Поиск предков и родственников. История Грузии, история родов…

Православный кафедральный собор Светицховели, а в официальных источниках «Храм имени двенадцати Апостолов», расположен в центре грузинского города Мцхеты. Монументальное сооружение гордо возвышается на фоне окружающих гор. Недалеко от него на холме стоит монастырь Джвари.

Самый известный и крупный архитектурный памятник города возведен в 11 веке. Это второй по величине и главный православный собор страны. Народное имя его переводится с грузинского языка как «чудотворный столп».

Церковь в Мцхете хранит несколько православных святынь: ризу Иисуса Христа, одежду пророка Илии, частицу мощей апостола Андрея Первозванного, купель царя Мириана и захоронения знатных особ. В 1994 году грузинский храм был признан памятником общемирового значения. Сегодня Светицховели —резиденция архиепископа Мцхетского и Тбилисского.

Легенды храма Светицховели

В произведениях выдающегося писателя Грузии Константина Гамсахурдия упоминается этот храм. В романе писателя под названием «Десница великого мастера» повествуется о том, как была построена эта церковь, как в Грузии распространилось христианство, также рассказывается история самой страны.


Легенда об имени храма

В этом регионе в I веке проживал раввин по имени Элиоз. Он видел, как распяли Иисуса Христа. После той страшной казни ему удалось выкупить кусочек хитона Христа, он привез его в Грузию. Раввин передал святыню сестре Сидонии. Когда девушка взяла ткань в руки и прижала ее к сердцу, то упала бездыханная. Она так умерла, ткань из ее рук не смогли забрать и похоронили вместе с кусочком хитона.

После захоронения Сидонии в саду возле ее могилы вырос кедр с лечебными свойствами. Со временем на этом месте по приказу царя Мириан ІІІ начали возводить церковь. Кедр был срублен. Его древесина пошла на 7 столбов для возведения собора. Оставшийся пень от кедра стал мироточить. К нему приходят люди, чтобы спастись от тяжелых недугов, возносят в этом месте молитвы. Столп и Хитон Господен – это важные святыни в Грузии. В их честь существует христианский праздник, который отмечают осенью, а также весной.

Легенда о зодчем

Зодчий, что занимался возведением храма, происходил из бедной семьи. Когда Арсукидз закончил возведение собора, завистники его оклеветали и зодчему отрубили руку. По второй версии это было распоряжение царя, который не хотел, чтобы зодчий смог построить еще более красивый храм.


Фасад собора украшен рисунком, который повествует эту историю, также есть призыв о том, что следует помянуть зодчего.

Хитон Иисуса Христа – святыня немецкого города Трир

Хитон Господень

Город Трир (Trier an der Mosel) на реке Мозель, расположенный на западной границе немецкой земли Рейнланд-Пфальц, в справочной литературе фигурирует не только как древнейший город Германии, но и самый первый христианский город на немецкой земле, имевший когда-то в Западной Европе титул «святого города». Многие его редчайшие исторические памятники, сохранившиеся с античных времен, в совокупности с уникальными по значимости христианскими святынями объявлены ЮНЕСКО всемирным культурным достоянием. Среди них значится и знаменитый хитон Господа нашего Иисуса Христа.
Августа Треверорум – таково первоначальное название Трира, основанного предположительно самим императором Августом еще в 16 году до Рождества Христова. В III и IV веках Трир имел статус «города императоров» и столицы провинции Белгика Первая, но в V веке он был захвачен и разрушен германскими племенами. С тех пор городу так и не удалось вернуть свою былую значимость, но в нем сохранились многие архитектурные памятники, в том числе и храмы, свидетельствующие о том, что первые очаги христианства на территории современной Германии возникли в областиях, входивших в состав Римской империи. На основе ее административной структуры сформировалась и церковные епархии. В Трире (Треверы), центре провинции, находилась крупнейшая архиерейская кафедра (митрополия). Трирская кафедра считается древнейшей на территории современной Германии. Первыми епископами Трира были ученики апостола Петра – святые Евхарий, Валерий (их гробницы сохранились) и Матерн, а также святой Агреций († 333).

