Адрес: Yervand Kochar St, Ереван. Телефон: (+374-10) 54-33-32. Как добраться: на автобусе, идущем до остановки «Zoravar Andranik». Христианство в Армении было принято гораздо раньше других регионов Европы. В IV веке нашей эры в этой горной стране начали появляться первые храмы, как правило, сосредоточенные в Ереване – столице государства. Как и по всей Армении, здесь они стали неотъемлемой частью архитектуры, природы и горного ландшафта, поэтому современные постройки, возводящиеся в стране, должны дополнять старинные, не выбиваясь из их архитектурного стиля. На формирование здешнего направления архитектуры оказывала влияние Византийская империя, из-за чего большинство храмов выполнено в классическом романском стиле, которому присущ минимализм и простота. В такой же стилистике трудились современные зодчие и инженеры, работающие над Кафедральным собором Святого Григория Просветителя.
История собора
Строительство храмового комплекса было освящено Каталикосом Армении Гарегином I в 1997 году. Завершилось оно в 2001 году к 1700-летию признания христианской религии в государстве. В данный момент Кафедральный собор Святого Григория Просветителя – это одно из наиболее значимых сооружений в столице. В нем находятся реликвии, связанные с его именем и хранившиеся пять столетий в одном из монастырей Неаполя. Они были переданы собору после его освящения.
Это событие произошло в сентябре 2001 года. Церемонию проводил Патриарх Алексий Второй. В ней участвовали глава апостольской армянской церкви Каталикос Гарегин II, представители разных религиозных конфессий, а также президент республики Роберт Кочарян. Спустя неделю после того, как собор был освящен, в нем провел службу Папа Римский. Послушать его собралось более 30 тысяч человек.
Собор Св. Григория Просветителя
В Ереване огромное количество достопримечательностей, особого внимания заслуживают современные архитектурные постройки, которые по оригинальности и красоте не уступают древнейшим памятникам.
Konstantin Malanchev
Собор Св. Григория Просветителя в Ереване
Кафедральный храм святого Григория просветителя – крупнейший православный собор, который является достоянием города Ереван. Расположен он на Закавказье, в центральной части столицы, – в колоритном городском парке. Его возведение началось в 1997 году с благословения армянского Патриарха Гарегина Первого. Строился собор благодаря благотворительности и спонсорским финансам. Спроектировал его один из лучших армянских архитекторов – Степан Кюркчяном. А название дано в честь священнослужителя высшей степени священства Григора Лусаворича. В 2001 году храм освятили, и сегодня он открыт для всех желающих, Григора полмиллиона лет хранились в Неаполе, и только 2001 году их передали католику всего армянского народа. Теперь местом их хранения стал кафедральный Собор св. Григорий Просветителя.
Описание Собора
Обычно святилища с круглыми куполами, позолоченными крестами и округленными формами. Архитектурный комплекс в начале 18 века стал символикой христианства в Армении. Он состоит из самого собора и двух церквей – Святейшего Тиридата и Святейшей Царицы Ашхен. Назвали не просто — так, Тридат и Ашхен – это сподвижники епископа Григория.
Собор Св. Григория Просветителя внешне напоминает Дворцовое здание, и основательно отличается от православных церквей: формы геометрические, очертания строгие, сдержанная цветовая палитра. Площадь собора составляет 3822 квадратных метра, на ее территории вмещается 1700 верующих. Высотой достопримечательность 54 метра – в Армении, это святилище является самым высоким, по бокам его каменная стена, по периметру находится “Парк Мира“. Чтобы дойти до собора, нужно идти по длинной каменистой аллее.
Внутри освященного здания просторно и ярко, уже на входе посетители отмечают отсутствие росписи, маленькое количество икон, стены и потолки располагают на себе треугольных форм углубления и арки, продолговатые оконные проемы, что свойственно армянским церковным традициям. На окнах украшения в виде неповторимой мозаики, в центральной части храма расположен иконостас.
На поклон мощам святейшего приезжают путешественники и паломники со всего мира. Собор Григория Просветителя – популярное святилище, центр культуры и духовности Армении. Любой желающий может посетить святое место собственным ходом. Но если желаете получить максимум интересной и достоверной информации, тогда закажите услуги гида или приобретите билет на экскурсию.
Жизнь знаменитого просветителя
Григорий родился в 252 году в семье парафянина Анака. По наущению персидского царя Анак убил Хосрова, правителя Армении. За этот поступок он и члены его семьи были казнены. Кормилице удалось спрятать младшего сына и увезти на свою родину в Кесарию. Когда мальчик вырос, его окрестили, и он поехал в Рим служить Тиридату сыну правителя Хосрова, чтобы искупить преступление отца.
