, 86. - Православное Обозрение
, 1871, т. 3, I-XII, 614; 1872, т. 1, I-VI, 262. - Церковный Вестник
, 1891, № 25, 392; 1908, № 31, 970. - Душеполезное Чтение
, 1900, ч. 3, 4, 6, 607-623. - Воскресный день
, 1900, № 52, 618. - ЖМП
, 1945, № 4, 70; 1957, № 4, 61-67; 1958, № 2, 38; № 4, 29-31; № 9, 52, 54; 1959, № 4, 61, № 11, 39. - ЖПБ
, т. доп. II, 364-403, 1908, май, 241-257. - Приб. к Ц. В.
, 1889, № 17, 464 прим.; 1897, № 8, 299; 1900, № 31, 1223-1236; № 52, 2167-2173; № 50, 2072-2076; 1903, № 37, 1421. - Православный собеседник
, 1874, январь, 119; 1885, февраль, 201-214; 1897, июль, 6-13; 1898, май, 192; 1899, февраль, 334; апрель, 425-442; май, 701; 1902, сентябрь, 125, 312; 1913, апрель, 184. - Русский Паломник
, 1900, № 50, 842-844; 862-866. - Русский Инок
, 1911, февраль, вып. 4, 65; сентябрь вып. 41-42, 24; 1912, вып. 49, 46-51. - Русский Архив
, 1871, № 7 и N, 1136, 1307; 1887, кн. 3-я, 245, 246, 249, 282 п/стр. 2, 287, 362, 369, 374, 381 («Филарет архиепископ Черниговский»); 1888, кн. 2-я, 365 («Из записок сенатора К. Н. Лебедева» 1854); кн. 3-я, 592-597 («Рассказы митрополита Филарета, записанные А. В. Горским»); 1889, кн. 1-я, 149, 521 («Из записок сенаторая К. Лебедва»); кн. 3-я, 425 («Из бумаги Н. П. Гилярова-Платонова»); 1893, кн. 1-я, 144 п/стр. 1, 216 п-с. 2, («Письма митрополита Филарета к С. Д. Нечаеву»); кн. 2-я, 177-182 («Несколько слов о преосвященном Иннокентии Херсонском»); 1895, кн. 2-я, № 6, 178; № 7, 277-278; 1897, кн. 2-я, 176, 596 («Записки графа М. Д. Бутурлина»); 1898, кн. 1-я, 303-304 («Два письма архимандрита Виталия к архимандриту Филадельфу Пузыне»); кн. 2-я стр. 116, 117, 121 («Граф Остен-Сакен — его письма»); 1899, кн. 1-я, 662 («Воспоминания Н. Д. Богатинова»); 1900, кн. 1-я, № 1, 25; 1903, кн. 1-я, № 2, 220, 246; № 3, 372; кн. 3-я, 91 («Дневник И. М. Снегирева»); 1904, кн. 2-я, № 5, 50; 1912, № 7, 444. - БЭЛ
, т. III, 713; т. V, 954; т. Х, 619. - БЭС
, т. I, 241, 944, 945; т. II, 2271, 2275. - БЭЮ
, т. Х, 723; т. XI, 162. - Н. Д., 17, 48, 71, 74.
- РБС
, т. VIII, 110-115.