После раздела Римской империи на Восточную и Западную Трир несколько десятилетий (до 387 г.) был столицей Западной Римской империи, где с 306 по 316 год правил Константин Великий, даровавший после ряда реформ христианам свободу вероисповедания и утвердивший в своих владениях христианство. Город посещала мать императора Константина – равноапостольная Елена, как известно, расположившая сына к христианской вере и отыскавшая в 326 году на Святой Земле многие святыни, связанные с обстоятельствами жизни Иисуса Христа. В том числе, ею обретено и Его одеяние – хитон. По распоряжению святой Елены этот хитон был перевезен в Трир и оставлен там навечно, а император Константин в 326 году начал строительство собора в честь Пресвятой Богородицы, куда и был сначала помещен хитон Иисуса Христа, сразу же привлекший к себе внимание паломников. Он же распорядился для этой бесценной святыни построить возле епископской церкви более величественный храм, основанием которого послужил, по преданию, переданный в дар христианской общине Трира дом, где останавливалась и жила равноапостольная Елена. Часть ее мощей (глава) хранится ныне в крипте трирского кафедрального собора святого Петра, строившегося в несколько этапов с 336 по 380 год, а затем с ХI по ХVI век.

Трирский собор

Своей конструкцией трирский собор (dom) представляет базилику с тремя нефами, двумя галереями с трансепом и шестью башнями, а в центре базилики до сих пор сохранилась та ее часть, где первоначально находилось одеяние Спасителя. В комплексе с примыкающей к нему готической церковью Либфрауэнкирхе, построенной в 1235–1260-е годы, современный собор своей архитектурой и особенно разновысокими острыми башнями похож на громадный рыцарский замок. Документы свидетельствуют, что сохранилась лишь четвертая часть первоначального соборного здания, вмещавшего когда-то около 12 тысяч человек.
Трирскую святыню из-за опасения утери, уничтожения или хищения в период непрекращающихся войн и междоусобиц тайно и тщательно прятали в разных укромных местах. Хитону Спасителя поклонялись бывавшие в Трире святитель Афанасий Великий (335 и 340 г.), святитель Мартин Милостивый (370–380), участники Трирского Собора (386).

Согласно информации, полученной в трирском соборе, в 1196 году одеяние Иисуса Христа замуровали в алтаре на восточном клиросе, где оно находилось несколько столетий.

Существует несколько версий относительно того, когда впервые извлекли из тайника и продемонстрировали молящимся трирскую святыню. Одна из них гласит, что это произошло в 1512 году по настоятельной просьбе императора Максимилиана. В документах собора значится, что хитон выставляли для обозрения и поклонения в 1891, 1933 и 1959 годах. Драгоценный ковчег помещался на возвышенном месте, а святыню для лучшего обозрения и поклонения верующим прикрепляли в вертикальном положении под стеклом. Имеются сведения и том, что святыню непродолжительное время показывали паломникам в 1996 году. Нерегулярно, несколько раз в году, без предварительного объявления или оповещения паломников, а также, не приурочивая это событие к каким-либо праздникам, служители собора разрешают молящимся войти в часовню-святилище, где с соблюдением строжайших условий хранится хитон Господа нашего Иисуса Христа. В соборной хронике имеются документальные записи о том, как в разные годы происходили чудеса и являлась помощь Божия многим людям, сумевшим прикоснуться к святыне или помолиться около нее.