Родиной Тиридата была Армения. Ереван стал городом, в который он вернулся в 287 году с целью вернуть престол отца. После этого он заточил Григория в подземелье, в котором тот просидел почти 13 лет. Когда его освободили, он занялся просветительской деятельностью и излечил Тиридата от тяжелой болезни. В 301 году царь окрестился и объявил христианство государственным вероисповеданием Армении.
В 302 году просветителя Григория посвятили в сан епископа. После этого он построил в Вагаршапаге храм Эчмиадзин в честь Иисуса Христа. Всю оставшуюся жизнь он проповедовал христианство на территории Армении и Грузии. В 325 году его пригласили на Первый Вселенский Собор в Нике, но он отправил на него сына. После его возвращения Григорий передал ему кафедру, а сам жил в отшельничестве до своей смерти.
Примечания
- Սուրբ Գրիգոր Լուսավորիչ մայր տաճար Архивировано 2 октября 2011 года.
- ↑ 12
Louise Simone and Richard Manougian Donate $2 Million to Yerevan Cathedral Project - https://w2.vatican.va/content/john-paul-ii/en/homilies/2001/documents/hf_jp-ii_hom_20010926_yerevan-st-gregory.html APOSTOLIC VOYAGE IN ARMENIA, ECUMENICAL CELEBRATION, HOMILY OF JOHN PAUL II. Cathedral of St. Gregory the Illuminator, Yerevan, 26 September 2001
- Состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Армению // mospat.ru
- Yerevan churches (неопр.)
(недоступная ссылка). Official Website of the Yerevan Council. Дата обращения: 24 августа 2009. Архивировано 2 октября 2011 года.
Архитектурное решение
Кафедральный собор Святого Григория Просветителя был возведен по плану зодчего Степана Кюркчяна. Строительство осуществлялось за счет пожертвований уважаемых семей Армении. Храм строился в строгом аскетическом стиле, характерном для армянских религиозных сооружений. Здание имеет угловатые формы. Его украшают ниши, треугольные арки и вытянутые окна с витражами.
В храмовый комплекс входит собор, церковь Святого Тиридата и церковь царицы Ашхен. Каждая из них вмещает по 150 человек. Название их неслучайно. После того, как христианство стало официальной религией Армении, царь Тиридат III вместе с царицей Ашхен помогал Святому Григорию распространять веру на территории государства.
Под храмовый комплекс отведен участок 3822 кв. метра. На здании собора всего три купола со строгими крестами. Рядом с собором располагаются колокольные башни. Расстояние от вершины наивысшего креста до земли составляет 54 метра. Собор хорошо виден из разных уголков города.
Особенности постройки
Над проектом трудился известный армянский архитектор С. Куркчян, создавший церковный комплекс Григорианского собора. В него вошли три храма – Центральный и две часовни, царя Тиридата III и царицы Ашхен, признанной святой. Именно эта царствующая чета активно способствовала тому, чтобы окрестить все население древнего Армянского царства. Приблизительно в это же время тут находился и работал Григорий Просветитель, сотрудничавший с правителями государства. В память о них архитектор и построил две отдельные часовни, рассчитанные на 150 мест. Площадь, занимаемая постройкой, составляет более 3800 кв. м при высоте от поверхности земли до верхушки креста 54 м. Из-за этого здание стало видно из разных уголков города. Согласно плану, все линии и формы были сделаны геометрически правильными – чтобы добиться строгости и выдержанности здания. Для соблюдения внешней стилистики подбирались сдержанные краски, что делает собор уникальным и контрастным. В середине же, наоборот, много света и места, отчего все пространство кажется очень большим. Интересно, что на стенах нет никаких росписей, как это было и во многих других византийских церквях. Из украшений присутствуют только несколько икон и витражи на окнах, в центральной части поставлен резной иконостас. Стены и потолок изрезаны нишами и арочными проемами, отлично сочетающимися с романскими окнами. По своей форме они продолговатые и очень узкие. По собору были расставлены скамьи, которых ровно 1700 штук. Все это намекало на связь храмового комплекса с давними традициями христианства в Армении. К дверям ведет довольно-таки длинная аллея, выложенная из камня. Из него же сделана внешняя стена, которая по всему периметру окружает сооружение.
Реликвии собора
До официального открытия и освящения католикос Армении активно занялся возвращением на родину мощей Святого Григория Просветителя, который многое сделал для распространения и утверждения религии, поэтому почитается как покровитель государства. Более 500 лет они хранились в итальянском Неаполе, а при содействии Иоанна Павла II были переданы на Родину. В связи с этим в начале 2000-х гг. Папа Римский посетил храм. Мощам святого мечтают поклониться множество паломников, приезжающих специально с этой целью в страну. Отдельные верующие решаются на крестный ход, остальные же посещают церковь в рамках обзорных или тематических экскурсий.