В 1960–1975 годах трирский собор подвергся капитальной реставрации, и после этого святое одеяние стали хранить в специально построенной для этой цели часовне-святилище. В центральной части собора, справа от главного алтаря, находится специальный вход в часовню, представляющую собой двенадцатиугольный мемориал. Войти в часовню или подойти совсем близко к ковчегу со святыней невозможно, их можно только обозревать на некотором расстоянии сквозь зарешеченное стекло. Верующие и паломники молятся за решеткой у часовенного порога. Сначала их взор останавливается на золотом кресте висящем на фоне темно-синего «вечернего» неба, украшенного яркими звездами из горного хрусталя. Под крестом находится обильно украшенный драгоценностями стеклянный ковчег, в котором прячутся два других – серебряный и золотой – последовательно вставленных друг в друга. Под толстым бронированным стеклом горизонтально расстелен хитон Иисуса Христа. Кстати, в Трире его чаще называют туникой (der heilige Rock Jesu Christi).

Хитон Господень

Туника – древнеримская одежда, род рубахи, носившейся под тогой. Этот вид мужской одежды у древних греков назывался хитон – широкая свободная рубашка с рукавами из льна или шерсти (до колен или ниже). Во времена земной жизни Спасителя эта мужская одежда была очень простого покроя: длинный кусок материи складывался вдвое и сшивался по краям. Наверху оставляли отверстия для рук и делали разрез для головы. Цельное одеяние ткали на достаточно широком станке, рукава делались короткими или длинными. Мужская рубаха, стягиваемая поясом, отличалась сдержанностью окраски и могла быть коричневой, желтой, черной или полосатой. Если требовалась свобода движений во время работы, рубаху укорачивали, подтыкая ее края под пояс, что называлось «препоясать чресла» и означало готовность к действию.
О хитоне Спасителя повествуется в Евангелии от Иоанна: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху» (Ин. 19, 23).

Что касается подлинности трирского хитона, то хранители святыни утверждают, что установить это в наши дни, спустя столько столетий, практически не представляется возможным, хотя ученые и специалисты, изучавшие в разные годы хитон, сходятся во мнении, что его возраст относится к I веку. Исследования, проводившиеся в 1890–1891 годах, свидетельствуют, что одеяние Иисуса Христа «выполнено из льняной (хлопковой) ткани коричневого цвета и на одеянии не имеется шва. Оно прошито золотыми нитями из Китая». Эти нити специально были доставлены в Трир «для обработки» святыни. Другая экспертиза показала, что на хитоне обнаружен тот же состав растительной пыльцы, который встречается на известной Туринской плащанице.

Служители собора с сожалением констатируют, что из-за длительного и часто неправильного хранения хитон Иисуса Христа стал очень ветхим: в некоторых местах, особенно в многочисленных складках, ослабли или разошлись нити. Для жителей Трира и многочисленных паломников, прибывающих сюда из Германии или из-за рубежа, святое одеяние «является символом Спасителя». И хотя верующие люди едва ли нуждаются в материальном подтверждении своей веры, но им отрадно сознавать, что почти в самом центре Западной Европы находится еще одна великая святыня, свидетельствующая о земной жизни Иисуса Христа.

(Трир-Мюнхен)

Архитектура и внутреннее убранство

Главный православный храм Грузии и второй по величине собор в стране был построен в II веке. В переводе с грузинского языка его народное наименование означает «чудотворный столп». Памятник архитектуры известен далеко за пределами страны. В соборе города Мцхета находятся такие святыни православия, как риза Иисуса Христа, частица мощей Андрея Первозванного, а также одежда пророка Илии. Здесь находится и купель царя Мириана, погребения знатных персон. В 1994 году собор признали памятником мирового значения. В наши дни в Светицховели расположена резиденция архиепископа Мцхетского и Тбилисского.

Здание собора построено в средневековом стиле. Четырехстолпная и крестовокупольная церковь в Мцхете возводилась почти 20 лет под руководством зодчего Арсакидзе, о чем повествует надпись на фасаде здания. Собор возвышается на 54 метра. Построен он в форме прямоугольника, ориентирован с запада на восток. Современный вариант церкви построили на фундаменте базилики давних времен.