Возведение Кафедрального собора стало знаковым событием для Еревана и страны. Для местного населения этот храм – символ возрождения народа, его духовной культуры, сохранения веры и истории, для туристов же – уникальная достопримечательность, заслуживающая внимания!
Внутренний интерьер собора
Внутреннее убранство храма соответствует стилю, принятому в церковной архитектуре Армении. Кафедральный собор Святого Григория Просветителя вмещает 1700 человек. Помещение очень просторное, в нем установлены скамьи для прихожан. Количество мест выбрано неслучайно, оно привязано к годовщине утверждения христианства в Армении.
В храме много света. Иконостас собора выглядит очень скромно. Его украшает небольшое количество икон с изображением святых. На стенах здания отсутствует художественная роспись и фрески. Несмотря на это, помещение выглядит величественно. Купол собора украшает большая люстра. В помещении в специальной раке хранятся святыни христианской Армянской церкви: частицы мощей Григория Просветителя и некоторые другие реликвии, связанные с его именем.
Русская Православная Церковь
Вечером 17 марта 2010 года в кафедральном соборе в Ереване Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II вручил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу высшую награду Армянской Апостольской Церкви — орден святого Григория Просветителя. Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с речью.
Ваше Святейшество!
Ваше Превосходительство, господин Президент!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры!
Позвольте мне выразить глубокую благодарность за вручение мне высшей награды Армянской Апостольской Церкви — ордена Григория Просветителя. Получая ее из рук Вашего Святейшества, я расцениваю ее как знак братской любви верующего армянского народа к верующему народу Русской Православной Церкви.
Армянская Церковь — одна из древнейших в мире. Мы слышим о территории исторической Армении уже на первых страницах Священного Писания: «страна Араратская» — так говорит Слово Божие и упоминает эту страну несколько раз на страницах Ветхого Завета. Как свидетельствует книга Бытия (8:4-5), Ноев ковчег «остановился в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских». Таким образом, эта земля оказывается тесно связанной с домостроительством спасения всего человеческого рода.
Согласно Преданию, проповедь Евангелия в Армении восходит к апостолам Фаддею и Варфоломею. Они не только словами проповедовали Христа, но и свидетельствовали о Нем своей мученической кончиной.
Всем известно, что Армения стала первой страной в мире, которая официально приняла христианство в качестве государственной религии. Когда христиане еще подвергались жестоким гонениям в Римской империи, армянский царь Трдат не только разрешил проповедь Благой вести о Христе, но и крестился сам и принял христианство вместе со всей своей страной. А после создания алфавита выдающимся сыном армянского народа монахом Месропом Маштоцем, как выразился его ученик Корюн, «Бог заговорил по-армянски», потому что именно Месроп Маштоц создал армянскую азбуку, грамматику и положил начало великой письменной армянской культуре.
Невозможно представить себе историю христианства в Армении без имени святого Григория Просветителя. Этот величественный кафедральный собор, построенный в 2001 году по случаю 1700-летия Крещения Армении, освящен в честь великого просветителя Армении. Весьма символично, что один из престолов знаменитого храма Василия Блаженного на Красной площади также освящен в честь равноапостольного Григория Армянского.
История Армении знала не только эпохи расцвета. Ваша страна прошла и через тяжкие испытания. Веками лишенные собственного государства и подчиненные двум мощным империям, армяне подвергались притеснениям и гонениям. Тогда Церковь была единственным стержнем, вокруг которого объединился армянский народ. Именно Церковь представляла интересы армянского народа перед персидскими шахами и османскими султанами.
Появление русских на Кавказе внушило большие надежды на перемены. Поэтому армяне встретили русских воинов как освободителей и братьев по вере. Об этом свидетельствуют дневники русских офицеров, воевавших на Кавказе, а также замечательные страницы из произведений Пушкина, Лермонтова, Грибоедова. С благословения и при поддержке священноначалия Армянской Церкви многие армяне записывались добровольцами в русские войска. Памятник русским воинам, павшим в защиту Эчмиадзина в Ошакане, Холм Чести в Гюмри и другие памятные знаки в вашей стране свидетельствуют о благодарности армянского народа русским православным братьям. Когда я говорю «русские братья», я имею в виду всех тех, кто жил и трудился в наследии святого князя Владимира — в исторической Руси, объединявшей многие народы под сенью Православной Церкви.
В результате кавказских кампаний, а затем русско-персидских и русско-турецких войн, Восточная Армения оказалась в составе Российской империи. Появление «Русской Армении» означало выход армянского народа из исторической изоляции. Впервые с ХI века восточным армянам была возвращена возможность дышать полной грудью, свободно исповедовать свою веру в христианской державе.