Посетителей у входа встречают двери, выполненные из дерева и украшенные фигурами 12 апостолов, изображения ангелов, устанавливающих Столб. В храме много колонн, расположенных по обе стороны от входа. Строение отличается богатым убранством, которое вызывает восхищение. Росписи еще XVI века, множество икон и фресок украшают этот собор. Часть икон – это копии, поскольку оригиналы хранятся в музеях различных стран.

За иконостасом собора находятся одежды пророка Илии. В левой части обустроен колодец, из него набирают с собой или пьют на месте святую воду. Справа в церкви сберегается часть мощей апостола Андрея Первозванного. Он проповедовал в этих местах в I веке. Также справа от входа находится купель. В ней принимал крещение царь Мириан. Она и сейчас используется в обрядах крещения.

В южной стороне собора также находится часовня, выполненная из камня и датированная XIV веком. Это копия Гроба Господня в Иерусалиме. Большинство грузинских храмов темные, а собор в Светицховели хорошо освещен благодаря большому куполу и боковым оконным проемам. Внутренние элементы формируют крест, а постройки вокруг храма — Солнечную систему.


Столп

Главный элемент церкви — это Животворящий Столп. Он находится прямо под аркой, над ним – сень из камня. Изображения на нем повествуют историю Хитона Господня и самого Столпа. В северной части расположена дверь, что ведет к мироточению, но сейчас оно прекратилось. Фрески очень необычные, они изображают то ли медуз, то ли летающие тарелки, внутри которых лица. Эти объекты всегда сопровождают рассказы о Чудотворном Столпе.

Захоронения

Светицховели — это в том числе и место погребения царей и других знатных персон. В соборе проводили коронацию и захоронение персон известной династии Багратионов. Большинство захоронений уцелели, о чем свидетельствуют надгробные плиты, что вмурованы в пол храма.

Стена

Вся обитель окружена стеной из кирпича и камня. В южной стороне стены расположены ворота. На западе находятся еще одни ворота и звонница XI века. Здесь также находится дворец католикоса Антона II в юго-восточной части. Сейчас здание занимает историко-этнографический музей. На территории расположен также монастырь с действующими кельями.


Реставрации

Основные реставрационные работы, которые вернули храму его изначальный вид, были завершены в 1965 году. При работах были найдены останки католикоса Мелкиседека. Во время реставрационных работ в 1970-х годах был найден еще один артефакт — древняя базилика. Точнее ее часть — каменные головы быков, что стали украшением центральных ворот. Добраться из Тбилиси в город Мцхете можно на маршрутном такси.

Те, кто планирует побывать в Тбилиси, обязательно должны посмотреть и город Мцхете. Его собор, окутанный преданиями, достоин посещения. Также он является местом хранения православных святынь, что делает его местом паломничества не только для грузин, но и посетителей из других стран. В соборе всегда многолюдно: кто-то приезжает прикоснуться к святыням, а кто-то полюбоваться архитектурой собора.

Возведение и перестройка церкви

Христианский религиозный центр страны в 4 веке был всего лишь деревянной церковью. Ее построил царь Мириан III, принявший в то время православие. Светицховели стал первым православным храмом страны. Но позже церковь была разрушена при нападении вражеских войск.

В 5 веке Вахтанг I построил вместо нее базилику. А в 11 веке католикос Грузии Мелкиседек I выстроил на ее месте храм, который мы и можем видеть сегодня. Некоторые части древнего сооружения были использованы при новом строительстве, так старые столпы оказались внутри стоящих сейчас. В начале 19 века, когда в Мцхете ждали визита императора Николая, храмовые фрески вместо реставрации были забелены, чтобы не показывать их обветшавшее состояние. Позже собор был заново расписан российскими художниками. Впечатляет, что божий храм устоял и во время землетрясения и в трудные годы советской власти (в это время он был закрыт).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]