После революции 1917 года армянский народ и все народы исторической Руси оказались вместе перед новым испытанием. В течение десятилетий советской истории Русская и Армянская Церкви разделили горькую участь гонений со стороны безбожной власти. Мы познали и страшные репрессии против духовенства и верующих, и осквернение храмов, и целый ряд иных преследований и унижений. Но силой Божией наши Церкви выстояли.
В новых исторических условиях народ Армении обрел независимость. В 90-е годы XX века наши народы вместе переживали времена экономической и политической нестабильности. Милостью Божией, держась вместе, они смогли выйти из кризиса 90-х годов. В 2001 году весь христианский мир торжественно отметил 1700-й юбилей Крещения Армении. Начало нового тысячелетия для всех христиан ознаменовалось празднованием столь радостного события. Тогда под сводами этого храма вместе с главами других Церквей присутствовал мой предшественник блаженнопочивший Святейший Патриарх Алексий II.
С раннехристианских времен армянский народ сохранялся и спасался благодаря верности Христу. Любой, кто знаком с армянской историей, согласится с этим утверждением. То же самое я могу сказать о народах, принадлежащих к русской традиции. Однако новая эпоха ведет нас через новые испытания. Это потеря духовных ориентиров, нравственный релятивизм, поклонение материальному достатку, угроза существованию национальной, культурной, религиозной самобытности различных народов.
Но мировая цивилизация не сможет выжить без духовных и нравственных ориентиров. Для нас, представителей древних культурных традиций, ценностная система координат сформировалась благодаря христианской вере. Сегодня нам нужно проявлять заботу о том, чтобы эти ценности не уходили из жизни современных людей.
Да поможет всем нам в этом Господь! Пусть благословение Всемилостивого Бога всегда пребывает с Арменией и с ее христолюбивым народом!
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Возвращение святых реликвий
Когда президент страны Серж Саргсян был с визитом в Италии в апреле 2015 года, в кафедральный собор Святого Григория Просветителя (Ереван) были переданы священные раритеты Армянской церкви — череп Григория в золотом футляре и большеберцовая кость. В течение пяти столетий реликвии хранились в Армянской церкви Неаполя.
История Армянской и Католической церквей неразрывно связаны с именем Григория Просветителя. После смерти он был погребен в той же пещере, где жил последние годы, а позже прах был перенесен в его родовое поместье. Могила просветителя более тысячи лет являлась местом поклонения для армян. Через много лет фрагменты мощей Григория были перенесены в Константинополь, а затем вывезены армянской диаспорой в Неаполь и хранились в базилианском монастыре.
В честь возвращения святынь в кафедральный собор Святого Григория Просветителя в монастыре Неаполя отслужили мессу, в которой участвовал президент Серж Саргсян, посол Армении при Святейшей Особе в Ватикане, архиепископ Неаполя и мэр города, а также другие высокопоставленные представители Италии и Армении.
История создания
Священномученик Григорий Просветитель, первый епископ Армении и самый почитаемый армянским народом исторический деятель, как ни странно, не был армянином. Он родился в 257 году, происходил из знатного парфянского рода и был воспитан в Римской империи, где получил классическое античное образование. Григорий Просветитель — основатель Армянской церкви — широко почитается не только в Армении, но и всей Вселенской Православной церковью. Десница св. Григория Просветителя хранится в Эчмиадзине и является символом власти Верховного Патриарха-Католикоса всех армян и одной из главных святынь Армянской церкви.
Храм стоит на правом берегу Терека у Чугунного (Ольгинского) моста. От церкви на террасы правого берега Терека поднимается Армянская улица. А напротив церкви сохранился дом семьи известного театрального режиссера Евгения Вахтангова. На здании есть мемориальная доска, а в 2013 году в сквере возле Армянской церкви рядом с домом был установлен памятник режиссеру.
История создания церкви неотрывно связана с историей армянской общины, проживавшей в этом месте. Первые армяне — купцы и мастеровые — пришли сюда сразу, как только на Тереке в первой половине XIX века возникла крепость, поставленная на южных рубежах Российской империи для охраны Военно-Грузинской дороги. В 1839 году армянская община тогда еще крепости Владикавказ (статус города будет дарован только в 1860 году) выразила желание иметь свою церковь. И уже несколькими годами позже, в 1843 году, была построена и освящена небольшая деревянная армяно-григорианская церковь, которая просуществовала около двадцати лет.
Число армян во Владикавказе стремительно росло, вскоре деревянная церковь не смогла вместить всех желающих, особенно во время праздников. Уже к 1851 году тут жило уже около 100 армянских семей.
В 1862 году Астраханская армяно-григорианская консистория направила командующему войсками Терской области проект и смету на постройку церкви. Община выбрала для строительства пустырь на старом бульваре, потому что почти все ее члены жили рядом.
Было принято решение «до возведения новой церкви не снимать деревянную церковь, а строить каменную на углу улицы, сняв для этого ветхий церковный флигель».